Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Социальное обеспечение - одна из ключевых ролей общества и государства в целом. Успешное развитие и функционирование системы социального обеспечения зависит от состояния экономики, политики и социального самочувствия населения. Целью социального обеспечения является материальное обеспечение отдельных категорий граждан и выравнивание социального статуса граждан по сравнению с остальным обществом за счет средств государственного бюджета и средств вне специального бюджета при наступлении событий, которые государство признает социально значимыми. В целом понятие социального обеспечения не представляет собой конкретного материального блага. Напротив, данное определение является более широким, поскольку содержит несколько смыслов и описывает общее понятие, используемое в качестве обобщения. Социальное обеспечение охватывает все виды материальных благ, которые могут быть предоставлены гражданам в рамках системы социального обеспечения, а также включает в себя ряд правовых, экономических и политических элементов.
Актуальность темы исследования определяется следующими обстоятельствами. Одной из основных мер по решению демографической проблемы является стимулирование рождаемости, т.е. введение мер государственной поддержки молодых семей (в основном женщин), решивших завести детей. С этой целью Правительством РФ были разработаны и внедрены две инновационные схемы: материнский капитал и родовые сертификаты.
Важнейшими задачами введения материнского (семейного) капитала являются:
-формирование системы социальных и личностных ценностей, актуальных для семей с детьми;
-повышение материального благосостояния, уровня и качества жизни семьи;
-повышение качества жизни семьи;
-создание благоприятных социально-экономических условий для рождения, содержания и воспитания детей, в том числе условий для самореализации молодежи (например, общее и профессиональное образование, высокооплачиваемая работа, возможность обеспечить семью достойным жильем).
Существуют проблемы с получением средств материнского (семейного) капитала, поскольку использование этих средств ограничено, а получить их в денежной форме не представляется возможным. Поскольку законодательно установлены целевые ограничения на расходование средств пособия по материнству и детству (семье), любая попытка обойти эти ограничения является "хищением бюджетных средств" и подлежит уголовному преследованию по статье "мошенничество".
Право на материнский капитал есть не только у федерального правительства РФ, но и у региональных властей. Правительство каждого субъекта Российской Федерации имеет право на своем уровне утверждать региональный материнский (семейный) капитал. Оба вида государственной помощи имеют единые социальные цели и задачи, такие как стимулирование рождаемости, поддержка семей с детьми и повышение уровня жизни малообеспеченных семей. Разница заключается в размере субсидии. Республиканский материнский (семейный) капитал значительно меньше федерального, так как выделяется из местного бюджета, а не из государственной казны. Республиканский материнский (семейный) капитал также отличается условиями выплаты, другими категориями получателей, механизмами регистрации и допустимыми расходами. Указанные проблемы свидетельствуют о несовершенстве нормативно-правовой базы и правоприменительной практики в области получения и использования средств материнского (семейного) капитала определяет актуальность настоящего исследования.
Степень разработанности темы исследования. Многие исследования подтвердили, что важность поддержки молодых семей и повышения уровня является наиболее важным фактором повышения рождаемости. Особенно важно изучать вопросы, связанные с получением и семейного капитала, поскольку для улучшения качества жизни семьи необходимо выявить эти проблемы и найти пути их решения. Многие ученые придают большое значение этим вопросам. На этом этапе выбранная тема получает особую актуальность. Это требует некоторого рассмотрения с точки зрения новых научных данных и потребностей юридической практики.
Семья как социальный институт рассматривается в работах широкого круга авторов, как российских, так и зарубежных. Среди них можно выделить работы: Э. Дюркгейма, Ф.Э. Шереги, М. Вебера, П. Сорокина. Многие социологи (Е.О. Смирнова, О.С. Сермягина и Х. Шульц-Хенк) в своих работах исследуют вопросы взаимоотношения родителей и детей в семьях разного типа. В современных работах большое внимание уделяется социальной работе с семьями, в том числе поднимаются вопросы социально-педагогической деятельности с семьями с позиций социальной работы.
Теоретической основой исследования являются труды российских ученых по праву, такие как: Филиппова М.В., Григорьев И.В., Шайхатдинов В.Ш., Мачульская Е.Е. и другие авторы.
