Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Одним из самых любимых видов творчества у младшего школьного возраста является аппликация. Освоение этого вида изобразительной техники происходит последовательно.
На современном этапе развития общества потребность в самостоятельной, свободной, разносторонней личности, способной к творческому созиданию приобретает особую значимость. Именно творчески развитая личность, с креативным мышлением, способна успешно адаптироваться и функционировать в современном информационном мире. Важным моментом в педагогике является: учет и создание новых, творческих черт личности, которые оказывают отношение к политическим, социальным и экономическим переменам в жизни общества. Для создания творческой личности необходима современная дидактика, рассматривает процесс обучения как процесс творческого познания, проходящий в самом образовании и воспитании.
Вовлечение детей в различные виды деятельности способствуют расширению и обогащению детского опыта. Все это является важнейшими предпосылками развития творческого воображения ребенка и начала его творческой деятельности.
Соответственно возникает важная задача по развитию творческого потенциала и воображения детей нового поколения, поэтому начиная с самого младшего возраста очень важно уделять внимание развитию у детей фантазии, наблюдательности, речи, а также художественных и творческих способностей.
Большим потенциалом в развитии творческих основ и воображения у младших школьников обладает системы дополнительного образования, включающая в себя разнообразные кружки и секции, в том числе и занятия аппликацией.
Выполнение аппликаций помогает младшему школьнику не только в развитии воображения и мелкой моторики, но и в формировании навыков работы с разными материалами, умения работать как индивидуально, так и в команде, способствует более глубокому погружению в тему занятия.
Аппликация — это разновидность изотехники, которая основывается на создании сюжетной композиции при помощи бумажных, тканевых деталей, элементов из природных материалов, крупы или зерна, расположенных и приклеенных/пришитых на плотную подложку — картонную, бумажную или драпированную тканью.
Аппликации на природные темы способствуют формированию у ребёнка чувства связи с окружающим миром, а также развитию экологического мышления.
Для обучения и воспитания детей младшего школьного возраста аппликация имеет большое значение. Она способствует формированию и развитию многих личностных качеств личности, ее психических и эстетических возможностей в том числе и развитие творческого воображения.
На занятиях аппликацией младшие школьники знакомятся со свойствами используемых материалов, закрепляют знание цветов, геометрических фигур, учатся соотносить части по величине, объединять части в целое, составлять узор, композицию, работать с шаблонами, усваивают понятие о ритме, симметрии, приобщаются к народному творчеству.
Многочисленными психолого-педагогическими исследованиями доказано, что только целенаправленное педагогическое эстетико-воспитательное воздействие и вовлечение детей в разнообразную художественную творческую деятельность, способны обеспечить постижение ими прекрасного в искусстве и повседневной жизни, формировать художественный вкус, повлиять на развитие творческой инициативности, самостоятельности, содействовать становлению мира личностных смыслов и практического опыта (М.В. Грибанова, А.Г. Гогоберидзе, Т.Н. Доронова, Т.С. Комарова, И.А. Лыкова, А.А. Мелик-Пашаев, В.С. Мухина, Б.М. Неменский, А.И. Савенков, Б.М. Теплов, Р.М. Чумичева и другие).
Занятия аппликацией в младшем школьном возрасте актуальны, потому что:
●Развивают творческие способности и воображение. Дети учатся создавать изображения, используя различные материалы и техники;
●Формируют усидчивость и внимательность. Во время занятий дети учатся концентрироваться на выполнении задания и доводить его до конца;
●Развивают мелкую моторику рук. Работа с мелкими деталями и клеем способствует развитию мелкой моторики, что полезно для речевого развития и подготовки руки к письму;
●Воспитывают эстетический вкус и чувство гармонии. Дети учатся сочетать цвета и формы, создавать композиции и видеть красоту в окружающем мире;
●Способствуют социализации и коммуникации. Занятия в группе помогают детям общаться, сотрудничать и учиться работать в команде.
Таким образом, аппликация является полезным и интересным занятием для детей младшего школьного возраста, которое помогает развивать их творческие способности, усидчивость, мелкую моторику и эстетический вкус.
Цель данного исследования: разработка и проведение занятий по аппликации в дополнительные образования детей младшего школьного возраста.
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
1.Рассмотреть возрастные особенности детей младшего школьного возраста;
2.Выявить особенности проведения занятий аппликацией в дополнительном образовании;
3.Проанализировать влияние занятий аппликацией на воображение младших школьников;
4.Разработать занятия по организации и проведению занятий аппликацией в системе дополнительного образования;
5.Определить эффективность проведенных занятий.
Предмет исследования- занятия аппликацией как форма дополнительного образования для детей младшего школьного возраста.
Объект исследования - развитие творческих способностей, мелкой моторики, усидчивости и эстетического вкуса у младших школьников через занятия аппликацией.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, списка использованных источников и заключения.
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1 Возрастные особенности детей младшего школьного возраста
Младший школьный возраст - это период развития координации, гибкости, быстроты и оригинальности, однако, в этом возрасте еще мало развита моторика рук[ Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов-на Дону: Феникс, 2000. – 112 с.].
