Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы. Личные имена с древних времен интересовали ученых – антропонимистов. Антропонимами интересовались с точки зрения их возникновения, толкования, связи с обществом, окружающим миром, и многим другим. Сейчас же интерес к личным именам не только не угас, но и значительно возрос.
Это можно наблюдать в большом количестве книг, написанных на эту тему, в словарях личных имен и фамилий, во всевозможных научных статьях и публикациях. Личные имена в русском фольклоре занимают достаточно немаловажную роль. Они помогают раскрывать основную тему народных текстов, давать характеристики героям, выявляют особенности культуры определенного народа.
Изучение личных имен в фольклорных текстах помогает нам выявлять специфику использования в той, или иной культуре народа, а именно какие комбинации антропонимов наиболее активно используются в отечественном фольклоре, и как их функции при помощи личных имен реализуются в русском языке. Также не стоит забывать и об ассоциациях, которые стали основополагающими большинства русских имен.
Объект исследования – русские сказки.
Предмет исследования – специфика функционирования личных имена в русских сказках.
Источником фактического материала послужили …
Цель исследования – провести исследование антропонимики русских сказок.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд задач исследования:
1. Рассмотреть теоретические аспекты изучения личных имен.
2. Изучить понятие личных имен, специфика функционирования в художественных и фольклорных текстах.
3. Охарактеризовать структуру и своеобразие лингвокультурного пространства русской народной сказки.
4. Привести классификацию личных имен, использованных в русских народных сказках.
5. Определить функции личных имен в русских народных сказках.
6. Провести лексико-семантический анализ личных имен в русских народных сказках.
Эмпирическая база исследования:
1. «Словарь концептов русской народной сказки» [Грехнева, Горшкова, Переслегина, Ручина, Синелева, 2015: 170].
2. «Словарь русской ономастической терминологии» [Подольская, 1988: 236].
3. «Сказки. Русский фольклор» [Соколов 1930: 340]
Методы исследования:
– анализ научной и фольклорной литературы;
– описательный;
– исторический и хронологический;
– обобщение, сравнительный и классификация;
– контент-анализ;
– лексико-семантический анализ.
Теоретическая значимость исследования связана с проведением анализа научной литературы по проблеме изучения понятия и функционирования антропонимики в художественной и фольклорной литературе. Собранный теоретический материал может быть использован для расширения и продолжения исследований по рассмотренной теме в рамках других научных трудов.
Практическая значимость исследования обусловлена проведением анализа специфики функционирования личных имен в русских народных сказках. Кроме того, в рамках исследования был осуществлен лексико-семантический анализ имен в русских народных сказках, критериями которого были структурный, грамматический и семантический признаки.
Апробация работы проводилась на Молодежном научном форуме «Белгородский диалог – 2025: Проблемы истории и филологии» (г. Белгород, 15 – 18 апреля 2025 г.).
Структура исследования. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
В первой главе, «Антропонимика: понятие и функционирование», рассмотрены теоретические аспекты изучения личных имен, изучены понятие личных имен, а также специфика их функционирования в художественных и фольклорных текстах.
Во второй главе «Специфика функционирования личных имен в русских народных сказках» охарактеризованы структура и своеобразие лингвокультурного пространства русской народной сказки, приведена классификация личных имен, использованных в русских народных сказках, определены функции личных имен в русских народных сказках, а также проведен лексико-семантический анализ личных имен в русских народных сказках.
Для проведенного исследования являются важными следующие факторы:
1. Антропонимика как наука отделилась от ономастики примерно в 1960–1970-е годы, до этого же времени вместо термина «антропонимика» активно использовался термин «ономастика». Эта наука считается весьма динамичной, ведь она находится в постоянном развитии и расширении, «рождает» новые формы как уже существующих личных имен, так и абсолютно новых.
2. Антропонимы несут достаточно обширную информацию для изучения человеческой личности. Они затрагивают любую информацию, которую может нести личное имя, а именно: черты личных качеств, связь человека с отцом, родом, семьей, информацию о причастности к той или иной нации, сфере деятельности, территориальное происхождении, сословия, и многое другое.
3. Предмет, обозначенный именем нарицательным, неопределенен и неограничен. Предмет, именуемый собственным именем, всегда определенен и строго ограничен от других. Можно сказать, что основное различие между нарицательным и личным именем – это то, что имена собственные указывают на то, что является именем человека, места или явления, а нарицательные определяет класс объектов, но никак не имя.
4. Личные имена в литературных произведениях исполняют свои функции в качестве системообразующего единства, которое «идет в ногу» с сюжетом повествования и с личными идеями писателя. Как раз такая выраженная разносторонность имени собственного, и дает возможность им единовременно образовывать собственную неразрывную систему и становиться неотделимой и важной частичкой других систем произведения, а возможно и целой серии произведений.
5. Образ, созданию которого способствует имя собственное, переплетается с ведущей структурой художественного текста, занимая место одной из его полноправных частей. Личные имена отбираются автором, в частности, для того, чтобы наиболее ярко выразить особенности характера персонажей, эпоху, в которой происходит действие, общественную обстановку, семейные обстоятельства персонажей, и многое другое.
6. Личное имя играет важную роль в любой национальной картине мира. «Антропоним в любой культуре представляет собой своеобразный памятник, отражающий историю этноса, специфику языка как знаковой системы и процесс развития языковых закономерностей. Собственные имена, используемые в фольклорном контексте, живут и воспринимаются в лингвокультурной парадигме этноса как прецедентные феномены, как маркеры наивной языковой картины мира».
7. Развитие науки и практики, связанных с изучением имен связано также с динамикой этого социально-культурного феномена, ведь каждая историческая эпоха формировала новые имена и трансформировала старые. Некоторые имена, которыми называют русских людей, существуют на протяжении многих столетий (например, Мария, Иван, Елизавета, Петр), другие – появились и исчезли, поскольку были связаны с определенными историческими событиями (например, Владлен, Даздраперма, Марлен (муж.)), третьи – стали появляться в Новое время, зачастую путем межкультурного обмена, из других языков, либо трансформации иностранных имен на русский лад (например, Кристина, Оливия, Мирабелла и т.д.).
8. Личные имена в литературных произведениях исполняют свои функции в качестве системообразующего единства, которое «идет в ногу» с сюжетом повествования и с личными идеями писателя. Как раз такая выраженная разносторонность имени собственного, и дает возможность им единовременно образовывать собственную неразрывную систему и становиться неотделимой и важной частичкой других систем произведения, а возможно и целой серии произведений. Образ, созданию которого способствует имя собственное, переплетается с ведущей структурой художественного текста, занимая место одной из его полноправных частей. Личные имена отбираются автором, в частности, для того, чтобы наиболее ярко выразить особенности характера персонажей, эпоху, в которой происходит действие, общественную обстановку, семейные обстоятельства персонажей, и многое другое.
9. Имена собственные используются для более узкого спектра целей, но также оказывают немаловажное влияние на комплексное восприятие текста, ведь именно с их помощью и выстраивается тот неповторимый, особенный колорит, присущий данному произведению, а возможно и целой художественной вселенной. Таким образом, антропонимы занимают важнейшую роль как в нашей повседневной жизни, так и художественных текстах. Личные имена выполняют множество функций, которые делают нашу речь более красочной и яркой. В художественных текстах, благодаря антропонимам, писатели создают неповторимые образы, которые придают индивидуальность произведениям, и помогают читателям лучше понять портрет героев.
10. Народная сказка является очень динамичным явлением, т.е. она обычно отражается исторический контекст и позволяет определить основные проблемные поля, связанные с восприятием жизни представителями того или иного народа. В русской народной сказке традиционно поднимаются различные бытовые проблемы, вопросы конфликта интересов светлых и темных сил, проблемы борьбы народа и власти, семейные вопросы, отношения с представителями других национальностей. Менталитет русского человека очень сложен, а потому и русские народные сказки довольно трудны для восприятия представителями иных культур.
11. Русская народная сказка представляет собой специфическое лингвокультурное пространство, которое обладает рядом особенных черт, связанных с аутентичностью некоторых образов и специальным подходом к организации речевой деятельности, который используется для организации повествования в такого рода эпических текстах. Важно отметить, что язык русской народной сказки очень близок к разговорному, хотя и включает в себя ряд художественных приемов, а также изобилует устаревшими выражениями, которые свойственны только русскому народу
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеева, М.И. К вопросу об обработке и пересказе русских народных сказок для детей [Текст] / М.И. Алексеева // Вестник Московского. университета. Сер. 10. Журналистика. – 2011. – № 2. – С. 79–90.
2. Аникин, В.П. Русская народная сказка [Текст] / В.П. Аникин. – М.: Педагогика, 1977. – 256 с.
3. Аникин, В.П. Писатели и народная сказка [Текст] / В.П. Аникин // Русская сказка в обработке писателей. – М., 1970. – С. 80–86.
4. Ахманова, О.С. Словарь лингвистических терминов [Текст] / О.С. Ахманова. 2-е изд., стер. – М.: УРСС: Едиториал УРСС, 2004. – 571 с.
5. Бабайцева, В.В., Максимов, Л.Ю. Современный русский язык: В 3-х ч. [Текст] / В.В Бабайцева, Л.Ю. Максимов. − М.: Просвещение, 1987. − Ч. 3: Синтаксис. Пунктуация. – 256 с.
6. Белецкий, А.А. Лексикология и теория языкознания: Ономастика [Текст] / А.А. Белецкий. – Киев: Издательство Киевского университета, 1972. – 207 с.
7. Васильева, Н.В. Антропоним и его идентификаторы: лингвистический эксперимент [Текст] Н.В. Васильева // Кирилло-мефодиевские традиции на Нижней Волге. – 2002. –№ 5. – С. 231–239.
8. Вежбицкая, А. Язык. Культура. Познание [Текст] / А. Вежбицкая.− М.: Русские словари, 1996. – 416 с.
9. Голанова, Е.И. Как возникают имена [Текст] / Е.И. Голованова. – М.: Просвещение, 1989. – 358 с.
10. Данилова, А.А. Наследие предков на примере русских народных сказок [Текст] / А.А. Данилова // Старт в науке. – 2018. – № 6 (ч. 1). – С. 100–107.
11. Еремия, А.И. Географические названия рассказывают [Текст] / А.И. Еремия. – Кишинев: Штиинца, 1982. – 103 с.
12. Ермолович, Д.И. Имена собственные на стыке языков и культур [Текст] / Д.И. Ермолович. − М.: Валент, 2001. – 200 с.
13. Зимина, И. Народная сказка в системе воспитания дошкольников [Текст] / И. Зимина // Дошкольное воспитание. – 2005. – № 5. – С. 28–34.
14. Зинин, С.И. Имена персоналий в художественной литературе и фольклоре [Текст] / С.И. Зинин, А.Г. Степанова; ред. В.А. Никонов, A.B. Суперанская. – М., 1970. – 386 с.
15. Золотарева, Л.М. Антропонимы как класс слов [Текст] / Л.М. Золотарева // Актуальные проблемы социально-гуманитарных наук. – 2005. – № 37. – С. 97–98.
16. Калинкин, В.М. Поэтика онима [Текст] / В.М. Калинкин. – М.: Просвещение, 1997. – 201 с.
17. Карпенко, М.В. Семантическая группировка литературных антропонимов [Текст] / М.В. Карпенко // Актуальные проблемы лексикологии. – Минск, 1970. – С. 88–89.
18. Киракосян, К.Э., Савенко, Т.М. Традиционное использование русской народной сказки в воспитании детей [Текст] / К.Э. Киракосян, Т.М. Савенко // Материалы VI международной научной конференции «Теория и практика образования в современном мире». – СПб.: Заневская площадь, 2014. – С. 115–118.
19. Климкова, Л.А. Русская народная сказка: варианты текста и прочтения [Текст] / Л.А. Климкова // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. – 2015. – № 2 (2). – С . 421–427.
20. Криничная, Н.А. Русская мифология: мир образов фольклора [Текст] / Н.А. Криничная. – М.: Академический проект; Гаудеамус, 2004. – 1008 с
21. Кулагин, Д.Л. Мифологические архетипы в русских народных сказках [Текст] / Д.Л. Кулагин // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – 2016. – № 6 (68). – С. 91–95.
22. Лазутин, С.Г. Поэтика русского фольклора [Текст] / С.Г. Лазутин. – М.: Высшая школа, 1989. – 345 с.
23. Лозовская, Н.В. Некоторые структурные особенности русских народных сказок как отражение этноменталитета [Текст] / Н.В. Лозовская // Сборник научных трудов «Язык и этнический менталитет». – Петрозаводск: Издательство Петрозаводского университета, 1995. – С. 61–66.
24. Лулудова, Е.М. Русские народные сказки и их архетипические составляющие [Текст] / Е.М. Лулудова // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. – № 8 (ч. 4). – С. 803–807
25. Магазаник, Э.Б. Роль антропонима в построении художественного образа [Текст] / Э.Б. Магазаник // Ономастика. – М.: Наука, 1968. – С. 162–164.
26. Медведева, К.М. Семантика эмоционально-экспрессивных суффиксов квалитативных форм русских антропонимов [Текст] / К.М. Медведева // Молодой ученый. – 2013. – № 7. – С. 487–490.
27. Меркулова, Н.В. Эстетическая ономастика и ее функции в художественном тексте и интертексте (на материале произведений французской литературы) [Текст] / Н.В. Меркулова // Лингвистика и межкультурная коммуникация. – 2015. –№ 4 (18). – С. 143–148.
28. Никонов, В.А. Задачи и методы антропонимики [Текст] / В.А. Новиков // Личные имена в прошлом, настоящем, будущем. – М.: Наука, 1970. – С. 33–56.
29. Парфенова, Н.Н. Личные имена в малых фольклорных жанрах в аспекте лингвокультурологии [Текст] / Н.Н. Парфенова. – М.: Просвещение, 1995. – 295 с.
30. Перкас, C.B. Имена собственные и нарицательные в словаре и художественном тексте [Текст] С.В. Перкас // Ономастика. Имя и культура. – М., 1993. – С. 141–151.
31. Петрова, Н.В. Интерпретация и модификация сказок [Текст] / Н.В. Петрова // Вестник Иркутского государственного лингвистического университета. – 2012. – Вып. 25 (18). – С. 187–193.
32. Померанцева, Э.В. Судьба русской сказки [Текст] / Э.В. Померанцева. – М.: Наука, 1979. – 234 с.
33. Пропп, В.Я. Русская сказка [Текст] / В.Я. Пропп. – М.: Лабиринт, 2000. – 416 с.
34. Реформатский, В.В. Введение в языковедение [Текст] / В.В. Реформаторский. – М.: Наука, 1967. – 536 с.
35. Селиверстова, И.Ф. О нравственно-духовных аспектах русских сказках [Текст] / И.Ф. Селиверстова // Фундаментальные исследования. – 2009. – № 1. – С. 90–91.
36. Селищев, A.M. Происхождение русских фамилий, личных имен и прозвищ [Текст] / А.М. Селищев // Избранные труды. – М.: Просвещение, 1968. – С. 97–128.
37. Суперанская, А.В. Общая теория имени собственного [Текст] / А.В. Суперанская. – М.: Наука, 1973. – 366 с.
38. Суслова, А.В., Суперанская, А.В. О русских именах [Текст] / А.В. Суслова, А.В. Суперанская. − Л.: Лениздат, 1991. – 222 с.
39. Фомин, А.А. Литературная ономастика в России: итоги и перспективы [Текст] / А.А. Фомин // Вопросы ономастики. – Екатеринбург, 2004. – С. 108–120.
40. Шафранская, Э.Ф. Устное народное творчество: учебное пособие для студентов высших. педагогических учебных заведений [Текст] / Э.Ф. Шафранская. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 352 с.
Источники фактического материала
41. Грехнева, Л.В., Горшкова, Т.М., Переслегина, Е.Р., Ручина, Л.И., Синелева, А.В. Словарь концептов русской народной сказки [Текст] / Л.В. Грехнева, Т.М. Горшкова, Е.Р. Переслегина, Л.И. Ручина, А.В. Синелева. – Н. Новгород: Нижегородский университет, 2015. – 170 с.
42. Подольская, Н.В. Словарь русской ономастической терминологии [Текст] / Н.В. Подольская. – М.: Просвещение, 1988. – 236 с.
43. Русские народные сказки [Текст] / Сост. Е.А. Баканова. – М.: Детская и юношеская литература, 2023. – 256 с.
44. Соколов, Б.М. Сказки. Русский фольклор [Текст] / Б.М. Соколов. – М.: Советская литература, 1930. – 340 с.