Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы. Среди ученых распространено мнение, что у детей биологически обусловлена потребность познавать окружающий мир. Одними из важнейших черт поведения ребенка являются любознательность, стремление к наблюдениям, экспериментам и открытиям, самостоятельная поисковая активность. Именно эта особенность детского поведения порождает потребность в нахождении способов успешной организации творческой деятельности.
Задача современной школы заключается в создании необходимых полноценных психолого-условий для социализации каждого ребёнка, формирования активной позиции, субъективности учащегося в образовательном процессе. В соответствии с ФГОС решению данной задачи способствует создание эффективных условий для социализации.
Таким образом, оптимизация психолого-педагогических условий для социализации личности в процессе творческой деятельности является важной задачей, что определяет актуальность темы исследования.
Степень разработанности. В последние годы было опубликовано большое количество теоретических разработок, в том числе и монографических исследований, посвященных основным аспектам социализации, а также особенностям творческой деятельности. В основном массиве научной литературы можно выделить несколько направлений: историко-философское, психолого-педагогическое и педагогическое. Основное внимание, с точки зрения релевантности темы исследования, было уделено работам педагогического характера. В частности, многие аспекты социализации получили достойное освещение в работах таких авторов, как Е.А. Авдеева, О.А. Корнилова, Н.Н. Амиракулова, Г.М. Аскарова, Е.Н. Астафьева.
Формированию социализации у школьников посвящены работы таких исследователей, как О.Н. Бакурова, Е.Д. Пузанова, Ю.С. Беленкова и др.
Методические аспекты творческой деятельности отражены также в монографиях таких авторов, как Дж. Леду, М.А. Нестерова, Ю.А. Покровская, П.K. Агарвал, П.Н. Бейн, М. Кэллис, В. Келлер, П. Гарденфорс.
В целом в трудах вышеперечисленных российских и зарубежных авторов рассмотрен широкий спектр вопросов социализации, включая компоненты творческой деятельности; методологические основы и механизмы контроля формирования социализированной личности в творчестве и т.п. Несмотря на обширную теоретико-методологическую базу, в существующих исследованиях еще не предложено научно-обоснованных рекомендаций совершенствования психолого-педагогических условий социализации в творческой деятельности, что вызывает необходимость проведения новых исследований в данном направлении.
Таким образом, проблема организации творческой деятельности как фактора социализации достаточно широко обсуждаема в научной литературе, о чем свидетельствует большое количество работ. Но, несмотря на данные достижения научных деятелей, рассматриваемая проблема требует дальнейшего исследования.
На основании проведенного анализа научных трудов по проблеме исследования, выявлено противоречие: между возможностью использования разнообразных средств социализации в процессе творческой деятельности и ограниченностью их применения на практике.
Выявленное противоречие обнаруживает проблему исследования: каково разнообразие средств форм и методов социализации в процессе творческой деятельности?
Цель исследования – выявить и экспериментально проверить эффективность социализации в творческой деятельности подростков.
Объект исследования – творческая деятельность.
Предмет исследования – процесс творческой деятельности как фактор социализации
Перечень задач для достижения цели исследования:
1. Изучить теоретико-методологические основы проблемы социализации.
2. Определить особенности творческой деятельности
3. Провести диагностику творческого развития и социализации.
4. Разработать программу по развитию социализации средствами творческой деятельности.
Методы исследования. Для решения поставленных задач использовался комплекс взаимодополняющих методов исследования.
Теоретические методы: анализ и синтез философской, психолого-педагогической, социологической, культурологической литературы по проблеме исследования.
Практические методы: наблюдение, беседы, анкетирование, педагогический эксперимент.
Структура работы. Данная исследовательская работа содержит в себе введение, две главы основной части, заключение, список использованных источников.
Глава 1. Теоретические основы использование творческой деятельности как фактора социализации
1.1.Сущность и понятие социализации
Изучение вопросов социализации школьника является важным направлением в психолого-педагогической литературе. Социализация – это процесс, в котором ребенок осваивает и воспринимает нормы, ценности и правила общества, а также развивает социальные навыки и взаимодействие с другими людьми [22].
В психолого-педагогической литературе можно найти множество исследований, посвященных вопросам социализации [23;28;67]. Эти исследования рассматривают различные аспекты социализации, такие как развитие социальных навыков, адаптация к школьной среде, формирование социальной идентичности и многое другое [27].
В учебе важно создать в классе хорошую атмосферу для успешной социализации ученика начальных классов, чтобы у детей могли развиваться эмоциональные и социальные навыки [5]. Также важным фактором является наличие моделей учителя и сознательное использование педагогических методов, направленных на развитие социализации.
Некоторые авторы занимаются исследование взаимосвязи между социализацией и уровнем самооценки у школьников [24]. Результаты их исследований наглядно демонстрируют тот факт, что успешная социализация повышает самооценку детей, а низкая самооценка может быть связана с проблемами в социальном взаимодействии, что связывает успешность социализации младшего школьника с формированием у него этико-нравственных ценностей.
Таким образом, в психолого-педагогической литературе изучаются различные аспекты социализации школьника, в том числе развитие социальных навыков, адаптация к школьной среде, формирование социальной идентичности и развитие этических ценностей. Эти исследования помогают понять, как создать благоприятную образовательную среду и поддержать успешную социализацию детей младшего школьного возраста.
Согласно точке зрения Александровой В.В., Чурековой Т.М., Пуранен В.Н. и др., социализация начинается в раннем детстве, когда ребенок впервые вступает в контакт с окружающей средой, с родителями, родственниками и другими детьми. В этот период создаются базовые способности, навыки и ценности, которые являются основой дальнейшего развития личности. Затем социализация продолжается в школе, где ребенок получает новые нормы и ценности, учится взаимодействовать с разными людьми, принимать правила и самостоятельно принимать решения.
Социализация также происходит в семье, на работе, в общественных организациях и других социальных институтах. Человек принимает и воспроизводит нормы и ценности этого общества, а также формирует собственную систему ценностей и идеалов [23].
Однако социализация не ограничивается детством и подростковым возрастом. Взрослые также продолжают социализироваться, осваивая новые роли в обществе, принимая новые нормы и ценности, адаптируясь к изменениям, происходящим в социальной среде.
Социализация играет важную роль в формировании личности, определяя ее ценности, взгляды и идеалы. Результатом социализации является то, что человек становится членом определенного общества, принимает правила и нормы этого общества, формирует собственное мировоззрение и систему ценностей.
1.2.Особенности творческой деятельности
Развитие и формирование творческой деятельности личности является ключевой проблемой современной педагогики. Вопрос о творческой деятельности детей изучали многие педагоги и психологи, что находят и изучают новые способы развития методических основ и внедряют их в современное обучение. Большой рост внимания к этой проблеме наблюдается и сейчас, а анализ теоретических и методологических основ развития творческих способностей позволяет создать и применить различные подходы в исследованиях. Данными вопросами занимались и зарубежные, и российские ученые (Я. А. Коменский, Н. А. Бердяев, Л. С. Выготский, В. Н. Дружинин, Дж. Гилфор и другие), однако единый комплексный подход методологических основ так и не сформировался.
Так как творческие способности являются «индивидуальными способностями», которые представляют собой объединение многих качеств, то вопрос о творческом потенциале человека остается открытым и актуальным по сей день. В своей теории И. Э. Унт об индивидуализации обучения предполагает, что эффективность развития творчества во многом зависит от заданий, которые требуют от учащихся найти самостоятельный способ решения, применять знания в новых условиях, проявлять самостоятельность и организованность в работе с самоанализом новых полученных знаний. В научной литературе слово «творчество» толкуется разными философами и педагогами по-разному, существует невероятное количество понятий и определений в данной области, поэтому наибольшая важность состоит в том, чтобы сформулировать особое отношение к накопленным определениям.
Данный термин обладает многими противоречиями. А. Маслоу утверждал и рассматривал творчество как черту, которая присутствует во всех людях с их рождения. Они так же способны потерять данное качество, если его не развивать. К. Роджерс считает, что «творчество» — это источник личностного роста. Он писал, что творчество является способностью обнаруживать и развивать новые решения проблем или способы выражения. В краткой философской энциклопедии творчеством называют все новое, в частности создание образов в результате формирующейся деятельности духа и творческой фантазии. То есть творчество — это особый термин, из которого можно составить многие смыслы под особые ситуации, где слово невозможно истолковать неверно. Также творчество — это высшая форма креативности, способность самосохранения и воспроизведения посредством качественных трансформаций структур.
Развивая мысль, согласно К. А. Тимирязеву, творчество — это процесс создания человеком разнообразных произведений искусства, как процесс совершенствования в природе.
В наше время появилось схожее по смыслу слово «креативность», близкое к понятию творчества, являясь синонимом в любой сфере деятельности. «Креативность» обозначает способность к тому самому творчеству: созидать новые идеи и находить интересные, нетрадиционные способы решения поставленных задач, создавать уникальные продукты.
Процесс развития творчества помогает прийти к креативности, к личности, которая имеет высокую мотивацию к творческой деятельности, которые развиваются только в процессе деятельности в определенной среде. Советский профессор В. В. Савичев рассматривал, что творчество — это «образование новых условных рефлексов с помощью образованных ранее связей». Психология творчества связана с другой психологической проблемой - способностями. Поэтому понятие «творческие способности» широко и многогранно, но сущность понятия одна, как и у термина творчества.
Творческая деятельность — это синтез индивидуальных особенностей личности и новых качественных состояний (мышление, восприятие, опыт, мотивация, возникающих в процессе новой деятельности, которая ведет к успешному выполнению или появлению нового продукта (идеи, художественного произведения) [24]. В трудах отечественных исследователей педагогов-практиков (В. Ф. Шаталов, И. П. Волков) прослеживается мысль, что индивидуальное воздействие на личность учащегося через созидающий и творящий способ обучения воспитывает в человеке не только «творческую личность», но и помогает воспитать нравственные ценности и качества, понять внутренний мир, отношение к нему и самому себе как к личности.
1.3.Организация творческой деятельности как фактор социализации
В основе сопровождения социализации школьников в творческой деятельности лежат положения Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, как было рассмотрено ранее, положен системно–деятельностный подход, направленный на формирование независимой, информационно-грамотной личности, способной к самостоятельной постановке целей, решению проблем и рефлексии. Освоение универсальных учебных действий, которые способствуют саморазвитию, является ключевой целью этого подхода, однако на практике возникают сложности из-за ограниченного времени на урок и недостатка специализированных методик. С психологической точки зрения, детям проще и интереснее воспринимать учебный материал через веб–сервисы с привлекательным дизайном, что способствует отвлечению от непродуктивного времяпровождения в интернете. Такой подход повышает мотивацию и интерес к учебе как в классе, так и во внеурочное время, упрощая для учителей процесс сопровождения социализации школьников. Превосходство цифровых технологий над традиционными методами обучения сегодня не вызывает сомнений, большинство экспертов убеждены, что применение информационно-коммуникативных технологий в творчестве способствует достижению ряда значимых целей в социализации школьников:
повышать уровень эстетического и эмоционального восприятия учебного материала через использование музыки и анимации;
оптимизировать учебный процесс и повысить его эффективность;
стимулировать интерес к обучению;
увеличивать объем работы, выполняемой за урок, в полтора-два раза;
Фрагмент для ознакомления
3
1.Алексеенко О.А. Виртуализация глобального мира и роль государства в цифровой экономике / О.А. Алексеенко, И.В. Ильин // Информ. общество. – 2018. – с. 119 – 124.
2.Альтовская, С.А. Социализация одарённых детей // Развитие современного образования: от теории к практике: материалы Междунар. науч.- практ. конф. (Чебоксары, 17 мая 2017 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. – С. 210-211. – ISBN 978-5-9500297- 3-8.
3.Андреева Г. М. Социальная психология: учеб. для высш. учеб. завед. М.: Аспект Пресс, 2019. 290 с.
4.Андронова А. Г. Негативное информационное воздействие в сети Интернет как угроза психологической безопасности личности: тенденции и меры профилактики / А. Г. Андронова, С. В. Меркулов // Актуальные проблемы психологии правоохранительной деятельности: концепции, подходы, технологии (Васильевские чтения - 2023) : Материалы международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 20–21 апреля 2023 года / Под редакцией Ю.А. Шаранова, В.Л. Ситникова. – СанктПетербург: Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2023. – С. 41-46.
5.Асмолов А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа / А.Г. Асмолов. М.: Смысл, 2014. 416 с.
6.Бадалова М.В. Некоторые аспекты психологической безопасности личности в информационной среде// Гуманитарно-психологическое образование. 2018. С.5-12
7.Бакаева Ж.Ю. Информационно-цифровая парадигма современного знания: монография / Ж.Ю.Бакаева, С.М. Имяреков, А.М. Калинин, О.В. Кукушкин, О.Л. Матвеева, М.Ю. Митрофанова, И.В.Стеклова, А.Г. Степанов. – Саранск: ЮрЭксПрактик, 2020. – 94 с.
8.Бурдьё П. Социология социального пространства / П. Бурдье; пер. с фр.; сост., общ. ред. и предисл.: Н. А. Шматко. – М.: Институт экспериментальной социологии, 2007. – C. 87–96.
9.Вавилова Ж.E. Конструирование идентичности в условиях виртуального общества: дис. на соиск. уч. степ. канд.фил. наук: 09.00.11. / Ж.E. Вавилова – Казань: Каз. гос. энерг. университет, 2018. – C. 174.
10.Горбунова И.Б., Панкова А.А. Проектирование дополнительных образовательных программ для одарённых детей и талантливой молодёжи: разработка цифровой образовательной среды Организация самостоятельной работы магистрантов // МНКО. 2018. №1 (68). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/proektirovanie-dopolnitelnyh-obrazovatelnyhprogramm-dlya-odaryonnyh-detey-i-talantlivoy-molodyozhi-razrabotka-tsifrovoy
11.Захарова Г. И. Психология семейных отношений: учеб. пособие. Челябинск: Изд-во ЮУрГу, 2017. 63 с.
12.Кисляков П.А. Устойчивость личности к социокультурным угрозам в условиях цифровой трансформации общества / П. А. Кисляков, А. Л. С. Меерсон, Е. А. Шмелева, М. О. Александрович // Образование и наука. – 2021. – Т. 23, № 9. – С. 142-168.
13.. Кон И. С. Социология личности. М.: Политиздат, 1967. 338 с.
14.Корнетов Г.Б. Современные подходы к социализации одарённых детей и подростков // Школьные технологии. 2017. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-podhody-k-sotsializatsii-odaryonnyhdetey-i-podrostkov
15.Корнетов Г.Б. Как разработать модели социализации одарённых детей и подростков // Школьные технологии. 2017. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kak-razrabotat-modeli-sotsializatsii-odaryonnyhdetey-i-podrostkov
16.Крамаренко Н. С. Информационно-психологическая безопасность личности: развитие исследовательских позиций / Н. С. Крамаренко // Педагогика. – 2022. – Т. 86, № 7. – С. 25-30.
17.Кривов Ю. И. О месте понятия «социализация» в современной педагогике // Педагогика. 2003. – № 2. С. 11–22.
18.Миненко, К.С. Философия безопасности: модернистские концепции и их связь с национальной безопасностью // Modern Science. 2019. № 9-2. С. 107-110.
19.Мудрик А.В. Социализация человека/ А.В. Мудрик. М.: МПСИ, 2011. 624 с.
20.Мудрик А. В. Социально-педагогические проблемы социализации. М.: МПГУ, 2016. 247 с.
21.Мухина В.С. Возрастная психология /В.С. Мухина. М.: Академия, 2015. 456 с.
22.Родачин, В.М. Философия безопасности. Энциклопедический словарь категорий, понятий, концептов, идей / Санкт-Петербург, 2024.
23.Савенков А. И. Развитие эмоционального интеллекта и социальной компетентности у детей. М.: Национальный книжный центр, 2015. С. 29–30.
24.Социальная психология: хрестоматия / сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. М.: Аспект Пресс, 2018. 323 с.
25.Уотсон Дж. Б. Психология как наука о поведении / пер. со 2-го англ. изд. В. М. Боровского. М.: Госиздат; Л.: Госиздат, 1926. 384 с.
26.Фукуяма Ф. Идентичность. Стремление к признанию и политика неприятия / Фрэнсис Фукуяма; пер. с англ. М. Б. Левина. – М.: Альпина Паблишер, 2019. – C. 30.
27.Шувалов А.В. Духовная безопасность как фундаментальная основа психологической безопасности личности// Вестник МГПУ. Серия: педагогика и психология. 2020. С.65-73
28.Щетинина А.М. Социализация и индивидуализация в детском возрасте: Учебное пособие / А.М. Щетинина. Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2014. 132 с.
29.Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В. А. Ясвин. М. : Смысл, 2001. 365 с.
30.Berry, D. (2016). The philosophy of software: Code and mediation in the digital age. London: Palgrave Macmillan. https://doi.org/10.1057/9780230306479
31.Bostrom, N. (2020). Superintelligence: Paths, Dangers, Strategies. Oxford: Oxford Univ. Press. 390 p. DOI: 10.2445/75584-1467-1444
32.Davtian, A., Shabalina, O., Sadovnikova, N., Parygin, D. (2021). Cyber-social system as a model of narrative management. In: Kravets A.G., Bolshakov A.A., Shcherbakov M. (eds). Society 5.0: Cyberspace for Advanced Human-Centered Society. Studies in Systems, Decision and Control, Vol. 333. Springer, Cham. P. 3–14. https://doi.org/10.1007/978-3-030-63563-3_1