- Курсовая работа
- Дипломная работа
- Контрольная работа
- Реферат
- Отчет по практике
- Магистерская работа
- Статья
- Эссе
- Научно-исследовательская работа
- Доклад
- Глава диплома
- Ответы на билеты
- Презентация
- Тезисный план
- Чертёж
- Диаграммы, таблицы
- ВАК
- Перевод
- Бизнес план
- Научная статья
- Рецензия
- Лабораторная работа
- Решение задач
- Диссертация
- Доработка заказа клиента
- Аспирантский реферат
- Монография
- ВКР
- Дипломная работа MBA
- Компьютерный набор текста
- Речь к диплому
-
Оставьте заявку на Дипломную работу
-
Получите бесплатную консультацию по написанию
-
Сделайте заказ и скачайте результат на сайте
Бумажная пластика как средство развития художественного творчества детей дошкольного возраста
- Готовые работы
- Дипломные работы
- Педагогика (другое)
Дипломная работа
Хотите заказать работу на тему "Бумажная пластика как средство развития художественного творчества детей дошкольного возраста"?57 страниц
49 источников
Добавлена 01.08.2025 Опубликовано: studservis
10675 ₽
21350 ₽
Фрагмент для ознакомления 1
Введение………………………………………….……………………………….....3
Глава 1 Теоретические и практические основы развития художественного творчества детей старшего дошкольного возраста на занятиях по бумажной пластике……………………..…………………………..9
1.1. Анализ психолого-педагогических исследований по проблеме развития детского творчества детей дошкольного возраста …………………….9
1.2. Педагогические условия развития художественного творчества детей дошкольного возрастана занятиях по бумажной пластике……………………...12
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по развитию художественного творчества детей дошкольного возраста на занятиях по бумажной пластике…………………………………………………………….………………28
2.1 Констатирующий эксперимент по изучению уровня развития художественного творчества детей дошкольного возраста…………………......28
2.2. Задачи, содержание и методика проведения опытно-экспериментальной работы по развитию художественного творчества детей старшего дошкольного возраста на занятиях по бумажной пластике……………………………….....….35
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы………….......43
Заключение……………………………………………………………...…………48
Список использованных источников и литературы…………………………50
Приложения…………………………………………………………………….….54
Фрагмент для ознакомления 2
Согласно положениям Федерального государственного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) и федеральной образовательной программы (далее – ФОП ДО) в дошкольных образовательных учреждениях на современном этапе работа с детьми организуется в соответствии с принципами развивающего образования и акцентируется внимание на личностно-ориентированном и интегративном подходах [39; 40].
Исследователи в области педагогики и психологии считают, что творчество является не только ключом к пониманию человека и его потенциала, способностей в области искусства и областей, непосредственно связанных с творчеством, но и потенциала в других сферах жизни. Ведь в современном мире растет конкуренция, и дети участвуют в различных конкурсах. Креативный и нестандартный подход к решению задач ценится во всех сферах нашей жизни [4; 6; 12].
Проблемы развития творчества как необходимого инструмента развития личности освещались и рассматривались отечественными и зарубежными исследователями. Проблемой развития творческих способностей занимались такие педагоги и психологи, как Д. Б. Богоявленская, Л. А. Венгер, Л. С. Выготский, В. Н. Дружинин, Я. А. Пономарев, Б. М. Теплов и др.
Проблемой развития воображения, как одной из составных частей детского творчества, занимались Э. В. Ильенков, В. В. Давыдов, О. М. Дьяченко и другие.
Для развития творческих способностей в дошкольных учреждениях используются различные педагогические технологии, способствующие развитию творческого мышления и воображения у детей.
Ребенок развивается во всех видах деятельности, в том числе – продуктивной. Занятия продуктивными видами деятельности создают условия для развития художественного творчества, познания прекрасного и способствует развитию у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности (Е. А. Флерина, Г. В. Лабунская, М. П. Сакулина, Л. А. Парамонова).
В рамках деятельностного подхода образовательный процесс дошкольной образовательной организации строится с учетом принципа включения личности каждого ребенка в значимую деятельность. Многочисленные авторы подчеркивают, что творчество – это процесс взаимодействия человека с окружающей действительностью, творчеству можно научить и следует учить, оно не является врожденным качеством личности и развивается постепенно под воздействием воспитания и обучения.
Т. С. Комарова, Г. Г. Григорьева и др. доказали, что творческие возможности детей проявляются уже в дошкольном возрасте и развитие их происходит в процессе специально организованного обучения в разных видах детской деятельности, в том числе, изобразительной.
В настоящее время в дошкольном образовательном учреждении реализуются различные виды продуктивной деятельности, в том числе, – бумажная пластика. Бумага является одним из самых доступных материалов в детском учреждении, достаточно проста в использовании и безгранична в возможностях своего преобразования в художественный образ.
Бумажная пластика – это искусство моделирования из бумаги различных объектов. Простота материала и широкое его применение делает бумажную пластику одним из эффективных средств в развитии творческих качеств ребенка-дошкольника. Техник по работе с бумагой много – оригами, киригами, пейп-арт, модульное оригами аэрогами и др. Все техники можно применять в работе дошкольной образовательной организации (Далее – ДОО), адаптировав их к возможностям возраста детей.
Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами бумажной пластики возможно при организации специальных педагогических условий. Однако, анализ литературы и опыт практической работы в ДОО выявляет противоречие между использованием традиционной методики обучения с опорой на репродуктивные методы, требующие формирование знаний и умений на основе строгого подражания готовым образцам и выданным инструкциям и необходимостью способствовать развитию творческих способностей, созданию оригинальных продуктов творчества и самостоятельному поиску способов воплощения своих художественных замыслов.
Проблема исследования заключается в необходимости поиска эффективных методов и приемов развития художественного творчества детей на занятиях по бумажной пластике.
Цель исследования – выявить педагогические условия развития художественного творчества детей дошкольного возраста на занятиях по бумажной пластике.
Объект исследования – развитие художественного творчества детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – бумажная пластика как средство развития художественного творчества детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: развитие художественного творчества детей дошкольного возраста на занятиях по бумажной пластике будет протекать успешнее, если:
содержание занятий направлено не только на развитие навыков работы с материалами и инструментами, но и предусматривает побуждение детей к самостоятельному созданию художественного образа и выбору техник для воплощения своего замысла;
использовать методы проблемного обучения (проблемно-речевые ситуации, постановка конкретных вопросов, метод аналогии, мозговой штурм);
опираться на личный опыт детей, осуществлять индивидуальный подход и дозированную помощь в творческом процессе;
создавать эстетическую среду в ДОО с использованием произведений детского художественного творчества;
осуществлять продуктивное сотрудничество с родителями воспитанников по решению задач художественно-творческого развития детей.
Задачи исследования:
Провести анализ психолого-педагогических исследований по проблеме развития детского художественного творчества детей дошкольного возраста;
Разработать комплекс педагогических мероприятий по развитию художественного творчества детей дошкольного возраста на занятиях по бумажной пластике;
Экспериментально проверить эффективность выявленных педагогических условий.
Теоретико-методологической основой явились:
- труды, раскрывающие психологические основы развития творчества детей (Л. С. Выготский, А. А. Мелик-Пашаев, Б. М. Теплов. и др.);
- работы, изучающие возможности бумажной пластики в развитии творческих способностей дошкольников (Н. А. Ветлугина, Т. С. Комарова, Л. А. Парамонова, Е. А. Флерина и др.).
Для достижения заявленной цели и решения поставленных задач был использован комплекс методов исследования: анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, анализ продуктов деятельности детей дошкольного возраста, беседы, педагогический эксперимент, статистическая обработка данных.
Практическая значимость работы определяется возможностью использования созданного комплекса педагогических мероприятий по развитию творческих способностей старших дошкольников на занятиях по бумажной пластике в условиях дошкольной образовательной организации.
Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе Муниципального казенного общеобразовательного учреждения 201 г. Барнаула. В исследовании приняли участие 30 детей, 3 педагога ДОУ, родители.
Исследование проводилось в 3 этапа.
Первый этап – теоретико-аналитический – осмысление методических и теоретических положений исследования, определение объекта и предмета исследования; формирование гипотезы и задач, разработка программы педагогического эксперимента, подбор методов исследования, проведение констатирующего эксперимента и анализ его результатов.
Второй этап – опытно-экспериментальный – определение педагогических условий использования бумажной пластики с целью развития творческих способностей детей старшего дошкольного, их внедрение и апробация, фиксирование и обоснование результатов формирующего эксперимента.
Третий этап – итогово-обобщающий – анализ и систематизация полученных экспериментальных данных, осуществление их интерпретации, формирование основных выводов, литературное оформление выпускной квалификационной работы.
В структуру выпускной квалификационной работы входят введение, две главы, заключение, список использованных источников и литературы, приложения.
Во введении раскрыты актуальность выбранной темы, проблема исследования, выявлены объект, предмет, цель, гипотеза, задачи исследования методы исследования.
В первой главе «Теоретические и практические основы развития художественного творчества детей дошкольного возраста на занятиях по бумажной пластике» были выявлены теоретические основы влияния занятий по бумажной пластике на творческие способности детей. Проведен анализ психолого-педагогической литературы о возможностях использования разных видов бумажной пластики для развития творческих способностей дошкольников. Определены педагогические условия, способствующие развитию творческих способностей детей дошкольного возраста на занятиях по бумажной пластике.
Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по развитию художественного творчества дошкольного возраста на занятиях по бумажной пластике» представлена методика организации экспериментальной работы, раскрыто содержание этой работы, проанализированы результаты исследования.
В заключении представлены общие итоги исследования, основные выводы.
Приложение дополняет содержание и результаты опытно-экспериментальной деятельности в рамках изучаемой темы.
Текст выпускной квалификационной работы содержит 70 страниц машинописного текста, 3 приложения, 48 литературных источников.
Глава 1. Теоретические и практические основы развития художественного творчества детей старшего дошкольного возраста на занятиях по бумажной пластике
1.1 Анализ психолого-педагогических исследований по проблеме развития детского творчества детей дошкольного возраста
Творчество ученые рассматривают как деятельность человека, относящуюся к высшему уровню деятельности по пониманию и преобразованию окружающей действительности природного и социального мира. В деятельности, которая отвечает за творчество, человек не только качественно преобразует мир, но и самого себя изменяет, тем самым, развивает себя и приобретает себя в новом качестве, как творческую личность [1].
Существуют вариативные подходы к определению творческой деятельности. Так, по утверждению Т. Н. Прохоровой, творчество – это деятельность, порождающая нечто качественно новое, отличающееся неповторимостью и общественно-исторической уникальностью, а один из заслуженных ученых в области педагогики В. А. Сластенин называет творчество открытием или созданием новых материальных и духовных ценностей [22].
У А. Г. Спиркина мы находим определение творчества как мыслительной и практической деятельности, в результате которой создаются оригинальные ценности, устанавливаются новые факты, свойства, закономерности и др. [23].
Философ А. Г. Спиркин определяет творчество как духовную деятельность, ведущую к созданию оригинальных ценностей, созданию новых, ранее неизвестных истин, особенностей и закономерностей материального мира и духовной культуры [26].
Изложенные выше концепции авторов (И. A. Беляева, А. Г. Спиркин), мы можем понять общие черты и прийти к выводу, что творчество - это деятельность, направленная на создание нового продукта, а также материальных, духовных и культурных ценностей [28].
По определению из толкового словаря, творчество следует понимать, как деятельность, направленную на создание материальных и духовных ценностей, в результате которой получается что-то новое, неповторимое. Отличительной чертой творчества, как деятельности человека, можно рассматривать показатель новизны полученного результата в ходе творческой деятельности. Стоит заострить внимание на том моменте, что этот показатель новизны результата творческой деятельности носит объективный характер, поскольку создаётся то, чего раньше не существовало. При этом процесс создания несёт субъективный характер, так как в данном процессе выступает индивидуальность творца [38].
Дошкольный возраст является сенситивным периодом в развитии творчества ребенка.
У дошкольников развивается самоопределение, целеустремленность и интенциональность психических процессов, что свидетельствует об участии воли в процессах восприятия, памяти и внимания [5].
Л. А. Венгер указывает, что в период перехода от раннего к дошкольному возрасту под влиянием продуктивной, конструкторской и художественной деятельности в восприятии ребенка развивается сложная аналитико-синтетическая деятельность, в частности, он может мысленно разделять видимое, а затем объединять их. Новое содержание обретают и перцептивные образы, связанные с формой предметов. Помимо плана различны также строение предметов, характеристики пространства и соединение его частей [5].
Н. А. Ветлугина придерживается точки зрения, что, делая новые открытые для себя, ребёнок, тем самым, дает новые знания взрослым о себе. Тогда отношение к детскому творчеству должно быть педагогическим. При этом в оценке детского творчества акцент нужно делать не столько на результат, сколько на сам процесс деятельности [6].
Исходя из этих принципов Н. П. Сакулина говорит, что формирование таких качеств личности, как самостоятельность, активность, инициатива, проявляющиеся в процессе деятельности, как непременные составные творчества [35].
Проблема развития детского художественного творчества рассматривалась в исследованиях искусствоведа А. В. Бакушинского, педагогов Г. В. Лабунской, Е. А. Флериной, Н. П. Сакулиной, Т. С. Комаровой, Т. Г. Казаковой и др., психологов Е. И. Игнатьева, В. И. Кириенко, В. С. Мухиной, О. М. Дьяченко и др.
В узком смысле к художественному творчеству относят продукты самостоятельного творческого проявления ребёнка, выполненные по личному впечатлению или замыслу и собственными силами на основе умений, приобретённых самостоятельно или под руководством взрослых. Многоплановостью замысла, процесса и продукта художественное творчество отличается от учебных работ по искусству, где ребёнок тренирует какое-то отдельно взятое умение, технический приём, задача и план которых заранее определены воспитателем.
На каждом возрастном этапе художественное творчество становится самостоятельной, свободной и творческой. Поэтому каждый педагог должен знать эти характеристики и учитывать их при работе с детьми.
В книге «Детское творческое конструирование» Л. А. Парамонова выделяет три особенности детского художественного творчества [23].
Первая особенность заключается в том, что ребенок иногда рисует оригинальные картинки, пишет стихи, мелодии и делает множество «открытий» в процессе знакомства с окружающими предметами.
Новизна изобретений и творческих продуктов субъективна. Ребенок работает самостоятельно, это первая важная особенность его творческой деятельности.
Второй признак – эмоциональный отклик, поиск, нахождение, повторение образа, найденного на картине или модели, проба других вариантов его решения, поиск и повторение способа изображения, сцены или декоративной композиции.
Третья особенность – желание ребенка экспериментировать с материалами, находить новые способы, рисовать, моделировать, комбинировать разные средства выразительности при создании изображения в приложении. Его работы носят исследовательский и демонстративный характер, а готовность использовать разнообразные материалы и визуальные техники придает ему творческий, утонченный характер [9].
При оценке детского творчества встаёт вопрос о критериях этого оценивания, выбор данных критериев осложняется тем, что нет однозначного определения в науке сущности творчества вообще и детского творчества в частности.
Стоит отметить, что не каждую детскую продукцию можно считать творчеством. Н. А. Ветлугина выделила показатели, по которым можно отнести ту или иную продукцию детей к творчеству. Она разделила их на 3 группы:
1. Показатели, дающие характеристику отношения детей к творчеству: увлечённость, способность «войти» в воображаемые обстоятельства и условные ситуации, искренность переживаний. На этой основе хорошо развиваются художественные способности.
2. Показатели, характеризующие качество способов творческих действий детей: быстрота реакции, находчивость при решении новых задач, использование различных вариантов, комбинирование знакомых элементов в новые сочетания, оригинальность способов действий.
3. Показатели качества продукции: отбор детьми характерных черт жизненных явлений, персонажей, предметов и их отражение в рисунке, музыкальной игре, драматизации, в словесном, песенном и танцевальном творчестве, поиски художественных средств, удачно выражающих личное отношение детей и передающих замысел.
Многочисленные исследования Э. П. Торренса легли в основу типологии творчества и позволили исследователю выделить его параметры:
- беглость – проявляется в быстром, спонтанном выполнении задания;
- гибкость – проявляется в способности индивида переключаться с одного объекта, признака на другой;
- оригинальность – проявляется в уникальность, не стандартности и не встречаемости объекта среди других;
- разработанность, точность выполнения заданий [15].
Все показатели творческого начала в деятельности детей могут быть использованы при анализе процессов и результатов деятельности конкретного ребёнка, в целом детей группы на занятии, а также вне занятий, т.е. в процессе самостоятельной художественной деятельности.
Таким образом, анализ литературных первоисточников мы можем сделать вывод, что в дошкольном возрасте дети уже способны правильно мыслить и находить пути решения собственных творческих решений. Невозможно развивать детское творчество, используя лишь привычный набор художественно-изобразительных материалов и традиционные способы передачи полученной информации.
1.2 Педагогические условия развития художественного творчества детей дошкольного возраста на занятиях по бумажной пластике
Согласно ФОП ДО работа с дошкольниками в ДОО должна быть организована по принципам развивающего обучения и ориентирована на индивидуальный и интегративный подходы. В рамках системно-деятельностного подхода образовательный процесс дошкольных образовательных учреждений строится с учетом принципа включения личности каждого ребенка в содержательную деятельность.
Наиболее эффективно добиться развития творческих способностей, по мнению Т. А. Гомыриной, можно сделать в детском художественном труде.
В настоящей работе нами будут рассмотрены условия использования различных видов работы с бумагой как средства развития творчества ребенка-дошкольника.
Бумагу можно использовать не только как материал для рисования, но и как пластичный конструкторский материал. Бумажная пластика – это особый вид творческой деятельности, направленной на конструирование и создание работы из бумажного материала. Бумажной пластикой называют, как и сам процесс работы с бумагой, так и готовые произведения [6, с. 73].
В бумажной пластике создаются положительные условия для развития эстетического и эмоционального восприятия искусства, которые со временем переходят в эстетические эмоции и способствуют развитию эстетического подхода к действительности. Все, что ребенок передает в изображении, то есть форма, строение, размер, цветовое решение, расположение в пространстве, способствует развитию его наблюдательности, освещает свойства предметов, развивает чувство формы, цвета, ритма. В процессе рисования у детей развивается эстетическое сознание и эстетическое отношение к окружающему миру [24].
Развитие художественного творчества детей в детском саду осуществляется как в непосредственной учебной деятельности, так и в процессе самостоятельной деятельности детей.
Л. А. Парамонова дала следующее определение бумажной пластики – это по сути дела художественное конструирование из бумаги, в котором новые целостности – художественные образы, конструкции, модели создаются из достаточно «послушного», пластичного и к тому же весьма доступного материала – бумаги [32, с.37].
В практике работы ДОО существует несколько видов работы с бумагой:
- Обрывная аппликация (Рисунок 1). Данная аппликация выполняется с помощью рваной бумаги. Такие подделки получаются пушистыми. Старшие дошкольники могут обрывать кусочки бумаги, придавая им нужную форму.
- Накладная аппликация (Рисунок 2). Такие аппликации позволяют развивать у детей логическое мышление. Суть аппликации состоит в том, чтобы накладывать друг на друга изображения размером от большего к меньшему. Такие аппликации выпуклыми и объемными.
- Модульная аппликация (мозаика) (Рисунок 3).
Такая аппликация аналогично мозаики. Изначально готовятся заготовки – вырезанные квадратики, треугольники из бумаги. Детям предлагается клеить заготовки друг с другом, чтобы получилось изображение мозаики.
При такой технике образ будущей картины получается путем наклеивания множества одинаковых форм. Важное значение при этом отводится правильному расположению элементом отдельных цветов, чтобы был виден рисунок мозаики.
- Симметричная аппликация (Рисунок 4). Для симметричных изображений заготовку – квадрат или прямоугольник из бумаги нужного
Фрагмент для ознакомления 3
Антонова, Г. П. Познавательная деятельность детей шести и семи лет : монография / Г. П. Антонова, И. П. Антонова ; Славянский государственный педагогический институт ; Борисоглебский государственный педагогический ин-т. – Москва : Прометей, 1991. – 124 с.
Арапова, С. В. Обучение изобразительному искусству. Интеграция художественного и логического / С. В. Арапова. – Санкт-Петербург : КАРО. – 2004. – 247 с.
Богоявленская, Д. Б. Психология творческих способностей : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии / Д. Б. Богоявленская. – Москва : Academia, 2002. – 318 с.
Венгер, Л. А. Развитие способности к наглядному пространственному моделированию у детей дошкольного возраста / Л. А. Венгер // Дошкольное воспитание. – 1992. – № 3. – С. 46–52.
Ветлугина, Н. А. Художественный образ и детское творчество / Н. А. Ветлугина. – Москва : Просвещение, 1991. – 326 с.
Возрастная психология : детство, отрочество, юность : хрестоматия : учебное пособие для студентов / сост. В. С. Мухина, А. А. Хвостов. – Москва : Академия, 2003. – 623 с.
Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. – Санкт-Петербург : Союз, 1997. – 93 с.
Выготский, Л. С. Проблемы возрастной периодизации детского развития / Л. С. Выготский // Вопросы психологии. – 1972. – № 2. – С. 114–121.
Выготский, Л. С. Психология искусства / Л. С. Выготский. – Ростов-на-Дону : Феникс, 1998. – 479 с.
Григорьева, Г. Г. Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности : книга для воспитателя детского сада / Г. Г. Григорьева. – Москва : Просвещение, 1995. – 64 с.
Григорьева, Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников : учебник для студентов учебных заведений среднего профессионального образования / Г. Г. Григорьева. – 3-е изд., испр. – Москва : Akademia, 1999. – 268 с.
Григорьева, Г. Г. Игровые приемы в обучении дошкольников изодеятельности / Г. Г. Григорьева. – Москва : Педагогика, 1998. – 158 с.
Григорьева, Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности : учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Г. Г. Григорьева. – Москва : Академия: Кафедра-М, 2000. – 344 с.
Гусакова М.А. Аппликация : учебное пособие для учащихся пед. училищ по специальности № 2002 «Дошкольное воспитание» и № 2010 «Воспитание в дошкольных учреждениях». – Москва : Просвещение, 1997. – 123 с.
Гусарова, И. А. Аппликация в детском саду / И. А. Гусарова. – Москва : Просвещение, 1968. – 64 с.
Ермолаева, М. В. Практическая психология детского творчества : учебно-методическое пособие / М. В. Ермолаева. – Москва : Московский психолого-социальный ин-т, 2001. – 170 с.
Жукова, О. Нетрадиционное рисование в художественном развитии ребенка дошкольного возраста / О. Жукова // Детский сад от А до Я. – 2011. – № 1. – С. 36–42.
Запорожец, А. В. Избранные психологические труды : в 2 т. / А. В. Запорожец. – Москва : Педагогика, 1986. – Т. 1 : Психологическое развитие ребенка. – 320 с.
Иванникова, С. В. Формирование выразительности образа в аппликации у детей шестого года жизни : автореф. дис. … канд. пед. наук : спец. 13.00.01 / С. В. Иванникова ; науч. рук. Р. Г. Казакова. – Москва, 1991. – 17 с.
Казакова, Т. Г. Развивайте у дошкольников творчество : (конспекты занятий рисованием, лепкой, аппликацией) : пособие для воспитателя детского сада / Т. Г. Казакова. – Москва : Просвещение, 1985. – 192 с.
Квач, Н. В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет : Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н. В. Квач. – Москва : Гуманит изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – 42 с.
Корчикова, О. В. Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях / О. В. Корчикова. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2002. – 206 с.
Кампанцева, Л. «Цветик-семицветик»: [авторская экспериментальная программа развития художественно-творческих способностей старших дошкольников на базе изостудии детского сада] / Л. Кампанцева, Н. Подашуль., Е. Комолова // Дошкольное воспитание. – 1999. – № 2. – С. 6–16.
Комарова, Т. С. Дети в мире творчества : книга для педагогов дошкольных учреждений / Т. С. Комарова. – Москва : Мнемозина, 1995. – 159 с.
Комарова, Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада : конспекты занятий / Т. С. Комарова. – Москва : Мозаика-Синтез, 2011. – 10 с.
Мелик-Пашаев, А. А. Ступеньки к творчеству / А. А. Мелик-Пашаев, З. Н. Новлянская. – 2–е изд., испр. и доп. – Москва : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. – 159 с.
Морозова, М. Я. Современный детский сад, его значение и оборудование / сост. М. Я. Морозова, Е. И. Тихеева, Л. И. Чулицкая-Тихеева. – Петербург : Типо-литография «Энергия» : Государственное изд-во, 1919. – 208 с.
Мухина, В. С. Детская психология : учебник для студентов педагогических институтов / В. С. Мухина ; под ред. Л. А. Венгера. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Просвещение, 1985. – 272 с.
Неменский, Б. М. Искусство и просвещение / Б. М. Неменский // Дошкольное воспитание. – 1982. – № 9. – С. 24–25.
Орлов, А. Б. Психология детства : новый взгляд // Творчество и педагогика : материалы Всесоюзной научно–практической конференции / [редкол. : Л. П. Буева (отв. ред.) и др.]. – Москва, 1988. – Секция 5 : Детство и творчество / [отв. ред. Д. Б. Богоявленская]. – С. 3–5.
Парамонова, Л. А. Бумажная пластика / Л. А. Парамонова // Растем и развиваемся. – 2002. – № 7. – С. 34.
Поиграем-помечтаем : [пер. с англ. / ред. Д. Р. Гончар ; рис. В. Гончар]. – Москва : Эйдос, 1994. – 111 с.
Рисование с детьми дошкольного возраста : Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р. Г. Казаковой. – Москва : ТЦ Сфера, 2005. – 128 с.
Сакулина, П. П. Воспитание творческой инициативы / Н. П. Сакулина // Дошкольное воспитание. – 1970. – № 2. – С. 21–23.
Сакулина, Н. П. Изодеятельность в детском саду / Н. П. Сакулина. – Москва : Просвещение, 1973. – 277 с.
Субботина, Л. Ю. Развитие воображения детей : популярное пособие для родителей и педагогов / Л. Ю. Субботина. – Ярославль : Академия развития, 1996. – 235 с.
Теплов, Б. М. Психологические вопросы художественного восприятия / Б. М. Теплов // Советская психология. – 1946. – № 6. – С. 92–112.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс] : Приказ М-ва образования и науки Российской Федерации от 17 окт. 2013 г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» : зарегистрировано в Минюст России 14 нояб. 2013 г. : № 30384. – Режим доступа : http://minobr.gov-murman.ru/files/Pr_1155.pdf (дата обращения: 17.09.2024).
Федеральная образовательная программа дошкольного образования : приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022 г. № 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования». – Москва : Мозаика-Синтез, 2023. – 253 с.
Флерина, Е. А. Изобразительное искусство в дошкольных учреждениях : пособие для высших педагогических учебных заведений и педтехникумов / Е. А. Флерина. – Москва : Учпедгиз, 1934. – 96 с.
Шайдурова, Н. В. Управление эстетическим воспитанием детей в детском саду средствами изодеятельности / Н. В. Шайдурова. – Барнаул : БГПУ, 2002. – 159 с.
Щербаков, В. С. Творческий процесс / В. С. Щербаков // Изобразительное искусство в школе. – 2004. – № 6. – С. 12–18.
Эйзенштейн, С. М. Психологические вопросы искусства : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Психология» / С. Эйзенштейн ; ред.-сост. Е. Я. Басин. – Москва : Смысл, 2002. – 335 с.
Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Под ред. Е. А. Дубровской, С. А. Козловой. – Москва : Издательский центр «Академия», 2002. – 258 c.
Якобсон, П. М. Психология художественного восприятия / П. М. Якобсон. – Москва : Искусство, 1964. – 87 с.
Яковлева, Е. Л. Психология развития творческого потенциала личности / Е. Л. Яковлева. – Москва : Московский психолого-социальный институт : Флинта, 1997. – 224 с.
Perish, A. Iris Folding 2: 24 Perforated Papers / A. Perish – New York : Search Press, 2008. – 48 р.
Tipps, K. Gluckliche Familie / K. Tipps // Meine bastelwelt : frone ostern. – 2008. – № 5. – Р. 6 – 7.
Узнать стоимость работы
-
Дипломная работа
от 6000 рублей/ 3-21 дня/ от 6000 рублей/ 3-21 дня
-
Курсовая работа
1600/ от 1600 рублей / 1-7 дней
-
Реферат
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней
-
Контрольная работа
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Решение задач
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Бизнес план
2400/ от 2400 руб.
-
Аспирантский реферат
5000/ от 5000 рублей/ 2-10 дней
-
Эссе
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней