Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Собственный бизнес – хороший способ для постепенного подъёма по социальной лестнице. Начало деятельности является более целесообразным: для первоначальной работы требуется немного финансовых ресурсов, а также организацией небольших размеров достаточно удобно управлять.
В то же время, для успешного предоставления услуг предприятия на рынке, необходимо наиболее эффективно организовать управление финансами. В процессе управления малым предприятием в современном мире, ключевая цель его функционирования - обеспечить выживаемость на рынке и улучшить благосостояние фирмы, требующее систематического повышения доходности и рентабельности с сохранением ликвидности и платежеспособности предприятия. Ключевая роль в реализации данной задачи - организация финансов на малом предприятии.
Цель выпускной квалификационной работы – изучение организации финансов на предприятиях малого бизнеса (на примере ИП Сенькина Н.А.). Достижение поставленной цели потребовало решение ее приоритетных задач:
1) Раскрыть понятие и классификацию предприятий малого бизнеса;
2) Выявить понятие, сущность и особенности организации финансов на предприятии малого бизнеса;
3) Определить методику оценки финансово-хозяйственной деятельности на предприятии;
4) Провести организационно-экономическую характеристику ИП Сенькиной Н.А.;
5) Проанализировать состав и структуру финансовых показателей ИП Сенькина Н.А.
6) Провести анализ финансово-хозяйственной деятельности на предприятии;
7) Разработать рекомендации по оптимизации организации финансов.
Объект работы – ИП Сенькина Н.А., как предприятие малого бизнеса.
Предмет работы – особенности организации финансов на предприятии малого бизнеса.
При написании выпускной квалификационной работы применялись такие методы исследования, как анализ, синтез, дедукция, классификация, системный, логический, функциональный методы.
Теоретическую основу исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых и практиков, посвященные вопросам организации финансов на предприятиях малого бизнеса, в частности, Н.Н. Кандраков, М.В. Карп, М.М. Газалиев, Т.В. Морозова, М.С. Абрютина, В.Г. Артеменко, М.И. Баканова, М.В. Беллендир, Л.А. Бернстайн, В.В. Бочарова, Л.Т. Гиляровская, C.B. Дыбаль, О.В. Ефимова, Н.Д. Ильенкова, Н.П. Кондраков, М.Н. Крейнина, Ю.И. Любимцев, Н.П. Любушин, М.В. Мельник, Е.В. Негашев, Г.В. Савицкая и пр.
Также в рамках данной работы использовалась правовая, аналитическая, научная литература, содержащая информацию об объекте исследования. Использованы публикации в таких периодических изданиях, как электронный научно-практический журнал «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Менеджмент организации», «Финансы», «Финансы и кредит», которые целесообразно использовать в процессе изучения организации финансов малого предприятия.
Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что сформулированные выводы и предложения формируют научную базу для дальнейшего применения организации финансов предприятий малого бизнеса.
Предложения и рекомендации могут быть использованы в преподавании учебных курсов «Финансы», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Менеджмент организации», а также в практической деятельности хозяйствующих субъектов.
Структура выпускной квалификационной работы. Структура выпускной квалификационной работы соответствует логике исследований и включает в себя введение, основную часть, включающей две главы, заключение, список литературы и приложения.
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВ НА ПРЕДПРИЯТИИ МАЛОГО БИЗНЕСА
1.1. Понятие и классификация предприятий малого бизнеса в современной экономике
Нельзя рассматривать налоговую, управленческую, финансовую и иную политику на малом предприятии без первоначального ознакомления с понятием «малый бизнес», выявлении его специфики.
Малое предпринимательство является одним из ключевых институтов экономики в различных странах мира, в частности, развитых. Малый бизнес служит основой функционирования среднего класса в настоящее время. По мнению таких исследователей, как О.Н, Бурова, О.А, Володина, малое предпринимательство - устойчивая основа рыночной экономики[9].
Предприятия малого бизнеса – организации, оперирующие в своей деятельности ограниченными ресурсами и формально не состоят в каких-либо коммерческих объединениях.
