- Курсовая работа
- Дипломная работа
- Контрольная работа
- Реферат
- Отчет по практике
- Магистерская работа
- Статья
- Эссе
- Научно-исследовательская работа
- Доклад
- Глава диплома
- Ответы на билеты
- Презентация
- Компьютерный набор текста
- Речь к диплому
- Тезисный план
- Чертёж
- Диаграммы, таблицы
- ВАК
- Перевод
- Научная статья
- Бизнес план
- Лабораторная работа
- Рецензия
- Решение задач
- Диссертация
- Доработка заказа клиента
- Аспирантский реферат
- Монография
- Дипломная работа MBA
- ВКР
-
Оставьте заявку на Дипломную работу
-
Получите бесплатную консультацию по написанию
-
Сделайте заказ и скачайте результат на сайте
Основные аспекты изучения грамматической системы русского языка в школьной программе
- Готовые работы
- Дипломные работы
- Русский язык
Дипломная работа
Хотите заказать работу на тему "Основные аспекты изучения грамматической системы русского языка в школьной программе"?103 страницы
54 источника
Добавлена 21.07.2025 Опубликовано: studservis
15881 ₽
31761 ₽
Фрагмент для ознакомления 1
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ РУССКОГО ЯЗЫКА В ШКОЛЕ 13
1.1. Задачи и роль изучения грамматической системы русского языка в школе 13
1.2. Содержание и этапы работы по изучению грамматической системы русского языка в средней школе 16
1.3. Принципы и методы изучения грамматической системы русского языка 20
1.4. Проверка знаний и умений учащихся по грамматической системе русского языка 24
Выводы по 1 главе 28
ГЛАВА 2. СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ИЗУЧЕНИЮ ГРАММАТИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ РУССКОГО ЯЗЫКА 31
2.1.1 Система работы по изучению грамматических явлений в 5 классе 31
2.1.2 Система работы по изучению грамматических явлений в 6 классе 36
2.1.3 Система работы по изучению грамматических явлений в 7 классе 39
2.1.4 Система работы по изучению грамматических явлений в 8 классе 43
2.1.5 Система работы по изучению грамматических явлений в 9 классе 45
2.2. Разработка и экспериментальная апробация системы упражнений по изучению грамматических явлений для обучающихся на уроках русского языка в школе 49
Выводы по 2 главе 87
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 90
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 97
Фрагмент для ознакомления 2
Грамматика – это основной раздел науке о языке. Занимает центральное место в школьном курсе.
Предметом изучения грамматической системы языка выступают не только слова и словосочетания, но и предложения, которые строятся на их основе и на базе определенных правил, закрепленных в грамматической системе. Знание грамматической системы русского языка дает возможность правильно писать и говорить, формировать речевое взаимопонимание между людьми, позволяет сохранять чистоту и красоту русской речи.
Актуальность проблемы исследования связана с тем, что ФГОС «Основное общее образование» выдвигает высокие требования к изучению русского языка на всех этапах школьного обучения, в частности, грамматической системы русского языка, которая выступает в качестве основы формирования представления о структуре языка, его правилах и законах [Приказ 2024].
Для того, чтобы человек мог правильно излагать свои мысли, использовать различные формы слов, составлять словосочетания и предложения, которые впоследствии могут превратиться в складный текст или устное рассуждение.
Степень изученности проблемы. Проблема изучения основных аспектов изучения грамматической системы русского языка в школьной программе достаточно подробно описана в современной научной литературе. Однако можно сказать об отсутствии необходимого количества методической литературы для педагогов, где раскрывались бы основные сложности работы в этом направлении.
Цель исследования – провести анализ основных аспектов изучения грамматической системы русского языка в школьной программе.
Объект исследования – грамматическая система русского языка.
Предмет исследования – основные аспекты изучения грамматической системы русского языка в школьной программе.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд задач исследования:
1. Раскрыть задачи и роль изучения грамматической системы русского языка в школе.
2. Описать содержание и этапы работы по изучению грамматической системы русского языка в основной общеобразовательной школе.
3. Определить принципы и методы изучения грамматической системы русского языка.
