Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы игровых технологий при развитии детей младшего школьного возраста средствами хореографии 6
1.1. Содержание и сущность хореографии в работе с детьми младшего школьного возраста 6
1.2 Основные подходы отечественных и зарубежных ученых к игровым технологиям как средство развития детей младшего школьного возраста в хореографии 11
1.3. Возрастные особенности детей младшего школьного возраста 22
Выводы по 1 главе 30
Глава 2. Экспериментальная работа с детьми младшего школьного возраста средствами хореографии в учреждении дополнительного образования с помощью применения игровых технологий 32
2.1 Критерии, показатели и уровни хореографического развития детей младшего школьного возраста средствами применения игровых технологий 32
2.2 Результаты реализации игровой программы «Танцевальная карусель» в работе с детьми младшего школьного возраста средствами хореографии в учреждении дополнительного образования 35
Выводы по 2 главе 50
Заключение 51
Список использованной литературы 53
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. В современном мире образование выходит на качественно иной уровень – ведется поиск новых педагогических технологий, модифицируются технологии традиционного обучения и воспитания детей, которые должны быть более гибкими, эффективными, оригинальными, отвечая требованиям и запросам постоянно меняющейся окружающей действительности. Отталкиваясь от идей гуманизации образования, личностного подхода, творческого начала и стратегических целей развития образования, педагогический процесс предполагает существенное изменение традиционных методов, форм и средств образовательной деятельности.
Хореографическая деятельность обладает выраженным потенциалом в воспитании творческой, всесторонне развитой личности. Хореографический коллектив представляет собой активную среду взаимодействия детей, развивая коммуникации, навыки сотрудничества, способствуя их позитивной социализации. Хореография играет важную роль в организации внеурочной деятельности как компонента федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) и дополнительного образования детей.
Занятия хореографией для детей – это не только красиво и полезно, но и сложно. Искусство танца требует трудолюбия, самоотдачи и упорства, что иногда сопровождается различными трудностями. Дети младшего школьного возраста склонны фантазировать и могут смело менять правила игры, усложняя ее содержание. Этот творческий подход следует поощрять. Но при этом не стоит забывать, что задача педагога – умело создать такие игровые условия, при которых остается его главная цель: превратить обучение с использованием игровых приемов в увлекательную деятельность для ребенка.
Цель игровой технологии в образовательном процессе – не изменить или переделать ребенка, не научить его специальным навыкам, а дать возможность ребенку «прожить» с полным вниманием к увлекающим его ситуациям в игре и сочувствие взрослых. После выполнения основных задач техника игры становится одним из механизмов, регулирующих качество обучения на хореографических занятиях: она нейтрализует негативные факторы, снижающие эффективность обучения.
В последние годы все больше внимания уделяется использованию игровых технологий в образовании. Исследования показали, что игры могут эффективно повышать мотивацию, интерес к изучению предмета, а также улучшать результаты обучения.
Игровые технологии применяются повсеместно: в обучении детей математике и языку, на музыкальных и физкультурных занятиях и т.д. И в этом смысле уроки хореографии не являются исключением.
Процесс игры облегчает процесс запоминания и освоения упражнений, а также вызывает интерес к занятиям. Дети с удовольствием включаются в игру, предлагают свои варианты правил, усложняют ее содержание. Грамотный педагог поддерживает их инициативу, но при этом не забывает, что основное назначение игры - превратить в интересное для ребенка дело сам образовательный процесс.
Игры имеют и воспитательные задачи: воспитывать интерес к занятиям хореографией, эстетический вкус (умение видеть красоту движения в танце), воспитывать чувство коллективизма, веру в свои силы.
Объект исследования – игровые технологии.
Предмет исследования - применение игровых технологий в на занятиях хореографией.
Цель исследования – рассмотреть особенности применения игровых технологий на занятиях по хореографии младшего школьного возраста в дополнительном образовании.
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
раскрыть сущность и содержание хореографии в работе с детьми младшего школьного возраста;
изучить основные подходы отечественных и зарубежных ученых к игровым технологиям как средство развития детей младшего школьного возраста в хореографии;
охарактеризовать возрастные особенности детей младшего школьного возраста;
провести экспериментальную работу с детьми младшего школьного возраста средствами хореографии в учреждении дополнительного образования с помощью применения игровых технологий.
Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Теоретические основы игровых технологий при развитии детей младшего школьного возраста средствами хореографии
1.1. Содержание и сущность хореографии в работе с детьми младшего школьного возраста
В настоящее время «умение танцевать» входит в разряд характеристик успешного, высокообразованного, интеллектуального, состоявшегося и состоятельного человека [37].
Изначально, термин "хореография" происходит от греческих слов "Choreia" - что означает "танец", и "grapho" - что переводится как "писать". В первоначальном смысле, хореография подразумевала искусство представления танцевальных движений с использованием символов на бумаге. Позднее оно развилось в искусство создания балетов и, в конечном итоге, обозначало всю сферу танцевального искусства.
На данный момент, как подчеркивает О.В. Чумейкина, хореография рассматривается как объединение двух главных областей - искусства балета и искусства танца. Балет является высшей академической формой хореографического искусства, основанной на исполнении танцев на сцене и предназначенной для широкой аудитории. Танец, в свою очередь, является формой хореографии, где художественные образы создаются с помощью движений и положений человеческого тела. Эти созданные образы влияют на духовное и эстетическое восприятие зрителя и, благодаря своей универсальности и способности коммуникации, отражают социокультурные аспекты общества, оказывая влияние как на зрителей, так и на исполнителей, способствуя формированию социальных навыков, осознанию социокультурных ценностей и внутреннему усвоению норм поведения в обществе [70].
Хореографическое искусство, будь то современный танец, балет, или народные танцы, способно вызвать у зрителей множество эмоций. Эмоциональное восприятие и переживание произведений хореографии помогает развивать эмоциональную интеллигентность. Зрители учатся распознавать и анализировать эмоции, как собственные, так и передаваемые артистами.
Цель проведения хореографических занятий заключается в предоставлении детям необходимых навыков движения, вдохновении их интересом к этой деятельности, а также в создании возможности для детей почувствовать радость и удовлетворение от контроля над своим телом, способностью свободно и грациозно двигаться в соответствии с музыкальным ритмом. Эти занятия способствуют гармоничному развитию детей и формируют основы танцевальной культуры [2].
Хореография воплощает красоту и гармонию в движениях тела. Зрители учатся оценивать и ценить красоту в разнообразных формах. Это развивает их способность к восприятию прекрасного как в искусстве, так и в окружающем мире.
Участие в хореографических занятиях позволяет развивать творческое мышление и выразительность. Танцоры учатся создавать новые движения, интерпретировать музыку и рассказывать истории через танец. Это развивает их способность к творческому самовыражению.
Хореография является эффективным средством для снятия у детей стресса, связанного с учебой и другими заботами. Она привлекает внимание учащихся, заставляет их погрузиться в новые, насыщенные впечатления, способствует развитию эстетического восприятия и удовлетворению духовных потребностей, а также помогает переключить психическую активность в новое направление, обеспечивая психотерапевтический эффект через изменение качества духовных переживаний.
Через хореографию, как вид искусства, участники хореографического коллектива учатся выражать себя и свои чувства. Это способствует развитию самовыражения и самоуверенности. Танцоры чувствуют уверенность в себе и своих способностях, что переносится на другие сферы их жизни.
Хореографическое искусство часто объединяет людей разных возрастов и культурных фонов. Это способствует формированию единства и взаимопонимания, развивая толерантность и уважение к разнообразию культур.
Практика хореографии способствует физическому развитию. Танцевальные упражнения улучшают координацию движений, гибкость, силу и выносливость. Это важно для поддержания общего здоровья и физической активности.
Хореография играет значительную роль в воспитании участников хореографического коллектива, так как она объединяет различные аспекты, такие как музыкальное, пластическое, физическое, этическое и художественно-эстетическое развитие и образование. В процессе обучения все эти аспекты взаимодействуют и взаимосвязаны.
Музыка, как известно, служит ритмической основой для танца, но ее значение не ограничивается только ритмом. Музыка создает эмоциональную атмосферу, определяет характер и развитие танца. Связь между музыкой, жестами и движениями естественна для человеческой природы. Восприятие музыки в контексте танца активное и способствует действию, которое выражается через танцевальные движения, организованные во времени и пространстве. Все это является основой музыкально-пластического воспитания. Хореография учит участников коллектива слушать и понимать язык музыки, разбираться в ее основных формах и выразительных средствах, а также способствует легкости и гибкости движений в соответствии с ритмом конкретной музыки, позволяя им наслаждаться ее красотой.