Значение малых предприятий, их место в современных условиях рынка в различных странах мира возможно представить следующими показателями: доля работающих в данном секторе в общей численности занятых или доля субъектов в ВВП стран.
В силу своих масштабов малое предпринимательство обладает, в основном, региональным характером и ему отводится ключевая позиция в региональной экономике, способствуя созданию целостной структуры хозяйства. Малый бизнес ориентируется на ресурсы конкретного региона, в котором производит свою деятельность, а также на достижение степени удовлетворения потребностей населения. Также малые предприятия воздействуют на позиционирование региона во всей системе национального хозяйства.
В субъектах РФ малый бизнес, примерно, на 70–80 % применяет местные трудовые, материально-технические, природные ресурсы и на 60–90 % удовлетворяет потребности местного рынка[18, с. 96].
Итак, чтобы выявить какие-либо особенности малых предприятий, необходимо начинать с определения его характеристик или функций, которые малое предприятие выполняет. В данном случае представляется очевидным, что малый бизнес, с одной стороны, имеет определенный набор общих функций с иными субъектами предпринимательства, но, с другой стороны, имеет свои функции.
Более важные и основные функции малого предпринимательства выделили Ю.А. Афонин, В.С. Афанасьев, Л.С. Бабаева. Данные исследователи определяют экономическую (общеэкономическую), ресурсную, организаторскую, инновационную и социальную функции. Помимо всего прочего, у ряда авторов отмечается и шестая – политическая функция. В результате своей массовости, в сравнении с крупным бизнесом, приближенности к конечному потребителю, социальную функцию достаточно трудно переоценить[5, с. 21].
Многочисленные ученые и исследователи (Хамидуллин Ф.Ф., Грязнова А.Г. отмечают, что такая роль, которую исполняет малый бизнес особенно в условиях кризиса, более важная. По мнению В.С. Афанасьева, малое предпринимательство служит фундаментальной основой формирования «среднего класса», т.к. исполняет функцию смягчения социальной напряженности[37, с. 4].
Согласно статистическим данным, объем инвестиций, направляемых государством на поддержку малого и среднего предпринимательства в кризисный период был направлен на стимулирование создания новых предприятий, содействие самозанятости оставшихся без работы граждан и финансирование новых проектов, так называемых стартапов.
В Российской Федерации для приближения к стандартам Евросоюза был принят Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [3]. В отличие от Федерального закона «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14.06.1995 г. № 88-ФЗ, в данном Законе введены понятия среднее, малое и микропредприятие.
Постановление Правительства РФ от 13.07.2015 № 702 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» устанавливает критерии отнесения субъекта предпринимательства к малому: численность штата не более 100 человек, предельная выручка до 800 млн. руб., доля участия государства в уставе менее 25 %, доля участия иностранцев – менее 49 %[4].
К предприятиям малого бизнеса следует отнести индивидуальное предпринимательство (далее – ИП) и малое фермерское хозяйство.
Индивидуальный предприниматель - физическое лицо, которое, непосредственно, занимается предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, зарегистрировано в установленном порядке [3].
Мелкое фермерское хозяйство - занятие сельским хозяйством на собственной или арендованной земле, для удовлетворения собственных продовольственных потребностей[3].
Выделим основные характеристики малого предприятия[7, c. 21].
- гибкая реакция на быстрое изменение рынка;
- ввиду небольших размеров предприятий возможно легко перестроить работу;
- нет долгосрочного планирования, что определяется неустойчивостью рыночной среды;
- простая организационная структура;
- высокий уровень непосредственного контроля со стороны руководства;
- решения по всем вопросам принимаются малым числом учредителей. Такой подход может, как позитивно, так и негативно отразиться на предприятии. Всё зависит от личности и профессионализма руководящих персон;
- высокая доля затрат на оплату труда;
- ориентация на внутреннее финансирование;
- экономичность производства;
- применение упрощенной системы бухгалтерского учета и налогообложения.
Такие исследователи, как А.О. Блинов, Л.А. Колесникова, Ю.Н. Нестеренко, В.А. Гражданкин, В.В. Манаев провели классификацию малых предприятий. В основу их классификации были положены такие критерии, как[18, с. 52]:
- число персонала в организации;
- величина продаж;
- объем уставного капитала;
- структура собственности.
Еще одну обширную классификацию малых предприятий предложил исследователь В.Н. Татищев:
1. По масштабу деятельности:
- малые предприятия;
- микропредприятия. В качестве критериев В.Н, Татищев выделил среднюю численность работников и выручку от реализации товаров.
2. По видам экономической деятельности:
- сельское хозяйство;
- добыча полезных ископаемых;
- промышленность;
- строительство;
- торговля;
- сфера услуг;
- финансовая деятельность.
3. По виду организационно-правовой формы:
- юридические лица;
- физические лица (ИП, крестьянские (фермерские) хозяйства).
Малый бизнес выполняет особое значение для снижения социально-экономической напряженности в регионе, направлен на формирование новейших рабочих мест, занятость населения. В этой связи, следует включить в предложенную классификацию малых предприятий следующие классификационные признаки:
4.В зависимости от уровня занятости населения на малых предприятиях:
- низкий (менее 15 чел.);
- средний (16 – 50 чел.);
- высокий (51 – 100 чел.).
5. В зависимости от уровня инвестиционной привлекательности:
- низкий уровень (до 1 млн. руб.);
- средний уровень (от 1 до 5 млн. руб.);
- высокий уровень (свыше 5 млн. руб.). Для оценки малых предприятий по предложенным критериям необходимо использовать данные по отдельному малому предприятию, для оценки уровня инвестиционной привлекательности отрасли экономики, следует применять данные в расчете на одно малое предприятие в регионе.
В зависимости от уровня оборота, малые предприятия можно разделить на следующие группы:
- низкий уровень (до 10 млн. руб.);
- средний уровень (от 10 до 50 млн. руб.);
- высокий уровень (свыше 50 млн. руб.). Для оценки уровня оборота малого предприятия по предложенным критериям необходимо использовать данные по отдельному малому предприятию либо по отрасли экономики, но в расчете на одно малое предприятие.
Итак, малое предприятие является ключевым звеном в экономической системе, имеет различную классификацию в зависимости от признака, положенного в основу. К наиболее важным задачам, решаемым субъектами малого предпринимательства относятся: сглаживание колебаний экономической конъюнктуры посредством сбалансирования спроса и предложения, развитие здоровой конкурентной среды экономики, формирование диверсифицированной и качественной системы бытовых, организационных и производственных услуг, создание значительного количества новых рабочих мест, формирование важнейшей прослойки общества – среднего класса, развитие инновационного потенциала экономики страны.
Представляется необходимым рассмотрение организации финансов на предприятиях малого бизнеса.
1.2. Понятие, сущность финансов и особенности их организации на предприятиях малого бизнеса
Большая роль на любом предприятии принадлежит организации финансовой составляющей. Финансы предприятия представляют собой отношения, которые зарождаются по ходу создания капитала, финансовых фондов, имеются во время их использования и перераспределения. На финансы малого предприятия воздействуют[9, c. 36]:
- организационно-правовая форма (начало финансовых отношений – формирование уставного капитала);
- отраслевые особенности.
Далее рассмотрим принципы организация финансов на малых предприятиях[9, c. 38]:
- хозяйственная самостоятельность;
- материальная ответственность;
- нацеленность на результат всех подразделений предприятия;
- самофинансирование;
- образование резервов.
Финансовые ресурсы малых предприятий могут быть представлены, как собственными накоплениями, так и заемными. Особенностями финансов малого бизнеса являются[10, c. 11]:
- трудный доступ на финансовый и денежный рынки, что обеспечено малодоступностью кредитов из-за высоких процентных ставок банковских организаций;
- существование рисков деятельности;
- более низкий уровень ликвидности малого бизнеса;
Основа организации финансов малого предприятия - обеспечение финансовыми ресурсами в необходимых размерах. Финансовые ресурсы предприятия являются комплексом источников денежных средств, сосредоточенных организацией с целью реализации различного рода деятельности.
