Фрагмент для ознакомления
2
Рождение великого русского композитора Г.В. Свиридова датируется 16 декабря 1915 года. Местом его рождения считается Курская область, в частности, город Фатеж. Отец Свиридова работал почтовым служащим, погиб в 1919 году, в ходе Гражданской войны, поддерживая большевистское движение. Мать занималась педагогической деятельностью.
В 1924 году будущий композитор вместе с матерью уезжает в Курск, где уже в начальных классах начинает увлекаться литературой, а чуть позже – у него развивается любовь к музыке, которая подкрепляется обучением игре на балалайке. Уже в раннем возрасте Свиридов попал в ансамбль народных инструментов, что было обусловлено его особенным «чувствованием» музыки, абсолютным слухом и умением подбирать любое произведение на слух .
В конце 20-х – начале 30-х годов XX столетия Г.В. Свиридов проходил обучение в одной из музыкальных школ Курска. Именно здесь он стал задумываться о том, чтобы создавать свою музыку, однако композиторский талант открылся у Свиридова несколькими годами позднее, в частности, в 1935 году, когда было создано первое произведение, представляющее собой цикл романсов лирического характера, которые были написаны на стихи А.С. Пушкина. В тот момент Свиридов еще не был уверен в том, что его композиторская деятельность сможет прославить его талант, однако уже самое первое произведение композитора стало знаменитым и до сих пор исполняется в различных залах .
Важным временем для становления композиторской манеры Г.В. Свиридова стало его обучение в Консерватории, которое проходило с 1936 по 1941 год. В этот период Свиридов проводил музыкальные эксперименты, пробовал различные жанры и стили, что было очень важно для того, чтобы сформировать устойчивую манеру, которая будет подчеркивать уникальность и самобытность. В этот период написаны многие важные для русской музыки произведения Г.В. Свиридова – «Симфония № 1» (1940), «Камерная симфония для струнных инструментов» (1940), а также «Концерт для фортепиано № 1» (1936–1939) .
Надо отметить интересные особенности творческой манеры Г.В. Свиридова на начальном этапе его композиторской деятельности, которые были связаны с влиянием различных композиторов. Так, можно сказать, что в этот период музыка Свиридова носила романтический характер и была близка творчеству Ф.П. Шуберта и Л.В. Бетховена.
Некоторые жанрово-стилистические особенности творчества Г.В. Свиридова роднили его с произведениями К. Дебюсси, который представлял в музыке французский импрессионизм. Немного позднее композитор стал ориентироваться на манеру Д.Д. Шостаковича, который был его учителем. Доказательством этого утверждения можно назвать некую монументальность, аудиторную масштабность и звучание произведений, которое носит всеобъемлющий характер .
В более зрелом периоде своего творчества Г.В. Свиридов обращался к творческой манере неоклассицизма, в частности, известного композитора-авангардиста П. Хиндемита, который отличался многогранностью красок, эмоциональным осмыслением классических стилей. Влияние данного композитора особенно проявилось в «Первой партите для фортепиано», которая отличается некой напряженностью, эмоциональной насыщенностью, погружением во внутренний мир человека. Здесь также можно говорить о некой мрачности музыкального повествования, а также интересном сочетании праклассического и классического хорового стиля с народно-песенной традицией .
В любой период своего творчества Г.В. Свиридов всегда обращал особенное внимание на актуальность своих произведений. Ему хотелось отражать в своей музыке проблемы и мировоззрение современных ему людей. Такое трепетное отношение к музыкальному материалу и его содержанию позволило композитору стать фактически живым классиком, который умеет показывать и поддерживать связь между поколениями, рассматривать современность в историческом контексте.
Исторический период, в рамках которого возникло и развивалось творчество Г.В. Свиридова, был очень тяжелым для человечества, поскольку связан со временем, когда началась Вторая мировая война, принесшая множество человеческих жертв и во многом изменившая мировоззрения людей всего мира и, в частности, русского человека.
Этот трагический период, наполненный страданиями, идеологическим давлением, смертью близких людей, был в полной мере отражен в творчестве Г.В. Свиридова, который очень близко к сердцу воспринял события Великой Отечественной войны.
Кроме того, культура и искусство в этот и в последующий исторический периоды попали под жесткую диктатуру Советской власти, что ограничивало возможности всех представителей искусства, находящихся на распутье своих культурных потребностей и творческих поисков .
Война представляла собой для Г.В. Свиридова очень неоднозначное явление. С одной стороны, он ненавидел войну, тяжело воспринимал происходящее, страдал от утрат, с другой – война вдохновила его на написание очень ярких и значимых для его композиторской деятельности произведений, ведь, надо отметить, что военная тематика очень серьезно определяла содержательную часть творчества Свиридова. Композитор создал большое количество песен на военную тематику, самой яркой из которых стала музыкальная композиция «Песня смелых», автором текста к которой был А. Сурков. Также Свиридов был автором ряда музыкальных произведений, которые создавались специально для постановок тех театров, которые были эвакуированы за Урал.
Одним из известных спектаклей с музыкальным оформлением композитора была комедия «Раскинулось море широко», поставленная в 1943 году Московским камерным театром, эвакуированным в Барнаул. Ближе к концу войны, уже в 1944 году, Г.В. Свиридов принял решение вернуться в Ленинград .
В середине 1950-х годов Г.В. Свиридов, наконец, окончательно сформировал свой музыкальный стиль, основной чертой которого стал исключительно русский характер музыки, причем выражалось это как в высоком уровне патриотизма композитора, отражавшемся во всех произведениях этого периода, так и в стремлении к обращению темы Родины, ее описаниям и эмоциональному осмыслению.
Например, в этот период творчества Свиридов написал свои «Курские песни», стиль которых был определен исследователями как «новая фольклорная волна» и стал основой для творчества последователей композитора, таких как С.М. Слонимский, Р.К. Щедрин, В.А. Гаврилин и др.
В 60-е годы XX столетия Г.В. Свиридов переезжает в Москву и остается очень довольным этим событием, поскольку в столице чувствует себя более комфортно. Развитие творчества композитора, появление новых значимых произведений – все это приводит к большой популярности Свиридова и включение его в состав участников Правления Союза композиторов РСФСР, которое с 1968 по 1973 год ему было доверено возглавить. В этот период композитор знакомится и заводит тесную дружбу с А. Юрловым – известным хормейстером. Именно в этом тандеме Свиридова ждет триумф в направлении хоровой музыки. В частности, речь идет о «Патетической оратории» – первом музыкальном произведении Г.В. Свиридова, которое было представлено зарубежному зрителю .
У Свиридова появляется целый круг поклонников из среды вокалистов, которые неизменно исполняют его произведения, оставаясь верными именно его музыкальной манере, однако вкладывая в исполнение произведений Г.В. Свиридова собственное осмысление, творческую интерпретацию. К таким вокалистам можно отнести Е. Образцову, А. Ведерникова, И. Архипова и др. Одним из видных оперных певцов, которые следовали приверженности творчеству Г.В. Свиридова, был Д. Хворостовский.
Творчество Г.В. Свиридова не снискало популярности в зарубежных странах, одно российский зритель и слушатель восторженно отзывался практически обо всех произведениях композитора. Причиной непонимания творческой манеры Свиридова на Западе исследователи называют центрирование произведений на русской народности, культуре, национальном русском характере и менталитете. Патриотические настроения композитора несколько сузили круг его поклонников, однако сделали его великим для своего народа .
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
I. Книги
1. Алфеевская, Г.В. История отечественной музыки ХХ века: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Г. Алфеевская. – М.: Педагогика, 2009. – 420 с.
2. Венчакова, С.В. Творчество Г.В. Свиридова в контексте русской музыкальной культуры / С.В. Венчакова. – М.: Музыка, 2018. – 258 с.
3. Гаврилин, В. О музыке и не только... / В. Гаврилин. – СПб.: Издательство писателей «Дума», 2001.– 480 с.
4. Георгий Свиридов в воспоминаниях современников / Сост. И коммент. А.Б. Вульфов. – М.: Молодая гвардия, 2006. – 763 c.
5. Емельянова, М.Э. Георгий Свиридов: ленинградские страницы жизни и творчества / М.Э. Емельянова. – СПб.: Лань, 2022. – 448 с.
6. Каменева, В.Н. Свиридов Георгий Васильевич: жизнь и творчество. К 100-летию со дня рождения композитора. Библиографическое пособие / В.Н. Каменева. – Орел: Орловская областная научная университетская публичная библиотека им. И. А. Бунина, 2015. – 27 с.
7. Сохор, А.Н. Георгий Свиридов / А.Н. Сохор. – М.: ЁЁМедиа, 2024. – 344 с.
II. Научные статьи и материалы конференций
8. Акопян, Л. Свиридов Георгий Васильевич / Л. Акопян // Музыка ХХ века / Л. Акопян. – М.: Практика, 2010. – С. 497–498.
9. Александрова, О.А. Музыка Г. Свиридова как объект смыслопостижения / О.А. Александрова // Южно-Российский музыкальный альманах. – 2016. – С. 43–49.
10. Аркадьев, М.А. Лирическая Вселенная Свиридова // Русская музыка и ХХ век / М.А. Аркадьев. – М.: Государственный институт искусствознания, 1997. – С. 251–264.
11. Белоненко, А. Хоровая «теодицея» Свиридова / А. Белоненко // Свиридов Г. Полное собрание сочинений. – СПб.: Национальный Свиридовский фонд, 2001. Т. 21. – С. 1–44.
12. Гулеско, И.И. Музыкальная поэтика Георгия Свиридова как новый тип художественного мышления / И.И. Гулеско // Материалы ІІ всероссийской научно-практической конференции. – Курск: ФГУ «Курский ЦНТИ», 2006. – С. 14–16.
13. Заика, Е.В. Русская певческая традиция в хоровых произведениях Г.В. Свиридова / Е.В. Заика // Молодой ученый. — 2023. – № 8 (455). – С. 279–281.
14. Золотов, А. Георгий Васильевич Свиридов / А. Золотов // Ежегодник памятных музыкальных дат и событий: справочное пособие. – М., 1984. – С. 177–179.
15. Кусакина, В.Г. Поэма Г.В. Свиридова «Отчалившая Русь»: опыт исполнительской интерпретации / В.Г. Кусакина // Культурная жизнь Юга России. – 2011. – № 3 (41). – С. 104–106.
16. Масловская, Т. Георгий Свиридов / Т. Масловская // История отечественной музыки второй половины ХХ века / Отв. ред. Т. Левая. – СПб., 2005. – С. 93–119.
17. Масловская, Т.Ю. Георгий Свиридов: сакральное и мирское / Т.Ю. Масловская // Христианские образы в искусстве. Сб. трудов № 170. Вып. 1. – М.: РАМ им. Гнесиных, 2007. – С. 159–171.
18. Мусский, С. Георгий Васильевич Свиридов (1915–1998) / С. Мусский // Самые знаменитые композиторы России / С. Мусский. – М., 2003. – С. 378–387.
19. Ручьевская, Е., Кузьмина, Н. Поэма «Отчалившая Русь» в контексте авторского стиля Свиридова / Е. Ручьевская, Н. Кузьмина // Музыкальный мир Георгия Свиридова: сборник статей. – М.: Советский композитор, 1990. – С. 92–123.
20. Соловьева, П. О церковно-певческих истоках гармонического стиля Свиридова / П. Соловьева // Музыкальная академия. – 2008. – № 4. – С. 55–62.
21. Щирин, Д.В., Щирина, К.Ю. Сравнительный анализ исполнительских интерпретаций как метод активизации музыкального мышления в педагогическом процессе в концертмейстерском классе / Д.В. Щирин, К.Ю. Щирина // Педагогический журнал. – 2020. Т. 10. № 1А. – С. 591–601.
III. Электронные ресурсы
22. Виниловая пластинка «Г. Свиридов. Солист Владислав Пьявко» // CatMusic. – 2022. – URL: https://catmusic.ru/vynil_shop/derevyannaya_rus_otchalivshaya_rus_vinylrecords_31102023_96/ (дата обращения: 07.02.2025).
23. Кузнецова, С.В. «Отчалившая Русь» Г.В. Свиридова как «фреска старинного письма» / С.В. Кузнецова // Театр. Живопись. Кино. Музыка. – 2012. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otchalivshaya-rus-g-v-sviridova-kak-freska-starinnogo-pisma?ysclid=m6ynx2v7qd591808832 (дата обращения: 07.02.2025).
24. Лутченко, Л.Н. Поэтика хорового стиля Георгия Свиридова: новый тип художественного мышления / Л.Н. Лутченко // Научно-практический электронный журнал «Аллея Науки». – 2023. – № 10 (85). – URL: https://alley-science.ru/domains_data/files/3October2023/POETIKa-HOROVOGO-STILYa-GEORGIYa-SVIRIDOVa-NOVII-TIP-HUDOZHESTVENNOGO-MISHLENIYa.pdf (дата обращения: 07.02.2025).
25. Минаков, С. «Но вот я такой как есть – русский человек…». Читая дневники великого Георгия Свиридова / С. Минаков // Православие.ру. – 2017. – URL: https://pravoslavie.ru/104588.html (дата обращения: 06.02.2025).
26. Предоляк, А.А. Грани творческого диалога в «Отчалившей Руси» Г.В. Свиридова: авторский смысл и исполнительский опыт / А.А. Предоляк // Электронный научно-исследовательский журнал Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского «ARTE». – 2022. – № 1. – URL: https://www.sgiiart.ru/jour/article/view/138 (дата обращения: 07.02.2025).
27. Пшеничникова, И.Ю. Исторические взгляды Г.В. Свиридова / И.Ю. Пшеничникова // Историческое обозрение. – 2008. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoricheskie-vzglyady-g-v-sviridova?ysclid=m6yktbx4l2161063856 (дата обращения: 07.02.2025).
28. Руканова, В,А., Савина, Е.Г. Место камерной музыки в творчестве Елены Образцовой на примере анализа интерпретации цикла Г.В. Свиридова «"Отчалившая Русь» / В.А. Руканова, Е.Г. Савина // Материалы X Международной научно-практической конференции «Искусство и художественное образование в контексте межкультурного взаимодействия». – Казань: Казанский федеральный университет, 2021. – URL: https://dspace.kpfu.ru/xmlui/handle/net/172291 (дата обращения: 07.02.25)