- Курсовая работа
- Дипломная работа
- Контрольная работа
- Реферат
- Отчет по практике
- Магистерская работа
- Статья
- Эссе
- Научно-исследовательская работа
- Доклад
- Глава диплома
- Ответы на билеты
- Презентация
- Решение задач
- Диссертация
- Доработка заказа клиента
- Аспирантский реферат
- Монография
- ВКР
- Дипломная работа MBA
- Компьютерный набор текста
- Речь к диплому
- Тезисный план
- Чертёж
- Диаграммы, таблицы
- ВАК
- Перевод
- Бизнес план
- Научная статья
- Рецензия
- Лабораторная работа
-
Оставьте заявку на Дипломную работу
-
Получите бесплатную консультацию по написанию
-
Сделайте заказ и скачайте результат на сайте
Комплекс логопедических занятий по коррекции нарушений артикуляционной моторики у старших дошкольников с дизартрией
- Готовые работы
- Дипломные работы
- Логопедия
Дипломная работа
Хотите заказать работу на тему "Комплекс логопедических занятий по коррекции нарушений артикуляционной моторики у старших дошкольников с дизартрией"?73 страницы
50 источников
Добавлена 01.08.2025 Опубликовано: studservis
15335 ₽
30670 ₽
Фрагмент для ознакомления 1
1.1 Психолого-педагогическая характеристика старших дошкольников с дизартрией в контексте предмета исследования 8
1.2 Особенности артикуляционной моторики у старших дошкольников с дизартрией 14
1.3 Дидактический потенциал комплекса логопедических упражнений как средства коррекции нарушений артикуляционной моторики у старших дошкольников с дизартрией 21
Выводы по главе 1 29
ГЛАВА II. АПРОБАЦИЯ КОМПЛЕКСА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ КАК СРЕДСТВА КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ 31
2.1. Аннотация проекта. Организационный план разработки и реализации проекта 31
2.2. Анализ и интерпретация результатов предпроектного этапа исследования 36
2.3. Анализ и интерпретация результатов реализации проектного этапа исследования 46
2.4. Анализ и интерпретация результатов реализации завершающего этапа проектного исследования. Оценка результативности разработанного комплекса логопедических упражнений как средства коррекции нарушений артикуляционной моторики у старших дошкольников с дизартрией 52
2.5. Методические рекомендации для педагогов и родителей по формированию артикуляционной моторики у старших дошкольников с дизартрией 61
Выводы по 2 главе 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 69
ПРИЛОЖЕНИЯ 75
Фрагмент для ознакомления 2
Наиболее распространенной категорией детей с недостатками в развитии являются дети с нарушениями речи. Дети с нарушениями речи представляют собой категорию детей, имеющих недостатки различных сторон речи.
Умение четко и правильно произносить звуки и слова играет ключевую роль в развитии детей дошкольного возраста. Однако существует группа детей, которые сталкиваются с трудностями в артикуляции звуков, что может привести к нарушению их способности к пониманию и произношению речи. Это состояние, известное как дизартрия, оказывает значительное воздействие на социальное и психологическое развитие детей, и требует специализированной коррекции.
Формирование речи тесно связано с развитием всех аспектов психических функций у детей. Для эффективного общения посредством речи необходимо, чтобы артикуляционная моторика, то есть согласованные движения органов речевого аппарата, развивалась нормально. Артикуляционная моторика играет важную роль в правильном произношении звуков речи, и произношение звуков − сложный моторный навык, который дети начинают формировать с самого раннего возраста.
С самого рождения ребенок выполняет разнообразные движения языком, губами и нижней челюстью, которые сопровождаются диффузными звуками, такими как бормотание и лепет. Этот этап является первым шагом в развитии речи у ребенка. Точность, сила и координация этих движений развиваются постепенно у малыша. Для правильного формирования произношения звуков необходимо развивать артикуляционную моторику.
Артикуляционная моторика выступает связующим звеном в предпосылках в формировании правильного звукопроизносительного уклада у дошкольников (Л.С. Волкова, Р.Е. Левиной, О.В. Правдина, Е.Ф. Рау, М. Совак, Т.Б. Филичева, М. Ф. Фомичева, М.Е. Хватцева).
Наиболее критические этапы в развитии речи связаны с детским возрастом, включая дошкольный и школьный периоды. Каждый возрастной этап приносит новые и важные аспекты в формировании и улучшении речи у детей. Однако, важно отметить, что на протяжении всего этого периода развития, начиная с постнатального, существует ряд потенциальных угроз, которые могут оказать негативное воздействие на ребенка и, впоследствии, на его речевое развитие.
Из-за того, что у ребенка возникают сложности с правильным произношением звуков, его речь становится труднопонимаемой, что может привести к комплексам и затруднениям в общении как с ровесниками, так и с взрослыми. Это также может сказаться на его эмоциональной устойчивости и поведенческих характеристиках. Ежедневная работа с логопедом способствует улучшению артикуляционной моторики у ребенка. Именно поэтому сегодня актуальным становится вопрос обеспечения комплексной помощи детям, страдающим различными формами нарушений речи. Тем не менее, оказание такой помощи в массовых детских учреждениях остается недостаточным.
Среди отечественных ученых (Е.Ф. Архипова, Е.Н. Винарская, Л.С. Волкова, О.В. Правдина, Л.В. Лопатина) занимались изучением специфики развития артикуляционной моторики. Их исследования остаются актуальными и в настоящее время.
Объект проектной работы: артикуляционная моторика у старших дошкольников с дизартрией.
Предмет проектной работы: коррекция нарушений артикуляционной моторики у старших дошкольников с дизартрией посредством комплекса логопедических упражнений.
Цель проектной работы: разработать, обосновать и апробировать комплекс логопедических упражнений как средство коррекции нарушений артикуляционной моторики у старших дошкольников с дизартрией.
Проектная идея ориентирована на коррекцию нарушений артикуляционной моторики у старших дошкольников с дизартрией посредством комплекса логопедических упражнений с включением артикуляционной моторики, логопедического массажа и дидактических игр с учетом индивидуального подхода.
Задачи проектной работы:
1. Выделить психолого-педагогические характеристики старших дошкольников с дизартрией в контексте предмета исследования.
2. Раскрыть сущность, структуру и охарактеризовать критериальные характеристики артикуляционной моторики у старших дошкольников с дизартрией.
3. Разработать комплекс логопедических упражнений как средство коррекции нарушений артикуляционной моторики у старших дошкольников с дизартрией.
4. Осуществить апробацию разработанного комплекса логопедических упражнений как средство коррекции нарушений артикуляционной моторики у старших дошкольников с дизартрией.
5. Разработать методические рекомендации для педагогов и родителей по формированию артикуляционной моторики у старших дошкольников с дизартрией.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы проектной работы:
− теоретические: анализ научной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; сравнение; обобщение.
− эмпирические: эксперимент; количественный и качественный анализ результатов исследования.
Диагностические методики: для обследования звукопроизносительной стороны речи детей в работе была использована речевая карта Н.М. Трубниковой.
Методологические основы: при написании работы были использованы работы следующих авторов: в области выявленяи симптомокомплексов дизартрического расстройства (Е.Ф. Архипова, Л.И. Белякова, Е.Н. Винарская, Л.В. Лопатина и др.), в области изучения нарушений и методов коррекции артикуляционных расстройств у дошкольниковс дизартрией (И.В. Блыскина, Г.А. Волкова, О.Г. Приходько и др.).
Базой исследования выступило: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №ХХХ», г. Красноярск.
Выборку исследования составили: 10 детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.
Описание структуры выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложений.
Во введении представлен методологический аппарат исследования.
В первой главе представлены основные теоретические положения относительное проблематики исследования. Выделены основные потребности и недостатки в развитии артикуляционной моторики у детей с дизартрией. Выделены компоненты артикуляционной моторики и представлена их характеристика. Представлено содержание логопедических упражнений, использование которых позволяет преодолеть недостатки артикуляционной моторики у дизартриков.
Во второй главе представлены результаты исследования артикуляционной моторики и звукопроизносительной стороны речи у дошкольников с дизартрией. Описана модель коррекционного воздействия на преодоление нарушений артикуляционной моторики у детей с дизартрией и оценена ее эффективность.
В заключении представлены выводы по результатам исследования.
Список использованных источников включает 50 наименований.ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ
1.1 Психолого-педагогическая характеристика старших дошкольников с дизартрией в контексте предмета исследования
Изучение патогенеза и дизонтогенеза развития дизартрического компонента речевых нарушений рассматривалось в работах Е.Ф. Архиповой, Е.Н. Винарской, Л.В. Лопатиной, Е.М. Мастюковой, О.В. Правдиной, К.А. Семеновой, Н.В. Серебряковой, Е.Ф. Соботовича, Г.В. Чиркиной и других.
Первые исследования дизартрии были проведены Л.С. Волковой и В.И. Селиверстовым. Авторы показали, что при дизартрии отмечаются нарушения произносительной, фонетико-фонематической стороны речи.
Но первые подробные исследования детей с дизартрией были представлены в работах Е.М. Мастюковой и М.В. Ипполитовой. Исследования авторов позволили выделить ряд симптомокомплексов при дизартрии: нарушения артикуляционных движений, фонации, речевого дыхания, которые вызваны именно нарушения ЦНС. К таким выводам пришли исследователи при анализе нарушений различных отделов головного мозга у детей с дизартрией [17].
В своих работах Е.А. Архипова отмечает, что для детей с дизартрией характерно нарушение звукопроизношения и просодики. Данные особенности вызваны широкими нарушениями работы мышц речедвигательного аппарата: дыхания, голоса, артикуляции [1]. Такие нарушения возникают вследствие поражения проводящих путей черепно-мозговых нервов, отвечающих за двигательную область речи.
Согласно исследованиям данных авторов, можно выделить общее описание дизартрии как нарушения произносительной стороны речи, которое проявляется при недостаточности иннервации мышц речевого аппарата, вызванного повреждениями строения или функций черепно-мозговых нервов в пренатальный и натальный периоды [2].
Исследования авторов показали, что продуцирующие факторы развития дизартрии возникают именно в момент созревания плода (токсикоз, резус-конфликт матери и дитя, инфекции) и родовой деятельности (родовые травмы). Анализ анамнеза детей с дизартрией показал, что у многих из них были выявлены острые или хронические заболевания в первые годы жизни.
Превалирующее значение отводится снижению поступления кислорода к плоду вследствие гипоксии. В результате чего отмирают нервные клетки, что сказывается на центральной нервной системе.
Рассматривая классификации дизартрических расстройств, воспользуемся классифицией, разработанной О.В. Правдиной. В ней автор в качестве ведущего симптомокомплекса различения дизартрии выделяет локализацию выраженности поражений отделов головного мозга (Рисунок 1).
Рисунок 1 – Классификации дизартрии по О.В. Правдиной [20]
Также существует классификация, определяющая характер выраженности речевых дефектов при дизартрии (Рисунок 2).
Рисунок 2 – Классификация дизартрии по степени выраженности
Многочисленные исследования отмечают, что наиболее распространенным видом дизартрии по степени локализации является псевдобульбарная дизартрия. Для данного вида характерно двусторонний процесс поражения двигательных корково-ядерных путей, поступающих от коры головного мозга к ядрам черепных нервов ствола.
Данный процесс может протекать по-разному, в связи с чем выделяют три ее степени выраженности – легкая или стертая, средняя и тяжелая [22].
Понятие «стертая дизартрия» было предложено О.А. Токаревой. Такая форма дизартрии встречается у детей с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии. При этом автор отметила, что данное нарушение сложно поддается коррекции. При таком нарушении у детей отмечается правильное звукопроизношение изолированных звуков, но в потоке речи отмечается значительные замены и смешения звуков. Артикуляционные движения при стертой дизартрии выражаются в неподвижности и слабостью выраженности [45].
Исследования детей с выраженными формами дизартрии позволили авторам прийти к выявлению особенностей развития речи и психики при данном виде нарушений.
Прежде всего, Е.Ф. Архипова, Е.М. Мастюкова, Е.Ф. Соботович и др. отмечают, что при дизартрии ярко выражены речевые и двигательные дисфункции [2; 40].
Нарушения высших психических функций, вызванные поражением головного мозга, отражаются на процессе формирования предпосылок чтения, письма и речи. Дошкольники с дизартрии имеют недостаточный потенциал для их развития в будущем и без целенаправленной коррекционной помощи самостоятельно не способны овладеть речевыми, письменными или читательскими навыками.
Психические нарушения у детей с дизартрией проявляются в слабости внимания, памяти, мышления. Также можно наблюдать недостатки в развитии крупной и мелкой моторики – детям сложно выполнить не только простые двигательные задачи, например, постоять на одной ноге, танцевать в ритм музыки, но и выполнять мелкие движения кистей рук – нанизывание бусин. При дизартрии у детей отмечается и недостаток ходьбы, координационных способностей, ловкости [11].
Выявляются нарушения артикуляционной моторики. Также для дошкольников с дизартрией характера неподвижность мимической моторики [2].
Из-за нарушения работы головного мозга у дошкольников отмечаются недостатки в работе различных анализаторов – речедвигательного, речеслухового, речезрительного. В результате чего замедляется и значительно ухудшаются предпосылки к формированию навыков письма и чтения [11].
Также у детей с дизартрией отмечается недостаток развития словаря. Значительное снижение лексике вызвано нарушениями звукопроизношения. В результате не возможности дифференцирования фонем, дошкольники смешивают слова с близкими фонемами, значительно ограничивая свой словарь [21].
Помимо названных нарушений у дошкольников отмечаются проблемы с речевым дыханием. При дизартрии оно слабое. У детей наблюдается короткий выход. В процессе речи дети часто быстро дышат, прерываются на вдох [21], что существенным образом сказывается на качестве речи.
Голосовые нарушения значительно варьируются. У детей с дизартрией отмечается слабый тихий голос. Дети не могут изменять высоту и силу голоса, модуляцию.
Наиболее полно нарушения произносительной стороны речи у дошкольников с дизартрией описаны в работе Е.Ф. Архиповой. Автор выделила группы по степени выраженности нарушения произношения [2].
Автор выделила в первую группу детей, у которых речевое развитие практически близко к возрастной норме. У таких детей имеется развитая связная речь, богатый словарь. Но главной особенностью является существенное недоразвитие звукопроизношения при произношении сложных слов. В связи с этим понимание и воспроизведение речи у детей резко снижается.
Вторая группа детей представлена недоразвитием фонематического компонента речи. Дети не способны к фонематического анализу. Такие нарушения препятствуют формированию у дошкольников правильного письма.
В третью группу входят дети, у которых выявляются стойкие нарушения звукопроизношения различного характера и нарушения просодики в сочетании с недоразвитием фонематического слуха. У таких детей отмечается бедность речи, невозможность построения связного высказывания, многочисленные лексико-грамматические ошибки, невозможность выполнения заданий на звуковой и слоговой анализ [1].
В связи с выявленными исследователями результатами, можно свидетельствовать, что основными нарушениями произносительной стороны речи при дизартрии являются:
– разнообразные звукопроизносительные нарушения, требующие долгих и сложных корригирующих мероприятий;
– из-за нарушения артикуляционных движений постановка и автоматизация звуков затруднительна;
– звукопроизношение нарушается не только при произношении согласных, но и гласных;
– преобладает межзубное и боковое произношение свистящих и шипящих звуков;
– выявляется недостаточная звонкость и твердость произносимых согласных, сложность при произнесении слов со стечением согласных, замена или отсутствие недостающего звука в речи;
– смазанная речь, низкий словарный запас, значительное число лексико-грамматических ошибок, слабая мотивация к речевой деятельности;
– нарушение речевого дыхания – чаще всего оно слабое и поверхностное, в момент речи значительно ускоряется;
– голосовые нарушения, вызванные значительным мышечным тонусом и неподвижности артикуляционного аппарата (гортани, языка, губ) [13; 22; 32].
Приведенные выше теоретические положения показывают, что основным симптомокомплексом при дизартрии является нарушения всех компонентов произносительной стороны речи. Тем самым дети не способны к самоконтролю за произношением в виду неправильного звукопроизношения и недоразвития отдельных сторон речевой и психической деятельности.
1.2 Особенности артикуляционной моторики у старших дошкольников с дизартрией
Артикуляционная моторика выступает важной составной основой в развитии правильного звукопроизношения. Ее исследованием занимались видные отечественные логопеды, нейропсихологи, исследование которых стали основой в коррекции дизартрии.
Исследования М.Ф. Фомичевой, Н.Л. Крыловой, Т.А. Ткаченко, Е.Ф. Рау, О.В. Правдиной, Р.Е. Левиной, Г.А. Каше позволили рассмотреть основные компоненты и сущностные характеристики артикуляционной моторики у детей.
Согласно исследованиям О.В. Правдиной, под артикуляционной моторикой понимается совокупность движений органов речевого аппарата, содружественная работа которых обеспечивает воспроизводство звуков [29].
Артикуляционная моторика представляет собой координацию движений органов речевого аппарата, необходимых для правильного звукопроизношения. Н.А. Бернштейн [6] описывает координацию тонких движений пальцев рук как «организацию управления двигательным аппаратом».
Структурно артикуляционной аппарат представлен следующими составляющими (Рисунок 3).
Рисунок 3 – Структура артикуляционной моторики
Языку отводится одна их ключевых ролей. Это единственная подвижная часть артикуляционного аппарата, за исключением губ и нижней челюсти.
Язык представлен корнем и спинкой, имеющую доли – задняя, средняя и передняя. При закрытых челюстях язык занимает всю ротовую полость. Звукопроизносительные свойства языка обеспечиваются за счет его значительной подвижности из-за наличия большого числа нервных окончаний. Язык может принимать различные формы, напрягаться. Эти свойства участвуют в образовании гласных и согласных.
Также в звукопроизношении участвуют губы. Их роль обеспечивается в возможности принимать различные формы при воспроизводстве звуков: при вытянутых губах образуется звук у, при округлении – звук о. Также губы помогают обнажать зубы и произносить различные звуки – к, ш и др.
При произношении гласных звуков важная роль отводится нижней челюстью. Ее упущение позволяет открыть рот т пропеть звуки.
Функциональное назначение мягкого неба заключается в преграждении поступающей струе воздуха. В логопедии классификация звуков базируется по способу их воспроизводства. При опускании мягкого неба происходит пропускание звуков через нос. Этим образом образуются носовые звуки. При поднятии мягкого неба происходит образование ротовых звуков.
Таким образом, нами были рассмотрены основные компоненты артикуляционной моторики, участвующие в воспроизводстве звуков.
Далее представим основные критериальные характеристики, которые будут учитываться нами при проведении экспериментального исследования.
Критериальные характеристики базируются на той функциональной роли органов артикуляционной моторики и их движениях, которые позволяют производить звуки.
При оценке состояния артикуляционной моторики происходит анализ всех критериев вместе взятых, так как выраженный дефект одного из них может являться препятствием в эффективности коррекционной работы.
Нами были выделены следующие критериальные характеристики, представленные на рисунке 4.
Рисунок 4 – Критериальные характеристики артикуляционной моторики
Недостатки в сохранности артикуляционной моторики присутствует у всех детей с дизартрическим компонентом. Об этом отмечено в работах Е.Ф. Архиповой, Н.А. Бернштейна, Л.С. Выготского, М.М. Кольцовой, Л.В. Лопатиной, Е.М. Мастюковой, О.В. Правдиной, Н.В. Серебряковой и других исследователей.
Фрагмент для ознакомления 3
Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей: учеб. пособие для студентов вузов / Е.Ф Архипова. – М.: Астрель, 2017. – 319 с.
Ахутина Т.В., Фотекова Т.А. Диагностика речевых нарушений школьников: практ. пособие. 3-е изд., испр. и доп. / Т.В. Ахутина, Т.А. Фотекова. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 157 с.
Бабина Г.В., Белякова Л.И. Логопедия. Дизартрия: учебно-методическое пособие / Г.В. Бабина, Л.И. Белякова. – М.: МПГУ, 2016. – 102 с.
Белякова Л.И. Логопедия. Дизартрия / Л.И. Белякова. – М.: Владос, 2018. – 385 c.
Белова-Давид Р.А. Причины недоразвития импрессивной и экспрессивной речи детей дошкольного возраста / Р.А. Белова-Давид. – М.: Просвещение. 2012. – 312 с.
Бернштейн Н.А. Некоторые назревающие проблемы двигательных актов / Н.А. Бернштейн // Вопросы психологии. – 2020. – № 6. – С. 52-59.
Битус П.А. Психолого-педагогические особенности детей дошкольного возраста с дизартрией / П.А. Битус // Молодой ученый. – 2022. – № 47 (442). – С. 386-388.
Блыскина И.В., Ковшиков В.А. Массаж и коррекция артикуляционных расстройств / И.В. Блыскина, В.А. Ковшиков. – СПб.: Литера, 2023. – 18 с.
Брюховских Л.А. Дизартрия: учебно-методическое пособие по логопедии. Изд-е 2, перераб. и доп. Краснояр. Гос. Пе. Ун-т им. В,П, Астафьева / Л.А. Брюховских. – Красноярск, 2020. – 180 с.
Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика
/ Т.В, Буденная. – СПб.: Питер, 2013. – 125 с.
Винарская Е.Н. Дизартрия / Е.Н. Винарская. – М.: Астрель, 2013. – 281 c.
Воронина Л.П., Червякова Н.А. Картотеки артикуляционной и дыхательной гимнастики, массажа и самомассажа / Л.П. Воронина, Н.А. Червякова. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015. – 80с.
Визель Т.Г.Основы нейропсихологии: учеб. для студентов вузов / Т.А. Визель. – М.: АСТ Астрель Транзиткнига, 2018. – С 384.
Власова Т.А. О детях с отклонениями в развитии / Т.А. Власова. – М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ, 1973. – 189 с.
Волкова Л.С. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Л.С. Волкова. – М.: 1998. – 680 с.
Волкова Г.А. Логоритмическое воспитание детей с дизартрией (методические разработки к проведению коррекционных занятий) / Г.А. Волкова. – СПб.: Образование, 2012. – 70 с.
Галигузова Л.Н. Дошкольная педагогика: Учебник и практикум для СПО / Л.Н. Галигузова. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 284 c
Григоренко Н.Ю., Покровская Ю.А. Введение в логопедическую специальность. Логопедическая работа по преодолению нарушений звукопроизношения / Н.Ю. Григоренко, Ю.А, Покровская. – М.: ЛОГОМАГ, 2015. – 200 с.
Гусева П.В. Развитие мелкой моторики и артикуляционной моторики у детей 5-6 лет со стертой дизартрией / П.В, Гусева // Colloquium-journal. – 2020. – №14 (66). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-melkoy-i-artikulyatsionnoy-motoriki-u-detey-5-6-let-so-stertoy-dizartriey (дата обращения: 30.03.2025).
Гутова Е.А. Использование наглядных средств в развитии артикуляционной моторики у детей старшего дошольного возраста со стертой дизартрией / Е.А. Гутова // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум». – 2019. – №V. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-naglyadnyh-sredstv-v-razvitii-artikulyatsionnoy-motoriki-u-detey-starshego-dosholnogo-vozrasta-so-stertoy-dizartriey (дата обращения: 30.03.2025).
Захарова А.Д. Формирование артикуляционной моторики при дазартрии в дошкольном возрасте / А.Д. Захарова // Вестник науки. – 2024. – №5 (74). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-artikulyatsionnoy-motoriki-pri-dizartrii-v-doshkolnom-vozraste (дата обращения: 30.03.2025).
Жулина Е.В., Ладина Я.О. К вопросу и диагностическим инструментарии дизартрии, значение логопедического массажа коррекции дизартрии старшего дошкольного возраста 5-6 лет / Е.В. Жулина, Я.О. Ладина // Проблемы современного педагогического образования. – 2020. – №65-4. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-diagnosticheskom-instrumentarii-dizartrii-znachenii-logopedicheskogo-massazha-v-korrektsii-dizartrii-starshego (дата обращения: 30.03.2025).
Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. – М.: ВЛАДОС, 1998. – 280 с.
Ихсанова С.В. Игротерапия в логопедии. Артикуляционные превращения / С.В. Ихсанова. – М.: Феникс, 2020. – 48 c.
Карелина И.Б. Новые направления в коррекции минимальных дизартрических расстройств / И.Б. Карелина // Дефектология. – 2021. – № 1. – С. 51-54.
Кольцова М.М. «Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка» / М.М. Кольцова. – М., 1973. – 142 с.
Копылова С.В. Коррекционная работа с детьми с дизартрическими расстройствами речи / С.В. Копылова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2006. – № 3. – С. 63-65.
Краузе Е.Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика: Практическое пособие / Е.Н. Краузе. – СПб.: Корона. Век, 2016. – 80 с.
Лалаива Р.И., Шаховская С.Н. Логопедия в таблицах и схемах / Р.И. Лалаева, С.Н. Шаховская. – М.: Парадигма, 2009. – 104 с.
Лопатина Л.В. Особенности моторных функций у дошкольников с дизартрией / Л.В. Лопатина. – СПб.: Литера, 2013. – 415 с.
Логинова Е.А., Елецкая О.В. Общее недоразвитие речи. Алалия: Учебно-методическое пособие / Е.А. Логинова, О.В, Елецкая. – М.: Форум, 2017. – 24 c.
Мартынова Р.И. Сравнительная характеристика детей, страдающих легкими формами дизартрий и функциональной дислалией /Р.И. Мартынова. – М.: Владос, 2007. – 91с.
Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений / Под ред. Г.В. Чиркиной. 3-е изд., доп. – М.: АРКТИ, 2013. – 85 с.
Микляева Н.В. Дошкольная педагогика: Теория воспитания: Учебное пособие / Н.В. Микляева. – М.: Academia, 2020. – 640 c.
Моржакова Т.И. Массаж и рефлексотерапия в коррекции речевых нарушений / Т.А. Моржакова. – Мурманск, 2014. – 62 с.
Поваляева М.А. Справочник логопеда / М.А. Поваляева. – Ростов н/Д.: Феникс, 2002. – 448 с.
Приходько О.Г. Дифференцированный логопедический массаж при коррекции дизартрических расстройств / О.Г. Приходько. – М.: Парадигма, 2020. – 60с.
Приходько О.Г. Дизартрические нарушения речи у детей раннего и дошкольного возраста / О.Г. Приходько // Специальное образование. – 2010. – №2. – С. 68-81.
Серебрякова Н.В. Сравни тельная характеристика объяснения значения слова дошкольникам с дизартрией и без нарушения речи / Н.В, Серебрякова. – СПб.:Литера, 2019. – 511 с.
Соботович Е.Ф. Проявление дизартрии и методы их диагностики. / Е.Ф, Соботович // Дефектология. – 2014. – № 4. – С. 31-35
Смирнова И.А. Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников с ДЦП. Алалия, дизартрия, ОНР / И.А. Смирнова. – М.: Мир, 2018. – 320 c.
Соловьева Л. Г. Логопедия: учебник и практикум для СПО. 2-е изд., испр. и доп / Л.Г. Соловьева. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 191 с.
Сорочинская Т.В. Оптимизация логопедической работы по формированию фонетической и просодической стороны речи у детей дошкольного возраста со стертой формой дизартрии: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.03. / Т.В. Сорочинская. – М., 2000. – 16 с.
Трубникова Н. М. Структура и содержание речевой карты. Учебно-методическое пособие / Н.М. Трубникова. – Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 1998. – 51 с.
Токарева О.А. Дизартрия / О.А. Токарева. – М.: Просвещение, 2018. – 155с.
Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения / М.Ф. Фомичева. – М.: Просвещение, 2000. – 40с.
Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии / Т.Б. Филичева, Н.А, Чевелева, Г.В. Чиркина. – М.: Просвещение, 2009. – 233с.
Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева. – М.: Просвещение, 2019. – 422 с.
Шашкина Г.Р. Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г.Р. Шашкина. – М.: Академия, 2005. – 192 с.
Узнать стоимость работы
-
Дипломная работа
от 6000 рублей/ 3-21 дня/ от 6000 рублей/ 3-21 дня
-
Курсовая работа
1600/ от 1600 рублей / 1-7 дней
-
Реферат
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней
-
Контрольная работа
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Решение задач
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Бизнес план
2400/ от 2400 руб.
-
Аспирантский реферат
5000/ от 5000 рублей/ 2-10 дней
-
Эссе
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней