Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. В России насчитывается около 45 тыс. опасных производств и имеется множество сооружений, разрушение которых может привести к бедствиям регионального и национального масштаба. В них входят 3 600 объектов, имеющих большие запасы аварийно химически опасных веществ (АХОВ), более 8 тысяч взрыво- и пожароопасных объектов, десять атомных электростанций (АЭС) с 30 ядерными энергетическими установками, 113 исследовательских ядерных установок, 12 предприятий ядерного топливного цикла, 16 специальных комбинатов по переработке и захоронению радиоактивных отходов, которые представляют потенциальную опасность в плане возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера, последствия которых могут быть пагубными для населения, проживающего на близлежащих территориях.
Для минимизации и устранения воздействия внешних и внутренних факторов, объект, в потенциально опасных зонах, оборудуется инженерными средствами защиты. В совокупности с техническими средствами (например, охранная сигнализация, охранное видеонаблюдение) увеличиваются возможности предотвращения проникновения, своевременного задержания нарушителя и компенсации причиненного им ущерба. Применение таких технических средств, как системы СКУД, пожарная сигнализация, различные датчики и системы мониторинга, позволяют минимизировать риски и ущерб от внутренних факторов, например, предотвратить пожар, своевременно обнаружить и принять меры по устранению утечек газа, воды, а также ограничить несанкционированный доступ в отдельные помещения объекта и др. примеры. Следовательно, уровень безопасности объекта зависит от наличия, обеспеченности и сочетания инженерных и технических средств защиты, то есть чем лучше они сочетаются между собой, дополняют друг друга, перекрывают «слабые места» объекта и учитывают его индивидуальные особенности, тем выше уровень защиты.
Все объекты обладают индивидуальными и присущими только им особенностями, поэтому требования к их уровню безопасности будут отличаться, так как один нуждается в более серьезной защите, другой в менее, акцент будет делаться на разные «слабые места», будут усиливаться различные инженерные системы.
Объектом настоящего исследования выступает здание оружейного дивизиона АО «Концерн Калашников». Предмет выпускной квалификационной работы – мероприятия по предупреждению и ликвидации последствий ЧС в АО «Концерн Калашников». Целью исследования является разработка мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий ЧС в здании оружейного дивизиона АО «Концерн Калашников». Для достижения поставленной цели были выработаны следующие задачи:
рассмотреть основные мероприятия по предупреждению и ликвидации последствий ЧС на предприятиях военно–промышленного комплекса
привести характеристику объекта исследования АО «Концерн Калашников»
рассмотреть меры совершенствования защиты оружейного дивизиона АО «Концерн Калашников» от ЧС природного и техногенного характера.
Информационную базу данной ВКР составили: научные источники (монографическая и учебная литература); статистические источники; управленческая документация.
Методологию исследования составили следующие методы: общенаучный, сравнительный, дидактический, аналитический, дедуктивный и другие.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложения.
Глава 1. Основные мероприятия по предупреждению и ликвидации последствий ЧС на предприятиях военно-промышленного комплекса
1.1 Факторы риска, влияющие на деятельность объектов ВПК
Военно-промышленный комплекс (сокращенно ВПК) – это часть промышленности государства, которая занимается производством военной техники и направленна на НИОКР в оборонном секторе. Уровень развития военно-промышленного комплекса России играет ключевую роль в поддержании безопасности всей страны, во многом отвечает за техническое перевооружение основных сегментов экономики (медицина, транспорт, образование, топливно-энергетический комплекс (ТЭК), социальное обеспечение и др.), выступает признаком политической устойчивости.
Общая доля продаж вооружений, производимых десятью российскими компаниями из топа–100 крупнейших производителей мира, составила в прошлом году 9,5%. Это делает Россию вторым по величине производителем вооружения в 2017–м году [37].
В условиях повышения угроз международного терроризма, опасности чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, увеличения количества потенциально опасных объектов становится актуальной проблема обеспечения безопасного функционирования предприятий, организаций и учреждений оборонно–промышленного, химического и атомно–энергетического комплексов страны, а также объектов жизнеобеспечения населения. Специфика деятельности указанных объектов обусловливает необходимость реализации комплекса мер, обеспечивающих порядок их функционирования. [30, c. 109]
Чрезвычайная ситуация – обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, катастрофы, опасного природного явления, ведения боевых действий или террористического акта или вследствие этих действий и актов, или иного бедствия, которая может повлечь или повлекла за собой человеческие жертвы среди населения, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. В 2017 году, по сравнению с 2016, количество чрезвычайных ситуаций снизилось на 14%, а техногенных пожаров – на 5,2%. В 2017 году спасены более 224 тысяч человек при пожарах, авариях, катастрофах и чрезвычайных ситуациях. Ликвидировано 257 чрезвычайных ситуаций и потушено свыше 132 тысяч техногенных пожаров.
Непредвиденные обстоятельства (чрезвычайные ситуации), влияющие на деятельность объектов ВПК классифицируются по их источникам (факторам риска). В целях обеспечения безопасности объектов ВПК, признаются существенными следующие факторы риска, влияющие на деятельность объектов ВПК:
1. техногенные:
– веерное отключение электроэнергии и (или) отказ систем электроснабжения, включая резервные источники питания;
– отказ функционирования средств производственной техники;
– отказ функционирования систем телекоммуникации;
– аварии систем жизнеобеспечения (прорыв канализации, трубопроводов горячей и холодной воды, отказ системы кондиционирования, отопления и др.);
– отравление химическими веществами;
– нарушения в производственных процессах, ошибки, которые повлекут негативные последствия;
2. природно–техногенные:
– пожар;
– падение искусственных и природных объектов с неба;
– экстремальные погодные условия (очень низкая или высокая температура воздуха, снежная буря, ураган);
– землетрясение;
– электромагнитные бури;
– эпидемии;
– наводнение;
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный закон «Об оружии» // «Российская газета», N 241, 18.12.1996
2. Федеральный закон от 21.12.1994 N 68–ФЗ (ред. от 23.06.2016) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»// «Российская газета», N 250, 24.12.1994
3. Федеральный закон от 12.02.1998 N 28–ФЗ (ред. от 30.12.2015) «О гражданской обороне»// «Российская газета», N 32–33, 19.02.1998
4. Федеральный закон от 21.12.1994 N 69–ФЗ (ред. от 30.10.2018) «О пожарной безопасности»// «Российская газета», N 3, 05.01.1995
5. Федеральный закон от 22.07.2008 N 123–ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (с изм. и доп., вступ. в силу с 31.07.2018) // «Российская газета», N 163, 01.08.2008
6. Постановление Правительства РФ от 21.05.2007 N 304 (ред. от 17.05.2011) «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» // «Российская газета», N 111, 26.05.2007
7. Постановление Правительства РФ от 04.09.2003 N 547 (ред. от 29.11.2018) «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»// «Российская газета», N 184, 16.09.2003
8. Постановление Правительства РФ от 02.11.2000 N 841 (ред. от 19.04.2017) «Об утверждении Положения о подготовке населения в области гражданской обороны» // «Российская газета», N 226, 24.11.2000
9. Постановление Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 (ред. от 30.12.2017) «О противопожарном режиме» (вместе с «Правилами противопожарного режима в Российской Федерации») // «Собрание законодательства РФ», 07.05.2012, N 19, ст. 2415
10. Постановление Правительства РФ от 30.12.2003 N 794 (ред. от 29.11.2018) «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» // «Российская газета», N 7, 20.01.2004
11. Постановление Правительства РФ от 05.05.2014 N 405 (ред. от 27.07.2017) «Об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны» (вместе с «Положением об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны») // «Собрание законодательства РФ», 12.05.2014, N 19, ст. 2439
12. Бойченко Н.В. Процесс управления рисками в системе управления безопасностью труда на предприятии // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. – 2013. – №2. – С. 42–47
13. Бочарникова М. Медицинские осмотры. / М. Бочарникова // Справочник кадровика.– 2013.–№12.–С.49
14. Долгополов П.С. Гражданская оборона и чрезвычайные ситуации (ГО и ЧС) // СПС КонсультантПлюс. 2018.
