Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность настоящей работы заключается в том, что льготы и гарантии являются важными аспектами в жизни каждого человека. Они обеспечивают комфорт, уверенность и защиту в различных сферах жизни. Льготы в широком смысле предоставляют нам некоторые привилегии и возможности, которые делают нашу жизнь более удобной и в конечном итоге могут влиять на качество жизни. В связи с появлением в Российском законодательстве новой категории — «граждане предпенсионного возраста» исследуемая тема становится еще более актуальной.
Гарантии обеспечивают защиту от непредвиденных ситуаций обеспечивая то, что наши права и интересы будут соблюдены. Льготы и гарантии создают атмосферу уверенности и защищенности, позволяя сохранять привычный образ жизни и преодолевать возникшие трудности.
Вопреки распространенному мнению, льготы и гарантии предоставляются не только лицам, достигшим пенсионного возраста или относящимся к малообеспеченным слоям населения, а также гражданам, достигшим предпенсионного возраста, и направлены на их защиту и поддержку.
Объект исследований представляет собой реально существующие общественные отношения, возникающие в области предоставления льгот и гарантий лицам предпенсионного возраста.
Предмет работы – это положения законодательных актов Российской Федерации, которые призваны регулировать порядок предоставления льгот и гарантий лицам предпенсионного возраста.
Цель исследования - проведение комплексного анализа особенностей предоставления льгот и гарантий лицам предпенсионного возраста, а также выявления актуальных проблем, связанных с предоставлением льгот и гарантий лицам предпенсионного возраста и предложение возможных вариантов решения существующих проблем.
В соответствии с поставленной целью, для успешного ее достижения были выдвинуты следующие задачи:
1. Рассмотреть правовой статус, основные характеристики лиц предпенсионного возраста.
2. Изучить понятие и виды предпенсионныхльгот и гарантий.
3. Проанализировать нормативно-правовые основы социальной поддержки граждан предпенсионного возраста.
4. Изучить государственные программы поддержки занятости лиц предпенсионного возраста.
5. Выявить актуальные проблемы, возникающие при предоставлении льгот и гарантий лицам предпенсионного возраста.
6. Представить пути развития системы льгот и гарантий для лиц предпенсионного возраста.
Теоретическая база работы – статьи, монографии, иные работы различных исследователей и ученых по вопросам, являющимся предметом настоящего исследования. Так, в процессе написания данной работы привлекались труды таких авторов, как В.Н. Келасьев, О.В. Кузнецова, М.И. Лепихов, Т. В. Лодкина, К.Н. Новикова, А.Н. Савинов, И.А. Волков, С.И. Кобзева, О.В. Кузнецова, А.М. Лушников, Н.Л. Лютов, Р.А. Митрофанов, П.А. Михайлюк, К.Н. Новикова, Т.А. Пахалина и других.
Нормативная основа исследования - это имеющие отношение к теме исследования положения Конституции РФ, Трудового кодекса РФ[ Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 08.08.2024) // "Собрание законодательства РФ", 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 3.], а также иные нормативные правовые акты, регламентирующие порядок предоставления льгот и гарантий лицам предпенсионного возраста.
Методологическую базу составляют общие принципы и методы научного познания, относящиеся к исследовательскому аппарату гуманитарных наук. Они включают основные принципы диалектики – развития и историзма; общенаучные подходы – системный, генетический; методы анализа и синтеза, индукции и дедукции. При изучении проблематики работы автор опирался на специальные методы: формально-юридический, и другие. В работе использованы в комплексном сочетании методологические средства, идеи и концепции, разработанные в современном праве.
Научная новизна. Основные положения данной работы призваны расширить теоретические представления юридической науки по вопросам оптимизации механизмов правового регулирования предоставления льгот и гарантий лицам предпенсионного возраста. Содержащиеся в работе выводы могут быть использованы в дальнейших научных исследованиях для изучения отдельных аспектов заявленной темы.
Структура работы определяется целями, задачами и логикой исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
1. Теоретические аспекты социальных льгот и гарантий лицам предпенсионного возраста
1.1. Предпенсионеры: правовой статус, основные характеристики лиц предпенсионного возраста
Предпенсионеры составляют довольно немалую категорию российского общества. Данные лица, в профессиональном аспекте являются довольно высококвалифицированными работниками, профессионалами в определенной сфере деятельности, со зрелой гражданской позицией, которые вносят довольно большой вклад в отечественное развитие. И как результат проблемы социально-трудовой активности данных граждан выступают на первый план в сфере социально-экономического развития России[Федосова Д. М. Дискриминация в трудовом праве по возрастному признаку // Социально-экономические исследования, гуманитарные науки и юриспруденция. Теория и практика. - 2021. - № 10. - С. 181.].
Законодательство в России претерпевает изменения в связи с появлением новых проблем и необходимостью решения новых задач, в соответствии с вызовами времени. Так, изменения коснулись и трудового законодательства, в частности со вступлением в силу нового Федерального закона «О занятости населения» понятие «граждане предпенсионного возраста» было существенным образом изменено.
Таким образом, на данный момент времени определение такой категории как «предпенсионер» возможно при помощи норм абз. 6 п. 2 ст. 5 Федерального закона от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»[ Федеральный закон от 12.12.2023 N 565-ФЗ (ред. от 08.08.2024) "О занятости населения в Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 18.12.2023, N 51, ст. 9138.]при учете изменений от 1.01.2019 г.
Указанный социальный статус, на основании представленного выше нормативно-правового акта есть у граждан, которые находятся в определенном возрасте, при котором период до возникновения пенсионного возраста будет меньше пяти лет и у граждан, которым предоставлено право на досрочное пенсионное обеспечение.
На основании прежнего Закона РФ от 1991 г. предпенсионерами считали граждан за два года до момента выхода на пенсию.
На данный момент времени в качестве главного аспекта дифференциации предпенсионеров можно назвать осуществление в стране Пенсионной реформы, на основании которой произошло увеличение возраста достижения пенсионного возраста. И как результат большому количеству россиян пришлось продолжить трудовую деятельность, а это зачастую отрицательно влияло на их здоровье[ Полищук, А. А. Трудовые льготы лиц предпенсионного возраста / А. А. Полищук // Молодежь третьего тысячелетия: Сборник научных статей XLVIII региональной студенческой научно-практической конференции. В 2-х частях, Омск, 01 апреля – 15 2024 года. – Омск: Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, 2024. – С. 391-396. ].
Важно отметить, повышение пенсионного возраста в стране произошло не сразу, а происходит поэтапно. Так, в 2019 году он увеличился как для мужчин, так и для женщин только на полгода. Предпенсионерами в данном случае считаются женщины в возрасте 50,5 лет и мужчины, достигшие 55,5 лет. В 2020 году пенсионный возраст повысится еще на 1 год, следовательно, предпенсионерами будут являться лица в возрасте от 51,5/56,5 лет женщины и мужчины соответственно и т.д. Начиная с 01.01.2023 года, предпенсионерами в России должны считаться женщины и мужчины, достигшие возраста 55 и 60 лет соответственно и так далее, ежегодное повышение, до обозначенных новых границ пенсионного возраста.
Таким образом, предпенсионный возраст можно определить в качестве предшествующего наступлению пенсионного возраста времени на основании отечественных нормативно-правовых актов, времени не более пяти лет. Внедрение такого понятия было сделано для подразделения всех пожилых людей на предпенсионеров а также пенсионеров в результате увеличения единого пенсионного возраста в России.
Изменение единого пенсионного возраста, способствовало трансформации юридического положения большого числа россиян, которые планировали пойти на пенсию по прежним правилам. Работники думали, что получат определенные гарантии, которые возникают в результате приобретения правового положения «пенсионера», получение пенсии, но представленные изменения способствовали ограничению до этого существовавших правил, перенося тем самым срок получения данных льгот на пять лет.
Вопрос причисления россиян к категории предпенсионеров появляется в том случае если предпенсионер это человек, который хочет получить досрочно пенсионное обеспечение, не смотря на его возраст. В данном случае можно выделить несколько категорий граждан:
- педагоги системы детского образования;
- медицинский персонал системы здравоохранения;
- творческие работники театров и учреждений театрально-зрелищного направления.
Порой ученые приходят к заключению о том, что юридическое определение предпенсионнеров должно быть представлено в отечественном законодательстве.
Так, специфику деятельности предпенсионеров нужно определить в нормах ТК РФ. Так, Рекомендации № 162 «О пожилых трудящихся»[ Рекомендация N 162 Международной организации труда "О пожилых трудящихся" (Принята в г. Женеве 23.06.1980 на 66-ой сессии Генеральной конференции МОТ) // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1957 - 1990. Т. II.- Женева: Международное бюро труда, 1991. С. 1927 - 1934.]содержат довольно много мер, нацеленных на комфортную, продолжительную и активную работу предпенсионеров с необходимой подготовкой к скорому выходу на заслуженный отдых.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 08.08.2024) // "Собрание законодательства РФ", 05.12.1994, N 32, ст. 3301.
3.Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 30.09.2024) // "Собрание законодательства РФ", N 31, 03.08.1998, ст. 3824.
4.Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 31.07.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 26.10.2023) // "Собрание законодательства РФ", 01.01.1996, N 1, ст. 16.
5.Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 08.08.2024) // "Собрание законодательства РФ", 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 3.
6.Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 09.11.2024) // "Собрание законодательства РФ", 17.06.1996, N 25, ст. 2954.
7.Федеральный закон от 26.11.2001 N 147-ФЗ (ред. от 19.12.2022) "О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 03.12.2001, N 49, ст. 4553.
8.Федеральный закон от 03.10.2018 N 350-ФЗ (ред. от 29.10.2024) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" // "Собрание законодательства РФ", 08.10.2018, N 41, ст. 6190.
9.Федеральный закон от 12.12.2023 N 565-ФЗ (ред. от 08.08.2024) "О занятости населения в Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 18.12.2023, N 51, ст. 9138.
10.Федеральный закон от 26.11.2001 N 147-ФЗ (ред. от 19.12.2022) "О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 03.12.2001, N 49, ст. 4553.
11.Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ (ред. от 29.05.2024) "О страховых пенсиях" // "Российская газета", N 296, 31.12.2013.
12.Федеральный закон от 31.07.2020 N 261-ФЗ "О внесении изменений в статью 185.1 Трудового кодекса Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 03.08.2020, N 31 (часть I), ст. 5020.
13.Федеральный закон от 03.10.2018 N 350-ФЗ (ред. от 29.10.2024) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" // "Собрание законодательства РФ", 08.10.2018, N 41, ст. 6190.
14.Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 46 "О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)" // "Российская газета", N 1, 09.01.2019.
15.Приказ Минтруда России от 19.05.2020 N 266 "Об утверждении типовых рекомендаций по реализации мероприятий по организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования лиц в возрасте 50-ти лет и старше, а также лиц предпенсионного возраста на период до 2024 года, по составлению перечней наиболее востребованных профессий на региональных рынках труда для обучения лиц в возрасте 50-ти лет и старше, а также лиц предпенсионного возраста" // "Бюллетень трудового и социального законодательства РФ", N 7, 2020.
16.Рекомендация N 162 Международной организации труда "О пожилых трудящихся" (Принята в г. Женеве 23.06.1980 на 66-ой сессии Генеральной конференции МОТ) // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1957 - 1990. Т. II.- Женева: Международное бюро труда, 1991. С. 1927 - 1934.
17.Определение Конституционного Суда РФ от 02.04.2019 г. № 854-О.
18.Постановление Конституционного Суда РФ от 17.03.2022 N 11-П // "Собрание законодательства РФ", 28.03.2022, N 13, ст. 2187.
19.Решение первого кассационного суда общей юрисдикции от 26 октября 2021 года № 88-23114/2021.
20.Решение седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 09.11.2023 по делу N 88-19323/2023.
21.Решение четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 20.07.2021 по делу N 88-18119/2021.
22.Афтахова, А. В. К вопросу о правовом статусе лиц предпенсионного возраста // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Право. – 2019. – № 2(58). – С. 85-92.
23.Агеева Е.В. Повышение пенсионного возраста. Предпенсионеры // Металлург. - 2019. - № 6. - С. 6-9.
24.Брусникина А.Б. Роструд о сокращении предпенсионеров, диспансеризации и отпусках // Бухгалтерский учет. - 2019. - № 10. - С. 116-122.
25.Бураков Т. В. Актуальные вопросы исчисления выслуги лет для назначения пенсии // Ведомости уголовно-исполнительной системы. – 2022. – № 9 (172). – С. 26.
26.Васильева, Е. Г. Кто такие предпенсионеры? К вопросу о социальном статусе группы / Е. Г. Васильева, Н. А. Николенко // LogosetPraxis. – 2020. – Т. 19, № 1. – С. 147-159.
27.Галаганов В. П. Право социального обеспечения: учебник / В. П. Галаганов. – М.: Юрайт, 2022. – 483 с.
28.Дидковская Е.Н. Гарантии предпенсионерам - алименты от родственников (свойственников): постановка проблемы // Герценовские чтения - 2019. Актуальные проблемы права и гражданско-правового образования. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Под редакцией В.Ю. Сморгуновой. - 2019. - С. 70-73.
29.Киреева Л. Новый пенсионный закон. Что делать с предпенсионерами? // Музей. - 2019. - № 7. - С. 62-67.
30.Кулаков А.В. Специальная программа профессионального переобучения предпенсионеров: дополнительные возможности, новые трудности и пути их преодоления // XXXIII Международные Плехановские чтения. Сборник статей студентов. - 2020. - С. 151-156.
31.Копалкина, Е. Г. Реализация мер государственной поддержки российских предпенсионеров в сфере труда и занятости / Е. Г. Копалкина // Наука. Общество. Государство. – 2024. – Т. 12, № 1(45). – С. 68-78.
32.Кулаков А.В. Проблемы реализации специальной программы профессионального переобучения предпенсионеров и пути их решения // ЛОМОНОСОВ-2020. Материалы Международного молодежного научного форума. Электронный ресурс. Ответственные редакторы: И.А. Алешковский, А.В. Андриянов, Е.А. Антипов. 2020. – С. 203-209.
33.Копалкина Е.Г. Реализация мер государственной поддержки российских предпенсионеров в сфере труда и занятости// Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство». - 2024. - Т. 12. - № 1. - С.68.
34.Котова Н. Н. Проблемы современного рынка труда. Тенденция развития // Вестник ЮжноУральского государственного университета. - 2022. - № 4. -С. 38–45.
35.Калабина Е.Г., Шадрина Е.А. Трансформация занятости возрастных работников в современной России – причины и последствия // Экономика труда. – 2022. №10. С. 15-21.
36.Маленко Т.В. Роструд защищает предпенсионеров // Кадровые решения. - 2019. - № 9 - С. 203-206.
37.Мысикова Ю.А. Социальное обеспечение предпенсионеров в Российской Федерации // Актуальные вопросы юриспруденции. Пенза. - 2022. - С. 173-175.
38.Омельченко М. Г. Граждане предпенсионного возраста: льготы и гарантии // Социальная работа и социальная политика в условиях меняющейся архитектуры социального государства: материалы Всероссийской конференции, 6–7 апреля 2021 года, г. Екатеринбург. - Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2021. - С. 205.
39.Полищук А. А. Трудовые льготы лиц предпенсионного возраста // Молодежь третьего тысячелетия: Сборник научных статей XLVIII региональной студенческой научно-практической конференции. В 2-х частях, Омск, 01 апреля – 15 2024 года. – Омск: Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, 2024. – С. 391-396.
40.Сафина Л.М. Гендерный аспект занятости предпенсионеров// Экономические науки. - 2019. - № 181. - С. 310-314.
41.Федосова Д. М. Дискриминация в трудовом праве по возрастному признаку // Социально-экономические исследования, гуманитарные науки и юриспруденция. Теория и практика. - 2021. - № 10. - С. 181–186.