Экономист С. О. Мусиенко проводит классификацию финансовых ресурсов по конечному виду получения источников (таблица 1.2.1) [29, c. 4].
Таблица 1.2.1
Формы финансирования малых предприятий, предложенные автором Мусиенко С.О.
Классификация Формы финансирования Объект обеспечения
1 2 3
Прямые Банковское кредитование Субсидии
Чистая прибыль Основные средства и оборотные средства
Косвенные Лизинг
Основные средства
Факторинг Оборотные средства
Кооперация Выручка
Интеграция Выручка
И.И.Горбунова классифицирует формы финансирования малых предприятий по ряду оснований: условия предоставления денежных средств, источники получения денежных средств, субъекты и
Финансовые ресурсы ИП могут быть сформированы за счет[25, c. 4]:
- личных сбережений домохозяйства;
- кредитов и займов коммерческих банков;
- небанковских кредитных организаций и грантов, предоставляемых из бюджетов.
Личные сбережения домохозяйства - основной, либо единственный источник формирования финансовых ресурсов ИП при организации собственного дела. Иные источники финансовых ресурсов имеют небольшой удельный вес. Зачастую банки не кредитуют индивидуальных предпринимателей, так как данное объясняется повышенными рисками для банков.
ИП имеют право получить потребительские кредиты, направлять их в реализацию своей деятельности. Помимо всего прочего, банки предоставляют кредиты под дополнительные гарантии органов власти. Денежные средства ИП могут получить для ведения своего бизнеса. Также получить финансовые ресурсы возможно в микрофинансовых организациях, кредитных кооперативах.
В ходе текущей деятельности малого предприятия ключевой источник финансовых ресурсов служит предпринимательский доход, в составе которого следует выделить все виды доходов, которые получены от предпринимательской деятельности, доходы от реализации имущества, дивиденды по акциям, проценты по облигациям. Величина такого дохода зависит от величины реализации товаров и услуг, цен, расходов, связанных с ведением бизнеса.
ИП, которые имеют стабильный бизнес, положительную кредитную историю, вправе получить кредиты на пополнение оборотных средств, кредиты на неотложные нужды, покупку или под залог конкретного товара и на приобретение недвижимости, овердрафт.
Микрофинансовые компании могут предоставить ИП, которые производят деятельность, поручительства по банковским кредитам, микрозаймы и льготные кредиты[12, с. 44].
Позже в структуре капитала предприятий малого бизнеса отмечается высокая доля заемных средств. В этой связи, у малого предприятия уровень риска выше, чем у крупных компаний.
Особое значение в финансовых ресурсах малых предприятий, которые заняты в приоритетной сфере, выполняют средства, которые поступают в форме субсидий из бюджетов. В составе финансовых ресурсов следует также выделить штрафы, неустойки в результате невыполнения иными экономическими субъектами хозяйственных договоров [11, c. 48].
Особенности финансов малого бизнеса можно рассматривать также относительно системы налогообложения [1].
Для эффективного управления финансами на предприятии малого бизнеса необходима успешная организация финансовой политики компании. Организация управления финансами малого бизнеса является достаточно сложной системой по ее реализации. Управлению финансами на малом предприятии отводится ключевое место в комплексе задач управления предприятия, так как характеризуются спецификой по отношению к крупному и среднему бизнесу. Сам по себе малый бизнес имеет низкую сопротивляемость к негативным внешним факторам, этой связи уровень банкротства для малых предприятий на начальных этапах их становления достигает 70-80%[13, c. 28]. Если же в экономике наблюдается кризисная ситуация, то банкротство грозит и уже действующим малым предприятиям.
Главная особенность управления финансовой составляющей на малом предприятии - отсутствие субъекта с четко очерченным кругом должностных функций. Очень часто функцию финансового специалиста выполняет сам директор. Степень загруженности не позволяет обширно применять инструменты бухгалтера, в частности, прогнозирование и бюджетирование в малом бизнесе не исполняются или выполняются неэффективно, по необоснованным методикам[14, c. 56].
Чтобы провести исследование проблем управления финансами малых предприятий, необходимо четко выделять критерии отличия. Так, У. Уокером и Дж. У. Петти выделили ключевые компоненты, по которым
Фрагмент для ознакомления
3
1. Налоговый кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 № 146-ФЗ (изм. от 03.08.2018)
2. Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (изм. от 29.07.2018)
3. Федеральный закон от 24 июля 2007г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (изм. от 03.08.2018)
2. Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ
4. Постановление Правительства РФ от 13.07.2015 № 702 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства»
3. Нормативные акты
5. Бухгалтерская отчетность организации ПБУ 4/99
(утв. приказом Минфина РФ от 6 июля 1999 г. № 43н)
6. Приказ Минфина России от 02.07.2010 № 66н (ред. от 06.03.2018) «О формах бухгалтерской отчетности организаций» (Зарегистрировано в Минюсте России 02.08.2010 № 18023)
4. Учебники, монографии, диссертации
7. Бригхем Ю., Гапенски. Финансовый менеджмент: Полный курс: В 2-х т. - СПб.: Экономическая школа, 2015. – 225 с.
8. Буров, В.Ю. Малое предпринимательство в России и Байкальском регионе (история, современное состояние, проблемы, перспективы развития) (монография) / В.Ю. Буров, В.С. Потаев, А.П. Суходолов – Иркутск Изд-во Иркут. гос. унта,, 2014. – 282 с.
9. Бурова, О.Н. Совершенствование оценки финансового состояния малых организаций в Российской Федерации: дис. канд. экон. наук: 08.00.1о / О.Н. Бурова. – Москва, 2015. – 170с.
10. Володина. А.А., Управление финансами. Финансы предприятий /
учебник – 2-е изд. / под. Ред. А.А. Володина. – изд. М.: ИНФРА-М, 2016.– 510 с.
11. Грязнова, А.Г. Финансы/А.Г. Грязнова.- М.: Финансы и статистика, 2015. – 280 с.
12. Ефимова, О.В. Анализ финансового положения предприятия/ О.В. Ефимова. - М.: ЮНИТИ, 2015. – 244 с.
13. Ковалев, В.В. Управление денежными потоками, прибылью и рентабельностью: учебно-практическое пособие/ В.В. Ковалев. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2015. – 40 с.
14. Кулизбаков, Б. К. О принципах проведения углубленного финансового анализа и принятия решений по управлению дебиторской и кредиторской задолженностью/Б.К, Кулизбаков, Е.В. Давлатова. - М: ИЦ Банковского территориального института профессиональных бухгалтеров, 2015. - 256 с.
15. Лебедева, Е.Ю. Совершенствование механизма управления финансовыми ресурсами малых предприятий: автореф. дисс. на соискание ученой степени кандидата экономических наук: 08.00.15 / Е.Ю.Лебедева – Москва, 2015. – 26 с.
16. Лукасевич И.Я. Финансовый менеджмент. – М.: Эксмо, 2015. –352 с.
17. Основы предпринимательства: учебное пособие, издание второе доп. и перераб. / В.Ю.Буров. – Чита: Изд-во ЧитГУ, 2013. – 441 с.
18. Попков В.П.Организация предпринимательской деятельности/ В.П. Попков. - СПб.: Питер, 2017. – 352 с.
19. Соколова, Н. А. Управленческий анализ: Учеб. пособие/ Н,А. Соколова. - М.: Глобус, 2015. - 235 с.
20. Фролова В.Б. Развитие малого предпринимательства в России. – М., 2016. – 214 с.
5. Статьи из периодических изданий
21. Богомолов, А. М. Управление дебиторской и кредиторской задолженностью как элемент системы внутреннего контроля в организации // Современный бухучет. — 2015. — № 5. — С. 46–51.
22. Быкова, Е.В. Показатели денежного потока в оценке финансовой устойчивости предприятия. // Финансы. - 2016.- № 3. - С.10.
