Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования связана с тем, что обучение иностранному языку в 9-х классов является важным компонентом образовательной программы, поскольку некоторые учащиеся выбирают данный предмет для подготовки к ОГЭ, т.к. качественное знание иностранного языка крайне востребовано в современном мире, в частности, на рынке труда.
Однако зачастую возникает такая ситуация, что аудирование вызывает у школьников наибольшие сложности, поэтому практике в данном виде иноязычной речевой деятельности должно уделяться особенное внимание, в частности, могут применяться альтернативные методы и средства обучения, которые будут максимально интересны современным подросткам.
Статистика показывает, что снижение оценки на ОГЭ и впоследствии ЕГЭ зачастую происходит из-за некачественного выполнения заданий, связанных с аудированием, что подтверждает необходимость совершенствования обучения данном разделу учебной дисциплины «Иностранный язык» и применению новых методов и технологий работы.
Степень изученности проблемы. Несмотря на большое количество исследований, посвященных развитию умений иноязычного аудирования – Крылова И.А., Матюшин Н.Д. («Развитие умений аудирования на иностранном языке у младших школьников с использованием интернет-ресурсов»), Владимирова Е.Н. («Обучение школьников иноязычному аудированию на основе универсальных учебных действий»), Захарова З.Ю. («Обучение аудированию аутентичных текстов-интервью учащихся старших классов школ с углубленным изучением английского языка»), – на сегодняшний день наблюдается недостаточное количество научных трудов, которые рассматривают видеоигры как эффективное средство обучения аудированию в основной школе.
Цель исследования – изучить специфику обучения иноязычному аудированию учащихся основной школы и разработать теоретически обоснованный комплекс упражнений по развитию умений аудирования учеников 9 классов посредством видеоигр.
Объект исследования – процесс обучения иноязычному аудированию учеников основной школы.
Предмет исследования – комплекс упражнений по развитию умений аудирования учеников 9 классов посредством видеоигр.
Гипотеза исследования: процесс обучения иноязычному аудированию учеников основной школы будет эффективным, если:
– учитывается специфика обучения иноязычному аудированию учащихся 9 классов;
– используются видеоигры как средство развития умений аудирования учеников 9 классов;
– разработан и апробирован комплекс упражнений по развитию умений аудирования учеников 9 классов посредством видеоигр как дополнение к УМК.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд теоретических и практических задач исследования:
1. Изучить специфику обучения иноязычному аудированию учащихся 9 классов.
2. Привести характеристику видеоигр как средства развития умений аудирования учеников 9 классов.
3. Проанализировать психолого-педагогические особенности учащихся при обучении иноязычному аудированию.
4. Проанализировать УМК «Starlight-9» в аспекте обучения школьников аудированию.
5. Разработать комплекс упражнений по развитию умений аудирования учеников 9 классов посредством видеоигр.
6. Оценить результаты проверки эффективности разработанного комплекса упражнений.
Теоретико-методологическая база исследования: коммуникативный (И.Л. Бим, Н.Д. Гальскова, Е.Н. Соловова и др.) и личностно-ориентированный (Е.В. Бондаревская, И.Л. Бим, В.В. Сериков и др.) подходы; 1) теории обучения иноязычному аудированию: психологическая структура аудирования как речевой деятельности (И.А. Зимняя), трудности иноязычного аудирования (И.Д. Морозова, Н.В. Елухина), классификации видов аудирования (И.А. Дехерт, Л.Ю. Кулиш, Н.В. Елухина), принципы обучения аудированию (И.Л. Бим); 2) теории применения видеоигр на уроках иностранного языка (Орлова Л.К. – «Компьютерные игры как средство формирования иноязычной коммуникативной компетенции», Шпаковский Ю.Ф. и Данилюк М.Д. – «Видеоигры в процессе образования», Сибиряков А.В. – «Использование видеоигр при обучении английскому языку»).
Методы исследования: анализ научной и учебной литературы, обобщение, классификация, сравнительный, проектирование, тестирование, методы математической статистики.
База исследования: МОУ «Гимназия №13 Тракторозаводского района» г. Волгограда.
Теоретическая значимость исследования связана с проведением анализа научной литературы по проблеме изучения теоретических основ развития умений аудирования учащихся 9 классов посредством видеоигр. Собранный теоретический материал может быть полезен для продолжения и расширения научных исследований в данной сфере.
Практическая значимость исследования обусловлена разработкой и оценкой эффективности комплекса упражнений по развитию умений аудирования учеников 9 классов посредством видеоигр.
Структура исследования. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения и списка литературы.
В первой главе, «Теоретические основы развития умений аудирования учащихся 9 классов посредством видеоигр», изучена специфика обучения иноязычному аудированию учащихся 9 классов, приводится характеристика видеоигр как средства развития умений аудирования учеников 9 классов, а также описаны психолого-педагогические особенности учащихся при обучении иноязычному аудированию.
Во второй главе, «Методические основы развития умений аудирования учащихся 9 классов посредством видеоигр», проанализирован УМК «Starlight-9» в аспекте обучения школьников аудированию, разработан комплекс упражнений по развитию умений аудирования учеников 9 классов посредством видеоигр, а также проведена оценка результатов проверки эффективности разработанного комплекса упражнений.
Положения, выносимые на защиту:
1. Учебно-методический комплекс, имеющий название «Starlight-9», представляет собой набор учебных материалов (учебников и пособий), которые предназначены для проведения уроков и выполнения домашних заданий учащимися 9-х классов, которые осваивают английский язык по углубленной программе. Учебник данного УМК построен посредством выделения модулей. Информация, которая представлена в данном УМК, отвечает требованиям международных стандартов, позволяет успешно сдать самые сложные языковые экзамены. При этом в учебнике представлены интересные данные, которые связаны с историей и культурой России.
2. Аудированию в линии учебных материалов УМК «Starlight-9» отводится очень важная роль. Это связано с тем, что учащиеся 9-х классов, по мнению составителей, должны хорошо ориентироваться в аудио- и видеоматериалах, уметь с первого раза воспринимать их на слух, а также понимать обращенную к ним речь при личном контакте с представителями англоговорящих национальностей. Для проведения аудирования в УМК «Starlight-9» предлагаются публицистические и прагматические материалы, которые выражены в таких типах текстов как рекламные объявления и сообщения, стихотворения, рассказы, а также диалоги-интервью, посредством которых, на наш взгляд, обучение аудированию может быть наиболее эффективным.
3. Комплекс упражнений по развитию умений аудирования учеников 9 классов посредством видеоигр основан на использовании материала популярной видеоигры «Life is Strange». Данная игра предназначена для подростков и имеет приключенческий характер, в ней много текста и диалогов, которые озвучиваются устно. Обычно данная игра предлагается с русскими субтитрами, но в ходе проведения занятий функцию субтитров необходимо отключить, чтобы учащиеся сами слышали и понимали задания, а потом правильно их выполняли.
4. Для оценки эффективности разработанного комплекса упражнений для совершенствования навыка аудирования у учащихся 9-х классов было разработано проверочное задание. Данное задание будет использовано в рамках исследования как на констатирующем, так и на контрольном этапе. По данному тексту учащимся задается 5 вопросов, правильный ответ на каждый из которых оценивается в 1 балл. Таким образом, по результатам первичной и контрольной диагностики каждый учащийся может получить от 0 до 5 баллов. Вопросы задаются на русском языке, ответы должны предоставляться на английском.
5. В экспериментальном исследовании, направленном на выявление эффективности разработанного комплекса упражнений приняли участие учащиеся 9А класса МОУ «Гимназия №13 Тракторозаводского района» г. Волгограда в количестве 25 человек. Проведенное экспериментальное исследование показало, что разработанный комплекс упражнений, основанный на использовании видеоигр, оказался эффективным для развития навыка аудирования у учащихся 9-х классов.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ УМЕНИЙ АУДИРОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССОВ ПОСРЕДСТВОМ ВИДЕОИГР
1.1. СПЕЦИФИКА ОБУЧЕНИЯ ИНОЯЗЫЧНОМУ АУДИРОВАНИЮ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССОВ
Под аудированием различные исследователи понимают это вид коммуникации, который непосредственно связан с восприятием и пониманием чужой речи. При аудировании важно не только правильно услышать сказанное, но и грамотно его понять, опираясь не только на самостоятельный смысл произнесенной фразы, но и на ее контекст. Как вид речевой деятельности, аудирование обладает рядом характеристик, которые показаны на рис. 1.1 [Железнова, 2018; Малярова, 2018].
Рис. 1.1. – Характеристики аудирования как вида речевой деятельности
Федеральная рабочая программа выдвигает ряд требований к освоению учащимися 9-х классов навыков аудирования, которые заключаются в следующем [Федеральная рабочая программа, 2023]:
1. В ходе непосредственного общения учащийся должен слышать и понимать, что говорит учитель и другие учащиеся, а также задавать уточняющие вопросы и понимать ответы на них.
2. В ходе опосредованного общения учащийся должен уметь на слух воспринимать различные тексты аутентичного характера, получать из них основную или полную информацию (в зависимости от типа аудирования), причем делать это нужно успевать за очень короткое время, которое максимально ограничивается 2 минутами.
На рис. 1.2 показаны основные виды аудирования, которые применяются на уроках английского языка в 9-х классах.
Рис. 1.2. – Основные виды аудирования, которые применяются на уроках английского языка в 9-х классах
Аудирование выступает в качестве очень эффективного инструмента изучения английского языка. Овладение его навыками реализует множество образовательных функций, поскольку это не только формирование умения слушать и понимать текст на иностранном языке, это возможность более детально и глубоко познать чужую языковую культуру, понимать быструю речь носителей изучаемого языка. Аудирование, в принципе, хорошо развивает слуховое восприятие, что отражается даже на качестве коммуникации на родном языке.
К механизмам аудирования относят вероятностное прогнозирование, слуховую память и слух. В процессе аудирования учащийся осваивает лексический и грамматический строй иностранного языка, кроме того, он познает особенности его фонетики, ритмики, мелодики и т.д.
И.А. Гончар выделяет несколько основных методов развития у учащихся навыка аудирования, которые показаны на рис. 1.3 [Гончар, 2011].
Рис. 1.3. – Основные методы развития у учащихся навыка аудирования
(по И.А. Гончар)
Как считает Н.Д. Гальскова, все существующие методы развития у учащихся навыка аудирования направлены на то, чтобы у школьников формировался устойчивый навык слушания, который заключается в совершенствовании возможности различных его видов, в частности, критического, глобального, рефлексивного / нерефлексивного и др. [Гальскова, 2003].
Еще одна классификация методов развития у учащихся навыка аудирования предлагается С.М. Ахметзяновой и Г.М. Полькиной, которые выделяют типы методов в соответствии целевой направленности языкового обучения. Данная классификация показана на рис. 1.4 [Ахметзянова, Полькина, 2018].
Фрагмент для ознакомления
3
Александрова, А.М., Семицветова, Т.В., Поликарпова, А.А. Сущность и содержание понятия «дискурс» и анализ лингвистических подходов к его изучению / А.М. Александрова, Т.В. Семицветова, А.А. Поликарпова // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы современной лингвистики». – Воронеж: Воронежский государственный университет, 2023. – С. 100–113.
Аристархова, А.Е., Чайникова, М.И., Суромятина, Я.В. Принципы применения игровой деятельности в процессе обучения и воспитания в современной школе: проблемы и перспективы / А.Е. Аристархова, М.И. Чайникова, Я.В. Суромятина // Сборник статей Пермского государственного университета. Вып. 4. Образовательные технологии в школьном обучении. – Пермь: Издательство Пермского государственного университета, 2022. – С. 54–61.
Артемов, Р.А. Компьютерные игры как средство обучения и их роль в образовательном процессе / Р.А. Артемов // NSPortal. Образовательная социальная сеть. – 2018. – URL: https://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/drugie-yazyki/library/2018/06/27/kompyuternye-igry-kak-sredstvo-obucheniya (дата обращения: 20.11.2024).
Ахметзянова, С.М., Полькина, Г.М. Методика обучения иноязычному аудированию на уроке иностранного языка в основной школе / С.М. Ахметзянова, Г.М. Полькина // Казанский вестник молодых ученых Педагогические науки. Методология и методика организации образовательной среды. – 2018. – Т. 2. № 3 (6). – С. 97–107.
Банникова, С.В. Прецедентность как лингвокультурный феномен (на материале английских и русских текстов): дис. на соиск. уч. ст. канд. филолог. н. / С.В. Банникова. – Тамбов: Тамбовский государственный университет, 2004. – 182 с.
Берестов, М.И., Хазарнова, И.Г., Фоменко, А.А. Принципы исследования путей формирования коммуникативных навыков у школьников средствами игровой деятельности в современном мире: проблемы и перспективы организации научной работы / М.И. Берестов, И.Г. Хазарнова, А.А. Фоменко // Сборник статей Ярославского педагогического университета. Вып. 8. Образовательные технологии. – Ярославль: Издательство Ярославского педагогического университета, 2022. – С. 74–86.
Бершадский, А.М., Янко, Е.Е. Игровые компьютерные технологии в системе образования / А.М. Бершадский, Е.Е. Янко // Современная техника и технологии. – 2016. – № 9. – URL: https://technology.snauka.ru/2016/09/10429 (дата обращения: 12.02.2025).
Блохина, Е.В. Некоторые вопросы обучения аудированию / Е.В. Блохина // Иностранные языки в школе. – 1998. – № 2. – С. 13–24.
Гальскова, Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: пособие для учителя / Н.Д. Гальскова. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: АРКТИ, 2003. – 192 с.
Галявская, И.Т., Расникова, Ж.С., Кустинова, М.В. Социально-психологические аспекты формирования ценностей у современных школьников посредством игровой деятельности: основные направления личностного и социального развития в сфере использования игр в обучении и воспитании / И.Т. Галявская, Ж.С. Расникова, М.В. Кустинова // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы современной педагогики: вопросы и ответы». – Сыткывкар: Сыктывкарский государственный университет, 2021. – С. 156–170.
Гончар, И.А. Аудирование иноязычного текста как объект лингвистики и методики / И.А. Гончар // Вестник Санкт-Петербургского университета. – 2011. – Сер. 9. – С. 117–121.
Григорьева, К., Васильев, Н., Корчевной, П., Комаров, Р. Применение компьютерных игр в образовании / К. Григорьева, Н. Васильев, П. Корчевной, Р. Комаров // САПР и графика. – 2020. – № 8. – URL: https://sapr.ru/article/26110?ysclid=lr14294cbs39118084 (дата обращения: 20.11.2024).
Громова О.А. Аудиo-визуальный метод и практика его применения / О.А. Громова. – М.: Высшая школа, 1997. – 100 с.
Елухина, Н.В. Обучение слушанию иноязычной речи / Н.Н. Елухина // Иностранные языки в школе. – 1996. – № 5. – С. 20–22.
Железнова, А.П. Аудирование как эффективный метод языкового обучения / А,П. Железнова // Вестник Сургутского государственного университета. – 2018. – № 7. – С. 20–32.
Зайцева, Л.А. Требования к аудитивному материалу, содержащему неизученную лексику / Л.А. Зайцева // Иностранные языки в школе. – 1996. – № 3. – С.17–24.
Иностранный (английский) язык. Федеральная рабочая программа основного общего образования для 5–9 классов образовательных организаций. – М.: Институт стратегии развития образования, 2023. – 183 с.
Клопотова, Е.Е., Романова, Ю.А. Компьютерные игры как фактор познавательного развития дошкольников / Е.Е. Клопотова, Ю.А. Романова // Вестник практической психологии образования. – 2020. – Т. 17. № 1. – С. 35–43.
Ковтонюк, П.И., Столбов, А.А., Новиков, М.Ю. Использование цифровых образовательных игр в учебном процессе школьников / П.И. Ковтонюк, А.А. Столбов, М.Ю. Новиков // Международный научно-исследовательский журнал. – 2022. – № 8 (122). – URL: https://research-journal.org/archive/8-122-2022-august/10.23670/IRJ.2022.122.93?ysclid=lr145tab2a402592886 (дата обращения: 11.02.2025).
Козинцев, А.Г. Компьютерные программы-шутники и теория юмора / А.Г. Козинцев // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». – 2009. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kompyuternye-programmy-shutniki-i-teoriya-yumora-1?ysclid=lvhpptzmtu655238846 (дата обращения: 12.02.2025).
Козуляев, А.В. Интегративная методика обучения аудиовизуальному переводу в высшей школе как ответ на вызовы четвертой когнитивной революции: монография / А.В. Козуляев. – Чебоксары: Среда, 2023. – 96 с.
Конина, Ю.М. Технология работы с аудиоматериалами при обучении аудированию / Ю.М. Конина // Межвузовский. сборник научных трудов «Актуальные вопросы изучения иностранного языка в вузе». – Рязань: Издательствово Рязанского высшего воздушно-десантного командного училище им. В.Ф. Маргелова, 2017. – С. 43–47.
Коноваленко, А.М., Харитонова, С.В. Исследование компонентов дискурса в публицистических текстах: проблемы и методы / А.М. Коноваленко, С.В. Харитонова // Материалы международной научно-практической конференции «Современные аспекты изучения текстов». – Махачкала: Дагестанский государственный университет, 2021. – С. 58–71.
Копылова, В.В., Мильруд, Р.П. Рабочая программа: английский язык. УМК»Starlight-9» / В.В. Копылова, Р.П. Мильруд. – М.: Express Publishing: Просвещение, 2013. – URL: https://infourok.ru/rabochaya-programma-angliyskiy-yazik-umkstarligt-2496946.html?ysclid=m7q878pymm787934668 (дата обращения: 01.03.2025).
Крамаренко, С.В., Коновалов, И.Т., Сабурова, Г.В. Современные подходы к воспитанию школьников посредством игровой деятельности: теория, методика и практика / С.В. Крамаренко, И.Т. Коновалов, Г.В. Сабурова // Материалы международной научно-практической конференции «Проблемы обучения и воспитания в современном мире: российский и зарубежный опыт». – Махачкала: Дагестанский государственный университет, 2021. – С. 40–52.
Кулиш, Л.Ю. Виды аудирования // Иностранные языки в школе / Л.Ю. Кулиш. – 1984. –№ 2. – С. 34–39.
Липногорская, Е.В., Черемякина, В.С., Сутулова, В.Г. Современные подходы к организации игровой деятельности в процессе обучения школьников как инструмента эффективного обучения на различных возрастных этапах: теория, методология, практика / Е.В. Липногорская, В.С. Черемякина, В.Г. Сутулова // Известия Челябинского государственного университета. – 2023. – № 9 (423). – С. 45–58.
Ломаченкова, М.Ю., Архангельская, А.С., Бурмистрова, О.П. Компьютерные игры как инструмент обучения школьников / М.Ю. Ломаченкова, А.С. Архангельская, О.П. Бурмистрова // Сборник статей Ивановского государственного университета. Вып. 4. Возрастная психология. – Иваново: Издательство Ивановского государственного университета, 2022. – С. 100–112.
Малярова, Е.Е. Виды и инструменты аудирования / Е.Е. Малярова // Южный педагогический вестник. – 2018. – № 2. – С. 65–73.
Мартынова, Е.К., Свиридова, Г.В., Мытникова, В.С. Современные подходы к изучению игры как инструмента в образовательном процессе: теория и практика исследования / Е.К. Мартынова, Г.В. Свиридова, В.С. Мытникова // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы воспитания детей и молодежи: российский и зарубежный опыт». – Калининград: Балтийский федеральный университет им. И. Канта, 2021. – С. 63–72.
Махмутова, Г.Н. Использование видеоматериалов в преподавании иностранного языка / Г.Н. Махмутова // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. – 2013. – №1 (9). – С. 75–78.
Меркурьева, С.И., Фанагорова, И.С., Демьяненко, П.А. Формирование коммуникативной культуры и социально-коммуникативной компетентности у детей и подростков в процессе социализации и воспитания средствами игровой деятельности: социальные, экономические и культурные аспекты / С.И. Меркурьева, И.С. Фанагорова, П.А. Демьяненко // Вестник Тамбовского государственного университета. – 2022. – № 9. – С. 46–54.
Пассов, Е.И. Коммуникативное иноязычное образование / Е.И. Пассов. – Липецк. Липецкий государственный педагогический институт, 1998. – 299 с.
Пернас, С. В. Подготовка иноязычного текста для аудирования / С.В. Пергас // Иностранные языки в школе. – 1998. – № 4. – С. 132–149.
Пруссаков, Н.Н. Трудности при обучению аудированию иноязычного звучащего текста / Н.Н. Пруссаков // Иностранные языки в школе. – 1994. – № 6. – С. 32–36.
Рыбина, О.В. Обучение аудированию на уроках иностранного языка / О.В. Рыбина // Образование в современной школе. – 2001. – № 5–6. – С. 70–82.
Селиверстова, А.Ю., Хвальнова, Ю.С., Чередниченко, Г.А. Современные педагогические подходы к использованию компьютерных игр в процессе обучения школьников: методология научного исследования / А.Ю. Селиверстова, Ю.С. Хвальнова, Г.А. Чередниченко // Сборник статей Волжского государственного университета. Вып. 4. Возрастная психология и педагогика. Т. 3. Детство и юность. – Волгоград: Издательство Волжского государственного университета, 2020. – С. 88–100.
Сибиданов, Б.Б., Озеров, В.А. Социальные и телевизионные роли в аудиовизуальном дискурсе / Б.Б. Сибиданов, В.А. Озеров // Вестник Бурятского государственного университета. Серия «Философия». – 2014. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnye-i-televizionnye-roli-v-audiovizualnom-diskurse?ysclid=lvhq6wc6ve600844531 (дата обращения: 11.02.2025).
Соколов, Т.А. Видеоигры как феномен современного цифрового искусства / Т.А. Соколов // Молодой ученый. – 2023. – № 10 (457). – С. 14–16.
Сульгина, Е.Г., Вьюхина, А.К. Компьютерные игры как инструмент обучения, их роль в саморазвитии учащегося / Е.Г. Сульгина, А.К. Вьюхина // Вестник науки и образования. – 2016. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kompyuternye-igry-kak-instrument-obucheniya-ih-rol-v-samorazvitii-uchaschegosya?ysclid=lr11oxl6eu391437514 (дата обращения: 20.11.2024).
Шумская, О.А., Придворева, И.Г., Татарникова, Е.Г. Коммуникативные упражнения на уроках английского языка / О.А. Шумская, И.Г. Придворева, Е.Г. Татарникова // Образовательный альманах. – 2021. – № 2 (40). – URL: https://f.almanah.su/40.pdf (дата обращения: 11.02.2025).