- Курсовая работа
- Дипломная работа
- Контрольная работа
- Реферат
- Отчет по практике
- Магистерская работа
- Статья
- Эссе
- Научно-исследовательская работа
- Доклад
- Глава диплома
- Ответы на билеты
- Презентация
- Диссертация
- Доработка заказа клиента
- Аспирантский реферат
- Монография
- Дипломная работа MBA
- ВКР
- Компьютерный набор текста
- Речь к диплому
- Тезисный план
- Чертёж
- Диаграммы, таблицы
- ВАК
- Перевод
- Научная статья
- Бизнес план
- Лабораторная работа
- Рецензия
- Решение задач
-
Оставьте заявку на Дипломную работу
-
Получите бесплатную консультацию по написанию
-
Сделайте заказ и скачайте результат на сайте
Формирование выразительных средств речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР на материале устного народного творчества
- Готовые работы
- Дипломные работы
- Педагогика
77 страниц
90 источников
Добавлена 21.07.2025 Опубликовано: studservis
15000 ₽
30000 ₽
Фрагмент для ознакомления 1
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты формирования выразительных средств речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР на материале устного народного творчества 10
1.1. Понятие и характеристика формирования выразительных средств речи у дошкольников с общим недоразвитием речи. 10
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи…………………………………………………15
1.3. Особенности применения устного народного творчества в дошкольном возрасте 24
Выводы по 1 главе 36
ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная работа, направленная на формирование выразительных средств речи у детей старшего дошкольного возраста на материале устного народного творчества 38
2.1. Организация и методики исследования 38
2.2. Модель формирования выразительных средств речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР на материале устного народного творчества 47
2.3. Анализ полученных результатов 55
Выводы по 2 главе 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 67
ПРИЛОЖЕНИЯ 78
Фрагмент для ознакомления 2
Актуальность исследования. На современном этапе развития системы дошкольного образования для детей с речевыми нарушениями особо важным становится решение задач, направленных на коррекцию их речевого развития с целью формирования социально адаптированной личности. Это отражено в исследованиях таких авторов, как Л.С. Волковой [19], Е.М. Мастюковой [60], О.В. Правдиной [70], Г.В. Чиркиной [84] и других. Актуальность этой проблемы обусловлена возрастанием числа детей с речевыми дефектами, а также увеличенными запросами родителей на диагностические и коррекционные методики.
В последние годы отмечается устойчивый рост количества детей с речевыми нарушениями. Среди малышей дошкольного возраста наиболее часто встречается общее недоразвитие речи (далее - ОНР), охватывающее различные и нередко сложные отклонения в речи.
Дети дошкольного возраста с ОНР сталкиваются с трудностями в выработке всех компонентов речевой системы, что затрагивает как звуковую, так и смысловую составляющие языка при обладании нормальным интеллектом и слухом.
Анализ использованной литературы свидетельствует об интересе ряда педагогов и психологов к исследованию освоения детьми эмоционально-выразительных средств языка, развитию их творческого подхода к словам [75]. Однако, данные исследования в основном сосредоточены на развитии выразительности речи у дошкольников и младших школьников без каких-либо речевых отклонений.
Недостаточное развитие речи у детей дошкольного возраста мешает формированию у них навыков связного высказывания. У детей старшего дошкольного возраста уровень речевого развития достигает стадии, когда можно говорить не только о владении фонетикой, лексикой и грамматикой, но и об улучшении таких качественных характеристик речи, как насыщенность, точность и выразительность.
Выразительность — это одно из ключевых качеств речи и поэтому она важным образом определяет уровень речевой культуры человека. «Эмоционально окрашенное слово — важный инструмент общения» [48].
Не все дети одинаково хорошо осваивают фонетические, лексические и грамматические стороны языка. Тем не менее, их сочетание играет основополагающую роль в развитии выразительности речи.
Обусловленность важности нашей темы определяется необходимостью развития связной речи у детей с речевыми нарушениями. Достижению данного развития способствует использование образных средств, к примеру, сравнения, эпитеты, олицетворения, метафоры, синонимы и антонимы. Осуществление развития речи посредством устного народного творчества.
К сожалению, существует недостаточная разработанность вопросов, касающихся выработке языковой компетенции у дошкольников. Именно у детей дошкольного возраста, у которых имеются общие речевые затруднения, включая освоение выразительных средств и развитие «языкового чутья». Творческое воображение рассматривается как важный элемент, способствующий развитию выразительности речи.
Значимость изучения этой темы поддерживается основными нормативными актами, в том числе:
- Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 года № 1666 «О стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года»;
- Приказом от 17 октября 2013 года № 1155, которым утвержден Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (в редакции Приказов Минпросвещения РФ от 21 января 2019 года № 31 и от 8 ноября 2022 года № 955).
В дошкольных образовательных организациях сегодня, согласно Федеральным государственным образовательным стандартам, речевое развитие занимает значительное место. Оно, по ФГОС ДО, подразумевает в себе обучение использованию речи как средства общения и элемента культуры, обогащение активного словаря, совершенствование навыков связной и грамматически правильной как диалогической, так и монологической речи, а также развитие речевого творчества. Важным аспектом является улучшение фонетической и интонационной культуры речи, наряду с развитием фонематического восприятия. Дополнительно осуществляется знакомство детей с книжной культурой, детской литературой и формирование навыков слухового восприятия текстов из разных литературных жанров.
Фольклор – это не просто совокупность сказок, песен и пословиц. Это живой организм, дышащий языком народа, его душой и историей. В отличие от литературных произведений, рожденных умом одного автора, фольклор складывается из вековых наблюдений, переживаний и мудрости целого народа. Именно поэтому он обладает уникальным языком, вбирающим в себя богатство и выразительность народной речи.
На данный момент остаются нерешёнными несколько ключевых вопросов, связанных с содержанием и методикой:
1)какие можно использовать средства выразительности в работе с детьми старшего дошкольного возраста в силу их доступности к детскому восприятию;
2)насколько широко и разнообразно можно использовать выразительные средства детской речи;
3)каким должен быть материал и его использование в различных видах деятельности, чтобы развивать навыки речевой выразительности.
Состояние изученности проблемы. Исследования различных форм речевых нарушений у дошкольного и школьного возраста (Г.И. Жаренкова, Г.А. Каше, Р.Е. Левина, Н.А. Никашина, Л.Ф. Спирова и др.) [63], описанные в специализированной литературе, содействуют обоснованию общего недоразвития речи с теоретической точки зрения, установлению его причин и определению клинических типов ОНР (Н.С. Жукова, Р.Е. Левина, Е.М. Мастюкова и др.) [38]. Нам также важна психолого-педагогическая классификация детей с общим недоразвитием речи (Г.С. Гуменная). Вопросы дифференциальной диагностики ОНР и схожих по проявлениям отклонений решаются на основе анализа психических особенностей детей в этой группе (Ю.Ф. Гаркуша, Р.И. Мартынова, О.Н. Усанова, Л.Э. Царгуш и др.) [28; 79]. Есть данные, подтверждающие необходимость развития интонационной выразительности речи у детей с отклонениями в речевом развитии (Е.В. Лаврова, О.С. Орлова, С.Л. Таптапова и др.).
В России в числе первых фольклористов были А.Н. Афанасьев, Ф.И.Буслаев, П.В. Киреевский.
Ряд исследователей, как М.К. Азадовский, Н.Н. Андреев, Ю.М.Соколов, рассматривали фольклор как устное творчество, способное привести человека к позитивным изменениям и развитию.
Филолог и фольклорист В.П. Аникин внес огромный вклад в изучение народного устного творчества, занимаясь его жанрами – былиной, сказкой, календарным обрядом и другими малыми формами поэзии народа.
О включении в процесс образования устного народного творчества призывал К.Д. Ушинский.
Практикуя рассказывание детям сказок и исполняя народные песни, В.А. Сухомлинский указывал на важность использования такого творчества в образовательной системе.
Г.Н. Волков, основоположник этнопедагогики как науки, считал: «Слово – самый мощный раздражитель, который может принести человеку не только приятное, но и горе, и слезы… Слово может существенно изменить течение всех процессов жизнедеятельности в организме человека. Слова, сказанные уместно и своевременно, в связи с какой-либо специально организованной радостью ребенка, умножают ее смысловое значение» [20, с.70-71]».
Народному педагогу Г.Н. Волкову виделся портрет идеального воспитателя дошкольников: обладание подлинными знаниями предмета профессии, видение и понимание мудрости, заложенной народом в поговорках, пословицах, сказках, притчах, мифах. Потому как заложенная в них глубокая истина должна верно интерпретироваться, что поможет развитию у детей дошкольного возраста способности к познанию, осознанию и принятию сути вещей. Именно это выступает, по мнению педагога, в образовании одной из основных целей.
При изучении психолого-педагогических источников было установлено, что, с одной стороны, необходимо способствовать развитию выразительных средств речи у дошкольников, однако это представляет сложности для детей с общим речевым недоразвитием. Это противоречие породило исследовательскую задачу: как устное народное творчество может способствовать улучшению выразительных речевых средств у дошкольников с недоразвитием речи?
Цель исследования – обоснование посредством эксперимента возможности использования устного народного творчества в развитии выразительных средств речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с теоретической точки зрения и практического подтверждения.
Объект исследования – процесс совершенствования выразительных аспектов речи у детей-дошкольников старшего возраста с общим недоразвитием речи, в то время как предмет исследования – применение устных фольклорных произведений для достижения этой цели.
Гипотеза исследования: нами предполагается, что:
– совершенствование выразительных аспектов речи у старших дошкольников с ОНР происходит последовательно: процесс начинается с умения распознавать и выделять выразительные элементы в речи окружающих, и завершается их активным применением для передачи собственных эмоций;
– развитие выразительных свойств речи у данных детей осуществляется с использованием деятельностного подхода;
– правильный выбор произведений устного народного творчества, соответствующих уровню речевого развития детей, играет ключевую роль в выработке выразительных средств.
Чтобы достичь поставленную нами цель исследования и проверить на практике правильность предложенной гипотезы, необходимо решить несколько задач:
1.Теоретически проанализировать и практически подтвердить аспекты специального образования процесса развития у детей старшего дошкольного возраста с ОНР выразительных речевых средств, обосновав важность в этом контексте устного народного творчества.
2.Составить набор диагностических заданий, определить критерии, показатели и уровни развития выразительных средств речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР) и выявить их текущий уровень сформированности.
3.Разработать и экспериментально оценить содержание, методы и формы для улучшения выразительности речи у старших дошкольников с ОНР, применяя материалы устного народного творчества.
Теоретико-методологической основой данного исследования выступили:
1)Философская: Л.С. Выготский [25], А.А. Леонтьев [51] и др.);
2)Системный подход, который строится на взаимосвязи компонентов учебного процесса: В.И. Бельтюков [12], Л.С. Выготский [23], В.В. Коркунов [44], Р.Е. Левина [67], А.Р. Лурия [57] и др.;
3) Теории в области психологии и педагогики от Р.Е. Левиной [67], Н.А. Никашиной [63], Л.Ф. Спировой [74], Т.Б. Филичевой [81], затрагивающие системный анализ речевых дефектов и определение степеней общего недоразвития речи.
Методы исследования, которые используются нами в данной работе:
- теоретические: анализ психолого-педагогической, методической литературы по проблемному вопросу;
- эмпирические: наблюдение, анкетирование, педагогический эксперимент, беседа;
- методы количественной и качественной обработки полученных данных в практической части работы.
Исследование ново тем, что обосновывает возможность развития выразительных речевых средств у старших дошкольников с речевыми нарушениями, используя устное народное творчество.
Теоретическая значимость данного исследования заключается в разработке подходов к развитию у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи выразительных речевых навыков. Дано теоретическое обоснование содержания, форм, методов речевого развития на основе материалов устного народного творчества.
Практическая ценность исследования определяется созданием и апробацией программы, направленной на улучшение выразительности речи у старших дошкольников с использованием элементов устного народного творчества.
Полученные экспериментальные данные могут быть применены воспитателями дошкольных учреждений для речевого развития детей этой возрастной группы.
База эксперимента: МБДОУ ДЕТСКИЙ САД №1 «СОЛНЫШКО» п. Кезв, Кезский район, Удмуртская Республика. В педагогическом эксперименте приняли участие дети в возрасте от 6 до 7 лет в количестве 20 человек.
В структуру представленной работы включены следующие составляющие: введение, две главы, заключение, список литературы, состоящий из 89 источников, а также 5 таблиц, 3 рисунка и 4 приложения.
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты формирования выразительных средств речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР на материале устного народного творчества
1.1. Понятие и характеристика формирования выразительных средств речи у дошкольников с общим недоразвитием речи
Народная речь – живой источник фольклора. Фольклор отличается своей естественностью, яркостью и мелодичностью. В нем присутствует целая гамма выразительных средств, способных передать настроение, характер и глубину мысли: пословицы и поговорки - лаконичные, мудрые фразы, содержащие вековой опыт народа; народные песни - отражение души народа, его радости и печали, любви и веры. Все эти элементы сочетаются в фольклоре с напевностью, ритмом и интонациями, делая его живым и доступным каждому.
Народная речь в фольклоре – это не просто средство передачи информации, это искусство, создающее мир образов и переживаний [9]. Не менее важен и композиционный аспект фольклорного произведения. В нем нет случайности, каждая деталь имеет свое значение, каждая часть работает на общий замысел. В фольклоре можно наблюдать устойчивые структуры: зачин: вводит читателя в мир рассказываемой истории, задает тон повествования. Развитие фабулы: динамично раскрывает сюжет, показывает конфликт, переживания героев. Концовка подводит итог, оставляет послевкусие, часто содержащее мораль или жизненный урок. Эти композиционные принципы определяют ясную структуру фольклорного произведения, делая его понятным и запоминающимся для слушателей разных поколений.
