Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В письменной речи одним из важных аспектов является правописание, которое играет важную роль в процессе общения. Поэтому формирование прочных навыков письма у школьников по-прежнему остается одним из приоритетов. В школьном «русском письме» обычно преобладает число неуспевающих и сокращается очень медленно. В то же время уровень владения языком и культуры в письменных работах учащихся также является неудовлетворительным.
Преподавание русского языка по-прежнему изолировано от обучения правописанию и развития речи, поглощая максимум времени, отведенного учебной программой на изучение русского языка, процесс формирования орфографических и языковых навыков развивается параллельно, практически не соприкасаясь друг с другом. Помимо прочего, причина низкого уровня письменной речи и культуры школьников заключается в том, что до сих пор в практике преподавания русского языка обучение орфографии изолировано от развития языка, поглощая наибольшее время, отведенное на изучение курсов русского языка, процесс формирования орфографических и фонетических навыков развивается параллельно, и почти нет контактов с друзьями. Поэтому учащиеся, попавшие в условия самостоятельного написания, часто оказываются «беспомощными».
В формировании орфографических навыков решающая роль принадлежит практике, поскольку во время практики обобщения, которые учащиеся усваивают в виде правил, переносятся на аналогичные, типичные случаи и закрепляются орфографические навыки.
В процессе изучения русского языка основной целью является развитие коммуникативных навыков, а именно устной и письменной речи. Для того чтобы правильно писать, детям необходимо понимать особенности русской орфографии. В то же время главной проблемой, с которой сталкиваются учителя, является грамотность письма. На начальном этапе навыки правописания формируются сознательно в результате выполнения определенных упражнений. Мы можем говорить об их сокращении и автоматизации. Что касается осознанного овладения орфографией, то речь идет о правильном распределении правописания, отнесении каждого написания к определенному правилу и написании в соответствии с правилами. Лингвисты, психологи и методисты также указывали на зависимость результатов обучения правописанию от развития у учащихся способности определять расположение слов, которые должны быть написаны в соответствии с правилами.
Качество грамотности учащихся не всегда достигает достаточно высокого уровня, поэтому учителя ищут причину этого явления, чтобы принять эффективные меры по улучшению ситуации с этим образовательным компонентом. Существует несколько причин, по которым орфографическая грамотность учащихся недостаточно высока. Одной из главных из них является отсутствие орфографической зоркости, которая их формирует, то есть неспособность «видеть» орфографию. Актуальность данной работы заключается в том, что методика обучения правописанию не предусматривает специальной подготовки, а ее целью является развитие орфографической зоркости. Дальнейшее успешное преподавание любого школьного предмета во многом зависит от того, как будут сформированы базовые знания по орфографической грамотности.
Поэтому наиболее актуальным вопросом остается развитие орфографической грамотности как средства формирования орфографических навыков. В рамках этого исследования я хочу подтвердить мнение о том, что развитие орфографической грамотности играет особую роль в формировании орфографических навыков. Проблема орфографической грамотности учащихся является одной из ключевых в преподавании русского языка. Дальнейшее успешное преподавание любого школьного предмета во многом зависит от того, как будут сформированы базовые знания. Поэтому ученые-теоретики и преподаватели ищут причины низкого уровня орфографической грамотности. Как мы все знаем, главное - это отсутствие навыков правописания, необходимых для их формирования. Навыки правописания - это сложный навык, поскольку он формируется в процессе длительной практики и основан на более простых навыках: навыках письма, умении фонетически анализировать слова и устанавливать морфемный состав слов.
Цель исследования – анализ методики совершенствования орфографической грамотности школьников 6 класса.
Задачи исследования:
изучить понятие и содержание «орфографической грамотности» в школе;
проанализировать условия, направленные на развитие орфографической грамотности;
определить проблемы формирования орфографической грамотности;
провести диагностику уровня развития орфографической грамотности;
проанализировать организацию работы, направленной на развитие орфографической грамотности;
провести сравнительный анализ экспериментальной работы по развитию орфографической грамотности.
Объектом исследования является процесс формирования орфографической грамотности учащихся 6 класса.
Предмет исследования: формы и способы формирования орфографической грамотности учащихся 6 класса. В качестве метода исследования можно указать:
метод наблюдения и описание его результатов;
анализ учебников и письменных работ учащихся;
изучение и обобщение опыта передовых учителей, работающих успешно по данной проблеме.
Теоретическая основа исследования: изучение имеющейся литературы по проблеме исследования, апробация основных положений исследования на практике.
Практическая значимость работы состоит в том, что представленные в исследовании методические материалы могут быть использованы в практике школьного обучения.
Структура работы: введение, основная часть, заключение и список литературы.
Глава 1. Теоретические основы развития орфографической грамотности школьников 6 класса
1.1. Понятие и содержание «орфографической грамотности» в школе
По словам Д. Н. Богоявленской орфография – это :
единая система правописания, сложившаяся в истории, принята и используется обществом;
правила, обеспечивающие единообразие правописания в случае, если возможны различные варианты написания;
соблюдать общепризнанную орфографию, быть частным лицом и подчиняться определенным правилам;
часть науки о языке (в письменной форме), изучающая орфографию и устанавливающая их единство.
В настоящее время русскому языку уделяется особое внимание в образовании. Как известно, изучение норм русского языка началось еще в начальной школе. Первый этап изучения русского языка очень важен, поскольку он становится основой для развития устной и письменной речи учащихся. Основной концепцией преподавания русского языка является понятие «орфографическая грамотность». Раскрытие понятия «орфографическая грамотность» нашло широкое отражение в работах В.В. Репкина, Г.Г. Граник, П.С. Жедек, А.И. Власенкова, Д.Н. Богоявленского, М.Т. Баранова, М.Р. Львова и др. В широком значении орфографическую грамотность рассматривают большинство исследователей, в том числе Г.Г. Граник, Д.Н. Богоявленский, понимая грамотность как грамотную письменную речь. В книгах известного методиста и автора учебников по русскому языку М.Т. Баранова орфографическая грамотность определяется как цель обучения правописанию, под которым понимается умение использовать буквенные и неалфавитные графические методы написания при написании слов в соответствии с признанными правилами правописания.
Особое внимание к вопросу формирования орфографической грамотности младших школьников уделяется в работах М.С. Соловейчик, которая под орфографической грамотность понимает не только овладение правилами графики, но и знание правил орфографии .
Как известно, законы графики усваиваются учащимися в первом классе при обучении грамоте. Это проявляется в следующих умениях обучающихся:
четко различать все гласные и согласные звуки;
находить гласные в словах;
сосредоточиться на гласных буквах и определите твердость или мягкость предшествующих согласных;
усваивать согласные звуки в сочетании со всеми гласными.
Поэтому очевидно, что овладение законами графики является важным, но недостаточным условием для формирования орфографической грамотности школьников.
Рассматривая орфографическую грамотность более широко, М.С. Соловейчик обучение орфографии понимает как формирование орфографических навыков . В то же время навыки - это автоматизированный компонент деятельности, содержащийся в той или иной целенаправленной деятельности человека, как средство достижения этой деятельности .
Для развития навыков особенно важно, чтобы основной целью обучения навыкам было развитие навыков. В связи с этим очевидно, что основой орфографической грамотности является развитие у учащихся правописания. Поэтому обратимся к понятию «орфограмма». В толковом словаре Т.Ф. Ефремовой орфограмма понимается как написание, соответствующее определённому орфографическому правилу и требующее его применения. П.С. Жедек понимает орфограмму как написание, которое не устанавливается на слух. М. С Соловейчик конкретизирует данное понятие: орфограмма - это место в слове, где для обозначения определенного звука нужно выбрать букву .
Поэтому очевидно, что для того, чтобы учащиеся овладели правописанием, они должны обладать навыками орфографии. Навык орфографии - это сложный навык. Он включает в себя:
навыки письма;
умение анализировать звуковой состав слов;
способность распознавать орфографию на основе грамматических знаний;
возможность применять к нему правильные правила;
умение правильно писать и орфографически оформлять.
Многие исследователи определяют навыки как автоматизированные компоненты сознательной деятельности, развивающиеся в процессе внедрения. В то же время формирование орфографических навыков рассматривается через осознанные орфографические действия, которые сначала основаны на сознательном применении определенных правил, а затем автоматизируются в процессе практики.
Навыки правописания – это сложный навык. Он создается в ходе многолетней практики и основан на более простых навыках и умениях, таких как:
навыки письма,
умение анализировать слово фонетически,
умение установить морфемный состав слова и отделить орфографию от слов, которые нуждаются в проверке,
предвидеть возможность орфографической проекции в соответствие с соответствующими правилами.
В формировании орфографических навыков особая роль принадлежит преподавателям русского языка, поэтому важно научить учащихся трансформировать свои знания в навыки. Ученик должен понимать, что благодаря знаниям, практике, осознанию каждого орфографического падежа и действиям в соответствии с правилами он, наконец, овладел этим навыком.
Хорошие навыки речи (точность в различных ситуациях общения, грамотная и выразительная речь, грамотное письмо, достаточное понимание речи других людей, владение различными видами чтения) считаются признаком вежливой и образованной личности, что в значительной степени определяет успех социальной и профессиональной деятельности человека. Если мы признаем, что способность обнаруживать и предсказывать ортогональные диаграммы в письменных текстах является базовым орфографическим навыком, то ее надежный фундамент должен быть заложен в основном в школах. Вот почему при систематической работе, начиная с первого этапа поступления детей в школу, вопрос формирования орфографической зоркости у детей по-прежнему актуален. Наиболее важным компонентом ее решения является обеспечение готовности учителей к надлежащей работе в классе .
При характеристике орфографической грамотности учащихся следует четко различать два показателя: уровень сформированности орфографических навыков и уровень сформированности орфографических умений. Навыки формируются в результате систематической практики и написания диктантов, а также в результате презентаций, эссе и других видов творческой работы. Если преподавателя интересует только диктант, то к концу четвертого года обучения у него не останется времени на формирование навыков правописания.
Современная письменность состоит из трех частей, построенных друг на друге: алфавита, графики и орфографии; изначально необходимо было научить детей писать во всех элементах, в их взаимосвязях. Выбор орфографии из вариантов, разрешенных графикой, уже относится к области орфографии, обеспечивая соблюдение правил единообразного написания родственных слов, единообразное обозначение грамматической формы и единообразное обозначение имен собственных, а не нарицательных имен. Все варианты написания, установленные правилами–инструкциями и запретами в орфографической системе, имеют причину, чаще всего связанную с морфемным составом слова, его грамматической принадлежностью и формой.
Правила правописания определяют выбор орфографии в следующих пяти областях написания в соответствии с различиями в этих пяти частях написания:
при обозначении звуков буквами в словах: правила написания безударных гласных в корнях, приставках и других морфемах; звонких и глухих согласных в слабых позициях, в корнях и других морфемах; сдвоенных согласных на стыке морфем;
при выборе однократного или раздельного написания слова, а также так называемого полуслитного (через дефис) написания;
при использовании заглавных и строчных букв в начале предложения и в имени собственном;
при переносе слов и их частей из одной строки в другую;
при аббревиатуре, то есть неграфических сокращениях слов.
Орфографическая грамотность – это хорошо развитая способность обнаруживать письменные знаки в тех местах, которые не определяются произношением, то есть различать, какой звук находится в сильной позиции, а какой в слабой, можно с помощью разных звуков.
Планом предусмотрено формирование орфографической грамотности учащихся по следующим направлениям:
звукобуквенное написание;
однократное раздельное написание;
прописные и строчные написания.
