Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Российская Федерация признана социальным государством, а это означает, что в таком государстве органы социальной защиты функционируют как обязательные элементы, призванные обеспечить реализацию прав и свобод человека и гражданина. Целью российского государства является обеспечение благосостояния граждан, создание условий, гарантирующих достойную жизнь и свободное развитие человека. В соответствии с Конституцией РФ (п.п.1,2 ст.7, п.1 ст.38, ст.41, ст.38)[ Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный текст Конституции РФ с внесенными поправками от 14.03.2020 опубликован на Официальном интернет–портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.] право на пенсионное обеспечение является одним из основных прав человека и гражданина.
Актуальность темы исследования. Социальное обеспечение сопровождает всех людей с момента рождения до смерти. В основу возникновения отношений связанных с социальным обеспечением положены такие жизненно важные события, как рождение человека, безработица, инвалидность, его болезнь, бедность, старость, необходимость в поддержке и помощи по причинам, чаще всего независящим от самого человека. Социальные пенсии представляет собой один из видов социальной помощи нуждающемуся населению.
Социальная пенсия представляет собой один из видов пенсий по государственному пенсионному обеспечению. Она считается своего рода гарантированным минимальным пособием государства по старости, потере кормильца или инвалидности. Финансирование социальных пенсий полностью осуществляется из федерального бюджета, когда основным источником финансирования трудовой пенсии являются уплачиваемые в бюджет Пенсионного фонда страховые взносы за застрахованных лиц. Размер данного вида пенсий определяется и индексируется с учетом величины прожиточного минимума.
Пенсионное обеспечение в Российской Федерации играет важную роль в социальной политики государства. От грамотной деятельности государственной власти в этой области зависит благополучие нетрудоспособных граждан, которые нуждаются в социальной помощи для предотвращения жизненных трудностей, которые они не могут самостоятельно преодолеть.
Необходимо акцентировать, что внутренняя и внешняя политика государства, а также и его демографическое положение зависит от благополучного проживания пенсионеров в Российской Федерации. Ведь от уровня проживания нуждающихся в стране, можно делать выводы о политики и экономики государства в целом.
Нужно отметить, что выплата пенсионного обеспечения в Российской Федерации минимальных размеров для уровня жизни. Денежные выплаты социальной пенсии недостаточны для достойного проживания нуждающихся, они вынужденные выживать при таких условиях. Ведь инфляция цен на товары первой необходимости с каждым годом растет, а пенсионное обеспечение остается на таком же низком уровне.
Зачастую пенсионерам не хватает денежных средств, чтобы расплатиться за коммунальные услуги, покупать качественную одежду, лекарства и т. д.
Объект исследования – общественные отношения, регулирующие законодательство РФ о социальных пенсиях.
Предмет исследования – нормы права, регулирующие законодательство РФ о социальных пенсиях.
Цель выпускной квалификационной работы – комплексно-правовой анализ законодательства РФ о социальных пенсиях.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
- провести анализ действующего законодательства о социальных пенсиях;
- изучить практику применения норм права в области социальных пенсий;
-раскрыть понятие и сущность социальной пенсии;
- исследовать виды социальных пенсий;
-определить основные проблемы и недостатки системы социальных пенсий;
-разработать рекомендации по улучшению правового регулирования и практической реализации социальных пенсий.
Нормативно-правовую базу исследования составили следующие правовые акты: Конституция Российской Федерации[ Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный текст Конституции РФ с внесенными поправками от 14.03.2020 опубликован на Официальном интернет–портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.]; Федеральный закон № 400-ФЗ[ Федеральный закон № 400–ФЗ «О страховых пенсиях» // «Российская газета», № 290, 30 декабря 2013 года.] «О страховых пенсиях»; Федеральный закон № 166-ФЗ[ Федеральный закон № 166–ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» // «Российская газета», № 248, 20 декабря 2001 года. ] «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»; Федеральный закон № 173-ФЗ[ Федеральный закон № 173–ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации // «Российская газета» 3 ноября 2011 года, № 222] «О социальных пенсиях в Российской Федерации»; а также подзаконные акты, которые регулируют порядок назначения и выплаты социальных пенсий.
Теоретическую основу исследования составили научные издания по исследуемой проблематике, статьи в периодических изданиях по исследуемой проблематике. При написании работы использовались научные труды следующих авторов: Антипьева Н.В., Афанасьев С., Багдасарян И.А., Гайдин Д., Григорьев И.В., Демидова И., Зайков Д.Е., Жабровский Р.А., Капитонова Е.А., Кириченко Н.С., Потапова Н.Д., Потапов А.В., Савин И.Г., Фартуков Д.Н., и другие авторы.
Методологическую основу работы составляют диалектический, правовой, сравнительно-правовой и формально-логический методы. Необходимая глубина анализа и достоверность теоретических выводов достигается за счет применения общенаучных методов и специальных методов - научной абстракции, системного анализа, сравнительного анализа.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что сформулированные в ней теоретические положения могут быть использованы в целях дальнейшего изучения и решения актуальных проблем государственной пенсионной системы России.
Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
Глава 1. Социальные пенсии в системе пенсионного обеспечения
1.1. Правовое регулирование социальной пенсии в Российской Федерации
Социальные пенсии в России имеют долгую историю формирования и развития, которая началась еще во времена Советского Союза. В данном параграфе рассмотрим этапы становления и развития социальных пенсий в России, начиная с их появления и заканчивая современным законодательством.
История социальных пенсий в России начинается с 1917 года, когда были введены первые пенсионные выплаты для некоторых категорий граждан. В 1928 году был принят Закон о государственном пенсионном обеспечении, который определил основные принципы пенсионного обеспечения в СССР. Согласно этому закону, пенсии предоставлялись гражданам, достигшим определенного возраста (женщинам - 55 лет, мужчинам - 60 лет), а также инвалидам и вдовам погибших военнослужащих[ Ахмедова Е.Ю. История становления института социальных пенсий в российском законодательстве // International & Domestic Law. – 2020. – С. 635–643.].
В 1940 году был принят новый Закон о государственном пенсионном обеспечении, который расширил круг лиц, имеющих право на пенсию. Теперь пенсии предоставлялись также труженикам тыла, инвалидам войны и труда, а также другим категориям граждан. В 1956 году была введена система социальных пенсий, которая предусматривала выплату пенсий по достижении определенного возраста и наличии стажа работы.
В период с 1960-х по 1980-е годы были внесены изменения в систему социальных пенсий, которые направлялись на улучшение условий пенсионного обеспечения. Так, были увеличены размеры пенсий, увеличено число категорий граждан, имеющих право на пенсию, а также установлены дополнительные льготы для пенсионеров.
С развалом Советского Союза и переходом России к рыночной экономике, система социальных пенсий столкнулась с серьезными проблемами. Экономический кризис, инфляция и другие факторы привели к снижению уровня жизни населения и ухудшению финансового состояния пенсионных фондов.
В 1991 году был принят Закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», который установил новые принципы пенсионного обеспечения. Согласно этому закону, пенсии предоставляются гражданам, достигшим определенного возраста (женщинам - 55 лет, мужчинам - 60 лет), а также инвалидам и вдовам погибших военнослужащих. Однако, размеры пенсий и условия их назначения были значительно снижены по сравнению с предыдущим периодом.
Изменения, связанные с социальным обеспечением, начали происходить благодаря принятию действующей Конституции РФ. Новая Конституция провозгласила государство социальным, именно это послужило толчком к изменению правовой политики в сфере социального обеспечения. Так, в своей работе В.В. Иглин писал, что целью социальной политики в первую очередь является создание в обществе благоприятного социального климата и социального согласия, условий, обеспечивающих удовлетворение основных жизненных потребностей населения[ Иглин В.В. Социальные пенсии // Теория права и межгосударственных отношений. – 2019. – № 1 (9). – С. 1 – 25.]. В настоящее время действует Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», который содержит основные положения, касающиеся социального обеспечения. К видам социальной помощи относятся социальные пенсии.
Социальные пенсии представляют собой денежное обеспечение, которое выплачивается из государственного бюджета нетрудоспособным (или ограниченно трудоспособным) гражданам, постоянно проживающим на территории Российской Федерации, в том числе иностранным гражданам и лицам без гражданства, которые легально пребывают на территории РФ более 15 лет. Стоит обратить внимание на отличие социальной пенсии от страховой, которое заключается в способе формирования фонда выплат. При начислении социальных пенсий средства поступают напрямую из бюджета, а при выплате страховых пенсий средства поступают из бюджета СФР[ Паршина А.Е. Социальные пенсии как особая категория государственного пенсионного обеспечения // В сборнике: Фундаментальные и прикладные исследования в науке и образовании. Сборник статей по итогам Международной научно–практической конференции. – Стерлитамак, 2022. – С. 199–201.].
Согласно Федеральному закону от 15.12.2001 № 166-ФЗ («О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» назначение социальной пенсии происходит по трем основаниям: по старости (если у человека при достижении пенсионного возраста по каким - то причинам отсутствует трудовой стаж); по инвалидности; по потере кормильца. Все виды объединены общей неспособностью граждан в обеспечении себя самостоятельным образом и большой необходимостью в материальной поддержке от государства.
Если говорить о социальной пенсии по старости, то она назначается либо гражданам Российской Федерации, либо лицам, проживающим на ее территории более 15 лет, при достижении определенного возраста. Обязательный возраст при назначении пенсии для женщин составляет - 65 лет, для мужчин - 70 лет. Для категории людей, относящихся к малочисленным народам Севера, возраст получения данной пенсии ниже: для женщин - 50 лет, для мужчин - 55 лет. Перечень, в котором перечислены эти народы, строго установлен и утвержден Правительством РФ. Для получения социальной пенсии по старости малочисленным народам Севера необходимо постоянно проживать на территории Крайнего Севера и сохранять традиционный образ жизни, хозяйствование и промыслы, культуру своих предков.
Для получения социальной пенсии по инвалидности существует несколько условий. Одним из критериев назначения социальной пенсии по инвалидности является наличие статуса инвалидности. Государственная служба медико-социальной экспертизы осуществляет деятельность по признанию гражданина инвалидом, установлению времени наступления и периода инвалидности, а также степени ограничения способности к трудовой деятельности и причины инвалидности. Правительство Российской Федерации утверждает порядок и условия признания гражданина инвалидом. Данный вид пенсии могут установить срочно (на конкретный срок инвалидности) или бессрочно (в случае если инвалидность подтвердится на постоянной основе). По истечении периода назначения срочной пенсии, свое право на ее получение необходимо будет подтвердить на новый временной срок.
Одним из видов социальной пенсии является также пенсия по потере кормильца. Пенсию по потере кормильца составляют государственные выплаты нетрудоспособным родственникам, несовершеннолетним детям и иным иждивенцам умершего гражданина, на обеспечении которого они находились, с помощью таких выплат государство выражает материальную поддержку родным умершего гражданина, которые потеряли единственный доход в связи с его смертью.
В 1995 году был принят Закон «О пенсионном обеспечении в Российской Федерации», который существенно изменил систему пенсионного обеспечения. Согласно этому закону, пенсии начали назначаться исходя из накопительной системы, в которой пенсионные накопления формируются за счет страховых взносов работников и работодателей. Таким образом, каждый работник начал формировать свою индивидуальную пенсию, которая зависит от его заработной платы и стажа работы.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты
1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) [с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года] // Российская газета. – 2020. – 04 июля.
2.Всеобщая декларация прав человека, принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 г. // Российская газета. – 1998. – 10 декабря.
3.Конвенция о правах инвалидов (заключена в г. Нью – Йорке 13.12.2006) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2013. – №6. – Ст. 468.
4.Трудовой кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 30 дек. 2001 г. № 197-Ф3 (ред. от 06.04.2024) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2002. — № 1 (ч. I) . — Ст. 3.
5.Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181–ФЗ (ред. от 10.07.2023) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1995. – № 48. – Ст. 4563.
6.Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 166–ФЗ (ред. от 25.12.2023) «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2001. – № 51. – Ст. 4831.
7.Федеральный закон РФ от 17 дек. 2001 № 173–ФЗ (ред. 08.12.2020) «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2001. — № 52. — Ст. 4920.
8.Федеральный закон от 28.12.2013 N 424–ФЗ (ред. от 25.12.2023) «О накопительной пенсии» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2013. – № 52. – Ст. 6989.
9.Федеральный закон от 28.12.2013 № 400–ФЗ (ред. от 11.03.2024) «О страховых пенсиях» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2013. – № 52. – Ст. 6965.
10.Федеральный закон от 01.04.1996 N 27–ФЗ (ред. от 25.12.2023) «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1996. – № 14. – Ст. 1401.
11.Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167– ФЗ (ред. от 25.12.2023) «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2001. – № 51. – Ст. 4832.
12.Федеральный закон от 28 дек. 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (в ред. от 24.07.2023) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2013. – № 52 (ч.2). – Ст.6991.
13.Федеральный закон РФ от 03 октября 2018 № 350–ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2018. – № 41. – Ст. 6190.
14.Постановление Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. № 95 (ред. от 26.11.2020) «О порядке и условиях признания лица инвалидом « // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2006. – № 9. – Ст. 1018.
15.Постановление Правительства РФ от 7 апреля 2008 г. № 240 «О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно–ортопедическими изделиями « (ред. от 23.11.2022) // СЗ РФ. – 2008. – № 15. – Ст. 1550.
Специальная литература
1.Аракчеев В. С. Основания и условия пенсионного обеспечения в России // Вестник Томского госуд. унив–та. 2004. – № 283. – С. 25–29
2.Арутюнян А. Р. Современные проблемы государственной защиты конституционных прав инвалидов в Российской Федерации // Материалы Ивановских чтений. – 2017. – № 3 – 1 (14). – С. 10.
3.Атагимова Э.И. Роль института семьи при формировании нравственности и правосознания личности в условиях информационного пространства России // Правовая информатика. – 2017. – № 2. – С. 18–27.
4.Ахантьева Н. В., Пиксин М.В. Пенсионное обеспечение детей–инвалидов: порядок предоставления, проблемы и пути их решения // Научный вестник Гуманитарно–социального института. 2022. № 15. С. 3.
5.Ахмедова Е.Ю. История становления института социальных пенсий в российском законодательстве // International & Domestic Law. – 2020. – С. 635–643.
6.Ашиткова Т. В. Защита прав инвалидов: содержание и сущностная характеристика // Философия права. – 2018. – № 2 (85). – С. 54.
7.Бурлин Д.И. Законодательное регулирование социальных пенсий в РФ // Студенческий вестник. – 2024. – № 15–3 (301). – С. 19–20.
8.Бурлин Д.И. Проблемы и преимущества системы социальных пенсий // В сборнике: Молодой исследователь: вызовы и перспективы. Сборник статей по материалам CCCLV международной научно–практической конференции. – Москва, 2024. – С. 67–69.
9.Гордеева, Н. В. Основные проблемы и перспективы развития пенсионной системы Российской Федерации / Н. В. Гордеева, А. Г. Гладковский // Вестник Удмуртского университета. Серия Экономика и право. – 2023. – Т. 33, № 2. – С. 229.
10.Григорьев, И. В. Право социального обеспечения : учебник и практикум для среднего профессионального образования / И. В. Григорьев, В. Ш. Шайхатдинов. – 8–е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2023. – 365 с.
11.Дзуцев Г.Т., Мардеян Н.А. История пенсионного страхования // Modern Science. – 2023. – № 4–1. – С. 12–15.
12.Дмитриева И.Е., Кожевникова Е.Е. Социальные пенсии нетрудоспособным гражданам // В сборнике: Использование ИКТ в обучении, в период пандемии COVID–19. Сборник статей по материалам круглого стола. – Москва, 2022. – С. 43–49.
13.Заборовская Ю. М. Обеспечение трудоустройства и социальной защиты осужденных инвалидов как основные способы профилактики рецидивной преступности // Политика и общество. – 2018. – № 2 (159). – С. 39.
14.Иглин В.В. Социальные пенсии // Теория права и межгосударственных отношений. – 2019. – № 1 (9). – С. 1 – 25.
15.Колесникова, Г. И. Медико–социальная экспертиза: учебное пособие для вузов. – М.: Юрайт, 2019. – 179 с.
16.Корнякова Н.А. Роль социальных пенсий в России // Студенческий вестник. – 2021. – № 6–2 (151). – С. 27–28.
17.Кузнецова Н. А. Актуальные проблемы финансового обеспечения детей–инвалидов из неполных семей / Н. А. Кузнецова, Т. П. Матвеева // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право. – 2021. – № 5. – С. 143–145.
18.Лубсанова Ю. Б. Проблемы современной пенсионной системы Российской Федерации и предложения по ее совершенствованию // Актуальные исследования. – 2023. – № 10(140). – С. 73.
19.Магомедалиева О.В. Социальные пенсии в системе регионального пенсионного обеспечения РФ // Менеджмент современных технологий в интегрированных структурах. Орел: Менеджмент современных технологий в интегрированных структурах, 2018. - С. 188.
20.Мачульская, Е. Е. Право социального обеспечения : учебник для среднего профессионального образования / Е. Е. Мачульская. – 4–е изд., перераб. и доп. – М.:Издательство Юрайт, 2020. – 320 с.
21.Новикова Ю. А. Альтернативная подсудность исков работников // Правовая мысль в образовании, науке и практике. – 2017. – № 2 (6). – С. 50–53.
22.Паршина А.Е. Социальные пенсии как особая категория государственного пенсионного обеспечения // В сборнике: Фундаментальные и прикладные исследования в науке и образовании. Сборник статей по итогам Международной научно–практической конференции. – Стерлитамак, 2022. – С. 199–201.
23.Пашкова, Г.Г. Право социального обеспечения: учебное пособие / Г.Г. Пашкова. – Томск: Издательский Дом Томского государственного университета. 2018. – 337 с.
24.Петрова Л.А. Понятие и виды социальных пенсий в России // Актуальные проблемы Российского права и законодательства. Красноярск: Актуальные проблемы Российского права и законодательства, 2020. - С. 126.
25.Полянская Н.М. Развитие пенсионного страхования в России: краткий исторический экскурс // Аспирант. – 2019. – С. 54–56.
26.Попов А.А., Белова И.Е., Нестерова Н.В. Социальная пенсия в системе социального обеспечения // Тенденции развития науки и образования. – 2024. – № 105-8. – С. 45-47.
27.Потапова Н.Д. Социальные пенсии в Российской Федерации: учебник. – Вологда: Фонд развития филиала МГЮА имени О.Е. Кутафина, 2019. – 86 с.
28.Похвощев, В. А. Методологические основы профессиональной реабилитации и содействия занятости людей с ограниченными возможностями здоровья / В.А. Похвощев. – М.: МИР, 2017. – Т. 8. – № 2. – С. 330–336.
29.Право социального обеспечения : учебник и практикум для среднего профессионального образования / М. В. Филиппова [и др.] ; под редакцией М. В. Филипповой. – 3–е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. – 360 с.
30.Право социального обеспечения России: учебник / Д.В. Агашев, В.С.Аракчеев, Е.И. Бутенко и др.; под ред. Д.В. Агашева, B.C. Аракчеева. – Томск: Издательство Томского университета, 2015. – 420 с.
31.Право социального обеспечения: учебник / под ред. К.Н. Гусова. – М.: Проспект; ПБОЮЛ Грачев С М., 2001. – 341 с.
32.Пудова В.С. Проблемы пенсионного обеспечения в Российской Федерации и способы их решения // Аллея науки. – 2018. – Т. 4. – №. 4. – С. 776–780.
33.Раджабова Ж.К. Учебное пособие. (Курс лекций) «Право социального обеспечения» для направления «Юриспруденция», профиля подготовки «Гражданское право» и «Уголовное право». Махачкала: ДГУНХ, 2019. – 329 с.
34.Сабанов З. М. Социально – экономические основы института социальной защиты инвалидов // Актуальные проблемы экономики, социологии и права. – 2017. – № 3. – С. 95.
35.Смолина А. А. Проблемы социальной защиты детей – инвалидов в современной России // Вестник науки. – 2018. – Т.2, № 9 (9). – С. 114.
a.Социальное обеспечение : учеб. пособие / Е.Н. Мажара. – М. : ИНФРА–М, 2019. – 341 с.
36.Тюгаев А.Н. Проблемы правового регулирования права на социальную пенсию по инвалидности // В сборнике: Актуальные проблемы уголовного права и процесса, уголовно–исполнительного права и криминалистики. Сборник трудов XI Всероссийской научно–практической конференции. – Саранск, 2022. – С. 209–212.
37.Учайкина Н.Ю. Социальная пенсия в контексте современной пенсионной системы // В книге: Результаты современных научных исследований. Материалы Международной научно–практической конференции. В 2–х частях. Редколлегия: Р.Р. Хайров (отв. ред.) [и др.]. – Саранск, 2021. – С. 209–214.
38.Фурсова К.М. Пенсии по случаю потери кормильца как вид социального обеспечения // Новая наука: история становления, современное состояние, перспективы развития. Сборник статей Международной научно–практической конференции. – Уфа, 2020. – С. 255–259.
39.Чхутиашвили Л.В. Основные направления реализации новой семейной политики государства // Актуальные проблемы российского права. – 2017. – № 5. – С. 46–49.
40.Шафоростова А.Д. Социальные и трудовые пенсии медицинских работников // В сборнике: Наука молодых - будущее России. сборник научных статей 8-й Международной научной конференции перспективных разработок молодых ученых. – Курск, 2023. – С. 265-268.
Акты судебных органов
1.По делу о проверке конституционности пунктов 10, 12 и 21 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. № 713 // Постановление Конституционного Суда РФ от 02.02.1998 № 4–П // СЗ РФ. 1998. № 6. Ст. 783.
2.Определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 03.12.2019 № 88–672/2019 // Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».