Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Исследование здоровья детей по всей России показало, что заболевания зрения занимают второе место по частоте после проблем с опорно-двигательным аппаратом. Статистика указывает, что в России более 22 тысяч детей страдают от различных видов нарушений зрения, включая 11 тысяч с серьезными проблемами и 3 тысячи полностью слепых, причем эти цифры растут ежегодно. Важность зрительного восприятия для психофизического и умственного развития неоспорима, так как его нарушение мешает детям познавать мир, взаимодействовать с окружающими и заниматься различными видами деятельности.
Физическое развитие представляет собой процесс усовершенствования физических способностей и функций организма, который в значительной степени зависит от физической активности и условий жизни. В этом контексте также важны современные образовательные методики, применяемые в студенческих исследованиях.
Специальное физическое развитие, предложенное издательством АНО ДПО «Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании», направлено на адаптацию к особым видам физической активности. Уровень физической подготовленности отражает степень развития физических качеств, достигаемую через регулярные тренировки. Недостаток зрения значительно затрудняет ориентацию в пространстве, снижает активность и замедляет развитие моторики, что может привести к физической отсталости у детей из-за искаженного восприятия реальности, вызванного проблемами со зрением. Из-за этого дети с нарушениями зрения часто страдают от дополнительных заболеваний.
Дети с нарушениями зрения имеют заметный отрыв в физическом развитии по сравнению с их сверстниками: они легче на 3-5%, ниже на 5-13 см, и у них меньше объем грудной клетки на 4,7 см.
Исследования Ростомашвили, Шмелькова и Азаряна показали, что у слабовидящих детей объем легких составляет 1600 куб. см, в то время как у зрячих детей - 1800 куб. см. В тестах на силу хвата слабовидящие дети отстают на 28% от зрячих сверстников, а в тестах на гибкость - на 12-15%. Наибольшее различие в мышечной силе между слепыми и зрячими детьми наблюдается в возрасте 7-14 лет: у мальчиков разница составляет 3,5-5 кг, у девочек - 1-1,5 кг.
С возрастом физическое развитие детей с нарушениями зрения улучшается, но остается ниже, чем у зрячих. У слепых и слабовидящих детей наблюдаются значительные отклонения в функционировании дыхательной и сердечно-сосудистой систем на протяжении всего периода развития. Возрастная динамика физического развития сохраняется на нормальном уровне, однако показатели развития значительно ниже. У детей старшего школьного возраста с нарушениями зрения особенно заметны отклонения: мышечная сила снижена, движения медленные и неуверенные, нарушено равновесие.
Актуальность. Изучение и применение адаптивной физической культуры для коррекции двигательных нарушений у слепых детей имеет большое значение в их реабилитации и адаптации к жизни. Регулярные занятия специальными упражнениями и методиками помогают развивать координацию движений, улучшать осанку и укреплять мышцы. Таким образом, дети могут приобрести навыки самообслуживания и участвовать в различных физических активностях наравне с другими детьми. Важно поощрять и поддерживать слепых детей в занятиях адаптивной физической культурой, чтобы помочь им преодолеть физические ограничения и стать более активными и здоровыми.
Гипотеза: Эффективность коррекции двигательных нарушений у слепых детей с использованием средств адаптивной физической культуры напрямую зависит от индивидуального подхода к планированию и проведению тренировочных занятий, учитывающего специфику каждого ребенка, его возможности и потребности. Применение комплексной методики, включающей физические упражнения, массаж, реабилитационные процедуры и игровые элементы, способствует не только улучшению двигательных навыков и координации у слепых детей, но также содействует формированию их психоэмоционального благополучия, улучшению самооценки и социальной адаптации. Предполагается, что систематическое занятие адаптивной физической культурой в сочетании с педагогическим сопровождением и поддержкой родителей может значительно повысить эффективность реабилитационного процесса и улучшить качество жизни слепых детей, способствуя их полноценному развитию и включению в общество.
Объект исследования – двигательные качества обучающихся младшего школьного возраста.
Предмет исследования – процесс формирования двигательных качеств обучающихся младшего школьного возраста с нарушением зрения.
Цель исследования – организация и проведение обучающего эксперимента по формированию двигательных навыков у детей младшего школьного возраста на уроках по адаптивной физической культуре и проверка эффективности проделанной работы.
Задачи:
1. Ознакомиться с литературой по проблеме исследования.
2. Раскрыть особенности физического развития детей с нарушением зрения.
3. Провести опрос у детей младшего школьного возраста с нарушением зрения.
