Фрагмент для ознакомления
2
Первое использование термина «готика» в эстетическом контексте приписывается Джорджо Вазари, который попытался с помощью этого определения обозначить разницу между средневековым варварским искусством скандинавской нации и классическим стилем итальянского Возрождения.
Классики XVII века и многие мыслители эпохи Просвещения могут присоединиться к его тираде негодования против мрачного средневекового искусства. Только в работах прежних представителей романтизма, особенно Ричарда Херда, слово «готический» утратило свое негативное значение и перестало быть синонимом слова «варварский». В своей статье «Рыцарские и романтические письма» (1762) Ричард Херд полемизировал с эстетикой неоклассицизма и заявлял, что средневековая литература является важной культурной историей и источником вдохновения для многих выдающихся поэтов более поздних эпох (Ариосто и Тассо, Спенсера и Мильтона). Херд сравнил античную и средневековую культуры и обнаружил, что последняя обогатила воплощение поэтической фантазии больше, чем классические античные произведения. В то же время Херд широко использовал слово «готический», фактически, как синоним слова «средневековый».
Как мы все знаем, на Западе увлечение литературой «ужасов» началось в конце XVIII века. Н.A.Соловьева отметила, что «это появилось во время угрозы чрезмерной интеллектуализации и стремительного промышленного развития, угрожая уничтожить воображение как праздную игру мысли и задушить личную чувствительность».
В свою очередь, Н. Дьяконова увидела в «готических» романах стремление автора выйти за пределы прозаической повседневной жизни и ее рационалистических объяснений в романах писателей эпохи просвещения. «Сложность жизни, непостижимая рациональность, – писала она, - обман, тщетность сознательных усилий по борьбе со смертельными случайностями, некомпетентность перед коварными тайнами природы, перед иррациональностью человеческих страстей - все эти повторяющиеся темы готических романов являются романтическими предварительными протестами против социального зла, реакцией на несостоятельность образовательного оптимизма».
Первый «готический» текст - Роман Уолпола «Замок Отранто» (1764), который привнес «свободу фантазии и воображения в реалистический роман». Исследование художественных особенностей замка Отранто и его последователей (А.Рэдклифф, К.Работы Рива, сестер Ли и др.) можно проследить до 20-го века, но следует уточнить, что впервые (еще до появления романа Уолпола) Берк описал общие характеристики замка Отранто и его последователей. Следует пояснить, что он сформулировал зарождающуюся литературную готику. В своей диссертации «Философское исследование о происхождении благородных и прекрасных мыслей» (1757) он перечислил факторы, вызывающие страх: темнота, власть, безграничность, величие, одиночество, тишина и т.д. Берк отнес «готику» к одной из эстетических категорий. Кроме того, он также описал особое психическое состояние, которое связано с ощущением неминуемой угрозы, нависшей над человеком, и назвал его «напряжением». По мнению исследователей, для того чтобы вызвать чувство страха, необходимо окутать знакомые вещи мраком неизвестности. «Самое яркое и вдохновляющее словесное описание объектов, которое я могу дать, приводит к очень расплывчатым и несовершенным представлениям о них; но в данном случае я могу использовать это описание, чтобы вызвать более сильные эмоции».
Уолпол был не единственным, кто искал новую форму художественной литературы: незадолго до появления «Замка Отранто» британская публика получила возможность познакомиться с другим произведением, в котором средневековые пейзажи сочетались с характером и образом мышления современных персонажей. Ранние готические романы, особенно их женские версии — «Рэдклифф», «Кларифф», «Шарлотта Смит», «София» и «Харриет Ли» - во многом близки «Святым эпохалистам»: текст изобилует описаниями природы. Что позволяет выделить эти романы в особую группу, отделить их от образовательных «мейнстрим», и объединить их под общим названием «готика»? Больше нет связи со Средневековьем, пусть и условной, нет сверхъестественной мотивации, мистики или ужаса, с которыми у современных читателей ассоциируется литературная готика. Отдельные исключения, основанные на таинственном или наводящем ужас доминировании, редко встречаются в английской литературе второй половины XVIII века — «Замок Отранто», «Ватек» Бейфорда, «Монах» Льюиса.
Большинство готических романов этого периода сохраняют подразумеваемую связь с этикой и эстетикой сентиментализма и стремятся к умеренно ужасающей или возвышенной версии хоррора, определяемой как ужас, который связан с шокирующим и отвратительным сверхъестественным образом «Замка Отранто», исчезнувшим при воссоздании новеллы Клары Рив («Старый британский барон», 1777), а роман «Монах» шокирует адскими мотивами и сценами насилия, привнося сдержанность в Италию (1797).
Одной из жанрообразующих характеристик готических романов является особый хронотоп. В середине 19 века в типичном топосе готических романов появились некоторые элементы, такие как потайные ходы и/или комнаты, лабиринт коридоров и лестниц, иногда ведущих в подземелье, потайная комната, часто выполняющая роль таинственного портрета. Другие секреты, скрытые в готических замках, особняках или монастырях, включают следы ужасных преступлений или потусторонних нападений, свидетельства родовых проклятий. Герой вынужден пройти через весь многоуровневый лабиринт готических топосов, что приводит его к раскрытию смертельной тайны и в то же время к познанию самого себя - своих корней, происхождения, своего истинного характера.
Другой общей чертой первых текстов готической традиции, независимо от наличия или отсутствия мистики, исторических пейзажей или традиционных сюжетных фраз «героиня-злодей-замок - страшная тайна», является неизвестное и запретное. Готические романы, рассказы и драмы часто затрагивают «проблемные» темы такие, как психические заболевания, религиозный фанатизм, склонность к насилию, инцест, сексуальное растление, а также иррациональные и таинственные явления. Готические тексты характеризуются явным желанием раскрыть секреты, которые были проигнорированы просвещенческой мыслью или рассматривались в ином, обычно психосоциальном свете.
Желание проникнуть в лабиринт, проникнуть в запертую комнату и заглянуть за черные шторы характерно не только для героев готических романов, но — в виде метафор — и для их создателей. История создания некоторых готических произведений быстро обрастала почти таинственными подробностями, как будто сам автор был причастен к созданному ими миру: живописный особняк Строберри-Хилл, имитирующий готический замок, потому что замок Отранто имитирует исторические романы и имеет план для своего владельца. Вдохновите рассказать свою историю; последние несколько лет жизни Рэдклифф прошли в творческом молчании, полном слухов (особенно кошмары, придуманные писательницей, отвлекали ее от размышлений). Отсутствие биографических сведений о Кларе Рив напоминает о ее истории спустя столетия и делает писательницу героиней очень постыдного романа (Леони Харгрейв, Clara Reeve, 1975).
Источник страха в ранних готических романах очень предсказуем, в основном из-за ужаса, который может подстерегать молодую, безоружную девушку в жизни, полной опасностей. Однако изменения в культурных нормах на рубеже веков и глобальные исторические потрясения, такие как Французская революция, привели к тому, что готический художественный арсенал пришлось перепроектировать в соответствии с более утонченными вкусами публики. Призраков и таинственных силуэтов в ночи уже недостаточно, чтобы напугать уставших читателей. Эстетика готической фантастики на рубеже веков претерпевает серьезные изменения, она стала более кровавой и открытой, и «Монаха» Льюиса можно считать предвестником этой трансформации.
Одновременно с этими процессами начала формироваться классика литературы ужасов - эссе о вампирах, привидениях и привиденческих душах. Классиками этого жанра являются Шеридан Лефану и Монтегю Родерик Джеймс. С точки зрения ранней готики, их творчество кажется «квинтэссенцией» грозного, но в то же время эта проза превращает готический стиль из «андеграундного», поскольку действие первого готического романа разворачивается в традициях эпохи Просвещения и стало популярным культурным феноменом. Различные кошмарные образы в этих работах не могут заменить едва уловимые тени страха, вызванные движением занавесок в безветренную ночь, как это описал Рэдклифф. Возвышенная эстетика была заменена поистине ужасающими и отвратительными категориями.
Классическая форма готической фантастики, как продукт Просвещения и форма критики, просуществовала менее полувека, прежде чем стала источником интереса и вдохновения в более поздние эпохи. Историки двадцатого века, от Диккенса до Оскара Уайльда, в той или иной форме отдавали должное таинственным и сверхъестественным темам в литературе. В 20 веке готика стала метажанровым феноменом, распространив свое влияние не только на литературу и кино, но и на музыку, анимацию и компьютерные игры. Готический стиль больше не имеет своей собственной формы или выражения эстетических и моральных задач, он стал частью яркой палитры популярной культуры и фактически растворился в ней. Так работает Мэри Эллен Снодграсс, редактор Американской энциклопедии готической литературы, объединяющая под рубрикой «Неоготика» таких разнообразных писателей, как Дж.Дж. Снодграсс. Кэрол Оутс и Фланнери О'Коннор, Энн Райс и Тони Моррисон, Айрис Мердок и Мишель Фебер.
Жанры, художественные приемы, образы и паттерны готической литературы меняются все больше и больше, а сам стиль адаптируется к потребностям современной культуры; появляются такие варианты, как южная, колониальная и городская готика. Но в любом случае страх по-прежнему остается самой сильной человеческой эмоцией, поэтому «страшные истории» еще долго останутся самым популярным жанром.
Таким образом, готическая литература — это литература, которая развивалась в тёмных, мрачных обстановках, таких как старинные замки или монастыри, и часто содержала темы, связанные со смертью, трагедией и сверхъестественным. Для готической литературы характерны: мрачная атмосфера, сверхъестественные элементы, древние замки и руины, темы изоляции и безумия, мрачные предания и проклятия, герои и героини, эмоциональный тон. Первые произведения готической литературы появились в XVIII веке. Например, «Замок Отранто» Гораса Уолпола считается первым готическим романом.
Историко-культурные истоки готической традиции в литературе связаны с возрождением интереса к Средневековью и его культуре во второй половине XVIII века в Англии. В нём находили мотивы, созвучные современности. Художники пытались найти в средневековой традиции опору для своих поисков и открытий.
Некоторые основные источники готической литературы того времени:
«сверхъестественные» народные баллады;
елизаветинская драма;
«Поэмы Оссиана» Дж. Макферсона;
ориентальные сказки;
английская «кладбищенская» лирика;
идеи Ж.-Ж. Руссо;
категория Возвышенного эстетики Э. Бёрка.
В Англии 18-го века готические романы читали все люди. С 1762 по 1850 год было опубликовано около шестисот "готических" произведений, написанных известными и неизвестными писателями. Многие «готические» романы, которые охотно читают повсюду, появились в различных изданиях и были переведены на многие европейские языки. Популярность жанра определила его коммерческий успех и появление публичных "готических" библиотек.
В 1798 году доктор Натан Дрейк, редактор журнала «Литературные часы», так прокомментировал готический жанр: «... Ничто не может так подействовать на человека, как готика... Даже самый закоренелый ум, ум без следов суеверий, не может не признать его могущества». Его соотечественник, британский критик Теодор Уоттс-Дантон (1832-1914), называл готику «Ренессансом красоты» в английской литературе. Есть и возражения - профессор Йельского университета Уильям Лайон Фелпс (William Lyon Phelps) в своих работах считает, что готика является «синонимом варварства, хаоса и безвкусицы», началом британского романтизма.
Задолго до формирования «готического» жанра в литературе, в долитературной форме сознания, в фольклоре уже существовали «ужасающие» сказки, фантастические сюжеты, легенды, предания и «сверхъестественные» народные баллады.
Слово «готика» восходит к северогерманским готам, которые вторглись в Европу между 4-м и 6-м веками нашей эры и уничтожили древнюю культуру Западной Европы. Разрушив классическое древнее искусство, эталоны красоты всех эпох и народов, готы создали «варварское» искусство Средневековья. Философ эпохи просвещения Шефтсбери отмечал, что готическое искусство «ложно, чудовищно и совершенно невозможно по своей природе, оно является результатом печального наследия эпохи рыцарства».
Другими словами, слово «готика» означает все, что связано с эпохой варваров - Средневековьем.
Позже термин «готика» («Gothic Gothical») стал использоваться как специальный термин историками искусства эпохи Возрождения. Они называют «готикой» один из средневековых архитектурных стилей, возникших в 13 веке.
Во второй половине XVIII века в Англии возродился интерес к Средневековью и его культуре. В нем они нашли образцы, соответствующие современности. Художники пытались найти некоторую поддержку своим исследованиям и открытиям в средневековой традиции. Постепенно слово «готика» переосмысливается и приобретает новое, позитивное значение: теперь оно ассоциируется с какой-то древностью, странностью, неправильностью и притягательностью, загадочностью и обычаями прошлого, с Европой. Это хорошо видно, например, в «Письмах о рыцарстве и романтике» (Letters on Chivalry and Romance, 1762) епископа Ричарда Херда.
Первым эстетическим манифестом преромантизма в Англии стал трактат Т. Уортона (Томас Уортон) «Замечания о «Королеве фей у Спенсера». Автор пересматривает традиционную просветительскую эстетику и вводит новые эстетические категории: категория "романтический" противопоставлена просветительскому принципу полезности и целесообразности искусства.
Утверждая ценность искусства средневековья, Т. Уортон подчеркивает важность «готической» литературы: «Черты ужасающего, таинственного и очаровательного настолько сильны в этих произведениях, описания настолько необычны и сказочны, что во многом помогают пробудить всю силу воображения, раскрыть его сущность». Наполнять душу величественными и тревожными образами, духовное наслаждение от которых можно найти только в поэзии».
Уортон определяет три основные предромантические категории:
1) «романтический», основанный на традиции поэтики рыцарского романа (романса);
Фрагмент для ознакомления
3
1.Апенко, Е. М. История зарубежной литературы XIX века / Е. М. Впенко. – М. : Юрайт, 2016. – 420 с.
2.Гофман, Э. Т. А. - Эликсир сатаны: Ижевск: Квест, 1992. -165 с
3.Грэм, Р. Жизнь Гюго / Р. Грэм. – М. : Центрполиграф, 2016. – 600 с.
4.Гюго, В. Собор Парижской Богоматери / В. Гюго. – М. : Эксмо, 2015. – 539 с.
5.Красовский, В. Е. Большая литературная энциклопедия / В. Е. Красовский. – М. : ОЛМА-ПРЕСС, 2014. – 845 с.
6.Литературный энциклопедический словарь / Под. ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. М., 1987. URL: https://literary_encyclopedia.academic.ru/6029/ГОТИЧЕСКИЙ (дата обращения – 02.02.2019).
7.Локшина Ю.В. Традиции готического романа в творчестве Айрис Мёрдок и Джона Фаулза): Автореф. дис. … канд. филол. наук. М., 2015.
8.Лопушинский Е. Эдгар По (Американский поэт) // Русское слово. № 11. Отд. III. СПб., 1861. URL: https://ru.wikisource.org/wiki/Эдгар_Поэ_(Американский_поэт)_(Лопушински й) (дата обращения – 01.01.2025).
9.Луначарский, А. В. Виктор Гюго. Творческий путь писателя / А. В. Луначарский. – М. : Гослитиздат, 1931, – 320 с.
10.Михайлов, А. Д. Страницы истории французской литературы Нового времени / А. Д. Михайлов. – М. : ЯСК, 2016. – 840 с.
11.Михалева Е. С. Изучение категории страха в литературоведении Актуальные вопросы научной и научно-педагогической деятельности молодых учёных. – М.: Изд-во Московского гос. обл. ун-та. – 2015. – С. 39–46.
12.Мойсик Н. Г. Страх как объект эстетической рефлексии в пародиях на готический роман // Известия Южного федерального университета. Филологические науки. – 2015. – №2. – С. 17–25
13.Моруа, А. Олимпио, или жизнь Виктора Гюго / А. Моруа. – М. : Беларусь, 1980. – 476 с.
14.Муравьёва, Н. И. Виктор Гюго / Н. И. Муравьёва. – М. : Молодая гвардия, 1961. – 383 с.
15.Напцок Б. Р. Специфика образа «готического» злодея в романе М. Г. Льюиса «Монах» // Вестник АГУ. – 2015. – Вып. 4 (168). – С. 104–110.
16.Паевская, А. Н. Виктор Гюго: Его жизнь и литературная деятельность / А. Н. Паевская. – М. : Книга, 2011. – 154 с.
17.Помогаева, А. Д. Французская литература / А. Д. Помогаева. – М. : Престо, 2004. – 448 с.
18.Пушкина А. А. Готический роман и зарождение неоготического направления в культуре // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. – 2015. – Т. 2, Вып. 2. – С. 319–330.
19.Разумовская О. В. Понятие о готическом и неоготическом стиле в контексте истории литературы // Вестник российского университета дружбы народов. – 2014. – № 4. – С. 48–53.
20.Разумовская О. В. Понятие о готическом и неоготическом стиле в контексте истории литературы // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия Литературоведение, журналистика. – 2014. – Т.4. – С. 48–53.
21.Селиванова Д. И. Мифология как основа произведений в жанре ужасов // Вопросы науки и образования. – 2020. – №7. – С. 81–84.
22.Сорочан А. Ю. О тайнах бытия: «эзотерика» и «мистика» в русской литературе // Все секреты мира: тайны в литературе и искусстве. – СПб.: Издательство Марины Батасовой. – 2017. – С. 11–20.
23.Сосновская А. Я. Готика – пережиток прошлого или актуальная реальность // Студенческий форум. – 2020. – №34-1 (127). – С. 11–13.
24.Чверко С. Ю. Особенности хронотопа в «страшных» новеллах Серебряного века // Вестник Костромского гос. ун-та. – 2016. – №3. – С. 125–130.
25.Чекалов К. А. Популярно о популярной литературе. Гастон Леру и массовое чтение во Франции в период «прекрасной эпохи». – М.: Дело, 2018. – 367 с.
26.Черномазова М. Ю. Традиции готической литературы в творчестве Чарльза Диккенса: автореф. дисс. … д-ра филол. наук. – М., 2010. – 16 с.
27.Черняк М. Массовая литература в понятиях и терминах. – М.: Флинта, 2021. – 192 с.
28.Шудейко М. Н. Понятие мистического в литературе и его отражение в прозе // Вестник Минского гос. лингвистического ун-та. Серия 1: филология. – 2022. – №3 (118). – С. 88–95