Сейчас преподавателям значимо готовить младших школьников к деятельности в экспериментальной активности, проводить соответствующие исследования и быть по-настоящему независимыми в проведении исследований. В связи с этим при решении вопросов развития исследовательских навыков у учащихся начальной школы важно учитывать развитие широкого спектра возрастных групп детей.
Расчёт на возрастных разделений в функционировании исследовательских умений учащихся младших классов выполняется посредством анализа содержания их жизнедеятельности в исследовательском процессе и участия детей в исследованиях, разработанных с учетом их возраста[ Середенко П. В. Развитие исследовательских умений и навыков младших школьников в условиях перехода к образовательным стандартам нового поколения: монография. 2014. – 147 с.].
Познавательная деятельность младших школьников является неотъемлемой частью образовательного процесса, так как именно здесь дети с большей вероятностью приобретают новые знания, воображение и понимание окружающего мира. Познавательная деятельность – это рассуждения учащегося, организованные и контролируемые системой, посредством которой он познает систему научных знаний и способы ведения дел.
Занятия изобразительным искусством являются мощным стимулом развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста, а также прогрессивным средством развития ребенка и его творческих способностей.
Каждый вид искусства наделен своими специфическими возможностями воздействия на личность, но, действуя отдельно, он не всегда может в полной мере развить ее творческие способности и, следовательно, воспитать полноценную, гармонично развитую, творческую личность. Поэтому особое значение для развития творческих способностей имеет взаимодействие различных видов искусства и художественно-эстетической деятельности.
Проанализировав научную литературу, можно выделить несколько определений понятия «творчество» как деятельности, направленной на создание чего-то абсолютно нового и отличающегося уникальностью, оригинальностью и неповторимостью.
Многие психологи связывают способность к творческой деятельности, прежде всего, с особенностями мышления. Например, известный американский психолог Дж. Гилфорд, занимавшийся проблемами изучения человеческого интеллекта, установил, что творческим личностям присуще так называемое дивергентное мышление.
Если человек обладает таким типом мышления, то можно отметить, что при решении задачи он не концентрирует все свои усилия на поиске единственно правильного решения, а начинает искать разные решения во всех возможных направлениях, чтобы рассмотреть, как можно больше вариантов. направлениях, чтобы рассмотреть, как можно больше вариантов. Такие люди склонны образовывать новые комбинации из элементов, которые большинство людей знают и используют только определенным образом, или образовывать связи между двумя элементами, которые на первый взгляд не имеют ничего общего, кажущимися несвязанными.
Дивергентный способ мышления лежит в основе творческого мышления, которое характеризуется следующими основными признаками:
1.Быстрота — способность человека высказывать максимальное количество идей (в данном случае важно не их качество, а количество).
2.Гибкость - способность придумывать большое количество идей.
3.Оригинальность - способность реализовывать новые нестандартные идеи. (Это может проявляться в ответах, решениях, которые не соответствуют общепринятым).
4.Окончательность - способность максимально улучшить свой «продукт» или придать ему законченный вид[ Sobirova S. Visual Arts Activities as a Means of Developing Children's Creative Abilities. 2024. 121-122 с.].
Отметим, что в книге «Развитие творческого потенциала учителя технологии в современной школе» творчески интерпретируется как производство нового, не окликающее не на что иное, в основном это выход за пределы рамок понимания[ Конотоп А.В. Развитие творческого потенциала учителя технологии в современной школе // Мир образования – образование в мире, 2003.].
Выделим основные творческие способности детей младшего школьного возраста в проведении занятий по аппликации. Первое это воображение, где по мнении А.В. Петровского «Воображение не возникает из ничего; для его формирования необходимо переработать информацию, полученную ранее. Например, сказочная Баба-Яга представляет собой просто страшную старушку с крючковатым носом, а ее избушка состоит из знакомых элементов: дома и куриных лап. Ученые часто разрабатывают новые технологии, опираясь на уже существующие в природе»[ Петровский А.В. Психология. – М.: Просвещение, 2002. – 425 с.]. Для воображения характерно создания новые представления и мысли на основе имеющегося опыта, то есть основная задача — это предоставить образы предметов или явлений, которые не осуществлялись ранее человеком. Дьяченко О.М. отмечает два типа действия во время воображения:
1.Опредмечивании - это построение воображаемого образа, при этом берется определенный предмет и на основе его дорисовывается детали или же образуется новый предмет.
2. Включении - это способ построения целостного образа, где предмет или исходный элемент является второстепенным[ Выготский Л.Л. Воображение и творчество в детском возрасте-3-е издание. – М.: Просвещение, 1991.-140 с.].
Вторая творческая способность, это способность выделять существенные свойства предметов и явлений, то есть устанавливать взаимосвязь отдельных предметов. Иначе говоря, это мышление, установление отношения и связи между предметами и явлениями[ Веккер, Л. М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. - М.: Смысл, 1998. - 670 с.].
