Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Историографическое исследование великого князя Святослава Ярославича, сына Ярослава Мудрого, представляет собой научную проблему, встроенную в спектр средневековой русской государственности и политической мысли. Изучение княжения Святослава включает в себя не только динамику внутреннего и внешнего управления, но и идеологические сдвиги, определившие его образ в русской и зарубежной историографии. В центре этого исследования находится «проблема историографической репрезентации»: как фигура Святослава лепилась и переделывалась через призму различных политических и культурных идеологий, и как это, в свою очередь, отражает сдвиги в исторических исследованиях. Историография князя – это не просто отражение предвзятости средневековых летописцев, а богатый пласт конкурирующих повествований, сформированных политическими конфликтами, религиозными влияниями и националистическими интерпретациями. Напряжение между этими историческими слоями требует критического отношения к первоисточникам – анналам, хроникам, житиям, а также к рамкам историографического анализа.
Актуальность данного исследования подчеркивается продолжающимся переосмыслением средневекового прошлого России в современной историографии, где фигура Святослава служит связующим звеном для понимания эволюции княжеской власти и ее влияния на развитие раннего русского государства. Его правление, расположенное на стыке византийских, европейских и степных влияний, требует изучения того, как внешние факторы – политические, культурные, религиозные – перескались с внутренней динамикой, определяя траекторию русской истории. Участие князя в династических конфликтах, его отношения с церковью и взаимодействие с иностранными державами создают благодатную почву для изучения историографических «расхождений и согласований», возникавших в разные исторические эпохи.
Проблемное поле исследования является сложным по своей сути, охватывая не только политические решения и военные кампании князя, но и методологические подходы, которые лежали в основе его научной интерпретации. Это поле пересекается с несколькими дисциплинами: политической историей, культурологией и исторической герменевтикой. Роль Святослава в «Повести временных лет», Ипатьевской летописи и других ключевых источниках требует герменевтического анализа, способного деконструировать повествовательные стратегии, используемые летописцами для передачи политической легитимности, религиозной ортодоксии и княжеской добродетели.
Объект исследования – великий князь Святослав Ярославич – включает в себя политическую и культурную динамику его правления, находящуюся на пересечении внутреннего управления и внешней дипломатии, а предмет – историографическую репрезентацию его правления, формировавшуюся под влиянием различных политических, культурных и религиозных интерпретаций на протяжении разных эпох. Цель исследования – реконструировать эволюцию исторического знания о Святославе, выявить, как различные историографические традиции отражали и влияли на оценку его политической и религиозной политики; задачи, соответственно, направлены на анализ первоисточников (таких как «Повесть временных лет» и «Ипатьевская летопись»), сравнение историографических интерпретаций дореволюционного, советского и современного периодов, критическое осмысление идеологических контекстов, обусловивших эти оценки.
Научная новизна исследования заключается в герменевтическом подходе к историографическому анализу – подходе, позволяющем выявить глубинные, часто не замечаемые связи между политической идеологией и историографической традицией, а также переоценить образ Святослава через призму современных академических методологий. Гипотеза предполагает, что историография Святослава Ярославича – отнюдь не просто отражение исторического факта, а конструкция, сформированная идеологическими императивами летописцев и историков, писавших о нем, и предполагает, что эти повествования связаны с культурными, политическими и религиозными течениями, развивавшимися с течением времени; гипотеза будет проверена путем изучения различий в изображении князя в разных историографических школах, выявления как преемственности, так и расхождений в трактовке наследия Святослава.
Методологической основой исследования является междисциплинарный подход, опирающийся на историографический анализ, критику источников и филологическую экспертизу; каждый источник служит одновременно гипотезой и выводом, функционируя в структуре сложного интеллектуального эксперимента. Н.И. Костомаров («Русская история в жизнеописаниях») предлагает критический биографический анализ политической деятельности Святослава Ярославича – эта работа, являющаяся основополагающей в русской историографии, обеспечивает основу для понимания геополитических стратегий, использовавшихся во время правления Святослава, позиционирует его в рамках династических конфликтов средневековой Руси (концептуализация княжеской власти, по анализу Костомарова, отражает историографическую традицию, стремящуюся примирить внутреннюю политику Святослава с внешним давлением, что подробно рассматривается в данном исследовании).
Издания Ипатьевской летописи под редакцией В. Л. Янина, а также энциклопедический труд Е. А. Кивлицкого о Святославе в словаре Брокгауза и Ефрона дают существенный комментарий к историографической эволюции образа князя, показывая, как менялись ранние трактовки с течением времени. Эти источники имеют ключевое значение для понимания методологических трансформаций в русской исторической мысли, поскольку позволяют исследовать взаимодействие между политической властью и построением нарратива.
Книга Б. А. Рыбакова «Древняя Русь: Сказания, былины, летописи «предлагает интерпретационную модель, которая рассматривает летописи в контексте русского фольклора и литературной традиции, предполагая, что историографическое изображение Святослава может находиться под влиянием мифопоэтических элементов, встроенных в текстуальную структуру летописей. Рассмотрение Дж. Шепардом происхождения Руси в «Кембриджской истории России» подчеркивает иностранные влияния, сформировавшие политический ландшафт княжения Святослава, обеспечивая необходимое сравнительное измерение исследования (схема Шепарда представляет «кросс-культурную историографическую матрицу», где взаимодействие Руси и ее соседей порождает различные повествовательные дуги, которые должны быть критически оценены).
Методы, используемые в данном исследовании, опираются как на теоретические, так и на эмпирические аспекты, сочетая критический анализ источников с историографической деконструкцией в единую методологическую структуру. Теоретические методы включают герменевтическую деконструкцию, которая позволяет интерпретировать первичные летописи, раскрывая идеологические пласты, заложенные в текстах; такой подход не только выявляет глубинные предубеждения и нарративы (сформированные политическими, религиозными и культурными течениями), но и помещает княжение Святослава Ярославича в историографический контекст, где «текстуальный осадок» исторических фактов и интерпретаций сосуществует в сложных слоях. Эмпирические методы основаны на сравнительном анализе летописных источников – изучении расхождений и соответствий между Лаврентьевской, Ипатьевской и Новгородской первыми летописями- что позволяет реконструировать историографическую эволюцию образа Святослава; эмпирический подход обогащен включением иконографических, дипломатических и нумизматических свидетельств, которые служат подтверждением и оспариванием письменных записей, обеспечивая «мультимодальную историографическую валидизацию».
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что оно способно предложить новую интерпретационную линзу для изучения историографии средневековых русских правителей: объединяя филологический, культурный и политический анализ, исследование создает новую парадигму – «историографический палимпсестинг», – в которой каждый исторический рассказ понимается как переписывание предыдущих повествований с учетом идеологических, временных и региональных предубеждений.
Практическая значимость исследования проявляется в его применении к историческим методологиям: оно предлагает новые инструменты для анализа сложных исторических нарративов, уделяя особое внимание деконструкции «идеологических пут» в средневековых источниках, что делает его бесценным для ученых, изучающих подобные историографические явления в различных регионах и периодах.
Эмпирические результаты дают основание для переоценки роли внешних влияний (таких как византийская, половецкая и европейская дипломатия) на формирование политики Святослава, подчеркивая «геополитическую взаимосвязь», определившую его правление, о чем свидетельствует критический анализ дипломатической переписки и военных записей; эмпирическое обоснование позволяет интерпретировать его правление, демонстрируя взаимозависимость внутреннего управления и внешних отношений.
ГЛАВА 1. ЖИЗНЬ И ПРАВЛЕНИЕ СВЯТОСЛАВА ЯРОСЛАВИЧА
1.1. Историческая ретроспектива
Политическую ситуацию на Руси во время правления Святослава Ярославича, родившегося в 1027 году как четвертый сын Ярослава Мудрого, лучше всего понять через систему княжеских земельных владений, меняющихся союзов и внешнего давления, характерного для его времени. После смерти отца в 1054 году Святослав унаследовал Черниговское княжество и обширные территории, простиравшиеся на восток до Мурома – географическое пространство, отмеченное колебаниями границ, политической двусмысленностью и постоянной угрозой внешних вторжений со стороны степных кочевников, таких как половцы, а также периодическим вмешательством Византии. Очертания его территориальных владений (которые простирались от левого берега Днепра, через верховья Оки и до Дона) показывают взаимодействие между раздробленностью земельных владений Руси и всеобъемлющим стремлением к консолидации – напряжением, которое будет определять большую часть политических маневров Святослава [Кучкин, 1996].
Политическое восхождение Святослава ознаменовалось сотрудничеством с его братьями – Изяславом Киевским и Всеволодом Переяславским – в так называемом «триумвирате Ярославичей», хрупком союзе, который стремился поддерживать внутреннюю стабильность посредством коллективного управления (соглашение, оформленное во время княжеского совета 1054 года в Киеве, где Ярославичи заменили кровную месть денежными компенсациями) [Shepard, 2006]. Вместе с тем это коллективное правление постоянно осложнялось региональными конфликтами и внешними угрозами, такими как нашествие половцев в 1068 году, завершившееся катастрофическим поражением русских войск в битве на Альте; последующая победа Святослава над половецким войском под Сновском всего несколько месяцев спустя свидетельствует о переменчивом и непредсказуемом характере его правления, в котором сосуществовали военные успехи и поражения, каждое из которых меняло геополитический ландшафт Руси [Татищев, 2003].
Южные регионы, особенно Тмутаракань, играли ключевую роль в территориальных амбициях Святослава, поскольку контроль над этим стратегическим форпостом был необходим для обеспечения безопасности торговых путей и сохранения влияния на северное побережье Черного моря. Его изгнание племянника Ростислава Владимировича из Тмутаракани в 1066 году, после того как последний на короткое время захватил регион, является примером постоянных внутренних раздоров, характерных для его правления, где династическое соперничество связывалось с геополитическими проблемами (последующая смерть Ростислава привела к отвоеванию Святославом южных земель) [Юрина, 2023]. Тем не менее, захват Тмутаракани был эфемерным, поскольку смерть Святослава в 1076 году вновь сделала регион уязвимым для внешних сил, подчеркнув быстротечность княжеской власти в политически раздробленной Руси.
Его окончательный захват великокняжеского престола в Киеве в 1073 году, после распада триумвирата Ярославичей, стал важным поворотным пунктом в его политической карьере; организация Святославом этого переворота, в результате которого он сверг своего старшего брата Изяслава, отражает как амбициозность, так и неустойчивость его правления, которое часто характеризовалось внезапными сменами власти и подданства. Внутренняя динамика периода осложнялась стратегическими союзами Святослава с внешними державами – в первую очередь его дипломатическим взаимодействием с Генрихом IV Немецким и Болеславом II Польским, которые играли важнейшую роль в формировании европейского контекста, в котором действовали русские князья [Назаренко, 2013]. Союзы свидетельствуют о двойственном характере правления Святослава, в котором внутренняя консолидация власти была неотделима от необходимости ориентироваться в системе внешних отношений, что, в свою очередь, влияло на внутреннюю стабильность.
Княжение Святослава также примечательно его церковным покровительством, особенно участием в создании и поддержке религиозных институтов. Его тесные отношения с Киево-Печерским монастырем, где он сыграл решающую роль в сохранении мощей Бориса и Глеба, подчеркивают пересечение религиозного авторитета и политической власти в этот период – пересечение, которое было не только отражением личного благочестия, но и инструментом легитимации княжеского правления через символический капитал православной церкви [Ключевский, 1987]. Культурная и религиозная политика Святослава, включавшая спонсирование им знаменитых рукописей Изборника 1073 и 1076 годов, еще больше подчеркивает роль князя в развитии интеллектуальной и духовной жизни на Руси, демонстрируя, что его наследие выходило за рамки политической и военной сфер в сферу культуры и религии [Лихачев 1985].
Политический ландшафт Руси во время правления Святослава Ярославича характеризовался пересечением внутренних княжеских конфликтов, внешнего давления со стороны кочевых групп и соседних государств, а также постоянной борьбой за контроль над ключевыми стратегическими регионами, такими как Тмутаракань. Его способность справляться с этими вызовами, хотя и с переменным успехом, подчеркивает фрагментарный характер княжеской власти в средневековой Руси, где баланс между военной мощью, династическими союзами и церковным покровительством находился в постоянном движении, определяя как ближайшие политические реалии, так и долгосрочное историографическое наследие его правления [Карамзин, 2022].
Влияние внешних факторов на внутреннюю политику Святослава Ярославича, в частности давления со стороны половцев и Византии, является важнейшим элементом политических рамок, в которых развивалось его правление. Присутствие половцев – кочевых племен, часто совершавших набеги на территорию Руси, – создавало постоянную внешнюю угрозу, которая не только требовала военного ответа, но и определяла внутреннюю политику князя через ряд стратегических перестановок, часто продиктованных колебаниями динамики сил на южных границах его владений. Ярким примером тому служат половецкие вторжения, в частности поражение в битве на Альте в 1068 году: эта потеря не только обнажила уязвимость княжеской дружины, но и заставила Святослава пересмотреть свои политические союзы, поскольку поражение дестабилизировало власть триумвирата Ярославичей, способствуя в конечном итоге распаду коллективного правления [Кучкин, 1990]. Немедленное отступление к Чернигову, где Святослав перегруппировался и впоследствии одержал решающую победу под Сновском, отражает адаптивную внутреннюю политику, в которой приоритетом было быстрое восстановление армии, а не затяжные оборонительные стратегии, тем самым демонстрируя необходимость быстрых реформ перед лицом внешних угроз [Карамзин, 2022].
Политический расчет, использованный в ответ на действия половцев, усложняется тем, что князь полагался на «оппортунистическую дипломатию»: термин, описывающий меняющиеся союзы и прагматические сделки, заключаемые в ответ на внешнее давление, где союзы часто были временными и диктовались скорее сиюминутным выживанием, чем долгосрочной сплоченностью. Такую дипломатию можно наблюдать в изменчивой позиции князя по отношению к Византии – ключевому внешнему влиянию, чьи собственные имперские амбиции пересекались с амбициями Святослава на северной границе византийской сферы. Временная оккупация Тмутаракани, важнейшего черноморского форпоста, показывает взаимодействие между византийским влиянием и внутриполитическими решениями Святослава; контроль над Тмутараканью обеспечивал Святославу доступ к прибыльным торговым путям, непрочная власть над регионом – захваченная и потерянная несколько раз – подчеркивает зависимость князя от поддержания баланса между обеспечением экономических интересов и лавированием между византийскими геополитическими устремлениями [Татищев, 2003].
Влияние Византии на внутренние дела Руси прослеживается и в церковной политике Святослава, где византийское православие служило не только духовным ориентиром, но и политическим инструментом, укреплявшим княжескую легитимность; византийская модель управления, основанная на стыке императорской и религиозной власти, неизбежно определяла контуры внутренней политики Святослава, что проявлялось в его покровительстве церкви и участии в строительстве религиозных сооружений, таких как Успенская церковь в Киеве, что символизировало одновременно набожность и политическую хватку. «Теократическая парадигма», как ее можно назвать, подчеркивает двойное влияние Византии: одновременно религиозного проводника и политического противника, чье влияние нельзя было игнорировать, но чьи политические цели часто вступали в противоречие с целями киевских князей, заставляя пересматривать внутреннюю политику, чтобы учесть внешнее теологическое давление, не уступая политического суверенитета [Назаренко, 2013].
Половцы как внешняя сила также способствовали тому, что можно назвать «милитаризацией управления» – сдвигу во внутренней политике двора Святослава, который подчеркивал необходимость содержать постоянную дружину, способную быстро развернуться против набегов кочевников, а также укреплять ключевые города. Мобилизационные мероприятия, последовавшие за битвой под Сновском, показывают, как внешние набеги определяли внутренние приоритеты; строительство и поддержание военной инфраструктуры приобрело первостепенное значение, поскольку это была не просто оборонительная реакция, а неотъемлемая часть стратегии Святослава по обеспечению безопасности своего царства перед лицом постоянной угрозы [Рыбаков, 1982]. Успех под Сновском, где небольшое войско Святослава одержало победу над многочисленным половецким войском, иллюстрирует эффективность его военных реформ, которые, хотя и были вызваны необходимостью, имели долгосрочные последствия для структуры внутренней политики, все больше ориентированной на военную готовность и выделение ресурсов на оборону.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Греков, Б. Д. Киевская Русь. – М.: Эксмо, 2012. – 256 с. – ISBN: 978-5-4438-0042-4.
2.Древняя Русь в свете зарубежных источников / под ред. Е. А. Мельниковой. – М.: Логос, 2000. – 608 с.
3.Зализняк, А. А. Древнерусские топонимы. – М.: Индрик, 2004. – 296 с.
4.Ипатьевская летопись / под ред. В. Л. Янина и др. – СПб.: Наука, 1998. – 848 с.
5.Карамзин, Н. М. История государства Российского / под ред. Е. Г. Басовой. – М.: Альфа-книга, 2022. – 1280 с. – ISBN: 978-5-9922-0089-8.
6.Карпов, А. Ю. Княжеские междоусобицы и становление древнерусского государства. – М.: Наука, 2013. – 446 с.
7.Карпов, А. Ю. Княжеские междоусобицы и становление древнерусского государства. – М.: Аспект Пресс, 2007. – 271 с.
8.Кивлицкий, Е. А. Святослав Ярославич, князь черниговский // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. – СПб., 1890–1907.
9.Ключевский, В. О. Курс русской истории. В 4-х томах. Т. 1. – М.: Мысль, 1987. – С. 150–170.
10.Костомаров, Н. И. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей. – СПб.: АСТ, 2023. – 656 с. – ISBN: 978-5-17-154539-0.
11.Кучкин, В. А. История русской государственности IX-XVII веков. – М.: Высшая школа, 1990. – 175 с.
12.Кучкин, В. А. Княжеская власть на Руси в XI-XII веках. – М.: Индрик, 1996. – 296 с.
13.Лаврентьевская летопись / под ред. В. И. Буганова, Л. А. Дмитриева и др. – СПб.: Наука, 2001.
14.Лихачёв, Д. С. Русские летописи и их культурно-историческое значение. – М.: Наука, 1985. – 287 с.
15.Люблинская, А. Д. История средних веков. – М.: Similar, 1955. – 370 с.
16.Назаренко, А. В. Древняя Русь на международных путях. – М.: Языки славянской культуры, 2013. – 784 с.
17.Назаренко, А. В. О династических связях сыновей Ярослава Мудрого // Отечественная история. – М.: Наука, 1994. – № 4–5. – С. 181–194.
18.Новгородская летопись. Том 43. – М.: Языки русской культуры, 2005. – 368 с. – ISBN: 5-94457-046-6.
19.Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов / под ред. А. Н. Насонова. – Л.: Изд-во Акад. наук СССР, 1950. – 659 с.
20.Новосельцев, А. П. Древнерусское государство и его международное значение. – М.: Наука, 1990. – 255 с.
21.Новосельцев, А. П. Политическая история Древней Руси. – М.: Наука, 1965. – 550 с.
22.Павлов, А. П. Династия Рюриковичей. Исторические портреты. – СПб.: АСТ, 638 с.
23.Повесть временных лет (2-е изд., испр. и доп.) / под ред. Д. С. Лихачёва, Л. А. Дмитриева и др. – М.: Наука, 1996. – 664 с.
24.Полное собрание русских летописей. Том 1. Ипатьевская летопись. – М.: RUGRAM, 2013. – 640 с. – ISBN: 978-5-518-92168-9.
25.Полное собрание русских летописей. Том 1. Лаврентьевская летопись. – М.: RUGRAM, 2013. – 380 с. – ISBN: 978-5-518-92167-2.
26.Рыбаков, Б. А. Древняя Русь: Сказания. Былины. Летописи. – М.: Художественная литература, 1963.
27.Рыбаков, Б. А. Киевская Русь и русские княжества XII-XIII вв. – М.: Наука, 1982.
28.Святослав Ярославич // Советская историческая энциклопедия: в 16 т. / под ред. Е. М. Жукова. – М.: Советская энциклопедия, 1969. – Т. 12: Репарации – Славяне. – 614 с.
29.Соловьёв, С. М. История России с древнейших времен. – М.: Амфора, 2015. – 478 с. – ISBN: 978-5-367-03648-0.
30.Татищев, В. Н. История Российская: в 3 томах. Т. 2. – М.: АСТ, 2003. – 732 с. – ISBN: 5-17-018269-4.
31.Тихомиров, М. Н. Древнерусские города. – М.: Государственное издательство политической литературы, 1956. – 600 с.
32.Толочко, П. П. Древняя Русь: Очерки социально-политической истории. – К.: Наукова думка, 1987. – 246 с.
33.Фроянов, И. Я. Древняя Русь: Очерки социально-экономической истории. – М.: Наука, 1989. – 288 с.
34.Фроянов, И. Я. Киевская Русь: Очерки социально-экономической истории. – СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 1990. – 214 с.
35.Шахматов, А. А. История древнерусской литературы. – М.: Изд-во АН СССР, 1941. – 531 с.
36.Щавелёв, А. С., Романова, А. А., Анатониева, Т. В. Святослав Ярославич // Православная энциклопедия. – М.: 2021. – Т. LXII: Свенская Печерская икона Божией Матери – Сергий. – 752 с. – ISBN: 978-5-89572-069-1.
37.Юрина, Н. Г. История древнерусской литературы: Учебное пособие. – М.: Флинта, 2023. – 280 с. – ISBN: 978-5-9765-2900-7.
38.Янин, В. Л. Новгородская первая летопись и её исторический контекст. – М.: Языки русской культуры, 1998. – 352 с.
39.Янин, В. Л. Повесть временных лет и Новгородская первая летопись. – М.: Наука, 1977.
40.Franklin, Simon, and Jonathan Shepard. The Emergence of Rus 750–1200. – London: Longman, 1996.
41.Martin, J. Medieval Russia, 980–1584. – Cambridge: Cambridge University Press, 2007.
42.Shepard, J. The origins of Rus’ // The Cambridge History of Russia: in 3 Vol / Ed. by M. Perrie. – Cambridge: Cambridge University Press, 2006. – Vol. 1: From Early Rus’ to 1689. – С. 47–72. – ISBN: 978-0-521-81227-6.
43.Thietmar of Merseburg: Ottonian Germany. The Chronicon of Thietmar of Merseburg / David A. Warner. – Manchester: Manchester University Press, 2001.