Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования, которая рассматривается в данной дипломной работе, связана с тем, что современные психологи далеко не всегда отвечают требованиям, которые существуют к их личности и отношению к профессиональной деятельности, что может привести не просто к оказанию некачественной помощи клиентам и пациентам, но и нанести существенный вред людям, которые доверяют психологу собственные проблемы, а также психике самого специалиста, для которого подобная деятельность может быть некомфортной и опасной.
Каждый психолог, который осуществляет свою профессиональную деятельность достаточно давно, сам чаще всего нуждается в психологической помощи, которая должна в обязательном порядке ему оказываться, иначе он не сможет эффективно и безопасно для себя продолжать выполнять функциональные обязанности. Характерологические особенности психолога формируются по особому пути, ведь ему приходится постоянно «впитывать» в себя различный негатив, который нужно каким-то образом устранять, а далеко не все психологи, в силу своего характера, умеют это делать или будут этим заниматься.
Степень разработанности проблемы. Проблема влияния характера на качество профессиональной деятельности психолога достаточно редко описывается в научной литературе. Существуют лишь отдельные исследования, посвященные данной тематике, однако этого недостаточно для формирования критериев профессионального отбора психологов, который нужно проводить в практической деятельности.
В настоящей работе проанализирован ряд монографий, диссертаций, учебников и учебных пособий, а также анализ научных статей, материалов конференций и интернет-ресурсов, каждый из которых предоставляет теоретическую информацию, а также методическое обеспечение для проведения эмпирического исследования.
Цель дипломной работы – выявить взаимосвязь характера и профессиональной деятельности психологов
Объект дипломной работы – характер и профессиональная деятельность психологов
Предмет дипломной работы – Взаимосвязь характера и профессиональной деятельности психолога.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд задач исследования:
1. Рассмотреть понятие характера в психологии.
2. Охарактеризовать особенности профессиональной деятельности психолога.
3. Выявить факторы развития профессиональной деятельности психолога.
4. Описать организацию исследования и дать характеристику выборки.
5. Выбрать и обосновать методики для проведения эмпирического исследования.
6. Провести диагностику характера личности психологов.
7. Оценить качество профессиональной деятельности психологов.
8. Проанализировать взаимосвязь характера и профессиональной деятельности психолога.
Гипотезы исследования:
1) Существуют взаимосвязь характера и качества профессиональной деятельности психологов.
2) Особенности характера различаются у психологов с высоким и низким качеством профессиональной деятельности.
Методы исследования:
– анализ научной литературы;
– обобщение и классификация;
– сравнительный анализ;
– экспертная оценка и тестирование;
– методы математической статистики (расчет непараметрического t-критерия Стьюдента, вычисление коэффициента корреляции по Пирсону).
Теоретическую основу исследования составили работы таких авторов как: Т.С. Тимофеева, И.П. Березовская, В.Н. Панферов и др.
База исследования: Русская ассоциация психоаналитически-ориентированной психотерапии (Москва).
Теоретическая значимость исследования связана с проведением анализа научной литературы по проблеме изучения теоретических аспектов изучения взаимосвязи характера и профессиональной деятельности психолога. Собранный теоретический материал может быть полезен для продолжения и расширения научных исследований в данной сфере.
Практическая значимость исследования обусловлена проведением эмпирического исследования, направленного на определение данной взаимосвязи посредством сравнения результатов экспертной оценки деятельности психологов и диагностики особенностей их характера.
Научная новизна исследования основана на формировании рекомендаций по коррекции деструктивных характерологических черт и акцентуаций для психологов.
Структура исследования. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, практических рекомендаций, а также списка использованных источников и литературы.
В первой главе, «Теоретические аспекты изучения взаимосвязи характера и профессиональной деятельности психолога», раскрыто понятие характера в психологии, изучены особенности профессиональной деятельности психолога, а также определены факторы развития профессиональной деятельности психолога.
Во второй главе, «Эмпирическое исследование взаимосвязи характера и профессиональной деятельности психолога
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
I. Учебники, монографии, диссертации, статьи
1. Абрамова Г.С. Практическая психология: учебник для студентов вузов и ссузов. – М.: Прометей, 2018. – 538 с.
2. Бачков И.В. Введение в профессию «психолог». – М.: Эксмо,2019. – 464с.
3. Башкина Е.В., Хрусталева Т.А. Профессиональное "я" как показатель личностной зрелости субъекта профессиональной деятельности. В сборнике: Профессиональное образование сотрудников органов внутренних дел. Педагогика и психология служебной деятельности: состояние и перспективы: сборник материалов III Международной конференции. – 2019. – С. 179-183.
4. Березовская И.П. Введение в профессию психолога: этический компонент. Учебное пособие. – СПб.: ФГБОУ ВПО ПГУПС, 2015. – 49 с.
5. Гасанова Г.А. Теории личности как важный компонент работы практического психолога // Евразийский союз ученых. – 2017. – № 2(35). – С. 49–52.
6. Гильфантинова Р.В. Психолого-педагогическая модель формирования готовности психологов-консультантов к профессиональной деятельности. Дисс. на соиск. уч. ст. к. психол. н. – М., 2020. – 187 с.
7. Горская Ю.М. Особенности развития личности в подростковом возрасте // Молодой ученый. – 2020. – № 43 (333). – С. 71–73.
8. Данилина М.О., Луцкович Е.В., Макарова У.С., Романова Н.В. Профессионально значимые черты личности практического психолога // Форум молодых ученых. – 2019. – № 4 (32). – C.277–280.
9. Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Психология труда, профессиональной информационной и организационной деятельности. – М.: Академический проспект, 2020. – 848с.
10. Евлоева М.А. Особенности человеческого характера» // Научные исследования. – 2018. – С. 1–4.
11. Елисеев О.П. Конструктивная типология и психодиагностика личности. – Псков: Восток, 2014. – 222 с.
12. Калинина О.В. Активность личности как смысловое назначение // Мир науки, культуры, образования. – 2015. – № 2 (51). – С. 290-293.
13. Кречмер Э. Строение тела и характер. – М.: Педагогика-пресс, 1995. – 607 с.
14. Моисеева Т.А., Юртаева Ю.О. Акцентуированные черты характера // Молодой ученый. – 2019. – № 4 (242). – С. 161–164.
15. Морозова Е.А. Особенности понимания категории "личность" в отечественной психологической науке. // В сборнике: Научные труды Самарской Духовной семинарии Сборник статей. – Самара, 2014. – С. 153-172.
16. Панферов, В.Н. Введение в профессию: психолог. Учебник и практикум для ВУЗов. – М.: Издательство Юрайт, 2024. – 291 с.
17. Психология профессионального здоровья / под ред. Г.С. Никифорова. – СПб.: Питер, 2006. – 607 с.
18. Родермель Т.А. Этические принципы в работе психолога-консультанта // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. – 2022. – Т. 11. – № 2А. – С. 121–127.
19. Самоукина Н.В. Карьера без стресса. – СПб., 2018. – 256 с.
20. Смык А.А. Особенности переживаний в профессиональной деятельности педагогов-психологов в период развития профессионала. В сборнике: Социально-психологические вызовы современного общества. Проблемы. Перспективы. Пути развития. Материалы VIII Международной научно-практической конференции. – Брянск, 2023. – С. 218–221.
21. Сотсков Ю.В. Профессиональная этика и нейтральность в работе психолога-консультанта: стратегии поддержания объективности // Молодой ученый. – 2024. – № 20 (519). – С. 600–601.
22. Тимофеева Т.С. Особенности структуры профессиональной идентичности психолога на разных этапах карьерного роста. Монография. – Волгоград: Сфера, 2022. – 220 с.
23. Черникова К.С. Специфика профессиональной деятельности психолога // Символ науки. – 2015. – №11. – С. 226–227.
24. Чернова А.Д. Сущность профессиональной этики психолога // Молодой ученый. – 2020. – № 49 (339). – С. 527–529.
25. Чупина, В.А. Акмеология профессионального образования: учебное пособие / В.А. Чуприна. – Екатеринбург: Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2019. – 97 с.
26. Шадриков В.Д. Мазилов В.А. Общая психология: Учебник для академического бакалавриата. – М.: Юрайт, 2017. – 411 с.
27. Шингаев С.М., Никифоров Г.С., Водопьянова Н.Е. Психология профессионального здоровья. – СПб.: Питер, 2020. – 607 с.
28. Шмелев А.Г., Взорин Г.Д., Рыбникова М.К. Шестифакторная модель личности на базе психосемантического исследования русскоязычной лексики личностных черт // Организационная психология. – 2021. – Т. 11. № 3. – С. 92–105.
29. Юсупова И.Н. Профессиональная этика психологов: Учебное пособие. – М.: РУТ (МИИТ), 2019. – 67 с.
II. Интернет-ресурсы
30. Бозаджиев В.Л. К вопросу о профессиональной некомпетентности и профессиональной беспомощности психолога // Вестник Челябинского государственного университета. Серия «Образование и здравоохранение». – 2020. – № 2–3 (10–11). – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44614085 (дата обращения: 13.11.2024).
31. Власова А.А., Ротанова В.А., Торопова А.И., Сочнева А.С., Голованова С.О. Личность и характер человека // Современные научные исследования и инновации. – 2019. – № 12. – URL: https://web.snauka.ru/issues/2019/12/90676 (дата обращения: 13.11.2024).
32. Дрбоян А.Г. Особенности проявления характера в подростковом возрасте // Материалы VI международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». – 2014. – URL: https://scienceforum.ru/2014/article/2014003713?ysclid=m3jb3jnfrs686052924 (дата обращения: 13.11.2024).
33. Забродин Ю.М., Пахальян Э.В. Проблемы оценки соответствия профессиональной деятельности практических психологов требованиям внедряемых стандартов (еще раз об экспертах и экспертизе в практической психологии) // Психолого-педагогические исследования. – 2018. Т. 10, № 2. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35132560 (дата обращения: 13.11.2024).
34. Игнатьева Л.С. Понятие и структура характера // Материалы IX международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». – 2017. – URL: https://scienceforum.ru/2017/article/2017035839?ysclid=m3jak1ozcu972214215 (дата обращения: 13.11.2024).
35. Клюева Н.В., Армашова А.Б., Руновская Е.Г. Этические принципы в психологическом консультировании // Материалы II международной конференция по консультативной психологии и психотерапии, посвященной памяти Федора Ефимовича Василюка. – М.: Издательство Психологического института РАО, 2020. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44208983 (дата обращения: 13.11.2024).
36. Косарева А.Б. Специалист-психолог: важнейшие сферы профессиональной деятельности, личностные качества, особенности их оценки // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. – 2007. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/spetsialist-psiholog-vazhneyshie-sfery-professionalnoy-deyatelnosti-lichnostnye-kachestva-osobennosti-ih-otsenki?ysclid=m3jvwa98a0621703671 (дата обращения: 13.11.2024).
37. Крапивная Е.В. К вопросу о факторах формирования характера человека // Вестник магистратуры. – 2016. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-faktorah-formirovaniya-haraktera-cheloveka?ysclid=m3jb05nj57204888398 (дата обращения: 13.11.2024).
38. Макушкина О.М., Денисова О.В. Особенности развития психолога как группового субъекта профессиональной деятельности // Педагогический журнал Башкортостана. – 2011. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-razvitiya-psihologa-kak-gruppovogo-subekta-professionalnoy-deyatelnosti?ysclid=m3jyayhwan142911802 (дата обращения: 13.11.2024).
39. Методика диагностики эмпатии (И.М. Юсупов) // Psyera. – 2015. – URL: https://psyera.ru/metodika-diagnostiki-empatii-i-m-yusupov_9172.htm (дата обращения: 14.12.2024).
40. Овчинников, Б.В., Тюряпина, И.В. Проблема диагностики акцентуаций личности: опросник акцентуированных радикалов // Психология. Психофизиология. – 2016. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-diagnostiki-aktsentuatsiy-lichnosti-oprosnik-aktsentuirovannyh-radikalov?ysclid=m3is5bqrww29576237 (дата обращения: 14.11.2024).
41. Петровская Т.Ю., Перевозкина Ю.М. К вопросу о профессионально важных качествах психологов как детерминантах успешности профессиональной деятельности // SMALTA. – 2021. – № 2. – URL: https://repo.nspu.ru/bitstream/nspu/4078/1/k-voprosu-o-professionalno-vazhn.pdf?ysclid=m3jw2z9d9z344896335 (дата обращения: 13.11.2024).
42. Ткаченко Н.С., Парамонова Ю.А. Профессионально важные качества психолога служебной деятельности как условия его профессионализма // Сборник научных статей по итогам проведения международного круглого стола «Психологическое сопровождение личностно-профессионального самоопределения и развития на различных этапах становления профессионала». – Белгород: Эпицентр, 2018. – URL: https://elibrary.ru/item. asp?id=42420733 (дата обращения: 13.11.2024).
43. Фахрисламова Р.Ш. Некоторые аспекты формирования взглядов на понятие и структуру характера в российской психологии // Аллея Науки. 2023. – URL: https://alley-science.ru/domains_data/files/4May2023/NEKOTORYE%20ASPEKTY%20FORMIROVANIYa%20VZGLYaDOV%20NA%20PONYaTIE%20I%20STRUKTURU%20HARAKTERA%20V%20ROSSIYSKOY%20PSIHOLOGII.pdf (дата обращения: 13.11.2024).
44. Чихачев М.В., Алещенко М.В. К вопросу о структуре характера и его развития // Мир науки, культуры, образования. – 2015. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-strukture-haraktera-i-ego-razvitiya?ysclid=m3j9m9mb38362043118 (дата обращения: 13.11.2024).
45. Шамардина М.В., Ральникова И.А., Петухова Е.А. Психология характера. Учебное пособие. – Барнаул: Издательство Алтайского государственного университета, 2020. – URL: file:///C:/Users/пк/Downloads/book.pdf (дата обращения: 13.11.2024).
46. Ярылкова А.А. Некоторые аспекты формирования взглядов на понятие и структуру характера в российской психологии // Аллея науки. – 2023. – № 5 (80). – URL: file:///C:/Users/пк/Downloads/NEKOTORYE%20ASPEKTY%20FORMIROVANIYa%20VZGLYaDOV%20NA%20PONYaTIE%20I%20STRUKTURU%20HARAKTERA%20V%20ROSSIYSKOY%20PSIHOLOGII.pdf (дата обращения: 13.11.2024).