- Курсовая работа
- Дипломная работа
- Контрольная работа
- Реферат
- Отчет по практике
- Магистерская работа
- Статья
- Эссе
- Научно-исследовательская работа
- Доклад
- Глава диплома
- Ответы на билеты
- Презентация
- ВКР
- Дипломная работа MBA
- Компьютерный набор текста
- Речь к диплому
- Тезисный план
- Чертёж
- Диаграммы, таблицы
- ВАК
- Перевод
- Научная статья
- Бизнес план
- Лабораторная работа
- Рецензия
- Решение задач
- Диссертация
- Доработка заказа клиента
- Аспирантский реферат
- Монография
-
Оставьте заявку на Дипломную работу
-
Получите бесплатную консультацию по написанию
-
Сделайте заказ и скачайте результат на сайте
Особенности стационарного социального обслуживания граждан пожилого возраста
- Готовые работы
- Дипломные работы
- Социальная работа
Дипломная работа
Хотите заказать работу на тему "Особенности стационарного социального обслуживания граждан пожилого возраста"?61 страница
41 источник
Добавлена 22.07.2025 Опубликовано: studservis
12000 ₽
24000 ₽
Фрагмент для ознакомления 1
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТАЦИОНАРНОГО СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ГРАЖДАН ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА 7
1.1 Характеристика основных понятий и нормативно- правовых документов, определяющих стационарное социальное обслуживание граждан пожилого возраста 7
1.2. Содержание стационарного социального обслуживания граждан пожилого возраста 21
2. ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕХНОЛОГИЙ СТАЦИОНАРНОГО СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ГРАЖДАН ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА 32
2.1. Анализ общих технологий стационарного социального обслуживания граждан пожилого возраста 32
2.2. Анализ частных технологий стационарного социального обслуживания граждан пожилого возраста (на примере «Государственное учреждение Тульской области «Комплексный центр социального обслуживания населения № 7») 37
3. СОДЕРЖАНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЫТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 58
Фрагмент для ознакомления 2
Актуальность исследования. В современных социально-экономических условиях одной из важнейших задач социальной политики является поддержка и социальная защита граждан пожилого возраста, а также взаимосвязанные организационно-правовые аспекты, социально-экономические условия для осуществления мер по улучшению их положения и укреплению социального обеспечения с учетом текущей демографической и социально-экономической ситуации
Проблемы стационарного социального обслуживания пожилых граждан сегодня очень актуальны, поскольку стационарные учреждения для престарелых и инвалидов плохо реагируют на многочисленные реформы. Дома престарелых выполняют свои функции и руководствуются своими собственными интересами, а не интересами людей, пользующихся их услугами. Средств федеральных и местных властей хронически не хватает, количество желающих попасть в такие учреждения серьезно превышает количество мест, которые они могут вместить.
В настоящее время во всех странах мира растет абсолютная численность и относительная доля населения пожилого возраста, аналогичные тенденции характерны и для Российской Федерации. В настоящее время государственные стационарные учреждения не могут справиться с ситуацией – очередь на эти учреждения значительно превышает их вместимость. Система стационарной социальной помощи пожилым гражданам требует новых альтернативных направлений развития. В этом случае решением актуальной проблемы может стать разработка механизма частно-государственного партнерства, в рамках которого возможно создание частных учреждений стационарного социального обслуживания.
Степень разработанности проблемы в литературе.
Степень разработанности проблемы стационарного социального обслуживания граждан пожилого возраста высока, что отражается в формировании законодательной базы, реализации программ высшего и среднего профессионального образования, изменении работы социальных учреждений и служб. Тема исследования находит отражение в работах таких авторов, как: Роик В.Д., Певная М.В., Колодко Г.В., Захаров М.Л., Воронина, Н.А.
Актуальность проблемы обусловлена рядом факторов:
1. Увеличение продолжительности жизни требует всё большего участия в жизни пожилых людей учреждений социального обслуживания.
2. Необходимость формирования теоретической базы для профессиональной подготовки социальных работников, которые контактируют с пожилыми людьми.
3. Изучение проблем, характерных для пожилых граждан страны, позволяет находить наиболее эффективные технологии и методы по оказанию результативной социальной помощи.