В научном труде «История, становление и развитие спортивно-бальных танцев», московский педагог-хореограф О.В. Ершова подчеркивает, что: «Танец – пластическое и ритмическое движение тела как акт искусства» [37]. Также интересно другое определение, которое отмечено в труде И.И. Пантелеймонова «Композиция и постановка танца». В нем говорится, что: «Танец – могучее художественное средство воздействия, сила которого в пластической выразительности человеческого тела» [55].
Танец, это неотъемлемая часть человеческой культуры, с помощью него, человек выражает свои чувства, эмоции, настроение, желания. На протяжении всей истории, танец сопровождал людей в их делах: во время охоты, отдыха, при обращении к божеству (ритуальные танцы). Недаром, с древнейших времен сохранились наскальные изображения танцующих в разных континентах, на разных территориях. С течением времени танец изменялся, появлялись новые направления и стили. Танцы разных народов мира впитали в себя свои национальные особенности и неповторимый колорит. И все же, танцы любых времен и народов объединяет самое главное и общее: возможность танцующего донести до зрителя свое внутренние состояние, а зрителям приобщиться к этим эмоциям, оказаться на одной эмоциональной волне с танцором.
В настоящее время танец является частью современной культуры высокого уровня, где проводятся конкурсы профессионалов. Но и повседневная жизнь тесно связана с танцем. Люди любого возраста, молодежь и также пожилые с удовольствием ходят на танцы, где общаются, отдыхают, знакомятся друг с другом. Танец близок всем людям, это естественная часть нашей жизни. Достаточно посмотреть на самых маленьких детей, начиная с грудного возраста, которые даже не умея ходить, с большой радостью и удовольствием начинают совершать активные движения ручками и телом под веселую, ритмичную музыку. И задача взрослых (родителей и педагогов) – поддержать и развить эти природные способности ребенка. Дать ему импульс к стремлению совершенствования и достижению более высокого уровня своих возможностей. Выступая на детских утренниках с детских садах, дети демонстрируют свое умение в области танца, кружась, хлопая в ладоши, выполняя различные движения ногами в такт музыки. Еще более высокого уровня мастерства, дети достигают, занимаясь в школах искусств, школах бального танца, различных студиях и т.п. Там дети учатся владеть своим телом, выполнять красивые пластические движения, держать правильную осанку и умение преподнести себя зрителю. А также взаимодействию с партнером или партнерами. Любой вечер отдыха молодежи всегда сопровождается танцами. Менялись стили музыки, наряды, но всегда остается главное – желание приобщиться к общему празднику и выразить себя, свое внутренние состояние с помощью языка движения. Таким образом, танец становится не просто частью быта в повседневной жизни, но и формой искусства, предполагающей постоянное совершенствование.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Авдулова, Т. П. Психология игры: учебник для вузов / Т. П. Авдулова. — 2-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт, 2023. – 232 с.
2.Айламазьян, А.М. Музыкальное движение как художественная практика в работе современной студии "Гептахор" // Журнал практического психолога. - 2016. - № 2. - С. 24 - 46.
3.Андрусенко Л. Формирование исполнительской культуры в детских хореографических коллективах (история и современность). Искусство в школе, 2008. 2. С.63.
4.Артеменкова, Н.В., Ершова О.В. История зарождения и развития латиноамериканского танца самба и его использование в социально-культурной и культурно-досуговой деятельности в России / Н.В. Артеменкова, О.В. Ершова // Искусство и образование. - 2019. - № 3. - С. 54-64.
5.Асмолов, А.Г. Личность как предмет психологического исследования / А.Г. Асмолов. – М.: Просвещение, 2011. – 211 с.
6.Ашевская, Л.А. Развитие творческих способностей и личности учащихся. // Русский язык в школе. – 2001. ‒ № 6. – 98 с.
7.Бабенкова Е. А., Федоровская О. М. Игры, которые лечат. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 54 с
8.Базарова, Н. Классический танец / Н. Базарова. – Л.: Искусство, 1975. – 183 с.
9.Базарова, Н.П. Азбука классического танца : Первые три года обучения : [учеб. пособие] / Н.П. Базарова, В.П. Мей. - 7-е изд., стер. - СПб. ; М. ; Краснодар : Лань : Планета музыки, 2018. - 271 с.
10.Баянкина, А.В. Работа балетмейстера над созданием хореографического образа / А.В. Баянкина // Дополнительное образование и воспитание. - 2017. - № 9. – С. 27-28.
11.Бекина С.И., Ломова Т.П., Соковнина Е.Н. Музыка и движение: Упражнения, игры и пляски для детей 6-7 лет. - М., 2020
12.Бергер, В. Е. Игра как средство развития творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности / В. Е. Бергер // В сборнике: Актуальные проблемы государственного, муниципального и корпоративного управления. Сборник статей. Под редакцией Ю.В. Гуськова, А.И. Моргуновой, Р.Т. Валиева. – Москва, 2020. – С. 96-102
13.Богданов, Г.Ф. Основы хореографической драматургии : учеб. пособие / Г.Ф. Богданов. - 5-е изд., стер. - СПб. ; М. ; Краснодар : Лань : Планета музыки, 2019. – 167 с.
14.Богданов, Г.Ф. Русский народно-сценический танец: методика и практика создания : учеб. пособие / Г.В. Богданов. - СПб. ; М. ; Краснодар : Лань : Планета музыки, 2018. – 478 с.
15.Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. — М.: Просвещение, 1968. — 464 с.
16.Большакова, Л.А. Развитие творчества (креативных способностей младших школьников) / Л.А. Большакова // Завуч начальной школы. — 2001. — №5 — 58 с.
17.Брылякова, Е.М. Основы хореографии и сценического движения в театре моды "Визит" / Е.М. Брылякова // Дополнительное образование и воспитание. - 2018. – № 4. – С. 29-30.
18.Возрастная и педагогическая психология /Под ред. М.В. Гамезо и др. М.: Просвещение. 2021
19.Волкова, А.О. Технология постановки пластико-хореографических шоу-программ в учреждениях культуры / А.О. Волкова // Культура и искусство как важнейшая часть единого образовательного пространства столичного мегаполиса : материалы 4 науч.-практ. конф. Ин-та культуры и искусств Моск. гор. пед. ун-та (г. Москва, 11-25 апреля 2019 г.) / под общ. ред. С.М. Низамутдиновой ; [ГАОУ ВО МГПУ ; [среди рец. В.В. Афанасьев]. – М., 2019. – С. 68-71.
20.Воронина, Н. А. Игра как средство развития каналов восприятия информации у младших школьников / Н. А. Воронина // В сборнике: Формирование и развитие профессиональной компетенции учителя. Материалы VII региональной научно-практической конференции. – Воронеж, 2023. – С. 51-61.
21.Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка / Л.С. Выготский. — СПб: Питер, 2018. —512 с.
22.Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. – М.: Юрайт, 2023. – 160 с.
23.Выготский, Л.С. Проблема возраста / Л.С. Выготский // Собр. соч.: В 6 т. — М.: Педагогика, 1984. Т. 4 — 506 с.
24.Выготский, Л.С. Психология искусства / Л.С. Выготский. - СПб.: Азбука, - 2016. - 448 с.
25.Ганьшина Г. В., Заварина С. Ю., Муравьева Ж. В. и др. под общей редакцией Г. В. Ганьшиной Организация семейного досуга средствами социально-культурной анимации. Монография/. — Орехово-Зуево: ГГТУ, 2019. — 228 с.
26.Гин С.И. Формирование креативности младших школьников в процессе обучения: дис. … канд. пед. наук. – Минск, 2010. – 182 с.
27.Гонина О. О, Зинченко Р. С. Коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста с помощью игротерапии // Вестник экспериментального образования (Психологические науки). – 2019. URL: https://cyberleninka.ru/article/ n/korrektsiya-agressivnogo-povedeniya-detey-doshkolnogo-vozrasta-s-pomoschyuigroterapii
28.Грибкова, Г.И. Некоторые особенности проектных технологий в деятельности социально-культурных учреждений // Актуальные вопросы экономики, управления и права: сборник научных трудов (ежегодник). – 2014. – №6. – С. 27-31.
29.Грибкова, Г.И. Основы проектной деятельности в социально-культурной сфере: Монография. / Г.И. Грибкова. – М.: Перспектива, 2014. – 207 с.
30.Грибкова, Г.И. Педагогика досуга: учебно-методическое пособие / Г.И. Грибкова. ‒ М.: МГАКХиС, 2011. ‒ 59 с.
31.Гусев Г.Н. Методика преподавания народного танца. М.: Владос, 2003. - с. 206.
32.Долгопятова, Т.М. Активные формы и методы обучения подростков во время занятий по хореографии / Т.М. Долгопятова // Дополнительное образование и воспитание. - 2018. - № 1. - С. 24-25.
33.Дружинин, В. Н. Психодиагностика общих способностей. /В.Н. Дружижин. М.: Академия, 1996. - 224 с.
34.Дружинин, В.П. Психология общих способностей / В.П. Дружинин – СПб.: Питер, 2002. — 368 с.
35.Дубских, Т.М. Народно-сценический танец : [учеб. пособие] / Т.М. Дубских. - 2-е изд., стер. - СПб. ; М. ; Краснодар : Лань : Планета музыки, 2018. – 111 с.
36.Ершова О.В. История, становление и развитие спортивно-бальных танцев. МГУКИ Москва 2011 – 27 с.
37.Ершова О.В. Теория и практика пластико-хореографических программ: Научные и публицистические статьи. Москва 2007 – с. 62, с. 14, с. 29, с. 30, с. 39.
38.Жажева, С.А. Педагогические условия формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников / С.А. Жажева, Д.Д. Жажева, С.М. Хапачева // Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2022. – № 21. – С. 13-16
39.Жегулин, В. Когда мальчишки влюбляются в танцы / В. Жегулин [и др.] // Народное творчество. ‒ 2019. ‒ № 5. ‒ С. 16-19.
40.Жовнерчак Н. Нереальные пацаны / Жовнерчак Н. // Дополнительное образование и воспитание. - 2017. - № 10. ‒ С. 62-63.
41.Зайфферт, Д. Педагогика и психология танца. Заметки хореографа : учеб. пособие / Д. Зайфферт ; [пер. с нем. В. Штакенберга]. - 3-е изд., стер. - СПб. ; М.; Краснодар: Лань: Планета музыки, 2016. ‒ 127 с.
42.Карабанова О. А. Игра в коррекции психического развития ребенка: учебное пособие. – М.: Педагогика, 2007. – 341 с.
43.Карабанова, О.А. Возрастная психология. Конспект лекций. / О.А. Карабанова. — М.: Айрис-пресс — 2005. — 240 с.
44.Колесникова, А. В. Педагогическая игра как средство развития младших школьников / А. В. Колесникова // В книге: Молодежь XXI века: образование, наука, инновации. Материалы XI Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием. В 4-х частях. Под редакцией З.В. Бродовской, Е.В. Толокневой. – Новосибирск, 2023. – С. 95- 96.
45.Королева, Л. А. Игра как средство формирования коммуникативных умений младших школьников / Л. А. Королева, И. Н. Разливинских // В сборнике: Педагогическое образование: традиции, инновации, поиски, перспективы. материалы XI Международной научно-практической конференции. Шадринский государственный педагогический университет. – Шадринск, 2020. – С. 197-203.
46.Котюкова, Д. С. Понятие игра, виды и функциональное значение педагогической игры / Д. С. Котюкова // В сборнике: Наука. Образование. Культура. Актуальные проблемы и практика решения (федеральный и региональный аспекты). Материалы XII Всероссийской научно-практической конференции. – 2019. – С. 84-87
47.Леонтьев, А.Н. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте / А.Н. Леонтьев // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: сб. статей. - М., 2019. -С.13 -25
48.Ляляцкова, К. А. Интеллектуальная игра как средство активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках курса окружающего мира / К. А. Ляляцкова // В сборнике: Научное пространство: актуальные вопросы, достижения и перспективы развития. Сборник научных трудов по материалам IX Международной научно-практической конференции. – Анапа, 2022. – С. 15-20
49.Маслоу, А. Мотивация и личность / А.М. Титлыбаевой. – М.: Евразия, 1999. — 478 с.
50.Методика преподавания предмета «Окружающий мир»: учебник и практикум для вузов / Д. Ю. Добротин [и др.] ; под общей редакцией М. С. Смирновой. – 2-е изд., испр. и доп. – М: Юрайт, 2023. – 380 с.
51.Назарова Л. Д. Фольклорная арттерапия. – СПб.: Искусство, 2002. – 358 с.
52.Нилов, В.Н. Педагогические условия формирования и развития творческих способностей учащихся средствами хореографического искусства / В.Н. Нилов // Вестник Моск. гос. ун-та культуры и искусств. – 2014. – С. 194-204.
53.Новерр, Ж.Ж. Письма о танце и балетах / Ж.Ж. Новер. – СПБ.:1965. – 170 с.
54.Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. - М.: - 2007 г.-с.757.
55.Пантелеймонова, И.И. Композиция и постановка танца. Курс лекций по дисциплине «Композиция и постановка танца» для студентов дневного и заочного отделений по специальности «Хореографическое творчество». Санкт-Петербург 2011..
56.Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: учеб. пособие для студентов вузов / А.П. Панфилова. — М.: Академия, 2017. — 192 с.
57.Пиаже, Ж. Избранные психологические труды / Ж. Пиаже — М.: Академический проект, 1994. — 245 с.
58.Пономарев, Я.А. Психология творчества и педагогика / Я.А. Пономарев. - М.: Педагогика, 1976. – 280 с.
59.Попов Р.С. Хореографическое искусство как объект научного исследования / Р.С. Попов // Теория и практика управления образованием и учебным процессом: педагогические, социальные и психологические проблемы /Сборник научных трудов. — СПб: БПА, 2018. — 408 с.
60.Праслова Г. А. Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста: учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений / Г. А. Праслова. – СПб.: Просвещение – Народное образование, 2005 – 382с.
61.Психология и педагогика игры: учебное пособие для вузов / И. В. Патрушева. – М.: Юрайт, 2022 – 130 с.
62.Пуляева Л.Е. Некоторые аспекты методики работы с детьми в хореографическом коллективе: Учебное пособие /Л.Е. Пуляева. — Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2016. — 80 с.
63.Пуртова Т.В, Беликова А.Н., Кветная О.В. Учеб. пособие для студентов учреждений сред. проф. образования, обучающихся по специальности 0317 "Педагогика доп. образования"/ Пуртова Т.В - М.: Гуманитар.-изд. центр ВЛАДОС, 2003 - 254 с.
64.Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии. / С.Л. Рубинштейн. СПб.: Питер Ком, 1998. - 688с.
65.Смирнова, Е. О. Психология и педагогика игры: учебник и практикум для вузов / Е. О. Смирнова, И. А. Рябкова. – М.: Юрайт, 2023. – 223 с.
66.Сухомлинский, В. А. Избранные педагогические сочинения: в 3 т. Т. 3/ В. А. Сухомлинский; АПH СССР; сост.: О. С. Богданова, В. З. Смаль, А. И. Сухомлинская. – М.: Педагогика, 1981. – 639 с.
67.Ушинский, К. Д. Педагогика. Избранные работы / К. Д. Ушинский. – М.: Юрайт, 2023. – 258 с.
68.Фасхиева Л.Р. Инновационные методы обучения на уроках хореографии / Л.Р. Фасхиева // Тенденции и пути развития хореографического искусства в условиях стандартизации системы образования 2015 года г. Набережные Челны, 2015 — 88 с.
69.Цыркун И.И. Педагогическая инноватика: научно-методическое пособие / И.И. Цыркун. — Минск: БГПУ,2016. — 136 с.
70.Чумейкина, О.В. Танец в жизни ребенка [Электронный ресурс] / О.В. Чумейкина// Международный Фестиваль-конференция «Педагогический АртФорум 2011». - Режим доступа: http://www.sibartforum.ru/konferentsii/publikatsii-2011/khoreografiya.- Загл. с экрана.
71.Шевченко, И. В. Игра как способ формирования мотивации у младших школьников к учебной деятельности / И.В. Шевченко // В сборнике: Становление психологии и педагогики как междисциплинарных наук. Сборник статей Международной научно-практической конференции. – Уфа, 2023. – С. 48-51.
72.Эльконин Д. Б. Психология игры. – М.: ВЛАДОС, 1999. – 360 с.
73.Эльконин, Д.Б. Возрастные особенности младших подростков / Д.Б. Эльконина. — М.: Педагогика, 1967. — 312 с.