Фрагмент для ознакомления
1
Содержание
Введение 3
Глава 1. Состояние и деятельность культурно-просветительных учреждений 7
1.1. Состояние сельских культпросветучреждений в середине 1940-х гг. 7
1.2. Проблемы материально-технического и кадрового обеспечения деятельности культпросветучреждений деревни 29
1.3. Основные направления и формы деятельности культпросветучреждений деревни 35
Глава 2. Состояние и деятельность учреждений народного просвещения 47
2.1. Состояние учреждений народного просвещения деревни в середине 1940-х гг. 47
2.2. Проблемы материально-технического и кадрового обеспечения деятельности учреждений народного просвещения деревни 57
2.3. Сельская школа и выполнение законодательства о всеобуче 65
Методическая глава 76
Заключение 92
Список источников и литературы 97
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы. В истории российской (в том числе калужской) деревни XX века нет таких периодов, которые были бы неактуальны или несущественны. Социально-политические «революции» и постоянные эксперименты в деревне подорвали и разорили производительные силы аграрного сектора страны. Первое послевоенное пятилетие - один из наиболее трудных периодов в развитии советской (в том числе калужской) деревни. Ценой величайших усилий тружеников села и всего советского народа в эти годы был в основном восстановлен довоенный уровень сельскохозяйственного производства, позволивший обеспечить важнейшие потребности страны в продовольствии. В ходе борьбы за восстановление сельского хозяйства с новой силой проявились преимущества колхозного строя, замечательные черты морального облика советского крестьянства.
После войны труднейшее положение сложилось в деревне, на которую приходятся гораздо большие по сравнению с городом человеческие потери. Хлебозаготовки почти подчистую опустошали запасы колхозных и личных хозяйств. В освобожденных от оккупантов сельских районах на месте многих сел и деревень остались только печные трубы. 7 млн лошадей, 17 млн голов крупного скота было угнано в Германию или уничтожено. Возвращавшиеся на родные пепелища жители вынуждены были начинать все сначала: обзаводиться жильем, скотом, орудиями производства, семенами. Помощь этим районам ложилась дополнительным бременем на крестьянство, не пострадавшее от оккупации. Весной 1945 г. ценой чрезвычайных усилий на освобожденной территории удалось засеять 60% посевных площадей. После войны сельское хозяйство страны еще долго восстанавливалось.
Объектом исследования является совокупность отечественной исторической литературы об аграрной истории советской (в том числе калужской) деревни в XX веке.
Предметом является оценки отечественных историков различных аспектов жизни советской (в том числе калужской) деревни 1946-1957 гг. и освещение этого сюжета в учебной литературе.
Хронологические рамки.
Историографические: 1946-2017 гг.; исторические 1946-1957 гг.
В 1946 г. был принят план четвертой пятилетки, основной целью которого было восстановление разрушенного хозяйства, достижения довоенного уровня. В 1957 г. была проведена экономическая реформа управления народным хозяйством, предусматривавшая новые методы управления сельскохозяйственной.
Территориальные рамки охватывают границы СССР, Российской Федерации, где выходили исторические работы по теме исследования.
Источниковая база работы. При написании работы были использованы опубликованные источники.
Учебная литература представлена в достаточном объеме и нацелена на решение поставленных задач. Были использованы учебные пособия двух временных периодов (советского и постсоветского).
По времени выхода их можно разделить на два периода: работы советского периода и современного. По форме публикаций все выявленные труды историков можно разделить на монографии, статьи и тезисы.
Внешняя критика историографических источников. Авторский состав историков, исследовавших и изучающих историю послевоенной (в том числе калужской) деревни, высококвалифицированный, это - кандидаты и доктора исторических наук. Их работы написаны на анализе исторических источников, извлеченных из федеральных и региональных архивов. Научные работы снабжены научно-справочным аппаратом и имеют ссылки на литературу и источники.
Выявленные историографические источники репрезентативны и позволяют решить поставленные задачи.
Цель работы состоит в комплексном анализе работ историков XX - начало XXI века по истории послевоенной (в том числе калужской) деревни и на страницах учебной литературы по истории.
Достижение поставленной цели требует решения ряда последовательных задач:
Методологическую основу исследования составляют основополагающие принципы исторической науки - принципы историзма и научной объективности, которые предполагают проведение анализа исторических и историографических источников в процессе их эволюции, в связи с объективными условиями их возникновения.
