Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования связана с тем, что условия современной жизни диктуют новые требования, предъявляемые к учреждениям культуры и услугам, которые они оказывают. Нужно постоянно вести поиск новых методов и форм организации процесса непрерывного воспитания, привития вкуса и культуры населению. Передача информации последующим поколениям – приоритетная и важнейшая задача учреждений культуры.
В работе учитывается подробно изученный опыт работы социально-культурных учреждений. При сборе и изучении материала исследования мы учитываем региональный контекст (деятельность аналогичных учреждений культуры, а также в определенной степени учитываем общероссийский опыт).
Цель исследования состоит в изучении и совершенствовании применения социально-психологических методов в управлении организациями социально-культурной сферы.
В соответствии с поставленной целью, задачи исследования включают в себя:
Охарактеризовать деятельность учреждений социально-культурной сферы
Рассмотреть использование социально-психологических методов в управлении
Определить особенности деятельности и методов управления в организации (на примере МБУ ДО «Детская школа искусств «4» г. Ленинск-Кузнецкий)
Разработать рекомендации по совершенствованию управления организацией на основе социально-психологических методов
Объект исследования – управление в организациях социально-культурной сферы.
Предметом исследования являются социально-психологические методы управления организацией социально-культурной сферы.
Гипотеза исследования предполагает, что использование социально-психологических методов является эффективным в управленческой практике учреждения культуры.
Среди избранных методов исследования, в работе будут применяться социокультурный и социопсихологический методы, а также синергетический метод, позволяющий установить соотношение общего (жизни страны и региона) и частного (жизнь отдельного культурного локуса).
Методики исследования:
экспресс-методика по изучению социально-психологического климата в коллективе О.С. Михалюка и А.Ю. Шалыто;
диагностика личностной и групповой удовлетворенности работой Н.П. Фетискина;
диагностика групповой мотивации И.Д. Ладанова;
методика исследования корпоративной культуры Д. Дэнисона (DOCS).
Базой исследования выступает МБУ ДО «Детская школа искусств «4»» г. Ленинск-Кузнецкий.
Ожидается, что полученные результаты исследования позволят выявить роль учреждений культуры в жизни населения провинции, описать основные направления их работы, а также проанализировать управление деятельностью учреждений культуры на современном этапе. Это, в свою очередь, также позволит выявить особенности проведения социально-психологических мероприятий для совершенствования системы работы учреждения культуры и разработать методическую программу для улучшения работы учреждений культуры в данном локусе. Ожидается, что результаты исследования будут достоверными и позволят выделить ключевые аспекты работы учреждений культуры, с учетом специфики локальной среды и потребностей населения.
Структура работы. Данная исследовательская работа содержит в себе введение, две главы основной части, заключение, список использованных источников.
Глава 1 Теоретические основы использования социально-психологических методов управления организацией социально-культурной сферы
Характеристика деятельности учреждений социально-культурной сферы
В настоящее время учреждением культуры принято считать организацию, которая осуществляет деятельность по развитию и продвижению различных направлений культуры и искусства.
Нам представляется, что именно деятельность учреждений в сфере культуры в полной мере предоставляет площадку для реализации и развития творческого потенциала личности. Наглядно демонстрирует нашу мысль А. Г. Асмолов, писавший: «Уместно вспомнить, что в культуре различают три вида связей между поколениями. Это связь в традиционных культурах, когда все передается через традиции предков. Второй путь, – когда опыт передается через инструкцию взрослого, стоящего над ребенком. Главная форма подобного образования – монолог, столь характерный для нашей массовой школы. Есть иной путь – через детскую субкультуру и культуру взрослых, когда сотворчество взрослого (педагога) и детей, их партнерство рождает особый спектр отношений, задает определенную специфику образования. С этой точки зрения высвечивается совершенно уникальная роль внешкольного образования» [8].
Далее рассмотрим особенности продукции и услуг, характерных для социально-культурной сферы.
К основному продукту относится продукт деятельности организаций социально-культурной сферы, соответствующий профилю их социально-культурной деятельности. Для театров основным продуктом является создание спектаклей, для музеев – экспозиций и пр. В то же время, производя основной продукт, организации могут заниматься изготовлением вторичных продуктов.
Под изготовлением вторичных продуктов понимается процесс видоизменения основного продукта, при котором не происходит разрушение его целостности или социально-культурной значимости. В коммерческих предприятиях вторичные продукты и рынки используются достаточно широко. Так, в кинематографе вторичным продуктом является показ фильма на телевидении, запись на видеокассете. В то же время вторичным продуктом могут быть футболки, кепки, пластиковые мешки и т.д. с символикой фильма.
Но не только коммерческие предприятия имеют возможность использовать вторичный продукт и вторичные рынки для увеличения доходности и рекламы основного продукта. Такими возможностями обладают и некоммерческие организации. В музее вывоз экспозиции в другие регионы или страны является вторичным рынком. Буклеты, открытки, слайды, фильмы, видеофильмы по экспозициям и пр. являются вторичным продуктом.
Услуга в учреждениях социально-культурной сферы представляет собой деятельность, неотделимую от исполнения, направленную на удовлетворение потребностей населения в общении, социально-культурном творчестве в процессе досуга. В социально-культурной сфере существуют следующие виды услуг:
Услуги в области художественного творчества;
В области технического творчества;
Услуги, носящие характер досугового развлечения;
Услуги в сфере информации;
Услуги физкультурно-оздоровительной направленности;
Тип услуг «Сделай сам»;
Услуги, выполняющие прокатную функцию;
Услуги аттракционного характера.
В истории нашей страны появление учреждений культуры началось давно. Так, в период царствования Алексея Михайловича появился первый театр. Первый музей в Российской Империи был открыт в 1714 году.
Впервые в Российской Империи учреждения культуры для детей стали возникать в конце XIX – начале XX веков. Ими являлись различные мастерские, клубы, кружки, дневные приюты для детей, оздоровительные лагеря и пр.
Вторая половина XIX столетия вошла в историю Росси как эпоха «Великих реформ». Не обошли они стороной и систему сферы культуры. Введённая всесословность, вседоступность и непрерывность культуры породили в том числе и большой спрос на соответствующие учреждения.
В настоящий момент достаточно сложно определить, в какое время зародились учреждения культуры. Одним из первых учреждений традиционно называют литературный кружок, организованный в Шляхетском кадетском училище в Петербурге (само заведение открылось в 30-е годы XVIII века); в середине XIX века были открыты «Клуб юных орнитологов» в г. Глухове, «Клуб гимназистов» в г. Чернигове, а также «Спортивно-молодежный клуб» в Москве [25]. Те, кто стоял у истоков развития культуры, полагали, что разнообразные формы внешней работы помогут максимально раскрыть таланты личности и способствовать её развитию. Тем не менее первые учреждения культуры для детей в большей степени были направлены на преодоление пагубного влияния среды, в которой формировались их воспитанники. Ведь они создавались преимущественно для детей городской бедноты и детей пролетариата. Подчеркнём, что на первом этапе своего существования такие учреждения работали без опоры на официально принятую политику в сфере образования.
Приводятся статистические данные о работе более 26 тысяч организаций дополнительного образования, число которых планируется увеличить до полутора миллионов с охватом в почти в 7 миллионов обучающихся.
В законах федерального уровня мы видим продолжение мысли о необходимости популяризации деятельности учреждений культуры Так, например, во вступлении к закону «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ» от 24 июля 1998 г. N 124- ФЗ устанавливаются основные гарантии прав и интересов детей в соответствии с Конституцией РФ. Здесь говорится о признании государством детства, как важного этапа жизни человека, а также о необходимости развития у детей общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 01.03.2020), а также поправки к этому закону от 05.04.2021г. раскрывают основные задачи среднего профессионального образования, направленные на интеллектуальное, культурное и профессиональное развитие человека и удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования.
Даётся определение просветительской деятельности, как деятельности, осуществляемой вне рамок образовательных программ и направленной на распространение знаний, формирование умений и навыков, ценностных установок, компетенций в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и профессионального развития человека. В распоряжении Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей» приоритетом дополнительного образования должно стать превращение жизненного пространства в мотивирующее пространство, определяющее самоактуализацию и самореализацию личности, где воспитание человека начинается с формирования мотивации к познанию, творчеству, труду, спорту, приобщению к ценностям и традициям многонациональной культуры российского народа.
Деятельность учреждений культуры охватывают уровни дошкольного, общего, профессионального образования и становится смысловым стержнем, ключевой характеристикой которого является познание через творчество, игру, труд и исследовательскую деятельность. Важно давать возможность ребёнку создавать конкретный индивидуальный продукт с возможностью его публичной презентации.
Деятельность учреждений культуры стремится к открытости, активно вовлекает профессиональных значимых взрослых и детей, занимающихся тем же видом деятельности, создаёт условия для развития волонтерства и предпринимательства. Особое внимание уделяется развитию кадрового потенциала и внедрению профстандарта работника в сфере культуры, изменению требований к уровню подготовки работников с опорой на профессиональный стандарт и модель карьерного роста, разработку и внедрение механизмов эффективного контракта.
Важным является создание условий для привлечения молодых специалистов, их профессионального и творческого развития и расширение возможностей для работы в учреждениях культуры талантливых специалистов, не имеющих педагогического образования, в том числе через изменение квалификационных требований.
Одним из приоритетов государственной политики на современном этапе является обеспечение сферы культуры высококвалифицированными кадрами. В отечественных исследованиях регулярно изучается вопрос компетенции работников сферы культуры, непосредственно руководителей учреждений культуры. (А.В. Анейчик, О.М. Атласова, Е.А. Гнатышина, В.Ю. Кричевский, С.Г. Лапиков, Л.И. Луценко, А.К. Маркова, С.П. Машовец, С.Г. Молчанов, Н.Э. Немова, М.О. Новодворская, В.Г.Онушкин, Л.И. Панарин, О.Д. Полонская, В.И. Пупов, Е.П. Тонконогая, А.П Чернышов, Р.Х.Шакуров, Т.И. Шамова и др.)
Несмотря на большое количество исследований, нельзя говорить единой точки зрении. Деятельность учреждений культуры очень многообразна из-за чего достаточно сложно определить сферу их компетентности. Сначала необходимо дать определения и выявить отличия между понятиями: «компетентность», «компетентность руководителей учреждений культуры», «компетенции», «структура и содержание компетенций работников учреждений культуры».
Существует несколько основных точек зрения по данным понятиям, многие авторы (А.К.Маркова, В.П.Шепель, Д.Ландшеер, П.В.Симонов,М. А.Чошанов и др.) в определение компетентности включают знания и умения, теоретико-прикладную подготовленность к использованию знаний. Так Т.И. 11 Шамова отмечает, что «компетентность» не только знания, но и «умение работать».
В работах Л. И. Панарина можно отметить, что основным компонентом компетентности является умение. Он рассматривает компетентность как совокупность и готовность практически использовать эти умения в своей работе. В работах других авторов (С.Г.Вершловский, Ю.Н.Кулюткин) компетентность оценивается и как характеристика личности, и как реализация функций (В.Ю. Кричевский), и как совокупность коммуникативных, конструктивных, организаторских умений личности (В.Г.Онушкин, В.А.Сластенин).
Современный руководитель учреждения культуры должен обладать знаниями и навыками в различных направлениях: системе работы с кадрами, методах управления, технических средствах управления, области знаний по проектированию и рационализации структуры и технологии процессов управления и т.д.
Компетентность работников сферы культуры - совокупность коммуникативных, конструктивных, организаторских умений, а также способность и готовность практически использовать эти умения в своей работе (Л.И. Панарин).
Фрагмент для ознакомления
3
Аванесова Г.А. Культурно-досуговая деятельность: теория и практика орг. : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 100103 «Социально-культурный сервис и туризм» / Г. А. Аванесова. – Москва : Аспект Пресс, 2006. –235 с.
Азаров Ю. Ускоренное выявление и развитие детских дарований / Ю. Азаров // Воспитание школьников. – 2009. – № 1. – С.25-30.
Анисимова Н.П. Компетенции педагога для работы с талантливыми детьми и молодежью / Н.П. Анисимова // Ярославский педагогический вестник. –2016. – № 5. – С. 38– 44.
Баева И.А. Психологическая безопасность образовательной среды и характер общения ее участников.// Экопсихологические исследования. М., 2009. С. 181-197.
Бордовская Н.В. Педагогика : учеб.пособие. / Н.В. Бордовская. – Санкт-Петербург, 2017. – 304 с.
Василькова Ю.В. Социальная педагогика: курс лекций / Ю.В. Василькова. –Москва: Академия, 2019.–С. 205.
Гурьева, Л.П. Позитивная и традиционная психология (в исследованиях М. Селигмана и российских психологов) / Л.П.Гурьева // Проблемы практической психологии. - 2013. - №6. - С. 83.
Елисеева, О.А. Структура субъективного благополучия подростков в образовательной среде с низким уровнем психологической безопасности / О.А.Елисеева // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2011. - №132. - С.368.
Лактионова Е.Б.Психологические риски в образовательной среде: типология, классификация, факторы формирования.//Экопсихологические исследования. М., 2009. С. 197-212.
Ларионова Л. И. Культурно-психологические факторы развития интеллектуальной одаренности / Л. И. Ларионова ; Российская акад. наук, Ин-т психологии. – Москва : Ин-т психологии РАН, 2011. – С. 316.
Плотников А.В. Специфика проектирования социально-культурных зрелищ / А.В. Плотников // Физическая культура и спорт. Олимпийское образование. Материалы международной научно-практической конференции. –Краснодар, 2021. –130-131 с.
Пышняк И.В. Педагогическая мастерская «Эффективные стратегии работы с одаренными детьми»: конструирование пед.сопровождения высокомотивированных уч-ся / И.В. Пышняк// Народная асвета.– 2018. –№2.–С. 29-31.
Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации : Федеральный закон № 273-ФЗ [принят Государственной Думой 29 декабря 2012 г. (с изменениями 2020 года)]. – URL: ttps://base.garant.ru/70291362/? (Дата обращения: 12.04.2022)
Рубцов В. В.Ивошина Т. Г.Проектирование развивающей образовательной среды школы. М., 2002.272с.
Слободчиков В.И.О понятии образовательной среды в концепции развивающего образования. М., 2000. 230 с
Семышева В. М. Словарь терминов и понятий по курсу «Психология и педагогика» : учеб.пособие / В. М. Семышева. – Брянск : Издательство Брянской ГСХА, 2014. – 110 c.
Симонова И. Ф. Социально-культурное проектирование: современные подходы и технологии / И.С. Симонова. – Санкт-Петербург:Наукоёмкие технологии.– 2020. – 288 с.
Симонова И.Ф. Центр социально-культурного проектирования СБПГИК: опыт взаимодействия теории и практики / И.Ф. Симонова // Педагогический журнал. –2019. –Т. 9. –№ 1-1. – С. 501-507.
Умеркаева С.Ш. Теоретическая модель организации семейного досуга средствами проектной деятельности в условиях культурного центра /Умеркаева С.Ш., Фомкин Д.А. // Инновации и традиции в сфере культуры, искусства и образования: Материалы научно-практической конференции рамках Дней науки МГПУ. – Москва: Издательство МГПУ. –2018. – С. 334-342.
Умеркаева С. Ш. Проектная деятельность как средство формирования культуры семейного досуга / Умеркаева С.Ш., Фомкин Д.А. // Инновации и традиции в сфере культуры, искусства и образования: Материалы научно-практической конференции в рамках Дней науки МГПУ. – Москва: Издательство МГПУ. – 2018. – С. 370-377.
Управление проектами/ARTPLAY – 2006 –2021. – URL: https://artplay.ru/about (дата обращения: 02.01.2022).
Ушкарев А.А. Аудитория искусства: культурный феномен в социальных измерениях / А.А. Ушкарев. – Москва : Просвещение. – 2018. – 264 с.
Фадеева С. Д. Роль исследовательской деятельности во внеурочное время в развитии творчески-одаренных детей / С.Д. Фадеева // Одаренный ребенок.– 2018. –№ 6.–С. 30–35.
Фисюк Т.Т. Театрализованная культурно-досуговая программа как анимационный проект / Т.Т. Фисюк// Культура в евразийском пространстве: традиции и новации. Сборник материалов II Международной научно-практической конференции: в 2-х частях.– Барнаул. – 2016. – С. 138–142.
Фисюк Т. Т. Технологии культурно-досуговых программ: ретро-формы : учеб.пособие / Т.Т. Фисюк. – Барнаул :Алтайский госуларственный институт культуры, 2010. – 115 с.
Чекулаенко В.Л. Общая социальная педагогика. Основы теории : учеб.пособие / В.Л. Чекулаенко. – Москва : Инфра-М., 2017. – С. 160 c.
Чижиков В.М. Социально-культурная деятельность :учебное пособие/ В.М. Чижиков, А.Д. Жаркова. – Москва : МГУКИ. – 2004. – 539 с.
Чумакова И.И.Организация работы с одаренными детьми в регионе / И.И. Чумакова // Академия науки.– 2016. –№9.–С. 43–45.
Щербакова М.И. Специфика социокультурного проектирования в организации досуга детей / М.И. Щербакова // Научная палитра. – 2021. – № 1 (31). – С. 121 – 134
Янива А.С. Система работы с одаренными учащимися в учреждении культуры / А.С. Янива / Академия науки. – 2016. – №7. 33–35 с.