Фрагмент для ознакомления
2
ГЛАВА 2. Религиозные верования древних египтян.
2.1 Система религиозных верований древних египтян.
Религия занимала главное место в жизни египтян. Они считали, что лесными процессами и жизнью людей управляют всемогущие боги. Богов признавали творцами городов, законов, ремёсел и искусства. Однако некоторых богов египтяне уважали больше, чем других.
В честь богов, которым уважали, египтяне воздвигали величественные храмы, а также вытачивали каменные статуи и создавали глиняные фигурки. Считалось, что боги могут поселяться в этих предметах и управлять оттуда всеми событиями. По пути к храму обычно устанавливали скульптуры сфинксов — мифических существ с львиным телом и человеческой головой.
Богослужения и священные обряды в храмах проводились жрецами - специально обученными людьми, знавшими молитвы. Для того чтобы стать жрецом, необходимо было усердно учиться и много знать. Жрецы были ответственны за учет храмового имущества, копирование книг из библиотек и уход за полями, принадлежащими храму.
Самым значимым местом в храме было святилище, где стояли каменные статуи богов. Перед статуями находились столы для жертвоприношений - подношений богам с целью получения их благосклонности. Египтяне часто приносили в дар богам животных, а также овощи и цветы. Фараоны же даровали храмам сокровища и драгоценности, которыми жрецы могли распоряжаться по своему усмотрению.
Также священники хранили старые научные и медицинские знания, занимались астрономическими наблюдениями и расчетами. Их целью было правильно толковать прошлые природные явления, чтобы предсказать их последствия. Египтяне считали, что священники говорят от имени богов и что процветание Египта зависит от их верности богам.
Влияние жрецов в обществе было очень значительным, некоторые из них даже соперничали за власть с фараонами и становились впоследствии правителями Древнего Египта.
Верования древних египтян были связаны с почитанием огромного количества богов. Эта религия известна как многобожие, или политеизм. Самым почитаемым богом для египтян был бог солнца — Ра, так как солнце даровало людям тепло, свет и жизнь. Фараоны считались сыновьями Ра. Египтяне верили, что этот бог плавает по небу на ладье из золота. Когда Ра исчезает под землю, наступает ночь, но затем он возвращается на небо, побеждая бога тьмы. Многие ужасы вызывала у египтян бесконечная пустыня, из которой приходили песчаные бури и кочевые народы. Жители древнего Египта считали пустыню смертоносным и враждебным местом, представляя ее в образе злого бога Сета, убившего своего родного брата Осириса — бога природы. Египтяне также обожествляли животных, таких как корову, кошку, кобру, сокола и ибиса, изображая некоторых богов с телом человека и головой священного животного. Священные животные содержались в специальных помещениях или прудах, и за их убийство полагалась смертная казнь.
В храме Мемфиса обитал бык Апис, символизирующий плодородие. При его смерти жрецы искали нового быка по всему Египту, определяя его по белому треугольнику на лбу. Всеегипетский культ также включал в себя поклонение кошачьей богине по имени Бастет: кошки считались полезными, охотясь на грызунов и защищая урожай от них. По легенде, на Ниле обитал бог Себек в облике крокодила, и если человека съедал крокодил, это означало, что бог проявил к нему особую милость. Во время разлива Нила ему приносили жертвы и молились как богу.
Богиня войны Сехмет изображалась как женщина с головой льва, а бог мудрости представлялся с головой ибиса. Древние египтяне также уважали растения, такие как лотос, папирус и финиковая пальма, считая их объектами почитания.
В различных областях древнего Египта существовали различные культы божеств, но существовали и общенациональные боги: Гор, Ра, Исида, Осирис.
Храмы были домами для богов. Каждый храм в Египте был посвящен определенному богу.
Фараон пользовался особым почитанием. Египтяне считали его живым богом, обладающим двумя телами - человеческим и божественным, которое видели только другие боги. Верили, что от воли фараона зависели разлив Нила и восход Солнца.
Древние египтяне почитали множество богов и богинь, каждый из которых представлял различные аспекты жизни и природы. Они верили в жизнь после смерти и практиковали мумификацию умерших, чтобы обеспечить им благоприятное переселение в загробный мир. Особенно важным культовым центром был город Фивы, где находился храм богини Исиды, покровительницы семейного благополучия и защитницы умерших. Религиозные обряды и праздники играли значительную роль в жизни древних египтян, объединяя их как в социальных, так и в духовных аспектах.
2.2 Религиозные школы, их традиции, система преподавания.
Религиозные учебные заведения основаны на принципах определенной религии и играют важную роль в передаче ее традиций и ценностей. Здесь применяется специальная система образования, объединяющая традиционное обучение со знанием религиозных текстов и обрядов. Преподавание чаще всего осуществляется духовными лидерами или специалистами с глубокими знаниями в религиозной области. Выпускники этих школ не только учатся академическим знаниям, но и формируют свою веру, моральные ценности и мировоззрение в соответствии со своей религией.
Древнеегипетский язык и система письменности, на которой он основывался, считаются одними из старейших в мире. Древнеегипетский язык относится к афразийской языковой семье и имеет свою уникальную иероглифическую систему письма. Первые письменные документы на древнеегипетском языке датируются концом IV тыс. до н. э., а последние до V века н. э.
Сами египтяне называли свою письменность «Буквы Слова Бога».
Согласно поверьям, послание находилось под защитой бога Тота, также существовала богиня письма Сешат. На стыке раннего и древнего царств (III тысячелетие до н.э.) утвердилось иероглифическое письмо, которое позднее стало священным и использовалось до появления христианства в Египте (II век н.э.). Иероглифы могли быть записаны и прочитаны справа налево, слева направо, а также сверху вниз. Они могли одновременно обозначать предмет, букву, образ или идею. Это обеспечивало разнообразие стилей и характеров текстов, но создавало трудности из-за огромного количества иероглифов (около 700-1000) и еще большего числа комбинаций для построения конкретных фраз (многие тысячи).
Примерно в начале среднего царства появился новый тип письма - иератический. Он образовался в процессе упрощения иероглифов, где символы в базе обозначали конкретные буквы, которым присваивались соответствующие звуки из современной речи. Иератическое письмо использовалось для скорописи и повседневных документов, следуя за устным языком (xxii - viii вв. до н.э.). Иероглифы же сохранялись только для ритуальных текстов и официальных документов.
В более поздние периоды иератическое письмо уступает место демотическому (viii в. до н.э. - v в. н.э.). Прямым потомком египетского языка стал коптский язык, который стал культовым языком египетских христиан и перестал быть разговорным примерно в xviii веке. Система счисления и математика. Древнейшие древнеегипетские математические тексты относятся к началу II тысячелетия до н. э. Математика тогда использовалась в астрономии, мореплавании, землемерии, при строительстве зданий, плотин, каналов и военных укреплений. Денежных расчётов, как и самих денег, в Египте не было. Математика была развита лучше, чем можно представить, исходя из дошедших до нас документов — известно, что греческие математики учились у египтян/
Базовые сохранившиеся источники: папирус Ахмеса или папирус Ринда (84 математические задачи) и московский математический папирус (25 задач), оба из Среднего Царства (XXI – XVII вв. до н. э.). Авторы текста неизвестны. В них полностью отсутствуют какие бы то ни было объяснения или доказательства. Искомый результат либо даётся прямо, либо приводится краткий алгоритм его вычисления.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Авдиев В. История Древнего мира.
2.Бадак А.Н., Войнич И.Е., Волчёк Н.М. и др. Всемирная история. - Мн.: Литература, 1996.
3.Лапис И.А. В глубь веков. - Ленинград, 1961. .Лапис И.А. История древнего мира. Под ред. И.М. Дьяконова, В.Д. Нероновой, И.С. Свенципкой. Изд. 3-е, исправленное и дополненное. М.: Наука: Главная редакция восточной литературы издательства, 1989.
4.Матье М.Э. Древний Восток. - Москва, 1953. Под редакцией Акад. В.В. Струве.
5.Каримов, М. Ф. Особенности развития абстрактно-логического мышления учащихся в начальной школе / М. Ф. Каримов, Н. Ф. Якупова // Альманах мировой науки. – 2018. – № 3(23). – С. 144-145.
6. Карымова, Д. Р. Взаимодействие жилой и культовой архитектуры фараонов в Древнем Египте / Д. Р. Карымова // Наука, обучения и экспериментальное проектирование в МАРХИ : Тезисы докладов международной научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава, молодых ученых и студентов, Москва, 02–06 апреля 2018 года. Том 1. – Москва: Московский архитектурный институт (государственная академия), 2018. – С. 66-67.
7. Кашницкий С.Е. Загадки больших пирамид. – М.: ОЛМА – Медиагрупп, 2006. – 288с.
8. Кинк Х.А. Древнеегипетский храм. – М.: Наука, 1979. – 102 с.
9. Коростовцев М. А. Религия Древнего Египта / АН СССР. Ин-т востоковедения. — М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1976. — 336 с.
9.Константинова, Л. И. Формирование логического (критического) мышления у обучающихся на уроках истории и обществознания / Л. И. Константинова // Актуальные вопросы науки, техники и образования в атомной отрасли: Труды XIV региональной научно-практической конференции, Новоуральск, 10–14 декабря 2018 года. – Новоуральск: Национальный исследовательский ядерный университет "МИФИ", 2018. – С. 209-214.
10. Кормышева, Э. Е. Древний Египет / Э. Е. Кормышева. – 2-е издание. – Каир : Российские новости, 2017. – 264 с.
11.Короткова, М. В. Методика обучения истории: от классики к инноватике : Учебник / М. В. Короткова ; Московский педагогический государственный университет. – Москва : Московский педагогический государственный университет, 2020. – 248 с.
12. Малковски, Э. Ф. Боги, построившие пирамиды. Египет до фараонов / Э. Ф. Малковски ; Эдвард Ф. Малковски ; [пер. с англ. Н. Лебедевой]. – Москва : Эксмо, 2008.
13. Мертц Б. Древний Египет. Храмы, гробницы, иероглифы. – М.: Центрполиграф, 2007. – 400 с.
14. Миронова, А. В. Способы и виды описания календарных праздников в древнеегипетских текстах / А. В. Миронова // Восток. Афро-азиатские общества: история и современность. – 2021. – № 1. – С. 6-18.
15. Никитина, В. А. Искусство и мифология Древнего Египта / В. А. Никитина, Н. Т. Ацбеха // Вестник молодых ученых Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна. – 2021. – № 2. – С. 325-329.
16. Новиков, В. В. Возрастные особенности пятиклассников как критерий выбора форм и методов обучения истории в школе / В. В. Новиков // Интернаука. – 2018. – № 42-1(76). – С. 50-51.
17. Низовский А. Ю. 100 великих храмов / А. Низовский, М. Губарева. – М.: Вече, 1999. – 511 с.
18. Осадчая, Е. В. Формирование хронологических знаний, умений и навыков на уроках истории в рамках ФГОС / Е. В. Осадчая // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. – 2017. – № 2. – С. 126-133.
19. Перепелкин Ю. Я. История Древнего Египта. - СПб.: Питер, 2013. – 549 с.
20. Пильтяй, О. В. Формирование абстрактно-логического мышления в подростковом возрасте / О. В. Пильтяй // Физиологические, психофизиологические вопросы здоровья и здорового образа жизни : Материалы XIII Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием, Екатеринбург, 29 апреля 2022 года. – Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2022. – С. 159-162.
21. Пяничук, О. Магия и представления о "демонических силах" в заупокойных верованиях древних египтян в эпоху Среднего царства / О. Пяничук // Актуальні проблеми вітчизняної та всесвітньої історії. – 2009. – № 12. – С. 45-52.
22. Сенаторова, Л. Т. Формирование у пятиклассников элементов классового подхода к общественным явлениям при изучении истории древнего мира : специальность 13.00.02 "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)" : диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Сенаторова Людмила Тихоновна. – Москва, 1985. – 177 с.
23. Скляров, А. Ю. Цивилизация богов Древнего Египта / А. Ю. Скляров ; Андрей Скляров. – Москва : Вече, 2008. – 415 с.
24. Сковородникова, В. А. Влияние лесных факторов на формирование религиозных представлений древних обществ / В. А. Сковородникова // Синергия Наук. – 2017. – № 17. – С. 1295-1302.
25. Слесаренко, З. Р. Люди и боги как два мира в культуре Древнего Египта / З. Р. Слесаренко // Научный аспект. – 2022. – Т. 2, № 3. – С. 127-132.
26. Солкин В. В. Египет: вселенная фараонов. – М.: Кучково поле, 2014. – 616 с.
27. Стерликова, М. С. Образы богини-матери в культуре Древнего Египта / М. С. Стерликова // Аналитика культурологии. – 2011. – № 2(20). – С. 103-106.
28. Сулимов, В. С. Древний египет: боги / В. С. Сулимов, Ю. А. Шауфлер // ТРАДИЦИОННАЯ и ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА: ИСТОРИЯ, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ПЕРСПЕКТИВЫ : сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции, Волгоград, 04 июня 2022 года. Том Часть 1. – Стерлитамак: Общество с ограниченной ответственностью "Агентство международных исследований", 2022. – С. 221-223.
29. Татаринова, Г. Ш. Сознание как высшая форма познания. Абстрактное сознание / Г. Ш. Татаринова, Е. Д. Крутикова // МЕТОДЫ и МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА в ПСИХОЛОГИИ и ПЕДАГОГИКЕ : сборник статей Международной научно-практической конференции, Саратов, 01 мая 2018 года. – Саратов: Общество с ограниченной ответственностью "Аэтерна", 2018. – С. 106-110.
30.Тернбулл, С. Древние египтяне / С. Тернбулл ; Стефани Тернбул; [пер. Н. К. Яковлева; худож. Колен Кинг]. – Москва : Мир книги, 2005. – 29 с.
31. Трубачеева, Т. Н. Развитие логического мышления учащихся на уроках истории и обществознания / Т. Н. Трубачеева // Повышение профессионального мастерства педагогических работников в России: вызовы времени, тенденции и перспективы развития : материалы Всероссийской с международным участием научно-практической конференции, посвященной 110-летию Иркутского Педагогического института, Иркутск, 17 мая 2019 года / Иркутский государственный университет. Том Часть 2. – Иркутск: Издательство "Иркут", 2019. – С. 91-94.
32. Тураев Б. А. Древний Египет. – СПб.: «Летний сад» – Журнал «Нева», 2000. – 79 с.
33. Тюнина, Г. М. Развитие креативного мышления пятиклассников в условиях освоения базовой общеобразовательной программы / Г. М. Тюнина // Развитие креативности личности в современном мультикультурном пространстве : сборник материалов Международной научно-практической конференции, Елец, 25 апреля 2019 года / Под ред. М.В. Климовой и В.А. Мальцевой. – Елец: Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 2019. – С. 182-186.
34. Уайт, Д. М. Боги и люди Древнего Египта / Д. М. Уайт ; Джон Мэнчил Уайт ; [пер. с англ. Л. А. Калашниковой]. – Москва : Центрполиграф, 2007.
35. Харт, Д. Египетские мифы / Д. Харт ; Джордж Харт ; [пер. с англ. М. Звонарева]. – Москва : ГРАНД :, 2005.
36. Чегодаев, М. А. Храм: сохранность сакрального в Древнем Египте / М. А. Чегодаев // Искусство Востока. Том Выпуск 4. – Москва : Государственный институт искусствознания, 2012. – С. 33-58.