Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время все большее число обучающихся младшего школьного возраста сталкиваются с проблемами обучения чтения и письма. Данные нарушения часто вызывают отклонения в формировании личности. Поэтому своевременное выявление нарушений письменной речи, точное определение патогенеза, их коррекция, чрезвычайно важны для определения профилактической и коррекционной работы с детьми.
Одной из сложных и вариативных патологий развития является дисграфия. Исследования Т.В. Ахутиной, О.Б. Иншаковой, Е.А. Логиновой, Л.Г. Парамоновой и др. позволили определить специфику развития и преодоления дисграфических нарушений у обучающихся начальной школы. Благодаря работам данных авторов и многих других в коррекционной педагогике появилось значительное число исследований, раскрывающих механизмы развития дисграфии и их специфичность в их коррекции.
В общем понимании под дисграфией понимается стойкие и систематические нарушения письма у обучающихся.
Степень разработанности проблемы исследования. Многочисленные труды в области формирования навыков письма и выявления нарушений письменной речи представлены в работах Н. А. Агарковой, А. К. Аксёновой, М. М. Безруких, В. В. Воронковой, В. А. Илюхиной, Р. И. Лалаевой, А. Р. Лурия, В. Н. Потаповой, С. П. Резодубова, И. Н. Садовниковой, Т. Е. Хохлова, Л. В. Щербы.
Различные виды дисграфических нарушений определяют направления ее коррекции. Наиболее часто встречаемым видов дисграфии среди обучающихся является дисграфия на фоне нарушения языкового анализа и синтеза.
В коррекции дисграфии на почве нарушений языкового синтеза и анализа необходимо опираться на развитии у обучающихся фонематического анализа и синтеза.
Предложения Н. В. Нижегородцевой, Л. С. Цветковой, У. В. Ульенковой, В. Д. Шадрикова, О.В. Лебедевой и другими авторами о системном подходе, который нацелен на создание и улучшение у детей межфункциональных взаимодействий между главными функциями психики, знание и применение нейропсихологических и психологических методик.
Все проведенные исследователями достижения являются тем фундаментом, на котором строится работа по коррекции дисграфии у детей младшего школьного возраста. Но несмотря на значительный методический опыт практическая реализация коррекции затруднена. В работе логопеда первоочередная задача сводится к выявлению нарушений, что в свою очередь позволяет определить план дальнейшей работы. Поэтому актуальность темы исследования определяется необходимость выявления нарушений языкового анализа и синтеза у детей младшего школьного возраста и обоснованием средств их дальнейшей коррекционной работы.
Принимая во внимание механизмы каждого вида дисграфии, авторы исследований в этой сфере выдвигают самые разнообразные методики работы по ее коррекции. У каждого вида письменного нарушения есть соответствующие направления коррекционной работы – это может быть, как психофизиологическая работа, так и психолингвистическая. Тем не менее, методы функционирования не меняются – это понятия о звуке, а также связь букв и звуков.
В настоящее время в логопедической практике первоочередная роль отводится развивающим и здоровьсберегающим технологиям в процессе работы с детьми, имеющими нарушения в развитии. Накопленный опыт исследователей, А.В. Семенович, Е.А. Воробьёва, показали, что дисграфию на фоне нарушений языкового анализа и синтеза может эффективно скомпенсировать, используя нейропсихологический подход.
Проблема исследования: младшие школьники с диграфией имеют множественные трудности в формировании неречевых и речевых функций, что отражается на их обучении в школе. В связи с этим в процессе обучения необходимо осуществлять работу по коррекции нарушений языкового анализа и синтеза в преодолении нарушений письма и чтения. На данном этапе комплексный подход к использованию нейропсихологических методов в коррецкии дисграфии на почве языкового анализа и синтеза у детей разработан частично, что обуславливает актуальность исследования на научно-методическом уровне.
Проблема и актуальность исследования позволили сформулировать тему выпускной квалификационной работы: «Логопедическая работа по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у детей младшего школьного возраста с использованием нейропсихологических игр и упражнений».
Цель исследования – выявить эффективность логопедической работы по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у детей младшего школьного возраста с использованием нейропсихологических игр и упражнений.
Объект исследования – дисграфия на почве нарушений языкового анализа и синтеза у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования – логопедическая работа по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у детей младшего школьного возраста с использованием нейропсихологических игр и упражнений.
Гипотеза исследования: логопедическая работа по коррекции дисграфии на почве языкового анализа и синтеза у детей младшего школьного возраста будет проходить эффективнее, если будет:
- будет применяться дифференцированный подход к коррекции дисграфических нарушений у обучающихся;
- осуществлена целенаправленная работа по коррекции нарушений посредством системы нейропсихологических упражнений и игр, направленных на автоматизацию буквы и звука, развитие звукослогового анализа.
Задачи исследования:
1.Раскрыть современные научные представления о дисграфии;
2.Описать особенности нарушений языкового анализа и синтеза у детей младшего школьного возраста;
3.Обосновать и апробировать методику диагностики нарушений языкового анализа и синтеза у детей младшего школьного возраста;
4.Разработать и реализовать содержание логопедической работы по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у детей младшего школьного возраста с использованием нейропсихологических игр и упражнений.
Теоретико-методологическими основами выступили труды исследователей в области изучения и коррекции дисграфии, особенностей ее проявления и диагностики нарушений (Р. Н. Лалаева, Р. Е. Левина, А. Н. Корнев, Е. А. Логинова, И. Н. Садовникова и др.).
Методами исследования являлись методы теоретического анализа литературных источников, позволивших особенности дизонтогенеза развития дисграфии у детей младшего школьного возраста, выделить особенности нарушений языкового анализа и синтеза у данной категории детей; эмпирические методы – логопедическое обследование, качественная и количественная оценка результатов, позволившие представить и систематизировать основные нарушения языкового анализа и синтеза у детей младшего школьного возраста с дисграфией. Для проведения исследования нами была выбрана методика Е.А. Логиновой.
Методологические основания исследования: мнение П. Я. Гальперина, о поэтапном развитие. Для корректировки дисграфии, которая вызвана несформированностью языкового синтеза и анализа, необходимо сделать упор на развитии предварительного и текущего контроля, а также обучить детей отдельным контрольным операциям; предложения Н. В. Нижегородцевой, Л. С. Цветковой, У. В. Ульенковой, В. Д. Шадрикова, О.В. Лебедевой и другими авторами о системном подходе, который нацелен на создание и улучшение у детей межфункциональных взаимодействий между главными функциями психики, знание и применение нейропсихологических и психологических методик.
База исследования: Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, МБОУ «Средняя школа №40». В исследовании приняло участие 20 обучающихся 2 класса.
Практическая значимость исследования определяется тем, что разработанные нейропсихологические игры и упражнения могут быть использованы учителями-логопедами в коррекции дисграфии на почве языкового анализа и синтеза в работе с детьми младшего школьного возраста.
Структура работы: работа состоит из введения, основной части из двух глав, заключения, библиографического списка, приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО КОРРЕКЦИИ ДИСГРАФИИ НА ПОЧВЕ НАРУШЕНИЯ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ
1.1 Дисграфия как дизонтогенез развития
Определение сущностных характеристик рассматриваемого понятия являются достаточно вариативной в отечественной педагогической науке. В настоящей работе будут приведены наиболее распространенные определения понятию дисграфии.
Для раскрытия понятия «дисграфия» был использован метод контент-анализа, в котором отражены основные определения данной области:
- частичное нарушение процесса письма, характеризующееся наличием множественных систематических ошибок, вызванных несформированностью высших психических функций (Р. И. Лалаева);
- частичное нарушение письма, характеризующееся наличием стойких повторяющиеся ошибок. При этом автор отмечает, что причинами данных нарушений является отклонения в когнитивном развитии, недоразвитие слуховых и зрительных навыков (И. Н. Садовникова);
- неспособность ребенка овладеть письменным навыкам, вызванных недоразвитием фонетических процессов, но не обусловленных умственными или речевыми отклонениями, и нарушениями в работе слуха или зрения (А. Н. Корнев);
- частичное нарушение письменных навыков, вызванных очагами нарушений работы отдельных участков коры головного мозга (А. Л. Сиротюк).
Результаты контент-анализа показывают, что общепринятого определения рассматриваемому нами понятию нет, но при этом можно отметить, что общим в представленных нами понятиях является наличие при дисграфии стойких и систематических ошибок на письме. Поэтому отмечая наличие дисграфии у младших школьников необходимо разграничивать понятие с трудностями с овладением письмом. Поэтому важно проводить комплексную диагностику развития письменных навыков у младших школьников, имеющих нарушения письменных способностей.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Акимова, М.К. Психофизиологические особенности индивидуальности школьников / М.К. Акимова, В.Т. Козлова. - М. : Академия, 2002. - 160 с.
2.Ахутина, Т. В. Нейропсихологический подход к изучению трудностей письма и чтения / Т.В. Ахутина // Ранняя диагностика, профилактика и коррекция нарушений письма и чтения: Материалы II международной конференции Российской ассоциации дислексии. – М.: Издательство Московского социально-гуманитарного института, 2006. – С. 14-23.
3.Барышева, М.И. Комплексная оценка функционального состояния организма школьников начальных классов, имеющих нарушение письма: автореф. дис. на соиск. учен. степ. к.б.н / М.И. Барышева. - Ярославль: 2005. - 21 с.
4.Белякова, Л. И. Речевой онтогенез и значение гиперсензитивных периодов. Ребёнок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление / Л.И. Белякова // сб. науч. тр. / под ред. Ю. Ф. Гаркуши. - М.: НПО МОДЭК, 2005. - С. 7-14.
5.Бельтюков, В. И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи (в норме и патологии) / В.И. Бельтюков. - М. : Педагогика, 1977. - 176 с.
6.Бельтюков, В.И. Об усвоении ребёнком звуков речи / В.И. Бельтюков. - М.: Изд–во АПН РСФСР, 2018 – 285с.
7.Брунер, Д.Ж. Онтогенез речевых актов / Д.Ж. Брунер // Психолингвистика. - М.: Просвещение, 1984 – 321с.
8.Буковцова, Н.И. Преодоление дисграфии, обусловленной нарушением операций анализа и синтеза у учащихся с интеллектуальной недостаточностью: автореф. дис. на соиск. учен. степ. к.п.н. / Н.И. Буковцова. - М.: 2001.- 16 с.
9.Винарская, E.H. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: периодика раннего развития: эмоциональные предпосылки освоения языка: Кн. для логопеда / Е.Н. Винарская. - М.: Просвещение, 2007. – 456 с.
10.Волкова, Л.С. Логопедия / Л.С. Волкова, С. Н. Шаховская.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.
11.Воробьева, В. К. Состояние морфонологического слуха у детей с системным недоразвитием речи / В.К. Воробьева // Модернизация специального образования: проблемы коррекции, реабилитации, интеграции : сб. докл. конф. - СПб. : Изд-во РГПУ, 2003. - С. 40-45.
12.Выготский, Л. С. История развития высших психических функций / Л.С, Выготский // Научное наследство: в 6 т. - М.: Педагогика, 1983. - Т. 3. - С. 5-328.
13.Гвоздев, А. Н. Усвоение ребенком звуковой стороны русского языка / А.Н. Гвоздев // Возрастная психолингвистика: Хрестоматия / Сост. К. Ф. Седов. - М. : Лабиринт, 2004. - С.79-112.
14.Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. - М.: Изд–во Академии пед. наук РСФСР, 1991.– 300с.
15.Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе / Н.И. Гуткина. - М.: Питер,, 2004 - 205 с.
16.Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сб. метод, рекомендаций. - СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2001.– 395с.
17.Дубровская, Н.Ф. Психофизиология ребенка / Н.Ф. Дубровская, Д.А. Фарбер, М.М. Безруких. – М.: Владос, 2000. – 143 с.
18.Елецкая, О.В. Особенности неречевых процессов у школьников с нарушениями письма / О.В. Елецкая, А.А. Тараканова, А.В. Щукин. - М.: Национальный книжный центр, 2017. - 288 с.
19.Елецкая, О.В. Логопедическая помощь школьникам с нарушениями письменной речи / О.В. Елецкая. - СПб.: Речь, 2006. - 176 с.
20.Ерастова, Н. В. Психофизиологические основы процесса письма младшего школьного возраста / Н. В. Ерастова // Молодой ученый.- 2016. - № 19 (123). - С. 347-350. URL: https://moluch.ru/archive/123/33960/ (дата обращения: 14.11.2023).
21.Ефименкова, Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов / Л.Н. Ефименкова. - М.: Владос, 2003. - 224с.
22.Ефименкова, Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия / Л.Н. Ефименкова. - М.: Книголюб, 2008. - 401с.
23.Жинкин, Н. И. Речь как проводник информации / Н.И. Жинкин. - М.: Наука, 1982. - 159 с.
24.Ивановская, О.Г. Дисграфия и дизорфография: Изучение, методика, сказки: Методическое пособие / О.Г. Ивановская, Л.Я. Гадасина, Т.В. Николаева, С.Ф. Савченко. – СПб.: КАРО, 2008. – 544 с.
25.Иншакова, О.Б. Проблемные вопросы изучения нарушений письма у младших школьников общеобразовательных школ / О.Б. Иншакова, А.Г. Иншакова // Практическая психология и логопедия. - 2003. - № 1-2 (4-5). - С.37-41.
26.Катаева, Л. И. Изучение познавательных процессов детей дошкольного возраста / Л.И. Катаева. - М.: Книголюб, 1994. – 60 с.
27.Каше, Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи: Пособие для логопеда / Г.А. Каше. - М.: Просвещение, 1985. - 207 с.
28.Киселева, О. И. Формирование языковой способности дошкольников и технологии ее диагностики / О.И. Киселева // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2011. - №19-2. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-yazykovoy-sposobnosti-doshkolnikov-i-tehnologii-ee-diagnostiki (дата обращения: 13.11.2023).
29.Корнев, А. Н. Основы логопатологии детского возраста: клинические психологические аспекты / А.Н. Корнев. - СПб: Речь, 2006. - 380 с.
30.Корнев, А. Н. Нарушения чтения и письма у детей / А.Н. Корнев. - СПб.: МиМ, 2010. - 286 с.
31.Коррекция нарушений письменной речи: Учебно-методическое пособие / Под ред. Н.Н. Яковлевой. – СПб.: КАРО, 2009. – 208 с.
32.Кулагина, И. Ю. Возрастная психология. Развитие человека от рождения до поздней зрелости / И.Ю. Кулагина, В. Н. Колющий – М.: Сфера, 2003 – 398 с.
33.Лалаева, Р.И. Дисграфия и дизорфография как расстройство формирования языковой способности у детей / Р.И. Лалаева // Изучение нарушений письма чтения. Итоги и перспективы: материалы I Междунар. конф. Рос. ассоциации дислексии. - М.: Изд-во МСГИ, 2012. - 296 с.
34.Лалаева, Р. И. Методика психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей / Р.И. Лалаева. - М.: Наука-Питер, 2006. – 102 с.
35.Лалаева, Р.И. О симптоматике дисграфий у детей с церебральным параличем/ Р.И. Лалаева, Г.О. Сятка-Высоцка // Изучение динамики речевых и нервно-психических нарушений. Межвузовский сборник научных трудов. - Ленинград, 1983. - 167с.
36.Лалаева, Р.И. Виды дисграфий у детей с церебральным параличем/ Р.И. Лалаева, Г.О. Сятка-Высоцка // Выявление и коррекция нервно-психических расстройств у детей. Межвузовский сборник научных трудов: Ленинград. 1986 - 170с.
37.Левина, Р. Е. Нарушение письма у детей с недоразвитием речи / Р.Е. Левина. - М.: АРКТИ, 2012. - 311 с.
38.Левина, Р.Е. Педагогические вопросы патологии речи у детей / Р.Е. Левина // Специальная школа, 1967. - Вып. 2 (122). – С. 96-102.
39.Логинова, Е.А. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития: Учебное пособие / Е.А. Логинова // Под ред. Л. С. Волковой. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.- 208 с.
40.Логинова, Е. А. Состояние неречевых психических функций у младших школьников с дисграфией/ Е.А. Логинова, П.К. Федотова // Специальное образование. - 2015. - №XI. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sostoyanie-nerechevyh-psihicheskih-funktsiy-u-mladshih-shkolnikov-s-disgrafiey (дата обращения: 15.11.2023).
41.Логопедия: Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектол. факультетов пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой: В 5 кн. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. - Кн. IV: Нарушения письменной речи: Дислексия. Дисграфия. - 303с.
42.Лурия, А. Р. Очерки психофизиологии письма / А.Р. Лурия // Письмо и речь: Нейролингвистические исследования. - М.: ИЦ "Академия", 2002. 352 с.
43.Лурия, А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. - 3-е изд. / А.Р. Лурия. - М.: Академический Проект, 2000. - 512с.
44. Мазанова, Е.В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза / Е.В, Мазанова. - М.: ГНОМ и Д, 2008. - 128 с.
45.Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / Под общ. ред. проф. Г.В. Чиркиной. – М.: АРКТИ, 2005. – 240 с.
46.Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов / В.С. Мухина.– М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 456 с.
47.Немов, Р. С. Психология. В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии / Р.С. Немов. - М.: Гуманитар. изд. центр «ВЛАДОС», 1998. – 686 с.
48.Обнизова, Т.Ю. Овладение навыком письма учащимися с прогредиентной динамикой дисграфии: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук / Т.Ю. Обнизова. - М., 2011. - 24с.
49. Овсянникова, С.А. Динамический анализ состояния устной речи младших школьников с дисграфией: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук / С.А. Овсянникова. - М., 2009. - 20 с.
50.Парамонова, Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей / Л.Г. Парамонова. - СПб.: Издательство «Союз», 2004. - 240с.
51.Парамонова, Л.Г. Дисграфия: диагностика, профилактика, коррекция / Л.Г. Парамонова. - СПб.: Детство-пресс, 2006. - 128 с.
52.Поваляева, М.А. Профилактика и коррекция нарушений письменной речи / М.А. Поваляева. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.
53.Поваляева, М.А. Справочник логопеда / М.А. Поваляева. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. – 445 с.
54.Садовникова, И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учебное пособие / И.Н. Садовникова. – М.: «Гуманит. изд. центр ВЛАДОС», 1997. – 256 с.
55.Семенович, А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте: Учеб.пособие для высш. учеб. заведений / А.В, Семенович. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 232с.
56.Солдатова, Н. А. Экспериментальное исследование особенностей нарушений письма у детей младшего школьного возраста / Н. А. Солдатов, Ю. Г. Ткачук // Молодой ученый. 2017. - №10. - С. 446-448.
57.Спирова, Л. Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи / Л.Ф. Спирова. - М.: Педагогика, 1980.– 192 с.
58.Сиротюк, А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей / А.Л Сиротюк. – М.: ТЦ Сфера, 2001. – 122 с.
59.Токарева, О.Л. Расстройства письменной речи у детей. Очерки по патологии речи и голоса / О.Л. Токарева // Под ред. С.С. Ляпидевского. Вып.2. М.: Учпедгиз, 2002. - С. 190-212.
60.Филичева, Т.Б. Развитие речи дошкольника / Т.Б. Филичёва, А.В. Соболева. – Екатеринбург: АРГО, 2016. – С.25.
61.Фотекова, Т.А. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов / Т.А. Фотекова, Т.В. Ахутина. - М.: Айрис-пресс, 2007.- 176 с.
62.Хватцев, М. Е, Аграфия и дисграфия / М.Е. Хватцев // Хрестоматия по логопедии. - М., 2003. - С.113-120.
63.Хватцев, М.Е. Логопедия. Книга для преподавателей и студентов высших педагогических заведений. В двух книгах. Книга 2 / М.Е. Хватцев // Под ред. Р.И Лалаевой, С.Н. Шаховской. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2009. – 293 с.
64.Цветкова, Л.С. Введение в нейропсихологию и восстановительное обучение: Учеб. пособие / Л.С. Цветкова. - 3-е изд., стер. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2007. - 184с.
65.Цейтлин, С.Н. Обратное словообразование в детской речи / С.Н. Цейтлин // Психолингвистические исследования: речевое развитие и теория обучения языку / Под ред. А.М. Шахнаровича. – М., 1978 – 229 c.
66.Шахнарович, А.М. Языковая личность и языковая способность / А.М. Шахнарович. - М.: Институт русского языка РАН, 1995. - С. 213 - 223.
67.Эльконин, Д.Б. Развитие устной и письменной речи учащихся / Д.Б. Эльконин. - М.: ИНТОР, 1998. - 110 с.
68.Эльконин, Д.Б. Детская психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Ред. – сост. Б.Д. Эльконин. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 384 с.
69.Яковлева, Н.Н. Преодоление нарушений письменной речи / Н.Н. Яковлева. - СПб.: КАРО, - 2011. - 160 c.
70.Ястребова, А. В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы / А.В. Ястребова. - М.: Просвещение, 1984 – С. 159.