Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ 3
1. КАДРОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ 5
1.1 Сущность имиджа организации: характеристики, задачи, инструменты формирования имиджа 5
1.2 Этапы кадрового планирования и кадровый контроллинг 12
1.3 Разработка оперативного плана работы с персоналом 17
2. АНАЛИЗ КОРПОРАТИВНОГО ИМИДЖА НА ПРИМЕРЕ ООО «БИОТЭКС А» 24
2.1 Краткая организационно-экономическая характеристика ООО «Биотэкс-А» 24
2.2 Анализ корпоративного имиджа компании 28
3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ КОРПОРАТИВНОГО ИМИДЖА 38
3.1 Разработка мероприятий по совершенствованию корпоративного имиджа 38
3.2 Оценка экономической эффективности предложений по совершенствованию корпоративного имиджа 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 54
ПРИЛОЖЕНИЕ А 61
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В современном мире существует множество различных предприятий, некоторые из них становятся лидерами рынка, а некоторые заканчивают свое существование, не устояв в условиях высокой конкуренции. Несомненно, именно значительная конкуренция способствует постоянной борьбе организаций за присутствие на рынке. Успех компании в этой борьбе может зависеть от разных факторов, один из которых – это сложившийся имидж предприятия.
Имидж предприятия – это образ организации, формирующийся в обществе и в каждом отдельном потребители, с помощью средств коммуникации и других инструментов для воздействия на сознание аудитории. Имидж крайне важен для формирования доверительного отношения потенциальных клиентов к компании. Поэтому целенаправленное создание, развитие, поддержание имиджа, а также анализ его эффективности, представляют собой важные этапы в жизнедеятельности каждой организации в современных рыночных условиях, что и обуславливает актуальность рассматриваемой темы.
Аудитория ждет от компании не только хорошее качество товара или услуг, но и впечатление, которое фирма создает вокруг. Сегодня одним из ключевых факторов успеха организации является её имидж, который влияет на все сферы деятельности компании. Многие твердо уверенны, что имидж компании может быть сформулирован на начальном этапе создании фирмы и дальше играть лишь роль дополнения. Однако, имиджу свойственно меняться посредством многих факторов, независящих от компании. Вследствие этого, имиджу свойственно меняться, корректироваться, формироваться ещё на протяжении всей своей деятельности. Ведь формирование имиджа происходит на протяжении многих лет, на пути которых компания встречается с падениями и взлетами, находит новых высококвалифицированных специалистов, партнеров и спонсоров, выход на международный рынок. Ежедневная работа и анализ приводит в конечном итоге компанию к завоеванию репутации среди своих конкурентов. Из этого следует, что формировать имиджа необходимо в эпоху новых тенденций на рынке.
Позитивный имидж организации способствует ее выбору потребителями и позволяет успешно конкурировать на рынке, что влечет за собой коммерческий успех компании. Также можно справедливо утверждать, что позитивный имидж – это одно из важнейших условий для преуспевающей работы и повышения уровня известности компании в долгосрочной̆ перспективе.
Целью дипломной работы является разработка комплекса мероприятий по совершенствованию корпоративного имиджа предприятия «Биотэкс-А».
Для достижения поставленной цели поставлены следующие задачи:
1) составить и изучить комплексную характеристику деятельности компании;
2) определить необходимые критерии эффективности имиджа компании;
3) провести анализ всех аспектов имиджа предприятия;
4) разработать комплекс мероприятий по совершенствованию имиджа предприятия.
В качестве объекта исследования выступает компания «Биотэкс-А». В качестве предмета исследования в работе выступает имидж рассматриваемой организации.
Дипломная работа включает три самостоятельные части, разделенные на параграфы, а также введение, заключение, список использованных источников.
1. КАДРОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
1.1 Сущность имиджа организации: характеристики, задачи, инструменты формирования имиджа
Имидж – это портрет компании, который находит свое отражение в сознании людей. У каждой организации есть свой собственный имидж независимо от того, работает она над ним или нет. Если не придавать значения вопросу формирования имиджа организации, вполне вероятно, что результат окажется не самым желательным для самой компании, и высока будет вероятность формирования неадекватного представления в глазах общества [1].
Объективно говоря, у любой фирмы есть два варианта собственного имиджа: управляемый и неуправляемый. С самого начала формировать положительный имидж организации гораздо выгоднее и легче, чем долго и трудоемко исправлять бесконтрольно сложившийся негативный образ. Создание имиджа организации – это работа маркетологов, рекламщиков, которые организуют специальные мероприятия, направленные на улучшение и закрепление успешного имиджа. Для приобретения выгодного имиджа организации огромное значение имеет конечный продукт, а также качество услуг, поведение и мотивация работников компании, сложившиеся отношения с клиентами [2].
Благоприятный образ-имидж имеет четыре составляющих:
1. адекватность – соответствие реальному образу и направлению
деятельности компании;
2. оригинальность – заметное отличие от обликов конкурентов, особенно в одной нише;
3. пластичность – актуальность независимо от модных тенденций, адаптация под современную действительность без видимых изменений;
4. таргетированность – быть направленным на целевую аудиторию, представлять для нее интерес [5].
Приступая к созданию имиджа, важно узнать: специфику работы организации в текущем моменте и в перспективе; в чем отличие товаров, работ, услуг от продуктов, производимых конкурентами.
Задачами формирования имиджа являются: рост престижа компании, так как индивидуальный стиль говорит о заботе компании не только о производстве, но и собственной роли в обществе; рост эффективности рекламы и разного рода промоакций, направленных на продвижение продукта; упрощение внедрения на рынок новинок компании, так как укрепившийся имидж повышает уровень доверия клиентов; рост конкурентоспособности фирмы, при равных характеристиках товара конкуренция идет на уровне имиджевого преимущества [6].
Сложившийся у работников образ фирмы – это внутренний имидж организации. Образ, сложившийся в сознании покупателей, партеров, конкурентов – внешний. Доминирующее число руководителей российских компаний уверены, что для успеха им достаточно знать ответы на три главных вопроса: «Что?», «Как?» и «Для кого?».
Вместе с этим, стратегически важный вопрос «Зачем?» или «Во имя чего?» считается не нужным. Отвечают на него, как правило, так: «Бизнес ведется с целью извлечения прибыли». Американские исследователи уверены, что фирмы, определившие себе исключительно финансовые цели, преимущественно не добиваются высоких финансовых результатов в отличие от компаний с более широкими ценностными направлениями. Правильнее будет сказать, что ценности вторых определяются как идеология компании, это ее внутренний и внешний имидж [2].
Имидж не является однозначным отображением положительных сторон и характеристик организации. Имидж организации – это всегда сконструированный профессионалами образ, в фундаменте которого заложены реальные и объективные качества, а также качественные характеристики, привнесенные для создания необходимого образа [5].
Имидж должен быть адекватен реальному образу предприятия и направлен на целевую аудиторию потребителей, при этом оставаться динамичным и пластичным. Адекватность имиджа важна для высокой конкурентоспособности, при близких качественных характеристиках победитель в конкурентной борьбе определится на основании образа. Продукт, как и его производитель, должны иметь свой уникальный имидж, в противном случае успеха на рынке ждать не стоит. Формулой успешного закрепления на высокой рыночной позиции будет профессионально продуманный и последовательно внедренный в сознание покупателей положительный имидж организации, закрепленный высоким
качеством продукта и безупречным сервисным обслуживанием.
Ценность положительного имиджа организации в современном обществе очень высока, преимущественно благодаря повышению влияния коммуникативных потоков на каждого человека. Филипп Дейвис объяснил это так: «Будь ты какой угодно умный, честный и профессиональный, но значимость для общества приобретешь тогда, когда подашь себя соответствующим образом». Имидж – это список значений и впечатлений, обладая которыми, кто угодно приобретает известность. Сложившееся мнение, на основе которого формируется имидж, всегда субъективно, оно имеет определенный эмоциональный окрас и подвержено импульсивным изменениям.
Управленческая деятельность - один из важнейших факторов функционирования и развития организаций в условиях рыночной экономики. Эта деятельность постоянно совершенствуется в соответствии с объективными требованиями производства и реализации товаров и услуг, усложнением хозяйственных связей.