Некоторые аспекты, которые требуют внимания:
1. Социальная адаптация пожилых людей в стационарных учреждениях социального обслуживания. Важно, чтобы они не чувствовали себя обездоленными и чрезмерно опекаемыми.
2. Развитие частно-государственного партнёрства в сфере стационарного социального обслуживания пожилых граждан. Тесное взаимодействие государственных и частных структур может способствовать росту результативности обслуживания.
3. Решение негативных факторов, таких как недостаточное финансирование домов-интернатов, нехватка мест в них и специалистов.
Все вышесказанное определило выбор темы исследования: «Особенности стационарного социального обслуживания граждан пожилого возраста».
Объект исследования – направления стационарного социального обслуживания граждан пожилого возраста.
Предмет исследования – содержание и технологии стационарного социального обслуживания граждан пожилого возраста.
Цель исследования – определить особенности стационарного социального обслуживания граждан пожилого возраста.
Задачи исследования:
1) привести характеристики основных понятий и нормативных правовых документов, определяющих стационарное социальное обслуживание граждан пожилого возраста;
2) рассмотреть содержание стационарного социального обслуживания граждан пожилого возраста;
3) провести анализ общих технологий стационарного социального обслуживания граждан пожилого возраста;
4) проанализировать частные технологии стационарного социального обслуживания граждан пожилого возраста (на примере «ГУТО КЦСОН № 7»);
5) представить содержание и результат опытно-исследовательских разработок.
Методы исследования: изучение литературы по теме исследования, анализ печатных и электронных источников, ресурсов сети Интернет, синтез полученных данных, сравнительный метод, обобщение, наблюдение, анкетирование, беседа, опытно-исследовательская работа.
База исследования: ГУТО КЦСОН № 7.
Этапы исследования:
1 этап (2022-2023 гг.) – осуществлялся теоретико – методологический обзор по проблеме исследования, изучались нормативно-правовые акты, а также учебная и научная литература по теме ВКР.
2 этап (2023-2024 гг.) был посвящён анализу технологий стационарного социального обслуживания граждан пожилого возраста в ГУТО КЦСОН № 7
3 этап (2024-2025 гг.) - рассматривались практические аспекты социальной работы в системе стационарного социального обслуживания граждан пожилого возраста. Оформлялся текст ВКР и выполнялись задания к ВКР.
Структура исследования: настоящая выпускная квалификационная работа включает: введение, основную часть, состоящую из трех глав, заключение и список литературы.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТАЦИОНАРНОГО СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ГРАЖДАН ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА
1.1 Характеристика основных понятий и нормативно- правовых документов, определяющих стационарное социальное обслуживание граждан пожилого возраста
В настоящее время во всех странах мира растет абсолютная численность и относительная доля населения пожилого возраста [14], аналогичные тенденции характерны и для Российской Федерации.
Старость — это период жизни человека от утраты способности организма к продолжению рода до смерти [21]. Часто старость характеризуется ухудшением здоровья, умственных способностей, угасанием функций организма. Некоторые возрастные классификации делят старость на несколько более коротких периодов жизни человека:
пожилой возраст;
преклонный возраст;
старческий возраст (долгожительство).
Термин «старость» нельзя определить точно, так как в разных обществах этот термин имеет разные значения. Старость, возраст, который начинается с 75 лет и продолжается до конца жизни. Психические процессы в старости протекают в условиях более или менее резко выраженного физического снижения; фактор здоровья, физической активности занимает важное место среди основных факторов, обусловливающих социальный и психологический статус пожилого человека.
В соответствии с рекомендациями Всемирной организации здравоохранения человек, достигший 60 лет, считается пожилым, перешагнувший 90 – летний рубеж – долгожителем [11].
В современных условиях социальное обслуживание пожилых необходимо, если человек не может заботиться о себе сам или ему нужны постоянный уход и контроль здоровья. Эта услуга направлена на оказание широкого спектра помощи, включая создание условий для жизни в пожилом возрасте и здорового образа жизни, осуществление реабилитационных мероприятий, оказание сестринского и медицинского обслуживания, а также организацию досуга и развлечений.
Стационарная социальная помощь оказывается в стационарных учреждениях социальной помощи (школах-интернатах, гимназиях-интернатах и т.д.). Предоставлять социальные услуги гражданам, которые частично или полностью самодостаточны и нуждаются в постоянном постороннем уходе. Стационарная социальная помощь обеспечивает создание условий жизни, соответствующих их возрасту и состоянию здоровья, осуществление медицинских, психологических, социальных мероприятий, обеспечение питания и ухода за больными, а также организацию посильного труда, досуга и развлечений [20].