Отметим, что имеются и вспомогательные элементы для мышления в основном в него входит анализ, абстракция и сравнение.
Анализ для детей младшего школьного возраста подразумевается поэтапно, сначала они могу анализировать лишь отдельные части предмета, следом выделять свойства предмета, но не устанавливать для них взаимосвязь. И лишь в последний этап дает возможность для анализа предмета, его свойства и признака с установлением взаимосвязи[ Бобаева З.М. Педагогические особенности логического мышления младших школьников и пути его развития в процессе обучения. 2023. - 190 с.].
Абстракция в понимании детей, это лишь признаки наяву, а именно цвет, форму и так далее. Отметим, что для них это творческое способность в определении является легким.
Сравнение, как творческая способность, является сравнением схожести или различий между предметами.
Третья способность, это нахождение способов решения тех или иных творческих задач:
●Возможность взаимодействовать с вырезанными элементами, перемещать или располагать в разной плоскости, сравнивать, заменять или накладывать один элемент на другой;
●Процесс вырезания, когда ребенок может сам определить с какой части начать прорезание или какую деталь выбрать для начала резания, что позволяет лучше прочувствовать предмет и самостоятельно изучить его;
●Использование цвета, способ решения является в определении окраса, однотонного или разноцветного, что позволяет научится сопоставлять цвета, основываясь на характеристики предмета аппликации[ Алексеенко Е.В. Королева Композиция сказочной страны. 2005. – 60 с.].
Фрагмент для ознакомления
3
1.Алексеенко, Е.В. Королева Композиция сказочной страны: учебник / Е. В. Алексеенко. – Начальная школа. 2015. – 60 с.
2.Бобаева, З.М. Педагогические особенности логического мышления младших школьников и пути его развития в процессе обучения / З.М. Бобаева. – Экономика и социум. 2023. – 190 с.
3.Богатеева, З.А. Занятия аппликацией в детском саду: учебник / З.А. Богатеева. – Книга для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 2020. - 26 с.
4.Вайнерман, С.М. Сенсорное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству: Пособие для педагогов дошк. учреждений / С.М. Вайнерман. – М.: ВЛАДОС, 2021. – 10 с.
5.Веккер, Л. М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. – М.: Смысл, 2022. – 670 с.
6.Выготский, Л.Л. Воображение и творчество в детском возрасте-3-е издание / Л.Л. Выготский. – М.: Просвещение, 2020. – 140 с.
7.Григорьева, Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: учебное пособие / Г. Г. Григорьева. – М.: Академия, 2000. – 268 с.
8.Гусакова, М. А. Аппликация: Учеб. пособие для пед. уч-щ / М. А. Гусакова. – М.: Просвещение, 2021. – 128 с
9.Доронова, Т.Н. Обучение детей 2–4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре: пособие для педагогов дошкольных учреждений: Мл. разновозраст. группа: Пособие для педагогов дошк. учреждений / Т.Н. Доронова, С.Г. Якобсон. – М.: Владос, 2004. – 152 с.
10.Конотоп, А.В. Развитие творческого потенциала учителя технологии в современной школе / А.В. Конотоп. – Мир образования – образование в мире, 2003. – 319 с.
11.Петровский, А.В. Психология: Учеб. для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. — 3. изд., стер. — М.: Просвещение, 2002. – 425 с.
12.Полуянов, Ю.А. Изобразительное искусство и художественный труд: Пособие для учителя начальной школы / Ю.А. Полуянов. — М.: Вита-Пресс, 2007. – 208 с.
13.Середенко, П. В. Развитие исследовательских умений и навыков младших школьников в условиях перехода к образовательным стандартам нового поколения: монография: монография / П. В. Середенко. – Южно-Сахалинск: изд-во СахГУ, 2014. – 208 с.
14.Столяренко, Л.Д. Основы психологии / Л.Д. Столяренко. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. – 112 с.
15.Sanakulov X., Yakubova D., Lutfitdinova R. Technology and its teaching methods. Textbook — Tashkent: Tafakkur Bostoni, 2020. — 224 p.
16.Sobirova S. Visual Arts Activities as a Means of Developing Children's Creative Abilities. 2024. 121-122 с.
17.Yakibova, D.Sh. The Importance of Shaping Students' Creativity in Elementary School Technology Classes // International Journal of Discoveries and Innovations in Applied Sciences, — 1(6), 2021. – 75 с.
18.Yakibova, D.Sh. Texnologiya darslarini tashkil etishning zamonaviy shakl, usul, vositalari // Development and Innovations in Science, — 1(1), 2022. –36 с.
19.Yakibova, D.Sh. Boshlang’ich sinf texnologiya darslarida o’quvchilarning ijodiy faoliyatini shakllantirishning ahamiyati // Development and innovations in science, — 1(1), 2022. – 41с.
20.Yakibova, D.Sh. Modern Forms, Methods, Means of Organizing Technology Lessons. // International Journal of Development and Public Policy, — 1(6), 2021. –151 с.