Изменение сложившейся системы управления порождается объективной необходимостью и закономерностями рыночной системы хозяйствования, связанными с удовольствием в первую очередь индивидуальных потребностей, обеспечением заинтересованности работников в наивысших конечных результатах, использованием новейших технологий.
Современная система управления, отвечающая объективным требованиям действительности, логике и закономерностям социально-экономического процесса, должна быть гибкой и эффективной.
Кадровая политика – это генеральное направление кадровой работы, совокупность принципов, методов, форм организационного механизма по обработке целей, задач, направленных на сохранение, укрепление и развитие кадрового потенциала, на создание ответственного и высокопроизводительного сплочённого коллектива, способного своевременно реагировать на постоянно меняющиеся требования рынка с учётом стратегии развития организации.
Анализируя существующие в конкретных организациях кадровые политики, можно выделить два основания для их группировки.
Первое основание может быть связано с уровнем осознанности тех правил и норм, которые лежат в основе кадровых мероприятий и, связанным с этим уровнем, непосредственного влияния управленческого аппарата на кадровую ситуацию в организации.
По данному основанию можно выделить следующие типы кадровой политики:
пассивная;
реактивная;
превентивная;
активная.
Пассивная кадровая политика. Само представление о пассивной политике кажется алогичным. Однако мы можем встретиться с ситуацией, в которой руководство организации не имеет выраженной программы действий в отношении персонала, а кадровая работа сводится к ликвидации негативных последствий. Для такой организации характерно отсутствие 10 прогноза кадровых потребностей, средств оценки труда и персонала, диагностики кадровой ситуации в целом. Руководство в ситуации подобной кадровой политики работает в режиме экстренного реагирования на возникающие конфликтные ситуации, которые стремится погасить любыми средствами, зачастую без попыток понять причины и возможные последствия 13.
Реактивная кадровая политика. В русле этой политики руководство предприятия осуществляет контроль за симптомами негативного состояния в работе с персоналом, причинами и ситуацией развития кризиса: возникновение конфликтных ситуаций, отсутствие достаточно квалифицированной рабочей силы для решения стоящих задач, отсутствие мотивации к высокопродуктивному труду. Руководство предприятия предпринимает меры по локализации кризиса, ориентировано на понимание причин, которые привели к возникновению кадровых проблем. Кадровые службы таких предприятий, как правило, располагают средствами диагностики существующей ситуации и адекватной экстренной помощи. Хотя в программах развития предприятия кадровые проблемы выделяются и рассматриваются специально, основные трудности возникают при среднесрочном прогнозировании.
Превентивная кадровая политика. В подлинном смысле слова политика возникает лишь тогда, когда руководство фирмы (предприятия) имеет обоснованные прогнозы развития ситуации. Однако организация, характеризующаяся наличием превентивной кадровой политики, не имеет средств для влияния на нее. Кадровая служба подобных предприятий располагает не только средствами диагностики персонала, но и прогнозирования кадровой ситуации на среднесрочный период. В программах развития организации содержатся краткосрочный и среднесрочный прогнозы потребности в кадрах, как качественный, так и количественный, сформулированы задачи по развитию персонала. Основная проблема таких организаций — разработка целевых кадровых программ 16.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Гражданский кодекс Российской Федерации: Ч.1 – 4 // Собрание законодательства РФ. – 1994. – № 22. – Ст.2457.
2. Социально-экономическое положение России [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики. – URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/fU7e3uMD/osn-01-2021.pdf). – (дата обращения: 20.05.2024).
3. Аакер Д.А. Создание сильных брендов / Д.А.Аакер. – М.: ИД Гребенникова, 2019. – 440 с.
4. Алешина И. В. Поведение потребителей / И.В.Алешина. – М. : Фаир-Пресс, 2021. – 384 с
5. Бобби Д. Имидж фирмы: Планирование, формирование, продвижение; Пер. с англ. А.Вихровой. – СПб. и др. : Питер, 2021.
6. Бове К.Л. Современная реклама / К.Л.Бове, УФ.Аренс; Пер. с англ. – Тольятти: ИД Довгань, 1995. – 704 с.
7. Бороздина Г.В. Психология делового общения: Учебник. – 2 изд. – М.: ИНФРА-М, 2019 – 295 с.
8. Гаранина Т.А. Роль нематериальных активов в создании ценности компании: теоретические и практические аспекты // Корпоративные финансы. – 2021. – С.79 – 96.
9. Гончарова И.В. Научно-методические основы формирования имиджа предприятий малого бизнеса: автореф. дис. ... канд. экон. наук / И.В.Гончарова. – Воронеж, 2019. – 22 с.
10. Захаров Н.Л. Воровство и льготы в структуре трудового поведения // Экономическая социология. – 2019. – С.67 – 72.
11. Иванова-Швец Л.Н., Корсакова А.А. Управление персоналом: Учебно-методический комплекс. – М.: Изд. центр ЕАОИ, 2021. – 312 с.
12. Капферер Ж.Н. Бренд навсегда: создание, развитие, поддержка ценности бренда / Ж.-Н.Капферер; Пер. с англ. – М.: Вершина, 2020. – 448 с.
13. Козлова Н.П. Корпоративные коммуникации как фактор формирования имиджа и деловой репутации компании // Управленческие науки. – 2021 – С.76 – 83.
14. Константинова В.Г. Феномен имиджа в научных исследования // Вестник Костромского государственного университета. – 2021. – С.45 – 48.
15. Котельникова Я.Д., Вологжанин О.Ю. Сегментация посетителей торгового центра ЦУМ города Москва // Умная цифровая экономика. – 2022. – № 2(1). – С.89 – 97.
16. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент = arketing anagement: учебник / Ф.Котлер, К.Л.Келлер. – 12-е изд. – СПб.: Питер, 2021. – 814 с.
17. Попов Е.В. Продвижение товаров и услуг / Е.В.Попов. – М. : Финансы и статистика, 2021. – 320 с.
18. Россияне вновь интересуются модой [Электронный ресурс] // РБК. – URL: https://marketing.rbc.ru/articles/2043/. – (дата обращения: 20.05.2024).
19. Ритейлеры возглавили список крупнейших частных работодателей России [Электронный ресурс] //. – Merchandising.ru. – URL: https://merchandising.ru/infobank/infographics/riteylery-vozglavili-spisok-krupneys hikh-chastnykh-rabotodateley-rossii/. – (дата обращения20.05.2024).
20. Семенов А.К. Психология и этика менеджмента и бизнеса / А.К.Семенов, Е.Л.Маслова. – М.: Маркетинг. – 2021. – 200 с
21. Синяева И.М. Паблик рилейшнз в коммерческой деятельности / И.М.Синяева. – М. : ЮНИТИ, 2021. – 160 с.
22. Тульчинский Г.Л., Терентьева В.И. Бренд-интегрированный менеджмент: каждый сотрудник в ответе за бренд. – М.: Вершина, 2020. – 352 с.
23. Anak Agung Putu Agung, Nengah Landra. Service Quality, Customer Satisfaction, and Company Image towards Customer Loyalty // International Journal of Contemporary Research and Review. – VOL 11 NO 09. – 2020. – pp.21884 – 21898.
24. Bettencour, L.A. and Brown S.W. Contact Employee: Relationships among Workplace Fairness, Job Satisfaction and Prosocial Service Behaviors // Journal of Retailing. – 2021. – 73. – р.39 – 61.
25. Berge, B.K. Employee/organization communication. // Miami, FL: Institute for Public Relations. – 2020.
26. Carroll N.R. The Communication Problem Solver: Simple Tools and Techniques for Busy Managers // USA: American Management Association. – 2021.
27. Cheney G. and Christensen L., Organizational identity linkages between internal and external communication // in Goblin, F.M. and Putnam, L.L. (Eds), The New Handbook of Organizational Communication, Sage, Thousand Oaks, CA. – 2019.
28. Christensen L, Askegaard S. Corporate identity and corporate image revisited // European Journal of Marketing 35 – April 2019 – URL: https://www.researchgate.net/publication/235259261_Corporate_identity_and_corporate_image_revisited_-_A_semiotic_perspective. – (дата обращения: 20.05.2024).
29. Christine Vallaster. Internationalisation of Services Brands: The Role of Leadership During the Internal Brand Building Process // Journal of Marketing Management. – 2020. – 21(1-2). – р.181 – 203.
30. CIPR Inside // URL: http://www.cipr.co.uk/content/member-groups/cipr-inside. – (дата обращения: 20.05.2024).
31. Clampit, P.G. & Downs C.W. Employee perceptions of the relationship between communication and productivity: A field study. // The Journal of Business Communication. – 2021. – 30(1). – pp.5 – 29.
32. Dacker I., Jackson P.R., Brenner S. and Johansson C.R. Eliciting and analysing emplo ees’ expectations of a merger // Human Relations. – 2019. – Vol.56 (6). – pp.705 – 725.
33. Dawkins J, Lewis S. CSR in stakeholder expectations: And their implication for company strategy // Journal of Business Ethics. – 2019. – 44(2 – 3).
34. De Ridder J. Organisational communication and supportive employees // Human Resource Management Journal. – 2019. – Vol.14(3). – pp.20 – 31.
35. Cornelissen J. (2019), Corporate Communications Theory and Practice, Sage, London.
36. David P., Kline S., Dai Y. Corporate social responsibility practices, corporate identit , and purchase intention: A dual‐process model // Journal of Public Relations Research. – 2020. – 17(3), рр.291 – 313.
37. Dolphin R.R. International Communications: Toda ’s Strategic Imperative // Journal of Marketing Communications. – 2020. – Vo. 11. – No. 3. – pp.171 – 190.
38. Dortok A.A Managerial Look at the Interaction Between Internal Communication and Corporate Reputation. Corporate Reputation Review // APA PsycInfo. – 8(4). – 2020 – рр.322 – 338.
39. Du S., Bhattacharya C.B., Sen S. Maximizing business returns to corporate social responsibility (CSR): The role of CSR communication // International Journal of Management Reviews. – 2021. – 12(1), рр.8 – 19.
40. Elgar E. The experience economy: past, present and future // Handbook on the Experience Economy. – 2013. – pp.269.
41. Foreman S. IC and the healthy organization // in Scholes, E. (Ed.), Handbook of Internal Communication, Gower, Aldershot. – 2021.
42. Grunig L.A., Grunig J.E. and Dozie, D.M., Excellent Public Relations and Effective Organizations // Lawrence Erlbaum, Mahwah, NJ. – 2019. – рp.487.
43. Grunig J.E., Hunt T. Managing Public Relations // Harcourt Brace Jovanovich College Publishers, New York. – 1984.
44. Grunig J.E. and Reppe, F. Strategic management, publics and issues // in Grunig, J. (Ed.), Excellence in Public Relations and Communication Management, Lawrence Erlbaum, Hillsdate. – 2021. – pp.117 – 157.
45. Hardaker S., Fill C. Corporate Services Brands: The Intellectual and Emotional Engagement of Employees // APA PsycInfo. – 2020. – 7(4). – рр.365 – 376.
46. Harter J.K., Schmidt F.L. & Keyes C. L. M. Well-being in the workplace and its relationship to business outcomes: A review of the Gallup studies. In C. L. M. Keyes & J. Haidt (Eds.) // Flourishing: Positive psychology and the life well-lived. – 2019. – pp.205 – 224.
47. Jackson P.R. Ethical work practices, communication and organisational commitment: ethics as the ordinary embodiment of organisational identity // Ethical Space: The International Journal of Communication Ethics. – 2019. – Vol. 1(2). – pp.23 – 29.
48. Johnson J, Scholes K. Exploring Corporate Strategy, 5th ed., Prentice-Hall, Hemel Hempstead. – 2021.
49. Ranchhod A., Guraun C. and Lace J. On-line messages: developing an integrated communications model for biotechnology companies // Qualitative Market Research: An International Journal. – 2019. – Vol. 5. – No. 1. – pp.6 – 18.
50. Roberts E. Don’t sell things, sell effects: overseas influences in New Zealand department stores, 1909 – 1956 // Business History Review. – 2019. – 77 (2). – pp.265 – 289.
51. Kang G.D. & James J. Service quality dimensions: An examination of Gronroos's service quality model // Managing Service Quality: An International Journal. – 2019. – 14(4), рр.266 – 277.
52. Kalla H.K. Integrated internal communications: A multidisciplinary perspective // Corporate Communication. – 2020. – 10. – pp.302 – 314.
53. Keller K.L. Conceptualizing, measuring, and managing customer-based brand equity // Journal of Marketing. – 2022. – Vol. 57, January, pp.1 – 22.
54. Lengel R. and Daft R. (2019), The selection of communication media as an executive skill, The Academy of Management Executive, Vol. 11. – No. 3. – pp.225 – 32.
55. Lewin K. The Research Centre for Group Dynamics a Massachusetts Institute of Technology // Sociometry. – 2020. – Vol. 8. – No. 2. – pp.126 – 36.
56. Linjuan R.M., Cen A.Y. Creating a positive emotional culture: Effect of internal communication and impact on employee supportive behaviors // Public Relations Review – 2019. – vol. 45, issue 3.
57. Lurati F., Aldyukhova T., Dixius U. & Reinhold J. Swiss corporate communications and public relations practice monitor. Zurich and Lugano: Swiss Corporate Communications and Public Relations Observatory. – 2021.
58. Lynch J., De Chernatony L. The power of emotion: Brand communication in business‐to‐business markets // Journal of rand anagement. – 2019. – 11(5). – рр.403 – 419.
59. Manaktola K., & Jauhari V. Exploring consumer attitude and behavior towards green practices in the lodging industry in India // International Journal of Contemporary Hospitality Management. – 2020. – 19(5).
60. Myers D.G. (2020), Social Psychology, 8th ed., McGraw-Hill, New York, NY.
61. Majken Schultz. Introduction: The Challenges of Corporate Branding // Corporate Reputation Review. – 2019. – 5(2) – рр.105 – 112.
62. Manajemen Pemasaran 1, Edisi Milenium, PT Kotler Philip. Jakarta: Prenhallindo; 2019.
63. Meyer J.P. and Allen N.J. Commitment in the Workplace: Theory, Research an Application // Sage, Thousand Oaks. – 2021.
64. Morsing M. Corporate social responsibility as strategic auto-communication: on the role of external stakeholders for member identification // Business Ethics: A European Review. – 2020. – Vol. 15. – No. 2. – pp.171 – 82.
65. Mohsen Mehr, Ramezan Jahanian. Crisis Management and Its Process in Organization // Mediterranean Journal of Social Sciences. – 2021. – 7(5).
66. New Sources of Growth. Knowledge-Based Capital Driving Investment and Productivity in the 21st Century // OECD URL: https://www.oecd.org/sti/50498841.pdf. – (дата обращения: 20.05.2024).
67. Palmer A. and Hartley B. (2019), The Business Environment, 4th ed., McGraw-Hill, Maidenhead.
68. Pillip Ackerman. Individual Differences in Work Motivation: Further Explorations of a Trait Framework // Applied Psychology. – 2021. – 49(3). – рр.470 – 482.
69. Pradhan N, Chopra N. Communication Skills for Educational Managers: An Exercise in Self Study. Jaipur. Book Enclave. – 2020.
70. Salmones M. D. M. G. D. L., Crespo A. H., Bosque I. R. D. Influence of corporate social responsibility on loyalty and valuation of services // Journal of Business Ethics. – 2020. – 61(4). – рр.369 – 385.
71. Saxton K. Where do Reputations Come From? // Corporate Reputation Review. – 2021. – 1(4). – рр.393 – 399.
72. Schultz M. De Chernatony L. Introduction: the challenges of corporative branding. – 2019. – 5(2-3). – р.105.
73. Schein E.H. Coming to a new awareness of organizational culture // Sloan Management Review, Vol. 25 No. 2, Reprinted in Schein, E.H. – 2018. – (Ed.) The Art of Managing Human Resources, Oxford University Press, New York, NY.
74. Snyder R.A, Morris J. H. Organizational communication and performance // Journal of Applied Psychology. – 2019. – 69. – pp.461 – 465.
75. Smidts A., Pruyn A. and van Riel C. The impact of employee communication and perceived external prestige on organizational identification // Academy of Management Journal. – 2019. – Vol. 49. – No. 5, pp.1051 – 62.
76. Sparrow P. and Cooper C.L. (2019), The Employment Relationship, Butterworth Heinemann, Oxford.