Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Вопросы практики применения сотрудниками полиции огнестрельного оружия встречаются достаточно часто, поскольку отдельные правила, устанавливающие основы и порядок применения огнестрельного оружия, трудно выполняются в экстремальных ситуациях, вызывающих необходимость применения специальных средств и оружия. В известной степени вышеуказанное объясняется двусторонним, недостаточно глубоко исследованием природы права применения огнестрельных орудий. В современной литературе право применения огнестрельного оружия до сих пор не освещено доктриной права, которая необходима для того, чтобы определить основы этого правового явления. В настоящее время не проводился анализ прав применения оружия с позиции прав на вред объекту использования, федеральная законодательная база соответствует нормам международного права, а также анализ тактических оснований применения оружия, правила применения оружия, а принятые рекомендации не отвечают требованиям современного дня. Актуальность темы применения сотрудниками полиции огнестрельного оружия обусловлена рядом факторов: обеспечение общественного порядка. Сотрудники полиции защищают жизнь, здоровье, честь, достоинство, права, свободы и законные интересы населения и граждан, интересы общества и государства от противоправных посягательств; снижение уровня профессионального риска. Борьба с современными преступниками требует от подразделений полиции высокого профессионализма. Из-за этого появляется острая нужда практических подразделений органов внутренних дел в подготовленных сотрудниках, которые имеют не только теоретические знания, но и сформированные профессиональные навыки.
Однако при применении огнестрельного оружия сотрудниками полиции возникают и актуальные проблемы, которые требуют решения: незнание нормативно-правовой базы, сотрудникам не хватает знаний, чтобы понимать свои права и запреты и ограничения на применение оружия; недостаточная профессиональная подготовка, в непредвиденной обстановке сотрудник теряется в своих дальнейших действиях; пренебрежение мерами личной безопасности, в результате сотрудник ставит свою жизнь в опасность; бездействие сотрудника, такая ситуация складывается из-за страха перед ответственностью и незнания правовой базы. Таким образом, актуальность темы применения сотрудниками полиции огнестрельного оружия связана с необходимостью разработки рекомендаций и совершенствования существующих требований для эффективной реализации физических способностей и быстроты принятия решений в реальной обстановке при задержании правонарушителей.
Цель выпускной квалификационной работы заключается в исследовании правовых основ применения сотрудниками полиции огнестрельного оружия.
Для достижения обозначенной цели необходимо решить следующие задачи исследования: раскрыть правовые основы использования сотрудниками полиции огнестрельного оружия; описать порядок применения огнестрельного оружия сотрудниками полиции; проанализировать гарантии личной безопасности вооруженного сотрудника правоохранительных органов; исследовать запреты и ограничения, связанные с применением сотрудниками полиции огнестрельного оружия и направления ответственности за неправомерное его применение.
Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие в процессе применения сотрудниками полиции огнестрельного оружия.
Предметом исследования являются нормативно-правовые акты, регулирующие порядок применения сотрудниками полиции огнестрельного оружия.
Практическая значимость исследования заключается в том, что положения настоящей работы могут быть апробированы в практической деятельности в области регулирования правовых основ применения сотрудниками полиции огнестрельного оружия. Практическая значимость исследования применения сотрудниками полиции огнестрельного оружия заключается в возможности: совершенствовать законодательство. На основе результатов исследований можно вносить изменения в нормативные правовые акты, корректировать организацию профессиональной служебной и физической подготовки сотрудников; проводить уголовно-правовую оценку фактов применения оружия сотрудниками полиции. Это важно при проведении внутриведомственных служебных или прокурорских проверок; использовать результаты в педагогической деятельности. Их можно применять в образовательных учреждениях системы МВД России в процессе преподавания курса уголовного права, а также в системе служебной подготовки; разрабатывать методические рекомендации по профессионально-психологической подготовке сотрудников полиции к применению огнестрельного оружия.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав и четырёх разделов основного текста, заключения, списка литературы, приложения.
1 Основания применения сотрудниками полиции огнестрельного оружия
1.1 Правовые основы использования сотрудниками полиции огнестрельного оружия
Согласно статье 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства [1].
Права и свободы, связанные с огнестрельным оружием, закреплённые в Конституции РФ [1]: каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещёнными законом. При этом не является преступлением причинение вреда посягающему лицу в состоянии необходимой обороны. Также в Конституции РФ указано, что каждый имеет право на свободное использование своих способностей (статья 34). Кроме того, в главе 2 Конституции РФ есть статья 45, которая гарантирует государственную защиту прав и свобод человека и гражданина.
Важной частью современного механизма государства является работа правоохранительных органов. Обеспечение безопасности общества и его граждан - это основная задача сотрудников органов внутренних дел, которые выполняют ее ежедневно. Огромное количество проблем возникает у сотрудников полиции при выполнении своих служебных обязанностей.
Противодействие преступности всегда сопряжено с риском для жизни. Сотрудники органов внутренних дел ежегодно погибают в России, выполняя свои служебные обязанности [15, с. 102].
В результате анализа статистических данных Министерства внутренних дел России, можно сделать вывод о том, что по состоянию на 2021 год число погибших при исполнении служебных обязанностей сотрудников МВД РФ составляет 432 человека, тогда как в предыдущие годы этот показатель был выше и достигал 290 человек ежегодно. Количество смертей среди сотрудников МВД значительно снизилось в настоящее время. Показатель все еще находится на недопустимо высоком уровне. По факту, сотрудники полиции ежедневно получают травмы и увечья. Как правило, это происходит в момент задержания преступников. Принимая во внимание информацию, предоставленную главой МВД РФ Владимиром Колокольцевым, в 2022 году при исполнении служебных обязанностей погибли 59 сотрудников МВД, а ранено 3,5 тысячи человек [20, с. 16].
По данным на 2 апреля 2024 года, 11 сотрудников полиции были награждены посмертно в 2023 году, они погибли во время выполнения служебного долга, об этом заявил глава МВД РФ Владимир Колокольцев на заседании расширенной коллегии ведомства по итогам работы за 2023 год [32].
Так 1 мая 2023 года в Запорожской области погибли два полицейских из Татарстана. Подполковник полиции Мубаракшин Марсель Наилевич и капитан полиции Галиев Айсаф Айдарович выполняли работу в Токмаке. Вечером 1 мая город подвергся трём ракетным ударам. Одна из ракет попала в жилой частный сектор, где находились Мубаракшин, Галиев и ещё один сотрудник центрального аппарата УФМС МВД по РТ. Мубаракшин и Галиев погибли на месте [34].
С 5 на 6 апреля 2023 года при выполнении служебных задач в Ингушетии погибли трое силовиков. Это произошло в результате нападения боевиков. В ночь на 6 апреля спецназ ФСБ России во взаимодействии с сотрудниками Росгвардии и МВД по Ингушетии заблокировал радикалов в одном из домовладений в населённом пункте Зязиков-Юрт в рамках контртеррористической операции. Правоохранители попытались задержать террористов за совершённое 27 марта нападение на полицейских, но боевики открыли огонь по стражам порядка [34].
В 23 июня 2024 года в Республике Дагестан в ходе выполнения задач по охране общественного порядка и пресечению террористической угрозы на территории городов Дербента и Махачкалы погибли: начальник ОМВД России по г. Дагестанские Огни подполковник полиции Мавлудин Хидирнабиев, полицейский СР ОБ ППСП ОМВД России по г. Дербенту старший сержант полиции Марат Алиев и другие [34].
30 мая 2024 года в Краснодаре Старший сержант полиции Юсуф Тугуз получил смертельное ранение при задержании вооружённого правонарушителя. Полицейский в составе автопатруля батальона №2 патрульно-постовой службы полиции УМВД России по Краснодару нёс службу в районе посёлка Водники. Сотрудники обратили внимание на подозрительного мужчину, который, заметив правоохранителей, попытался скрыться. При задержании он оказал сопротивление и выстрелил в полицейского [34].
Рассмотренные случаи могут свидетельствовать о том, что данная ситуация могла сложиться из-за таких факторов: во-первых, несовершенство отечественного законодательства, регулирующего сотрудниками полиции огнестрельного оружия; во-вторых, оснащенность, сотрудников полиции огнестрельным оружием, не по стандарту.
В соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011г. №3-ФЗ «О полиции», порядок использования огнестрельного оружия в Российской Федерации подробно регламентирован в главе 5. Указанные в Конституции РФ положения являются основой для данного закона. Помимо этого, в России большое влияние на регламентацию использования огнестрельного оружия, сотрудниками правоохранительных органов оказывали «Основные принципы применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка». Данные принципы были приняты на VIII Конгрессе ООН, проходящем в Гаване, с 27 августа по 8 сентября 1990г. При составлении отечественного законодательства международные принципы использовались как некий базис для построения [11].
Идея, которая заложена в международных правилах применения силы и огнестрельного оружия для поддержания правопорядка, заключается в том, что должностные лица должны использовать ненасильственные методы при выполнении своих функций. Это может привести к тому, что они будут вынуждены прибегнуть к использованию огнестрельного оружия. Для сотрудников правоохранительных органов характерно применение огнестрельного оружия только в том случае, если другие методы и средства не дали результатов или же они не оправдывают возлагаемых на них надежд. И к сожалению, это далеко не всегда работает [20, с. 17].
По мере углубления в изучение международного права, можем отметить тот факт, что п.5 принципов определяет действия сотрудников полиции во всех случаях, когда использование огнестрельного оружия является неизбежным.
Сотрудники органов внутренних дел обязаны незамедлительно сообщить о произошедшем вышестоящему начальству, если в результате применения огнестрельного оружия был нанесен вред злоумышленнику, будь то ранение или смерть. Это правило закреплено в п.6. Указанные принципы имеют безусловное значение для защиты прав человека и провозглашают, что жизнь каждого человека является высшей ценностью. Вместе с тем, они не всегда полностью обеспечивают права представителей власти, а иногда и вовсе ущемляют их [15, с. 103].
В соответствии с действующим законодательством, нападение на сотрудника правоохранительных органов должно быть сопряжено с применением насилия. Из этого следует, что до тех пор, пока к сотруднику не будут применены физические меры воздействия, применение им огнестрельного оружия невозможно.
В данном случае закон не выполняет своих функций по защите сотрудника полиции и подвергает его риску. Также спорной является ч.6 ст.23 Федерального закона от 7 февраля 2011г. №3-ФЗ «О полиции» данная часть устанавливает, что сотрудник полиции не может применять огнестрельное оружие при значительном скоплении граждан, если в результате его применения могут пострадать случайные лица. Хотя большинство случаев, в которых необходимо применить огнестрельное оружие и происходит «при значительном скоплении граждан» [20, с. 17].
Фрагмент для ознакомления
3
1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020; с изменениями, внесенными ФКЗ от 04.10.2022 г. №5-ФКЗ);
2.Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 09.11.2024);
3.Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 09.11.2024);
4.Федеральный закон от 2.04.2014 г. № 44-ФЗ (ред. от 14.07.2022 г.) «Об участии граждан в охране общественного порядка»;
5.Федеральный закон от 7.02.2011 г. № 3-ФЗ (ред. от 08.08.2024 г.) «О полиции»;
6.Федеральный закон от 3.07.2016 г. № 226-ФЗ (ред. от 08.08.2024) «О войсках национальной гвардии Российской Федерации»;
7.Федеральный закон от 13.12.1996 № 150-ФЗ (ред. от 08.08.2024) «Об оружии»;
8.Федеральный закон от 28.12.2010 № 398-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу усиления контроля в сфере оборота гражданского оружия»;
9.Закон РФ от 21.07.1993 г. № 5473-I (ред. от 29.05.2024 г.) «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»;
10.Приказ МВД России от 3 сентября 2012 г. № 840 (ред. от 19.12.2024) «О едином порядке принятия на вооружение (снабжение, в эксплуатацию) в МВД России образцов (комплексов, систем) вооружения, военной и специальной техники, военно-технического имущества, специальных средств и ввода в эксплуатацию информационных систем»;
11.Алтухова, Е. А. Вопросы правового регулирования применения сотрудниками УИС физической силы, специальных средств и оружия / Е.А. Алтухова // Актуальные проблемы уголовно-исполнительного права и исполнения наказаний. – Рязань, 2022;
12.Афанаскин, П. В. О некоторых тактических основах применения сотрудниками полиции огнестрельного оружия для остановки транспортного средства правонарушителя / П. В. Афанаскин, Р. Р. Музафин // Вестник Барнаульского юридического института МВД России. – 2024. – № 1(46). – С. 117-120;
13.Будагьянц Г. Н., Кондрашов А. В. Уголовно-правовая ответственность сотрудника полиции за неправомерное применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия / Г.Н. Будагьянц, А.В. Кондрашов // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Юридические науки. - 2022. - Т. 8 (74). № 1;
14.Бурчикаускас В. А. Порядок, условия и основания применения огнестрельного оружия сотрудниками полиции: проблемы правового регулирования и уголовно-правовой оценки последствий его применения / В.А. Бурчикаускас // Научный портал МВД России. – 2023. – № 3 (63);
15.Гриненко, А. В. Правоохранительные органы Российской Федерации: учебник для академического бакалавриата / А. В. Гриненко. – 5-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. – 281 с.;
16.Давыдов, М. В. Проблемы применения огнестрельного оружия сотрудниками полиции: нормативно-правовые и практические аспекты совершенствования законодательства / М. В. Давыдов, Р. А. Лубский // Философия права. – 2024. – № 2(109). – С. 68-75;
17.Дубоносов, Е. С. Оперативно-розыскная деятельность: учебник и практикум для среднего профессионального образования / Е. С. Дубоносов. – 6-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. – 379 с;
18.Иванов, А. В. Анализ и оптимизация нормативно-правовой базы в области применения огнестрельного оружия сотрудниками полиции / А. В. Иванов, К. Г. Балашов, Н. С. Дубровский // Российский следователь. – 2024. – № 8. – С. 48-52;
19.Ишигеев В.С., Лапша В.Л. Обоснованный риск и применение оружия // Законность. 2022. № 4. С. 36 – 38;
20.Калашникова Е. Ю. Проблемы правового регулирования применения огнестрельного оружия сотрудниками органов внутренних дел / Е.Ю. Калашникова // Актуальные исследования. – 2024. – №4 (186), С. 16–17;
21.Каримов А. А. Полиция России и США. Компаративный анализ по вопросам применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия // Полицейская деятельность. - 2021. - № 4;
22.Кноль, Я. Е. Основные проблемы применения огнестрельного оружия, специальных средств и физической силы сотрудниками уголовно-исполнительной системы / Я. Е. Кноль, В. Ю. Бритик. // Молодой ученый. – 2024. – № 44 (543);
23.Кобленков, А. Ю. Особенности формирования профессиональных навыков применения огнестрельного оружия сотрудниками полиции в экстремальных условиях / А. Ю. Кобленков // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. – 2024. – № 1(65). – С. 174-180;
24.Кобозев А.А. Роль огневой подготовки в служебной деятельности сотрудников правоохранительных органов Российской Федерации в современных условиях / А.А. Кобзев // Расследование преступлений: проблемы и пути их решения. – 2023. – № 2 (40);
25.Кобозев, А. А. Законодательное регулирование применения сотрудниками полиции огнестрельного оружия: проблемы и пути решения / А. А. Кобозев, В. Б. Коробов // Вестник Всероссийского института повышения квалификации сотрудников МВД РФ. – 2024. – № 1(69). – С. 34-41;
26.Комплексный анализ состояния преступности в Российской Федерации по итогам 2022 года и ожидаемые тенденции ее развития: аналитический обзор / М.В. Гончарова, С.А. Невский, М.М. Бабаев [и др.]. – М.: ФГКУ «ВНИИ МВД России», 2023. – 21 с;
27.Кудряшов, А. В. Некоторые проблемы применения огнестрельного оружия сотрудниками полиции / А. В. Кудряшов // Правопорядок: история, теория, практика. – 2024. – № 2(41). – С. 40-43;
28.Ляпин Д.О. Правомерное применение оружия для остановки транспортного средства как обстоятельство, исключающее преступность деяния // Уголовное право. 2024. № 6. С. 45 – 52;
29.Ляпин Д.О. Соотношение норм главы 8 Уголовного кодекса Российской Федерации и предписаний иноотраслевого законодательства о применении оружия // Право в Вооруженных Силах. 2022. № 10. С. 73 – 83;
30.Николаев, Н. Ю. Проблемные вопросы применения огнестрельного оружия сотрудниками полиции МВД России / Н. Ю. Николаев, П. В. Афанаскин, А. М. Алексеев // Евразийский юридический журнал. – 2024. – № 2(189). – С. 409-410;
31.Обзор практики применения сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия при выполнении оперативно-служебных задач. – М.: ДГСК МВД России, 2022;
32.Официальная статистика МВД РФ: Краткая характеристика состояния преступности в Российской Федерации за январь - сентябрь 2024 года;
33.Сведения о состоянии работы с кадрами органов внутренних дел Российской Федерации за 2022 год: сб. аналитических и информационных материалов. – М.: ГУРЛС МВД России, 2023. – 17 с;
34.Приговор Забайкальского краевого суда Забайкальского края № 22-592/2020 от 25 марта 2020 г. по делу № 1-114/2019 // Электронный ресурс. Режим доступа: URL : https://sudact.ru/regular/doc/vlPdDDPwvXb7/. Дата обращения: 15.01.2025;
35.Приговор Карабудахкентского районного суда Республики Дагестан от 21 сентября 2023 года по делу №1-255/2022 // Электронный ресурс. Режим доступа: URL : https://sudact.ru/regular/doc/Wy70fDNoRKUU/. Дата обращения: 15.01.2025;
36.Приговор Корсаковского городского суда Сахалинской области от 21 августа 2023 года по делу №1-91/2023 // Электронный ресурс. Режим доступа: URL : https://sudact.ru/regular/doc/QBpGyveLuEUC/. Дата обращения: 15.01.2025;
37.Приговор №1-696/2020 Березниковского городского суда Пермского края от 26 ноября 2020 года // Электронный ресурс. Режим доступа: URL : https://sudact.ru/regular/doc/5UdFbALiQZZf/. Дата обращения: 15.01.2025.
Базы данных, информационно справочные и поисковые системы
1. Все о праве // Allpravo - URL: http://www.allpravo.ru/library.
2. Научная электронная библиотека // Elibrary – URL: https://elibrary.ru.
3. Электронно - библиотечная система издательства ЮРАЙТ // Biblio-online– URL: http://www.biblio-online.ru.
4. http:/ www. garant. ru - Гарант;
5. http:/ www.consultant.ru – КонсультантПлюс