Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. В современных условиях развития местного самоуправления в Российской Федерации особую значимость приобретает формирование позитивного имиджа муниципальных служащих.
Имидж муниципальных служащих является важным фактором, определяющим эффективность и результативность их профессиональной деятельности, а также доверие граждан к органам местной власти.
Позитивный имидж муниципальных служащих способствует повышению авторитета и престижа муниципальной службы, улучшению качества предоставляемых населению муниципальных услуг, укреплению взаимодействия органов местного самоуправления с гражданами.
Вместе с тем, в настоящее время наблюдается ряд проблем, связанных с формированием позитивного имиджа муниципальных служащих.
Среди них можно выделить:
- недостаточную профессиональную компетентность отдельных муниципальных служащих;
- низкий уровень их коммуникативной культуры;
- несоответствие внешнего облика и поведения этическим нормам;
- недостаточную открытость и прозрачность деятельности органов местного самоуправления.
Эти проблемы негативно сказываются на восприятии муниципальных служащих населением, что, в свою очередь, снижает доверие граждан к органам местной власти.
Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена необходимостью разработки эффективных механизмов формирования позитивного имиджа муниципальных служащих, что будет способствовать повышению качества муниципального управления и укреплению взаимодействия органов местного самоуправления с населением.
Цель работы – разработка рекомендаций по совершенствованию деятельности, направленной на формирование позитивного имиджа муниципальных служащих на примере Администрации городского округа Фрязино.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть понятие и сущность имиджа муниципальных служащих, определить его структуру и функции.
2. Выявить основные факторы, влияющие на формирование имиджа муниципальных служащих.
3. Рассмотреть роль связей с общественностью в формировании позитивного имиджа муниципальных служащих.
4. Дать общую характеристику Администрации городского округа Фрязино.
5. Провести комплексное исследование имиджа муниципальных служащих Администрации городского округа Фрязино.
6. Разработать рекомендации по совершенствованию деятельности, направленной на формирование позитивного имиджа муниципальных служащих в Администрации городского округа Фрязино.
Предмет исследования – процесс формирования позитивного имиджа муниципальных служащих.
Объект исследования – Администрация городского округа Фрязино.
Информационную базу исследования составляют нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы муниципальной службы и этики муниципальных служащих, научные публикации отечественных и зарубежных авторов по проблемам формирования имиджа государственных и муниципальных служащих, данные официальных сайтов органов местного самоуправления, результаты социологических опросов и экспертных интервью.
В ходе исследования применялись следующие методы: анализ документов, контент-анализ, сравнительный анализ, социологические методы (анкетирование, экспертные интервью), методы математической статистики, графический метод.
Практическая значимость работы. Результаты проведенного исследования и разработанные рекомендации могут быть использованы органами местного самоуправления, в том числе Администрацией городского округа Фрязино, для совершенствования деятельности, направленной на формирование позитивного имиджа муниципальных служащих.
Предложенные в работе подходы и методики могут быть применены в других муниципальных образованиях Российской Федерации.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
В первой главе рассматриваются теоретические основы формирования позитивного имиджа муниципальных служащих.
Вторая глава посвящена анализу практики формирования позитивного имиджа муниципальных служащих на примере Администрации городского округа Фрязино и разработке рекомендаций по ее совершенствованию.
Глава 1. Теоретические основы формирования позитивного имиджа муниципальных служащих
1.1. Понятие и сущность имиджа муниципальных служащих
Имидж муниципальных служащих представляет собой целенаправленно формируемый образ, отражающий совокупность наиболее значимых для граждан качеств и характеристик муниципальных служащих, которые определяют их восприятие и отношение к ним [1, с. 78].
Понятие является многогранным и включает в себя:
- внешний облик;
- профессиональные компетенции;
- личностные качества;
- поведение и манеру общения муниципальных служащих.
Согласно определению, данному Е.В. Охотским, имидж муниципальных служащих – это «целенаправленно формируемый образ (совокупность устойчивых представлений) о муниципальном служащем, отражающий его профессиональные, деловые и личностные качества, а также особенности его поведения» [2, с. 154].
Такое определение подчеркивает, что имидж муниципальных служащих является результатом целенаправленной деятельности по его формированию.
В свою очередь, Н.С. Межлумян и Ю.М. Кисилица рассматривают имидж муниципального служащего как «устойчивый, эмоционально окрашенный образ, сложившийся в массовом сознании, который ассоциируется с конкретным муниципальным служащим и отражает представления граждан о его профессиональных, деловых и личностных качествах» [14, с. 81].
Определение акцентирует внимание на том, что имидж муниципальных служащих формируется в массовом сознании граждан.
Е.А. Захарова рассматривает имидж муниципальных служащих как «целостный образ, складывающийся в сознании граждан на основе информации, получаемой ими из различных источников, и отражающий представления о профессиональных, деловых и личностных качествах муниципальных служащих» [7, с. 6].
Таким образом, имидж муниципальных служащих формируется под влиянием различных факторов и источников информации.
Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что имидж муниципальных служащих представляет собой целенаправленно формируемый, эмоционально окрашенный образ, отражающий представления граждан о профессиональных, деловых и личностных качествах муниципальных служащих, а также особенностях их поведения и манеры общения.
Образ складывается в массовом сознании под влиянием различных факторов и источников информации.
Формирование позитивного имиджа муниципальных служащих является важной задачей органов местного самоуправления, поскольку он оказывает существенное влияние на:
- эффективность их профессиональной деятельности;
- на уровень доверия и взаимодействия между органами власти и населением [3, с. 123; 6, с. 50; 11, с. 2456].
Имидж муниципальных служащих представляет собой многокомпонентную структуру – аспекты:
- внешний;
- внутренний;
- профессиональный [4, с. 34; 17, с. 79; 22, с. 54].
Внешний имидж муниципальных служащих включает в себя их внешний облик, манеру поведения и общения, формируется на основе таких элементов, как внешний вид (одежда, прическа, аксессуары), мимика, жесты, походка, тембр и интонация голоса, а также культура речи и стиль общения [13, с. 201; 22, с. 54].
Внешний имидж муниципальных служащих играет важную роль в создании первого впечатления и формировании доверия граждан.
Внутренний имидж муниципальных служащих отражает их личностные качества, ценностные ориентации, мотивацию и установки – такие элементы, как:
- компетентность;
- ответственность;
- инициативность;
- коммуникабельность;
- стрессоустойчивость;
- честность;
- порядочность;
- дисциплинированность, лояльность к организации [4, с. 34; 17, с. 79].
Внутренний имидж определяет поведение муниципальных служащих в профессиональной деятельности и их взаимодействие с гражданами.
Профессиональный имидж муниципальных служащих отражает их профессиональные знания, умения и навыки, а также опыт работы, включая следующие элементы:
- квалификация;
- профессионализм;
- компетентность;
- эрудированность;
- способность принимать эффективные управленческие решения;
- ориентация на достижение результата [4, с. 34; 17, с. 79; 22, с. 54].
Профессиональный имидж определяет восприятие муниципальных служащих как профессионалов своего дела.
Таким образом, структура имиджа муниципальных служащих включает в себя три взаимосвязанных компонента: внешний, внутренний и профессиональный.
Имидж муниципальных служащих выполняет ряд важных функций, которые определяют его значение и роль в деятельности органов местного самоуправления [2, с. 155-156; 10, с. 288-289; 17, с. 80-81].
Коммуникативная функция имиджа муниципальных служащих заключается в обеспечении эффективного взаимодействия и налаживании конструктивного диалога между органами местного самоуправления и гражданами.
Позитивный имидж муниципальных служащих способствует повышению доверия населения к власти, улучшению восприятия ее деятельности и повышению авторитета органов местного самоуправления, что, в свою очередь, создает благоприятные условия для реализации муниципальными служащими своих профессиональных функций и достижения поставленных целей [9, с. 264-265; 23, с. 336-337].
Мотивационная функция имиджа муниципальных служащих заключается в повышении их профессиональной мотивации и стимулировании их к эффективной и качественной работе.
Позитивный имидж муниципальных служащих способствует росту их самооценки, уверенности в себе, удовлетворенности своей работой, что, в свою очередь, положительно сказывается на результатах их деятельности [13, с. 201-202; 17, с. 80-81].
Регулятивная функция имиджа муниципальных служащих проявляется в том, что он выступает в качестве регулятора их поведения и деятельности.
Позитивный имидж муниципальных служащих предполагает соответствие их поведения и внешнего вида этическим нормам и требованиям, предъявляемым к муниципальным служащим для повышения дисциплины, ответственности и профессионализма муниципальных служащих [21, с. 84-85; 26, с. 201-202].
Таким образом, имидж муниципальных служащих выполняет коммуникативную, мотивационную и регулятивную функции, которые в совокупности определяют его значение и роль в деятельности органов местного самоуправления.
Этические требования, предъявляемые к муниципальным служащим, играют важную роль в формировании их позитивного имиджа.
Основными этическими требованиями к муниципальным служащим являются:
- законность;
- объективность;
- беспристрастность;
- ответственность [21, с. 84-85; 22, с. 55-56; 26, с. 201-202].
Требование законности предполагает, что муниципальные служащие должны строго соблюдать действующее законодательство, нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность органов местного самоуправления, а также должностные инструкции и этические кодексы, обеспечивая правомерность и легитимность их действий, а также доверие граждан к органам местной власти [21, с. 84-85; 26, с. 201-202].
Требование объективности означает, что муниципальные служащие должны принимать решения и совершать действия, основываясь на фактах и объективной информации, без влияния личных предпочтений, эмоций или субъективных факторов, что способствует повышению справедливости и беспристрастности в работе органов местного самоуправления [22, с. 55-56; 26, с. 201-202].
Требование беспристрастности предполагает, что муниципальные служащие должны осуществлять свою деятельность, руководствуясь общественными интересами, а не личными или групповыми. Они должны быть независимы от влияния политических, экономических или иных групп интересов [21, с. 84-85; 22, с. 55-56].
Требование ответственности означает, что муниципальные служащие должны нести ответственность за принимаемые решения и совершаемые действия, а также за их последствия, тем самым должны отвечать за свои профессиональные действия перед гражданами, обществом и государством [21, с. 84-85; 26, с. 201-202].
Соблюдение муниципальными служащими этических требований законности, объективности, беспристрастности и ответственности способствует формированию их позитивного имиджа, повышению доверия граждан к органам местного самоуправления и эффективности муниципального управления в целом.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Государственная и муниципальная служба: учебник для вузов / Е. В. Охотский [и др.]; под общей редакцией Е. В. Охотского. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2022. – 409 с. – (Высшее образование). – ISBN 978-5-534-07946-3. – Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/489153.
2.Государственная и муниципальная служба: учебник для вузов / Е. В. Охотский [и др.]; под общей редакцией Е. В. Охотского. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2022. – 409 с. – (Высшее образование). – ISBN 978-5-534-07946-3. – Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/489153.
3.Ерыкалова, Ю. О. Формирование позитивного имиджа администрации муниципального образования / Ю. О. Ерыкалова // Конкурентоспособность территорий: Материалы XX Всероссийского экономического форума молодых ученых и студентов. В 8-ми частях, Екатеринбург, 27–28 апреля 2017 года / Ответственные за выпуск Я.П. Силин, Е.Б. Дворядкина. Том Часть 4. – Екатеринбург: Уральский государственный экономический университет, 2017. – С. 123-125.
4.Заборовская, С. Г. Кадровый менеджмент на государственной гражданской и муниципальной службе: учебное пособие для вузов / С. Г. Заборовская. – Москва: Издательство Юрайт, 2022. – 209 с. – (Высшее образование). – ISBN 978-5-534-14805-3. – Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/496791.
5.Завьялова, А. О. Структура региональной имиджевой стратегии формирования положительного имиджа государственных гражданских служащих / А. О. Завьялова // Молодой ученый. – 2018. – № 38 (224). – С. 119-121.
6.Зайцева, М. В. Формирование позитивного имиджа муниципальных служащих в сознании жителей / М. В. Зайцева, А. И. Кононенко // Международный журнал прикладных наук и технологий Integral. – 2018. – № 4. – С. 50.
7.Захарова, Е. А. Технология формирования положительного имиджа органов местного самоуправления муниципального района / Е. А. Захарова // Вестник Воронежского института экономики и социального управления. – 2021. – № 1. – С. 4-18.
8.Кашанкова, Я. О. Анализ деятельности администрации городского округа Фрязино Московской области по программе «Формирование современной комфортной городской среды» на 2018-2022 годы / Я. О. Кашанкова, Л. Г. Алейникова // Проблематизация современных тенденций развития образования в Российской Федерации: Сборник трудов конференции Десятого межвузовского Дня научного творчества по государственному и муниципальному управлению, Химки, 13 ноября 2021 года. – Химки: Академия гражданской защиты Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, 2021. – С. 188-197.
9.Комарова, К. В. Характеристика методов построения имиджа органов местного самоуправления / К. В. Комарова // Молодой ученый. – 2022. – № 7 (402). – С. 264-267.
10.Купряшин, Г. Л. Основы государственного и муниципального управления: учебник для вузов / Г. Л. Купряшин. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2022. – 574 с. — (Высшее образование). – ISBN 978-5-534-14002-6. – Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/489521.
11.Лисенков П.И., Латыпова И. А., Измайлов З. А. Роль местной администрации и жителей города в формировании имиджа города // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 2456–2460.
12.Макарова, Е. А. Укрепление имиджа государственных служащих при помощи средств массовой коммуникации / Е. А. Макарова // Молодой ученый. – 2023. – № 4 (451). – С. 432-436.
13.Маслова, В. М. Управление персоналом: учебник и практикум для вузов / В. М. Маслова. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2022. – 431 с. – (Высшее образование). – ISBN 978-5-534-09984-3. – Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/488711.
14.Межлумян, Н. С. Имидж муниципального служащего / Н. С. Межлумян, Ю. М. Кисилица // Аспирант. Приложение к журналу Вестник Забайкальского государственного университета. – 2014. – № 1(15). – С. 81-84.
15.Морозова, А. И. Современные тенденции и проблемы формирования имиджа государственного служащего как инструмент повышения эффективности в профессиональной деятельности / А. И. Морозова, Д. Ю. Караба, А. М. Бабич // Молодой ученый. – 2022. – № 42 (437). – С. 311-314.
16.Никитина А. С. Факторы, влияющие на формирование позитивного цифрового имиджа муниципальных служащих в современном интернет-пространстве // Koinon. 2020. – Т. 1. – № 1–2. – С. 230–243.
17.Никитина, А. С. Управление человеческими ресурсами в государственном и муниципальном управлении: учебное пособие для вузов / А. С. Никитина, Н. Г. Чевтаева. – 2-е изд. – Москва: Издательство Юрайт, 2022. – 187 с. – (Высшее образование). – ISBN 978-5-534-12784-3. – Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/496550.
18.Никитина, А. С. Факторы, влияющие на формирование позитивного цифрового имиджа муниципальных служащих в современном интернет-пространстве / А. С. Никитина // Koinon. – 2020. – Т. 1, № 1-2. – С. 230-243.
19.Петкина, Е. И. Государственные служащие: особенности формирования современного имиджа / Е. И. Петкина // Молодой ученый. – 2020. – № 43 (333). – С. 251-252.
20.Прокофьев, С. Е. Государственная и муниципальная служба: учебник и практикум для вузов / С. Е. Прокофьев, Е. Д. Богатырев, С. Г. Еремин. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2022. – 323 с. – (Высшее образование). – ISBN 978-5-534-14243-3. – Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/489690.
21.Савинков, В. И. Этика государственной службы в схемах: учебное пособие для вузов / В. И. Савинков, П. А. Бакланов. – Москва: Издательство Юрайт, 2023. – 148 с. – (Высшее образование). – ISBN 978-5-534-08997-4. – Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/516145.
22.Савинков, В. И. Этика и психология профессиональной деятельности гражданского служащего в схемах: учебное пособие для среднего профессионального образования / В. И. Савинков, П. А. Бакланов. – Москва: Издательство Юрайт, 2023. – 148 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-11952-7. – Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/516161.
23.Середин, И. И. Роль связей с общественностью в формировании имиджа муниципальной власти / И. И. Середин // Теория и практика эффективности государственного и муниципального управления, Курск, 29 марта 2019 года / Юго-Западный государственный университет Кафедра международных отношений и государственного управления. – Курск: Юго-Западный государственный университет, 2019. – С. 336-339.
24.Тарасова, Ю. А. Технологии связей с общественностью в формировании имиджа государственной службы / Ю. А. Тарасова // Управленческое консультирование. – 2015. – № 5(77). – С. 29-37.
25.Хохолева, Е. А. Проблемы формирования имиджа муниципального служащего на примере муниципального казенного учреждения администрации городского поселения Игрим / Е. А. Хохолева, Д. В. Котовщикова // Государственное и муниципальное управление в XXI веке: теория, методология, практика. – 2014. – № 11. – С. 78-82.
26.Шувалова, Н. Н. Этика государственной и муниципальной службы: учебник и практикум для среднего профессионального образования / Н. Н. Шувалова. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2023. – 368 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-15835-9. – Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/509849.