Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбранной темы не подлежит сомнению, поскольку проблемы, формирующие ассортиментную политику, в основном связаны с широким ассортиментом продукции на рынке, с ростом потребительского спроса и усилением неценовой конкуренции. Формирование ассортиментной политики и ее реализация нужны для того, чтобы управлять объемом прибыли, определять условия безубыточной работы фирмы, а также для того, чтобы прогнозировать собственные инвестиции в развитии бизнеса. Формирование ассортиментной политики и ее реализация начинают иметь особое значение тогда, когда имеется свобода выбора определенной деятельности. Ассортиментная политика подразумевает наличие информации о динамике цен, о характеристике товаров, сегментов рынков, об уровне внешнеэкономических связей с зарубежными странами, макроэкономических тенденций. Все эти факторы являются необходимыми для определения условий безубыточного управления массой прибыли и безубыточной работы с такой целью, как оптимизация налогообложения, прогнозирование возможных вложений собственных средств для развития бизнеса.
Ассортиментная политика – одно из самых главных направлений деятельности торговой компании. Особенно выбор ассортиментной политики значим в условиях жесткой конкурентной среды, когда к товару со стороны потребителя предъявляются повышенные требования по качеству и ассортименту. Лидерство в конкурентной борьбе за клиента получает тот, кто наиболее компетентен в ассортиментной политике, владеет методами её реализации и может максимально эффективно ею управлять.
Обеспечение конкурентоспособности отечественных предприятий в большей степени зависит от способности ассортимента продукции предприятия в полной мере удовлетворять потребности текущих потребителей в количественном и качественном отношении.
Объект исследования – ООО «Агроторг», магазин «Пятерочка», расположенный по адресу: Санкт-Петербург, Красное Село, Проспект Ленина, дом 85.
Предмет исследования – процесс формирования ассортиментной политики организации.
Цель исследования – анализ ассортиментной политики.
Задачи настоящего исследования определяются в следующем:
рассмотреть понятие, сущность и роль ассортиментной политики;
описать методы анализа ассортиментной политики предприятия;
изучить этапы формирования ассортиментной политики на торговом предприятии;
исследовать основные подходы к управлению ассортиментной политики организации;
провести анализ существующего торгового ассортимента «Пятерочки»;
провести исследование потребительского спроса на товары предприятия;
определить целевую аудиторию и ее предпочтения;
провести формирование нового торгового ассортимента на предприятии;
разработать мероприятия по совершенствованию ассортиментной политики ООО «АГРОТОРГ»;
привести экономическую эффективность предлагаемых мероприятий.
Гипотеза исследования заключается в утверждении о том, что Совершенствование ассортиментной политики организации является необходимым условием долгосрочной эффективной работы торгового предприятия и действенным инструментом повышения конкурентоспособности.
Методы исследования: анализ, синтез, индукция, дедукция.
Теоретической основой данной работы являются научные труды таких ученых-экономистов, как: А.В. Лукина, О.А. Лебедева, Баканов М.И., Базюкина А.И. и др.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные в работе мероприятия по совершенствованию ассортиментной политики могут быть апробированы в практической деятельности объекта исследования или организаций смежных сфер деятельности.
Структура работы включает: введение, основную часть, заключение и список использованных источников.
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АССОРТИМЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ
1.1. Понятие, сущность и роль ассортиментной политики
Ассортимент продукции, также известный как ассортиментный ряд, относится к общему количеству продуктовых линеек, которые компания предлагает своим клиентам. Ассортиментная политика – формирование ассортимента продукции предприятия для решения его стратегических рыночных целей, в зависимости от текущей и перспективной потребности рынка[Полонская Л.А. Формирование ассортимента товаров в розничной торговле / Л.А. Полонская, М.М. Туринская. – М. : Техника, 2014. С. 61]. В товароведении ассортиментная политика -намерения и возможности организации в области формирования ассортимента, сформулированные ее руководством.
Ассортиментная политика преследует долгосрочные цели, например, компания может сохранять свое присутствие на рынке, не приносящее прибыли в настоящий момент, ради будущих рыночных успехов. Ассортиментная политика – комплекс мероприятий, направленных на разработку, создание и продвижение ассортимента предприятия.
С экономической точки зрения Федько В.П. определяет ассортимент – как, прежде всего отражение межотраслевой и отраслевой пропорции в составе товарного предложения, которое характеризует результаты деятельности предприятий, реализующих товары или услуги, то есть это один из факторов, определяющих степень сбалансированности спроса и предложения.
По определению Ф. Котлера, товарный ассортимент – это группа товаров, тесно связанных между собой, либо в силу схожести их функционирования, либо в силу того, что их продают одним и тем же группам клиентов, или через одни те же типы торговых заведений, или в рамках одного и того же диапазона цен.
Таким образом, под ассортиментной политикой понимают цели, задачи и основные направления формирования ассортимента, определяемые руководством организации. Цель организации в области ассортимента - формирование реального или прогнозируемого ассортимента.
Товарный ассортимент организации должен соответствовать представлениям целевых покупателей. Все чаще ассортимент становится ключевым элементом конкурентной борьбы между схожими компаниями. Хорошо продуманная ассортиментная политика не только позволяет оптимизировать процесс обновления товарного ассортимента, но и служит для руководства предприятия своего рода указателем общей направленности. Формирование и реализация ассортиментной политики необходимы для определения условий безубыточной работы предприятия, управления объемом прибыли с целью оптимизации налогообложения и прогнозирования собственных инвестиций в развитие бизнеса.
Основная цель ассортиментной политики предприятия заключается в формировании оптимального ассортимента товаров и услуг, выпускаемых ею на рынок для удовлетворения потребностей потребителей и получения запланированного уровня прибыли. Иначе говоря, с точки зрения маркетинга цель ассортиментной политики сводится к построению ассортимента продукции предприятия, способствующего решению его стратегических рыночных целей, в зависимости от потребности рынка (текущей и перспективной).
Задачи ассортиментной политики:
удовлетворение запросов потребителей - один из основных принципов маркетинга, который соответствует задаче глубокой сегментации и дифференциации рынка и обеспечивает тесную связь с потребителями;
оптимальное использование технологических знаний и опыта предприятия;
оптимизация финансовых результатов предприятия - формирование ассортимента основывается на ожидаемой рентабельности и величине прибыли, что чаще встречается в практике работы предприятий, однако может быть оправдано при тяжелом финансовом положении, отсутствии альтернатив и др.;
Фрагмент для ознакомления
3
1.Алексеева, Н.И., Алёхина, Ю.В. Управление товарными запасами предприятия на основе анализа системы показателей / Н.И. Алексеева, Ю.В. Алёхина // Стратегия предприятия в контексте повышения его конкурентоспособности. 2019. – Т. 1. – № 5 (5). – С. 56-59.
2.Алтухова, А. Т. Факторы повышения конкурентоспособности предприятия / А. Т. Алтухова //– М.: Ника-Центр, –2017.–№ 9.– С.35–38.
3.Андреева, А.Е. Многофакторный анализ конкурентоспособности предприятия / А.Е. Андреева // Наука и бизнес: пути развития.–2017.–№ 3.– С. 25–28.
4.Арбатская, Е.А. Подходы к оценке конкурентоспособности предприятия / Е.А. Арбатская // Известия ИГЭА. – 2021. – № 1 (81). – С. 118-121
5.Бабурина, Д.А. Необходимость новых подходов к управлению товарными запасами торгового предприятия / Д.А. Бабурина // Научный альманах. – 2018. – № 7-1 (21). – С. 32-36.
6.Базюкина А.И. Совершенствование ассортиментной политики магазинов детской одежды // Экономическая наука сегодня: теория и практика : материалы VII Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 29 июня 2017 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. – С. 28-36
7.Баканов М.И. Теория экономического анализа / М.И. Баканов, А.Д. Шеремет. – М.: Финансы и статистика, 2016. – 319 с.
8.Баринов В.А., Синельников А.В. Развитие организации в конкурентной среде // Менеджмент в России и за рубежом. - 2018. - №6, с. 23-26.
9.Белов, В. А. Основы финансового менеджмента: Учебное пособие. / В. А. Белов. – М.: Финансы и статистика, 2017. – 176 с.
10.Белоусова, Д.С. Понятие и сущность конкурентоспособности. Факторы, влияющие на конкурентоспособность / Д.С. Белоусова// Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. – 2016. № 15–2.– С.72–76.
11.Березин, И.С. Маркетинговые исследования. Инструкция по применению. 3-е изд., пер. и доп. / И.С. Березин. – Люберцы: Юрайт, 2017. – 383 c.
12.Григорьев, М. Н. Маркетинг : учебник для вузов / М. Н. Григорьев. – 5-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 559 с.
13.Данилова, С. Ю. Оптимизация уровня запасов производства с целью повышения конкурентоспособности предприятия с непрерывным циклом производства / С. Ю. Данилова, Е. В. Пуденков // Вестник Волжского университета имени В. Н. Татищева. Тольятти, 2019. – № 2 (28). - С. 47–52.
14.Егоркина, Е. Ю., Данилова, С. Ю. Оптимизация процесса управления запасами на предприятиях оптовой торговли / Е.Ю. Егоркина, С.Ю. Данилова. Молодой ученый. 2018. – №16. – С. 157-160.
15.Маркетинг: Учебник / В.П. Федько, Л.А. Чикатуева, Н.В. Третьякова; Под ред. проф. В.П. Федько. - 2-e изд., испр. и доп. - М.: НИЦ Инфра-М, 2017. - 368 с.
16.Маркетинг: Учебное пособие / А.В. Лукина. - 3-e изд., исп. и доп. - М.: Форум: НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 240 с.
17.Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз: Учебное пособие / И.К. Беляевский. - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: КУРС: НИЦ Инфра-М, 2016. - 392 с
18.Маркетинговые исследования рынка: Учебник / О.А. Лебедева, Н.И. Лыгина. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ Инфра-М, 2016. - 192 с.
19.Маркетинговые исследования рыночных ниш инновационных продуктов: Монография / Б.Е. Токарев. - М.: Магистр: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 272 с.
20.Маркетинговые исследования с SPSS: Учебное пособие / Г. Моосмюллер, Н.Н. Ребик. - 2-e изд. - М.: ИНФРА-М, 2017. - 200 с.
21.Маркетинговые исследования: Учеб. пособие / Н.Г. Каменева, В.А. Поляков; ВЗФЭИ. - М.: Вуз. учебник, 2017. - 439 с.
22.Маркетинговые исследования: Учебник / Б.Е. Токарев. - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: Магистр: ИНФРА-М, 2017. - 512 с.
23.Маркетинговые исследования: Учебник / Б.Е. Токарев. - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: Магистр: НИЦ Инфра-М, 2016. - 512 с.
24.Маркетинговые исследования: Учебное пособие / Н.Б. Сафронова, И.Е. Корнеева. - М.: Дашков и К, 2017. - 296 с.
25.Маркетинговые коммуникации: Учебник / А.А. Романов, И.М. Синяева, В.А. Поляков. - М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2018. - 384 с
26.Маркетинговый анализ: Учебное пособие / Н.А. Казакова. - М.: НИЦ Инфра-М, 2017. - 240 с.
27.Международный маркетинг: Учебное пособие / Н.А. Нагапетьянц, О.Н. Романенкова, Н.Г. Каменева, С.В. Земляк; Под ред. проф. Н.А. Нагапетьянца - М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2016. - 292 с.
28.Методы социологического исследования: Учебник / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко - М.: ИНФРА-М, 2016. - 768 с.
29.Основы рекламы: учебник / Ф. Г. Панкратов, Ю. К. Баженов, В. Г. Шахурин. - 14-е изд., перераб. и доп. - М.: Дашков и Ко, 2018. - 540 с.
30.Полонская Л.А. Формирование ассортимента товаров в розничной торговле / Л.А. Полонская, М.М. Туринская. – М. : Техника, 2014. – 215 с.
31.Починок Н.Б. Структурные сдвиги в сфере услуг: социально-экономический аспект / Н.Б. Починок, М.В. Виноградова // Социальная политика и социология. – 2015. – Т. 14. – №5 (112). – С. 102–113.
32.Психология менеджмента: Учебное пособие / Э.В. Островский; Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации. - М.: Вузовский учебник: НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 240 с.
33.Романенкова, О.Н. Поведение потребителей: Учебник / О.Н. Романенкова. – М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2015. – 320 с.
34.Татаринова М.Н. АВС-XYZ-анализ как эффективное средство управления затратами / М.Н. Татаринова, С.В. Гришанова // КАНТ. – 2018. – №4. – С. 29–31.
35.Царева К.В. Влияние ассортиментной политики на деятельность предприятия / К.В. Царева, Т.А. Костенькова // Научные исследования и разработки студентов : материалы V Междунар. студенч. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 30 окт. 2017 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. – С. 241-243
36.Шацкий А.А. Возможности создания многоагентных систем в сфере услуг // Интерактивная наука – № 4 (14). – С. 167-169.
37.Шишкин А.Ф. Экономическая теория: Учебник для вузов. В 2 т. Т. 1 / А.Ф. Шишкин, Н.В. Шишкина. – М.:Гуманитар.-изд. центр Владос, 2018. – 816 с.