Орфографическое действие – это действие автора, который намеренно цитирует правило, потому что он знает, что в слове есть орфография. Классификация правил основана на принципе правописания. Принцип правописания является базовой моделью орфографической системы. Согласно морфологическим принципам русской орфографии, морфемы сохраняют единое написание независимо от произношения. Например, в корневой гласной должна быть указана буква о, независимо от того, как она произносится в разных фонетических позициях: д[а]ма, д[ъ]мовой, д[о]мик. Буквой в русском языке обозначается не каждый конкретный звук, а весь ряд позиционно чередующихся звуков, то есть фонема. Буква не обозначает конкретный звук, а выбирается по сильной позиции фонемы (если говорить о гласных, то она подчеркивается гласными), поэтому морфема получает единое графическое обозначение. Это показывает два важных принципа русской орфографии – взаимосвязь между формой и звуком. Поскольку обучение правописанию основано на морфологических принципах, оно основано на понятии морфем. Поэтому систематическая орфографическая работа связана с изучением конкретных морфем.
Операция правописания состоит из двух этапов:
постановка орфографической задачи (выбор орфографии);
непосредственное решение орфографической задачи (выбрать письменные знаки в соответствии с правилами).
Для выполнения орфографических операций требуется определенный объем пространства, называемый орфографическим полем. В этом поле выполняют орфографическую операцию, то есть проверку орфографии. например:
чтобы проверить букву y в слове чужой, достаточно сочетания «чу», то есть минимальное поле для написания - две буквы «ч-у», что является традиционным написанием;
при проверке безударных гласных в корне слова «весна» минимальное пространство, необходимое для проверки (поле для правописания), - это корень «весн» – и проверочная основа в слове вёсны;
при проверке безударной гласной на личном окончании глагола в предложении «тает снег»: необходимой областью для быстрого таяния снега является словосочетание «снег тает», которое позволяет определить лицо и число глагола и, основываясь на спряжении, установить окончание глагола в предложении;
при проверке заглавных букв в слове Орел необходимым полем для написания является все предложение целиком: «Мы отправляемся в путешествие в Орел», потому что без этого мы не знаем, о чем идет речь. Термин «орфографическое поле», который был введён Львовым М.Р., учащимся не сообщается, но в практической работе по проверке орфограмм школьники постоянно пользуются полем. Успеху проверки не способствует ни чрезмерное расширение орфографического поля, ни тем более его сужение.
Развитие фонемной теории лингвистической орфографии связано с появлением новых методологических решений. В частности, в соответствии с концепцией звука, возможность фонетических навыков детей для орфографической работы была сформирована в первом классе и стала очевидной. Очевидно: прежде чем дети поймут морфемную структуру слов, вы можете начать знакомить их с трудностями написания. Это создает предпосылки для раннего начала работы по повышению орфографической грамотности учащихся на основе устной речи. Уточнение особенностей русского письма по морфемам - это следующий этап обучения.
На уроках русского языка недостаточно внимания уделяется пошаговой отработке сложных правил правописания. Процесс развития
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алгазина, Н. Н. Формирование орфографических навыков / Н. Н. Алгазина. - М.: Просвещение, 1987. — 158 с.
2. Аристова, Т.А. Использование фонематического принципа при обучении грамотному письму / Т.А. Аристова //Начальная школа , 2012. - №1. - с.24.
3. Арямова, О. С. Лексико-семантическая работа в процессе обучения орфографии / О.С. Арямова // Начальная школа, 2004. -№8.- с. 55-60
4. Ахутина, Т.В. Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников / Т.В. Ахутина, под ред. О.Б. Иншакова. -Изд-во: В. Секачев, 2008.- 132 с.
5. Бакурина, Т.Н. Упражнения в правописании слов с безударными гласными в корне/ Т.Н. Бакурина// Начальная школа. – 2013.- №2.-с.19
6. Баранов, М. Т. Методика преподавания русского языка в школе: Учеб. для студентов вузов, обучающихся по пед. спец / М.Т. Баранов, Н.А. Ипполитова, Т.А. Ладыженская , М. Р. Львов — М.: Academia, 2000. — 361 с.
