Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В современной системе образования всё больше и больше внимания уделяется вопросу учебной мотивации школьников.
Особенно остро этот вопрос встает в условиях начальной школы, так как учащиеся младшего школьного возраста еще не в полной мере способны организовать свою деятельность самостоятельно, их приоритеты за них расставляют родители и учителя, а учебные задания становятся рутиной и тем, что должно быть выполнено во избежание наказания. Эти и другие условия приводят нас к тому, что многие школьники выпускаются из начальных классов с потухшими глазами и совершенным непониманием того, зачем им учиться в школе. Хотя те же школьники еще несколько лет назад мечтали попасть в первый класс, стать взрослыми, познать этот мир.
Эта проблема волнует многих педагогов и исследователей в образовании, они же предлагают множество вариантов решения данного вопроса: устройство позитивной обстановки в классе, предоставление большей самостоятельности учащимся, использование интерактивных и ИКТ-технологий, большее вовлечение родителей в образовательный процесс и многое другое.
Вопросы развития мотивации неоднократно поднимались в отечественной научной литературе такими известными психологами как А.Лазурский, Н.Н. Ланге, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский – одни из первых, кто начал изучать вопрос о формировании мотивации у детей младшего возраста.
Формирование мотивации у учащихся начальной школы возможно при изложении материала, который будет вызывать интерес у младших школьников. Необходимо создать условия, при которых школьникам будет комфортно и интересно учиться.
Огромное влияние на успешность учебной деятельности оказывает мотивация – (от лат. «Movere» – двигаю) – побуждение к действию, поиск средств и способов, которые бы способствовали прочному, осмысленному усвоению знаний обучающимися.
Таким образом, анализ показывает, что в современной науке достаточно представлены теоретические исследования данной проблемы. В то же время, практических работ по определению особенностей учебной мотивации детей младшего школьного возраста, явно недостаточно.
Одним из эффективных средств формирования мотивации у младших школьников является проблемное обучение. Именно оно развивает мышление учащихся, повышает их интеллектуальный уровень, способствует активной мыслительной деятельности и развитию познавательного интереса.
Одним из эффективных подходов к формированию интереса у учащихся является предоставление им возможности решать задачи, которые находятся в пределах их возможностей, позволяя им самостоятельно изучать предмет. Этим заданиям должны быть присущи трудности, побуждающие учащихся активно искать решения. Представляя конкретные проблемные сценарии в классе, учителя могут повысить мотивацию учащихся и стимулировать их когнитивные способности. Когда учащиеся сталкиваются с запутанной ситуацией, которая вызывает вопросы, это служит катализатором продуктивного мышления, побуждая их найти выход из затруднительного положения. Процесс вовлечения в проблемную ситуацию и ведения диалога для ее разрешения способствует интеллектуальному росту. Создание таких ситуаций основано на использовании образовательных задач, которые могут принимать форму проблем, заданий или вопросов.
Современные исследователи также уделяют большое внимание решению проблемы формирования учебной мотивации младших школьников, однако, недостаточно изучена и обоснована эффективность проблемного обучения при формировании учебной мотивации.
Проблема исследования: Какова эффективность применения проблемного обучения для стимулирования мотивации младших школьников к активному участию в учебном процессе?
Цель исследования: выявить и обосновать условия формирования мотивации младших школьников к учебному действию посредством проблемного обучения.
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
- Провести анализ понятия «учебная мотивация» в психолого-педагогических исследованиях;
- Изучить возрастные особенности формирования мотивации к учебному действию у младших школьников;
- Рассмотреть понятие «проблемное обучение» в психолого-педагогической литературе и его возможности в качестве средства развития мотивации младших школьников;
- Провести опытно-экспериментальное исследование условий формирования мотивации младших школьников к учебному действию средствами проблемного обучения и определить его эффективность.
Объект: мотивация к учебному действию у младших школьников.
Предмет: проблемное обучение как средство развития мотивации младших школьников.
Теоретико-методологическая основа исследования: труды Д.Б. Эльконина, А.К. Маркова, направленные на изучение особенностей формирования мотивации к учебному действию у младших школьников.
Методы исследования: анализ и классификация информации, беседа, наблюдение, опрос, качественный и количественный анализ.
Нами использовались следующие методики:
1. Методика Н.Г. Лускановой «Учебная мотивация школьников», направленная на выявление уровня учебной мотивации младших школьников;
2. Методика А.А. Горчинской «Познавательная активность младшего школьника», направленная на выявление познавательной активности младших школьников;
3. Методика Н.В. Елфимовой «Лесенка побуждений», направлена на выявления наиболее важных мотивов обучения для младших школьников.
База исследования: ****
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К УЧЕБНОМУ ДЕЙСТВИЮ СРЕДСТВАМИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ
1.1. Анализ понятия «учебная мотивация» в психолого-педагогических исследованиях
Понятие мотивация является общим и широким, оно было проанализировано в трудах таких ведущих исследователей, как А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Х. Хекхазуен и другие.
Мотивация является одной из основных проблем в педагогике, так как является ведущим фактором в построении учебного процесса и отвечает за заинтересованность детей на занятии. Одной из часто встречаемых видов мотивации является именно учебная мотивация, ее важность определяется тем, что именно она представляет решающий фактор в желании учиться, а также делать это успешно [5].
Вопросами по теме учебной мотивации в настоящее время занимается значительный круг исследователей не только отечественных, но и зарубежных педагогов. В работах таких ученых, как, М.В. Бывшевой, Е.А. Быкова, Т.В. Газизовой, В.М. Галкиной, С.В. Гани, Е.С. Зобниной, И.Ю. Кулагиной, М.В. Матюхиной, Ю.А. Степановой и других исследователей, рассматриваются проблемы, связанные с разработкой концепций, методик и технологий формирования учебной мотивации.
Так, в современной жизни роль обучения стала одной из главных, а дети очень часто не имеют желания учиться и не заинтересованы в этом.
Мотивы в учебном процессе обычно представлены комплексами, и редко бывает так, что участвует только один мотив. Существуют различные типы учебных мотивов: внешние и внутренние, социальные и познавательные.
Нередко под внешними мотивами понимаются социальные мотивы, а под внутренними – познавательные. Социальные (внешние) мотивы [2] направлены на другого человека и имеют место при взаимодействии ученика с окружающими. Эти мотивы исходят от друзей, семьи, наставников, социума. С дошкольного возраста данные мотивы формируются родителями, а после поступления в начальную школу – учителем. Прививаются они путём общественного мнения, или даже давления, требованиями от значимых взрослых и сверстников, чье уважение стремится заслужить учащийся. Благодаря этому типу мотивов в ребенке формируется потребность в коммуникации с окружающими – наставниками и одноклассниками, а также воспитывает личностные качества, такие как чувство долга и ответственность. Влияют на желание ребенка отличаться от сверстников, а также заслужить похвалу и одобрение.
Внутренние (или познавательные) же мотивы вынуждают ученика самосовершенствоваться, направляют фокус внимания на предмет изучения, чем способствуют успешной познавательной деятельности [15]. Данная группа мотивов доминирует среди детей младшего школьного возраста несмотря на то, что и внешние, и внутренние мотивы могут быть ведущими в ученической деятельности. Познавательные мотивы являются показателем цели освоения учебного материала при создании учебной мотивации на уроках различных предметов. Они способствуют повышению уровня самостоятельности учеников в контексте работы с информацией, удержания познавательного интереса.
Желание ребенка утвердиться в обществе, укрепить свой социальный статус, быть принятым друзьями и сверстниками, также чувство долга и ответственности, выбор профессии и т.д. считаются социальными мотивами. А желание ребенка приобретать новые знания, изучать новые предметы, получать удовольствие от процесса и результата обучения и т.д. считаются познавательными мотивами.
Содержание сферы мотивации младших школьников разнообразно.
Процесс обучения, в большинстве случаев, характеризуется не только одним мотивом, а целым комплексом разных мотивов, которые комбинируются между собой и дополняют друг друга. Такие мотивы находятся в определенном соотношении между собой. И.В. Дубровина предложила еще одну классификацию мотивов учения:
I. Мотивы «понимающие» и реально действующие – учащиеся осознают, что необходимо учиться, но это еще может не побуждать ребёнка включаться в ход учебного процесса.
II. Мотивы ведущие и второстепенные – одни мотивы оказывают более значимое воздействие на обучение, чем иные мотивы.
III. Мотивы, формируемые обучением – такие мотивы напрямую взаимосвязаны с содержанием и процессом учебной деятельности. К ним относят мотивы благополучия, связанные со стремлением во что бы то ни стало получить хорошую оценку, удостоиться одобрения родителей; и престижные мотивы, связанные с желанием выделиться среди одноклассников, занять более выгодное положение в группе. В соответствии с теорией деятельности развитие мотивационной сферы происходит в случае, если «норма деятельности соответствует имеющейся потребности». Из чего можно заключить, что ребёнку следует предлагать деятельность, которая бы соответствовала его потребностям.
Для поддержания и развития учебной мотивации учащегося требуются такие средства, как определенный уровень самостоятельности, успешность осуществляемых действий, постоянное поддержание положительной обратной связи, сформированность нравственных качеств.
Помимо вышеописанных классификаций, мотивы могут быть устойчивыми и ситуативными, последние требуют постоянного внешнего стимула и не оставляют после себя значимых изменений в структуре личности.
Именно по этой причине, одна из приоритетных задач учителя не только помочь ребенку включиться в учебный процесс, а также создать устойчивую внутреннюю мотивацию к познавательной деятельности в целом [26].
Уровни развития мотивации к учению в начальной школе выделил Шпика И.В.:
1. Отрицательное отношение к процессу обучения. На этом уровне основной мотив – избежать наказания, не допустить появление неудачи или проблемы. Ученик с таким уровнем мотивации не удовлетворен собой и педагогом, критично не уверен в себе и своих силах, преобладает низкая самооценка и низкая оценка окружающих. Отсутствие успеха и неприятности объясняются неблагоприятными внешними событиями.
2. Нейтральное отношение к учению. Ученик обладает неустойчивым, ситуативным интересом к образовательному процессу и результатам учебной деятельности. Ребенок пребывает в состоянии скуки, не понимает суть учебной ситуации, и в результате испытывает неуверенность в себе и своих силах.
3. Следующий уровень характеризуется положительным, но расплывчатым и ситуативным отношением школьника к обучению. У ученика проявляется широкий познавательный мотив, выражающийся в интересе к результатам образовательной деятельности и оценкам педагога. Широкие нерасчлененные социальные мотивы ответственности перед обществом также играют роль. Мотивация состоит в одобрении педагогов, их положительных оценках и достижении положительных результатов обучения. Однако такие мотивы остаются нестабильными.
4. Характеризуется положительным отношением школьника к процессу обучения. У ребёнка проявляются широкие познавательные мотивы и интерес к различным способам и методам получения знаний.
5. На пятом уровне школьник демонстрирует активное и творческое отношение к обучению. У него развиты устойчивые мотивы к самообразованию и самостоятельности, а также он осознаёт взаимосвязь между своими мотивами и целями. Это выражается в позитивном и творческом подходе к обучению, стремлении к саморазвитию и независимости, и понимании связи между мотивацией и целями.
6. На последнем уровне у школьника формируется личное, ответственное и активное отношение к обучению. У него развита устойчивая внутренняя позиция. Это проявляется в ответственном подходе к результатам совместной работы и в совершенствовании методов сотрудничества в учебно-познавательной деятельности. Мотивация строится на чувстве ответственности за результаты коллективного труда
Учебная мотивация имеет целый ряд факторов, например, учреждение, где осуществляется образовательная деятельность, сама организация образовательного процесса, особенности ученика (пол, возраст, его интеллектуальное развитие, его способности, самооценка, взаимодействие со сверстниками и т.д.), отношение учителя к своему предмету и к детям, а также интересно составленный сам план урока [17].
Не все учителя уделяют должное внимание формированию мотивации своих учеников. Также, встречаются учителя, которые опираются только на отрицательную мотивацию ребенка. Ребенок будет хотеть избежать неприятностей, но плохая оценка и вызов родителей в школу, например, долго работать не будут. Для того, чтобы ученик по – настоящему «включился» в работу, важно, чтобы задачи, которые перед ним ставят были ему интересны и понятны, так он примет их значимость и важность в выполнении.
Формирование мотивов учения – это, прежде всего, создание внутри учебного учреждения условий, которые будут внутренне побуждать ребенка к обучению, для дальнейшего самостоятельного формирования своей мотивации. Помогать ребенку с помощью психологически продуманных приемов очень важно, для того, чтобы перевести ребенка с безразличного или отрицательного отношения к обучению к положительному и осознанному [19].
М.И. Алексеева, Ю.К. Бабанский, Л.И. Божович и другие делят побуждающие мотивы к обучению на:
1. Познавательные; (Формирование во время обучения различных предметов в школе, овладение новых знаний, самостоятельное приобретение знаний)
2. Социальные; (Положительное отношение к учению изначально воспитываются родителями, далее – учителем. Желание ребенка быть хорошо подготовленным к будущей профессии, стремление занять определенную позицию в своем окружении)
3. Учебные. (Отдельные стороны учебной работы) [8].
Так, кроме заинтересованности младших школьников для формирования самих познавательных мотивов обязательно к рассмотрению особенности организации и построение работы учителем, применяемые им методики, приемы и т.д. Все это занимает большое значение в формировании высокого уровня мотивации младшего школьника к учебной деятельности.
Ученики могут руководствоваться не только познавательными или социальными мотивами, но также в их сочетании. Так, важно организовывать учебный процесс, где учитель ясно объясняет материал, умеет организовать самостоятельную работу школьников, сочетать в работе различные методы, способы, приемы. Использование познавательных игр, различных ситуаций, учебных обсуждений и дискуссий также занимают место в формировании мотивации школьника первого класса [11].
Чувство удовлетворения от достижения цели – один из ведущих мотивов. Это происходит от психического удовлетворения после морального напряжения, чтобы добиться результата. Так, учителю важно создавать ситуации успеха во время урока. Ситуация считается достигнутой, если ребенок сам свой результат считает успешным.
Ю.К. Бабанский выделял, что любой метод, который использует учитель в своей работе способен выполнять мотивационную функцию [9].
Также, существуют мотивы как осознанные, так и наоборот, неосознанные. Осознанные выражаются в том, что первоклассник может объяснить, какие причины побудили его к действию. А неосознанные мотивы могут лишь ощущаться. Существуют в неконтролируемых сознанием впечатлениях, которые, несмотря на все, могут быть сильным мотивом [16].
Сформированность учебной мотивации у первоклассников может быть оценена с использованием различных критериев и показателей:
1. Активность и участие в учебных занятиях: выражается в собранности, внимании к урокам, активном участии в учебном процессе.
2. Стремление к достижению целей: способность учащихся обозначить свои образовательные цели и стремление достичь их.
3. Положительное отношение к обучению: выражается в уверенности в собственных способностях, радости от новых знаний, интересе к учебе.
4. Саморегуляция и настойчивость: умение управлять своими действиями, преодолевать трудности, стремиться к достижению поставленных целей.
5. Активное общение с учителем и сверстниками: включает в себя общение, сотрудничество, умение преодолевать конфликтные ситуации с учителем и другими учениками.
6. Выраженный интерес к учебным предметам: возможность выделить предметы, вызывающие большой интерес и увлечение у учащегося.
7. Мотивация к самостоятельной учебной деятельности: способность и желание ученика работать самостоятельно, выполнять учебные задания без навязывания [30].
Эти критерии и показатели могут использоваться для комплексной оценки сформированности учебной мотивации у младших школьников и помогут выявить их уровень мотивации и готовность к обучению.
Чтобы сформировать у младших школьников мотивацию к обучению необходимо использовать различные средства, методы и приемы. Так, формируя положительную мотивацию у младшего школьника, учитель способствует формированию у детей желание достигать высоких результатов в учебе, тем самым, повышая уровень познавательной активности.
Таким образом, мотивация учебной деятельности имеет сложную структуру и является важной составляющей успешности освоения знаний учащимися. Мотивация учебной деятельности – частный вид мотивации, включенную в учебную деятельность и определяющий потребность учащегося в получении знаний. Учебная мотивация – это процесс, направляющий и
Фрагмент для ознакомления
3
1. Белоус, Е. Н Формирование учебной мотивации и её развития у современных младших школьников / Е.Н. Белоус // Смыслообразование и его контексты: жизнь, структура, культура, опыт. – 2022. – № 3. – С.15-17.
2. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды / Л. И. Божович. – М.: Институт практической психологии. – 351 с.
3. Борисенко, В. П. Интерактивные и творческие методы в организации учебного процесса (практические рекомендации): методическое пособие / В. П. Борисенко. – М.: Издательство Московского гуманитарного университета, 2017. – 82 с.
4. Виханский, О.С. Менеджмент. Учебник / О.С. Виханский, А.И. Наумов. - М.: Высшая школа, 2009. – 499 с.
5. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка / Л.С. Выготский. – М. : Смысл, 2018. – 512 с.
6. Гормоза, Т. В. Возрастная динамика успешной деятельности младших школьников / Т.В. Гормоза. Бел. гос. педагог. ун-т. - Мн., 2018. - 25 с.
7. Дементьева, Е. А. Развитие положительной мотивации учения младших школьников посредством интеллектуальных игр / Е.А. Дементьева // Школьная педагогика. – 2017. – № 1 (8). – С. 23 – 26.
8. Джумайло, П. Д. Особенности учебной мотивации в младшем школьном возрасте: динамика развития / П. Д. Джумайло // Молодой исследователь: от идеи к проекту: Материалы VI студенческой научно практической конференции, Йошкар-Ола, 26–29 апреля 2022 года. Йошкар Ола: Марийский государственный университет, 2022. – С. 133-135.
9. Долгова, В. И. Влияние памяти на успеваемость младших школьников / В. И. Долгова // Концепт. – 2015. – Т. 31. – С. 96–100.
10. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. – М.; СПб.: Питер, 2006. –508 с.
11. Карпова, Е. Е. Образовательная ценность личного смартфона для ученика начальной школы. Педагогический потенциал смартфона / Е.Е. Карпова // WORLD SCIENCE: problems and innovations: сб. ст. XXIII межд. науч.-практ. конф. Пенза: Изд-во: «Наука и Просвещение», 2018. – С. 235–239
12. Корчагина, Е. Н. Проблемы мотивации у младших школьников / Е.Н. Корчагина // Молодой ученый. – 2020. – № 9 (299). – С. 165–167
13. Крупник, И. В. Влияние свойств внимания на успеваемость младших школьников / И.В. Крупник // Концепт. 2015. – № 1. – С. 171–175.
14. Леонтьев, А. Н. Избранные психологические произведения: в 2 –х т. / А. Н. Леонтьев. – М., 1984. – 320 с.
15. Лернер, И.Я. Дидактические основы методов обучения / И. Я. Лернер. - М.: Педагогика, 1981. - 185 с.
16. Маркова, А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте / А.К. Маркова. – М.: Просвещение, 2014. – 96 с.
17. Матюшкин, А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении / А.М. Матюшкин. – М.: Директмедиа, 2010. - 392 с.
18. Махмутов, М. И. Принципы проблемности в обучении / М. И. Махмутов // Вопросы психологии. – 1984. – № 5. – С. 30 – 36.
19. Махнева, П. О. К проблеме формирования мотивации учения современных младших школьников / П.О. Махнева // Инновационные научные исследования 2022. Сборник статей II Международного научно исследовательского конкурса, Пенза, 05 июля 2022 года. – Пенза: Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г.Ю.), 2022. – С. 97-102
20. Оконь, В. Основы проблемного обучения / В. Оконь. - М.: Просвещение, 1968г. -208 с.
21. Олейник, Ю. П. Игрофикация в образовании: к вопросу об определении понятия / Ю.П. Олейник // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3. – С. 476.
22. Осипова, А. А. Цифровизация в начальной школе: психолого педагогические проблемы / А.А. Осипова // Инновационная наука: психология, педагогика, дефектология. – 2020. – № 2. – С. 125-140
23. Подласый, И. П. Педагогика / И. П. Подласый – М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 1999. – 574 с.
24. Проблемное обучение: прошлое, настоящее, будущее: коллективная монография: в 3 кн. /под ред. Е.В. Ковалевской. – Нижневартовск: НВГУ, 2019.–310 с.
25. Сорокоумова, Е.А. Развитие когнитивной сферы современных младших школьников в учебной деятельности / Е.А. Сорокоумова // Коллекция гуманитарных исследований. – 2019. – № 2. – С.6-10.
26. Толмацкая, У. В. Формирование учебных мотивов младших школьников посредством геймификации / У. В. Толмацкая // Молодой ученый. – 2021. – № 43 (385). – С. 287-289.
27. Хуторской, А.В. Проблемное обучение: советский период. //Вестник Института образования человека.– 2017 [Электронный ресурс] Режим доступа: Вестник ИОЧ (eidos-institute.ru)
28. Шапатина, О.В. Психология развития и возрастная психология: учебно-методический комплекс / О.В, Шапатина. – Самара: Уневерс-групп, 2007. – 204 с.