Фольклор - живая модель коммуникации. Фольклор – это не просто собрание сказок и песен, это особый вид коммуникации, в котором осознанное использование языка стало искусством [86]. В фольклорном произведении встречаются две стороны: Говорящий: он выбирает слова, строит фразы, использует все богатство народной речи, чтобы выразить свою мысль. Слушающий: он внимательно воспринимает речь, схватывает смысл и впитывает мудрость повествования. Между говорящим и слушающим устанавливается невидимая связь, основанная на общем языке, общей культуре, общих ценностях. Именно поэтому фольклор может переходить из уст в уста, из поколения в поколение, не теряя своего очарования и силы. Фольклор – это уникальный феномен, сочетающий в себе богатство народной речи, глубину мудрости и красоту композиции. Он отражает душу народа, его жизнь, традиции и веру. Погружаясь в мир фольклора, мы прикасаемся к истории, чувствуем связь с предыдущими поколениями и понимаем, что язык – это не просто средство передачи информации, но и мощный инструмент сохранения и передачи культурных ценностей [1].
С.Л. Рубинштейн утверждал, что речь представляет собой деятельность общения, включающую выражение, влияние и передачу информации, используя язык. Это язык, приведенный в действие. Речь являет собой единство деятельности по общению и содержания, обозначая и отображая реальность. Таким образом, речь служит моделью сознания (мыслей, чувств, эмоций), позволяя общаться с другими и представляя обобщенное отображение реальности, а также форму существования мышления. Речь — это язык, работающий в контексте индивидуального сознания [73].
Р.С. Немов отмечает, что речь обладает полифункциональным характером в рамках своей жизненной значимости. Она выступает не только средством общения, но и инструментом мышления, носителем сознания, памяти и информации, а также средством управления поведением других и собственным поведением человека. Речь часто представляет полиморфную деятельность в силу множества своих функций, проявляясь в различных формах: внутренних и внешних, монологических и диалогических, письменных и устных [55].
Ж. Пиаже полагал, что речь возникла на определенном этапе развития мышления и является лишь одной из его условных функций, поэтому не имеет особого значения для самого мышления [67].
Согласно мнению Л.С. Выготского, речь играет важную роль в формировании личности и переносит мысль на новый уровень сознания. Благодаря речи человек понимает себя и переходит на следующий уровень развития [24].
Как утверждает В.Н. Дружинин, речь является внешним проявлением психики человека и, следовательно, одной из главных психических функций, которая делает его понятным для других [30].
По мнению Н.В. Нищевой, диалог представляет собой базовую форму устной речи, предназначенную для взаимодействия с окружающими. Диалог характеризуется смысловым и синтаксическим единством, структурной целостностью, зависимостью от ситуации, эмоциональной насыщенностью, а также использованием невербальных средств выражения [64].
Множество российских исследователей, среди которых выделим И.Р. Гальперина [26], А.А. Леонтьева [51], Л.В. Щербу [88], изучая характеристики монологической речи, пришли к заключению, что она является особенной формой речевой деятельности, отличающейся детализацией, значительной степенью произвольности и способностью к программированию.
А.А. Леонтьев [51] уделял особое внимание произвольности и структурированности этого типа связной речи, подчёркивая важность проведения специального обучения для её совершенствования.
М.М. Алексеева и В.И. Яшина отмечают, что монологическая речь — это связная и логически последовательная речь, продолжающаяся существенное время и не требующая немедленной реакции от слушателей. В рамках монолога информация передаётся упорядоченным, связным и заранее подготовленным способом [5].
Фрагмент для ознакомления 3
2.Айдарова, Л.И. Психологические проблемы обучения младших школьников русскому языку: монография / Л.И. Айдарова. – Москва: Педагогика, 1978. – 144 с.
3.Акименко, В. М. Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями / В. М. Акименко. — Ростов н/Д : Феникс, 2015. — 45 с.
4.Акулова, О. В. Устное народное творчество как средство развития выразительности речи старших дошкольников/ О.В. Акулова: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.07. - Санкт-Петербург, 1999. - 18 с.
5.Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений/ М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - 3-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.
6.Алимова, Л. У. Экспериментальное исследование по развитию образной речи детей старшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества/ Л.У. Алимова, И.А. Зборщик // Наука и образование сегодня. 2019. №2 (37). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/eksperimentalnoe-issledovanie-po-razvitiyu-obraznoy-rechi-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-sredstvami-ustnogo-narodnogo (дата обращения: 23.08.2024).
7.Артемова, Е.Э. Особенности формирования просодики у дошкольников с речевыми нарушениями / Е.Э. Артёмова. – М.: МГГУ им. М.А. Шолохова, 2008. – 123 с.
8.Архипова, Е.Ф. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста: учебное пособие для студентов пед. вузов/ Е.Ф. Архипова. - М.: АСТ: Астрель, 2007. - 224 с.
9.Архипова, Е. Ф. Если у ребенка общее недоразвитие речи/ Е.Ф. Архипова // СДО. 2017. №2 (74). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/esli-u-rebenka-obschee-nedorazvitie-rechi (дата обращения: 26.09.2023).
10.Белобородова, Е. В. Формирование образных средств языка у дошкольников с общим недоразвитием речи: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.03 / Белобородова Елена Васильевна; [Место защиты: Моск. гор. пед. ун-т]. - Москва, 2007. - 23 с.
11.Белякова, Г. П. Формирование у старших дошкольников в детском саду элементарного осознания языковых явлений : специальность 13.00.01 "Общая педагогика, история педагогики и образования" : диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Белякова Галина Петровна. – Москва, 1982. – 146 с. – EDN NPQLQN.
12.Бельтюков, В. И. Об усвоении детьми звуков речи / В.И. Бельтюков. – М. : Просвещение ; 1964. – 90 с.
13.Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском саду/ Л.И. Божович. – М.: Просвещение, 2013. – 185 с.
14.Бородина, У.И., Особенности формирования образных средств языка у старших дошкольников с ТНР средствами фольклорных произведений/ У.И. Бородина // Скиф. 2019. №5-1 (33). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-formirovaniya-obraznyh-sredstv-yazyka-u-starshih-doshkolnikov-s-tnr-sredstvami-folklornyh-proizvedeniy (дата обращения: 23.08.2024).
15.Бударина, Т.А. Знакомство детей с русским народным творчеством: методическое пособие / Т.А. Бударина, О.Н. Корепанова. Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2001. 267 с.
16.Васильева, В. С., Коваленко О. А. Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня: учебно-методическое пособие/ В.С. Васильева, О.А. Коваленко / Министерство просвещения Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет". Челябинск: Изд-во ЮУрГГПУ, 2022. 71 с. EDN: NKAAAG
17.Власова, Т.М. Фонетическая ритмика: пособие для учителя / Т.М. Власова, А.Н. Пфафенродт. – М. : ВЛАДОС, 1996. – 240 с.
18.Волковская, Т.Н. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи/ Т.Н. Волковская, Г.Х. Юсупова / Под научной ред. И.Ю. Левченко. – М.: Национальный книжный центр, 2014. – 96 с. (Специальная психология.) ISBN 978–5–4441–0049–3
19.Волкова, Г.А. Психолого-логопедическое исследование детей с нарушениями речи/ Г.А. Волкова. - СПб.: Детство-Пресс, 2011 г.
20.Волков, Г. Н. Этнопедагогика : Учеб. для студентов сред. и высш. пед. учеб. заведений / Г. Н. Волков. - Москва : Academia, 2000. - 175, [1] с.; 21 см. - (Высшее образование).; ISBN 5-7695-0364-5
21.Воспитательно-коррекционный и терапевтический ресурс сказки в работе со старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи / И. В. Тельнюк, О. Ю. Сорокина, Е. И. Максимова, Г. М. Кондратьева // Коррекционно-педагогическое образование. – 2023. – № 1(33). – С. 50-58. – EDN IJNKQI.
22.Воробьева, В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие/ В.К. Воробьева. М.: ACT, 2006. 158 с.
23.Выготский, Л.С. Мышление и речь/ Л.С. Выготский // Собр. соч. Т.2. – М.: Просвещение, 2008. – 91 с.
24.Выготский, Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения/ Л.С. Выготский. М: Рипол Классик, 2013.142 с
25.Гавриш, Н.В. Формирование образности речи старших дошкольников в процессе обучения родному языку/ Н.В. Гавриш: автореф. … канд. наук. – М., 1991.
26.Гальперин, И.Р. Информативность единиц языка: Пособие по курсу языкознания/ И.Р. Гальперин. М.: Высшая школа МГУ, 1974. - 114 с.
27.Глухов, В. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием / В. Глухов. — М.: Аркты — 2017. — 144 c.
28.Горбушина, Л.А. Выразительное чтение и рассказывание детям дошкольного возраста: [Учеб. пособие для пед. уч-щ по спец. 2002 "Дошк. воспитание" и 2010 "Воспитание в дошк. учреждениях"] / Л. А. Горбушина, А. П. Николаичева. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Просвещение, 1983. - 192 с.
29.Губатова, С.Г. Уровни речевого развития у детей с общим недоразвитием речи/ С.Г. Губанова // НИР/S&R. 2021. №2 (6). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/urovni-rechevogo-razvitiya-u-detey-s-obschim-nedorazvitiem-rechi (дата обращения: 22.08.2024).
30.Детская логопсихология: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Спец. дошк. педагогика и психология» / [Денисова О.А. и др.]: под ред. В.И. Селиверстова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. – 175 с. (Коррекционная педагогика).
31.Елисеева, М.Б. Развитие речи ребенка: взгляд лингвиста речевой онтогенез/ М.Б. Елисеева / Логопед. - 2005. - № 4. - С.18-28.
32.Ефимова, О. В. К проблеме развития связной описательной речи дошкольников с общим недоразвитием речи средствами малых фольклорных форм / О. В. Ефимова // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 3-2. – С. 340-344. – EDN VSYBIR.
33.Жинкин, Н.И. Механизмы речи / Н.И. Жинкин. – М.: Директ-Медиа, 2008. – 90 с
34.Занятия для детей с задержкой психического развития: старший дошкольный возраст / авт.-сост. Н. В. Ротарь, Т. В. Карцева. - Изд. 2-е, испр. - Волгоград : Учитель, 2020. - 147 с.
35.Захарова, Т.В. Формирование выразительных средств речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: монография /Т.В. Захарова. – Череповец : ГОУ ВПО ЧГУ, 2010. – 145 с.
36.Зотова, И.В. Значение загадки, как одного из малых фольклорных жанров, в развитии словесно-логического мышления детей старшего дошкольного возраста / И.В. Зотова, Э.И. Гафарова // Проблемы современного педагогического образования. Ялта, 2017. № 55. С. 118-122.
37.Зотова, И. В. Особенности развития лексической стороны речи детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества/ И.В. Зотова, А.С. Буженица // Вопросы науки и образования. 2018. №5 (17). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-razvitiya-leksicheskoy-storony-rechi-detey-doshkolnogo-vozrasta-sredstvami-ustnogo-narodnogo-tvorchestva (дата обращения: 22.08.2024).
38.Жукова, Н.С. Логопедия. Основы теории и практики. Система логопедического воздействия / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – М.: Эксмо, 2014. – 288 с.
39.Илларионова, Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки: Пособие для воспитателей дет. сада / Ю. Г. Илларионова. - Москва : Просвещение, 1976. - 127 с.
40.Илькова, А. П. Педагогические условия включения пословиц и поговорок в систему развивающей речевой работы с дошкольниками / А.П. Илькова; М.: Приднестр. гос. ун-т им. Т.Г. Шевченко. 2001. 72 c.
41.Капица, Ф.С. Русский детский фольклор: учебное пособие / Ф.С. Капица, Т.М. Колядич. М.: ФЛИНТА: Наука, 2011. 320 с.
42.Ковшиков, В.А. Экспрессивная алалия/ В.А. Ковшиков. – М.: «Институт общегуманитарных исследований», В. Секачев, 2001. – 96 с.
43.Копачевская, Л.А. Формирование интонационной выразительности у детей с речевыми нарушениями/ Л.А. Копачевская. – М., 2000
44.Коркунов, В. В. Дефектологическая наука на Урале на рубеже веков: некоторые итоги, проблемы и перспективы / В.В. Коркунов // Специальное образование. — 2006. — № 6. — С. 9—11.
45.Коряжкина, Е.А. Теоретико-методическое обоснование комплексного использования фольклора в эстетическом воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста/ Е.А. Коряжкина: автореф. дис. на соискание уч. степени канд. пед. наук:13.00.01. – Москва, 2000. – 32 с.
46.Красовская, Е. В. Сказка как средство коррекция речи у детей с ОНР/ Е.В. Красовская, И.Н. Спиридонченко // Тенденции развития науки и образования. 2020. № 58-7. С. 92-94 //URL:item.asp?id=42497768 (дата обращения: 03.12.2022). EDN: HMZXEX
47.Куприна, А.С. Знакомство детей с русским народным творчеством/ Л.С. Куприна, Т.А. Бударина. — Спб.: Детство–пресс, 2001. — 400 с.
48.Лазаренко, О.И. Диагностика выразительности речи детей/ О.И. Лазаренко [Электронный ресурс] / Социальная сеть работников образования. – Режим доступа: https://nsportal.ru/user/664283/page/diagnostika-vyrazitelnosti-rechi. Дата доступа: 22.08.2024
49.Лахмоткина, В.И. Психолого-педагогические аспекты характеристики детей с общим недоразвитием речи / В.И. Лахмоткина, Л.А. Ястребова // Проблемы современного педагогического образования. 2021. №71-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskie-aspekty-harakteristiki-detey-s-obschim-nedorazvitiem-rechi (дата обращения: 22.08.2024).
