Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данной темы исследования обусловлена необходимостью формирования в России конкурентоспособной экономики, что позволит стране занять достойное место среди развитых государств. Решение этой задачи невозможно без реформы правового регулирования налоговой системы в целом и налога на добавленную стоимость (НДС) в частности.
Сложность и объем этой работы связаны с тем, что за последние годы экономика и социальные условия претерпели значительные изменения, что привело к принятию множества новых нормативных актов по налогообложению, многие из которых противоречат друг другу и часто меняются даже до момента вступления в силу. Это особенно касается НДС.
Можно сказать, что НДС играет жизненно важную роль в формировании бюджетов стран и экономических систем в целом. Однако в условиях постоянных изменений законодательства и нормативных актов крайне важно, чтобы налогоплательщики и налоговые органы находились в постоянном диалоге. Это поможет минимизировать спорные ситуации и повысить уровень доверия между сторонами.
Комплексный подход к реформированию системы НДС, включая обучение специалистов и повышение информированности налогоплательщиков, может привести к созданию более прозрачной и эффективной налоговой среды. В конечном итоге это поспособствует не только стабильности э работников, но и долгосрочному экономическому развитию страны.
Споры, связанные с этим налогом, составляют приблизительно 40% всех налоговых разбирательств, рассматриваемых в Высшем Арбитражном Суде. Среди дел, рассматриваемых Конституционным Судом по федеральным налогам, каждое четвертое касается НДС. Несмотря на значительное количество поправок в законодательство, проблема правового регулирования НДС пока не решена полностью.
Тем не менее, НДС составляет около половины доходной части федерального бюджета и признается наиболее эффективным налогом по уровню собираемости и вкладом в формирование бюджета.
Актуальность вопросов правового регулирования НДС сегодня очевидна и требует серьезного научного анализа, что подчеркивает необходимость его изучения с правовой точки зрения и актуальность темы исследования.
Степень научной проработки темы. Исследование правового механизма налогообложения добавленной стоимости требует более глубокого теоретического осмысления и практического анализа. Невозможность выявления четких причин не эффективности НДС и его влияния на социально-экономическую структуру страны подчеркивает необходимость комплексного подхода к данному вопросу.
Существующие пробелы в научной литературе свидетельствуют о важности дальнейших исследований в этой области. Это не только поможет понять текущие проблемы, но и выявить перспективы реформирования НДС системы, что, в свою очередь, окажет положительное влияние на развитие экономики в целом.
Для того чтобы правовой механизм налога на добавленную стоимость действительно служил инструментом устойчивого развития, необходимо активизировать междисциплинарные исследования и привлекать внимание как теоретиков, так и практиков. Лишь объединение усилий в правоведении и экономике позволит создать эффективную систему налогообложения, соответствующую вызовам современности и целям национального развития.
Объектом данного исследования являются общественные отношения, касающиеся правового регулирования налога на добавленную стоимость.
В качестве предмета рассматривается совокупность норм, институтов и инструментов финансового права, которые обеспечивают работу механизма налогообложения добавленной стоимости.
Целью работы является исследование порядка взимания НДС на примере ООО «Автопортал».
Исходя из цели, можно выделить ряд задач:
- рассмотреть экономическую сущность налога на добавленную стоимость;
-описать этапы становления налога на добавленную стоимость;
-описать основные положения взимания налога на добавленную стоимость;
-дать краткую организационно-экономическую характеристику предприятия;
-проанализировать документальное оформление расчетов по налогу на добавленную стоимость;
-выполнить анализ синтетического и аналитического учета расчетов по налогу на добавленную стоимость;
-предложить рекомендации по улучшению контроля за расчетом налога на добавленную стоимость.
Теоретической базой данного исследования стали ключевые концепции и разработки в области налогового и финансового права, предложенные отечественными юристами, такими как О.В. Болтинова, А.В. Брызгалина, Д.В. Винницкий, Е.Ю. Грачева, А.В. Демин, М.В. Карасева, С.Ю. Кашкин, А.Н. Козырин, Т.Л. Комарова, Ю.А. Крохина, Н.С. Крылова, И.И. Кучеров, О.А. Ногина, В.А. Парыгина, С.Г. Пепеляев, В.И. Слома, Э.В. Талапина, А.А. Тедеев.
Эти исследователи внесли значительный вклад в развитие теоретических основ, что позволило глубже понять нюансы отечественного налогового и финансового законодательства. Их работы охватывают разнообразные аспекты, которые важны для анализа практической реализации законодательства, а также для дальнейшего совершенствования нормативной базы. Такой подход позволяет сделать выводы о современном состоянии финансового и налогового права в России, основываясь на уже существующих научных наработках.
Основу правового анализа составляют, в первую очередь, Конституция Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ), а также другие действующие и неактуальные нормативные акты России, включая документы Европейского Союза, содержащие основные принципы и нормы налогового права.
Методологической базой исследования стали современные методы научного познания, включая аналитический, системный и структурно-функциональный подходы. Кроме того, применялись специальные научные методы, такие как историко-правовой и сравнительно-правовой методы.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАСЧЕТА И ВЗИМАНИЯ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1 Экономическая сущность налога на добавленную стоимость
Налог на добавленную стоимость (НДС) представляет собой косвенный налог, который претерпел изменения в течение XX века, переходя от налога на общий оборот с характером "каскада", когда вся продажная стоимость товара облагалась налогом при каждой продаже, к системе, где облагается только добавленная стоимость.
При этом основная стоимость товара остается неизменной при передаче от одного участника сделки к другому.
НДС — налог на добавленную стоимость. Добавленная стоимость — сумма, которую добавляют к цене товара или услуги на каждом этапе их производства [1].
Сегодня НДС играет ключевую роль в налоговых системах многих стран, обеспечивая значительные поступления в государственные бюджеты. Этот налог на потребление стал важным инструментом для финансирования государственных программ и услуг, помогая странам Европейского Союза и за его пределами поддерживать социальное обеспечение и экономическое развитие.
Несмотря на универсальность применения НДС, в некоторых странах, таких как США и Австралия, предпочли оставить систему налога с продаж. Это различие привело к интересным дискуссиям о преимуществах и недостатках обеих систем. Например, налог с продаж может быть более гибким в зависимости от местных условий, тогда как НДС обеспечивает стабильность и предсказуемость налоговых поступлений.
С учетом глобализации экономики и изменения потребительских привычек, будущее налоговых систем продолжает оставаться актуальной темой для обсуждения. Важно стремиться к совершенствованию налоговых механизмов, чтобы способствовать справедливому распределению налогового бремени и обеспечить устойчивое развитие для всех. Многие страны будут наблюдать за опытом друг друга, стремясь найти баланс между эффективностью и справедливостью в налогообложении [30].
В научных исследованиях НДС рассматривается как механизм изъятия из бюджета части добавленной стоимости, которая формируется на всех этапах производства и обращения. Эта добавленная стоимость определяется как разница между стоимостью проданных товаров, работ и услуг и затратами на материалы, которые учитываются в производственных и коммерческих расходах.
Из данного определения становится очевидно, что основой данного налога является добавленная стоимость - это чистый доход, который возникает в ходе производства и сбыта продукции. Она вычисляется как разница между ценой товара и затратами на его создание. Процесс добавления стоимости проходит на всех уровнях производства, и на каждом из этих уровней, если они осуществляются самостоятельно, государство изымает определенную долю созданного прироста стоимости. Размер этого изъятия определяется налоговыми ставками, установленными законодательством, включается в цену товара и уплачивается в бюджет по мере его реализации.
Переход к налогу на добавленную стоимость стал следствием развития налога с продаж или оборота. Важным отличием является то, что покупатель, являясь плательщиком НДС, имеет возможность уменьшить свои налоговые обязательства за счет вычета суммы налога, уплаченного поставщику за облагаемые налогом товары, работы или услуги [48].
Таким образом, налоговое бремя в конечном итоге ложится на потребителя товаров или услуг. Эта цепочка иллюстрирует суть косвенного налогообложения. НДС относится к федеральным налогам, и его нормативно-правовые основы закреплены в законодательстве Российской Федерации, прежде всего в Налоговом кодексе. Этот налог является обязательным на всей территории страны, и, согласно Бюджетному кодексу, полностью поступает в федеральный бюджет.
Все хозяйствующие субъекты встречаются с НДС в своей деятельности, что выражается в необходимости уплаты налога в бюджет или включения его суммы в расходы на производство или реализацию товаров. Для многих предприятий НДС представляет собой один из важнейших налоговых платежей, выполняя фискальную функцию, обеспечивая значительные поступления в государственный бюджет [10].
Реализация фискальной функции позволяет государству получать необходимые финансовые средства для выполнения своих задач в сфере национальной безопасности, защиты правопорядка и социальной поддержки. В большинстве стран мира поступления от налога на добавленную стоимость составляют до 30% государственных доходов, что соответствует примерно 5-10% валового национального продукта.
Согласно текущим экономическим тенденциям в Российской Федерации, косвенные налоги, в частности, налог на добавленную стоимость, имеют преимущества по сравнению с прямыми налогами. Среди них можно выделить следующие аспекты:
Ограниченные возможности для уклонения от уплаты налогов, так как налоговая база основана на выручке, которую сложно скрыть или искусственно занизить, в отличие от прибыли;
Сравнительная простота процесса взимания НДС, что не требует дополнительных затрат;
Сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, не зависит от финансовых результатов деятельности предприятия, следовательно, платежи по этому налогу являются весьма стабильными.
Кроме того, НДС играет важную регулирующую роль в экономике. Во-первых, благодаря изменению ставок НДС он влияет на формирование цен и уровень инфляции, поскольку налог является частью стоимости товара. Однако возникает вопрос о положительных и отрицательных последствиях такой зависимости, так как рост цен может способствовать инфляция. Во-вторых, поскольку обязательство по уплате НДС в конечном итоге ложится на потребителя, это в значительной мере не мешает росту производства.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) 31 июля 1998 года N 146-ФЗ
2.Федеральный закон от 18 июля 1999 г. N 183-ФЗ "Об экспортном контроле" (с изменениями и дополнениями)
3.Александров, И. М. Налоги и налогообложение - М.: Дашков и К, 2020. - 317 c.
4.Алиев Б.Х. Приоритетные направления развития налогового потенциала территорий в условиях циклического развития экономики // Региональная экономика: теория и практика. – 2021. – № 12. – С. 2.
5.Алиев Б.Х. Стратегические ориентиры совершенствования налоговой системы России // Финансы и кредит. – 2023. – № 4. – С. 47.
6.Антипина, Д.П. Основные направления для совершенствования налогового контроля в Российской Федерации // Вестник евразийской науки. — 2022 — Т. 14 — № 1 — С. 33-39
7.Аслаханова, С. А. Налоговая политика России и основные направления ее развития // Молодой ученый. – 2023 – №23. – С. 462-465.
8.Болотаева, Л. Д. Общий правовой режим налогообложения доходов организаций в Российской Федерации // Молодой ученый. - 2022. - № 5 (400). - С. 158-160.
9.Булочник, Ю.В. Инструменты бюджетно-налоговой политики и эффективность их применения в современной экономике России – М.: Наука, 2020 – 514 с.
10.Волков, А. С. Упрощенная система налогообложения: Выбор упрощенки, порядок и особенности применения, формы документов. - М.: РИОР, 2019. - 847 c.
11.Глушко, Т. Я. Налоговая политика как часть налогового планирования и способ оптимизации налоговых обязательств // Молодой ученый. — 2020. — № 3 (293). — С. 338-340.
12.Гужавина В.А. Фискальная политика государства // Социальное и экономическое развитие АТР. – 2022 – № 1 – С. 34-37.
13. Горюнова Н. Н. Налоги и налогообложение. - Томск: Изд-во ТПУ, 2021.- 314 с.
14.Джанашвили Н. И. Правовой режим налогообложения доходов организаций в Российской Федерации // Академическая публицистика. - 2021. - № 9–1. - С. 55–64.
15.Жидовленко, О. М. Совершенствование налогообложения в российских коммерческих организациях // Молодой ученый. - 2019. - № 3 (241). - С. 170-172.
16.Заяц, Н. Е. Теория налогов. - М.: Мн: БГЭУ, 2019. - 220 c.
17. Качур О.В. Налоги и налогообложение. - М.: КноРус, 2020. - 432 с.
18. Кирова Е.А. Налоговая нагрузка: как ее определять? // Финансы. - 2024. - № 4. - С. 29 - 32.
19.Клокова, Н. В. Споры, выигранные у налоговой. - М.: Горячая линия бухгалтера, 2020. - 260 c.
20.Колмогорова Ю.В. Фискальная политика как способ государственного регулирования экономики // Научное и образовательное пространство: перспективы развития. – 2021. – С. 242.
21. Крохина Ю.А. Налоги и налогообложение. - М.: Юрайт, 2020. - 300 с.
22. Кругляк З.И., Калинская М.В. Налоговый учет. - Ростов на/Д: Феникс, 2022. - 384 с.
23. Кругляк З.И. Налоговый учет. - Ростов на/Д: Феникс, 2020. - 384 с.
24. Купина В.А. Налоговая политика России в условиях санкций. Повышение эффективности функционирования налоговой политики // Научное сообщество студентов : материалы XI Междунар. студенч. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 1 авг. 2020 г.). – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2020. – С. 154.
25. Лазарева, Н. В. Налоги и налогообложение. - М.: Феникс, 2020. - 320 c.
26. Лазурина О. М. Налоги и налогообложение: Учебное пособие– Ярославль: МФЮА, 2021. – 220 с.
27. Лыкова Л.Н. Налоговая политика России в условиях кризиса // НЭА. – 2024. – № 1. – С. 186.
28.Лыкова, Л. Н. Налоги и налогообложение: учебник. - М.: Юрайт, 2022. - 353 с.
29. Майбуров И.А. Налоги и налогообложение: Учебник. - М.: Юнити, 2021. - 487 c.
30.Мальцман, Б. С. Все налоги. - М.: Глобол, 2019. - 308 c.
31.Маляров Д. А. Анализ налоговых режимов для малого и среднего бизнеса в Российской Федерации // В сборнике: Инновационное развитие экономики России. - Москва, 2021. - С. 451–458.
32. Мешкова, Д.А. Налогообложение организаций в Российской Федерации: Учебник. - М.: Дашков и К, 2021. - 160 c.
33. Оканова, Т.Н. Налогообложение коммерческой деятельности. Учебное пособие. - М.: Юнити, 2020. - 208 c.
34. Ордынская, Е. В. Организация и методика проведения налоговых проверок. Учебник и практикум. - М.: Юрайт, 2020. - 406 c.
35.Ось, О. С. Том 1. Налоговый кодекс Российской Федерации. - М.: Ось-89, 2021. - 128 c.
36. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение Российской Федерации. Учебник для вузов. - М.: Книжный мир, 2019. – 154 с.
37. Скворцов, О. В. Налоги и налогообложение. - М.: Академия, 2020. - 224 c.
38.Смольянова, И. В. Налогообложение коммерческих // Молодой ученый. - 2021. - № 24 (366). - С. 144-146.
39. Степанова Я.А. Проблемы и перспективы развития приоритетных направлений налоговой политики Российской Федерации // Международный студенческий научный вестник. – 2020. – № 4–3. – С. 364.
40. Страбыкина, Ю.С., Конкина, А.В., Коротаева, О.А. Налог на «роскошь»: тенденции развития и альтернативы // сб. ст. по мат. XXXIX междунар. студ. науч.-практ. конф. - 2023. - № 3(39). - С. 74-79
41. Тедеев, А.А. Налоги и налогообложение: Учебник для ВУЗов. - М.: Приор, 2019. - 496 c.
42. Хазипова Э.Ф. Налоговая нагрузка // Теория и практика современной науки. - 2020. - № 5. - С. 984 - 990.
43. Ханипов Э.Ф. Налогообложение: эффекты и влияния // Экономика и предпринимательство. - 2021. - № 6. - С. 1124 - 1126.
44.Хасанова С.С. Налоговые проверки в системе налогового контроля // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2019 - № 12–3. - С. 118–120.
45. Чайковская, Л.А. Налоги и налогообложение (схемы и примеры): Учебное пособие. - М.: Экономика, 2023. - 301 c.
46.Челышева Э.А. Проблемы и перспективы совершенствования налогового регулирования // Научный вестник ЮИМ. – 2021. – № 1. – С. 36.
47.Черник, Д. Г. Теория и история налогообложения: учебник - М.: Юрайт, 2020. - 364 с.
48.Шамис М.И. Проблемы развития и совершенствования налоговой политики РФ // Материалы ІІ Междунар. научн. интернет-конф. студентов, аспирантов и молодых ученых «Состояние и перспективы развития бухгалтерского учета и контроля в современных концепциях управления»: 26 мая 2020 г. – Донецк, 2020. – С. 321.