Фрагмент для ознакомления
2
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ.
1.1. Характеристика нарушений зрения у детей.
Зрение - самый мощный источник информации о внешнем мире. 85-90% информации поступает в мозг через зрительный анализатор, и частичное или глубокое нарушение его функций вызывает ряд отклонений в физическом и психическом развитии ребенка.
Зрительный анализатор обеспечивает выполнение сложнейших зрительных функций. Принято различать пять основных зрительных функций: 1) центрального зрения; 2) периферического зрения; 3) бинокулярного зрения; 4) светоощущения; 5) цветоощущения.
Центральное зрение требует яркого света и предназначено для восприятия цветов и объектов малых размеров.
Бинокулярное зрение - способность пространственного восприятия, объема и рельефа предметов, видение двумя глазами.
Периферическое зрение действует в сумерках, оно предназначено для восприятия окружающего фона и крупных объектов, служит для ориентировки в пространстве. Этот вид зрения обладает высокой чувствительностью к движущимся предметам, отдаленность вблизи, вдали, расстояние.
Благодаря цветовому зрению человек способен воспринимать и различать все многообразие цветов в окружающем мире. Появление реакции на различение цвета у маленьких детей происходит в определенном порядке. Быстрее всего ребенок начинает узнавать красный, желтый, зеленый цвета, а позднее - фиолетовый и синий. Глаз человека способен различать разнообразные цвета и оттенки при смешивании трех основных цветов спектра: красного, зеленого и синего (или фиолетового).
Светоощущение - способность сетчатки воспринимать свет и различать его яркость. Различают световую и темновую адаптацию. Нормально видящие глаза обладают способностью приспосабливаться к разным условиям освещения. Световая адаптация - приспособление органа зрения к высокому уровню освещения. Дети, у которых нарушена световая адаптация, в сумерках видят лучше, чем на свету. У некоторых детей с нарушением зрения отмечается светобоязнь. В этом случае дети пользуются темными очками. Расстройство темневой адаптации приводит к потере ориентации в условиях пониженного освещения. Освещенность спортивного зала (помещения) в школах III-IV видов должна быть намного выше, чем для учащихся с нормальным зрением [7.-76 c.]
По данным ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения), во всем мире насчитывается более 35 млн незрячих, в России - около 260 тыс. Слепота бывает врожденной и приобретенной. Врожденная слепота - нарушение развития некоторых отделов головного мозга, зрительных нервов, сетчатки глаза. Приобретенная слепота развивается после перенесенных глазных заболеваний: глаукомы, трахомы, кератита, поражения зрительного нерва, а также после травм глазного яблока, повреждений глазницы и черепно-мозговых травм.
Ребенок с нарушением зрения - термин, касающийся как незрячих, так и слабовидящих. Незрячих делят на тотально слепых (Vis - 0) и детей с остаточным зрением (Vis от 0 до 0, 04 с оптической коррекцией стеклами на лучшем глазу) Слабовидящие дети по состоянию зрительных функций разнообразны. Это обусловлено, прежде всего, клиническими формами и степенью их глазной патологии. Слабовидящими считают людей, имеющих остроту зрения от 0,2 до 0,6 с оптической коррекцией стеклами на лучшем глазу. К данной категории относятся дети со следующими заболеваниями: близорукость, дальнозоркость, косоглазие, астигматизм, альбинизм, амблиопия, нистагм, микрофтальм, дети с монокулярным зрением, а также с нарушениями центрального и периферического зрения и др. [8.-184 c.]
Анализ специальной литературы позволяет нарушения зрения условно разделить на глубокие и неглубокие. Г.В. Никулина (2002) предлагает следующую классификацию: к глубоким относятся нарушения зрения, связанные со значительным снижением таких важнейших функций, как острота зрения и поле зрения, имеющие ярко выраженную органическую зрительную деривацию. В зависимости от глубины и степени нарушений перечисленных функций может наступить слепота или слабовидение. К неглубоким зрительным нарушениям относятся нарушения глазодвигательных функций (косоглазие, нистагм); нарушения цветоразличения (дальтонизм, дихромазия); нарушения характера зрения (нарушения бинокулярного зрения); нарушения остроты зрения, связанные с расстройствами оптических механизмов зрения (миопия, гиперметропия, астигматизм, амблиопия).
Остановимся на наиболее характерных нарушениях зрения у детей школьного возраста.
Близорукость (миопия) характеризуется недостатком преломляющей силы глаза, в результате которого дети плохо видят отдаленные предметы, действия, а также то, что написано на классной доске. При чтении учащиеся приближают книгу к глазам, сильно склоняют голову во время письма, прищуривают глаза при рассматривании предметов - это первые признаки развития миопии.
В целях компенсации близорукости назначают очки. Для ее лечения применяются: очковая коррекция, контактные линзы, точечный массаж, медикаментозное лечение, физиотерапевтическое лечение и др. [1. – 284 с.]
Дальнозоркость (гиперметропия) характеризуется тем, что фокус параллельных лучей после их преломления в глазу оказывается лежащим позади сетчатки. У новорожденных глаза, как правило, дальнозоркие. В результате роста глаза размер глазного яблока увеличивается, и к 10 годам глаза становятся соразмерными, а если развитие глаза отстает, то он становится дальнозорким. При этом функциональные возможности зрительной системы при работе вблизи хуже, чем у близоруких. Дальнозорким детям приходится чрезмерно напрягать свой аккомодационный аппарат, напряженная зрительная работа вызывает у них зрительное утомление, которое проявляется в виде головной боли, тяжести в глазах, в области лба, а иногда в головокружении, буквы при чтении сливаются, становятся неясными. Все эти явления обусловлены переутомлением ресничной мышцы.
Дальнозоркость корригируется оптическими линзами. Раннее выявление, очковая коррекция и специальные упражнения для снятия зрительного утомления могут предупредить возникновение косоглазия.
Поскольку дальнозоркость не сопровождается органическими поражениями глазного дна, страдающие дети не имеют противопоказаний к физическим нагрузкам.
Косоглазие характеризуется отклонением одного из глаз от общей точки фиксации. У этих детей наблюдается периферическое зрение, снижение остроты зрения косящего глаза, значительно снижена или нарушена восприимчивость предметов двумя глазами и способность сливать их изображения в единый зрительный образ. Причинами возникновения могут быть: наследственность, поражение центральной нервной системы, различные аномалии рефракции глаза, психическая травма (испуг), острые инфекционные заболевания, чрезмерная зрительная нагрузка и т. д.
Лечение следует начинать сразу же после выявления. Вначале назначают очки, проводят плеоптическое лечение (заклейка лучше видящего глаза), засветы с помощью специальных приборов, упражнения, направленные на восстановление бинокулярного зрения, искусственно усиливают зрительную нагрузку (чтение мелкого шрифта, раскладывание мелкой мозаики, сортировка различных видов крупит.д.).
Астигматизм - сочетание в одном глазу разных видов рефракций или разных степеней рефракции одного вида. Симптомы астигматизма: выраженные явления зрительного утомления, головные боли, блефароконъюктивиты, реже - хроническое воспаление краев век. Причинами развития астигматизма могут быть: ранение глаза, оперативные вмешательства на глазном яблоке, болезни роговицы.
Для лечения и коррекции астигматизма используются следующие методы: очковая коррекция, коррекция контактными линзами, хирургические методы лечения
Нистагм (дрожание глаз) - самопроизвольные колебательные движения глазных яблок. По направлению он может быть горизонтальным, вертикальным и вращательным; по виду - маятникообразным, толчкообразным и смешанным. Причины возникновения нистагма: поражения таких участков мозга, как мозжечок, гипофиз, продолговатый мозг и др. Нистагм, как правило, не доставляет беспокойства детям, но они испытывают нечеткость восприятия даже при достаточно высокой остроте зрения, слабость зрения, которая плохо поддается исправлению.
Амблиопия - понижение зрения без видимых причин, выражающееся в снижении остроты центрального зрения. Часто возникает вследствие вынужденного бездействия глаза при косоглазии и нарушении бинокулярного зрения.
Катаракта - помутнение хрусталика глаза, что приводит к значительному снижению остроты зрения.
Глаукома - повышение внутриглазного давления, которое, в свою очередь, приводит к повышению внутричерепного давления.
Ретроленталъная фиброплазия - заболевание, при котором за хрусталиком образуется плотная мембрана из соединительной ткани и отслоенной сетчатки в результате токсического действия 80-100% кислорода, который дают недоношенным детям, что вызывает частичную или полную отслойку сетчатки. Чаще всего ретролентальная фиброплазия заканчивается слепотой. Это заболевание на современном этапе занимает второе место из общего числа глазных заболеваний у детей [15. – 92-101 с.]
У незрячих детей также отмечаются такие нарушения зрения, как снижение функций зрительного анализатора, поражение органа зрения или глаза в целом, опухоли мозга или глаза (рети-нобластома) и пр.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Головин С.Ю. Физическое воспитание детей с нарушением зрения. - М.: Просвещение, 2015. - 284 с.
2.Иванов А.Н. Особенности физического развития детей младшего школьного возраста с нарушением зрения // Журнал педагогических исследований. - 2017. - №3. - С. 62-96.
3.Ковалев В.А., Петрова Е.И. Физическая культура и спорт для детей с ограниченными возможностями. - СПб.: Издательство СПбГУ, 2018. - 480 с.
4.Кулаков И.В. Физическое воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья. - М.: Наука, 2016. - 156 с.
5.Никулина Г.В. Зрение и развитие детей. - М.: ВЛАДОС, 2002. - 184 с.
6.Петрова И.Н. Методические рекомендации по физическому воспитанию детей с нарушением зрения. - М.: Академия, 2019. - 45 с.
7.Плаксина Л.И., Григорьева Л.П. Психологические аспекты физического воспитания детей с нарушением зрения // Психология и здоровье. - 2020. - №4. - С. 59-76.
8.Смирнов М.Н. Развитие физической культуры в системе образования // Вестник образования. - 2019. - №2. - С. 65-101.
9.Сеченов И.М. Основы физиологии движения. - М.: Медицина, 2021. - 96 с.
10.Федоров В.В. Адаптивная физическая культура: теория и практика. - М.: Высшая школа, 2017. - 156 с.
11.Чеботарев А.С. Физическое воспитание детей с ограниченными возможностями // Спорт и здоровье. - 2018. - №5. - С. 65-92.
12.Шипилова Т.В. Физическое воспитание детей с нарушением зрения: практическое руководство. - М.: Владос, 2016. - 65 с.
13.Якубович О.В. Физическое развитие и двигательная активность детей с ограниченными возможностями здоровья. - М.: Логос, 2018. - 62 с.
14.Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ). Здоровье детей с нарушением зрения: рекомендации и стандарты. - Женева, 2019. - 45 с.
15.Мишин И.А. Коррекционная педагогика. - М.: Издательство МГУ, 2017. - 101 с.
16.Земцова М.И., Новикова Л.А. Влияние физических упражнений на психофизическое развитие детей с нарушением зрения. - СПб.: Питер, 2020. - 184 с.
17.Трифонова Н.В. Комплексные программы физического воспитания для детей с нарушением зрения. - М.: Наука, 2019. - 284 с.
18.Галкин, С. А. Воспитание. Личность. Общество [Текст] / С. А.Галкин. – Дубина: Феникс, 2009. – 144с.
19.Данилевский, Ю. А. Методика и практика проведения игр, которые оказывают содействие развитию физических качеств [Текст] / Ю. А. Данилевский. – Волгоград, 2010. – 114 с.
20.Дубровский, В. И. Лечебная физическая культура [Текст]: учеб. для студентов высших учебных заведений / В. И. Дубровский. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2011. – 122 с.
21.Иванникова, О. Играем в русские народные игры с детьми с нарушениями зрения [Текст] / О. Иванникова // Дошкольное воспитание. – 2005. – № 4. – 123 с.
22.Комарова, Т. С. Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу [Текст] / Т.С. Комарова, О. А. Соломенникова – Ярославль: Академия развития, 2006. – 385с.
23.Кудрявцев, В. Физическая культура и развитие ребенка [Текст] // Дошкольное воспитание / В. Кудрявцев. – № 2, 2004.
24.Лаптев, А. П. Теория и методика физической культуры [Текст] / А. П. Лаптев. – М.: ФИС, 2010. – 124 с.
25.Луговая, В. А. Народные подвижные игры, развлечения и забавы: методология, теория и практика [Текст] / В. А. Луговая. – СПб.: Детство- пресс, 2011. – 105 с.
26.Ноткина, Н. А. Оценка физического и нервно – психического развития детей раннего и дошкольного возраста [Текст] / Н. А. Ноткина, Л.И.Казьмина, Н.Н. Бойнович. – СПб.: Детство-Пресс, 2011. – 146 с.
27.Осипова, Л. Б. Методические рекомендации к программе «Развитие осязания и мелкой моторики» – коррекционно-развивающая программа для детей младшего дошкольного возраста с нарушениями зрения (косоглазие и амблиопия) [Текст]: учебно-методическое пособие / Л. Б. Осипова. – Челябинск: Цицеро, 2011. – 123 с.
28.Плаксина, Л. И. Теоретические основы коррекционной работы в детском саду для детей с нарушениями зрения [Текст] / Л. И. Плаксина. – М.: Город, 2009. – 262с.
29.Соломенникова, О. А. Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу [Текст] / О.А. Соломенникова, Т. С. Комарова. – М.: Знание, 2011. – 144 с.
30.Теория и методика физической культуры дошкольников [Текст]: учебн. пособие / под ред. С. О. Филипповой [и др.]. – СПб.: Детство-пресс, 2011. – 656 с.
31.Теория обучения [Текст]: учеб. пособие для вузов / под ред. И. П Андриади. – М.:Академия, 2010. – 355 с.
32.Толмачев, Р. А. Адаптивная физкультура и реабилитация слепых и слабовидящих [Текст] / Р. А. Томачев. – М.: Советский спорт, 2010. – 201 с.
33.Фарвель, В. С. Движение, развитие, здоровье [Текст] / В. С. Фарвель. – М.: Просвещение, 2011. – 309 с.
34.Шебеко, В. Н. Физическая культура в подготовительной к школе группе детского сада [Текст]: метод. пособие. [Текст] / В. Н. Шебеко, Л. В.Карманова. – Мн.: Полымя, 2010. – 125 с.
35.Юрко, Г. М. Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста [Текст] / Г. М. Юрко, В. П. Спирина. – М.: Знание, 2010. – 248 с.