15. Дубовец Д.С., Григорьева С.М. Современные проблемы управления охраной труда // Охрана и экономика труда. – 2015. – № 3. – С. 79–85
16. Елин А.М., Анохин А.В. Культура охраны труда как фактор управленческого воздействия // Кадровик. – 2016. – №5. – С. 94–99
17. Жеребцов А.Н. Комментарий к Федеральному закону от 21 декабря 1994 г. N 68–ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (постатейный) // СПС КонсультантПлюс. 2016.
18. Жижерина Ю., Снежкина Т. Как провести инструктаж по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям // Кадровая служба и управление персоналом предприятия. 2017. N 12. С. 45 – 48.
19. Жукова С.А., Турченко В.Н., Бессонова И.А. Влияние корпоративной культуры на безопасность труда // Охрана и экономика труда. – 2013. – №1. – С. 56–60
20. Жукова С.А., Мамзурин Э.В. Идентификация опасностей в процессе оценки профессиональных рисков // Охрана и экономика труда. – 2014. – № 4. –С. 16–20
21. Жукова С.А. К вопросу о системе управления профессиональными рисками // Человеческие ресурсы. – 2013. – №3. – С. 28–29.
22. Истомин С.В. Жукова С.А Технологии управления предприятием в сфере безопасности труда // Охрана и экономика труда. – 2015. – №3. – С. 65–67
23. Кашлакова А. Право работника на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью несчастным случаем на производстве // Кадровик. – 2016. – №2. – С. 40–47
24. Квасов С.М. О государственном управлении охраной труда и «неопределяемых понятиях» в законодательстве об охране труда // Охрана и экономика труда. – 2015. – № 1. – С. 64–67
25. Калитовская А. Инструктаж по гражданской обороне: рекомендации МЧС России // Кадровая служба и управление персоналом предприятия. 2018. N 9. С. 23 – 32.
26. Кардашова И.Б. Общественная система обеспечения национальной безопасности Российской Федерации // Административное право и процесс. 2016. N 11. С. 21 – 25.
27. Максаков О.В. Достойный пример охраны труда // Справочник специалиста по охране труда. – 2015. – №6. – С.27–35
28. Новиков Н.Н Актуальные проблемы охраны труда // Охрана и экономика труда. – 2015. – № 4. – С. 4–13
29. Новиков Н.Н., Ворошилов А.С., Ворошилов С.П., Файнбург Г.З Оценка риска вреда здоровью // Безопасность и охрана труда. – 2015. – № 2. – С. 14–16.
30. Петров А.Я. Служба по охране труда: аспекты трудового права // Кадровик. – 2017. – №1. – С. 30–39
31. Петров А.Я. Охрана труда: законопроект Минтруда России нуждается в существенных поправках // Кадровик. – 2016. – №9. – С. 28–34
32. Солдуков В. А. Создание системы управления охраной труда – новая обязанность работодателя // Справочник специалиста по охране труда. – 2015. – № 7. – С. 18–25
33. Селезнев В.А. Административно–правовой режим охраняемых объектов // Журнал российского права. 2017. N 3. С. 109 – 120.
34. Сугак Е. О подготовке кадров, необходимых современной системе управления безопасностью труда // Человек и труд. – 2013. – №9. – С. 57–60
35. Фрайнбург Г.З. Безопасность и управление рисками трудовой деятельности: принципы и методы их реализации // Вестник ПНИПУ. – 2014. – №1. – С.174–186
36. Файнбург Г.З. Чем больше науки, тем увереннее руки… О некоторых пока еще не решенных проблемах управления охраной труда и профессиональными рисками // Безопасность и охрана труда. – 2012. – № 3. – С. 11–16.
37. Хныкин Г. Локальные нормативные акты, посвященные охране труда работников рабочих профессий // Кадровик. – 2016. – №1. – С.29–39
38. Электронный ресурс: http://www.mchs.gov.ru/document/89093 Дата обращения – 21.12.2018
39. Электронный ресурс: http://www.izh.ru/i/info/17252.html Дата обращения – 21.12.2018
40. Электронный ресурс: https://rg.ru/2018/12/10/rf–vyshla–na–vtoroe–mesto–v–mire–po–proizvodstvu–oruzhiia–v–2017–godu.html Дата обращения – 21.12.2018
41. Электронный ресурс: https://kalashnikov.com Дата обращения – 21.12.2018