Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Пенсия как значимая форма поддержки населения появляется в конце 19 столетия, несмотря на то, что в разных странах и до этого был накоплен определенный опыт социальной защиты и обеспечения тех групп населения, которые относятся к уязвимым. Однако должны были сложиться определенные условия, чтобы пенсия стала выступать как значимая государственная гарантия защиты. Обращаясь к проблеме развития положений о пенсионном законодательстве в Российской Федерации, мы, конечно же, не можем не обратиться к историческому опыту.
В России история становления социальной помощи от государства берет свое начало в конце 9 столетия. То есть, речь идет о периоде после крещения Руси и христианизации. Причем, изначально социальная материальная помощь нуждающимся оказывалась преимущественно князьями, церковью как важным социальным институтом. Монастыри и церкви, исходя из материальных возможностей нуждающихся, оказывали им помощь. В научной литературе представлены такие формы социальной помощи: бесплатное кормление нищих и убогих, участие в формировании особых приютов и богаделен для людей, имеющих ограничения здоровья, неблагополучное материальное положение, кроме того, создавались специальные учреждения для инвалидов, сирот.
В конце 19 века начала развиваться система помощи трудящимся, в частности, тем, которые травмировались во время работы. А в 1903 году появляется Закон «О вознаграждении потерпевших рабочих впоследствии несчастных случаев» устанавливалась гражданско-правовая ответственность предпринимателя. Этот закон предусматривал ответственность работодателя за возмещение ущерба, если работник получил травму во время исполнения своих служебных обязанностей[ Абдулаева, Э.С. Исторические аспекты развития института социальной помощи в России // Социология. - № 6. – 2021. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/istoricheskie-aspekty-razvitiya-instituta-sotsialnoy-pomoschi-v-rossii?ysclid=lkwcc825ah52137444 (Дата обращения 22.08.2024)].
Послереволюционный период отличался особой прогрессивностью в развитии социальной системы, несмотря на все социально-экономические, политические катаклизмы.
С 1918 года государство берет на себя ответственность за социальное обеспечение. Стала формироваться система социальных выплат, пособий, иных форм социальной поддержки, которые были весьма актуальны и необходимы.
В связи с этим примечателен акт «Сводка правил по выдаче пособий и пенсий». Издание данного документа свидетельствует о том, что государство делало эффективные шаги на пути построения системы социального обеспечения[ Холостова, Е. И. История социальной работы. – М.: Издательство Юрайт, 2023. — 137 с. // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/517582 (Дата обращения 22.08.2024)].
На современном этапе развития общества и государственности представить себе цивилизованное государство без пенсионного обеспечения, конечно же, невозможно.
Развитие государственной социальной политики в современных условиях требует новых механизмов, форм и методов ее реализации, основанных на различных формах поддержки населения. Реализация этой задачи требует того, чтобы была создана система всестороннего социального обеспечения. В любом обществе есть те категории населения, которые особенно уязвимы, соответственно, им поддержка от государства нужна преимущественно, в первую очередь. Другая важная проблема – гибкость, разнообразие системы социального обеспечения. Эта система, в свою очередь, должна опираться на экономические и социальные реалии, учитывать все аспекты правовой системы, которая существует на данный момент.
В Российской Федерации основные положения о пенсионном обеспечении закреплены на законодательном уровне. В частности, нужно выделить конституционные аспекты рассматриваемой нами проблемы.
Например, в ст. 7 Конституции Российской Федерации указано, что Российская Федерация – это именно социальное государство, а это означает, что функция социальной защиты населения здесь реализуется неукоснительно, в частности, посредством разных мер финансовой поддержки, к которым мы относим и пенсионное обеспечение со стороны государства.
Кроме того, значение имеют и те конституционные положения, которые конкретизируют аспект социальной защиты. В частности, это ст. 39, где указано, что право на социальное обеспечение со стороны государства имеют разные группы населения в силу тех или иных обстоятельств. Например, по инвалидности, болезни, в силу возраста и неспособности продолжать рабочую деятельность.
Конституционные положения наделены высшей юридической силой, соответственно, вышеприведенные положения актуальны для всей территории России. Что же касается иных актов, то они ни в коем случае не должны противоречить Конституции. Исходя из этого, мы делаем вывод о том, что абсолютно все пенсионное законодательство согласуется с Конституцией Российской Федерации в обязательном порядке.
Итак, рассматриваемая тема актуальна в силу того, что пенсионное обеспечение сохраняет свою непреходящую важность для российского общества и государства. Кроме того, в сфере пенсионного обеспечения существуют некоторые проблемы, требующие своевременного и эффективного решения.
Особый акцент нужно также сделать на дискуссионности пенсионной реформы. Реформа пенсионного обеспечения коснулась абсолютно всех групп населения. И многие положения были рационализированы, оптимизированы, но все же, остались и нерешенные проблемы.
Объект исследования: общественные отношения, возникающие в процессе реализации основных видов и функций пенсионного обеспечения в Российской Федерации.
Предмет исследования: совокупность нормативно-правовых актов, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе реализации основных видов пенсионного обеспечения в Российской Федерации.
Целью настоящей работы является анализ пенсий в Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
рассмотреть понятие пенсии и типологию понятия;
выявить круг лиц, имеющих право на получение пенсии, и порядок финансирования пенсий;
выявить и проанализировать те проблемы, которые возникают в сфере пенсионного обеспечения на современном этапе,
предложить некоторые конкретные направления реформирования системы пенсионного обеспечения на примере Российской Федерации.
Теоретико-методологические основы исследования представляют собой совокупность нормативно-правовых актов, которые были использованы в ходе написания работы, а также монографии, диссертации и статьи известных авторов.
Среди общих методов использовались методы, позволяющие: сравнить и обобщить существующую научную информацию по изучаемому вопросу; проанализировать историческое развитие изучаемой темы.
Практическая значимость исследования заключается в разработке рекомендаций в аспекте совершенствования функционирования основных видов пенсионного обеспечения в Российской Федерации.
Цель и задачи работы определяют ее структуру. Данная работа включает введение, три главы, заключение, список использованных источников литературы.
1.Теоретические аспекты пенсионного обеспечения
1.1.Понятие пенсий
Пенсионная система России имеет долгую и сложную историю, которая формировалась на протяжении многих столетий. Первые упоминания о пенсионных выплатах встречаются уже в древнерусских летописях, когда просто пожилые люди или инвалиды получали помощь от государства или общества, но это не имело институционализированного характера.
Систематизация пенсионных выплат началась в XIX веке с введением обязательного пенсионного обеспечения для военных и госслужащих. В 1850 году было принято первое положение о пенсиях для военных, которое стало основой для дальнейшего формирования пенсионного законодательства. Существовавшие тогда нормы обеспечивали только определенные категории граждан и делали пенсионную систему закрытой.
После революции 1917 года произошел качественный сдвиг в подходах к социальному обеспечению, включая пенсии. Советская власть стала рассматривать пенсионное обеспечение как важный элемент социальной политики. В 1928 году была введена первая система обязательного пенсионного страхования для работников, что стало значительным шагом вперед. Основной целью этого нововведения было предоставление минимальной социальной защиты гражданам в условиях тяжелых экономических и социальных условий.
К концу 1930-х – началу 1940-х годов система пенсий укрепилась, и были приняты законы, регламентирующие условия назначения и размеры пенсионных выплат. Однако порядок, как и размеры пенсий, во многом зависели от социального статуса пенсионера, его стажа работы и различных критериев, что вызывало недовольство и дискриминацию среди граждан.
После Второй мировой войны в стране наблюдался бурный рост экономики, и пенсионная система претерпела изменения в сторону универсализации и упрощения. В 1956 году был принят закон о пенсионном обеспечении, который действовал до 1980-х годов, что привело к расширению кругов, имеющих право на получение пенсий. Система стала более доступной и гибкой. Однако экономические трудности 1970-х и 1980-х годов вновь сказались на качестве и объеме пенсионных выплат.
Пенсионная реформа начала 1990-х годов обусловила кардинальные изменения в российской пенсионной системе. Переход к рыночной экономике потребовал адаптации существующей системы к новым условиям. В 1991 году был принят закон о пенсионном обеспечении граждан, который определил новые подходы к начислению пенсий, вводя элементы индивидуального страхования и накопительной системы. Но эта реформа также обнажила проблемы, такие как несоответствие размеров пенсий уровню жизни, потеря доверия граждан к государству в вопросах социального обеспечения.
В последующие годы социальное недовольство продолжало нарастать, что в конечном итоге привело к необходимости новых реформ. В 2002 году была инициирована пенсионная реформа, которая уложила в основу системы элемент обязательного пенсионного страхования и представление «страховых пенсий». С 2004 года была введена новая пенсионная формула, при которой расчет пенсии основывался на страховом стаже и пенсионных баллах, что сделало систему более прозрачной и понятной для граждан.
В 2000-х и 2010-х годах пенсионная система продолжала развиваться, включая введение накопительных планов и увеличение доли государственного финансирования. Однако кризисы в экономике, такие как финансовый кризис 2008 года, а также экономические санкции в 2010-х годах, поставили перед пенсионной системой новые вызовы, требуя рефлексии и корректировки существующих подходов.
В последние годы наблюдается тенденция к развитию частных пенсионных фондов, что позволяет гражданам дополнительно обеспечить свои будущие выплаты. Это стало результатом изменений в законодательстве, направленных на поощрение личных накоплений, что, в свою очередь, меняет базовые принципы пенсионного обеспечения.
Таким образом, движение российской пенсионной системы от крохотных выплат и закрытых категорий до современного многоуровневого механизма социального обеспечения наглядно отражает изменения в обществе и экономике страны. Одним из ключевых аспектов развития становится баланс между государственной и частной инициативами в области пенсионного обеспечения. Текущие реформы направлены на обеспечение устойчивости и социального справедливости, однако они продолжают подниматься в условиях изменчивой экономической среды и демографической ситуации.
Если опираться на принципы, изложенные в Конституции Российской Федерации, мы сможем видеть, что пенсии абсолютно необходимы как форма социального обеспечения и защиты.
В аспекте рассматриваемой темы нам важны также и те законы, в которых осуществляется дефиниция ключевых понятий пенсионного обеспечения граждан в России. В частности, это и Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», а также целый ряд иных актов, которые значимы для понимания сущности пенсии, ее социального значения, процесса регулирования пенсионного обеспечения в контексте реализации социальной функции российского государства[ Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11 -ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2014. N 31. Ст. 4398.;
Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ // Справочная консультационная система «Консультант Плюс» (дата обращения: 22.08.2024);
Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 N 166-ФЗ // Российская газета. - 2001. - 16 декабря.
Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 N 166-ФЗ // Справочная консультационная система «Консультант Плюс» (дата обращения: 22.08.2024)].
Есть также и некоторые иные акты, которые регулируют процесс начисления и выплаты накопительных пенсий, страховых пенсий и т.д. Таким образом, законодательный базис пенсионного обеспечения в Российской Федерации является достаточно прочным, детализированным.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11 -ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2014. N 31. Ст. 4398.
2.Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 02.08.2019) // Справочная консультационная система «Консультант Плюс» (дата обращения: 22.08.2024)
3.Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 N 166-ФЗ // Российская газета. - 2001. - 16 декабря.
4.Федеральный закон «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 N 76-ФЗ // Справочная консультационная система «Консультант Плюс» (дата обращения: 22.08.2024)
5.Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 N 166-ФЗ // Справочная консультационная система «Консультант Плюс» (дата обращения: 22.08.2024)
6.Закон РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20.11.1990 N 340-1 (утратил силу) // Справочная консультационная система «Консультант Плюс» (дата обращения: 22.08.2024)
7.Амосов А.И. О социальной значимости вопроса о пенсиях / А.И. Амосов // Страховое право. - 2017. - № 2. - С. 42-45.
8.Базык Е.Ф. Социальные пенсии как особая категория государственного пенсионного обеспечения / Е.Ф. Базык // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2016. - № 7-4. - С. 30-33.
9.Беляева Ю.Н. Правотворчество и реализация социальной функции государства (на примере индексации пенсий) / Ю.Н. Беляева // Вопросы совершенствования системы государственного управления в современной России: сб. ст.; под общей редакцией Л.В. Фотиной. - М.: МАКС Пресс, 2016. - С. 14-20.
10.Галаганов В. П. Организация работы органов социального обеспечения / В.П. Галаганов. М.: Академия, 2016. 192 c.
11.Галаганов В. П. Организация работы органов социального обеспечения в Российской Федерации. Учебник / В.П. Галаганов. М.: КноРус, 2015. 152 c.
12.Гармонизация современного трудового права. Материалы секции трудового права и права социального обеспечения VI Международной научно-практической конференции "Кутафинские чтения". Москва: Огни, 2014. 256 c.
13.Горшков А. В. Право социального обеспечения: моногр. / А.В. Горшков. М.: Омега-Л, 2015. 160 c.
14.Гребенников П.И. Пенсионная система Российской Федерации. - М.: Юрайт, 2011.
15.Гусева, Т. С. Право социального обеспечения в России / Т.С. Гусева. М.: Юркомпани, 2014. 276 c.
16.Дробышевский С. А. Политическая организация общества и право как явления социальной эволюции / С.А. Дробышевский. М.: Проспект, 2015. 272 c.
17.Жилкина А.Н. Управление финансами. Финансовый анализ предприятия: учебник. - М.: Инфра-М, 2014. - 331 с.
18.Иванова Л.К. Социальное страхование в Российской Федерации / Л.К. Иванова // Международный научно-исследовательский журнал. - 2016. - № 5-1. - С. 87-90.
19.Иглин В.В. Социальные пенсии / В.В. Иглин // Теория права и межгосударственных отношений. - 2019. - № 1. - С. 78-103.
20.Лачина Е.А. Специфика реализации прав граждан на пенсию по выслуге лет / Е.А. Лачина, А.А. Лачин, О.Е. Савельева // Правовая политика и правовая жизнь. - 2017. - № 1. - С. 69-73.
21.Малкеров В.Б. Регулирование отношений в сфере пенсионного обеспечения в условиях кризисных явлений в экономики России / В.Б. Малкеров // Евразийский юридический журнал. - 2016. - № 11. - С. 153-156.
22.Миронова Т.К. Пенсии за выслугу лет и их социально-правовая оценка с позиций отраслевой науки и конституционного правосудия / Т.К. Миронова // Вопросы российского и международного права. - 2018. - Т. 8. - № 8. - С. 103-113.
23.Истомина Н.А. Направления реформирования государственной пенсионной системы в Российской Федерации // Креативная экономика. - 2016. - № 3. - С. 12-19.
24.Кожевников О.А. Право некоммерческих организаций / О.А. Кожевников. М.: Дашков и К°, 2014. 169 c.
25.Комарова Е.В. Проблемы формирования пенсионной системы РФ на современном этапе: концептуальный, инструментальный, прикладной уровни // Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития. - 2013. - № 7. - С. 71 - 79.
26.Курикалова Р.А., Кононова О.В. Проблемы пенсионной системы Российской Федерации // Научно-техническое и экономическое сотрудничество стран АТР в XXI веке. - 2014. - С. 278 - 282.
27.Капустина О.В. Льготные пенсии в системе государственного пенсионного обеспечения Советского Союза (1956 - 1991 гг.) // Социальное и пенсионное право. 2016. N 4. С. 49 - 54.
28.Лушников А.М. Курс права социального обеспечения / А.М. Лушников. М.: Юстицинформ, 2014. 476 c.
29.Москвитин, Е.Ю. Организация документационного обеспечения бухгалтерского учета в сфере сервиса и туризма / Е.Ю. Москвитин. М.: Феникс, 2016. 876 c.
30.Николаева, Е. Ю. Право социального обеспечения / Е.Ю. Николаева. М.: РИОР, Инфра-М, 2017. 559 c.
31.Никонов Д.А. Право социального обеспечения / Д.А. Никонов, А.В. Стремоухов. Москва: СИНТЕГ, 2013. 608 c.
32.Пчелинцев А.В. Защита прав религиозных организаций и проведение проверок. М.: Юриспруденция, 2013. 654 c.
33.Смоленский М. Б. Право социального обеспечения в Российской Федерации.100 экзаменационных ответов / М.Б. Смоленский, Е.Я. Демакова. М.: Феникс, Издательский центр "МарТ", 2016. 224 c.
34.Сулейманова Г. В. Право социального обеспечения / Г.В. Сулейманова. М.: Дашков и Ко, 2017. 464 c.
35.Состояние условий труда работников организаций по отдельным видам экономической деятельности по Российской Федерации [Электронный ресурс] // Сайт Росстата. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/4e01b6804fb6c7649e3cff6be9e332ec (дата обращения: 22.08.2024)
36.Тучкова Э.Г. Итоги реформ и перспективы формирования многоуровневой национальной пенсионной системы / Э.Г. Тучкова // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина. - 2017. - № 10. - С. 16-25.
37.Хайрулина В.А. Социальная поддержка инвалидов в контексте государственных выплат / В.А. Хайрулина, Т.А. Шильцова, Ю.В. Мармулева // Вестник Академии знаний. - 2018. - № 3. - С. 249-254.
38.Харитонова Ю.Н. Реформирование пенсионной системы РФ // Экономика, социология и право. - 2015. - № 1. - С. 158 - 161.
39.Царитова К.Г. Риски негосударственного пенсионного обеспечения / К.Г. Царитова, С.А. Фомин // Актуальные проблемы негосударственного пенсионного обеспечения. Сборник научных трудов преподавателей и студентов кафедры «Экономики и предпринимательства»: сб. ст. - М.: Московский гуманитарный университет, 2016. С. 59-64.
40.Юзвович Л.И. Современные проблемы пенсионного страхования в Российской Федерации / Л.И. Юзвович, Е.П. Кузнецова // Фундаментальные исследования. - 2017. - № 4-1. - С. 224-228.
41.Итоги пенсионной реформы и долгосрочные перспективы развития пенсионной системы Российской Федерации с учетом влияния мирового финансового кризиса [Электронный ресурс] // Пенсионное обозрение. URL: http://pensionobserver.ru/obs-article-115 (дата обращения: 22.08.2024)