23. Гаскаров Н.Н.Особенности организации финансов на предприятиях малого бизнеса//Молодой ученый. – 2017. - № 1. – С. 4-6.
24. Горбунова И.И. Проблемы формирования финансовых ресурсов малых предприятий / И.И. Горбунова//Инновации. – 2016. - № 5. – С. 12.
25. Дулова, А.Д. Малое предпринимательство: понятие и место в экономике страны / А.Д. Дулова// Публикация научных статей. – 2015. – № 27. – С. 2.
26. Емелин, В. Н. Управление кредиторской задолженностью организации [Текст] / В. Н. Емелин, Е. И. Пивкина // Молодой ученый. — 2015. — № 8. — С. 13-15.
27. Игнатьева Е. В. Методика анализа финансового состояния предприятия // Молодой ученый. — 2015. — №5. – С. 2.
28. Комаха, А. Л. Эффективное управление кредиторской задолженностью. // Экономика. Финансы. Управление. – 2015. - № 4. – С. 22.
29. Мусиенко, С.О. Сравнительный анализ основных форм финансирования малых предприятий / С.О. Мусиенко// Гуманитарные научные исследования. – 2015. – № 8.- С. 4.
30. Cтoянoва E.С. Деньги в малом бизнесе: особенности финансового менеджмента небольших фирм / Е.С. Стоянова//Научная библиотека. – 2017. - № 3. – С. 3.
31. Стоянова Е. Особенности финансового менеджмента в малом бизнесе. // Финансовый директор. – 2018. - №11. – С. 21.
32. Тюрина В. Ю. Сравнение отечественных методик проведения финансового анализа организации [Текст] / В. Ю. Тюрина, Э. Р. Альмухаметова // Молодой ученый. — 2016. — № 11. – С. 10.
33. Фролова В.Б. Проблемы формирования структуры заемного капитала организаций //Современные научные исследования и инновации. - 2015. - № 4. - С. 60.
34. Фролова В.Б. Стратегические направления финансового менеджмента предприятия// В сборнике: Инновационные процессы в экономике и управлении: состояние, проблемы, тенденции Межвузовская научно- практическая конференция. - 2015. - № 8. - С. 109-113.
35. Фролова В.Б. Управление обеспеченностью финансовых ресурсов организации // Современные научные исследования и инновации. 2015.- №8-2. - С. 90-93.
36. Фролова В.Б. Финансовый менеджмент: понятийный аппарат// Экономика. Налоги. Право. - 2015. - № 5. - С. 72-82.
37. Хамидуллин, Ф.Ф. Развитие методологии исследования малого бизнеса / Ф.Ф. Хамидуллин // Проблемы современной экономики. Евразийский международный научно-аналитический журнал. – 2016. – № 3. – С. 4.
6. Интернет-ресурсы
38. Анализ платежеспособности предприятия [Электронный ресурс] //Информационно – аналитический портал, 2018. - URL: http://audit-by.narod.ru/referat/analiz.htm(дата обращения: 23.11.2018)
39. Долгосрочное финансовое планирование организаций [Электронный ресурс] // Официальный сайт помощи подготовки к экзаменам, 2017. – URL: http://repetitora.com/dolgosrochnoe-finansovoe-planirovanie-organizacij (дата обращения: 23.11.2018).
40. Коэффициенты и анализ платежеспособности [Электронный ресурс] // Портал информационной поддержки бухгалтеров, 2015. - URL: http://www.audit-it.ru/finanaliz/terms/analysis/solvency_ analysis.html(дата обращения: 23.11.2018).
41. Лисова М.Э. Методика анализа финансового состояния предприятия [Электронный ресурс]. 2017. - № 20(20). - URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/20/27764 (дата обращения: 23.11.2018).
42. Особенности финансов малого бизнеса. – URL: https://bank-explorer.ru/finansy/osobennosti-finansov-organizacij-malogo-biznesa.html (дата обращения: 25.11.2018)
7.Материал с базы практики
43. Бухгалтерский баланс ИП Сенькова Н.А. за 2017 год