4. Рассмотреть проверку знаний и умений учащихся по грамматической системе русского языка.
5. Проанализировать систему работы по изучению грамматических явлений в 5 классе.
6. Охарактеризовать систему работы по изучению грамматических явлений в 6 классе.
7. Изучить систему работы по изучению грамматических явлений в 7 классе.
8. Исследовать систему работы по изучению грамматических явлений в 8 классе.
9. Проследить систему работы по изучению грамматических явлений в 9 классе.
10. Разработать и экспериментально апробировать систему уроков и заданий по изучению грамматических явлений для обучающихся на уроках русского языка в школе.
Методы исследования: анализ научной и учебно-методической литературы, описательный, обобщение, классификация, сравнительный, моделирование, контент-анализ, тестирование, проектирование, эксперимент.
Теоретическая значимость исследования связана с проведением анализа научной литературы по проблеме выявления основных аспектов изучения грамматической системы русского языка в школьной программе.
Практическая значимость исследования обусловлена анализом системы работы по изучению грамматических явлений в школьном курсе русского языка. В работе рассматриваются особенности обучения школьников данному разделу предмета «Русский язык» с 5 по 9 класс. Также в работе разработана и экспериментально апробирована система уроков и заданий по изучению грамматических явлений для обучающихся на уроках русского языка в школе.
Структура исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, а также библиографического списка и приложения.
В первой главе, «Общие вопросы методики изучения грамматической системы русского языка в школе», раскрыты задачи и роль изучения грамматической системы русского языка в школе, описаны содержание и этапы работы по изучению грамматической системы русского языка в основной общеобразовательной школе, определены принципы и методы изучения грамматической системы русского языка, а также рассмотрена проверка знаний и умений учащихся по грамматической системе русского языка.
Во второй главе, «Система работы по изучению грамматических явлений в школьном курсе русского языка», проанализирована система работы по изучению грамматических явлений в 5 классе, охарактеризована система работы по изучению грамматических явлений в 6 классе, изучена система работы по изучению грамматических явлений в 7 классе, исследована система работы по изучению грамматических явлений в 8 классе, а также прослежена система работы по изучению грамматических явлений в 9 классе.
Положения, выносимые на защиту:
1. Изучение грамматической системы русского языка в рамках школы – это длительный, последовательный и комплексный процесс, который должен отвечать всем дидактическим принципам и реализовывать ряд важнейших функций с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей учащихся. Основной целью изучения грамматической системы русского языка в школе является формирование способности учащихся к правильному построению различных отрезков речи – как в письменной, так и в устной форме.
2. Изучение в школе грамматической системы русского языка имеет крайне важное значение для формирования полноценной языковой личности учащихся, выступает основой качественного изучения других учебных предметов, позволяет заниматься речевым творчеством и эффективно строить социальное взаимодействие и коммуникации в различных жизненных и в будущем – в профессиональной сфере.
3. Говоря о содержании изучения грамматической системы русского языка в контексте школьного образования, нужно отметить, что структура материала состоит из двух больших компонентов, в рамках которых выделяются различные темы и подтемы, важные для последовательного и системного изучения. Во-первых, речь идет о комплексе терминов, определений, понятий и категорий, которые имеют морфологический характер, во-вторых, – это синтаксис, который является не менее важным для понимания.
4. Каждый из этапов освоения грамматической системы русского языка в основной школе тщательно продуман и прописан в документах, на которых базируется весь образовательный процесс. Требования к освоению определенных норм в конкретные сроки представлены во ФГОС, примерных образовательных программах, а также методических рекомендациях для учителей русского языка, которые всегда дифференцированы по ступеням обучения (классам). Вопрос состоит в том, что каждый аспект изучения русской грамматики в школе должен соответствовать возрастным возможностям школьникам, их индивидуально-психологическим особенностям, иначе работа учителя будет напрасной.
5. Освоение школьниками на всех ступенях обучения грамматической системы русского языка в обязательном порядке строится на ряде принципов и методов, которые закреплены во ФГОС, образовательных программах по учебной дисциплине «Русский язык», а также в методических рекомендациях. Эти принципы и методы направлены на обеспечение высокого качества, доступности, системности и последовательности обучения, а также соблюдение дидактического характера освоения русской грамматики школьниками.
6. В настоящее время для изучения русской грамматики применяется довольно ограниченное количество методов, которые имеют историческую обусловленность, но не могут в полной мере охватить все трансформации грамматической системы русского языка, свойственные современной языковой культуре. Поэтому важным видится расширение методического спектра, а также применение учителями творческого подхода при обучении школьников всех ступеней обучения русской грамматике.
7. Освоение грамматической системы русского языка для школьников является достаточно сложной задачей, поскольку она включает большое количество компонентом и требует от учащихся не только старания, но и определенного уровня развития психических процессов. В частности, важное значение здесь имеет внимание, память, мышление и, собственно, речь. Эффективное обучение русское грамматике возможно только в том случае, если программа ориентирована на конкретную возрастную группу, а школьники имеют нормальные для своего возраста возможности психической деятельности.
8. На каждой ступени обучения в основной общеобразовательной школе проводятся итоговые контрольные работы, каждая из которых в обязательном порядке включает в себя задания на выявление уровня и характера усвоения теоретического и практического материала по грамматической системе русского языка. С 5 по 8 класс речь идет о всероссийских проверочных работах (ВПР), в 9 классе – школьники сдают основной государственный экзамен по русскому языку, который является обязательным. Все эти испытания предполагают полное и качественное усвоение знаний по грамматике в соответствии со ступенью обучения.
9. Анализ системы работы по изучению грамматических явлений в школьном курсе русского языка проводится в соответствии с требованиями ФГОС, образовательной программы по дисциплине «Русский язык», а также УМК и предметной линии учебников по русскому языку для 5–9-х классов под авторством М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского, Л.А. Тростенцовой, А.Д. Дейкиной и других, которые были выпущены в 2011 году в издательстве «Просвещение» и до сих пор применяются в школьном обучении.
10. В курсе русского языка за 5 класс грамматической системе русского языка отводится очень большое место. Здесь можно встретить и теоретические, и практические материалы, причем в первой части учебника содержится много повторение и закреплений программы начальной школы, а во второй – применяется дифференцированный подход к изучению морфологии и синтаксиса. Фактически именно данная ступень обучения является основой для формирования устойчивых грамматических знаний и навыков у школьников.
11. В курсе русского языка за 6 класс изучение грамматической системы русского языка во многом повторяет программу 5 класса, однако разбор, например, морфологического направления грамматики осуществляется более детально. Каждой из основных частей речи посвящается целый раздел, вводятся подробные разъяснения относительно грамматических характеристик местоимений и числительных. Словосочетания и предложения в разделе «Синтаксис» изучаются на более глубоком уровне – как важные компоненты разных видов текстов.
12. В курсе русского языка за 7 класс изучение грамматической системы русского языка связано, прежде всего, с морфологией. В частности, вводятся темы, посвященные не только основным, но и служебным частям речи, рассматриваются их характеристики. Синтаксису в 7 классе уделяется значительно меньшее внимание, поскольку фактически можно говорить об исчерпанности данной темы на предыдущей ступени обучения.
13. В курсе русского языка за 8 класс изучение грамматической системы русского языка связано, прежде всего, с синтаксисом. В частности, вводятся темы, посвященные характеристикам разного рода предложений. Морфологии в 8 классе уделяется значительно меньшее внимание, поскольку фактически можно говорить об исчерпанности данной темы на предыдущей ступени обучения.
14. В курсе русского языка за 9 класс изучение грамматической системы русского языка также связано, прежде всего, с синтаксисом. В частности, вводятся темы, посвященные характеристикам разного рода сложных предложений. Морфологии в 9 классе уделяется значительно меньшее внимание. Однако, учитывая то обстоятельство, что вся программа 9 класса рассчитана на подготовку школьников к сдаче ОГЭ, важное место в учебнике занимает обобщение и систематизация грамматических знаний за 5–9 классы и практические задания на закрепление навыков применения теоретических знаний, касающихся грамматической системе русского языка.
15. Опытно-экспериментальная работа по разработке и апробации системы уроков, заданий и тестирования по изучению грамматических явлений для обучающихся на уроках русского языка в школе проводилась на базе МБОУ СОШ № 9 г. Бийска. В качестве выборки было приглашено 20 учащихся 9 класса, 18 девочек и 2 мальчиков в возрасте 15–16 лет.
16. На этапе первичной диагностики школьники показали низкое среднегрупповое значение по показателю сформированности представлений о грамматических явлениях, которое составило 1,7 балла, тогда на этапе контрольной диагностики этот показатель стал намного выше и составил 4,6 баллов. Это говорит об эффективности разработанной системы уроков и заданий и возможности применять ее для более эффективной подготовки школьников к сдаче ОГЭ по русскому языку.
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ РУССКОГО ЯЗЫКА В ШКОЛЕ
1.1. Задачи и роль изучения грамматической системы русского языка в школе
Изучение грамматической системы русского языка в рамках школы – это длительный, последовательный и комплексный процесс, который должен отвечать всем дидактическим принципам и реализовывать ряд важнейших функций с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей учащихся.
Основной целью изучения грамматической системы русского языка в школе является формирование способности учащихся к правильному построению различных отрезков речи – как в письменной, так и в устной форме [Урусова, Шидакова 2022].
На рисунке 1.1 представлены основные задачи изучения грамматической системы русского языка в школе, которые исходят из указанной цели [Серобян 20024].
Рисунок 1.1. – Основные задачи изучения грамматической системы русского языка в школе
Базовая языковая компетенция представляет собой двухкомпонентную структуру, которая базируется на получаемом знании о грамматических правилах русского языка в сочетании составлять речевые высказывания и понимать то, что говорят другие.
При этом все языковые явления каким-то образом группируются в некие категории. Все единицы одной категории имеют характерные для нее признаки, которые также должен понять школьник, изучающий грамматическую систему русского языка [Фазлиахметов 2016].
Также нужно отметить, что все существующие языковые явления, так или иначе, связаны между собой, а потому при изучении грамматической системы языка школьник должен научиться понять эти связи, определять их характер и направленность.
Однако одних теоретических грамматических знаний оказывается мало для построения грамотной речи – при изучении грамматики школьники должны получить навык применения имеющихся у них теоретических знаний в собственной речевой практике [Вострова 2023].
Решение всех описанных выше задач позволяет реализовать полный комплекс компетенций, которые заложены в основе ФГОС «Основное общее образование», в части, посвященной изучению русского языка. После окончания школы (9 класс) каждый выпускник должен владеть всеми грамматическими возможностями, в программе ОГЭ – большое количество заданий, направленных именно на их выявление [Полякова 2021].
На рисунке 1.2 показаны основные аспекты роли изучения грамматической системы русского языка в школе [Боголепова 2016].
Рисунок 1.2. – Основные аспекты роли изучения грамматической системы русского языка в школе
Изучение грамматики в школе очень важно для общего развития учащихся, ведь без способности правильно говорить, читать, слушать и понимать грамматические структуры невозможно осваивать другие учебные дисциплины. С помощью знания грамматики развивается и логическое мышление, поскольку речь тесно связана с мыслительными процессами, и думать нужно тоже грамматически правильно [Мещерякова 2022].
Сознательное отношение к речи в целом, вне зависимости от того, активная она или пассивная, очень важно для социального взаимодействия, построения коммуникаций. При этом при отсутствии знаний грамматики и умения пользоваться грамматическими правилами это сознательность выглядит спорной, поскольку при употреблении неправильных форм слов, неверно выстроенных словосочетаниях и предложениях, довольно сложно в точности понять смысл высказывания [Бородина 2015].
Наконец, каждый школьник для того, чтобы читать и заниматься творчеством, должен овладеть качественным литературным языком, основой которого выступает не только разнообразная лексика и стилистические приемы, но и отточенные грамматические конструкции [Каминская 2018].
Подводя итог, можно сделать вывод, что изучение в школе грамматической системы русского языка имеет крайне важное значение для формирования полноценной языковой личности учащихся, выступает основой качественного изучения других учебных предметов, позволяет заниматься речевым творчеством и эффективно строить социальное взаимодействие и коммуникации в различных жизненных и в будущем – в профессиональной сфере.
Фрагмент для ознакомления 3
2.Авантурова, Я.И., Гребенникова, С.П., Шляхман, М.В. Значение знания грамматики в бытовой и профессиональной речи человека: современный взгляд на проблему / Я.И. Авантурова, С.П. Гребенникова, М.В. Шляхман // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы изучения языка и культуры: российские и зарубежный опыт». – Самара: Самарский государственный университет, 2024. – С. 107–119.
3.Азимов Э.Г., Щукин, А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин. – М.: Издательство ИКАР, 2009. – 448 с.
4.Акапенко, Ю.В., Симонова, В.С., Яруцкая, Е.Н. Принципы изучения грамматического строя речи на уроках русского языка в средней школе: проблемы и перспективы / Ю.В. Акапенко, В.С. Симонова, Е.Н. Яруцкая // Сборник статей Ивановского государственного университета. – Иваново: Издательство Ивановского государственного университета, 2024. – С. 136–148.
5.Аксенова, А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: учебник для студентов дефектологических факультетов педвузов / А.К. Аксенова. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2004. – 316 с.
6.Антонова, Е.С., Воителева, Т.М. Методика обучения русскому языку: учебник для студентов учреждений высшего образования / Е.С. Антонова, Т.М. Воителева. – М.: Издательский центр «Академия», 2015. – 400 с.
7.Баранов, М.Т., Ладыженская, Т.А. Шанский, Н.М., Тростенцова, Л.А., Дейкина, А.Д. и др. Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский, Л.А. Тростенцова, А.Д. Дейкина и др. – М.: Просвещение, 2011. – 111 с.
8.Барановская, Е.С., Смольянова, А.А., Чередниченко, О.П. Современные аспекты, методы и инструменты контроля знаний учащихся о русскому языку в средней школе: теория и методология исследования / Е.С. Барановская, А.А. Смольянова, О.П. Чередниченко // Вестник Ижевского государственного университета. – 2024. – № 9. – С. 33–45.
9.Белалов, Р.М. Изучение особенностей педагогического контроля обученности школьников / Р.М. Белалов // Образовательный вестник «Сознание». – 2021. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/izuchenie-osobennostey-pedagogicheskogo-kontrolya-obuchennosti-shkolnikov?ysclid=m5smnm0izo697353895 (дата обращения: 11.01.2025).
10.Богатырская, Ю.Ю., Левковская, А.В., Малахов, С.И. Проверка знаний школьников как значимый аспект современного образования / Ю.Ю. Богатырская, А.В. Левковская, С.И. Малахов // Образовательные технологии в России за рубежом. – 2022. – № 12. – С. 40–48.
11.Боголепова, С.В. Обучение грамматике в контексте коммуникативного подхода / С.В. Боголепова // Иностранные языки в школе. – 2016. – № 11. – URL: https://publications.hse.ru/articles/195364027 (дата обращения: 11.01.2025).
12.Бородина, О.С. Изучение грамматических норм на уроках русского языка в старших классах / О.С. Бородина // Материалы межрегиональной конференции «Актуальные вопросы обучения русскому (родному) язык». – Рязань: Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина, 2015. – С. 117–121.
13.Булатова, В.А., Парманасова, С.Дж., Чепекова, Г.С. Русский язык. Практический курс. Книга для учителя / В.А. Булатова, С.Дж. Парманасова, Г.С. Чепекова. – Бишкек: Аркус, 2020. – 160 с.
14.Вострова, Д.С. Формирование грамматических навыков речи обучающихся старшей школы / Д.С. Вострова // Актуальные исследования. – 2023. – № 23 (153). – URL: https://apni.ru/article/6450-formirovanie-grammaticheskikh-navikov-rechi (дата обращения: 11.01.2025).
15.Граф, Т.А. Графический диктант как средство формирования языковой компетенции и развития логического мышления обучаемых / Т.А. Граф // Вестник Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова. – 2017. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/graficheskiy-diktant-kak-sredstvo-formirovaniya-yazykovoy-kompetentsii-i-razvitiya-logicheskogo-myshleniya-obuchaemyh?ysclid=m5sm8pf95c674029204 (дата обращения: 11.01.2025).
16.Грачева, Ж.В., Сидорова, Е.В. Современный русский язык для современной школы: учебно-методическое пособие / Ж.В. Грачева, Е.В. Сидорова. – Воронеж: ИД Воронежского государственного университета, 2022. – 390 с.
17.Загоровская, О.В. Языковая норма и норма литературного языка как лингвистические понятия / О.В. Загоровская // Известия Воронежского государственного педагогического университета. – 2016. – № 2 (271). – С. 161–165.
18.Ильина, Т.В., Сидорова, Е.В., Швецова, О.А. Синтаксический разбор как средство подготовки к решению грамматических и пунктуационных заданий ВПР, ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку / Т.В. Ильина, Е.В. Сидорова, О.А. Швецова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2023. – Т. 16. Вып. 1. – URL: https://philology-journal.ru/article/phil20230016/fulltext?ysclid=m5skyffo8h527431588 (дата обращения: 11.01.2025).
19.Камалова, Э.Г. Особенности контроля знаний учащихся на современном этапе / Э.Г. Камалова // Научно-практический электронный журнал «Аллея Науки». – 2021. – № 1 (52). – URL: https://alley-science.ru/domains_data/files/5january2021/OSOBENNOSTI%20KONTROLYa%20ZNANIY%20UChAShIHSYa%20NA%20SOVREMENNOM%20ETAPE.pdf (дата обращения: 11.01.2025).
20.Каминская, Л.Н. К проблеме формирования лингвистической компетенции выпускников общеобразовательных школ / Л.Н. Каминская // Актуальные проблемы языкознания. – 2018. – № 7. – С. 376–381.
21.Киверина, Н.А. Работа с текстом на уроке русского языка как средство интеллектуального и речевого развития учащихся / Н.А. Киверина // Русский язык и литература. Все для учителя! – 2012. – № 11 (23). – С. 27–38.
22.Колесникова, Е.И. Роль и место списывания в работе над орфографическими умениями. Дисс. на соиск. уч. ст. к. педаг. Н. / Е.И. Колесникова. – М., 1997. – 128 с.
23.Коровина, Е.А. Использование тестов как средства контроля знаний обучающихся в процессе изучения русского языка / Е.А. Коровина // Символ науки. – 2022. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-testov-kak-sredstva-kontrolya-znaniy-obuchayuschihsya-v-protsesse-izucheniya-russkogo-yazyka?ysclid=m5skr4yhd0501407726 (дата обращения: 11.01.2025).
24.Костякова, М.С., Широкова, С.Ю., Мурозян, Д.В. Грамматическое обучение школьников в рамках современной концепции языкового образования: проблемы и перспективы реализации ФГОС / М.С. Костякова, С.Ю. Широкова, Д.В. Мурозян // Сборник статей Иркутского государственного университета. Вып. 4. Образование. – Иркутск: Издательство Иркутского государственного университета, 2023. – С. 80–86.
25.Кравцов, С.С., Музаев, А.А. Роль всероссийских проверочных работ в системе контроля качества образования в Российской Федерации / С.С. Кравцов, А.А. Музаев // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2017. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-vserossiyskih-proverochnyh-rabot-v-sisteme-kontrolya-kachestva-obrazovaniya-v-rossiyskoy-federatsii?ysclid=m5smf51nzy676755220 (дата обращения: 11.01.2025).
26.Криворотова, Э.В. Изучение грамматических тем в школьном курсе русского языка и интеллектуальное развитие учащихся / Э.В. Криворотова // Наука и школа. – 2008. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/izuchenie-grammaticheskih-tem-v-shkolnom-kurse-russkogo-yazyka-i-intellektualnoe-razvitie-uchaschihsya?ysclid=m5s183wobk952780642 (дата обращения: 11.01.2025).
27.Ладыженская, Т.А., Баранов, М.Т. Тростенцова, Л.А. и др. Русский язык. Учебник для 5 класса / Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. – М.: Просвещение, 2023. В 2-х ч. Ч. 1. – 245 с.; Ч. 2 – 277 с.
28.Ладыженская, Т.А., Баранов, М.Т. Тростенцова, Л.А. и др. Русский язык. Учебник для 6 класса / Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. – М.: Просвещение, 2023. В 2-х ч. Ч. 1. – 245 с.; Ч. 2 – 213 с.
29.Ладыженская, Т.А., Баранов, М.Т. Тростенцова, Л.А. и др. Русский язык. Учебник для 7 класса / Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. – М.: Просвещение, 2021. В 2-х ч. Ч. 1. – 249 с.; Ч. 2 – 181 с.
30.Ладыженская, Т.А., Баранов, М.Т. Тростенцова, Л.А. и др. Русский язык. Учебник для 8 класса / Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. – М.: Просвещение, 2017. – 282 с.
31.Ладыженская, Т.А., Баранов, М.Т. Тростенцова, Л.А. и др. Русский язык. Учебник для 9 класса / Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. – М.: Просвещение, 2011. – 216 с.
32.Левченко, А.С., Харитонова, Ю.С., Самохвалова, И.М. Методы освоения грамматических норм в школьном курсе русского языка / А.С. Левченко, Ю.С. Харитонова, И.М. Самохвалова // Известия Томского государственного университета. – 2024. – № 5 (263). – С. 99–103.
33.Ломаченкова, Е.К., Арбузов, И.В., Сидихина, Л.М. Грамматика в школьном курсе русского языка / Е.К. Ломаченкова, И.В. Арбузов, Л.М. Сидихина. – Владимир: Аспект, 2022. – 88 с.
34.Львов, М.Р., Горецкий, В.Г., Сосновская, О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. – М.: Академия, 2007. – 464 с.
35.Малашева, И.С., Иконникова, Н.Г., Сомова, К.М. Функциональные признаки эффективного преподавания грамматики на уроках русского языка в современной школе / И.С. Малашева, Н.Г. Иконникова, К.М. Сомова // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2023. – № 7. – С. 50–62.
36.Мещерякова, О.А. Обучение грамматической норме на уроках русского языка: компетентностный подход / О.А. Мещерякова // Art Logos. – 2022. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obuchenie-grammaticheskoy-norme-na-urokah-russkogo-yazyka-kompetentnostnyy-podhod?ysclid=m5rywv4jtu114282204 (дата обращения: 11.01.2025).
37.Мязина, Т.А. Состав и структура школьного курса русского языка / Т.А. Мязина // Молодой ученый. – 2016. – № 6 (110). – С. 910–911.
38.Образцова, Т.И. Контроль на уроках русского языка / Т.И. Образцова // Материалы III международной научной конференции «Педагогическое мастерство». – М.: Буки-Веди, 2013. – С. 119–121.
39.Овсянникова, Е.Е., Петрова, О.С., Жуковская, Т.К. Современные аспекты изучения грамматики русского языка в средней школе: методические и практические основы / Е.Е. Овсянникова, О.С. Петрова, Т.К. Жуковская // Материалы международной научно-практической конференции «Педагогика и образование в XXI веке». – Челябинск: Челябинский государственный университет, 2024. – С. 100–108.
40.Плотникова, С.В., Шуритенкова, В.А. Методические основы начального языкового образования. Учебное пособие для студентов / С.В. Плотникова, В.А. Шуритенкова. – Екатеринбург: Издательство Уральского государственного педагогического университета, 2012. – 251 с.
41.Подосинникова, Р.В. Особенности подготовки учащихся к тестовой части ОГЭ по русскому языку в 2024 году / Р.В. Подосинникова // Ученые записки Курского государственного университета. Электронный научный журнал. – 2023. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-podgotovki-uchaschihsya-k-testovoy-chasti-oge-po-russkomu-yazyku-v-2024-godu?ysclid=m5smi54yk3409444427 (дата обращения: 11.01.2025).
42.Полякова, Э.И. Методика обучения грамматике и правописанию в начальной школе. Учебно-методическое пособие / Э.И. Полякова. – М.: Флинта, 2021. – 208 с.
43.Сабирова, З.М., Мирхамедова, Х. Методика преподавания русского языка и литературы в современной школе / З.М. Сабирова, Х. Мирахмедова // International scientific journal of Biruni. – 2022. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodika-prepodavaniya-russkogo-yazyka-i-literatury-v-sovremennoy-shkole?ysclid=m5s684rd6390510954 (дата обращения: 11.01.2025).
44.Серобян, Д.М. Роль грамматики в развитии речи обучающихся / Д.М. Серобян // Молодой ученый. – 2024. – № 51 (550). – С. 305–306.
45.Сотова, И.А. Теория и практика самоконтроля в письменной речевой деятельности школьников на уроках русского языка. Дисс. на соиск. уч. ст. д. филолог. н. – М., 2008. – 47 с.
46.Сумарокова, А.П., Придельникова, В.С., Тарасский, И.С. Психологические аспекты школьного контроля знаний: теоретические и практические вопросы исследования / А.П. Сумарокова, В.С. Придельникова, И.С. Тарасский // Сборник статей Кубанского государственного университета. Вып. 4. Образование и педагогика. – Краснодар: Издательство Кубанского государственного университета, 2024. – С. 30–41.
47.Текучева И.В. Тенденции в развитии методики преподавания грамматики (начало ХХ века) / И.В. Текучева // Школа будущего. – 2017. – № 1. – С. 84–89.
48.Текучева, И.В., Громова, Л.Ю. Основные вопросы методики преподавания русского языка в трудах академика А.В. Текучева / И.В. Текучева, Л.Ю. Громова // Перспективы науки. – 2019. – № 5 (115). – С. 98–102.
49.Урусова, Л.Р., Шидакова, М.Б. Содержание и методы обучения грамматике в общеобразовательной школе / Л.Р. Урусова, М.Б. Шидакова // Проблемы современного педагогического образования. – 2022. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/soderzhanie-i-metody-obucheniya-grammatike-v-obscheobrazovatelnoy-shkole?ysclid=m5rxi81hbk503041351 (дата обращения: 11.01.2025).
50.Ушакова, О.Д. Все виды разбора по русскому языку. 5–9 классы / О.Д. Ушакова. – М.: Литера, 2022. – 290 с.
51.Фазлиахметов, И.С. О специфике обучения грамматике русского языка в методическом наследии Л.З. Шакировой / И.С. Фазлиахметов // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2016. – № 12 (66). – URL: file:///C:/Users/пк/Downloads/phil20163159.pdf (дата обращения: 11.01.2025).
52.Цыбулько, И.П. Итоговый контроль достижений учащихся основной школы по русскому языку: антропологический подход / И.П. Цыбулько // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. – 2014. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/itogovyy-kontrol-dostizheniy-uchaschihsya-osnovnoy-shkoly-po-russkomu-yazyku-antropologicheskiy-podhod?ysclid=m5smbfkdiw233723777 (дата обращения: 11.01.2025).
53.Шаповалова, И.А., Текучева, И.В. О базисных категориях методики обучения грамматике в учебнике академика А.В. Текучёва «Методика русского языка в средней школе» / И.А. Шаповалова, И.В. Текучева // Научно-издательский центр «Инфра-М». – 2023. – URL: file:///C:/Users/пк/Downloads/3.1.%20Шаповалова%20И.А.,%20Текучева%20И.В.pdf (дата обращения: 11.01.2025).
54.Шелухина, Е.Г. Обогащение грамматического строя речи учащихся 8–9 классов в процессе работы над сложным синтаксическим целым. Дисс. на соиск. уч. ст. к. пед. н. / Е.Г. Шелухина. – М., 2008. – 217с.
Узнать стоимость работы
-
Дипломная работа
от 6000 рублей/ 3-21 дня/ от 6000 рублей/ 3-21 дня
-
Курсовая работа
1600/ от 1600 рублей / 1-7 дней
-
Реферат
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней
-
Контрольная работа
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Решение задач
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Бизнес план
2400/ от 2400 руб.
-
Аспирантский реферат
5000/ от 5000 рублей/ 2-10 дней
-
Эссе
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней