Фрагмент для ознакомления
2
Данная работа посвящена формированию познавательного интереса к изобразительной деятельности у младших дошкольников. Изучение этой темы является особенно актуальным, поскольку изобразительная деятельность важна для комплексного развития и воспитания ребенка. Кроме того, согласно ФГОС ДО [1], повышение интереса к изобразительной деятельности позволяет добиться оптимизации воспитательного процесса, грамотно составленная программа формирует изобразительные навыки у детей, обеспечивает процесс эстетического и творческого развития детей. Основные проблемы дипломной работы: обоснование роли интереса в изобразительной деятельности, выявление условий повышения интереса к изобразительной деятельности у младших дошкольников в ДОУ.
Объект исследования – проблема интереса к изобразительной деятельности у детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – условия и методы формирования интереса к изобразительной деятельности у детей младшего дошкольного возраста.
Цель работы – изучение проблемы формирование интереса к изобразительной деятельности детей в ДОУ.
В связи с поставленной целью следует выполнить следующие задачи:
1. Выявить сущность понятия интереса как мотивации к изобразительной деятельности
2. Рассмотреть особенности формирования интереса к изобразительной деятельности у младших дошкольников
3. Выявить роль уроков изобразительного искусства в формировании познавательного интереса у младших дошкольников
4. Представить методику построения опытного эксперимента
5. Выявить уровень сформированности интереса к изобразительной деятельности у младших дошкольников
6. Разработать методику работы
7. Представить анализ результатов опытно-экспериментальной работы.
Теоретическая база ВКР представлена научными статьями, монографиями, посвященными проблеме игровой и изобразительной деятельности детей дошкольного возраста, условиям повышения интереса детей к изобразительной деятельности в ДОУ.
Структура дипломной работы представлена введением, двумя главами, заключением, списком литературы.
Познавательный интерес - это один из важнейших мотивов занятий изобразительной деятельностью у дошкольников. При правильной педагогической организации деятельности учащихся и систематической, целенаправленной воспитательной деятельности, познавательный интерес может стать устойчивой чертой личности дошкольника и оказывать большое влияние на его развитие, в том числе и средствами изобразительного искусства. Известно, что познавательный интерес возникает и формируется в деятельности, и, прежде всего, в познавательной, учебной. Он является одним из элементов, растормаживающим механизм восприятия и создающим условия для активизации познавательной деятельности не только в учении, но и в повседневной жизни, создаёт условия для повышения производительности мышления, механизмов восприятия и поведения. Познавательные интересы всегда имеют определённую предметную направленность, они многообразны, как многообразен окружающий мир [1,2,3,4,5].
Ведущие исследователи в области изучения познавательной деятельности Л.И. Божович, В.Г. Иванов, А.Г. Ковалёв, В.Н. Мясищев, считают, что познавательный интерес можно признать и одним из самых значимых факторов учебного воспитательного процесса, влияние которого неоспоримо на интенсивность протекания познавательной деятельности ребенка. При наличии познавательных интересов занятия становятся близкой, жизненно значимой деятельностью, в которой сам дошкольник лично заинтересован.
Ряд исследований, проведённых по данной проблеме Г.И. Щукиной, показал, что формирование познавательных интересов и познавательной активности личности - процессы взаимообусловленные. Познавательный интерес порождает познавательную активность, но, в свою очередь, её повышение укрепляет и углубляет познавательный интерес [9].
Существуют также разные уровни сформированности интереса.
Первый уровень — это потребность во впечатлениях.
Второй уровень - это любознательность.
Третий, высший уровень познавательного интереса - это уровень целенаправленной познавательной деятельности (теоретический интерес) [9,10,11,12].
Познавательный интерес способствует развитию личности — самостоятельности, активности и является движущим моментом познавательной активности [8].
Зависимость формирования интереса от мотивационной сферы дошкольников подчеркивается многими исследователями. Авторы единодушно считают, что через качественные изменения и перестройку в мотивации возможно управлять состоянием интереса [11].
О степени сформированности познавательных интересов можно судить по некоторым проявлениям в поведении ребёнка в процессе занятий изобразительной деятельностью. Мыслительная активность учащихся проявляется:
- в вопросах ребёнка, которые свидетельствуют о стремлении проникнуть в сущность предмета или явления окружающей действительности, о наличии внутренней потребности найти ответ на возникший вопрос;
- в самостоятельном стремлении учеников обсуждать изучаемый вопрос, их исправлениях и дополнениях к ответам одноклассников;
- в длительном сосредоточении на изучении предложенного вопроса или темы.
О наличии познавательных интересов можно судить и по эмоциональным проявлениям дошкольников. Выражением заинтересованности детей может быть:
- полная тишина после или во время изложения нового материала,
- эмоциональный обмен мнениями [1,2,5,7].
В любом случае, проявления познавательных интересов многообразны. Вначале они возникают ситуативно и связаны с непроизвольным интересом к предмету или явлению окружающей действительности, стимулировать его можно различными способами: занимательность, новизна, необычность, неожиданность, странность заставляют изучать и наблюдать, вызывают живой интерес. Систематическая и целенаправленная работа воспитателя помогает сформировать познавательный интерес и сделать его качеством личности.
Одним из аспектов проявления познавательного интереса выступает познавательная активность.
Многие педагоги и психологи при определении термина «познавательная активность» используют термин «познавательный интерес», часто отождествляя эти два понятия. Тем не менее, как уже отмечалось ранее, это не совсем верно. Интерес – это внимание к чему-то, что рассматривается как важное и полезное [11]. В целом, интерес – это значимый компонент познавательной активности.
Познавательный интерес обладает огромной побудительной силой, заставляя детей проявлять стремление к познанию, активно искать способы и средства решения возникающего противоречия - нехватки знания.
С целью анализа проблемы определения сущности мотивов занятий изобразительной деятельностью, прежде всего, важно различить понятия «потребность», «мотив» и «мотивация». Представленные нами психологические образования взаимосвязаны, однако их нельзя назвать тождественными.
В словаре А. Петровского и М. Ярошевского можно обнаружить такие трактовки выделенных понятий. Так, потребность рассматривается в качестве состояния человека, сформированного ощущением потребности в субъектах, которые важны для его существования, развития и активности. В свою очередь мотив представлен в нескольких смыслах: «1) побуждение к деятельности, связанной с удовлетворением потребностей субъекта; 2) предметно направленная активность определенной силы; 3) осознанная причина, лежит в основе выбора действий и поступков личности» [12].
Другая точка зрения представлена Р.С. Немовым. Автор представляет потребность в виде состояния необходимости организма, человека, личности в том, что значимо для их привычного существования. Мотив Р.С. Немов рассматривает как «внутреннюю устойчивую психологическую причину поведения или поступка человека» [9]. Наконец, мотивация, согласно автору, - это «динамический процесс внутреннего, психологического и физиологического управления поведением, включающий ее инициацию, направление, организацию, поддержку» [9].
Представим точку зрения Л. Фридмана. Автор трактует понятие потребность как свойство и состояние индивида, выражающее его необходимость в чем-то либо кому-то с целью поддержки собственного существования и развития. Согласно Л. Фридману, мотивом является «форма проявления потребности», побуждающая к той или иной деятельности, другими словами это то, для чего данная деятельность реализуется. Понятие мотивации исследователем не применяется, взамен этого понятия автор рассматривает другое понятие – «направленность личности» [19].
В целом можно говорить о неоднозначности термина «мотив». Последний можно представить в виде следующих феноменов:
1. Представление и идеи, чувства и переживания (Л.И. Божович);
2. Потребности, побуждения и склонности (X. Хекхаузен);
3. Желание, привычки, мысли и чувства долга (П.А. Рудик);
4. Морально-политические установки и помыслы (А.Г. Ковалев);
5. Психические процессы, состояния и свойства личности (К.К. Платонов);
6. Предметы внешнего мира (А.Н. Леонтьев);
7. Установки (А. Маслоу).
Е.П. Ильин представляет мотив с различных аспектов. Прежде всего, мотив рассматривается как потребность, цель (предмет удовлетворение потребности), побуждение, намерение и пр. [5]
В свою очередь мотивацию различные авторы представляют как комплекс аспектов, которые поддерживают и направляют, другими словами, обуславливают поведение (Ж. Годфруа), как комплекс мотивов (К.К. Платонов).
Другие авторы представляют мотивацию как побуждение, которое вызывает активность организма и обуславливает его направленность, как процесс психической регуляции той или иной деятельности (М.Ш. Магомед Эминов). Также имеет место быть трактовка мотивации как непосредственно действия мотива, а также как механизм, который определяет становление, векторы и пути реализации тех или иных форм деятельности (И.А. Джидарьян). Наконец, мотивацию можно представить, как комплекс процессов, которые отвечают за побуждение и деятельность (В. К. Вилюнас).
Отметим и то, что понятие мотивация предполагает выделение внутренних (диспозиционных) и внешних (ситуативных) причин активности. Помимо указанного, понятия «мотив» и «мотивация» зачастую применяются как синонимы [4]. Подобное различие в трактовке терминов затрудняет исследование мотивов.
По данной причине необходимо представить операционную трактовку искомых терминов. Соответственно, в рамках исследования потребность представим как «естественное» побуждение к активности; мотивом будем называть внутреннее психологическое побуждение к деятельности, осознанное и вербализованное; наконец, мотивация будет представлена как комплекс мотивов [10].
В логике изложения считаем необходимым определить сущность учебных мотивов. Последние выступают своеобразным видом мотивов. Данное взаимосвязано со своеобразием учебного процесса, как самобытного вида деятельности, для которого учение, овладение знаниями и навыками считается не только результатом, а также и целью. Вышесказанное подводит к необходимости определения сущности мотивированности занятий изобразительной деятельностью у дошкольников.
Согласно Р.С. Немову, мотивированность являет собой психологическую характеристику интереса ребенка «к усвоению знаний, к приобретению определенных умений и навыков, к собственному развитию» [9]. Исследователь говорит о допустимости деления мотивации на:
1. Ситуационную (внешнюю);
2. Личностную (внутреннюю).
Во внешней мотивации мотивы взаимосвязаны с важностью демонстрации конкретных знаний, умений и навыков (ЗУН) в той или иной ситуации. Говоря о внутренней мотивации, мотивам выступает самосовершенствование, реализация духовных целей, ценностей, идеалов.
Мотивация к занятиям изобразительной деятельностью формируется из разных аспектов, которые меняются и вступают во взаимодействие друг с другом [3]. Считаем необходимым отметить и то, что мотивами занятий, согласно С.Л. Рубинштейну, выступает естественное устремление подготовиться к дальнейшей деятельности, включая интерес к творчеству и знаниям [14].
При этом предоставить комплексную трактовку мотива деятельности нельзя по причине разногласий в трактовке понятия «мотив». По данной причине с практической позиции необходимо рассмотреть мотив деятельности в качестве направленности ребенка на разные аспекты деятельности, о чем говорит А.К. Маркова. Согласно А.К. Марковой, мотивы делятся на:
1. Познавательные мотивы, взаимосвязанные с сущностью деятельности и ходом ее реализации;
2. Социальные мотивы, взаимосвязанные с разными социальными взаимодействиями ребенка с иными людьми.
Более того, познавательные мотивы можно разделить на:
1) Широкие познавательные мотивы, которые заключаются в направленности дошкольника на овладения новыми знаниями. Эти мотивы делятся и по уровням. Последние обусловлены глубиной интереса к знаниям. Речь идет об интересе к новым фактам, либо интересе к значимым характеристикам явлений и пр.;
2) Учебно-познавательные мотивы, которые заключаются в направленности учеников на усвоение путей получения знаний. В данном случае речь идет о заинтересованности к приемам самостоятельного получения знаний и пр.;
3) Мотивы самообразования, которые заключаются в направленности ребенка на самосовершенствование путей получения знаний. Подобные мотивы способны гарантировать мотивацию достижения, состоящую в устремлении к успеху [7].
Строгое деление видов мотивов представлена Л.М. Фридманом. Исследователь утверждает, что по отношению к деятельности мотивы можно разделить на:
1. Внешние, не взаимосвязанные непосредственно с деятельностью;
А) общественные; Б) личностные;
2. Внутренние, которые связаны с деятельностью;
А) процессуальные; Б) результативные; В) саморазвития.
Проанализируем внешние и внутренние мотивы. Можно выделить мотивы по такому фактору, как осознание. В данном случае выделяются мотивы:
1. Осознанные (о наличии которых индивид осведомлен);
2. Неосознанные (о наличии которых индивид не осведомлен).
По воздействию на деятельность можно выделить такие виды мотивов, как:
1. Лишь известные (которые основаны лишь на осознании того, для чего нужно реализовывать деятельность);
2. Эффективные (в действительности предопределяют поведение) [19]. С целью осознания мотивов обучения ученика важна не только классификация данных мотивов, а также и качественная характеристика.
Согласно А.К. Марковой, допустимо деление психологических характеристик мотивов на следующие группы:
1. Содержательные, взаимосвязанные с сущностью обучения;
2. Динамические, которые характеризуют форму и динамику выраженности мотивов [26, 27,30].
Несмотря на множественность трактовок понятия мотива, очевидна устойчивая связь между мотивацией к занятиям изобразительной деятельностью и формированием познавательного интереса дошкольника.
1.1 Особенности формирования интереса к изобразительной деятельности у младших дошкольников
Если говорить о педагогических условиях формирования интереса к занятиям изобразительной деятельностью, то, конечно же, на первое место выходит индивидуальный подход как базис личностно-ориентированной парадигмы в современной педагогике [23]:
1) индивидуальный подход к дошкольникам означает частичное, временное изменение ближайших целей, отдельных сторон содержания, методов и организационных форм учебно-воспитательной работы с учетом индивидуальных особенностей личности ребенка для реализации наиболее успешного развития ее социальной типичности и индивидуального своеобразия;
2) индивидуальный подход в учебном процессе представляет собой действенное внимание к каждому ребенку, его индивидуальным особенностям в условиях коллективного обучения, предлагает разумное сочетание общеклассных, групповых и индивидуальных занятий для повышения качества обучения и развития каждого дошкольника [13].
Известно что, младшие дошкольники всегда охотно откликаются на возможность практического использования знаний в своей личной жизни.
В ДОУ особое место занимают игровые формы обучения, которые обеспечивают активное участие на занятиях каждого ребенка, повышают авторитет знаний и творческой деятельности.
И руководство познавательной деятельностью всегда исходит от воспитателя, который строит весь процесс деятельности: ставит цели, организует действия, побуждает их к действию, корректирует эти действия, подводит к конечному результату, т. е. деятельность воспитателя способствует сознательному и целенаправленному усвоению детьми особенностей творческой изобразительной деятельностью. Однако многое зависит и от активной позиции самого ребенка, а если деятельность строится на основе сотрудничества воспитателя с ребенком, то она всегда дает более плодотворные результаты.
Поэтому формирование деятельной позиции школьника в познании - одна из главных задач всего процесса [11]
Значительное влияние на формирование интереса к изобразительной деятельности оказывают взаимоотношения между детьми и воспитателями [20].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» Зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=442993
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 ноября 2022 г N 1028 г. Москва «Федеральная образовательная программа дошкольного образования [Электронный ресурс] Режим доступа: https://sudact.ru/law/prikaz-minprosveshcheniia-rossii-ot-25112022-n-1028/federalnaia-obrazovatelnaia-programma-doshkolnogo-obrazovaniia/
3. Абдуллина, О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования [Текст]: Для пед. спец. вузов / О.А. Абдуллина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 2001. - 158 с.
4. Алексеева, Л.Н. Инновационные технологии как ресурс эксперимента / Л.Н. Алексеева // Учитель. - 2019. -№ 3. - 28 с.
5. Аношкина, В.Л. Образование. Инновация. Будущее. (Методологические и социокультурные проблемы) / В.Л. Аношкина, С.В. Резванов. - Ростов-на-Дону: Изд-во РО ИПК и ПРО, 2014. - 176 с.
6. Боровик, О. В. Развиваем воображение [Текст] / О. В. Боровик // Дошкольное образование. - 2001. - №1. -С. 23-34.
7. Веккер, Л. М. Психические процессы [Текст] / Л. М. Веккер. - Т.1 - Л., 1974. Винокурова Н.К. Сборник тестов и упражнений для развития ваших творческих способностей: Учебное пособие. М.: Импето, 1995 - 96с.
8. Выготский, Л.С. Лекции по психологии [Текст] / Л. С. Выготский. - СПб.: Питер, 2003. - 123 с.
9. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников / - Москва : Академия, 2010. - 205 с.
10. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду Ч.1. — М.: «Издательство Скрипторий», 2013. — 77 с.
11. Доронова Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников: метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений / Т.Н. Доронова. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2008. - 189 с.
12. Еремина Т. В. Бумажное кружево: развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста / Т.В. Еремина, Н.В. Пономаренко // Дошкольное воспитание. - 2017. - № 10. - С. 95.
13. Изобразительная деятельность как средство коррекции в развитии детей / А.А. Акулич, И.А. Карачарова // Дошкольная педагогика. — 2014. — №2. — С. 69.
14. Королёва С.Г. Развитие творческих способностей детей 5-7 лет: Пособие для педагогов-психологов ДОУ/С.Г.Королёва. - М.: Учитель, 2009. - 114с. - ISBN 978-5-7057-2078-1.
15. Кислова В. А. Система развивающего обучения с направленностью на развитие творческих способностей дошкольников средствами изобразительного искусства // Дошкольная педагогика. — 2013. — №7. — С. 72.
16. Комарова Т.С. Обучение дошкольников технике рисования: учебное пособие Программе воспитания и обучения в детском саду / Под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - Издание третье. - М.: Педагогическое общество России, 2007.
17. Латышина, Д.И. История педагогики и образования: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по педагогическим специальностям (ОПД.Ф.02 - педагогика); по специальностям 031000 (050706) -педагогика и психология (ОПД.Ф.07 - история педагогики и образования), 033400 (050701) - педагогика (ОПД.Ф.03 -история педагогики и образования) / Д.И. Латышина. - Москва: Гардарики, 2008 (Можайск (Моск.обл.): Можайский полиграфкомбинат). - 527 с.
18. Назарова, С. И. Теория и методика преподавания изобразительного искусства : доп. проф. программа проф. переподгот. / Назарова С. И.; Фил. федер. гос. бюджет. науч. учреждения "Ин-т упр. образованием рос. акад. образования" в СПб. (Анапа, Краснод. край). - СПб. : СПб ИУО РАО, 2016. - 95, [2] с.
19. Марусич И.О. Влияние игровой терапии на самооценку дошкольников / И.О. Марусич, А.С. Распопова // Теория и методология инновационных направлений физкультурного воспитания детей дошкольного возраста. Материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - Краснодар, 2018. - С. 163-164.
20. Погодина С.В. Шаг в искусство. Парциальная программа по изобразительному творчеству дошкольников. - М.: ВАКО, 2015. - 144 с.
21. Плотникова Елена Николаевна ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО КАК ОСНОВА ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Проблемы современного педагогического образования. 2022. №74-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/izobrazitelnoe-iskusstvo-kak-osnova-vsestoronnego-razvitiya-rebenka-doshkolnogo-vozrasta
22. Развитие мелкой моторики у детей 5 -7 лет / Е. Плутаева, П. Лосев // Дошкольное воспитание. — 2005. — № 3. — С. 28 — 35.
23. Родакер Н.М. Роль и значение изобразительной деятельности в дошкольном возрасте // Обучение и воспитание: методики и практика. 2015. №23. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-i-znachenie-izobrazitelnoy-deyatelnosti-v-doshkolnom-vozraste
24. Субботина Л. Ю. Развитие воображения у детей Игры на развитие моторики, речи, внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения у детей от 3 до 10 лет [Текст]: попул. пособие для родителей и педагогов / Л. Ю. Субботина. -Ярославль: Акад. Развития, 2018. - 240 с.
25. Сторчак Е.А. Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста / Е.А. Сторчак, Н.П. Носенко // Тезисы докладов XIV научной конференции студентов и молодых ученых вузов Южного Федерального округа - Краснодар, 2018. - С. 202.
26. Тимошенко Л. Г. Педагогические условия эстетического воспитания детей в учреждениях дополнительного образования // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2009. Вып. 2 (80). С. 53-56.
27. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. [Электронный ресурс] //Электронная библиотека http://www.pedlib.ru/
28. Художественно-эстетическое развитие в контексте национальных и региональных моделей образования: Юсовские чтения. Сборник научных статей по материалам XVII Международной конференции «Национальные и региональные модели художественно-эстетического развития: Юсовские чтения» (31.10. - 03.11.2016 г.) / Научный редактор Олесина, ред.-сост. Радомская О.И./ под общей ред. Савенковой Л.Г. - М.: ФГБНУ «ИХОиК РАО», 2017. - 481 с.
29. Шайдурова Н. В. Методика обучения рисования детей дошкольного возраста. — М.: ТЦ «Сфера», 2012. — 160 с.
30. Шуркина Е.В. Взаимосвязь эмоционально-личностного развития ребенка и стиля родительских отношений / Е.В. Шуркина, А.А. Дубовова, Е.А. Пархоменко // Теория и методология инновационных направлений физкультурного воспитания детей дошкольного возраста: материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Краснодар. -2018. - С. 295-296.
31. Эльконин, Д.Б. Детская психология [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Эльконин Д.Б.. - М.: Академия, 2007. - 384 с.