7. Богоявленский, Д. Н. Психологические принципы усвоения орфографии, обучение орфографии / Д. Н. Богоявленский // Начальная школа. — 2003. - № 8. - с. 32-39
8. Богоявленский, Д. Н. Психология усвоения орфографии. / Д. Н. Богоявленский — М.: Просвещение, 1966. - 352с.
9. Бондаренко, А.А. Парные звонкие и глухие согласные / А.А. Бондаренко // Начальная школа. –2006. -№9. - с. 13
10. Борисенко, И. Обучение младших школьников правописанию / И. В. Борисенко. - М.: Просвещение, 2014. -263 с.
11. Булохов, В.Я. Орфографические ошибки и пути повышения грамотности учащихся / В. Я. Булохов// Начальная школа, 1991.- №1. - с. 16
12. Буркова, Т.В. Списывание и его виды в процессе обучения младших школьников грамматике и правописанию / Т. В. Буркова // Начальная школа, 2012. - №10. - с. 28 - 37.
13. Власенков, А.И. Методика обучения орфографии в школе / А.И. Власенков. -М.: «Русское слово», 2012. - 232с.
14. Волина, В.В. Веселая грамматика / В.В. Волина. - М.: Знание, 2011. - 247 с.
15. Гальперин, П.Я. Введение в психологию / П.Я. Гальперин. – М.: МГУ, 1976. – 263 с.
16. Гизатуллина, Д.Х. Русский язык в играх, или когда учиться трудно / Д.Х. Гизатуллина. - СПб.: Литера, 2009. - 123 с.
17. Грабчикова, Е.С. Работа над безударными гласными на уроках русского языка/ Е.С. Грабчикова // Начальная школа. –2008.- №3.-с.22
18. Граник, Г.Г. Секреты орфографии / Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, Л.А. Концевая. -М.: Просвещение, 2001.- 214 с.
19. Грушников, П.А. Работа над словом на уроках русского языка в начальных классах / П.А. Грушников. - М.: Просвещение, 2008. -197 с.
20. Ераткина, В.В. Активизация самостоятельной работы по орфографии в начальной школе. Научно-методические рекомендации для студентов / В.В. Ераткина. - Ряз. гос. пед. ун-т: РГПУ, 1995. -21с.
21. Жедек, П. С. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения/ под ред. М. С. Соловейчик.- М.: 1993. - 556с. 60
22. Жедек, П.С. Пути совершенствования обучения орфографии / П.С. Жедек // Начальная школа. - 1990. - №10. - с.24-26.
23. Жедек, П.С., Списывание в обучении правописанию / П.С. Жедек, М.И.Тимченко // Начальная школа. - 1998. - №8. - с.67.
24. Жуйков, С. Ф. Формирование орфографических действий / С.Ф. Жуйков. - М.: 1965. - 241 с.
25. Иванова, В.Ф. Современная русская орфография / В.Ф. Иванова. - М.: Просвещение, 2011. - 321с.
26. Казанцева, Г.Н. Психодиагностика мотивации: методич. пособие / Г.Н. Казанцева. -Ижевск: Издат. Дом «Удм. ун-т», 2002.- 100с.
27. Канакина, В.П. Русский язык. Часть 1 / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий.- М.: Просвещение, 2013. -165 с.
28. Кобызев, А.И. Обучение орфографии в восьмилетней школе / А.И. Кобызев, Е.М. Заморзаева.- М.: Просвещение, 1974. -634 с.
29. Козина, А. Н. Развитие орфографической зоркости у младших школьников / А.Н. Козина // Молодой ученый. — 2014. — №18. — с. 584-586.
30. Кустарева, В.А. Активизация учебной деятельности школьников и их речевая культура / В.А. Кустарева // Начальная школа. -2013. -№7.-с.29