Объект исследования составляют общественные отношения, регулирующие особенности получения материнского (семейного) капитала в России.
Предметом исследования настоящей работы являются нормы права социального обеспечения в области реализации права на материнский (семейный) капитал.
Целью исследования является анализ проблем получения материнского (семейного) капитала в России.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1.раскрыть понятие семьи в системе социально-правовой политики;
2.раскрыть вопросы правового регулирования материнского капитала в системе права РФ;
3.исследовать основания для получения материнского (семейного) капитала;
4.выявить проблемы и перспективы, связанные с выплатой материнского (семейного) капитала.
Методологическая основа исследования. Методологическую основу исследования составили общенаучный диалектический метод познания, а также следующие общие, специальные и частные методы исследования: формально-юридический, системный, комплексный, нормативный.
Нормативную и эмпирическую базу исследования составили: Конституция РФ; федеральное и региональное законодательство в сфере права социального обеспечения; и иные материалы судебной практики.
Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав основного текста, заключения, списка литературы.
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОЛУЧЕНИЯ МАТЕРИНСКОГО (СЕМЕЙНОГО) КАПИТАЛА
1.1 Понятие семьи в системе социально-правовой политики
В нашей стране демографическая проблема становится все более серьезной. В связи с этим государство различными способами пытается стимулировать повышение рождаемости. Одним из основных критериев социального государства является защита материнства, которая включает в себя помощь и защиту семьи [8, с. 30].
Семья - это объединение людей, основанное на браке, фактическом браке, родстве и приеме детей в семью на воспитание, определяемое общностью быта, выгодой и взаимной заботой. Она является важной единицей государственного устройства. Государство, охраняет неприкосновенность внутренней жизни семьи и исключает чрезмерное вмешательство, подрывающее ее мирные отношения.
События последнего столетия и радикальные изменения в обществе привели к тому, что в нашей стране произошел ряд демографических спадов, или демографических кризисов.
В словаре С.И. Ожегова слово "семья" имеет три значения, первое из которых так или иначе связано с его пониманием в доктрине и нормативной базе семейного права: "Группа живущих вместе близких родственников". Словарь Д.Н. Ушакова трактует понятие данного слова практически аналогично, при этом раскрывая через "группу": "Группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе" [10, с. 150].
В этом смысле они изначально считают, что "семья" - это группа людей, членов одного типа, связанных определенными отношениями и проживающих в одном жилище. Очевидно, что в современном мире признак жизни в доме не оказывает существенного влияния на семейное сообщество. Например, проживание отдельно от родителей в связи с обучением в вузе не означает, что ребенок не рассматривает семью как тип сообщества родителей и близких родственников. Так, детей военнослужащего в возрасте до 23 лет, обучающихся по очной форме, учитывают в качестве членов его семьи и его иждивенца (ч. 5 ст. 2, ч. 3 ст. 16 и др. Федерального закона "О статусе военнослужащих"). Кроме того, можно сказать, что в семье есть супруги, один из которых (реже - оба) военнослужащие, когда глава семьи служит в отдаленных регионах (например, в настоящее время в Сирии), на кораблях и т.д. Долгое время не живет в месте с другим супругом; юридически эта семья существует [12, с. 51]. Это имеет различные семейные и юридические последствия как собственность (содержание, отношение к совместной собственности супругов, определение состава единоличной собственности каждого из супругов (например, квартира, приобретенная в рамках системы накопительной ипотеки для размещения военнослужащих - ст. 34 СК РФ, ст. 256 ГК РФ), так и в сфере личных неимущественных отношений супругов (ст. 31 СК РФ) и др.
В Российской Федерации государство оказывает поддержку семьям, матерям и детям, а также предоставляет отдельным лицам гарантии социальной защиты.
До сих пор повышение социальной защищенности семей с детьми остается важным направлением социальной и демографической политики Российской Федерации.
В 1992 году уровень смертности в России впервые за последние десятилетия значительно превысил уровень рождаемости. В последующие 15 лет в стране ежегодно умирало более 2 млн. человек, а рождалось около 1-1,5 млн. человек в рамках мер, которые должны положить конец демографическому кризису. Концепция демографической политики Российской Федерации на 2025 год была утверждена президентом.
Термин "материнский капитал" впервые был употреблен 10 мая 2006 года в письме президента Владимира Путина Федеральному Собранию Российской Федерации. В своем выступлении перед депутатами Президент уделил особое внимание вопросам народонаселения. В частности, он предложил увеличить плату за уход за детьми для матерей, повысить благосостояние расширенных семей и учредить так называемый материнский капитал для тех, кто родил второго ребенка, чтобы способствовать росту рождаемости в стране. Изначально планировалось, что план будет действовать в течение 10 лет [16, с. 44].
Однако, учитывая его социальную значимость и эффективность, было принято решение расширить его эффективность. 1 января 2018 года вступил в силу Закон № 432-ФЗ о продлении срока действия капитала до 31 декабря 2021 г., впоследствии анализируемая мера поддержки неоднократно была продлена, в настоящий момент материнский (семейный) капитал продлен до 2030 г. Изначально (в 2007 году) сумма, уплаченная за материнский капитал, составляла 250 тысяч руб. (рисунок 1.1).
Рисунок 1.1 – Размер материнского (семейного) капитала с 2007-2024 гг, руб.
Данная сумма индексируется каждый год (в соответствии с федеральным законом) и в 2015 году достигла 453 тысяч рублей. Однако с 2016 года из-за сложной финансовой ситуации в стране ежегодная индексация была приостановлена - по состоянию на 2018 год включительно размер материнского капитала остался неизменным - 453 026,00 рублей. Согласно бюджету страны на следующие три года, в 2020 году капитал был проиндексирован на 3,8% и достиг 470 241 рубля.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты:
1.Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2.Федеральный закон от 19.05.1995 № 81–ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» // Собрание законодательства Российской Федерации от 1995 г. – № 21. – ст. 1929.
3.Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» от 29.12.2006 № 256-ФЗ (последняя редакция) // Собрание законодательства Российской Федерации от 1 января 2007 г. – № 1 (часть I). – ст. 19.
4.Федеральный закон от 01 марта 2020 г. № 35-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам, связанным с распоряжением средствами материнского (семейного) капитала» // СЗ РФ. 2020. № 9. Ст. 1127.
5.Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223–ФЗ (ред. от 31.07.2023) // Российская газета.– № 17. –27.01.1996.
6.Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63–Ф3 (ред. от 06.04.2024) // Собрание законодательства РФ. –1996.
7.Закон Челябинской области от 15.12.2011 № 251-ЗО «О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей, в Челябинской области» // http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
8.Постановление Правительства Челябинской области от 26.06.2013 г. № 108-П Административный регламент предоставления государственной услуги "Распоряжение средствами (частью средств) областного материнского (семейного) капитала" // http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
9.Постановлением Губернатора Челябинской области от 02.08.2012г. № 211 «Порядок учета и исчисления величины среднедушевого дохода семьи, дающего право на получение пособия на ребенка и дополнительных мер социальной поддержки семей, имеющих детей» // http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
Научная литература:
10.Абдуллина, Ю. Р. Материнский капитал в системе социального обеспечения / Ю. Р. Абдуллина // Студенческий форум. – 2023. – № 10-1(233). – С. 44-46. – EDN WFQTJW.
11.Ананьева Е. О., Абовян Э. П. Материнский капитал: проблемы законодательного регулирования и оформления // Ведомости уголовно-исполнительной системы. – 2021. – № 3(226). – С. 58–64.
12.Велиева Э. Ш., Гулевич И. В. Материнский капитал: современное состояние, отдельные аспекты реализации права на материнский капитал // Modern Science. – 2020. – № 2–1. – С. 150–154.
13.Гавриленко, К. В. Материнский капитал как одна из мер государственной поддержки семей, имеющих детей / К. В. Гавриленко, Ю. С. Гусакова // Флагман науки. – 2023. – № 11(11). – С. 632-634. – EDN VKUXSC.
14.Галустян, Э. А. Материнский капитал как дополнительная мера государственной поддержки семей, имеющих детей / Э. А. Галустян, С. А. Лукинова // Студенческий вестник. – 2023. – № 45-4(284). – С. 51-53. – EDN QHGRIB.
15.Григорьев, И. В. Право социального обеспечения : учебник и практикум для среднего профессионального образования / И. В. Григорьев, В. Ш. Шайхатдинов. - 8-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2023. - 431 с.
16.Гулевич, И. В. Материнский капитал: отдельные аспекты возврата средств в бюджет ПФР / И. В. Гулевич, И. С. Литвинов // Modern Science. – 2022. – № 4-2. – С. 161-164. – EDN JUPCXL.
17.Жихорева, А. В. Материнский (семейный) капитал: понятие, механизм и проблемы его реализации / А. В. Жихорева // Молодой ученый. — 2022. — № 24 (419). — С. 199-204.
18.Заярная, И. А. Материнский капитал как способ государственного воздействия на повышение рождаемости / И. А. Заярная, Е. Н. Сейфиева // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2023. – № 7-1. – С. 44-48. – DOI 10.17513/vaael.2897. – EDN CJLSFL.
19.Емченко Л. Ю., Колодкина В. Н. К вопросу о мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, в современных условиях // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. – 2020. – № 8(123). – С. 76–79.
20.Как использовать материнский капитал? // Азбука права: электрон. журн. 2023. СПС Консультант плюс
21.Козлова И. В., Колесникова Т. Д. Материнский (семейный) капитал как мера государственной социальной поддержки семьям с детьми // Актуальные вопросы экономики, управления и права: сборник научных трудов (ежегодник). – 2020. – № 1. – С. 63–77.
22.Колесников, А. Е. Материнский капитал: проблемы и перспективы развития в России / А. Е. Колесников, Н. В. Нестерова // Тенденции развития науки и образования. – 2024. – № 105-3. – С. 49-51. – DOI 10.18411/trnio-01-2024-121. – EDN UBKTWN.
23.Копылова, В. А. Материнский капитал: проблемы и перспективы развития / В. А. Копылова, В. А. Павлова, Н. А. Лукьянова // Интернаука. – 2023. – № 19-6(289). – С. 46-48. – EDN RNMIPK.
24.Куманяева, О. Н. Региональный материнский (семейный) капитал как мера поддержки семей с детьми на примере Республики Мордовия / О. Н. Куманяева, Д. А. Петрова // Гуманитарный вестник Донского государственного аграрного университета. – 2023. – № 2. – С. 143-148. – EDN ZDQSGX.
25.Мачульская, Е. Е. Право социального обеспечения : учебник для среднего профессионального образования / Е. Е. Мачульская. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2020. - 449 с.
26.Новикова, С. М. Материнский (семейный) капитал как мера поддержки семьям с детьми / С. М. Новикова, Н. Г. Жиличкина // Гуманитарный вестник Донского государственного аграрного университета. – 2023. – № 2. – С. 148-152. – EDN PWSANK.
27.Плешакова, И. Н. Материнский (семейный) капитал как нетипичный вид социального обеспечения / И. Н. Плешакова // Евразийский юридический журнал. – 2023. – № 12(187). – С. 193-196. – EDN CJPIBD.
28.Попова, И. Ю. Региональный материнский (семейный) капитал как мера социальной поддержки семей в Белгородской области / И. Ю. Попова, Л. В. Придатко // Символ науки: международный научный журнал. – 2022. – № 5-1. – С. 51-53. – EDN TIPKSS.
29.Право социального обеспечения : учебник и практикум для среднего профессионального образования / М. В. Филиппова [и др.] ; под редакцией М. В. Филипповой. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2022. - 451 с.
30.Сергеева Д. Споры по маткапиталу // Жилищное право. 2020. № 10. С. 19 - 27.
Судебная практика:
31.Решение № 2-718/2020 2-718/2020~М-515/2020 М-515/2020 от 23 апреля 2020 г. по делу № 2-718/2020 Черногорский городской суд (Республика Хакасия) // СПС Консультант плюс
32.Решение № 2-192/2019 2-192/2019~М-148/2019 М-148/2019 от 5 августа 2019 г. по делу № 2-192/2019 Таштыпский районный суд (Республика Хакасия) // СПС Консультант плюс