Данное исследование базируется на научных принципах и методах, опора на которые позволяет видеть закономерности исторического развития, наличие в нем различных тенденций, позволяет избежать одномерного подхода к изучаемым явлениям и процессам. В данной работе используются такие общенаучные методы, как анализ, синтез, обобщение, описание.
В исследовании используются также специально-исторические методы:
сравнительно-исторический использовался при анализе и сравнении точек зрения историков, метод конкретного анализа при анализе исторических работ, посвященных советской (в том числе калужской) деревни послевоенных лет. Также данный метод использовался при изучении школьных учебников истории;
историко-генетический метод подразумевает последовательное раскрытие свойств, функций изучаемой действительности, что позволяет приблизиться к воспроизведению от единичного к общему. Он позволяет выявлять причинно-следственные связи.
историко-системный метод позволяет целостно охватить исследуемую историческую реальность, раскрыть внутренние механизмы функционирования и развития разного рода общественно-исторических систем.
Научная новизна темы. Освещение информации о том, как шло восстановление сельского хозяйства в стране на страницах постсоветских школьных учебников истории во многом остается неразработанным.
Практическая значимость связана с интенсивным ростом интереса к истории местности. Теория модернизации только активизирует интерес к данной теме. Этот материал может быть включен в качестве дополнения в рамках изучения историографии советской (в том числе калужской) деревни 1946 - 1957 гг. В концепции нового учебно-методического комплекса (УМК) по отечественной истории, включающего в себя историко-культурный стандарт, который содержит принципиальные оценки ключевых событий прошлого.
Научно-практическая значимость представленной работы обуславливается также возросшим интересом к проблемам переосмысления хода восстановления сельского хозяйства после Великой Отечественной войны в русле современных школьных учебников истории. Результаты исследования могу быть использованы в научной работе по изучению истории советской (в том числе калужской) деревни 1946 -1957 гг. Материалы и выводы работы целесообразно использовать при разработке лекционных курсов, интерактивных уроков и учебно-методических материалов по проблемам истории России второй четверти XX века.
Структура работы построена по проблемно-хронологическому принципу. Работа состоит из введения, трёх глав (включая методическую), заключения, списка источников и литературы, приложений.
Глава 1. Состояние и деятельность культурно-просветительных учреждений
1.1. Состояние сельских культпросветучреждений в середине 1940-х гг.
Послевоенный период, особенно первые несколько лет после войны являлся одним из ключевых в развитии советской системы и советского общества. Несмотря на то, что политическая и экономическая система Советского Союза практически не изменилась, именно в это время происходят большие перемены в общественном сознании, связанные с формированием комплекса надежд и ожиданий после победы. Большинство из них были связаны с либеральной трансформацией сталинского режима, что оказалась иллюзией. Однако, именно эти иллюзии были реальностью послевоенного бытия, составляющей стратегию выживания. Эти ожидания создавали особый психологический настрой послевоенных лет, придали им неповторимое своеобразие, колорит, заставляла власть внимательно прислушиваться к настроениям общество, активно влиять на их формирование. Поэтому деятельность культурно-просветительных учреждений составляла неотъемлемую часть идеологической работы коммунистической партии.
В борьбе за восстановление села проявились и получили дальнейшее развитие замечательные черты советского крестьянства - патриотизм, высокое понимание своего долга, вера в колхозный строй, в политику партии, сознательное отношение к труду, коллективизм. Эти черты сознания, психологии крестьянства были результатом большой воспитательной работы, проводившейся партией в деревне, итогом двадцатилетнего коллективного труда в общественном хозяйстве колхозов.
Суровые испытания войны еще более сплотили советское крестьянство вокруг партии, еще раз убедительно показали силу колхозного строя. Конечно, трудности войны и первых послевоенных лет, низкая оплата труда во многих колхозах, необходимость жить преимущественно за счет доходов от подсобного хозяйства влияли на психологию определенной части колхозников: имелись факты хищения колхозного имущества, уклонения от работы в колхозе, нерадивого отношения к делам артели. Однако основная масса колхозников трудилась самоотверженно.
Первое послевоенное пятилетие - один из наиболее трудных периодов в развитии советской деревни. Ценой величайших усилий тружеников села и всего советского народа в эти годы был в основном восстановлен довоенный уровень сельскохозяйственного производства, позволивший обеспечить важнейшие потребности страны в продовольствии. В ходе борьбы за восстановление сельского хозяйства с новой силой проявились преимущества колхозного строя, замечательные черты морального облика советского крестьянства, воспитанные Коммунистической партией - высокое сознание общественного долга, коллективизм.
Война причинила огромный ущерб советской деревне. На территории, подвергавшейся оккупации, были сожжены тысячи сел, деревень.
Экономика большинства колхозов страны была ослаблена. Объем валовой продукции сельского хозяйства в 1945 г. был на 40% меньше довоенного. Но особенно тяжелыми, ничем не восполнимыми были потери в людях. Миллионы советских людей погибли на фронтах войны, в партизанских отрядах, пали от рук карателей на оккупированной территории. Значительная часть сельского населения в годы Великой Отечественной войны перешла на работу в промышленность. К началу 1946 г. немало сельских тружеников находилось в рядах Советской Армии. В связи с этим численность наличного населения колхозов была меньше в сравнении с предвоенной на 11,4 млн. чел., число трудоспособных сократилось на одну треть, а трудоспособных мужчин - на 60%. Уменьшилась механизация сельскохозяйственных работ, ухудшилось материальное положение крестьянства, меньше внимания стало уделяться культурному строительству на селе .
С окончанием войны вновь создавались условия для решения многих социальных проблем в жизни деревни, вытекавших из общей задачи завершения строительства социализма. Четвертый пятилетний план (1946 - 1950 гг.), принятый первой сессией Верховного Совета СССР в марте 1946 г., предусматривал на основе восстановления и дальнейшего развития промышленности и сельского хозяйства превзойти довоенный уровень народного дохода и народного потребления, увеличить натуральные и денежные выдачи на трудодень колхозникам в сравнении с 1940 г., увеличить расходы на культурно- бытовое обслуживание трудящихся города и деревни, обеспечить дальнейший рост механизации сельскохозяйственных работ.
Для страны, только что вышедшей из четырехлетней изнурительной войны, потерявшей около 30% национального богатства, нелегко было решить эти задачи. Их осуществление во многом затруднялось сложностью международной обстановки первых послевоенных лет. Только на укрепление обороноспособности страны Советское государство вынуждено было ежегодно направлять примерно 20% всех расходов государственного бюджета. Но и в этих условиях для восстановления сельского хозяйства выделялись значительные средства. Государственные капитальные вложения на эти цели за 1946 - 1950 гг. были больше, чем за первую и вторую пятилетки, вместе взятые. Основная часть средств шла на техническое оснащение, создание и укрепление МТС. В решениях февральского (1947 г.) Пленума ЦК ВКП(б) указывалось: «Считать обеспечение сельского хозяйства тракторами и сельскохозяйственными машинами первоочередной и важнейшей государственной задачей».
Конечно, техническая оснащенность сельского хозяйства, уровень механизации работ в колхозах все еще были недостаточны. Направляя основные усилия на первоочередное восстановление и развитие промышленности, укрепление обороноспособности страны, Советское государство не могло в то время выделить для сельского хозяйства дополнительные средства и технику в размерах, обеспечивающих потребности колхозов и совхозов. Но в сравнении с 1946 г. в механизации наиболее трудоемких работ был сделан значительный шаг вперед. Укрепление материально-технической базы сельского хозяйства явилось важнейшей предпосылкой его успешного восстановления. В то же время это имело большие не только экономические, но и социальные последствия. Менялся характер земледельческого труда. Труд был значительно облегчен. С помощью машин во многом компенсировался недостаток рабочей силы в колхозах, что было особенно важно в первые послевоенные годы.
В первые же годы пятилетки население колхозов заметно увеличилось за счет возвращения из армии демобилизованных воинов. Демобилизация военнослужащих старших возрастов началась еще летом 1945 г., а в 1948 г. была завершена. Более 8 млн. воинов Советской Армии возвратилось к мирному труду. Многие из них вернулись в деревню, в колхозы. Всего за 1946 г. число трудоспособных мужчин в колхозах увеличилось на 25%, в 1947 г. - на 17,6%.
Особенно заметным был рост колхозного населения в первые послевоенные годы в районах, освобожденных от вражеской оккупации. Сюда, кроме демобилизованных из армии, прибывали сотни тысяч советских людей, угнанных оккупантами. Примерно половина репатриированных возвращалась в деревню. Возвращались и колхозники, эвакуированные в начале войны в восточные области. Сельское население некоторых освобожденных районов пополнялось и за счёт организованного переселения. Численность колхозного населения в первые послевоенные годы увеличивалась и за счет естественного прироста, вступления в колхозы части крестьян-единоличников. В 1949 - 1950 гг. развернулась массовая коллективизация крестьянских хозяйств в республиках Прибалтики, в районах Западной Белоруссии и Западной Украины, в Правобережной Молдавии. Однако довоенный уровень численности колхозного населения не был восстановлен. Более того, во многих областях и районах к концу пятилетки количество колхозников было меньше, чем после окончания войны. Деревня всегда была важнейшим источником пополнения рабочей силы для промышленности. В годы четвертой пятилетки в связи с гигантским размахом восстановительных работ потребность в рабочей силе резко возросла. Она в значительной мере покрывалась за счет крестьянства. В соответствие с Законом о пятилетнем плане была восстановлена система оргнабора рабочих из числа колхозников. В ежегодных народнохозяйственных планах устанавливалось количество сельского населения, подлежащего привлечению для работы в промышленности. Ежегодно колхозы выделяли часть трудоспособных для сезонных работ на лесозаготовки, торфоразработки и дорожное строительство. Нередко сезонники оставались там на постоянную работу и в колхозы не возвращались. Часть сельской молодежи, подростков призывалась в училища и школы профессионально-технического обучения, ремесленные училища, школы ФЗО. В 1946 - 1950 гг. в училища и школы профтехобразования было принято 3568 тыс. учащихся, из них 2754 тыс., около 75% всех принятых, - сельская молодежь. Через систему оргнабора, призывы молодежи в профтехшколы и училища сотни тысяч колхозников ежегодно уходили из колхозов, пополняя ряды рабочего класса .
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аксенов, Ю.А, Улюкаев, А.О простых решениях непростых проблем [Текст ] // Коммунист. - 1990. - № 6. - С.15-20.
2. Анисимов, Н. И. Колхозный строй в Отечественной войне 1941-1945 гг. [Текст] / Н.И. Анисимов. - М., 1945. - 251 с.
3. Ахмадиева, Н. В. Колхозное крестьянство Башкортостана в 1945-1965 гг. [Текст] : автореф. дис.... канд. ист. Наук : 07.00.02 / Н.В.Ахмадиева ; Башкирский гос. ун-т. - Уфа, 2000. - 22 с.
4. Аюпов, P.C., Филимонов М.Н. История государственного управления в России 1946-1996. Вып.3. [Текст] / Р. С. Аюпов, М.Н. Филимонов. - Уфа., 1992. - 150 с.
5. Балашов, В. Организаторская функция клуба и его самореализация // Актуальные проблемы развития культуры и искусства в свете решений XXVI съезда КПСС. – Челябинск, 1982. – С. 19–20.
6. Барсенков, А.С. История России XX - начала XXI века [Текст] : учеб. для студ. вузов / А.С. Барсенков, А.И. Вдовин, С.В. Воронкова; под ред. А.Л. Милова. - М.: Эксмо, 2006. - 960 с.
7. Безнин М. А. Крестьянский двор в российском Нечерноземье 1950-1965 гг. М. ‒ Вологда, 1991. 256 с.
8. Безнин, М. А. Крестьянский двор в Российском Нечерноземье 1950-1965 [Текст] / М.А. Безнин. - М. : Вологда, 1991. - 255 с.
9. Белоножко, Л. Г. Проблема общения как составная часть клубоведения // Культура и культурное строительство в условиях развитого социализма. – Л., 1973. – С. 123–134.
10. Беляков, С. А. Роль и место клубных учреждений в системе культурно-просветительной работы в СССР. – М.: МГИК, 1972. – 222 с.
11. Беляков, С. А. Роль и место клубных учреждений в системе культурно-просветительной работы в СССР. – М.: МГИК, 1972. – 222 с.
12. Березин, Б. Горизонты общения //Клуб и худож. самодеятельность. – 1983. – № 5. – С. 13–14.
13. Берхин, И.Б История СССР. 9 класс [Текст] : учебн. пособие / И.Б Бер- хин, И.А Федосов ; под ред. чл.-кор. АН СССР М.П. Кима. - М.: Просвещение, 1982. - 280 с.
14. Блинова, Г. П. К вопросу о социальных функциях советского клуба // Экспресс-информация. Сер. «Культпросвет работа» / Гос. б-ка СССР им. В. И. Ленина. Информкультура. М., 1973. Вып. 1. С. 10–13.
15. Блинова, Г. П. Клуб в системе воспитательных институтов, его сущность и социальные функции //Актуальные проблемы клубной работы / Гос. б-ка СССР им. В. И. Ленина. – М., 1974. – С. 7–12.
16. Блинова, Г. П. Социальное назначение и функции клуба в обществе развитого социализма // Теоретико-методологические проблемы коммунистического воспитания средствами культурно-просветительной работы / МГИК. – М., 1981. – С. 53–61.
17. Борьба партии и рабочего класса за восстановление и развитие народного хозяйства СССР (1943-1950гг.). М.: Мысль, 1978
18. Быстрова, И.В. Военно-промышленный комплекс СССР. Советское общество: возникновение, развитие, исторический финал: В 2 т. Т. 2. Апогей и крах сталинизма [Текст] : монография / И.В. Быстрова, Г.Е. Рябов под общ. ред. Ю.Н. Афанасьева. - М.: Российск. гос. ун-т, 1997. - 161 с.
19. Валиуллин, К.Б. История России. XX век. Часть 2 [Текст] : учебное пособие / К.Б. Валиуллин, Р.К. Зарипова. - Уфа : РИО БашГУ, 2002. - 190 с.
20. Великий незнакомец: крестьяне и фермеры в современном мире [Текст ] : хрестоматия : сост. Теодор Шанин. - М. : издательская группа «Прогресс» , 1992. - 450 с.
21. Вербицкая, О. М. Население российской деревни в 1939—1959 гг. [Текст] / О.М. Вербицкая. - М. : Ин-т рос. истории РАН, 2002. - 318 с.
22. Верт, Н. А. История Советского государства 1945—1991[Текст] / Н.А. Верт. - М.: Прогресс-академия, 1992. - 478 с.
23. Волков, И.М. Деревня СССР в 1945—1953 годах в новейших исследованиях историков (конец 1980-х — 1990-е годы) [Текст] / И.М. Волков // Отечественная история. - 2000. - № 6. - С. 115—124.
24. Волков, И.М. Крестьянство в годы упрочения и развития социалистического общества, 1945- конец 50-х годов [Текст] / И.М. Волков. - М. : Наука, 1988. Т. 4. - 182 с.
25. Волобуев, О.В. История России , ХХ - начало XXI века. 11 класс [Текст] : учеб. для общеобра-зоват. учреждений (базовый уровень) / О.В. Волобуев , С.В. Кулешов; под ред . И.Н. Данилевского. - М.: Мнемозина, 2009. - 280 с.
26. Волобуев, О.В. История России. XX - начало XXI века. 9 класс [Текст] : учеб. для общеобр. учреждений / О.В. Волобуев, В.В. Журавлев, А.Т. Степанищев. - М.: ДРОФА, 2010. - 300 с.
27. Вылцан, М.А. Восстановление и развитие материально-технической базы колхозного строя (1945-1958) [Текст] / М.А. Вылцан. - М. : Мысль, 1976. - 263 с.
28. Вяземский , Е.Е. История Россия. XX- начало XXI века. 9 класс [Текст] : учеб. для общеобр. учреждений / Шестаков В.А., Горинов М.М., Вяземский Е.Е.; под ред. А.Н. Сахарова. - М.: Просвещение, 2011. - 351 с.
29. Данилов, А.А История Россия. XX- начало XXI века. 9 класс [Текст] : учеб. для общеобр. учреждений / А.А.Данилов, Л.Г. Косулина , М.Ю. Брандт. - М.: Просвещение, 2013. - 265 с.
30. Данилов, А.А. История России 1900-1945 гг. 11 класс [Текст] : учеб. для общеобразоват. учреждений / А.А. Данилов, А.С. Барсенков, М.М. Горинов ; под ред. А.В. Филипповой. - М.: Просвещение, 2012. - 305 с.
31. Данилов, В.П. Современная российская историография: в чем выход из кризиса [Текст] / В.П. Данилов // Новая и новейшая история. - 1993. № 6. - С. 95—101.
32. Дубоносов, ДИ. Деятельность Коммунистической Партии по восстановлению и развитию сельского хозяйства (1945-1950) [Текст] / Д.И.Дубоносов. - Ростов-на-Дону :Ростов.гос.пед.ин-та, 1970. - 155 с.
33. Журавлева, О.Н. История России. 9 класс [Текст] : учеб. для общеобр. учреждений / Измозик В.С, Журавлева О.Н, Рудник С.Н. - М.: Вентана- Граф, 2012. - 280 с.
34. Загладин, Н.В. История Россия. XX- начало XXI века [Текст] : учеб. для 9 класса общеобр. Учреждений / Н.В Загладин, С.Т. Минаков, С.И Коз- ленко. - М. : Дрофа, 2013. - 290 с.
35. Зеленин, И.Е. Аграрная политика Н. С. Хрущева и сельское хозяйство страны [Текст] / И.Е. Зеленин // Отечественная история. - 2000. - № 1. С. 85-87.
36. Земсков, В.Н. Спецпоселенцы в СССР 1930-1960 [Текст] / В.Н. Земсков. - М. : Наука, 2005. - 306 с.
37. Земсков, В.Н. Судьба «кулацкой ссылки» (1930-1954 гг.) [Текст] / В.Н. Земсков // Отечественная история. - 1994. - № 1. С. 22 - 25.
38. Зима, В.Ф. «Второе раскулачивание» [Текст] / В.Ф.Зима // Отечественная история. - 1994. - № 3. С. 34 - 38.
39. Зима, В.Ф. Голод в России 1946-1947 гг. [Текст] / В.Ф.Зима // Отечественная история. - 1993. - №1. С. 8 - 15.
40. Иванов, Н.С. Раскрестьянивание деревни (сер 40-х годов-50-е годы) [Текст ] / Н.С. Иванов. - М. : 1996. - 140 с.
41. Илишев, Г.Ш. Деятельность башкирской партийной организации по развитию сельского хозяйства (1946-1970 гг.) [Текст] / Г.Ш. Илишев.- Саратов : Сарат. ун-та, 1982. - 176 с.
42. Каторгин И.И. Борьба коммунистической партии за восстановление и развитие народного хозяйства в послевоенные годы: 1945-1953 гг. М.: ВПШ и АОН, 1960
43. Клюско Е. М. Культурно-досуговая деятельность населения России (май 1945 ‒ 1985 г.): теоретико-методологический и исторический аспекты. 3-е изд-е. М.: МГУКИ, 2007. 161 с.
44. Косулина , Л.Г. История. Россия и мир в XX - начале XXI века. 11 класс [Текст] : учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень / Л.Н. Алексашкина, А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. - М.: Просвещение, 2010. - 249 с.
45. Левандовский, А.А. История России, ХХ - начало XXI века. 11 класс [Текст] : учеб . для общеобра-зоват . учреждений : базовый уровень / А. А. Левандовский, Ю. А. Щетинов, С. В. Мироненко ; под ред . С. П. Карпова. - М.: Просвещение, 2013. - 300 с.
46. Нуриев, З.Н. Растить хороших организаторов сельскохозяйственного производства [Текст ] / З.Н. Нуриев // Партийная жизнь. - 1962. - №13. - С. 20-25.
47. Пашков, Б. Г. История России. XX век. 9 кл[Текст ] : учеб. для общеобразоват. учеб. заведе-ний / Б. Г. Пашков. - М.: ДРОФА, 2002. - 268 с.
48. Пивовар, Е.И. История Россия. XX- начало XXI века 11 класс [Текст] : учеб. для общеобр. учреждений: профил. и базовый уровни / А.О. Чу- барьян , А.Я. Данилов; под ред. А.О. Чубарьяна. - М.: 2011. - 305 с.
49. Попов, В. П. Российская деревня после войны (июнь 1945 — март 1953) [Текст] / В.П. Попов. - М., 1993. - 156 с.
50. Попов, В.П. Экономическая политика Советского государства. 19461953 гг. [Текст] / В.П. Попов. - Тамбов : Тамбовский гос.технич.ун-т., 2000. - 222 с.
51. Ратьковский, И.С. История Советской России [Текст] : СПб / И.С. Рать- ковский, М.В. Ходяков- М.: Лань, 2001. - 265 с.
52. Сахаров, А.Н. История России с древнейших времен до наших дней. [Текст] / учеб. для студ.вузов / А.Н. Сахаров, А.Н. Боханов, В.А. Шестаков ; под ред. А.Н. Сахарова. М.: Проспект, 2011. - 668 с.
53. Терещенко, Ю.Я. История России XX-XXI вв. [Текст] : учеб. для студ.вузов / Ю.Я. Терещенко. - М.: СЛОВО, 2004. -448с.