Фрагмент для ознакомления
2
Современное общество ставит перед личностью множество сложных задач и требований. В результате изменений в социальных моделях и установках устоявшаяся система ценностей и образа жизни людей объективно требует переосмысления. В связи с этим одной из важнейших задач российского образования является поиск новых подходов к решению проблемы успешной социализации ребенка: оказание ему помощи в процессе усвоения социального опыта, вхождения в социальную среду, в систему социальных отношений и связей, овладение умением воспроизводить их в окружающем мире. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» отмечает, что необходимо создать условия для самоопределения и социализации воспитанника на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и общепринятых в обществе правил и норм поведения в интересах личности, семьи, общества и общества и государства.
Актуальность темы социализации детей в возрасте от 4 до 6 лет обусловлена задачами ФГОС ДО и влияние социокультурных, технологических и политических изменений на жизнь общества. Под социализацией мы понимаем формирование у дошкольников социальных норм и ценностей, установок, моделей поведения, в результате чего развиваются индивидуальные свойства личности дошкольника путем организации его взаимодействия с окружающей средой и принятия социального опыта. Социализация тесно связана с социальным и коммуникативным развитием ребенка. Процесс социализации находится в постоянной связи с социокультурными изменениями в обществе. Выполнение задач ФГОС ДО, сопровождается необходимостью адаптации педагогов к современным образовательным тенденциям.
Сегодня в дошкольном образовании возникает необходимость выбора оптимальных форм работы с детьми в новых условиях. На практике это сопровождается трудностями в эффективном сотрудничестве с родителями, организации стимулирующей образовательной среды и применении педагогических условий, направленных на социально-общественное развитие дошкольников.
Дошкольное детство имеет особое значение для социализации ребенка, поскольку является периодом начала реального формирования личности, развития активности как фактора познания мира, усвоения социального опыта поколений, видов и способов практической деятельности. Именно благодаря возрастным особенностям этого периода (эмоциональная чувствительность детей, любознательность, способность к подражанию, ранимость) создаются благоприятные условия для формирования личности как субъекта межличностных отношений. Именно в этот период дошкольникам прививается культура человеческих отношений, они учатся взаимоуважению в общении и совместной деятельности, развивают способность придерживаться простых правил общежития, руководствуясь социально значимыми ценностями.
Таким образом, поиск способов повысить эффективность процесса социализации детей дошкольного возраста среднего дошкольного возраста с помощью игровой деятельности остается насущной необходимостью и требует дальнейших исследований.
Актуальность применения игровой деятельности в социализации у детей 4-5 лет обусловлена тем, что она является ведущей в дошкольном возрасте. Таким образом, процесс социализации у детей этого возраста будет наиболее эффективным в игровой среде.
Объект исследования – социализация детей среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования – авторская программа организации общения, отдыха, труда, свободной творческой деятельности детей 4-5 лет в игровой форме.
Гипотеза – предполагается, что социализация детей среднего дошкольного возраста будет эффективнее, путем применения следующих условий:
– разработана и применена авторская программа организации общения, отдыха, труда, свободной творческой деятельности детей 4-5 лет в игровой форме;
– реализованы этапы работы с детьми с учетом социализации детей 4-5 лет в игровой деятельности.
– осуществлено грамотное руководство игровой деятельностью детей со стороны педагога.
Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить возможности формирования социализации детей среднего дошкольного возраста в игровой форме.
Задачи:
– проанализировать теоретические аспекты психолого-педагогических условий социализации детей 4-5 лет в игровой форме;
– выявить уровень сформированности социализации детей 4-5 лет;
– разработать и апробировать авторскую программу организации общения, отдыха, труда, свободной творческой деятельности детей 4-5 лет в игровой форме;
– выявить динамику уровня сформированности социализации детей 4-5 лет.
Методы исследования:
теоретические: анализ научной, психолого-педагогической, методической литературы; сравнение и обобщение научной информации по проблеме исследования; анализ педагогического опыта;
эмпирические: опросные методы, диагностические задания, наблюдение, педагогический эксперимент; методы обработки результатов (количественный и качественный анализ полученных данных).
Теоретическая значимость: заключается в обобщении и систематизации материала по проблеме исследования психолого-педагогических условий социализации детей 4-5 лет в игровой форме.
Практическая значимость: разработано содержание авторской программы организации общения, отдыха, труда, свободной творческой деятельности детей 4-5 лет в игровой форме, которая может быть использована педагогами-психологами, педагогами в процессе формирования социализации детей среднего дошкольного возраста.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ В ИГРОВОЙ ФОРМЕ
1.1. Структура, содержание, виды и компоненты социализации личности
Социализация (от лат. Solialis – социальный) – процесс усвоения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений.
С точки зрения социологии социализация – это принятие индивидом групповых норм, убеждений, ценностей, норм, характерных для групп, членом которых он стремится быть [11].
Философия рассматривает социализацию с точки зрения социальной активности личности и объясняет ее как идеологическую и моральную категорию, связанную с потребностями личности и ориентацией на их удовлетворение.
Психологи изучают социализацию как важнейшую детерминанту межличностного взаимодействия и общения, как процесс формирования системы внутренних регуляторов личности посредством выработки норм, ценностей, установок, выработанных обществом [15].
С точки зрения педагогической науки социализация понимается как целенаправленный процесс создания и реализации оптимальных условий духовно-нравственной адаптации личности к традициям общества, формирования у ребенка потребности в саморазвитии.
В процессе социализации личность приобретает убеждения, социально одобренные формы поведения, необходимые ему для нормальной жизни в обществе.
Под социализацией следует понимать весь многогранный процесс усвоения опыта социальной жизни и социальных отношений. Социализация относится к тем процессам, с помощью которых люди учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать друг с другом. Социализация предполагает активное участие личности в развитии культуры человеческих отношений, в формировании определенных социальных норм, ролей и функций, приобретении навыков и умений, необходимых для их успешной реализации.
Социализация включает в себя познание личностью социальной реальности, овладение навыками индивидуальной и групповой практической работы. Понятие «социализация» относится к качествам, которые человек приобретает в процессе социализации, и психологическим механизмам, с помощью которых достигаются желаемые изменения [20].
Источниками социализации личности являются: передача культуры через семью и другие социальные институты, и в первую очередь через систему воспитания, обучения и воспитания; взаимное влияние людей в процессе общения и совместной деятельности; первичный опыт, связанный с периодом раннего детства, с формированием основных психических функций и элементарных форм социального поведения; процессы саморегуляции, связанные с постепенной заменой внешнего контроля индивидуального поведения внутренним самоконтролем.
Социализация – это социально-психологический процесс вхождения растущего человека в социальную систему, его включения и интеграции в социальную среду посредством овладения социальными нормами, установками, ценностями и отношениями. Само понятие «социализация» соответствует концепции, согласно которой личность изначально асоциальна, а его социализация – это определенный процесс трансформации ранее асоциальной личности в социальную личность, которая оперирует общепринятыми в обществе моделями поведения, со своими социальными нормами и ролями. Этот специфический взгляд на формирование социальности личности особенно характерен, например, для психоаналитического направления психологии [22].
Педагогическая характеристика процесса социализации включает пять основных подходов (Н. Ф. Голованова) [9]:
1.В социологическом подходе социализация понимается как передача культуры из поколения в поколение, как общий механизм социального наследования, охватывающий как спонтанные воздействия окружающей среды, так и организованные: воспитание, образование.
2. Факторно-институциональный подход определяет социализацию как совокупность, множественность, отсутствие согласованности и определенную автономию факторов, институтов и агентов социализации.
3.При интеракционистском подходе социализация как важнейший детерминант подразумевает межличностное взаимодействие, общение, без которого невозможно формирование личности и ее восприятие картины мира.
4. Интериоризационный подход направлен на выработку выработанных обществом норм, ценностей, установок, стереотипов, в результате чего вырабатывается система внутренних регуляторов, привычных форм поведения.
5. Внутрииндивидуальный подход не ограничивает социализацию только адаптацией к социальной среде, но подчеркивает важность творческой самореализации личности, трансформации себя, конструирования как модели индивидуализирующей деятельности [9].
Суть социализации заключается в том, что в процессе социализации человек формируется как член общества, к которому он принадлежит (Е. П. Агапов). Каждое общество стремится формировать человека в соответствии со своими универсальными интеллектуальными и физическими идеалами. Естественно, содержание этих идеалов существенно различается в зависимости от исторических традиций, особенностей развития, социальной структуры общества, а педагогические усилия направлены на формирование гражданина, адекватного идеалам будущего [1].
В современном обществе в условиях перехода от авторитаризма к демократии упор делается на развитие самостоятельности, творчества, инициативы и самосознания подрастающего поколения. Реализация этой цели предполагает перестройку сознания, типа мышления человека, что делает актуальной задачу оптимизации процесса социального созревания ребенка с раннего детства.
Формируется и развивается система саморегуляции и процесс интернализации социальных установок и ценностей. Процесс социализации можно охарактеризовать как постепенное расширение по мере приобретения индивидом социального опыта в своей сфере общения и деятельности, как процесс развития саморегуляции и развития самосознания и активной жизненной позиции [26].
В качестве институтов социализации рассматриваются семья, дошкольные учреждения, школа, работа и другие коллективы. Особая роль в социализации личности отводится развитию и умножению ее контактов с другими людьми и в условиях социально значимой совместной деятельности. Благодаря этим контактам индивид начинает правильно воспринимать и оценивать себя и других. В процессе социализации человек обогащается социальным опытом и индивидуализируется, становится личностью, приобретает способность и способность быть не только объектом, но и субъектом социальных влияний, в своей деятельности осуществляя значительные преобразования мотивационной сферы других людей, чтобы влиять на социализацию других людей. Социализация охватывает все процессы приобщения детей к культуре, гуманитарным и общечеловеческим ценностям, обучению и воспитанию, с помощью которых ребенок приобретает социальную природу и способность участвовать в общественной жизни.
Социальное поведение личности во многом зависит от процесса социализации. «Социализация, как известно, – это воспитание человека в обществе, усвоение им норм поведения и ценностей данного общества». Понятие «социализация» не заменяет понятий, известных в педагогике и в педагогической психологии преподавания и воспитания [29].
Виды социализации обычно классифицируют по временным промежуткам, поэтому их называют этапами социализации.
Первичная социализация – это период от рождения до формирования взрослого человека. Этот этап очень важен для социализации ребёнка. Первые знания об обществе он получает от родителей.
Вторичная социализация, или ресоциализация, – это процесс замены ранее сформированных моделей поведения на новые, характерные для взрослого человека. Вторичный этап часто означает отказ от старых шаблонов и усвоение новых. Помните, как в университете вам говорили: «Забудьте всё, чему вас учили в школе»? Вторичный этап длится всю жизнь человека [30].
Остальные виды социализации:
Групповая социализация – это социализация внутри определённой социальной группы. То есть, если ребёнок проводит больше времени с родителями, учителями или друзьями, то он усваивает правила и нормы поведения, характерные для этой среды.
Гендерная социализация – это социализация по половому признаку. Мальчики учатся вести себя как мальчики, а девочки – как девочки.
Организационная социализация – это процесс социализации во время работы. Человек учится, как вести себя с коллегами, начальством и подчинёнными, как относиться к работе, можно ли опаздывать на работу и так далее.
Досрочная социализация – это вид социализации, который представляет собой своего рода репетицию будущей деятельности, к которой ещё рано приступать (например, игра девочек в дочки-матери) [11].
Основными институтами социализации являются:
семья;
сверстники;
образовательные учреждения;
религия;
правовая система;
средства массовой информации.
Иные виды социализации личности [15]:
Первичная социализация. Начинается с момента рождения ребенка и заканчивается формированием зрелой личности. Она закладывает основы для всего дальнейшего развития человека, в какой-то степени определяет сценарий его дальнейшей жизни.
Вторичная социализация (или ресоциализация). Процесс устранения старых моделей поведения и усвоения новых. Этот процесс происходит на протяжении всей жизни человека.
Групповая социализация. Процесс, происходящий в социальной группе. Таким образом, если ребенок проводит больше времени со сверстниками, чем в семье, то он более активно перенимает нормы и правила, присущие группе сверстников.
Гендерная социализация. Процесс, включающий изучение роли мужчины или женщины в обществе. Мальчики учатся быть мужчинами, а девочки – женщинами.
Организационная социализация. Процесс, в котором человек, являющийся частью организации, изучает ее нормы и правила и овладевает навыками своей работы в ней.
Ранняя социализация. Процесс усвоения норм, правил и навыков, не соответствующих современному уровню физического, психологического и социального развития. Главную роль, под этим типом социализации понимается игра, своего рода «репетиция» будущей социальной активности.
В процессе адаптации к обществу выделяют различные виды социализации [20]:
1. Поло-ролевая социализация – это процесс, в ходе которого человек усваивает опыт социального поведения, соответствующий его полу. Этот опыт проявляется в повседневной жизни в зависимости от возраста, социального положения и роли в обществе (мальчик или девочка, жених или невеста, муж или жена, отец или мать).
2. Семейно-бытовая социализация – это процесс, в ходе которого человек осваивает определённую роль в семье в соответствии с социальным положением. Этот опыт проявляется в семейной жизни, укреплении семейных отношений, ведении хозяйства и воспитании детей.
3. Профессионально-трудовая социализация – это процесс, в ходе которого человек усваивает опыт социального поведения в профессиональной деятельности.
4. Субкультурно-групповая социализация – это процесс, в ходе которого человек осваивает социальные роли с учётом культуры среды, в которой он живёт, учится, общается и работает. Каждый регион имеет свои социокультурные особенности поведения, общения и речи, которые формируют своёобразие социума. Эти особенности отличают людей из разных регионов, с разным национальным и религиозным происхождением, социальным окружением, возрастом, профессией и т. д.
В процессе социализации реализуются индивидуальные предрасположенности человека к социальному развитию. Эти предрасположенности могут быть наследственными, врождёнными или приобретёнными на предыдущих этапах развития. В процессе социального развития и воспитания человека они могут быть реализованы, усилены, ослаблены или не реализованы вовсе. Эти предрасположенности можно разделить в зависимости от их социальной значимости и перспективности для развития человека. Выделяют позитивные и негативные предрасположенности [22].
Позитивные предрасположенности – это основа социальных способностей, которые стимулируют направленное развитие человека в процессе социализации, позволяя ему достичь наибольших результатов в самосовершенствовании и самореализации как личности. Это особенно важно в работе с детьми, имеющими особые потребности.
Негативные предрасположенности – это особенности человека, которые либо ограничивают его возможности социального развития, либо имеют ярко выраженный отрицательный социальный характер и могут негативно сказаться на социальном развитии.
Формирование личности и её готовность к социальной адаптации определяются определёнными знаниями, умениями и навыками, которые помогают человеку стать самостоятельным, включиться в общество и адаптироваться к его разнообразным культурам, обычаям, законам, традициям и особенностям различных демографических, поселенческих, культурных, религиозных и национальных групп.
Необходимый набор знаний и умений состоит из нескольких компонентов.
Первый компонент – это знания о своей культуре, истории и традициях. Без понимания своей национальной культуры невозможно формирование национальной идентичности. В нашей стране из-за пренебрежительного отношения к своей культуре мы сталкиваемся с явлением манкуртизма, которое не характерно для российского и цивилизованного общества. Подрастающее поколение часто не знает своих корней и истории, а также не имеет базовых знаний о религии [26].
Второй компонент – это знание культуры той группы, с которой человек взаимодействует. В условиях многокультурного общества важно знать народные обычаи, обряды, праздники, традиции, танцы, пословицы, сказки и народную педагогику и медицину – всё, что связано с духовной культурой. Это поможет избежать ошибок и необдуманных поступков.
Третий компонент – это понимание роли своей культуры и культуры других участников процесса социализации в мировой культуре. Эти знания помогают избежать высокомерия и самоуспокоенности с одной стороны и бездумного самобичевания или чувства неполноценности с другой стороны. Объективное понимание себя и других – это ключ к успешному включению в общество.
Фрагмент для ознакомления
3
Агапов, Е.П. Теория социальной работы: учебное пособие / под ред. Е.П. Агапова. – М.: Дашков и К: Наука Спектр, 2011. – 280 с.
Багирова, И.А. Игра как ведущий вид деятельности дошкольников / И. А. Багирова, Т. В. Воронова, Г. Б. Исаева [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 14 (409). — С. 293-295.
Белова, Е. А. Социализация детей дошкольного возраста через организацию игровой деятельности / Е. А. Белова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 11 (48). — С. 51-55.
Боронихина, Е. М. Развитие игровой деятельности у детей среднего возраста / Е. М. Боронихина, Т. И. Рожнова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 7 (77). — С. 13-16.
Буркова, Л. Л. Конструктивная деятельность как средство социализации детей дошкольного возраста / Л. Л. Буркова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 40 (382). — С. 171-173.
Волошина, Н. К. Социализация детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях параллельно-раздельного воспитания и обучения / Н.К. Волошина // Вестник Томского государственного университета. 2021. № 3. С. 170-172.
Галкина, Е. М. Использование игровых методов и приемов в ДОО / Е. М. Галкина, Л. А. Кирпичева, Г. Н. Кочешкова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2022. — № 1 (37). — С. 4-7.
Гиляжева, Д.Н. Социализация воспитанников через игровую деятельность / Д.Н. Гиляжева // Вестник науки и образования. – 2020. – №7-1 (85). – С. 64-67.
Голованова, Н. Ф. Педагогика : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Н. Ф. Голованова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 372 с.
Грецкая, Ю. П. Использование игровых технологий в социализации детей старшего дошкольного возраста / Ю. П. Грецкая. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 3 (13). — С. 90-92.
Гришина, В. Л. Семья как фактор социализации / В. Л. Гришина, С. С. Афанасьев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 19 (414). — С. 394-396.
Данилова, Е. О. Роль игры в социальном становлении личности ребенка дошкольного возраста. Игры понарошку / Е. О. Данилова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 9 (508). — С. 169-171.
Долженкова, И. В. Виды игр. Влияние игры на воспитание дошкольника / И. В. Долженкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 22 (312). — С. 523-525.
Ежкова, Н. Дошкольный возраст: образование с учетам эмоционального компонента / Н. Ежкова // Дошкольное воспитание. – 2021.- № 8.- С. 65-70.
Исаенко, Ю. М. Социализация личности дошкольника в процессе двигательной активности в условиях ДОУ (из опыта работы) / Ю. М. Исаенко, Н. А. Бочанова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — № 6 (23). — С. 6-7.
Казакова, Ю. Ю. Междисциплинарный подход к анализу сущности понятия «социализация» / Ю. Ю. Казакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 48 (338). — С. 415-417.
Коломийченко, Л.В. Дорогою добра. Концепция и программа социально-коммуникативного развития и социального воспитания дошкольников / Л. В. Коломийченко. — Москва : Сфера, 2023. — 160 с.
Коломийченко, Л. В. Методика воспитания и обучения в области дошкольного образования : учебник и практикум для спо. — 2-е изд, пер. и доп. — Электрон. дан. — Москва : Юрайт, 2022. — 210 с.
Кондратьева, Н. В. Игра как ведущая деятельность в социально-личностном развитии дошкольников / Н. В. Кондратьева, М. В. Максимова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 6 (86). — С. 629-632.
Леонтьева, А. С. Сущность социализации как педагогическая категория / А. С. Леонтьева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 30 (320). — С. 274-275.
Лукашова, Т. А. Современные подходы к организации игровой деятельности дошкольников в детском саду (из опыта работы) / Т. А. Лукашова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 29 (476). — С. 134-136.
Морозова, Н. М. Диагностика уровня социализации детей дошкольного возраста / Н. М. Морозова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 16 (411). — С. 305-307.
Мухина, Е. В. Развитие навыков общения у детей младшего возраста через организацию игровой деятельности / Е. В. Мухина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 9 (247). — С. 198-200.
Морозова, Н. М. Социализация детей дошкольного возраста при помощи игр / Н. М. Морозова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 2 (397). — С. 164-166.
Пономарева, В. Н. Этапы развития игровой деятельности в дошкольном возрасте / В. Н. Пономарева, К. О. Малыхина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 51 (498). — С. 176-178.
Сергеева, В. П. Актуальные каналы социализации личности: от теории к технологиям : монография / В. П. Сергеева ; Московский городской педагогический университет. — 2-е изд., испр. — Москва : ООО «Научно-издательский центр ИНФРА-М», 2020. — 131 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. – № 1155. – М., – 2013.
Чепелева, А. Э. Педагогическое обеспечение игровой деятельности: понятие и структура / А. Э. Чепелева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 36 (274). — С. 64-66.
Щетинина, А. А. Ценностные ориентации личности в психологии: теоретический аспект / А. А. Щетинина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 2 (397). — С. 184-185.
Яковлева, А. С. Понятие социализации в гуманитарных отраслях знаний / А. С. Яковлева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 32 (427). — С. 93-95.