Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования обусловлена тем, что в современном мире каждое предприятие стремится к осуществлению эффективного производственного процесса, наличию конкурентных преимуществ, получению как можно больших выгод (как финансовых, так и социальных). Однако не всегда данные аспекты возможны без грамотно и систематично выстроенного процесса адаптации сотрудника. Обусловлено это тем, что актуальный процесс функционирования возможен только в том случае, если руководство организации и ее сотрудники заинтересованы на совместное достижение поставленных перед компанией целей и задач. И во многом данный аспект строится на грамотно выстроенной психологической составляющей адаптационного потенциала трудового коллектива.
Однако сегодня не каждый руководитель организации уделяет вопросу адаптации новых сотрудников должное внимание. Это характеризуется рядом причин:
- считает, что предлагаемые в рамках трудового договора условия целиком и полностью удовлетворяют запросы сотрудников;
- предполагает, что адаптация – это дополнительное и необязательное условие в профессиональной деятельности работника;
- не видит особой необходимости в социально-психологической адаптации новых сотрудников в трудовом коллективе.
Но как показывает практика, именно отсутствие адаптации новых сотрудников – это большая ошибка. Те предприятия, руководители которых не прибегают к данной составляющей, имеют большую текучесть кадров, постоянные конфликтные ситуации, теряют эффект от труда рабочих и, зачастую, впадают в стагнацию или же закрываются вовсе.
Степень научной разработанности темы. Сегодня вопросам адаптационного потенциала посвящено немало научных трудов. Так, например, зарубежными учёными был заложен фундамент теории адаптации и адаптационного потенциала: Ж. Р. Нюттен, Х. Хекхаузен, А. Шопенгауэр, В.К. Вилюнас, Д.Н. Узнадзе и т.п.Отечественные учёные внесли свой вклад в развитие теории адаптационного потенциала, их работы также послужили основой для изучения теории ряда вопросов, связанных с темой исследования: П.К.Анохин, Н.А.Бернштейн, А.Н.Леонтьев, Б.Ф.Ломов, Р.С. Немов, Е.П. Ильин Л.С., Выготский, А.Г. Асмолов и т.п.
Как видно, сегодня вопросам адаптации сотрудников в трудовом коллективе посвящено немало трудов. Однако все они являются однонаправленными, носят теоретический характер, не всегда рассматривают практический опыт, предлагают общую информацию, без узконаправленного анализа и исследований.
На основании вышесказанного можно утверждать, что тема «Свойства личности как фактор социально-психологической адаптации в трудовом коллективе» является актуальной и требует всестороннего и комплексного изучения.
Цель исследования – выявить особенности свойств личности как фактора социально-психологической адаптации в трудовом коллективе.
Задачи исследования:
1. На основе анализа теоретической литературы выявить содержание понятий «адаптация» и «адаптированность».
2. Определить критерии социально-психологической адаптации в трудовом коллективе.
3.Выявить свойства личности как фактор адаптации к условиям трудовой деятельности.
4. Провести эмпирическое исследование свойств личности как фактора социально-психологической адаптации в трудовом коллективе.
5.Разработать психологические рекомендации по социально-психологической адаптации в трудовом коллектив.
Объект исследования – социально-психологическая адаптация.
Предмет исследования – свойства личности как факторы социально-психологической адаптации в трудовом коллективе.
Гипотеза исследования: существует взаимосвязь между свойствами личности и социально-психологической адаптацией в трудовом коллективе.
Методы исследования. К теоретическим методам исследования относятся: анализ, синтез, сравнение, обобщение, умозаключение.
Основным эмпирическим методом исследованием было тестирование. Нами были использованы следующие диагностические методики:
1. Методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда .
2. Методика «Мотивационный профиль (Ш. Мартин, П. Ричи)» .
3. Тест «Трудовая мотивация личности» (В.И. Герчиков) .
Методы математической статистики: Корреляционный анализ проводился при помощи ранговой корреляции Спирмена.
Выборка исследования: исследование проводилось на базе ГБПОУ РД Буйнакское медицинское училище. В исследовании проняли участие 50 преподавателей ГБПОУ РД Буйнакского медицинского училища.
Теоретическая значимость результатов исследования: систематизация концептуальных подходов к исследованию свойств личности как фактора социально-психологической адаптации в трудовом коллективе.
Практическая значимость результатов исследования состоит в возможности применения полученных результатов на практике иными организациями, имеющими проблемы с социально-психологической адаптации в трудовом коллективе, демонстрация предлагаемой теоретической и практической базы в качестве наглядного и дидактического материала при изучении тем, связанных с адаптационным потенциалом сотрудников организаций в рамках дисциплин.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список использованных источников.
Глава 1 Теоретический анализ свойств личности как фактора социально-психологической адаптации в трудовом коллективе
1.1 Определение понятий адаптация и адаптированность
В качестве адаптации (лат. adapto – приспособляю) – определяют порядок адаптации организма к трансформации условий среды. Понятие адаптации вводят в XIX в. как биологический термин, но спустя время его начинают применять в различных сферах знаний. Психология в качестве адаптации определяет психологические особенности приспособления разнообразных органов чувств к каждому из воздействующих стимулов для сохранности каждого рецептора от повышенных нагрузок. Социальную адаптацию определяют в качестве возможностей для построения варианта собственного поведения на основании условий, которые существуют в определенной социальной системе. Философское определение адаптации – это трансформация и неизменность, развитие и стабильность и так далее .
М. Вебер увязывал адаптацию и рациональность. Рациональность относительно исполненных действий, а помимо этого способов определения межличностных связей с окружающий действительностью. При этом М.Вебер говорил о том, что: личность пытается понять имеющиеся у нее цели соотнося их с доступными вариантами их воплощения в реальность. На основании этого адаптация, это самый доступный вариант удовлетворения запросов личности. Стоит обозначить и то, что М. Вебер, исследуя проблематику адаптации, установил идеальный вариант адаптации, отождествляющийся с «целерациональными действиями». Определение целерационального действия при этом было определено в качестве эталона, либо идеальной формы, при сравнении с которым поведение личности, возможно, установить уровень отклонения от имеющихся стандартов. При этом всем социальным сообществам, коллективам характерны отличительные понятия норм, а это находится в зависимости от уровня развития определенного сообщества .
Дж. Г. Мид исследовал социальную адаптацию относительно ролевого компонента личности. Дж. Г. Мид говорил о том, что: определение установок и правил поведения личности находится в зависимости от установок, а также правил поведения иных участников определенного социального сообщества, а порядок включения личности в социальное сообщество, это и есть социальная адаптация. Дж. Г. Мид обозначал значение социальной адаптации, надобность человека подстраиваться к определенному сообществу, во всех конкретных ситуациях избирая при этом модель поведения .
В направлении структурно-функционального исследования Р. Мертон выступал в качестве разработчика концепции адаптации, на основании которой существовала взаимосвязь ролевых качеств поведения личности. Ведущая составляющая направления Р. Мертона состоит в том, что существует конфликт природе и имеющейся структуры общества. На основании теоретических аспектов указанной теории, человек во время адаптации пытается не допустить конфликтов. Р. Мертон говорил о том, что: Попытка приблизиться к цели при помощи имеющихся средств в трудной иерархии взаимодействия правил, ценностей и институциональных правил общества вынуждает личность адаптироваться. В качестве значимого компонента исследований, при этом выступает то, что он исследует одинаковые возможности: индивидуально-центрическую адаптацию и социоцентрическую адаптацию. На основании разработок указанного автора, стоит обозначить то, что у каждого человека существуют личные составляющие таких возможностей находящихся в зависимости от существующей ситуации, от окружающих, от уровня воспитания и иных компонентов .
Социально-психологическая адаптация является важной частью личностного развития и становления будущего профессионала. Сложность адаптации заключается не только в смене условий обучения, но и в осознании правильности выбора профессии. В первые месяцы работы сотрудник сталкивается с рядом трудностей, а именно: новые условия трудовой деятельности, новый коллектив и руководство, незнание принципов и возможностей в самореализации в общественной жизни коллектива. Чем эффективнее и благоприятнее пройдет адаптация сотрудника, тем выше будет его психологическое состояние.
В работах О. В. Дмитриевой отмечено, что важным аспектом социальной адаптации является принятие человеком определенной социальной роли .
Ряд исследователей адаптацию и адаптированность определили как синонимы. Допустим, А.А. Реан, А.Р. Кудашев, А.А. Баранов говорят о том, что адаптация является итогом внутренней трансформации, внешней перестройки и самоизменения личности к новейшим правилам существования .
Адаптированность имеет определенную специфику:
- положительное психофизическое состояние в период трудовой деятельности;
- восприятие социальных ожиданий, а также выставляемых требований, помимо этого взаимосвязь поведения с данными ожиданиями;
- умение придавать каждой ситуации положительного для себя направления и использования доступных условий с целью действенного исполнения собственных задумок и целей.
М.В. Григорьева относительно вопросов удовлетворенности адаптированность определяет в качестве переживания личностного благополучия .
Н.А. Агаджанян, В.И. Лебедев адаптированность определяют в качестве итога стабильной психологической адаптации, которая указывает на показатели здоровья, компоненты качеств и особенностей, которые нужны с целью достойного существования личности в определенной среде .
Таким образом, адаптированность, является степенью приспособления личности, ее социального положения, а также личного чувства удовлетворенности.
На основании показателя устойчивости во время адаптации адаптированность порой, это временный показатель, который устойчив к конкретным устойчивым, повторяющимся случаям и основной адаптированностью – потенциальному качеству адаптирования к разнообразным типичным случаям.
На основании структурно-функциональной методологии М.В. Ромм установил адаптированность исходя из ряда показателей:
- успешность продуктивного функционирования;
- уровень психологического комфорта, который заключается в том, что нет стрессов, конфликтных ситуаций;
- самое полное воплощение личностных способностей;
- устойчивое самоуважение, а помимо этого уважения в определенном сообществе .
В качестве стабильного итога адаптации, суть адаптированности состоит из правил накопления компонентов адаптации:
- правильного понимания образовательной среды, себя в качестве работника;
- в позитивном взаимодействии: взаимоотношений, взаимодействий с окружающими людьми;
- в происходящих изменениях в поведении на основании ролевых ожиданий окружающих и трудовых правил .
Постоянная трансформация нынешних социальных правил развития индивида, со слов Н.Н. Мельниковой, указывают на трансформацию уровня адаптированности на качество адаптивности, способствуя актуализации активной, преобразующей функции, как личности, так и среды.
На основании проведенного исследования можно отметить то, что адаптированность – это итог постоянного взаимодействий и взаимных отношений индивида с рабочим пространством.
Следовательно, можно определить активную адаптацию в качестве актуализированного во время мотивации приспособительное активное отношение, которое трансформирует взаимосвязи: личности-деятельности-сознания-среды.
Стоит обозначить некоторые исходящие именно из природы личности компоненты адаптированности в качестве уровневости, которая будет соответствовать степени организации личности и упорядочиванию уровневых показателей на основании компонентов основной деятельности.
1.2 Определение критериев социально-психологической адаптации в трудовом коллективе
В современных условиях рыночной экономики зачастую встает профессиональной адаптации сотрудников в организации. Обусловлено это тем, что не каждый руководитель той или иной компании реально понимает тот аспект, что для новых сотрудников является сложной задачей осуществление процесса адаптации в очень короткие сроки, для сотрудников со стажем сложности вызывают моменты адаптации к новым заданиям или должностным обязанностям, не выполняемым ими ранее.
Сегодня теоретики и практики под трудовой адаптацией понимают процесс по приспособлению сотрудника к условиям внешней и внутренней среды .
С другой точки зрения, трудовая адаптация является комплексом профессионального и социального ориентирования сотрудника, взаимного приспособления работника и предприятия, основанного на плавном врабатывании сотрудника в новые профессиональные, социальные и организационно-экономические условия трудовой деятельности .
Что же касается профессиональной адаптации, то она представляет собой составную часть общей схемы адаптационного подхода, включающую процесс освоения профессиональных навыков, формирования необходимых для занимаемой должности личностных качеств .
Профессиональная адаптация – это в основном начальный этап профессиональной трудовой деятельности сотрудника. Но, как считают многие специалисты, она начинает формироваться еще в процессе обучения профессии, так как уже тогда осуществляется процесс по становлению профессионального стиля жизни .
Основной целью профессиональной адаптации является оказание помощи новому сотруднику в овладении аспектами системы профессиональных знаний и навыков, которые присущи деятельности компании-работодателя. В числе иных целей можно отметить:
- процесс по уменьшению временных рамок в вопросах достижения общих стандартов исполнения трудовых обязанностей;
- процесс нейтрализации ощущений неумелости;
- процесс по уменьшению временных рамок на привыкание к спектру новых условий, освоению технологических и элементарных составляющих корпоративной культуры организации;
- процесс по нацеливанию сотрудника на осуществление деятельности в отношении узловых точек работы;
- активизация процесса принятия сотрудником ценностных ориентаций компании в ускоренные сроки;
- процесс соединения ожиданий от деятельности с реальной ежедневной практической составляющей .
Наряду с профессиональной адаптацией учеными и специалистами рассматривается и процесс адаптации на рабочем месте. Здесь выделяют комплекс следующих видов профессиональной адаптации:
- социально-психологическую (в отношении коллектива, руководства, норм и ценностей компании и т.п.);
- психофизиологическую (в отношении обустройства рабочего места, графика и режима труда, санитарно-гигиенических условий);
- непосредственно саму профессиональную (в отношении освоенияпрофессии, ее специфики и т.п.) .
Стоит отметить, что в научной литературе выделяются общие виды профессиональной адаптации сотрудников (рис. 1).
Рисунок 1 – Общие виды профессиональной адаптации
Обратимся к каждому виду в отдельности.
Для первичной адаптации характерен процесс приспособления работника, который не имеет опыта.
Ко второму виду относят сотрудников, имеющих первоначальный опыт в профессии, меняющих сферу трудоустройства, профессиональную роль.
При активной адаптации сотрудник сам проявляет стремление изменить (оказать воздействие) среду функционирования.
В отношении пассивной адаптации можно отметить, что сотрудник не стремится к каким-либо воздействиям или изменениям.
Наиболее конкретные виды профессиональной адаптации представлены в классификации иных авторов (рис. 2).
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами. – Санкт-Петербург: Питер, Прогресс книга, 2018. – С.407.
2. Агафонова, М. С., Щербатых, О.С. Организационная социализация и первичная адаптация персонала // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2021. С. 476.
3. Авдеева, А.А. Ионцева, М.В. Социально-психологическая адаптация в условиях тенденции перехода на дистанционный формат работы // Вестник университета. 2021. № 7. С. 193.
4. Базаров, Т. Ю. Психология управления персоналом: учебник и практикум для вузов / Т. Ю. Базаров. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – С.116.
5. Бондар Е. Л., Шахматова Э. П. Личностная тревожность и состояние одиночества как критерии адаптации // Педагогическое образование в России. 2021. № 7. С. 190.
6. Бодров, В.А. Актуальные проблемы психологии труда, инженерной психологии и эргономики. Выпуск 1 / В.А. Бодров. - М.: Институт психологии (ИП) РАН, 2018. – С. 508.
7. Белашова В.В. Моральные и материальные виды стимулирования // Инновационная наука. – 2021. – Т. 2. – № 4. – С. 179.
8. Бобченко, Т. Г. Психологические тренинги. Основы тренинговой работы. Учебное пособие. – М.: Юрайт. – 2020. – С.93.
9. Верченко, И. А., Гринева, К. Ю. Оценка успешности адаптации // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2019. - №9. - С. 31.
10. Вайнштейн, Л. А. Психология управления: учебно-методическое пособие / Л. А. Вайнштейн, И. В. Гулис. – Минск: БГУ, 2019. – С. 73.
11. Гордиенко В.Н., Гордиенко Т.И. Уровень эмоционального интеллекта как психологический фактор адаптированности // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. № 2. С.203.
12. Горелов, Н. А. Управление человеческими ресурсами: современный подход: учебник и практикум для вузов. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. С.35.
13. Дыхно Ю. А., Буркова Е. А., Климова И. В. Исследование особенностей психологического здоровья человека // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 6 (73). С. 378.
14. Ермаченко Н. А., Зайцева О. В., Середа В. А. Исследование особенностей адаптации первокурсников к условиям обучения в педагогическом вузе // Педагогическое образование в России. 2020. № 2. С. 39.
15. Жданкин, Н.А. Мотивация персонала. Измерение и анализ. Учебно-практическое пособие. – М.: Дело и сервис (ДиС), 2020. – С.213.
16. Зарембо Н. А. Особенности типичных трудностей адаптации // Психологические исследования. 2018. Т. 7. № 34. С. 9.
17. Зинченко, Т.П. Практикум по инженерной психологии и психологии труда. – Л.: Ленинградский Университет, 2018. – С.108.
18. Коваль Н. А. Учебная деятельность как средство духовного развития будущего специалиста // Известия Воронежского государственного педагогического университета. 2019. № 2 (283). С. 264.
19. Киселева Е.В., Киселев Н.Н. Адаптация студентов в высшем учебном заведении: анализ затруднений, поиск ресурсов // Сибирский педагогический журнал. 2019. № 2. С. 57.
20. Коржова, Е. Психология личности. Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. – СПб.: Питер. – 2020. – С.172.
21. Козлов, В.В. Психология управления / В.В. Козлов. – М.: Academia, 2021. – С.48.
22. Кириллов, Н. П. Теоретико-методологические основы системы мотивации персонала // Материалы Ивановских чтений. – 2019. – № 1(23). – С. 183.
23. Лобанова, Т. Н., Захарова Л. Н., Леонова И. С. Психология в управлении персоналом: новый баланс. – 2022. – Т. 12. – № 1. – С. 248.
24. Лебедева, Т.Е., Егоров, Е.Е. Использование социально-психологических технологий адаптации персонала в организации // Интернет-журнал «Мир науки». 2018. № 5. С.14.
25. Оконечникова Л.В., Вильгельм А.М., Вильгельм А.В. Исследование связи социально-психологической адаптации с эмоциональным интеллектом // Педагогическое образование в России. 2019. № 7. С. 154.
26. Пичугин, В. Г. Психология влияния в управлении персоналом. Учебное пособие. – М.: Прометей. – 2020. – С.35.
27. Радова, А. Е. Современные методы мотивации персонала организаций // Мир педагогики и психологии. – 2021. – № 2(55). – С. 50.
28. Сысоев, В. В. Теоретические основы психологии управления. – М.: Юрайт. – 2019. – С. 82.
29. Хасенова К.Х., Рослякова Е.М., Байжанова Н.С. Взаимосвязь интеллектуальных способностей и адаптационного потенциала // Международный журнал экспериментального образования. 2021. № 4-2. С. 432.
30. Чиркова Ю. Р. Управление трудовой мотивацией персонала: современные механизмы и методы изучения // Российская наука и образование сегодня: проблемы и перспективы. – 2020. – № 6(37). – С. 62.
31. Швецова, В.А. Характеристика уровня социального благополучия человека // Проблема психологии личности в условиях социокультурных вызовов российскому обществу: Сборник материалов Международной научно-практической конференции (г. Белгород, 20 апреля 2018 г.) / отв. редактор Т.Н. Разуваева. – Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2018. С.81.
32. Яковлева Е.В., Спасова Н.Э. Эффективность современного трудового процесса // Аллея науки. 2019. Т. 3. № 6 (33). С. 808.