Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Значение романа «Тихий Дон» в русской и мировой литературе состоит в его масштабности, универсальности тем и глубине изображения человеческих судеб на фоне исторических катаклизмов. Произведение Шолохова стало символом эпохи и во многом определило дальнейшее развитие литературы, в том числе жанра романа-эпопеи. Благодаря точному воспроизведению как исторических событий, так и внутреннего мира персонажей, роман получил международное признание, став важным явлением не только в русской, но и в мировой литературе. Влияние М.А. Шолохова на развитие реалистического художественного метода выражается в его способности сочетать эпичность с реалистическим изображением повседневной жизни. Шолохов расширил границы реализма, добавив в него документальные элементы, что позволило ему точно и глубоко передать особенности социально-исторической среды. Его стиль стал примером для многих последующих авторов, продолживших развивать реализм в литературе, уделяя внимание не только судьбам отдельных героев, но и широкой панораме исторических изменений.
Актуальность данного исследования заключается в том, что роман-эпопея М.А. Шолохова «Тихий Дон» занимает центральное место не только в русской, но и в мировой литературе, являясь одним из крупнейших произведений XX века. Его актуальность обусловлена тем, что роман продолжает привлекать внимание литературоведов, историков и культурологов своей многослойностью, охватом масштабных исторических событий и глубоким психологизмом в изображении человеческих судеб. Шолохов создал художественное полотно, в котором переплетаются судьбы простых людей и глобальные исторические процессы, такие как революция, Гражданская война и социальные изменения в казачьем мире. Это делает роман важным объектом для изучения как в литературоведческом, так и в историческом контексте. Новизна исследования заключается в том, что несмотря на обширные научные труды, посвященные «Тихому Дону», остается актуальной задача переосмысления художественного метода Шолохова с учетом современных подходов к анализу литературы. Внимание к сочетанию реалистического изображения с элементами романтизма, эпического и документального начала открывает новые перспективы для более глубокого понимания стиля автора. Важно также исследовать роль романа в контексте мирового литературного процесса, особенно его влияние на развитие эпического повествования и реалистического метода в литературе XX века.
Роман-эпопея Михаила Шолохова «Тихий Дон» занимает уникальное место в русской литературе, и его художественный метод, сочетающий элементы реализма и эпопейности, вызвал множество литературоведческих дискуссий. Особенности художественного метода Шолохова обсуждаются с разных сторон, включая влияние народной поэтики, реалистические и эпические элементы, а также авторское отношение к изображаемым событиям.Особое место в литературоведческих дискуссиях занимает рассмотрение «Тихого Дона» как произведения, которое сочетает в себе черты эпопеи, исторического романа и социальной драмы.
Целью данной дипломной работы является выявление ключевых элементов художественного метода М.А. Шолохова в романе «Тихий Дон», в том числе сочетания реализма с другими художественными приемами, а также составление урочного плана по романа на основании произведенного анализа.
Задачи исследования:
1. Изучить понятие романа-эпопеи
2. Рассмотреть «Тихий Дон», как роман-эпопею
3. Изучить основы реализма, как художественного метода М.А. Шолохова
4. Выявить элементы романтизма в «Тихом Доне»
5. Проанализировать образы природы, как отражение внутреннего мира героев романа
6. Рассмотреть соединение принципов документализма и художественного вымысла в романе. Проанализировать использование исторических фактов в структуре романа.
5. Проанализировать роль вымышленных и реальных персонажей в повествовании.
6. Обосновать содержание урочного плана по произведению «Тихий Дон»
7. Произвести обзор УМК для изучения романа «Тихий Дон»
8.Разработать урочный план по произведению «Тихий Дон»
9. Разработать методические рекомендации для учителей по реализации поурочного плана уроков по роману «Тихий Дон»
Объектом исследования является роман-эпопея М.А. Шолохова «Тихий Дон» как литературное произведение, представляющее значительный вклад в развитие русской и мировой литературы, а также реалистического метода.
Предмет исследования - художественный метод М.А. Шолохова в романе «Тихий Дон», включая особенности реализма, элементы других художественных приемов (романтизм, документализм), образную систему, и взаимосвязь между историческим фоном и развитием персонажей.
Методы исследования в дипломной работе:
1. Анализ художественного текста: детальный анализ текста романа «Тихий Дон» с целью выявления особенностей художественного метода Шолохова, структуры повествования, стилистических приемов и символики.
2. Историко-литературный метод: изучение романа в контексте его исторической эпохи. Исследование влияния событий революции, Гражданской войны и казачьей культуры на сюжет и характеры героев.
3. Сравнительно-исторический метод:сравнение «Тихого Дона» с другими произведениями того же жанра, например, с «Войной и миром» Л.Н. Толстого, для выявления особенностей жанра романа-эпопеи.
4. Биографический метод: изучение биографии М.А. Шолохова для понимания его личного опыта, связанного с изображением казачества и исторических событий.
5. Элементный анализ:исследование образной системы романа (персонажей, природных мотивов) и их символического значения в рамках общей структуры произведения.
6. Социокультурный анализ:анализ социального контекста, в котором был создан роман, и его влияния на художественные образы и темы произведения.
7. Интертекстуальный анализ: поиск и анализ литературных, исторических и культурных отсылок в тексте, их роль в создании образов и тематики романа. Эти методы позволят всесторонне исследовать художественный метод М.А. Шолохова и особенности его романа «Тихий Дон».
Структура данной работы представлена тремя главами:
1.Первая глава посвящена раскрытию понятия романа-эпопеи, а также рассмотрению романа-эпопеи «Тихий Дон» в контексте русской литературы
2.Во второй главе дается характеристика художественному методу М.А. Шолохова.
3.В третьей главе произведена разработка плана-урока по произведению «Тихий дон».
При написании данной дипломной работы были использованы следующие источники: монографии и научные статьи.
Глава 1. РОМАН-ЭПОПЕЯ «ТИХИЙ ДОН» В КОНТЕКСТЕ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.1.Понятие романа-эпопеи
Роман-эпопея — это жанровый тип художественной литературы, который сочетает в себе черты как эпопеи, так и романа. Эпопея, в классическом понимании, — это масштабное повествование, отражающее судьбы целых народов и исторических эпох, часто с акцентом на коллективные усилия и массовые исторические события. Роман же, напротив, сосредоточен на личных переживаниях и судьбах отдельных персонажей, их внутреннем мире и взаимодействии с окружающей действительностью.
Роман-эпопея объединяет эти два аспекта: в нем изображаются как глобальные исторические события, так и судьбы отдельных людей на фоне этих событий. Такой жанр позволяет создать полную и многослойную картину эпохи, показав как масштабную, так и индивидуальную стороны происходящего[1]. В романе-эпопее центральной темой становится взаимодействие личности и истории, человека и народа.
Можно выделить следующие характерные черты романа-эпопеи:
1. Широкий исторический контекст. Действие романа-эпопеи разворачивается на фоне важных исторических событий, которые оказывают непосредственное влияние на жизнь персонажей.
2. Многочисленные герои. В эпопеях обычно участвует большое количество персонажей, представляющих разные социальные группы и классы.
3. Социальная и историческая значимость. Эпопеи не ограничиваются лишь личными драмами героев, они также затрагивают глобальные общественные процессы, национальные движения и крупные исторические сдвиги.
4. Масштабность. Роман-эпопея отличается объёмом повествования, сложной сюжетной структурой и многослойностью смыслов.
5. Символизм и философская глубина. Такие произведения часто включают философские рассуждения о роли личности в истории, о судьбе народа и социальных преобразованиях.
Исторические предпосылки возникновения романа-эпопеи связаны с эпохами крупных социально-политических изменений, которые порождали необходимость осмысления грандиозных исторических сдвигов. Возвышение буржуазии, революции, войны и крупные политические события требовали новой формы литературного отражения, которая могла бы показать и глобальные процессы, и влияние этих событий на отдельные человеческие судьбы[2].
Важную роль в развитии жанра сыграли такие исторические события, как:
- Французская революция и наполеоновские войны. Эти процессы коренным образом изменили социально-политическую карту Европы и стали катализатором для появления произведений, осмысливающих роль народа и личности в исторических событиях[13].
- Индустриальные революции. Социально-экономические изменения, происходившие в XIX веке, также способствовали становлению эпопейного жанра, поскольку литература стремилась осмыслить колоссальные трансформации в жизни общества.
- Национально-освободительные движения. Влияние этих процессов на национальную идентичность и самоопределение народов также находило отражение в литературе.
Роман-эпопея имеет глубокие корни в древней литературной традиции, и его формирование было обусловлено развитием различных жанров, таких как эпос, роман, историческая хроника и философская проза[8].
1. Античная и средневековая эпопея. Древние эпосы, такие как «Илиада» и «Одиссея» Гомера, «Энеида» Вергилия, стали фундаментом для создания жанра эпопеи. Они заложили основы масштабного повествования о судьбах народов, о героизме и важности исторических событий. Средневековые рыцарские романы также внесли вклад в развитие жанра, привнеся элементы личной драмы и героического поступка.
2. Романтизм. В XIX веке романтизм способствовал возникновению интереса к национальной истории, судьбам народов, а также философскому осмыслению роли личности в истории. Национально-романтические тенденции породили стремление отразить историческое величие через призму личных переживаний — например, «Айвенго» Вальтера Скотта или «Тарас Бульба» Николая Гоголя.
3. Философский роман. Литературные течения, фокусирующиеся на философии истории и роли человека в ней, также сыграли важную роль. Например, творчество Льва Толстого, особенно его работы по философии истории, где он анализирует судьбы героев на фоне глобальных исторических событий, оказали большое влияние на дальнейшее развитие романа-эпопеи.
4. Реализм XIX века. Реализм помог формированию жанра романа-эпопеи, предоставив литераторам инструменты для создания многослойных произведений, в которых судьбы отдельных людей неразрывно связаны с историческими процессами. Особое внимание к деталям, социальным и политическим контекстам времени стало характерной чертой романа-эпопеи.
5. Развитие исторического романа. Важным шагом на пути к роману-эпопее стало развитие жанра исторического романа, особенно в творчестве таких писателей, как Вальтер Скотт, который первым начал сочетать личные истории героев с важными историческими событиями. Это предвосхитило появление эпопей в русской литературе, таких как «Война и мир» Толстого.
Роман-эпопея как жанр возник на пересечении эпической и романной традиций, осмысливая судьбы как отдельного человека, так и народа в историческом контексте. Исторические изменения и литературные поиски XIX века подготовили почву для появления такого сложного и масштабного жанра, который не просто фиксировал исторические события, но и глубоко анализировал их через призму личных и коллективных судеб. В русской литературе роман-эпопея нашел своё полное воплощение в таких произведениях, как «Война и мир» Льва Толстого и «Тихий Дон» Михаила Шолохова, которые продемонстрировали богатство возможностей этого жанра для передачи духа времени и народа[2].
Роман-эпопея — это один из наиболее масштабных жанров мировой литературы, в котором отражаются важные социальные, исторические и нравственные процессы, охватывающие целые эпохи. В русской литературе этот жанр получил яркое воплощение в двух значительных произведениях: «Война и мир» Льва Николаевича Толстого и «Тихий Дон» Михаила Александровича Шолохова. Оба этих романа принадлежат к типу эпопеи, где судьбы героев переплетаются с важными историческими событиями, и можно утверждать, что «Война и мир» Толстого оказала значительное влияние на творчество Шолохова и его «Тихий Дон».
1. Исторический контекст и роль народа. Обе эпопеи посвящены важнейшим для российской истории событиям: Отечественной войне 1812 года в «Войне и мире» и Гражданской войне 1917–1922 годов в «Тихом Доне». Исторический фон в обоих произведениях служит не просто сценой для разворачивания частных судеб героев, а активно влияет на них, становясь движущей силой сюжета. Толстой и Шолохов показывают, как исторические события меняют жизнь народа, рассматривая его как ключевую силу, влияющую на исход сражений и общие исторические процессы. В этом смысле народ в эпопеях выполняет роль не только фона, но и полноценного участника событий.
У Толстого народ представлен крестьянскими массами, которые играют важную роль в борьбе с Наполеоном, становясь символом стойкости и глубокой связи с родной землей. Шолохов, в свою очередь, показывает народ как казачество Дона, вовлеченное в хаос Гражданской войны. Оба автора подчеркивают влияние исторической эпохи на массовое сознание и нравственные устои общества, но делают это через разные социальные и культурные контексты: у Толстого — это русская деревня, у Шолохова — донское казачество.
2. Сюжет и структура. Как «Война и мир», так и «Тихий Дон» характеризуются многоуровневыми сюжетами, где личные судьбы героев переплетаются с глобальными историческими процессами. В обоих произведениях показана судьба многих персонажей из разных социальных слоев, что позволяет создать полную картину эпохи. У Толстого это дворянство, армейские офицеры, крестьяне, в «Тихом Доне» Шолохов показывает широкий спектр персонажей, от простых казаков до представителей большевистской власти.
Обе эпопеи также используют масштабные описания битв, где личные переживания героев тесно связаны с коллективным опытом. В «Войне и мире» Толстой акцентирует внимание на Наполеоновских войнах и движениях войск, в «Тихом Доне» Шолохов подробно описывает Гражданскую войну и революцию. Однако важно отметить, что Толстой более философски осмысляет исторические события, тогда как Шолохов больше сосредоточен на описании судьбы казачества как социальной группы.
3. Философия истории и роль личности. Толстой в «Войне и мире» развивает идею, что исторические процессы подчиняются не воле отдельных личностей, а неким объективным законам, в которых великие люди, такие как Наполеон или Кутузов, играют лишь небольшую роль. Толстой подчеркивает, что сила истории заключается в народе, а отдельная личность — лишь часть огромного механизма событий.
В «Тихом Доне» Шолохов также уделяет внимание роли личности в истории, однако его подход более фокусируется на влиянии личности на коллективные процессы[3]. Григорий Мелехов, главный герой романа, сталкивается с необходимостью сделать выбор между различными политическими силами, и его личная драма становится символом выбора, стоящего перед всем казачеством. Как и Толстой, Шолохов показывает, что личная воля героя не всегда может противостоять грандиозным историческим процессам.
Фрагмент для ознакомления
3
Книги:
1.Аксенова Е. Портрет // Тимофеев Л.И., Тураев С.В. Словарь литературоведческих терминов. М., 1974. С. 275–276.
2.Алданова М., Берберова Н., Зайцев Б., Кускова Е., Ходасевич В., Коряков М., Климов Г., КузнецоваА. Шолохов и русское зарубежье - Издательство: "Алгоритм" ,2003, – 448 с.
3.Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. – М.: Худож. лит., 1975
4.Беглов В. А.Эпопея в русской литературе. М: Издательский дом МГУ, 2005.- 272 с.
5.Бекедин П.В. Древнерусские мотивы в «Тихом Доне» М.А.Шолохова (К постановке вопроса) // Русская литература. 1980. № 2. С. 92–98
6.Благой Д., ТимофеевЛ., ЛукинЮ., ЯкименкоЛ., КниповичЕ.. Творчество М. А. Шолохова –Издательство"Просвещение" (1964) – 296 с.
7.Бондарев Ю. Художник, обогащающий мир // Шолохов М.А. Собрание сочинений: в 8 т. М., 1980. Т. VIII. С. 408–413.
8.Бритиков А.Ф. Мастерство Михаила Шолохова. М. – Л.: Наука, 1964. 203 с
9.Герсов Г. Литература и сосуществование // Михаил Шолохов в воспоминаниях, дневниках, письмах и статьях современников. Кн. 2. 1941-1984 гг. М., 2005.- 133 с.
10.Глушков Н.И. Вторая Отечественная война русских казаков // Войны России XX века в изображении М.А.Шолохова. Шолоховские чтения. Ростов н/Д, 1996. С. 11–24.
11.Гура В. В..Жизнь и творчество Михаила Шолохова. -Издательство: "Детская литература. Москва" ,1980.- 64 с.
12.Дырдин А.А. «Поднявший меч бранный от меча да погибнет. Истинно» («Тихий Дон», кн. 3, гл. XLVI) // Войны России XX века в изображении М.А.Шолохова. Указ. соч. С. 33–43.
13.Ермолаев Г. С..Михаил Шолохов и его творчество. - Издательство: "Академический Проект" ,2000. – 448 с.
14.Ермолаев Г. Шолохов: Жизнь и творчество // Шолохов и русское зарубежье / под ред. В. В. Васильева. – М.: Алгоритм, 2003.
15.Заградка М. Мотивы войны в композиции мирных глав «Тихого Дона» // Творчество М. А. Шолохова. – М., 1975. С. 225.
16.Измайлова Л.В. Индивидуально-авторские образования (окказионализмы) в романе М. Шолохова “Тихий Дон”: Дис. … канд. филол. наук. Ростов н/Д, 1990. 195 с.
17.Илюкович А. Согласно завещанию: Заметки о лауреатах Нобелевской премии по литературе. – М., 1992.
18.Колодный Л. Кто написал «Тихий Дон», М., 1995. – 98 с.
19.Кормилов С.И. Портрет // Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А.Н. Николюкина. М.: НПК «Интелвак», 2001. 762 с.
20.Костин Е.А. Проблема художественного психологизма в «Тихом Доне» М. Шолохова. Вильнюс, 1979. 110 с
21.Лавров В. Голгофа Григория Мелехова // Нева. – 1995. – № 5. – С. 197.
22.Лихачев Д.С. Лев Толстой и традиции древней русской литературы // Лихачев Д.С. Избр. работы: в 3 т. Л.: Худож. лит., 1987. Т. 3. С. 298-321.
23.Минакова А.М. Преемственность в художественном мире М.А.Шолохова // Традиции и новаторство в художественной литературе. Горький, 1980. С. 46–54
24.Митрохин Н. Русская партия: Движение русских националистов в СССР. 1953–1985 годы. – М.: НЛО, 2003.
25.Осипов В. Тайная жизнь Михаила Шолохова: документальная хроника без легенд. – М., 1995.
26.Пауткин А.А. Повесть о взятии Царьграда турками в 1453 г. // Литература Московской и домосковской Руси / отв. ред. А.С.Демин. М.: Языки славянской культуры, 2008. С. 112–118.
27.Петелин В. В.. Михаил Александрович Шолохов. Энциклопедия-Издательство: "Алгоритм" ,2011. -960 с.
28.Поль, Д.В. Проблемы поэтики и эстетики М.А. Шолохова [Текст] / Д.В. Поль. – М.: ИХО РАО, 2007.
29.Прийма К.И. «Тихий Дон» – литература и история. М., 1982. – 112 с.
30.Прийма К.И. «Тихий Дон» сражается. М.: Советская Россия, 1975.- 144 с
31.Семанов С.Н. ''Тихий Дон' - литература и история' - Москва: Современник, 1982.– 240 с.
32.Страхов И.В. Психологический анализ в литературном творчестве (Пособие для студентов педагогических институтов). Ч. 1. Саратов: Изд-во Саратов. гос. пед. ин-та, 1973. 57 с.
33.Тамахин В. М. Поэтика Шолохова – романиста. Ставрополь. 1980. – 151 с.
34.Уртминцева М.Г. Литературный портрет в русской литературе второй половины XIX века. Генезис, поэтика, жанр: Монография. Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 2005. 232 с.
35.Хализев В.Е. Теория литературы: Учебник. М.: Высш. шк., 2002. 437 с.
36.Чичерин А. В. .Возникновение романа-эпопеи – М: Советский писатель, 1975 .– 172с.
37.Шолохов М.А. Тихий Дон // Шолохов М.А. Собрание сочинений: в 8 т. М., 1980. Т. I–IV.
38.Юркина Л.А. Портрет // Введение в литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины / Под ред. Л.В. Чернец. М., 2000. С. 296–308.
39.Якименко Л.Г."Тихий дон" М. Шолохова: о мастерстве писателя. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Сов. писатель, 1958. — 555 с.
Научно-исследовательская литература:
40.Авдеева Е.А. Самобытность казака – воина и земледельца – в «Тихом Доне» М.А. Шолохова. Вестник Сургутского государственного педагогического университета 2009 / № 2 (5)
41.Авдеева Е.А. «Тихий Дон» М.Шолохова и традиции древнерусской баталистики. Вестник Пермского университета. Вып. 5(11), 2010
42.Жандарова Т.А. Функции портрета в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон». Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2013, № 4 (1), с. 338–344
43.Кожинов В.В. «Тихий Дон» М.А.Шолохова // Шолоховский вестник №2.: сб. ст., материалов и документов. Сургут: Диорит, 2007. С. 60-78.
44.Лейдерман, Н. Л. , Липовецкий М.Н. «В годину смуты...»: роман м. шолохова «тихий дон». Филологический класс, 1(31)/2013
45.Ольховская Е.С. Композиты в микросфере описания героев – донских казаков в “Тихом Доне” М.А. Шолохова. Научная мысль Кавказа №2/2011.
46.Рыбальченко Е.А. Поэтика цвета в романе М.А. Шолохова “Тихий Дон” // Известия ЮФУ. Филологические науки. 2010. № 4. С. 126
47.Cтальная хроника без легенд. – М., 1995. Семенова С. Г. Мир прозы Михаила Шолохова. – М.: ИМЛИ РАН, 2005
48.Сухих С.И. Комическое в «Тихом Доне» М. Шолохова // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Сер. Филология. Вып. 1 (5). Н. Новгород, 2004. С. 73–83
49.Тамарченко Е. Идея правды в «Тихом Доне» // Новый мир. 1990. № 6. С. 240
50.Чалова А.П. Углубление христианского содержания концепции образа Ильиничны в романе-эпопее М.А Шолохова «Тихий Дон».
51.Фельзен Ю. Мих. Шолохов. Тихий Дон // Числа (Париж). 1930. № 1. С. 239.
Интернет-источники:
52.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Режим доступа: https://fgosreestr.ru/educational_standard/federalnyi-gosudarstvennyi-obrazovatelnyi-standart-osnovnogo-obshchego-obrazovaniia (Дата обращения : 01.11.2024)