Фрагмент для ознакомления
2
Бизнес-планирование является процедурой, активизируемой при создании новой сферы работы организации, а также при формировании первоначальной стратегии или когда требуется проведение ключевых изменений в операционной деятельности компании. При организации бизнес-планирования важно уделять внимание положению предприятия на рынке: уровню его конкурентоспособности, занимаемой им долей на рынке, а также страхованию рисков. В бизнес-планирование включаются этапы следующего рода (рисунок 12):
Рис. 12. Основные этапы бизнес-планирования [6, с. 50]
Обычно, при составлении бизнес-плана, участвуют две ключевые группы заинтересованных лиц: авторы бизнес-плана, отвечающие за разработку проекта, и инвесторы, заинтересованные в инвестировании средств в проект и стремящиеся оценить будущую отдачу от своих инвестиций.
Бизнес-планирование представляет собой этап разработки стратегического документа - бизнес-плана, включающего в себя организацию этапов реализации бизнес-идеи от её зарождения до практической реализации [6, с.50].
Бизнес-план служит инструментом для создания прогнозов и разработки альтернативных стратегий развития предприятия в условиях динамично изменяющейся экономической обстановки, следуя принципам стратегического и адаптивного управления. Он помогает анализировать потенциальные отклонения от целевых показателей и осуществлять осмысленные и обоснованные корректировки для эффективного реагирования на возможные риски и вызовы. Бизнес-планы обладают уникальной экономической важностью для разнообразной аудитории предпринимателей и инвесторов (см. рисунок 13):
Рис. 13. Экономическая значимость бизнес-плана для его участников [14, с.67]
Следовательно, бизнес-план является стратегическим документом с определенной целью, включающим в себя комплексные расчеты и аргументацию с экономическим и техническим обоснованием, набор экономических метрик, а также план действий и стратегий, направленных на достижение основной миссии предпринимательства – максимизации прибыли.
Поэтому в организации бизнес-план выступает в качестве модели ее деятельности, в которой применяют все возможные элементы планирования традиционного характера касаемо категорий рыночных отношений – бизнесу, условиях ведения конкурентной борьбы, деятельности всех служб маркетинга, уровню риска коммерческой деятельности, стратегии достижения уровня безубыточности и необходимого уровня рентабельности.
Бизнес-план преследует три важнейшие цели (см. рис. 14):
Рис. 14. Основные цели бизнес-плана [4, с.6]
Бизнес-план способствует решению следующих задач (рисунок 15):
Рис. 15. Основные задачи бизнес-плана [9, с.4]
Для повышения эффективности управленческой деятельности, создание бизнес-плана способствует систематизации инновационных подходов в укреплении и развитии структуры предприятия. Это включает в себя анализ и оценку степени централизации управленческих процессов и распределения ответственности, проведение реструктуризационных проектов для подразделений, а также стратегии по управлению штатным расписанием с целью его оптимизации и привлечения высококвалифицированных специалистов в управленческую и техническую сферы.
Центральной идеей бизнес-плана является формирование рабочей схемы предприятия и проектирование его взаимодействия с рыночной средой [14, с.67].
Эффективно составленная бизнес-модель обеспечивает организации оптимальный путь ведения коммерческой активности, а также привлечение необходимого объема инвестиций от квалифицированных инвесторов [19, с.54].
В эпоху расширения рыночной экономики, бизнес-план служит ключевым рабочим инструментом, применяемым во всех областях предпринимательства.
Разработанный бизнес-план требует постоянных изменений и дополнений в зависимости от влияния факторов внутренней и внешней среды, в которой предприятие функционирует.
Оценка уровня эффективности бизнес-плана может быть представлена в трех основных видах (рисунок 16).
Рис. 16. Виды оценки уровня эффективности бизнес-плана [27, с.70]
Важнейшие функции бизнес-плана представлены на рисунке 17. При этом различают внешние и внутренние его функции.
Рис. 17. Основные функции бизнес-плана [21, с.93]
Главной внешней его функцией является привлечение партнеров (инвесторов), финансов. К внутренним функциям можно отнести следующие:
определение недостатков в развитии предприятия;
контроль и управление деятельностью компании;
инструмент некоторого самообучения.
Согласно всемирному опыту, бизнес-план является документом, общепринятым в большинстве развитых и развивающихся государств с развитыми рыночными отношениями.
К составлению бизнес-плана существуют определенные методики. Например, существует методика UNIDO, принятая Организацией Объединенный Наций по промышленному развитию, которая больше подходит для субъектов малого предпринимательства (благодаря простоте и малой трудоемкости). Есть также методика KPMG от швейцарской ассоциации в сфере аудиторских, консультационных услуг, которая больше подходит для субъектов среднего предпринимательства и крупного бизнеса, осваивающих новые виды деятельности (производства). Данная методика представляет более подробный бизнес-план развития. Методика от Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) считается самой затратной и трудоемкой и подходит только для крупных предприятий, уже имеющих мощный экономический потенциал. Методика затрагивает абсолютно всех участников проекта и отражает полную информацию и историю предприятия. В Приложении 2 представлены структуры бизнес-плана по указанным методикам.
Разработке бизнес-плана какого-либо проекта инвестиционной деятельности предшествуют подготовительные работы (рисунок 18).
Рис. 18. Мероприятия, предшествующие разработке бизнес-плана [31, с. 515]
В России понятие "бизнес-план" вошло в оборот в эпоху экономических перемен начала 1990-х годов, первоначально функционируя как методология для привлечения иностранных капиталовложений. С течением времени, в рамках современного экономического ландшафта, стратегическая роль бизнес-планирования утвердилась на официальном уровне. Оно активно интегрируется в практику обоснования операций и стратегий предприятий различной сферы деятельности.
1.3. Процесс разработки бизнес-плана развития предприятия
В условиях рыночных отношений разработанный бизнес-план содержит обоснование разных действий, осуществляемых с целью реализации коммерческого проекта, который, как правило, направлен на усовершенствование имеющихся видов производств либо создание нового предприятия [8, с.39].
Основные способы (методы) разработки бизнес-плана отражены на рисунке 19.
Рис. 19. Методы разработки бизнес-плана [8, с.39]
Все указанные на рисунке 19 методы могут применяться в совокупности, либо организация может выбрать наиболее приемлемые для нее отдельные способы.
Структура разрабатываемого бизнес-плана не имеет определенных рамок и ограничений. Наиболее распространенные разделы структура представлены далее (рисунок 20). Здесь стоит отметить, что указанные разделы не являются обязательными и могут меняться в зависимости от определенных целей, задач и объекта бизнес-планирования.
Рис. 20. Наиболее распространенная структура разрабатываемого бизнес-плана [10, с.26]
При этом не существует унифицированных норм и содержание ключевых секций бизнес-плана не закреплено. В каждой индивидуальной ситуации детали могут быть скорректированы или расширены в зависимости от экономической обстановки и специфики деятельности компании.
Вероятно, ключевые элементы бизнес-плана можно детализировать в таком порядке.
В исходной части бизнес-плана, чаще всего называемой резюме или обзором, подчеркивается его предназначение, которое варьируется в зависимости от потребностей и интересов заинтересованных сторон, как это продемонстрировано на рисунке 21.
Фрагмент для ознакомления
3
Список источников информации
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с последующими изменениями и дополнениями) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения 28.11.2024).
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/ (дата обращения 28.11.2024).
3. Айдогдыев Н., Чарыев А. Краткое изложение основных разделов бизнес-плана // Символ науки: международный научный журнал. – 2023. - №4-2. – С.34-35.
4. Альгинова Т.Ф. Бизнес-план предприятия: содержание и роль в финансовой политике // Тенденции развития науки и образования. – 2022. - №81-3. - С.5-8.
5. Ахмедов А.Э., Окунева Е.О., Шаталов М.А. Бизнес-план предприятия как инструмент оптимизации использования финансовых ресурсов // Территория науки. – 2023. - №3. – С.12-16.
6. Байгузина Л.З., Абдулина Д.Р. Теоретические аспекты создания бизнес-проекта развития малого бизнеса // Тенденции развития науки и образования. - 2023. - №–04-5. – С.50-52.
7. Бондарь У.Г. Роль планирования в системе управления предприятием // Вектор экономики. – 2024. - №3. – С.25-27.
8. Бочкарева Н.Г., Омельченко Е.Ю. Экономический анализ – часть бизнес-планирования // Экономика и управление: проблемы, решения. – 2023. – Т.4. - №12. – С.38-42.
9. Будович Л.С., Щукина Н.Ф. Оценка эффективности и рисков реализации бизнес-плана // Евразийское пространство: экономика, право, общество. – 2023. - №2. – С.3-6.
10. Бухалков М. И. Планирование на предприятии: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2023.
11. Галынчик Т.А., Курманова И.С., Теренина А.С. Особенности бизнес-планирования в современных условиях: теоретико-прикладной аспект // Наука Красноярья. – 2023. – Т.12. - №2-2. – С.7-16.
12. Горбунов В.В., Лебедь Д.И. Бизнес-план как эффективный инструмент развития компании // Актуальные вопросы социальных наук и пути их решения: сборник публикаций преподавателей и студентов по итогам международных и межвузовских науч.-практ. конференций. – М.: СКИ, 2023. – С.187-191.
13. Дударь В.Е., Петренко А.С. Преимущества бизнес-планирования на предприятии // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. – 2023. – № 6 (72). – с. 20–25.
14. Дувакин К.Э. Дизайн бизнес-плана: научный подход // Студенческий вестник. – 2023. - №20-11. – С.67-68.
15. Журавлева Е.С., Кузнецова Т.В. Значение бизнес-плана в предпринимательстве // Актуальные вопросы современной экономики. – 2022. - №5. – С.648-652.
16. Изместьев И.С. Внедрение бизнес-плана как инструмента стратегического планирования // Студенческий. – 2024. – №21-4. – С.30-31.
17. Илясов И., Сердаров Ш. Необходимость планирования и прогнозирования предприятия // Международный научный журнал «Символ науки». – 2023. – № 3-2. – с. 35–36.
18. Каратаева О.Г., Ивлева Т.В., Кукушкина Т.С., Манохина А.А. Бизнес-план предприятия: Учебное пособие. – М.: Ай Пи Ар Медиа, 2023.
19. Карпов К.С. Роль бизнес-плана в планировании деятельности предприятия // Исследователь года – 2023: сборник статей IV Междун. научно-исследовательского конкурса. – Петрозаводск: Новая Наука, 2024. – С.53-57.
20. Коробчук А.Б. Стандарты подготовки бизнес-плана // Экономика и социум. – 2023. - №11-1. – С.801-805.
21. Ланчаков А.Б. Бизнес-план как стратегическое решение для управления развитием бизнес-систем // Экономика и управление: проблемы, решения. – 2023. – Т.10. - №12. – С.91-103.
22. Лаптев Е.А., Лаптева С.В. Бизнес-план как инструмент стратегического планирования // Актуальные вопросы современной экономики. – 2023. - №3. – С.435-442.
23. Макаров Д.А. Реализация инвестиционных проектов в виде бизнес-планов развития предприятия // Студенческий. – 2023. - №28-2. – С.59-62.
24. Мантуленко В.В., Гладких Т.В. Рекомендации по составлению бизнес-плана, направленного на рост эффективности хозяйственной деятельности организации // Устойчивое развитие социально-экономической системы Российской Федерации: сборник трудов XXIV Всероссийской науч.-практ. конференции. – Симферополь: Ариал, 2023. – С.129-133.
25. Мартынова О.Ю., Пятаев Д.А. Бизнес-план. Важный документ при создании и развитии компании // Мировая наука. – 2021. – № 4 (49). – с. 169–171.
26. Миронова Н.А. Бизнес-план – основа предпринимательской деятельности // Инновации. Наука. Образование. – 2022. - №53. – С.1435-1439.
27. Панарина М.С., Амосова Л.Н. Бизнес-план и его роль в предпринимательстве // Вестник научного общества студентов, аспирантов и молодых ученых. – 2022. - №3. – С.69-73.
28. Петрученя И. В., Буйневич А.С. Бизнес-планирование: монография. - Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2021.
29. Реджепова М. Задачи бизнес-плана в современном бизнесе // Матрица научного познания. – 2023. - №5-2. – С.392-394.
30. Романюта Т.Д. Современные аспекты бизнес-планирования на предприятии (организации) // Тенденции развития науки и образования. – 2023. - №100-2. – С.137-144.
31. Рубанова Ю.А. Разработка бизнес-плана // Синергия Наук. – 2022. - №71. – С.513-521.
32. Скепский К.В. Особенности структуры бизнес-плана организации // Студенческий. – 2022. - №2-2. – С.26-28.
33. Соболев В.А., Вавилов Д.Л. Состояние процессов планирования в бизнесе // Экономика и социум. – 2021. – № 3 (82), ч. 2. – с. 362–369.
34. Ходжамгулыева Б.А., Кабанов А., Караев А., Маммедов Б. Превращение бизнес-модели в бизнес-план // Символ науки: международный научный журнал. – 2024. – Т.1. - №3-2. – С.103-104.
35. Шитиков О.В. Разработка бизнес-плана инвестиционного проекта предприятия с целью повышения эффективности его деятельности // Студенческий. – 2023. - №14-3. – С.53-54.