50.Лебедева, И. Н. Развитие связной речи дошкольников. Обучение рассказыванию по картине/ И.Н. Лебедева / под ред. Л. Б. Баряевой. СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2009. 175 с.
51.Леонтьев, А.А. Основы теории речевой деятельности/ А.А. Леонтьев. – М.: Наука, 2014. – 368 с.
52.Логопатопсихология: учеб. пособие для студентов / под ред. Р. И. Лалаевой, С. Н. Шаховской. – Москва : Владос, 2010, 2011. – 462 с. : ил. – (Коррекционная педагогика). – Слов.: с. 453–462. – ISBN 978-5-691-01726-1.
53.Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов [Электронный ресурс] / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с. Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/2/0049/2_0049-564.shtml#book_page_top
54.Логопедия: методическое наследие : пособие для логопедов и студентов дефектологических факультетов педагогических вузов : в 5 кн. / [авт.-сост.: В. И. Селиверстов, Л. Г. Парамонова] ; под ред. Л. С. Волковой. - Москва : ВЛАДОС, 2007-. - 22 см. - (Библиотека учителя-дефектолога).; ISBN 978-5-691-01211-2 (В пер.)
55.Лопатина, Л. В. Логопедическая работа по развитию восприятия устной речи дошкольниками с задержкой психического развития : учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 540600 (050700) "Педагогика" / Л. В. Лопатина, О. В. Иванова. - Санкт-Петербург : КАРО, 2007. – 173 с.
56.Лопатина, Л.В. Логопедическая работа по развитию интонационной выразительности речи дошкольников: Учебное пособие / Л.В. Лопатина, Л.А. Позднякова – СПб. : НОУ СОЮЗ, 2006. – 151 с.
57.Лоторева, Л. А. Формирование образных средств языка у дошкольников с общим недоразвитием речи / Л. А. Лоторева, Е. А. Косыгина // Вестник науки. – 2022. – Т. 2, № 12(57). – С. 144-150. – EDN TMDPYC.
58.Лурия, А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушение при локальных поражениях мозга/ А.Р. Лурия. – М.: Московский Университет, 1969. - 504с.
59.Лучшая студенческая статья 2018: сборник статей XIV Международного научно-исследовательского конкурса. В 4 ч. Ч. 3. – Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение». – 2018. – 202 с.
60.Мастюкова, Е. М. Нарушение речи у детей с церебральным параличом: / Е. М. Мастюкова, И. В. Ипполитова. – М. : Просвещение, 1985. – 192 с.
61.Морозова, В.В. Логопедическая работа с детьми с задержкой психического развития: Учебно-методическое пособие. Гриф МО РФ / В.В. Морозова. - М.: Инфра-М, Форум, 2023. – 48 с.
62.Народная педагогика: в современном учебно-воспитательном процессе: (дошкольники и младшие школьники): пособие для педагогов, воспитателей, методистов / Г. И. Батурина, Т. Ф. Кузина. - Москва: Школьная Пресса, 2003. - 142 с.
63.Никашина, H.A. Логопедическая помощь учащимся с речевым недоразвитием/ Н.А. Никашина //Недостатки речи у учащихся начальных классов массовой школы./Под ред. Левиной P.E. - М., 1965. - С. 8 - 32.
64.Нищева, Н.В. Формирование навыка пересказа у детей дошкольного возраста. Образовательные ситуации на основе текстов русских народных сказок / Н.В. Нищева. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2017. 155 с.
65.Нищева, Н.В. Развитие связной речи детей дошкольного возраста с 2 до 7 лет. Методические рекомендации. Конспекты занятий / Н.В. Нищева. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017. – 180 с.
66.Общее недоразвитие речи у дошкольников: учеб. пособие для студентов вузов /сост. Н.П. Рудакова. – Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2013. – 212 с.
67.Основы теории и практики логопедии. Стер. изд. / Под ред. Р.Е. Левиной - М.: Альянс, 2017. - 366 с.
68.Пескишева, Т. А. Использование малых фольклорных форм в логопедической работе с детьми 4-7 лет с общим недоразвитием речи : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.03 / Пескишева Татьяна Алексеевна; [Место защиты: Моск. пед. гос. ун-т]. - Москва, 2008. - 179 с.
69.Позднякова, Л.А. Логопедическая работа по преодолению нарушений интонационной выразительности речи у дошкольников со стертой дизартрией/ Л.А. Позднякова: автореф. дис. на соиск. учен.степ. канд. пед. наук: 13.00.03. – Санкт-Петербург, 2004. – 34 с
70.Правдина, О.В. Логопедия. / О.В. Правдина. // [Электронный ресурс]: http://pedlib.ru/Books/2/0001
71.Речевое развитие младших школьников: Сборник статей / Под ред. Н. С. Рождественского ; Акад. пед. наук СССР. Науч.-исслед. ин-т содерж. и методов обучения. - Москва : Просвещение, 1970. - 222 с.
72.Рождественская, В.И. Воспитание правильной речи у детей дошкольного возраста. / В.И. Рождественская, Е.И. Радина. – М.: Просвещение, 2012. – 432 с.
73.Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - Москва [и др.] : Питер, 2012. - 705, [7] с. : ил.; 24 см. - (Мастера психологии).; ISBN 978-5-459-01141-8
74.Спирова, Л.Ф. Нарушения речи у детей/ Л.Ф. Спирова, А.В. Ястребова // Хрестоматия по логопедии. T.I. - М, 1997. - С. 96-102.
75.Старкова, М.С. Особенности усвоения детьми значения слова/ М.С. Старкова // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2016. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-usvoeniya-detmi-znacheniya-slova (дата обращения: 22.08.2024).
76.Сегова, Т. Д. Устное народное творчество как средство развития словаря детей старшего дошкольного возраста/ Т.Д. Сегова // Проблемы современного педагогического образования. 2020. №67-3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ustnoe-narodnoe-tvorchestvo-kak-sredstvo-razvitiya-slovarya-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 23.08.2024).
77.Ткаченко, Т. А. Формирование и развитие связной речи / Т. А. Ткаченко. –СПб: ООО «Издательство ГНОМ и Д», 2001. –80 с.
78.Туманова, Т. В. Логопедия. Методическое наследие: пособие для логопедов и студентов дефектол. фак. пед. вузов : в 5 кн. Кн. 5 : Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи / Авт.-сост. Т. В. Туманова [и др.] ; под ред. Л. С. Волковой. – М. : ВЛАДОС, 2003. – 480 с.
79.Усанова, О. Н. Логопедическая работа по формированию звукопроизношения у детей с моторной алалией в дошкольном возрасте/ О.Н. Усанова: Автореферат дис. на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. (13733) / Моск. гос. пед. ин-т им. В. И. Ленина. - Москва : [б. и.], 1970. - 27 с.
80.Филичева, Т.Б. Методика преодоления недостатков речи у детей дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие для студентов высших учебных заведений, педагогов и родителей/ Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова, А.В. Соболева. – М.: В. Секачев, 2016. – 196 с.
81.Филичева Т. Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста/ Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. -М.: Айрис-пресс, 2008. - 224 с.
82.Харченко, В.К. Корпус детских высказываний / В.К. Харченко. – М : Издательство Литературного института им. А.М. Горького, 2012. – 520 с.
83.Хвостовцова, К. И. Методика коррекционной работы по развитию словарного запаса у детей дошкольного возраста с ОНР на материале детского фольклора / К. И. Хвостовцова // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. – 2017. – № 2. – С. 59-64. – EDN YMJJYI.
84.Чиркина, Г. В. Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений / Г. В. Чиркина – М. :Владос, 2003. – 44 с.
85.Шевцова, Е.Е. Технологии формирования интонационной стороны речи / Е.Е. Шевцова, Л.В. Забродина. – М.: АСТ. Астрель, 2009. – 222 с.
86.Шибицкая, А.Е. Роль фольклора в развитии детского словесного творчества / А.Е. Шибицкая. М.: ТЦ Сфера, 2014. 62 с.
87.Шорохова, О. А. Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников/ О.А. Шорохова. М.: ТЦ Сфера, 2006. 208 с.
88.Щерба, Л. В. Языковая система и речевая деятельность/ Л.В. Щерба. — Л., 1974. — 428 с.
89.Югринова, Г. А. Устное народное творчество как средство формирования интонационной выразительности речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 3 уровня / Г. А. Югринова // Нравственное воспитание в современном мире: психологический и педагогический аспект: сборник статей Международной научно-практической конференции, Саратов, 25 февраля 2018 года. – Саратов: Общество с ограниченной ответственностью "ОМЕГА САЙНС", 2018. – С. 112-116. – EDN YQPHEB.
90.Яшина, В.И. Теория и методика развития речи детей / В.И. Яшина, М.М. Алексеева. М.: Академия, 2013. 448 с.
Узнать стоимость работы
-
Дипломная работа
от 6000 рублей/ 3-21 дня/ от 6000 рублей/ 3-21 дня
-
Курсовая работа
1600/ от 1600 рублей / 1-7 дней
-
Реферат
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней
-
Контрольная работа
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Решение задач
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Бизнес план
2400/ от 2400 руб.
-
Аспирантский реферат
5000/ от 5000 рублей/ 2-10 дней
-
Эссе
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней