Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы определена тем, что мода стала неотъемлемым атрибутом современного городского пространства, определяя поведение людей и их модель потребительского поведения, что становится важным фактором при формировании концепций продвижения брендов производителей одежды.
Мода престала быть просто набором тенденций кроя, цвета и фасона в одежде. Она проникла практически во все сферы человеческой жизни. Модные тенденции проявляются в оформлении помещений, выборе транспортного средства, предпочтений в организации отдыха. Но именно мода на предметы одежды, обуви и аксессуары стала определяющим фактором культурного феномена моды, который мы наблюдаем в настоящее время.
Это обусловлено тем, что одежда является необходимой потребностью человека, поэтому именно во внешнем виде костюма проще всего проявить свою приверженность модным тенденциям. Таким образом, мода является способом самовыражения и избежать полностью её влияния невозможно, так как она является элементом современной культуры общества. Каждый индивид решает для себя сам, насколько важны для него модные тенденции, причём в данном вопросе мы можем наблюдать крайности: от полного избегания влияния моды на поведение и стиль жизни до определяющей её роли в жизни человека[ История моды: влияние иконических дизайнеров на современные тенденции. [электронный ресурс]. URL: https://ltcollection.ru/help/news/istoriya_mody_vliyanie_ikonicheskikh_dizaynerov_na_sovremennye_tendentsii/].
Производители лёгкой промышленности не просто предлагают товар, они транслируют культурный код и имиджевые установки для различных социально-демографических групп населения. И из отрасли чисто материального производства швейная, галантерейная и обувная промышленности приблизились к сфере искусства, где удельный вес добавленной стоимости нематериального характера составляет иногда более 80 % стоимости готового изделия (плата за бренд, «имя» дизайнера, новизну изделия и его культурную уникальность).
Через моду находят проявления различные социальные процессы, происходящие в обществе. Ка пример можно привести стирание гендерных границ в модных коллекциях известных брендов, или экологическую повестку в производстве и потреблении одежды и обуви.
Основная часть населения, для которого модные тенденции являются важным элементом не только материальной, но и духовной культуры, проживают в городах. Поэтому именно в городском пространстве концентрируется большая часть элементов фешен-индустрии: модные дома, студии дизайнеров, магазины одежды. Пространства для демонстрации коллекций и так далее.
Из крупных городов модные тенденции распространяются по всей стране. В России на формирование и распространения модных тенденций оказывают процессы, которые происходят в фешен-индустрии городов-миллионеров.
Несомненно, Санкт-Петербург, всегда был уникальным культурным пространством, в том числе и для зарождения и распространения модных тенденций. В городе развивается как дизайнерская мода с небольшим тиражом изделий, так и производства брендов. Продажи которых уже десятилетиями осуществляются по всей стране.
В соответствии с актуальностью цель исследования можно сформулировать следующим образом: изучить основные характеристики фешен-индустрии в современном культурном пространстве г. Санкт-Петербурга.
1. Провести исторический экскурс развития культурного феномена модной индустрии: возникновение фешен-индустрии как элемента городской культурной среды, дореволюционный период развития; развитие фешен-индустрии в советское время и современный этап развития фешен-индустрии: мода как феномен культурного пространства города
2. Дать общую характеристику фешен-индустрии в г. Санкт-Петербурге (рынок, сегментация, конкуренты, размещение магазинов)
3. Изучить фешен-концепцию Melon Fashion Group: этапы развития и современное состояние.
4. Выявить недостатки фешен-концепции Melon Fashion Group и направления совершенствования имиджа брендов компании.
Объект исследования: Melon Fashion Group.
Предмет исследования: фешен-концепция Melon Fashion Group в культурном пространстве г. Санкт-Петербурга.
В ходе исследования использовались методы историко-социологического анализа, экспертные оценки. Опросы и статистические обработки данных опросов.
Теоретическую базу исследования составляют труды авторов в области истории, социологии и философии моды, а также публикации в сети Интернет, данные социологических исследований, а также исследований рынка одежды, Интернет-ресурсы Melon Fashion Group и данные личных исследований авторов по формированию концепции культурного кода бренда объекта исследования.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
В первой главе рассмотрены исторические аспекты развития фешен-индустрии, во второй главе проведен анализ развития фешен-индустрии в культурном пространстве г. Санкт-Петербурга на примере Melon Fashion Group, а также предложены рекомендации по совершенствованию культурной составляющей концепции бренда Melon Fashion Group.
1. История развития фешен-индустрии в современном городском пространстве
1.1 Возникновение фешен-индустрии как элемента городской культурной среды, дореволюционный период развития
Момент возникновения моды как элемента культуры до сих пор находится в поле зрения учёных-культурологов и различных околокультурных областей знаний. Но большинство из них сходятся во мнении, что мода возникла практически в период зарождения общества как такового с классовым разделением. Именно тогда обладание определёнными модными атрибутами (в основном это были украшения или элементы одежды с ценным мехом) внешне отличало представителей высших классов[ Аршавская Н.М. Мода, вкус, красота / Н. М. Аршавская, Л. С. Щербакова. – М. : Профиздат, 1991. –224с.].
Но исследование моды как особого явления началось существенно позже, и периодизация этого процесса представлена в таблице 1.
Таблица 1 – Периодизация исследований моды как особого культурного явления
Период Результаты исследований
С конца XVIII до начала века XIX
Конец XIX–начало XX вв.
До середины XX вв. Мода продолжает оставаться «зеркалом» событий, который происходят в обществе. Войны, перевороты, научные открытия находят полное отражение в модных тенденциях
С середины XX века Мода становится мощным стимулом для продвижения продукции крупных производителей, которые перерастают в корпорации
В России модная индустрия начала формировать существенно позже, чем в западных странах. Но уже к началу XX века сформировалась уникальная модная концепция российских городов.
Причём если в прошлые века мода интересовала только дворянство, то с ростом городов, она стала занимать внимание и новых классов: интеллигенции, квалифицированных работников, купцов и так далее.
Во многом этому способствовало развитие промышленности, науки. А также транспортного сообщения с зарубежными странами (развивался железнодорожный и морской транспорт, что давало возможность для посещения западных стран, где мода уже давно стала элементом культуры городского сообщества).
Мода стала подстраиваться под образ жизни, поэтому из элементов одежды постепенно начали исчезать пышность и многослойность. Появился такой атрибут одежда, как функционал. И если ранее костюм мог приносить тому, кто его надевал, множество неудобств (как пример, корсет в женском платье), то в результате его модернизации он становился все более удобным и адаптированным под меняющийся образ жизни.
Также появилось осознание, что простые конструкции одежды требуют меньше ткани и фурнитуры, а также времени на её изготовление. Это также способствовало тому, что модные тенденции становились более массовыми, а, следовательно, доступными.
Период развития моды начала ХХ века можно назвать «реформаторским», так как полностью разбивались многовековые модные устои. Влияние эмансипации женщин оказало огромное влияние на данный процесс. Именно в то время можно считать началом заимствования элементов мужского костюма в женском[ Виниченко И. В. История костюма и моды / И. В. Виниченко. – Омск : Омский государственный технический университет, 2022. – 208 с.].
Но, среди знатного общества, по-прежнему сохранялись прежние устои в потреблении: дорогие ткани зарубежного производства, меха, кожа и украшения.
Следовать тенденциям было проще, так как в Санкт-Петербурге стали появляться дома мод (например, «Дом Бризак», популярный у представительниц императорской семьи) по прообразу парижских. Конечно, они полностью копировали крой, стиль и используемые материалы, но нельзя отметить и тот факт, что портнихи проявляли и элементы творчества, дополняя традиционный западный костюм элементами национального.
Также повышение транспортной доступности между континентами привело тому, что модельеры начали использовать мотивы в костюмах других национальностей. Это было способом трансляции культур других народов через элементы костюма (как пример, можно привести возросший интерес к японской культуре)[ Гарифуллина, , Г. А. История домов моды : учебное пособие / Г. А. Гарифуллина, В. В. Хамматова. – Казань: Издательство КНИТУ, 2022. – 144 с. ].
Также интересной тенденцией развития моды того времени стало появление представительниц культурной среды (не имевших дворянского происхождения) – прообразов современных фешен-инфлюенсеров, «проводников» моды в обществе. К ним относились балерины (например, Анна Павлова), актрисы, представительницы литературной среды.
Не только воздействие идеального западного стиля, но и общее стремление к прогрессу и переменам отразились на моде того времени. Ощутимые стали изменения в пропорциях и фасонах одежды, которые стали более практичными и функциональными. Российские модницы перестали быть пленницами женской «голубой» моды, стали избегать излишней пышности и гротеска в своих нарядах. Вместо этого, они стали привлекать внимание своим изяществом и утонченностью, основываясь на западных модных веяниях.
Также на распространение моды в городах повлияло само развитие лёгкой промышленности: из кустарных производств стали появляться более специализированные мануфактуры, в том числе и по производству новых для того времени трикотажных изделий: чулочно-носочных изделий. Если ранее чулки и носки могли носить только представители высшего общества, то благодаря открытию сотни магазинов в крупных городах России, они стали доступны практически всем городским жителям.
Появлялись не только первые мануфактуры, но и фабрики. Так, в Санкт-Петербурге начала работу «Фабрика «Керстена», которая в советское время была известна под названием «Красное знамя». Как видно из названий, все предприятия, причастные к моде, открывались иностранцами.
Стали появляться и универмаги. К таким универмагам можно отнести Au Pont Rouge (Торговый дом «С. Эсдерс и К. Схейфальс»), «Пассаж» и «ДЛТ» («Торговый дом Гвардейского экономического общества»).
Важным отличием универмагов от магазинов и лавок того времени было то, что цена на товары была фиксированной, без возможности торга.
Указанные тенденции просуществовали вплоть до начала Первой мировой войны, которая стала серьезным ударом для всего сообщества.
Во времена войн мода отодвигается на второй план, но и военные явления также отражались на элементах костюма того времени. Именно тогда впервые появились тенденции применения «милитари» атрибутики в пошиве одежды.
Во время революций начала ХХ века главным требованием к одежде стало удобство. На смену ярким и роскошным нарядам пришла скромная и практичная одежда. Женщины начали носить более простые платья, без лишних украшений и декоративных элементов. Мужчины же переоделись в костюмы и пиджаки. Одежда стала более функциональной, а не только красивой.
В качестве вывода можно отметить, что дореволюционный период развития моды в России закончился глобальными потрясениями для общества с одной стороны, и промышленным прогрессом – с другой. Это, несомненно, повлияло на отношение к одежде во всех слоях населения. Если вычурные наряды знати стали более функциональными, то не имевшие ранее доступа к качественным элементам костюма, получили его в виду развития швейного производства как кустарного, так и мануфактурного типа. Именно в тот период мода из элитарного явления стала приобретать массовый характер, и именно тенденции из масс стали определять концепцию моды, характеризующуюся удобством и функционалом, что требовал ускоряющийся темп жизни.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Артемцева, Н. Г. Отношение к моде как проявление адаптации молодежи в условиях мегаполиса и в регионах / Н. Г. Артемцева // Человек. Искусство. Вселенная. – 2024. – № 1. – С. 152-158.
2. Аршавская Н.М. Мода, вкус, красота / Н. М. Аршавская, Л. С. Щербакова. – М. : Профиздат, 1991. –224с.
3. Бауэр, Н. В. Культура формирования устойчивой городской среды : монография / Н. В. Бауэр, Л. Н. Шабатура. – Тюмень : Тюменский индустриальный университет, 2016. – 84 с.
4. Васильев, А. А. История моды : монография / А. А. Васильев. – М. : Этерна, 2007. – 68 с.
5. Виниченко И. В. История костюма и моды / И. В. Виниченко. – Омск: Омский государственный технический университет, 2022. – 208 с.
6. Гарифуллина , Г. А. История домов моды : учебное пособие / Г. А. Гарифуллина, В. В. Хамматова. – Казань: Издательство КНИТУ, 2022. – 144 с.
7. Герасимова, Ю. Л. Концепции моды : учебное пособие / Ю. Л. Герасимова, Г. В. Дегтярева. – М.: Ай Пи Ар Медиа, 2023. – 138 с.
8. Дана Т. Fashionopolis: Цена быстрой моды и будущее одежды : практическое пособие. – М.: Альпина нон-фикшн, 2022. – 352 с.
9. Заболотская, Е. А. Современные модели информационного потребления в сфере моды / Е. А. Заболотская – М. :Перо, 2022. - 24 с.
10. Зайцева, Д. С. Феномен советской моды: столкновение социалистической идеологии и модных желаний потребителей / Д. С. Зайцева // Научный результат. Социальные и гуманитарные исследования. – 2023. – Т. 9, № 3. – С. 103-119
11. Индустрия моды: дизайн мода, образ жизни: материалы I Всероссийской научной конференции в рамках 17 сезона Недели моды в Екатеринбурге (8 ноября 2022 г.) : материалы конференций. –
12. Кузнецова М. М. История домов моды : учебное пособие / М. М. Кузнецова – СПб. : Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна, 2023. – 129 с.
13. Екатеринбург: Уральский государственный архитектурно-художественный университет (УрГАХУ), 2023. - 128 с.
14. История моды: влияние иконических дизайнеров на современные тенденции. [Электронный ресурс]. URL: https://ltcollection.ru/help/news/istoriya_mody_vliyanie_ikonicheskikh_dizaynerov_na_sovremennye_tendentsii/
15. Каллагова, И. В. Образ и стиль: влияние психотипов на эволюцию моды: научно-популярное издание / И. В. Каллагова. – М.: Прогресс-Традиция, 2020. – 546 с.
16. Люксовый ритейл: абсурд или сколько мы переплачиваем за раскрученные бренды. [Электронный ресурс]. URL: https://www.sostav.ru/blogs/45615/19833 (дата обращения: 11.09. 2024 г.)
17. Мишина, Е. В. Мода как социальный и психологический феномен / Е. В. Миши на // Студенческий. – 2024. – № 25-1(279). – С. 32-33.
18. Музалевская, Ю. Е. Вестиментарная мода как культурно-эстетический феномен / Ю. Е. Музалевская // Вестник культуры и искусств. – 2024. – № 2(78). – С. 83-90.
19. Раскрыт уровень продаж отдельных люкс-товаров в России. [Электронный ресурс]. URL: https://www.iguides.ru/main/other/raskryt_uroven_prodazh_poddelnykh_lyuks_tovarov_v_rossii/ (дата обращения: 11.09. 2024 г.)
20. Смирнова Н. И. Конструкторско-технологическое обеспечение предприятий индустрии моды : учебное пособие. – М. : ИНФРА-М, 2023. – 272 с.
21. Тюменев Ю. Я. Материалы для процессов сервиса в индустрии моды и красоты : учебное пособие / Ю. Я. Тюменев, В. И. Стельмашенко, С. А. Вилкова. - 3-е изд., стер. – М. : Дашков и К°, 2023. – 399 с.
22. Чигиринова, М. В. Менеджмент в индустрии моды и арт-объектов : учебное пособие / М. В. Чигиринова, М. Н. Титова, А. И. Любименко. – СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна, 2020. – 101 с.
23. Шебанова Н. А. Правовое обеспечение индустрии моды : учебное пособие / Н.А. Шебанова – М. : Юридическое издательство Норма, 2022. – 192 с.
24. Федресурс: АО «Новая мода». [Электронный ресурс]. – URL: https://fedresurs.ru/companies/b140200f-db99-4443-b6be-3f4d11113ae7?attempt=1 (дата обращения: 06.07.2024).
25. Финансовая отчетность ООО «Стиль Трейд». [Электронный ресурс]. – URL: https://checko.ru/company/stil-treyd-1166313079272 (дата обращения: 06.07.2024).
26. Befree: сайт. [Электронный ресурс]. – URL: https://befree.ru/zhenskaya / (дата обращения: 06.07.2024).
27. IDOL: сайт. [Электронный ресурс]. – URL https://idol.ru/ (дата обращения: 06.07.2024).
28. LOVE REPUBLIC: сайт. [Электронный ресурс]. – URL: https://loverepublic.ru/ (дата обращения: 06.07.2024).
29. Melon Fashion Group: сайт. [Электронный ресурс]. – URL: https://www.melonfashion.ru/about/ (дата обращения: 06.07.2024).
30. Sela: сайт. [Электронный ресурс]. – URL: https://www.sela.ru/ (дата обращения: 06.09.2024).
31. ZARINA: сайт. [Электронный ресурс]. – URL: https://zarina.ru/ / (дата обращения: 06.09.2024).