Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы обусловлена необходимостью понимания сущности правового государства для развития данной модели государства в современном мире, его укрепления и стремления к его усовершенствованию. Потребность в такого рода понимании, правильном подходе и развитии ведет к улучшению качества жизни, стабильности государства, его экономического развития и укрепление его статуса в современном мире, как идеального демократического государства. Для создания такой системы необходимо как практическое освоение, так и теоретическое осмысление вопроса.
В самом общем виде правовое государство представляет собой такой тип государства, который основан на праве, и реализуется в соответствии с ним. Правовое государство требует особой организации политической власти, при которой за человеком признаются его естественные права, реализуется принцип разделения властей, обеспечивается верховенство закона, а также существует взаимная ответственность между гражданином перед государством, и наоборот, государства перед гражданином.
Степень научной разработанности. Вопрос правового государства изучали в своих работах такие ученые как Алексеев С.С., Кудрявцев В.Н., Лукашева Е.А., Нерисянец В.С., Бабаев В.К., Плахов В.Д. и многие другие деятели юридической науки.
Объектом исследования выступает правовое государство.
Предмет курсовой работы – это конституционные основы и формы проявления правового государства.
Цель работы состоит в исследовании актуальных проблем становления и развития правового государства.
Исходя, из цели в работе были поставлены следующие задачи:
1. Изучить историю развития правового государства
2. Рассмотреть понятие правового государства.
3. Изучить конституционно-правовые основы формирования Российской Федерации как правового государства.
4. Исследовать основание построение системы права и системы законодательства в правовом государстве
5. Представить характеристику системы права и законодательства в правовом государстве.
Теоретико-методологическую базу работы составили две группы источников. К первой отнесены учебная литература (учебники и учебные пособия, справочная и энциклопедическая литература). Ко второй отнесены законодательные акты, научные статьи в периодических журналах, диссертации по исследуемой проблематике.
Методы исследования: метод теоретического анализа: изучение, анализ, синтез и обобщение научной и учебной литературы, которая раскрывает особенности конституционных основ и форм проявления правового государства; метод системного анализа.
Теоретическая значимость проведенного исследования состоит в том, что на основании проведенного анализа обобщены положения законодательства и научных трудов ученых-правоведов относительно актуальных проблем становления и развития правового государства, в результате чего сформулированы выводы по данному исследованию. Проведенный анализ может быть использован в процессе дальнейшего изучения отдельных актуальных проблем правового государства.
Структура работы определена цель, а также задачами исследования и она состоит из введения, основной части, заключения, списка использованных источников.
Глава 1 Общая характеристика правового государства
1.1 История развития правового государства
Идея правовой государственности была заложена еще в Античный период, впрочем, она не потеряла своей актуальности и в настоящее время. К этой проблеме обращены взоры многих философов, юристов, историков, не зависимо от их взглядов и воззрений. Выявляется и терминологическая составляющая понятия правового государства, и его содержание, и, конечно же, путь его становления и развития.
Обратимся к вопросу зарождения и развития идеи правового государства. Как было отмечено ранее, идеи зарождения теории правовой государственности относятся еще к периоду Античности. Так, древнегреческий философ Платон говорил, что там, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью, неизбежна близкая гибель государства, а где законы установлены в интересах нескольких человек, речь идёт не о государственном устройстве, а о внутренних распрях[ Хоркина В.А. Правовое государство как институт конституционного строя Российской Федерации // В сборнике: Социально-экономические процессы современного общества. БОУ ВО «Чувашский государственный институт культуры и искусств» Минкультуры Чувашии. Чебоксары, 2021. С. 164.].
В средние века Ф. Аквинский так же развил идею правовой государственности. Его сочинения являлись своего рода энциклопедией в церковной идеологии. Следуя учениям Аристотеля, Ф. Аквинский говорит о том, что по природе своей человек не может жить без социума, и в индивиде заложено стремление к объединению, благодаря чему и возникает государство. Основной целью государства, по мнению Ф. Аквинского, является предоставление возможности каждому гражданину условий для достойной, разумной жизни. Сущность власти при этом определяется как определенный порядок отношений господства и подчинения, при котором воля лиц находящихся наверху человеческой иерархии, движет низшими слоями населения. Он предложил различать элементы государственной власти: сущность, происхождение, использование. Государственная власть установлена Богом, поэтому она имеет божественную сущность[ Осавелюк А.М. Правовое государство как конституционная основа // Актуальные проблемы российского права. 2020. № 9. С. 48.].
Фома Аквинский сформулировал и концепцию права. Право есть упорядоченный комплекс существующих связей, его никто не устанавливает, право уже существует и его главным существенным принципом является справедливость. В свою очередь закон служит для объяснения различных явлений, свойственных обществу и есть не что иное, как некое установление разума в целях общего блага принятое и обнародованное теми, кто имеет попечение об обществе[ Гринь А.В. Соотношение права и закона в контексте понимания идеи правового регулирования // Журнал «Философия права». 2019. № 4(65) С. 3.].
Значительный вклад в изучение государства и права привнес итальянский мыслитель, политический деятель – М. Падуанский. Согласно его учению, народ являлся источником власти, носителем суверенитета и верховным законодателем. Государственная власть должна действовать посредством законов. В учении М. Падуанского законы были подкреплены реальным наказанием, именно это отличало законы государства от законов божьих.
Важным является и то, что именно М. Падуанский был одним из первых, кто проводил четкое разграничение между законодательной и исполнительной властью, что, по сути, предвосхитило формирование современного принципа разделения властей - базового признака правовой государственности. Большое значение ученый уделял выборности, как наиболее справедливого принципа формирования государственных органов и должностных лиц. Даже в условиях монархического государства, которое, по его мнению, есть наилучшее государственное устройство, должен действовать этот принцип. Избираемый монарх, как правило, наиболее подходящий правитель, а потому избирательная монархия гораздо предпочтительнее монархии наследственной[ Щепачев В.А. Конституционная концепция правового государства и проблемы ее реализации в законодательстве Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право, 2020. № 1. С. 14.].
Фрагмент для ознакомления
3
1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2.Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 17.12.2001, N 51, ст. 4831.
3.Федеральный закон от 16.07.1999 N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» // "Собрание законодательства РФ", 19.07.1999, N 29, ст. 3686.
4.Афзалетдинова Г.Х. К вопросу о соотношении принципов права и принципов законодательства в российском праве // Журнал «Юридическая техника». 2020. № 14. С. 2.
5.Архипова Е.Ю. К вопросу о структуре системы Российского законодательства // Журнал «Правовая политика и правовая жизнь». 2021. № 2. С. 8.
6.Гринь А.В. Соотношение права и закона в контексте понимания идеи правового регулирования // Журнал «Философия права». 2019. № 4(65) С. 3.
7.Добрынин Н.М. Конституционализм и парадигма общественных отношений в России: исторический опыт, конформизм или неизбежность перемен // Конституционное и муниципальное право. 2020. № 1. С. 7.
8.Дохтова З.Н. Правовое государство // Вестник современных исследований. 2020. № 8-2 (38). С. 43-46.
9.Иванов Р.Л. Понятие законодательства в современном российском праве. Р.Л. Иванов // Вестник Омского университета. Серия «Право». 2019. № 3(36). С. 11.
10.Касаева Т.Г. Суд присяжных как неотъемлемый атрибут современного правового государства // Российский судья, 2019. № 5. С. 35.
11.Лыткина Д. И. Из каких элементов состоит система права // Вестник науки. - 2023. № 1(58). С. 6.
12.Лебедев В.М. Система права // Вестник Томского государственного университета. «Право». 2022. № 44. С. 5.
13.Осавелюк А.М. Правовое государство как конституционная основа // Актуальные проблемы российского права. 2020. № 9. С. 48.
14.Раянов Ф.М. Правовое обществоведение: монография. – М.: Юрлитинформ, 2018. – 264 с.
15.Хоркина В.А. Правовое государство как институт конституционного строя Российской Федерации // В сборнике: Социально-экономические процессы современного общества. БОУ ВО «Чувашский государственный институт культуры и искусств» Минкультуры Чувашии. Чебоксары, 2021. С. 164-166.
16.Хабибулин А.Г., Мурсалимов К.Р. Отправные начала правообразующей деятельности государства: опыт системного анализа: статья // Теория государства и права. 2021. № 2 (22). С. 160–165.
17.Щминке А.Д. Проблемы соотношения права и системы законодательства // Вестник Саратовской государственной юридической академии. - 2019. №2(91). С. 5.
18.Щепачев В.А. Конституционная концепция правового государства и проблемы ее реализации в законодательстве Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право, 2020. № 1. С. 14.
19.Эриашвили Н.Д. О некоторых проблемах соотношения отраслей права и отраслей законодательства // Вестник Московского университета МВД России. - 2018. №5. С. 3.