Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Существование проблемы эмоционального выгорания в профессиональной деятельности (профессионального выгорания) личностей социально ориентированных профессий, становится всё более острой, учитывая общую стрессогенность окружающего мира и нагрузку на личность со стороны социума и окружающего пространства (В.А. Бодров, Л.Г. Дикая, А.Б. Леонова, В.И. Медведев).
Профессиональная деятельность оказывает значимое влияние на субъекта трудовой деятельности. Проблема профессионального выгорания и профессиональной деформации особенно актуальна для специалистов, которые находятся в пространстве социального взаимодействия и коммуникации с человеком – это психологи, социальные работники, педагоги, медики, специалисты-дефектологи, работники правоохранительных органов и МЧС и мн.др.
Специалисты сферы социального обслуживания в своей деятельности имеют риск возникновения профессионального выгорания в силу наличия многих факторов, которые могут повлиять на развитие личности специалиста привести к профессиональной деформации. В работе специалиста сферы социального обслуживания немало «работы с болью». Специалист может на эмоциональном уровне испытывать определенное эмоциональное истощение в силу запроса активного, включенного взаимодействия с другими людьми.
Ещё одним фактором риска возникновения выгорания для специалиста сферы социального обслуживания является то, что работа специалистов здесь предполагает высокий уровень моральной ответственности. Кроме того, это те профессии, в которых невозможно оставаться равнодушным, это профессия с высокой включенностью субъект-субъектного взаимодействия.
Работа специалиста сферы социального обслуживания предполагает высокое количество стрессов, необходимость решения сложных этических проблем (между, например, сохранением ребенка в семье с аддиктивными родителями и изъятием ребенка в государственное учреждение и др.).
Реакции, которые являются маркерами профессионального выгорания – это снижение удовлетворенности от работы, высокий уровень тревожности, снижение эмоционального фона, снижение настроения, депрессивное состояние, энергетическое истощение и т.д. Все это приводит к снижению эффективности работы и снижению психосоматического здоровья. Для отдельного специалиста выгорание становится болезненной проблемой, в масштабе же организации стресс и выгорание сотрудников приводят к снижению эффективности работы и потере качественных специалистов.
Эдвардс Н.М. подчеркивает актуальность развития сегодня т.н. надпрофессиональных навыков, позволяющих повысить эффективность профессиональной деятельности и обеспечить профилактику профессионального выгорания.
Вопросами траектории развития личности в профессиональном отношении, занимались: Е.А. Климов, А.К. Маркова, Л.М. Митина, Ю.П. Поваренков, Э.Э. Сыманюк. Авторы отмечают, что развитие профессионализма – лишь один из векторов движения, наряду с ним, специалисты вынуждены выделять варианты негативного влияния профессии на личность профессионала (С.П. Безносов, Р.М. Грановская, Э.Ф. Зеер, Е.И. Рогов и др.). Именно данные авторы рассматривали особенности появления и проявления профессиональных деформаций, в частности, синдрома профессионального выгорания. С.П. Безносов подтверждает, что здесь в зоне психологического риска нередко оказываются профессии «социономического типа» (учитель, психолог, социальный работник, врач).
Высокая интенсивность деятельности специалиста сферы социального обслуживания, нехватка времени, рабочие перегрузки, сложность возникающих профессиональных ситуаций, балансировка на грани этических аспектов, являются факторами, постоянно присутствующими в работе специалиста. В результате специфика профессиональной деятельности, наслаиваясь на общие негативные тенденции в сфере отечественного социального обслуживания, все более актуализирует проблему проявления профессиональных деформаций 9.
Вышесказанное обусловливает актуальность и выбор темы данного исследования: «Развитие надпрофессиональных навыков как средство снижения риска профессионального выгорания специалистов сферы социального обслуживания».
Цель исследования: выработать рекомендации по снижению риска профессионального выгорания специалистов сферы социального обслуживания путём развития надпрофессиональных навыков.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть основные теории и понятия темы.
2. Описать симптоматику и факторы профессионального выгорания.
3. Провести анализ роли надпрофессиональных навыков как средства снижения риска профессионального выгорания для специалистов социального обслуживания.
4. Провести эмпирическое исследование развития надпрофессиональных навыков для снижения риска выгорания в деятельности специалистов социального обслуживания на основе исследования специалистов социальной сферы Г.Барнаула.
Объект исследования: надпрофессиональные навыки у специалистов социальной сферы.
Предмет исследования: направления развития надпрофессиональных навыков у специалистов социальной сферы как средство снижения риска их профессионального выгорания.
Гипотеза исследования:
Фрагмент для ознакомления
3
1. Ахмерова, С.Г. Профессиональный стресс и особенности состояния здоровья педагогов / С.Г. Ахмерова // Профессиональный и организационный стресс: диагностика, профилактика и коррекция. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – Астрахань: «Астраханский университет». – 2011. – С.56 –58.
2. Адеева, Т.Н. Характеристика компонентов психологической готовности к инклюзии родителей детей с ОВЗ / Т.Н. Авдеева // Комплексное сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра. Сборник материалов II Всероссийской научно-практической конференции. – М.: ФРЦФГБОУ ВО МГППУ, 2017. – 456 с. – С.391 – 397.
3. Белоусова, Н.С. Методы психологической диагностики учеб.пособие / Н.С. Белоусова, С.Л. Алмазова. – Екатеринбург, 2010. – 116 с.
4. Бойко, В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении / В.В.Бойко. – СПб.: Сударыня, 1999. - 28 с.
5. Бойко, В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других / В.В.Бойко. – М.: Филинъ, 1996. – 336 с.
6. Баланев, Д.Ю. Рефлексивное обеспечение психологического знания и самопознания / Д.Ю.Баланев, Е.В. Бредун, М.А. Подойницина и др. – Томск: Томский государственный университет (ТГУ), 2023. — 172 с.
7. Васюк, А.Г. Проблема адаптации военнослужащих в системе подготовки социальных работников в современных условиях развития общества: монография / А. Г. Васюк ; под ред. Т. Е. Мальцевой ; ФГБОУ ВО «ЛГПУ». – Луганск : КНИТА, 2023. – 196 с.
8. Выготский, Л.С. Психология развития человека / Л.С. Выготский. – М.: Эксмо, 2005. – 1136 с.
9. Водопьянова, Н.Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова. – СПб.: Питер, 2005. – 336 с.
10. Гордиенко, Н.В. Профессиональные деформации личности как результат развертывания существующих предпосылок в условиях профессиональной деятельности / Н.В.Гордиенко // Научные проблемы гуманитарных исследований. – 2008. – Вып. 6. – С. 20-28.
11. Джазыкбаева, Б.К. Стратегическое управление организацией в сфере социального обслуживания населения. Дисс.док.филос. (PhD) : Менеджмент. — Карагандинский экономический
университет Казпотребсоюза . — Караганды : 2016. — 152 с.
12. Засядько, К. И. Профессиональное выгорание как фактор нарушения профессиональной адаптации социальных работников / К.И.Засядько, Л. М. Тафинцева, С.Е. Маскалянова и др. // Ярославский педагогический вестник. 2024. № 2 (137). С. 203–211. http://dx.doi.org/10.20323/1813-145X-12.2024-2-137-203. https://elibrary.ru/SLPRHA
13. Зуева, Н.Л. Социальное обслуживание населения: административно-правовое регулирование. Монография / Н.Л.Зуева. – Воронеж : Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2013. – 216 с.
14. Комаревцева, И.В. Проявления синдрома эмоционального выгорания у педагогов системы специального (коррекционного) образования / И.В.Комаревцева // Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – Астрахань: Астраханский университе». – 2011. – С. 121-124.
15. Кузьмина, Ю. М. Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности специалистов социальной работы: проявление и профилактика: монография / Ю.М.Кузьмина. – Казань: ЮЛУ, 2007. - 154 с.
16. Лазарус, Р.С. Теория стресса и психофизиологические исследования. Эмоциональный стресс /Р.С. Лазарус. – Л.: ЛГУ, 1970. – 288 с.
17. Леонтьев, А.Н. Лекции по общей психологии: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Психология» / под ред. Д.А. Леонтьева, Е.Е. Соколовой. – М.: Смысл: Academia, 2010. – 509 с.
18. Логинова, С.Л. Надпрофессиональные компетенции основа формирования будущего выпускника / С.Л. Логинова // Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании : материалы 25-й Международной научно-практической конференции, 07-08 апреля 2020 г., Екатеринбург. - Т. 2 / Рос. гос. проф.-пед. ун-т. - Екатеринбург : Издательство РГППУ, 2020. - С. 60-62.
19. Маркова, А.К. Психология профессионализма / А.К.Маркова. – М.: Знание, 1996. – 308 с.
20. Медведева, Г. П. Социальная работа как вид деятельности общества : монография / Г. П. Медведева. – М. : Издательство РГСУ, 2017. – 250 с.
21. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л.Рубинштейн. – М.: Питер, 2012. – 705 с.
22. Ронгинская, Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях / Т.И. Рогинская // Психологический журнал. – 2002. – Т. 23. – № 3. – С. 85-95.
23. Сайбулаева, Д.Г. Особенности проявления синдрома «эмоционального выгорания» педагогов / Д.Г. Сайбулаева, П.М. Кагирова // Мир науки, культуры, образования. – 2018. – № 3 (70). – С. 368-371.
24. Селье, Г. Стресс без дистресса / Г.Селье . – М.: Прогресс, 2002. – 123 с.
25. Староверова, М.С. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ. Методическое пособие / М.С. Староверова. – М.: Владос, 2018. – 171 с.
26. Сырямкина, Е. Г. Практика развития надпрофессиональных компетенций студентов в современном университете / Е.Г. Сырямкина, Т.Б. Румянцева, Е.Ю. Ливенцова // Образование и наука. 2016. № 7. С. 117-135. https://doi.org/10.17853/1994-5639-21-2016-7-117-135
27. Титова, М.О. Стратегии самообладания участковых уполномоченных полиции с разным уровнем профессионального выгорания / М.О.Титова. М.: Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации имени В.Я. Кикотя. — М., 2023. — 209 с.
28. Старченкова, Е.С. Психологические факторы профессионального выгорания. Дис.канд. психол. наук / Е.С.Старченкова. – Санкт-Петербург, 2002. – 173 с.
29. Тимофеева, М. Г. Профессиональное выгорание у социальных работников / М.Г.Тимофеева // Вестник СВФУ, №1 (29). – 2023. С.64-73.
30. Удовик, С.В. Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности / С.В. Удовик, А.В. Молокоедов, И.М. Слободчиков. – М.: Левъ, 2018. – 160 с.
31. Фролов, С.С. Общая социология. Учебник / С.С. Фролов – М.: Проспект, 2010. – 432 с.
32. Хван, А.А. Некоторые особенности диагностики выгорания педагогов / А.А.Хван, Т.Н.Чиркова // Профессиональный и организационный стресс: диагностика, профилактика и коррекция. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – Астрахань: Астраханский университет, 2011. – 207 с.
33. Шелковникова, Н.И. Основные характеристики деструкции, деформации и профессионального выгорания специалистов социономических профессий / Н.И.Шелковникова // Профессиональный и организационный стресс: диагностика, профилактика и коррекция. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – Астрахань: Издательский дом Астраханский университет, 2011. – 207 с.
34. Шевцова, Т.Н. Синдром эмоционального выгорания у педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья / Т.Н.Шевцова, Н.Н.Коровушкина // Проблемы современного педагогического образования. – 2018. – № 4 (59). – С. 477-482.
35. Эдвардс, Н.М. Развитие зарубежного высшего образования : общемировые тренды : монография /Ю.С. Перфильев, И.. Плотникова, Н.М. Эдвардс. – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2015. – 180 с.
36. Эдвардс Н.М. Гибкие формы обучения в зарубежном профессиональном образовании / Н.М.Эдвардс // Профессиональное образование. Вып. 2 (36) — Минск: РИПО, 2020. – С. 8-13.