Стационарная социальная помощь - это предоставление социальных услуг гражданам, которые частично или полностью нетрудоспособны и нуждаются в постоянном уходе со стороны третьих лиц. Она проводится в стационарных учреждениях социального обслуживания, и включают в себя:
соответствующие возрасту и здоровые условия жизни;
медицинские, психологические и социальные мероприятия;
питание и уход;
организовывать посильную трудовую деятельность, развлечения и досуг [18].
Подход к социальной защите должен основываться на социальных критериях, которые представляют собой научные показатели потребления различных товаров и услуг, денежных доходов и количества других условий жизни населения. Важнейший социальный критерий - это минимальный потребительский бюджет. Его общий объем соответствует номинальному уровню дохода, что позволяет удовлетворить потребности в питании с минимальным физиологическим потреблением, включая стоимость энергии и основных питательных веществ, необходимых для взрослой жизни, а также потребности человеческого организма для роста и развития [17].
Создание действительно эффективной системы социальной защиты и подлинная реализация прав человека являются наиболее актуальными и одними из самых популярных в стране. В настоящее время материальные и финансовые ресурсы ограничены, чем когда-либо прежде, что особенно важно для обеспечения собственности, уместности и рациональности расходов, при решении вопросов социального обеспечения населения (и для самих бедных, и для общества). Практика доказала, что социальные, экономические и правовые вопросы находятся в тесном взаимодействии и взаимовлиянии. Реализация вопросов социальной защиты определила исход его правовой базы, которая является производным от внедрения инструментов и новых технологий, а также оборудования для соответствующих людских ресурсов [18].
Определение понятия «социальное обслуживание» наиболее полно раскрыто в Федеральном законе «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28.12.2013 № 442-ФЗ. Тот же закон определяет категорию «социальные услуги». Согласно статье 3 Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28.12.2013 № 442-ФЗ, социальное обеспечение - это «деятельность по предоставлению социальных услуг гражданам», а социальные услуги - это «действия, которые предоставляют гражданам постоянную, регулярную и единовременную помощь в области социальных услуг, включая экстренную помощь, для улучшения их жилищных условий и/или расширить их способность самостоятельно удовлетворять свои основные жизненные потребности». Таким образом, Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28.12.2013 № 442-ФЗ определяет социальное обслуживание как деятельность, то есть процесс предоставления социальных услуг, который является комплексным и систематическим. В этом случае социальные услуги являются неотъемлемой частью этой деятельности и могут быть предоставлены сразу. Социальное обеспечение и социальные услуги граждан характерны не только для России. Нормы международного права имеют большое значение при разработке политики в области социального обслуживания.
Социальные услуги, предоставляемые пожилым гражданам, являются обязанностью государства. Социальные услуги являются гарантией реализации прав граждан, закрепленных в Конституции Российской Федерации и отраженных в федеральном и региональном законодательстве. Государственные институты уделяют серьезное внимание организации и законам предоставления социальных услуг гражданам, нуждающимся в национальной социальной поддержке. Принимая во внимание высокую активность подавляющего большинства пожилых граждан, сформулирована и реализуется стратегия действий в интересах пожилых граждан Российской Федерации до 2025 года. Целью стратегии является увеличение продолжительности, уровня и качества жизни старшего поколения. Приоритетное направление стратегии сформулировано с учетом текущей социально-экономической политики в отношении старшего поколения граждан, и ее целью является достижение целей, изложенных в стратегии [7].
Результатом реализации стратегии станет налаженная система мер, направленных на улучшение благосостояния и социокультурного развития граждан пожилого возраста, укрепление их здоровья, увеличение продолжительности жизни и активного долголетия.
Социальные услуги населению в форме социальных служб могут осуществляться различными учреждениями. Федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийский институт стандартизации оборонной продукции и технологий» разработало национальные стандарты социального обслуживания населения, которые классифицируют учреждения социального обслуживания.
Классификация учреждений социального обслуживания определяется федеральными стандартами, утвержденными Приказом Ростеха № 535-ст1 от 30 декабря 2005 года. Классификация учреждений социального обслуживания также отражает функции и услуги, предоставляемые этими учреждениями. По типу обслуживания социальные учреждения делятся на следующие категории:
стационарное учреждение - осуществляет социальное обслуживание граждан в стационарных условиях, т.е. в условиях постоянного, временного и пятидневного в неделю проживания их в учреждении;
полустационарное учреждение - обеспечивает предоставление социальных услуг гражданам в течение определенного времени суток, т.е. в условиях дневного или ночного их пребывания в учреждении;
нестационарное учреждение - обеспечивает предоставление социальных услуг гражданам без их проживания в указанном учреждении;
комплексное учреждение - обеспечивает предоставление социальных услуг гражданам в стационарных, полустационарных условиях и на дому.
По данным федерального статистического наблюдения в России по состоянию на 1 января 2021 года функционирует более 1 200 стационарных организаций социального обслуживания для граждан пожилого возраста и инвалидов. Кроме того, в период с 2017 по 2021 год включительно, в результате реализации мероприятий Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения:
построено и реконструировано 65 объектов стационарных организаций социального обслуживания;
проведен ремонт в 689 объектах организаций социального обслуживания;
улучшены условия проживания и обслуживания в стационарных организациях социального обслуживания более чем для 128 тыс. граждан пожилого возраста и инвалидов;
вместимость стационарных организациях социального обслуживания увеличилась на 2 182 койко-места [5].
Социальные услуги стационарных учреждений социального обслуживания заключаются в предоставлении социальных услуг гражданам, которые частично или полностью неспособны к самообслуживанию и нуждаются в частом внешнем уходе, а также в обеспечении создания условий жизни, соответствующих их возрасту и состоянию здоровья, проведении медицинских, психологических, социальных мероприятий, питании и уходе за больными, и организовывать посильную трудовую деятельность, развлечения и досуг.
Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации, Россия является социальным государством. Это означает, что при любой системной и структурной реорганизации экономики страны приоритетом ее политики является обеспечение высокого уровня жизни для большинства граждан [1]. Государство обязано заботиться о создании условий для обеспечения достойной жизни и свободного развития человека. Социальная защита населения, особенно его наиболее уязвимых слоев, от негативного воздействия рыночных отношений на экономику является одним из важнейших направлений национальной социальной политики. Люди, нуждающиеся в государственной помощи, - это те, кто не может быть самодостаточным или полагаться на собственные силы в особых условиях жизни, а также те, кто не получает достаточной помощи для приобретения важных продуктов и благ [17, с. 51]. К таким гражданам относятся пожилые люди и одинокие граждане.
Правовой основой для реализации гарантий социального обеспечения для пожилых граждан являются:
Постановление Правительства РФ от 22 февраля 2012 г. № 142 «О финансовом обеспечении и об осуществлении выплаты ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9, 10 и 13 статьи 3 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» (ред. от 31.03.2023 г.);
ст. 41 Гражданского кодекса Российской Федерации от 30.11.1994 г. (ред. от 31.10.2024 г.) закрепляет патронаж для граждан-инвалидов [3]: «По заявлению совершеннолетнего дееспособного гражданина, который по состоянию здоровья не может самостоятельно осуществлять и защищать свои права и обязанности, над ним может быть установлена опека в форме патронажа». Попечитель (помощник совершеннолетнего дееспособного гражданина, который по состоянию здоровья не может осуществлять и защищать свои права и обязанности самостоятельно), попечитель (помощник совершеннолетнего дееспособного гражданина) может быть учрежден в форме патронажа. Попечитель (помощник совершеннолетнего дееспособного гражданина, который не может самостоятельно осуществлять и защищать свои права и обязанности) может быть учрежден над ним в форме патронажа) может быть назначен органом опеки и попечительства только с согласия такого гражданина;
ст. 601-605 Гражданского кодекса Российской Федерации от 30.11.1994 г. (ред. от 31.10.2024 г.) регулируют отношения пожизненного содержания с иждивенцем. Защита имущественных прав одиноких пожилых людей также осуществляется нормами наследственного права (часть III Гражданского кодекса). В целях материального обеспечения определенных категорий лиц, которые нуждаются в особой защите в силу своего возраста или состояния здоровья, закон предусматривает определенные ограничения на свободу завещания [3];
п. 3 ст. 38 Конституции РФ установлена обязанность трудоспособных детей, достигших 18 лет, заботиться о нетрудоспособных родителях. Данная конституционная норма воспроизведена в Семейном кодексе [1];
статьи 87 и 88 Семейного кодекса Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 24.10.24 г.) регулируют обязанности совершеннолетних детей по содержанию родителей, а также участие совершеннолетних детей в дополнительных расходах родителей;
статья 12 Федерального закона Российской Федерации «О погребении» от 12.01.1996 (ред. от 31.12.2023 г.) № 8-ФЗ в части 1 дает гарантии захоронения одиноким пожилым людям, не имеющим родственников.
Нормы, установленные законами, направлены на реализацию конституционных гарантий практически для всех пожилых людей. Существуют нормы, регулирующие права отдельных категорий пожилых людей. Основными из них являются Федеральный закон «О ветеранах» от 12.01.1995 № 5-ФЗ (ред. от 04.08.2022 г.), Закон Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий» от 18.10.1991 № 1761-1 (ред. от 06.12.2021 г.), поскольку подавляющее большинство его пользователей - пожилые люди.
В зависимости от предмета обязательства социальные услуги подразделяются на:
общегосударственные социальные услуги, предоставляемые уполномоченными государством административными органами, государственными предприятиями и учреждениями социального обслуживания;
негосударственные социальные услуги, предоставляемые организациями других форм собственности, и социальные услуги населению оказывают граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью.
Также различают следующие виды социальных услуг:
социальные и семейные мероприятия, направленные на поддержание важной деятельности получателей социальных услуг в их повседневной жизни;
социально-медицинские меры, направленные на поддержание здоровья получателей социальных услуг путем организации ухода, оказания помощи в осуществлении медицинских мероприятий и систематического наблюдения за получателями социальных услуг с целью выявления отклонений в состоянии их здоровья.;
социальная психология, оказывающая помощь в коррекции психологического состояния получателей социальных услуг для адаптации к социальной среде, включая использование телефонов доверия для анонимного оказания психологической помощи;
социальное образование направлено на профилактику правонарушений и личностное развитие получателей социальных услуг, формирование положительных интересов (в том числе в сфере досуга), организацию их досуга, а также оказание помощи семьям в воспитании детей;
призванные помочь найти работу и решить другие проблемы, связанные с адаптацией к трудовой деятельности;
правовые, призванные способствовать получению юридических услуг, в том числе бесплатных, для защиты прав и законных интересов получателей социальных услуг;
услуги, направленные на повышение коммуникационного потенциала получателей социальных услуг для лиц с ограниченными возможностями, включая детей с ограниченными возможностями;
экстренные социальные услуги.
Основной закон страны - Конституция Российской Федерации определяет, что Россия является социальным государством, и ее политика направлена на создание условий для обеспечения всестороннего развития человека и граждан и параметров его достойной жизни (ст.7) [1]. В этом смысле, чтобы реализовать социальные особенности российского государства, публичная власть преследует следующие цели:
здоровье и труд людей, занятых в структуре национальной экономики, защищены;
установить гарантированную минимальную заработную плату;
государственная поддержка семьи, матерей, отцов и детей, инвалидов и пожилых граждан признана важнейшим институтом социального развития;
организуется система социального обслуживания, деятельность которой направлена на предоставление социальных услуг населению Российской Федерации;
установить государственные пенсии, пособия и другие гарантии социальной защиты.
Таким образом, законодатели установили и признали, что защита прав и интересов граждан является неотъемлемой частью и важнейшей чертой социального государства Российской Федерации. В этом отношении законодательство о социальном обеспечении является самостоятельной отраслью российской правовой системы. Его целью является реализация гарантий всех социальных прав, провозглашенных в Конституции Российской Федерации и других нормативных актах, разъясняющих принципы Конституции.
Основные положения законов и нормативных актов в области социального обслуживания населения Российской Федерации предусмотрены Федеральным законом от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (ред. от 31.08.2024 г.). Таким образом, согласно ст.3 указанного закона, «социальная услуга - действие или действия в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности». В то же время социальная услуга выражается в долгосрочных или регулярных действиях в области социальных услуг, предлагаемых гражданам, с одной стороны, для улучшения их жилищных условий, с другой стороны, для расширения возможности самоудовлетворения их потребностей.
В целом Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» определяет экономическую и правовую основу и инструменты реализации мер социального обслуживания через систему органов государственной власти Российской Федерации, а также права и обязанности получателей социальных услуг и непосредственных поставщиков. Принимая во внимание существующие социально-экономические потребности общества и основываясь на гуманитарных принципах, функции системы социального обслуживания можно разделить на:
оказание помощь и поддержку бедным, больным и гражданам, живущим в трудных условиях;
обеспечение приемлемого уровня нормального потребления для всех социальных групп.
Современная редакция Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28.12.2013 № 442-ФЗ не только дополняет положения о разделении полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации в сфере социального обслуживания, но и отражает введение новых институтов в уполномоченных федеральных органах исполнительной власти и уполномоченных органах субъектов Российской Федерации.
Субъектами правоотношений по социальному обслуживанию являются физическое лицо и государственный орган (учреждение или иное уполномоченное государством лицо), выступающие носителями субъективных прав и обязанностей.
В качестве физических лиц в указанных правоотношениях могут участвовать граждане РФ, лица без гражданства, беженцы и вынужденные переселенцы, иностранцы, постоянно проживающие на территории РФ. Иностранцы, временно находящиеся на территории РФ, могут быть субъектами рассматриваемых правоотношений только при наличии соответствующих межгосударственных соглашений.
Чтобы участвовать в праве на социальное обеспечение, гражданин должен обладать дееспособностью и дееспособностью. В зависимости от специфики общественных отношений эти элементы правосубъектности могут быть как одновременными, так и не совпадающими по времени возникновения. В частности, ребенок-инвалид в возрасте до 18 лет, являющийся субъектом правоотношений на получение социальной пенсии, имеет правоспособность только в том случае, если он является инвалидом. От его имени в этих правоотношениях выступают родители, опекуны или законные опекуны. Если человек признан недееспособным из-за психического заболевания, его представитель также участвует в правах на социальное обеспечение от его имени.
Содержание правоотношений в сфере социальных услуг складывается из субъективных прав и соответствующих юридических обязанностей субъектов правоотношений. Субъективные права и юридические обязанности образуют правовую связь между субъектами правоотношений, а субъекты правоотношений обычно представлены правами субъектов социального обеспечения и обязательствами, реализуемыми уполномоченными учреждениями (организациями). Кроме того, у каждого субъекта может быть несколько прав и обязанностей.
В целях социальной защиты используются социально-экономические методы, такие как система компенсации и социального обеспечения для определенных групп населения, предусмотренная законом. Они установлены для, более чем, 200 категорий граждан, а количество их обращений достигает почти 100 миллионов (ветераны, дети, инвалиды, студенты, безработные и другие категории) [22]. Цель использования социально-экономических методов - выяснить, кто нуждается в помощи и, что наиболее важно, найти наиболее эффективные способы оказания социально-экономической поддержки группам населения, находящимся в зоне риска. Социально-экономическая поддержка населения осуществляется за счет выплаты субсидий и льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг. В частности, созданы отдельные категории разных видов налогов. Так, первая и вторая группы инвалидов и инвалидов детства, участники войн и боевых действий, пострадавшие от радиации, пенсионеры и ряд других категорий граждан освобождены от налога на имущество [20]. Такой же социально-экономический подход должен включать процедуры предоставления бесплатных семейных и постоянных социальных услуг. Одинокие пенсионеры живут в бесплатном интернате.
Правовая система Российской Федерации включает в себя законодательство, нормативные и иные акты, защищающие права и интересы граждан страны, в том числе граждан пожилого возраста. Социальная защита пожилых людей в России регулируется правовыми документами, которые условно можно разделить на три группы норм: независимо от возраста, они содержат все нормы гражданских прав, в том числе и для пожилых людей. К ним относятся нормы, прописанные во многих законодательных актах:
Первым законом, обладающим высшей юридической силой, является Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 01.07.2020 № 11-ФКЗ) – определяет основы социальной защиты в РФ.
Фрагмент для ознакомления 3
2. Трудовой кодекс Российской Федерации: федер. закон РФ от 30 дек. 2001 г. №197-ФЗ (ред. от 14 июля 2022 г. № 349-ФЗ) // Собр. законодательства РФ. 2002. № 1, ч.1. Ст.3.
2. О занятости населения в Российской Федерации: федер. закон от 19 апр. 1991 г. №1032-1 (ред. от 19 нояб. 2021 г. № 374-ФЗ) // Ведомости Съезда Народных депутатов РФ и ВС РФ. 1991. №18. Ст. 556.
3. Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации: федер. закон от 28 дек. 2013 г. № 442-ФЗ (ред. от 11 июля 2021 г. № 170-ФЗ) // Собр. законодательства РФ. 2013. № 52, ч.1. Ст.7007.
4. Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг: федер. закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ (ред. от 30 дек. 2021 г. № 449-ФЗ) // Собр. законодательства РФ. 2010. № 31. Ст.4179.
5. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: федер. закон от 24 нояб.1995 г. № 181-ФЗ (ред. от 29 нояб. 2021 г. № 385-ФЗ) // Собр. законодательства РФ. 1995. № 48. Ст.4563.
6. Об утверждении сводного перечня первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде: Распоряжение Правительства РФ от 17 дек. 2009 № 1993-р (ред. от 28 дек. 2011 г. № 2415-р) // Собр. законодательства РФ. 2009. № 52, ч. 2. Ст. 6626.
7. Об утверждении Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 г.: Распоряжение Правительства РФ №164-р от 5 февр. 2016 г. // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» (дата обращения: 01.10.2022)
8. Алексеев, И. С. Богатство и люди: учебное пособие / И. С. Алексеев. - М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2016. - 272 с.
9. Амирова С.А. Проблемы бедности в России С.А. Амирова // Актуальные вопрос современной экономики. 2020. - № 3. С. 1-6.
10. Андреева Е.И., Бычков Д.Г., Феоктистова О.А. Анализ эффективности мер социальной поддержки, направленных на сокращение уровня бедности //Актуальные вопросы современной экономики 2020. - № 6 (2) - с.538-557
11. Антипьева, Н. В. Единство и дифференциация в праве социального обеспечения / Н.В. Антипьева. - Москва: Мир, 2016. - 750 c.
12. Ахинов, Г.А. Социальная политика: учебное пособие / Г.А. Ахинов, С.В. Калашников. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 272 с
13. Богданов, И.Я. Бедность как образ жизни в современной России: монография / И.Я. Богданов. - М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2019. - 224 с.
14. Воронина, Н.А. Права человека и правовое социальное государство в России: учебное пособие / Н.А. Воронина, А.С. Запесоцкий, В.А. Карташкин; Отв. ред. Е.А. Лукашева. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2016. - 400 с.
15. Горшков, М.К. Прикладная социология: методология и методы: учебное пособие / М.К. Горшков, Ф.Э. Шереги. - М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2018. - 416 с.
16. Добреньков, В.И. Социология: учебное пособие / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. - М.: НИЦ Инфра-М, 2018. - 624 с.
17. Захаров, М. Л. Право социального обеспечения России: учеб. для студентов вузов, обучающих по специальности «Юриспруденция / М. Л. Захаров, Э. Г. Тучкова.- М.: БЕК, 2016. - 560 с.
18. Иванова, Ю.Н. Основы международной статистики: учебное пособие / Ю.Н. Иванова. - М.: НИЦ Инфра-М, 2017. - 621 с
19. Колодко Г.В. Куда идет мир: политическая экономия будущего: монография / Г.В. Колодко; Пер. с польск. Ю. Чайникова. - М.: Магистр, 2019. - 528 с.
20. Кондауров, В. И. , Страданченков, А. С. Социология: учебное пособие / В.И. Кондауров, А.С. Страданченко. - (Серия "Высшее образование")/Кондауров В. И. ИНФРА-М, 2016. - 144 с.
21. Кубишин Е.С. , Седлов А.П., Соболева И.В. Бедность в России: методология измерения и международное сравнение / Е.С. Кубишин, А.П. Седлов, И.В. Соболева // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2021. - №1. – с. 56- 69.
22. Кумбашева, Ю. А. Экономические и социальные проблемы современной России: учебное пособие / Ю. А. Кумбашева. - 2-е изд., стереотип. - М. : ФЛИНТА, 2016. - 316 с.
23. Ле Гранд Дж., К. Пропер, С. Смит. Экономический анализ социальных проблем: учебное пособие / Дж. Ле Грандж. М. НИУ ВШЭ, 2018. – 314 с.
24. Лубинец, Т. Проблемы малого и среднего бизнеса в постпандемийный период 2020–2021 гг. и пути их решения с использованием инновационного менеджмента / Т. Лубинец. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XIX Междунар. науч. конф. (г. Казань, апрель 2021 г.). — Казань: Молодой ученый, 2021. — С. 24-27.
25. Макрорегион Сибирь в постсоветской России: анализ социально-экономических показателей: / В. С. Ефимов, А. В. Ефимов // Макрорегион Сибирь: проблемы и перспективы развития: Сб. науч. трудов / А.В. Усс, В.Л. Иноземцев и др. - М.: НИЦ ИНФРА-М; Красноярск: СФУ, 2019. - с. 236-273.
26. Мальцева Е. С. Экономический рост и проблема бедности в России / Е.С. Мальцева // Бизнес и дизайн ревю. 2019. - № 2 (14). - С. 2.
27. Мелкумов, Я.С. Социально-экономическая статистика: учебное пособие / Я.С. Мелкумов. - М.: НИЦ Инфра-М, 2019. - 236 с.
28. Нагорнова, А. Ю. Теория и технология социальной работы с пожилыми людьми : учеб. пособие для академического бакалавриата / А. Ю. Нагорнова. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 133 с.
29. Нуреев, Р.М. Россия: особенности институционального развития: монография / Р.М. Нуреев. - М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2020.- 448 с
30. Осьмова, М.Н. Глобализация мирового хозяйства: учебное пособие./ М.Н. Осьмова; Под ред. М.Н. Осьмовой, Г.И. Глущенко. - 2-e изд. - М.: ИНФРА-М, 2019. - 389 с.
31. Певная, М. В. Управление волонтерством: международный опыт и локальные практики : монография / М. В. Певная ; под науч. ред. Г. Е. Зборовского. — 2-е изд. — М. : Издательство Юрайт, 2019 ; Екатеринбург : Изд-во Урал. Ун-та. — 433 с.
32. Пенсионное обеспечение: учебник для академического бакалавриата / М. О. Буянова, О. И. Карпенко, С. А. Чирков ; под общ. ред. Ю. П. Орловского. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 193 с.
33. Роик, В. Д. Социальная защита отдельных категорий граждан. Качество жизни пожилого населения : учеб. пособие для СПО / В. Д. Роик. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 400 с.
34. Роик, В. Д. Социальная политика: качество жизни пожилого населения и страховые институты социальной защиты : учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры / В. Д. Роик. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 400 с.
35. Сидорина, Т.Ю. Два века социальной политики: учебное пособие / Т.Ю. Сидорина. М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 2017. - 442 с.
36. Социальная педагогика : учебник и практикум для академического бакалавриата / отв. ред. С. А. Расчетина, З. И. Лаврентьева. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 416 с.
37. Черемных, Ю.Н. Микроэкономика. Продвинутый уровень: учебное пособие / Ю.Н. Черемных; Московский Госуд. Универ. им. М.В.Ломоносова (МГУ). - М.: ИНФРА-М. - 2018. - 844 с.
38. Шубина, А. А. Социальная политика Российской Федерации // Молодой ученый. - 2019. - № 41 (279). - С. 207-209.
39. Лисицына, М.С. Роль государства в сфере социальной защиты населения [Электронный ресурс]: научная статья // Научный диалог: вопросы гуманитарных исследований – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс». – 2019. - № 5. Режим доступа: https:/interactive-plus.ru/ru/article/16189/discussion_platform
40. Основные макроэкономические показатели Российской Федерации [Электронный ресурс]: статистический отчет // Режим доступа: cisstat.com›rus/macro/rus.htm.
41. Доклады представителей Комитета по социальной политике Тульской области
Узнать стоимость работы
-
Дипломная работа
от 6000 рублей/ 3-21 дня/ от 6000 рублей/ 3-21 дня
-
Курсовая работа
1600/ от 1600 рублей / 1-7 дней
-
Реферат
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней
-
Контрольная работа
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Решение задач
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Бизнес план
2400/ от 2400 руб.
-
Аспирантский реферат
5000/ от 5000 рублей/ 2-10 дней
-
Эссе
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней