Фрагмент для ознакомления
2
В современном мире, где повседневные вызовы и требования могут стать источником постоянного стресса, важно обратить внимание на методы его эффективного управления. Исследования показывают, что стресс оказывает негативное влияние на психическое и физическое здоровье, поэтому поиск эффективных стратегий его преодоления становится важной задачей для многих людей. Стресс - это реакция организма на внешние факторы, которые воспринимаются как угрожающие или вызывающие беспокойство. Он может проявляться как физическое напряжение, так и эмоциональные переживания.
Важно понимать, что стресс может быть как позитивным (еустрессом), так и негативным (дистрессом), и его воздействие на организм зависит от множества факторов .
На сегодняшний день существует огромное количество определений и трактовок понятия «стресс». Так, отечественный психолог А. Б. Леонова разработала два варианта интерпретации понятия «стресс»:
- стресс – комплекс факторов внешней и внутренней среды, который требует от организма или субъекта мобилизации дополнительных ресурсов для адаптации к усложняющимся условиям существования или реализации деятельности;
- стресс – состояние организма или субъекта, возникающее в ответ на внешние или внутренние воздействия, затрудняющие функционирование или реализацию актуальных поведенческих задач .
Л.А. Китаев - Смык также дает несколько трактовок понятию «стресс»:
- сильное неблагоприятное, отрицательно влияющее на организм воздействие;
- сильная неблагоприятная для организма физиологическая или психологическая реакция на действие агрессора;
- сильные, как неблагоприятные, так и благоприятные для организма реакции разного рода;
- неспецифические черты (элементы) физиологических и психологических реакций организма при сильных, экстремальных для него воздействиях, вызывающих интенсивные проявления адаптационной активности;
- неспецифические черты (элементы) физиологических и психологических реакций организма, возникающих при всяких реакциях организма .
По мнению Г. Селье: «…стресс – это неспецифический ответ организма человека на различные предъявляемые ему требования». Неспецифический ответ организма - это не что иное, как общий отклик организма, состоящий из более мелких отдельных компонентов, который и вызывает воздействие специфического характера .
Стресс понимают по-разному, и как моральное напряжение, и как нервное потрясение, и как умственную перегрузку. С одной стороны, стресс является не только отрицательным явлением, несущим одни негативные эмоции: ссоры, гнев.
В. Е. Рожков утверждает, что стресс обозначает не только отрицательное напряжение, но и положительные в некоторых ситуациях. Именно благодаря наличию препятствий как внутреннего, так и внешнего плана, по данным Э. И. Киршбаума, А. И. Еремеевой, формируется и развивается личность. Препятствия стимулируют активность личности с миром, делают их глубже и дифференцированнее .
Р. Лаунер и Р. Лазарус определяют стресс как результат определённых отношений между характеристиками выдвинутого требования и ресурсами человека. Качество этих отношений опосредуется через когнитивные процессы оценки. Если соотношения между требованиями и способностями кажутся человеку уравновешенными, то ситуация оценивается как вызов, что соответствует определению эустресса. Когда стрессор оценивается как вызывающий ущерб, то нарушается чувство собственной ценности и появляются такие эмоции, как печаль или гнев. Если же ситуация оценивается как опасная, то возникает тревога и страх. Стрессовые эмоции направлено мобилизуют человека и готовят к определённым действиям совладания .
Необходимо разобраться, что же такое стресс, чем он не является, и что мы понимаем под стрессом. Надо сказать, что, с одной стороны стресс – это перенапряжение организма, но, с другой стороны, это не простое нервное перенапряжение организма. Ни в коем случае нельзя говорить, что биологический фактор и психологический – это одно и то же. Изначально, стрессовый агент оказывает воздействие на организм, а конкретно, действует в физиологическом плане. В дальнейшем, происходит активизация нервных импульсов и развитие процесса дальше. Таким образом, можно говорить о том, что физиология не что иное как пусковой механизм стресса. При возникновении стрессовой ситуации, нельзя пытаться избежать воздействия стресса на организм. Наоборот, стресс, в данном случае, будет являться некой «подзарядкой» для организма с целью поддержания в тонусе различных функций человеческого организма. Ошибочно считается, что стресс несет только повреждения и разрушения. Стрессовыми факторами могут послужить и такие, безобидные, на первый взгляд, процессы как сон, положительные эмоции.
По мнению Г. Селье: «…любая нормальная человеческая деятельность может быть причиной серьезного стресса, но при этом, не нанести значительного вреда организму. Отрицательный, неприятный стресс, другими словами, это дистресс» .
Надо обратить внимание на тот факт, что на сегодняшний день не существует какой-либо универсальной классификации стресса. Хотя данной проблемой занимается большое количество исследователей как отечественных, так и зарубежных. Дело в том, что недостаточно изучена сама проблема стресса, а также отсутствуют средства изучения данного процесса.
На сегодняшний день есть некоторые изученные виды стресса. Рассмотрим их более подробно.
1. Фрустрация. А. А. Радугин отмечает, что: «…тревога, сильное эмоциональное перенапряжение, различные переживания, гнев – это и есть фрустрация. Когда человек на своем пути к достижению цели встречает препятствия, которые ему кажутся непреодолимыми и препятствующими удовлетворению потребностей» .
Фрустрация возникает в том случае, когда у человека возникает потребность сделать что-то или достичь, но он этого не может сделать. Если по времени данная ситуация затягивается, человек становится злым, агрессивным, возникают приступы гнева и злости. Он начинается срываться на близких и окружающих его людях. В отдельных случаях фрустрация является причиной возникновения алкоголизма. Проявления фрустрации достаточно разнообразны и встречаются астения, депрессия. Фрустрация становится причиной возникновения у человека безысходности. Когда он ничего не может сделать с возникающими препятствиями, нарушается привычный образ и течение жизни, появляется ощущение «выброшенности» из жизни. Основными причинами фрустрации зачастую являются потери и неудачи в жизни, например, проблемы на работе, потеря близких, неудачи в личной жизни. Человеку достаточно сложно самостоятельно справиться с такими проявлениями стресса. В таких случаях просто необходима квалифицированная помощь психологов и психотерапевтов. Последствия, возникающие в случае неоказания своевременной помощи, плачевны. Вплоть до возникновения психосоматических и психических заболеваний.
2. Конфликт. Данный термин знаком практически каждому человеку. Под термином «конфликт» понимается возникающая ситуация, характеризующаяся столкновением взглядов, мнений, различных интересов. Такая ситуация наполнена отрицательными эмоциями и встречается в различных областях и сферах жизни человека. Непримиримое противостояние приводит к столкновению интересов и также может иметь затяжной характер. В повседневной жизни мы зачастую встречаемся с конфликтами, которые имеют тип «приближение – избегание». Данный тип характеризуется тем, что возникшая ситуация видится человеку с различных сторон, и с положительной, и с отрицательной. Зачастую человеку трудно решить подходит ему эта ситуация или нет. Еще одна из часто встречающихся форм конфликта – это межличностные конфликты. Суть межличностных конфликтов заключается в столкновении интересов двух и более людей. Встречаются внутриличностные конфликты, когда причина находится в самом человеке, внутри него.
3. Давление. Данный тип стресса чаще всего встречается в различных коллективах, как правило, в рабочих. Если более конкретно рассматривать, то в отношениях «руководитель – подчиненный». На подчиненного возлагается ответственность за выполнение какого-либо поручения, и ожидаются результаты, которые должны появиться быстро. От подчиненного требуется незамедлительное выполнение требований руководителя. Существует два вида давления – соответствие и выполнение. Ежедневно работающий человек попадает под воздействие этих двух видов давления. Выполнение характеризуется – подчиненный, соответствие характеризуется – руководитель.
4. Изменения. Это наиболее часто встречающийся вид стресса. Ежесекундно каждый человек встречается с этим видом стресса. Это объясняется тем, что каждый человек на протяжении всей своей жизни встречается с различными переменами. Каждый новый день является неповторимым и новым, а все новое это всегда стресс для организма. Человек, который появляется в нашем окружении, он тоже представляет собой стресс, общение с ним, взаимодействие – все это стресс. Различные ситуации, возникающие на протяжении всей жизни человека – брак, учеба, новое место работы, новые люди, рождение ребенка – все это также является стрессом, но только масштаб этого стресса совсем разный. Все события, люди, ситуации влияют на психику человека «неспецифичным в сумме специфичных» .
Факторы, вызывающие стресс, могут быть разнообразными и варьировать в зависимости от индивидуальных особенностей каждого человека. Вот несколько основных факторов, способных вызвать стресс:
- высокая нагрузка на работе, конфликты с коллегами, неудовлетворительные условия труда или перспективы карьерного роста могут быть источником стресса;
- проблемы в отношениях с партнером, членами семьи или друзьями, конфликты, разрывы отношений или утрата близких могут вызвать эмоциональный стресс;
- нехватка денег, долги, финансовые неурегулярности или потеря работы могут вызвать серьезный стресс и беспокойство о будущем;
- болезнь, травма, хронические заболевания или заботы о здоровье членов семьи могут быть источником физического и эмоционального стресса;
- смена места жительства, работа, школа или другие крупные изменения в жизни могут вызвать стресс из-за неопределенности и неизвестности;
- избыток информации, негативные новости, социальные сети и постоянный доступ к информации могут быть источником стресса и беспокойства;
- ожидания окружающих, стремление соответствовать стандартам красоты, успеха или образа жизни могут создавать дополнительное давление и стресс;
- неопределенность в отношении будущего, неизвестность, планы или перспективы могут вызывать беспокойство и тревогу.
Одним из основных проявлений стресса у человека является физиологическая реакция организма. Эти изменения направлены на мобилизацию организма для борьбы или бегства от потенциальной угрозы.
Психологические проявления стресса также могут быть заметны. Человек может испытывать чувство тревоги, беспокойства, раздражительности или напряженности. Эмоциональное состояние может быть нестабильным, что может привести к изменениям в настроении, отношениях с окружающими и способности к сосредоточенному вниманию.
Когнитивные проявления стресса могут включать в себя нарушения памяти, снижение концентрации внимания и способности к принятию решений. Человек может испытывать затруднения в осуществлении повседневных задач из-за постоянного ощущения напряжения и неопределенности.
Таким образом, мы можем говорить, что любые ситуации, даже положительные, могут вызвать стресс. В свою очередь, стрессовые агенты запускают биологическую реакцию стресса, то есть, организм начинает адаптироваться к стрессовой ситуации и ищет способы решения и выхода из сложившейся ситуации. Стрессовые агенты или другими словами стрессоры имеют различную природу, и мы можем говорить, что и сам стресс имеет различные отличительные характеристики.
Стресс – это совокупность неспецифических, защитных реакций организма человека на какой-либо раздражитель, стрессогенного характера.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Аверин В.А. О норме психического развития человека // Педиатр. 2020. Т. 11. № 5. С. 81–90.
2. Бусыгина Н.П. Качественные и количественные методы исследования в психологии. Москва, 2020. 423 с.
3. Бабаева, З., Нияздурдыева, О., Маммедова, Г., Ковусова, Э. Психология личности и ее особенности // Вестник науки. 2023. №4 (61). С. 71-77.
4. ВОЗ: Доклад о состоянии здравоохранения в мире. - 2021. - С. 3.
5. Галой, Н. Ю. Кросскультурный анализ психического состояния людей в период пандемии коронавируса: Россия и Китай // Человеческий капитал. 2021. № 2 (146). С. 106-116.
6. Ермолаев-Томин, О. Ю. Математические методы в психологии в 2 ч. Часть 1.: учебник для академического бакалавриата / О. Ю. Ермолаев-Томин. - 5-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 280 с.
7. Зудова, Е. В. Влияние организационного стресса на психическое здоровье персонала // Инновации. Наука. Образование. – 2021. – Т. 1. – № 44. – С. 1436-1439.
8. Красова Т.Д., Чуйкова Ж.В. Методология и методы научных исследований в психологии и педагогике: учебное пособие. – Елец: Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 2021. – 68 с.
9. Климонтова, О. А. Понятие психического здоровья личности // Вестник науки и творчества. 2018. № 7. С. 17-19.
10. Курбанов А. Х., Степанов А. Ю., Фатеева В. В. Исследование взаимосвязи профессионального стресса и выделение аспектов психологического здоровья государственных служащих // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Познание. - 2023. - №08. - С. 72-76.
11. Куликова Т.И. Влияние профессионального стресса на психическое здоровье специалистов пожарной службы МЧС // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2020. – Т. 43. – С. 34-38.
12. Косенко, Н. А. Современные критерии разграничения психической нормы и патологии // Кубанский научный медицинский вестник. - 2019. № 2 (157). С. 94-98.
13. Латышев А. В. Взаимосвязь стрессоустойчивости и эмоционального интеллекта с профессиональным выгоранием // Молодой ученый. – 2020. – № 20 (310). – С. 644-646.
14. Мокий, В. С. Методология научных исследований. Трансдисциплинарные подходы и методы: учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры. - М.: Издательство Юрайт, 2019. - 160 с.
15. Мансурова З.Р. Стрессоустойчивость у сотрудников правоохранительных органов // Евразийский юридический журнал. – 2021. – № 4(155). – С. 383-385.
16. Наместникова, И. В. Методы исследования в психологии: учебник для бакалавров. - М.: Издательство Юрайт, 2019. - 430 с.
17. Одинцова М. А. Психология стресса: учебник и практикум для вузов. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 299 с.
18. Печеркина А.А. Технологии сохранения и самосохранения профессионального здоровья // Мир науки. Педагогика и психология. – 2020. – Т. 8. – № 6. – С. 45.
19. Панова Л.С. Факторы профессионального стресса и основные способы совладания с ним // Молодой ученый. – 2020. – № 19 (309). – С. 158-161.
20. Собиров, А.А. Психическое здоровье // Science and Education. 2022. №5. С. 113-121.
21. Симакова Н.А., Пятин М.А. Психическое здоровье как аспект здоровья и качества населения (на примере Пензенской области) // Культура и цивилизация. 2022. Том 12. № 5А. С. 160-169.
22. Садыкова А.Я. Феномен самоактуализации А. Маслоу в современном мире // Символ науки. – 2020. – № 2. – С. 66-70.
23. Сергиенко Е.А. Психологическое здоровье: субъективные факторы // Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование». 2020. №4 (10). С. 98-117.
24. Суворова И. В. К определению понятий «стресс» и стрессоустойчивость» // Worldscience: problemsandinnovations: сборник статей XX Межд. науч.-практ. конф. (г. Пенза, 30 апреля 2018 г.). - Пенза: МЦНС «Наука и просвещение». - 2020. - С. 274-277.
25. Слепцова Е.В. Управление стрессоустойчивостью персонала как условие повышения эффективности труда // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2021. – №12-2 – С. 75-77.
26. Самвелян Ф.Г., Кора Н.А. Стрессоустойчивость личности как психологический феномен // StudNet. – 2020. – №3. – С. 141-146
27. Устав (Конституция) Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) (Принят в г. Нью-Йорке 22.07.1946) (с изм. от 24.05.1973) // Документ опубликован не был.
28. Хисариева, Н.А. Подходы к исследованию понятия психического здоровья // Вестник Челябинского государственного университета. Образование и здравоохранение. 2021. №2-3. С.14-15.
29. Шиляева И.Ф. Феномен профессионального стресса: особенности профилактики в современных условиях / И.Ф. Шиляева, М.Д. Дойчев // Молодой ученый. – 2021. – № 5 (347). – С. 138-141.
30. Щербаков С.В., Лев Я.Б., Ожогова Е.Г. Особенности профессионального здоровья современного педагога // Гуманитарные исследования. – 2019. – № 4 (25). – С. 132-136.