4. написать комплекс упражнений для коррекции двигательных нарушений у слабовидящих и слепых детей.
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1 Этиология и особенности нарушения зрения у детей
Зрительные нарушения у детей могут проявляться как временные функциональные изменения, поддающиеся коррекции (например, при косоглазии или астигматизме), так и как постоянные органические повреждения, связанные с анатомическими дефектами глаза или зрительной системы. Органические нарушения часто сопровождаются другими заболеваниями, такими как церебральный паралич или умственная отсталость. [31].
Часто с органическими нарушениями зрения, сопутствующими поражениями нервной системы или врожденными пороками развития - церебральным параличом, нарушением слуха, умственной отсталостью и т.д.
В зависимости от степени снижения остроты зрения на лучше видящем глазу, от возможности использования зрительного анализатора в педагогическом процессе классифицируют следующие группы детей:
• слепые – это дети с полным отсутствием зрительных ощущений или имеющие остаточное зрение, либо те, кто сохранил способность к светоощущению и восприятию;
• абсолютно, или тотально слепые – дети, у которых полностью отсутствуют зрительные ощущения;
• частично, или парциально слепые – дети, имеющие светоощущение, так же форменное зрение (выделение фигуры из фонового изображения), при котором острота зрения от 0,005 до 0,04;
• слабовидящие – дети с остротой зрения от 0,05 до 0,2.
Ведущее отличие представленной группы детей от слепых: при выраженном падении остроты восприятия зрительный анализатор остается ведущим источником восприятия информации и, безусловно, может быть использован в качестве главного в учебном процессе, включающим чтение и письмо [19].
Дети с нарушениями зрения делятся на две основные категории, основываясь на времени возникновения проблемы со зрением:
• Слепорожденные — это категория детей, которые либо родились без способности видеть, либо потеряли зрение до достижения трехлетнего возраста. Эти дети не имеют представлений о внешнем мире, и их психическое развитие происходит без использования зрительной системы.
• Ослепшие — это дети, которые потеряли зрение уже после трех лет. Такое состояние оказывает значительное влияние на развитие всех сенсорных способностей ребенка, определяя основной способ восприятия окружающего мира и формирование образов внешней среды. Исследования показывают, что большинство случаев слабовидения и слепоты у детей (92% и 88% соответственно) связаны с врожденными причинами.
Большинство случаев слабовидения и слепоты у детей имеют врожденную природу. Развитие зрительных органов может нарушаться под воздействием различных неблагоприятных факторов. Психическое развитие слепых и слабовидящих детей зависит от множества факторов, включая биологические, аномальные и социальные условия. В первый год жизни развитие ребенка опирается на сенсомоторные процессы, которые являются основой для формирования высших психических функций.
В данный период необходимо постоянно стимулировать органы чувств ребенка. Приоритетной задачей дошкольников с нарушением зрения является компенсация зрительного восприятия.
Л. И. Солнцева описывает процесс адаптации к нарушениям зрения у детей в раннем возрасте через три последовательные стадии:
• На первой стадии, соответствующей первому году жизни ребенка, акцент делается на развитие комплексного восприятия. В этот период важно стимулировать тактильные и слуховые ощущения, которые становятся заменой зрительным. Для детей с серьезными зрительными проблемами необходимо сформировать корректные двигательные навыки и уделять внимание развитию слуха и концентрации внимания.
• Вторая стадия направлена на закладывание фундамента для психического и речевого развития, а также на продолжение усовершенствования восприятия.
• Третья стадия характеризуется формированием у детей с зрительными нарушениями образных представлений и различных концепций. В этот период крайне важно развивать у детей наглядно-действенные методы познания окружающего мира, что способствует их предметно-практической деятельности и ориентации в пространстве. Перцептивные способности детей продолжают развиваться, хотя и могут быть нестабильными и неполными [19].
В случае заболеваний глаз, восприятие мира у детей может существенно отличаться от того, как мир видят люди без зрительных проблем. Это отражается на полноте и точности их визуального восприятия. Дети дошкольного возраста с нарушениями зрения зачастую фокусируются на несущественных деталях объектов, что приводит к искаженному восприятию их характеристик, которые затем закрепляются в памяти. Учащиеся с серьезными проблемами зрения могут испытывать трудности с полным пониманием речи собеседника, что часто приводит к ошибкам в звуковом анализе и произношении слов.
Для детей дошкольного возраста с нарушениями зрения важна помощь в перемещении и ориентации в пространстве. Необходимо обеспечить им знание основных ориентиров в образовательном учреждении и группе, а также создать условия с хорошим освещением для рабочего места, чтобы улучшить видимость доски и учителя для слабовидящих детей.
Слепота и нарушения зрения могут влиять на процесс познания окружающего мира. Дети с серьезными проблемами зрения часто ограничены в движениях и могут иметь неправильное представление о своих способностях, что отражается на их социальном опыте. Иногда из-за постоянной заботы родителей у детей может развиваться зависимость. В дальнейшем это может привести к формированию эгоистичных черт личности. Однако есть дети, которые, несмотря на снижение зрения, имеют хорошо развитые навыки речи и коммуникации, что связано с их состоянием зрения, например, при миопии или астигматизме.
Важным аспектом коррекционной работы является использование сохраненных функций ребенка, которые не затронуты его основным нарушением. Например, при проблемах со слухом для развития восприятия речевых звуков могут использоваться зрительные, двигательные и тактильные анализаторы, а также зрительный анализатор может применяться для чтения по губам.
Для того чтобы помочь незрячим людям формировать представления о мире, используется компенсация, основанная на сочетании слухового восприятия и тактильного контакта, который включает разные типы чувствительности. Создание тактильно-слуховых образов позволяет использовать звук как сигнальный атрибут объекта. В случаях нарушения зрения, можно влиять на этот дефект, используя метод вербализации, который предполагает перевод сенсорного опыта в слова [12].
В зависимости от причины, вызвавшей нарушение зрения, существует следующая классификация:
1. Врожденные - нарушения, возникшие из-за воздействия негативных факторов во время внутриутробного развития, часто связанные с инфекциями или метаболическими нарушениями.
2. Наследственные - заболевания глаз, передающиеся по наследству, такие как дальтонизм, катаракта, глаукома и другие.
3. Приобретенные - нарушения, возникшие после рождения вследствие инфекций, травм и других причин.
Рисунок 1– Разновидность и причины зрительных дефектов
Дети с различной степенью ухудшения зрения могут быть классифицированы как слабовидящие, имеющие ограниченное зрение или полностью лишенные зрения.
Слепота у детей определяется, когда острота зрения составляет менее 3/60 в лучшем глазу у детей до 16 лет. Это означает, что ребенок не способен различить на расстоянии 3 метров то, что ребенок с нормальным зрением видит на расстоянии 60 метров.
Причины слепоты у детей многообразны и могут включать генетические мутации, врожденные аномалии, преждевременные роды, недостаток питательных веществ, инфекции, травмы и другие факторы. Серьезные заболевания, такие как ретинопатия недоношенных, катаракта, дефицит витамина А, корь, конъюнктивит и нарушения рефракции, также могут быть причинами слепоты [15].
Недостаток витамина А чаще встречается в странах, находящихся на стадии развития, где у детей часто наблюдается недостаточное питание. Этот дефицит является причиной слепоты у сотен тысяч детей каждый год и может быть предотвращен. Витамин А играет ключевую роль в функционировании родопсина — пигмента, чувствительного к свету, который находится в палочках сетчатки глаза, и его недостаток может вызвать так называемую "куриную слепоту".
С 2010 года благодаря массовой вакцинации против кори, покрытие вакцинацией достигло 85% среди детей по всему миру, что способствовало значительному снижению случаев заболевания. Дети, страдающие от недостатка витамина А и инфицированные корью, подвергаются риску развития язв на роговице и кератомаляции, что связано с подавлением иммунной системы из-за дефицита витамина.
Конъюнктивит у новорожденных обычно проявляется в первые 28 дней жизни и характеризуется серьезной инфекцией конъюнктивы с гнойным воспалением. Это состояние увеличивает риск образования язв и перфораций роговицы, что может привести к потере зрения. Наиболее частые возбудители этого заболевания — Neisseria gonorrhoea и Chlamydia trachomatis. Для защиты новорожденных от инфекций важно проводить терапию у инфицированных беременных женщин и их сексуальных партнеров. Кроме того, следует регулярно обрабатывать новорожденных с конъюнктивитом локальными антибиотиками, например, гентамицином.
Ретинопатия недоношенных (ROP) характеризуется ненормальным ростом сосудов в сетчатке, известным как неоваскуляризация. Эти сосуды могут вызывать кровотечение или расти аномально, что может привести к рубцеванию и ухудшению зрения или его полной потере. В случае чрезмерного роста в неправильном направлении, сосуды могут спровоцировать отслоение сетчатки от задней части глаза, что требует немедленного лечения, чтобы избежать постоянной слепоты [10].
Дети, рожденные до 37 недель беременности, находятся в группе риска по развитию ROP. Чем раньше родится ребенок, тем выше вероятность возникновения ROP. Сосуды в глазах обычно завершают формирование к моменту рождения, поэтому дети, рожденные раньше срока, подвергаются воздействию факторов, таких как кислород, свет и температура, которые могут нарушить развитие сосудов. Дополнительные факторы риска для ROP включают низкий вес при рождении (менее 3 фунтов) и использование дополнительного кислорода после рождения. Присутствие других здоровьесберегающих проблем, таких как анемия, недостаток витамина Е или дыхательные проблемы, также увеличивает риск развития ROP у недоношенных младенцев.
Наиболее часто поражаемыми частями глаз являются:[15] (рис.2)
• Все глазное яблоко (36%)
• Роговица (36%)
• Хрусталик (11%)
• Сетчатка (6%)
• Зрительный нерв (5%)
• Увеа (2%) - пигментированный средний слой из трёх концентрических слоёв, составляющих глаз.
Рисунок 2- Строение глазного яблока
1.2 Двигательные нарушения у слепых детей
Дети младшего и среднего школьного возраста, страдающие нарушениями зрения, обычно показывают более низкие результаты по физическим показателям, таким как вес, рост, объем грудной клетки и жизненная емкость легких, по сравнению с их сверстниками без зрительных проблем. С течением времени, улучшение этих показателей происходит медленнее, чем у детей с нормальным зрением. Также у детей с нарушениями зрения часто встречаются проблемы с осанкой и плоскостопием, и они более подвержены болезням.
В области моторного развития, такие дети обычно менее активны, испытывают проблемы с координацией и точностью движений, медленнее выполняют движения и имеют трудности с поддержанием равновесия. Они сталкиваются с затруднениями в формировании двигательных навыков и проявляют меньшую познавательную активность. Зрительное восприятие и способность к подражанию у них ограничены, а у детей, полностью лишенных зрения, эти возможности отсутствуют. Они испытывают трудности с освоением таких навыков, как ходьба и бег, а также с точностью и координацией движений, особенно в динамичных играх и при принятии определенных поз [5].
Дети могут выработать привычку к регулярным физическим упражнениям и вести здоровый образ жизни. В детском возрасте есть возможность эффективно развивать чувство мышц и движений, повышать контроль за движениями на основе зрительного и тактильного восприятия, а также улучшать координацию между зрением и выполнением движений. У младших школьников с нарушениями зрения часто встречается путаница между правой и левой сторонами и соответствующими движениями рук, но точность движений рук может улучшаться в процессе выполнения различных действий, включая игры.
Дети с нарушениями зрения испытывают трудности в координации
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Барков В. А. К развитию функции «чувство предмета» у детей с нарушениями зрения на уроках адаптивной физической культуры //Вісник Чернігівського національного педагогічного університету. Вип. – 2013. – Т. 107. – С. 5-8.
2. Бегидова Т. Основы адаптивной физической культуры 3-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для вузов. – Litres, 2023.
3. Белоусова Н. А. КОРРЕКЦИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ТОТАЛЬНО НЕЗРЯЧИХ И СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО И СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (7-15 ЛЕТ) СРЕДСТВАМИ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ// – С. 93.
4. Дычко Е.А., Дычко Д.В., Пилькевич Н.Б. Формирование развития двигательных качеств у детей с нарушениями зрения // Здоровье для всех. 2013. №1.
5. Казаковцева, Т. С. Коррекционно-развивающие игры в адаптивной физической культуре [Текст]: учебное пособие / Т. С. Казаковцева.– Киров: Изд-во ВятГГУ, 2011.– 183 с 6
6. Коваленко А.А. Организация коррекционно-воспитательной работы со слабовидящими и слепыми детьми в условиях ДОУ комбинированного вида: из опыта работы МАДОУ № 99 (г. Томск): методическое пособие / ТОУНБ им. А. С. Пушкина, Отдел организации обслуживания инвалидов по зрению; МБЛПУ ЗОТ «Центр медицинской профилактики». – Томск, 2013. – 52 с.; 21. – (В помощь реабилитологу).
7. Кононова Е. Э. Адаптивная физическая культура для детей с поражением зрения //Теория и практика современных гуманитарных и естественных наук. – 2016. – С. 117-120.
8. Кузьмина А. А. СПЕЦИФИКА ЗАНЯТИЙ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ //А 38 Материалы Всероссийского конкурса студенческих научно-исследовательских работ «Студент–исследователь»(6 апреля 2017 года).–Казань: Поволжская ГАФКСиТ, 2017.–428 с. – 2017. – С. 316.
9. Курепина А. И. КЛАССИФИКАЦИЯ ИГРОВЫХ ФОРМ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛЕПЫХ И СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ //Теория и методология инновационных направлений физкультурного воспитания детей дошкольного возраста. – 2014. – С. 92-93.
10. Лабутина Н.О. ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ// Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 6
11. Литош Н. Адаптивная физическая культура для детей с нарушениями в развитии. Психолого-педагогическое сопровождение. Учебное пособие для вузов. – Litres, 2020.
12. Магомедов Г. А., Чупанова Н. В. Теория и практика организации адаптивной физической культуры в инклюзивном образовательном пространстве //Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. – 2018. – Т. 12. – №. 3. – С. 65-70.
13. Овсянникова Елена Юрьевна, Швецова Анжелла Андреевна Особенности физического развития и двигательных нарушений у детей с депривацией зрения // Современные образовательные практики в студенческих исследованиях. 2023. №1.
14. Рассамагин Д. А., Пименов А. Б. РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ СРЕДСТВАМИ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ //Физика и радиоэлектроника в медицине и экологии–ФРЭМЭ'2016. – 2016. – С. 278-280.
15. Рудаков Ф.Д. ВЛИЯНИЕ КОМПЛЕКСА ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ ЛЁГКОЙ АТЛЕТИКИ НА ФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ/ // Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ», ПЕРМЬ, 2017 7
16. Тимофеев А. В. Особенности адаптивного физического воспитания детей с нарушением зрения // Тольяттинский государственный университет, Тольятти, 2020
17. Харазян Л. Г. Технические средства обучения в адаптивной физической культуре учащихся с нарушениями зрения //Инновационные технологии в системе спортивной подготовки, массовой физической культуры и спорта. – 2019. – С. 211.
18. Хомова С.Н. Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Ресурс», Екатеринбург ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК СРЕДСТВО РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ
19. Чиркова Полина Игоревна Коррекция двигательных качеств обучающихся начальных классов с нарушением зрения на занятиях по адаптивной физической культуре// Уральский государственный педагогический университет, Екатеринбург, 2022 9
20. Шляпникова, В.В. Формирование двигательных навыков у обучающихся с нарушением зрения : учебное пособие / В.В. Шляпникова, Ж.И. Киселева, М.Р. Валетов ; Оренбургский гос. ун-т. – Оренбург : ОГУ, 2021. – 102 с.
21. ГАОУ «Нижегородская областная специальная (коррекционная) школа-интернат для слепых и слабовидящих детей». Код доступа: https://internat52.nobl.ru/about/svedeniya-ob-obrazovatelnoy-organizacii/obrazovanie/
22. Дети с нарушением зрения. Код доступа: https://www.defectologiya.pro/zhurnal/deti_s_narusheniem_zreniya/
23. Fazzi E. et al. Stereotyped behaviours in blind children //Brain and Development. – 1999. – Т. 21. – №. 8. – С. 522-528.
24. Gogate P., Gilbert C., Zin A. Severe visual impairment and blindness in infants: causes and opportunities for control //Middle East African journal of ophthalmology. – 2011. – Т. 18. – №. 2. – С. 109-114.
25. Levtzion‐Korach O. et al. Early motor development of blind children //Journal of paediatrics and child health. – 2000. – Т. 36. – №. 3. – С. 226-229.
26. Navarro A. S. et al. Balance and motor coordination are not fully developed in 7 years old blind children //Arquivos de neuro-psiquiatria. – 2004. – Т. 62. – С. 654-657.
27. Pring L., Tadic V. Sensory disorders: The behavioral and cognitive manifestations of blindness in children //Cognitive and behavioral abnormalities of pediatric diseases. – 2010. – С. 531-543.
28. Pehere N., Chougule P., Dutton G. N. Cerebral visual impairment in children: Causes and associated ophthalmological problems //Indian journal of ophthalmology. – 2018. – Т. 66. – №. 6. – С. 812-815.
29. Scranton P. E., Clark M. W., McClosky S. J. Musculoskeletal problems in blind children //JBJS. – 1978. – Т. 60. – №. 3. – С. 363-365.
30. Solebo, Ameenat & Rahi, Jugnoo. (2013). Epidemiology, aetiology and management of visual impairment in children. Archives of disease in childhood. 99. 10.1136/archdischild-2012-303002. 1
31. Children With Visual Impairment. Код доступа: https://abchealthonline.com/6605619-children-with-visual-impairment 2
32. Childhood blindness. Код доступа: https://en.wikipedia.org/wiki/Childhood_blindness