Фрагмент для ознакомления
2
В настоящих экономических и финансовых условиях ведения бизнеса важными вопросами является обеспечение стратегии и перспектив развития предприятия. Стратегия развития необходима для того чтобы противостоять конкурентной борьбе и повысить свои позиции на занимаемом рынке.
Стратегия развития предприятий - это способность компании к стабильному продолжительному функционированию на рынке, производя и реализуя продукцию. Она направлена на определение и установления целей развития организации, которая хочет вести успешную деятельность на своем рынке. Стратегия развития - это набор приоритетных действий. Она обеспечивает согласованную основу для сосредоточения инвестиций и повышения эффективности работы, а также привлечения внутренних и внешних заинтересованных сторон. Отправной точкой для любой стратегии должно быть то, почему компания находится в бизнесе.
Актуальность данной темы заключается в том, что стратегия развития предприятия содержит в себе перспективные направления деятельности компании с учетом развития его конкурентных преимуществ, что основано на более высоком уровне эффективности.
Объект работы - стратегия развития компании.
Предметом работы является стратегия развития ООО «С3 Аквамарин».
Целью работы выступает совершенствование управления развитием организации ООО «С3 Аквамарин».
В связи с этой целью ставится ряд задач:
раскрыть сущность стратегии развития,
описать основные элементы развития предприятия,
выявить методы измерения эффективности управления организацией,
дать характеристику организации;
провести анализ стратегии компании;
выявить основные факторы перспективного развития предприятия,
оценить эффективность разработанных рекомендаций.
Работа состоит из трех основных частей.
В первой главе проводится теоретическое изучение понятия и сущности стратегии развития организации, основных ее направлений и элементов, а также методов оценки эффективности.
Во второй главе проводится анализ стратегии управления развитием на примере ООО «С3 Аквамарин».
В третьей главе предлагаются мероприятия по повышению эффективности стратегии развития ООО «С3 Аквамарин» с учетом имеющихся проблем.
Методическая основа работы: методы анализа, синтеза и сравнения применены в данной работе.
Практическая значимость работы заключается в разработке мер по повышению эффективности стратегического развития ООО «С3 Аквамарин», опыт которого может быть применен на другом предприятии.
Эмпирическая база исследования – внутренние материалы предприятия ООО «С3 Аквамарин».
Методической базой работы послужили такие труды, как Баринов, В.А. Бизнес-планирование, Герчикова И.Н. Менеджмент организации, Дубровин, И.А. Бизнес-планирование на предприятии, Елиферов В.Г. Бизнес – процессы: регламентация и управление, Каменски Х. Методы стратегического анализа, Репин В.В.
1.Теоретические аспекты планирования развития современных организаций
1.1.Понятие и сущность плана развития организации
Стратегия развития предприятия – это процесс определения и установления целей развития организации, которая хочет вести успешную деятельность на рынке.
Для того чтобы построить эффективную стратегию развития, необходимо учесть все факторы, которыми располагает фирма: от финансовых до человеческих ресурсов. Анализ данных факторов входит в систему стратегического планирования компании.
Рисунок 1 - Общая схема проектирования стратегии предприятия [10, c.213]
Цель первого этапа развития организации заключается в том, чтобы собрать информацию. Так, предприятие должно собрать определенный пласт информации и данных из различных сфер своей деятельности, чтобы грамотно принимать решения управления своим развитием.
Выделим главные функции, выполняемые системой планирования стратегии развития предприятия:
сделать условия самоорганизации сотрудников (разработать и внедрить задачи и цели развития компании в краткосрочной и долгосрочной перспективе с учетом текущего положения дел и финансовой ситуации в компании. Также важно составить нужную документацию и регламент деятельности работников, которые нацелены на достижении заявленных результатов);
определить ключевую идею бизнеса деятельности (она проявляется в том, что предприятие хочет сделать на рынке и для общества помимо получения прибыли);
создать систему выполнения стратегических задач компании (в рамках системы производства, кадровой политики, инвестиционного проектирования);
организовать выполнения плана последующего развития (здесь важно проанализировать управленческие проблемы, сформировать нужные инструменты для их разрешения в быстром темпе, направить больше усилий на успех);
установить обратную связь со своим коллективом (это важно для того, чтобы фирма понимала, достигает ли она своих целей, насколько работники понимают это).
Второй этап развития стратегии предприятий заключается в том, чтобы провести комплексный анализ тенденций развития внешней окружающей среды, в которой функционирует компания, внешних факторов, влияющих на его деятельность и управленческие решения. Внешний анализ проводится с помощью различных инструментов, которые включают методы SWOT, PEST-анализа.
Изучение микросреды, рынка, на котором действует предприятие, его участников и посредников, является важным элементом изучения стратегического развития компаний.
Изучение макросреды, а именно политических, экономических и социальных тенденций развития общества на уровне государства, оказывает еще большее влияние на организацию.
Рисунок 2 - Разновидности стратегического анализа [10, c.215]
На второй стадии планирования стратегии развития предприятия проводится выбор тех действий, которые компания может спланировать и развиваться дальше.
На следующей стадии происходит конкретный выбор стратегии развития любой организации.
По итогу организация завершает процесс планирования своего развития за счет полного анализа основных аспектов и направлений совершенствования собственной деятельности на всех этапах. При этом за основу берется все данные и информация, которые получаются на каждой стадии разработки стратегической направленности.
Получается, что предприятие, которое преследует цель своего развития, должно считаться с окружающей средой, учитывать интересы других групп.
Рисунок 3 – Учет факторов в концепции устойчивого развития [23]
Чтобы оценить эффективность выбранного пути развития предприятия, для этого необходимо проанализировать ряд основных и дополнительных показателей [6]:
-производственно-хозяйственной деятельности;
-финансовых показателей;
-экологических факторов;
-технологий,
- конкурентов,
-основных групп клиентов,
-научного потенциала.
Рисунок 4 – Концепция устойчивой компании [22]
Виноградов А.Г. в статье «Устойчивость развития предприятия: социально-экономический аспект» утверждает, что развитие организаций включает в себя изучение в количественном понимании показателей социально-экономической системы во времени [7].
При этом многие аналитики сосредотачивают свое внимание на том, чтобы оценивать эффективность выбранной стратегии развития на базе итогов финансово-хозяйственной деятельности. Конечно, прибыль действительно выступает мерилом успешности компании, однако не может быть всеобъемлющим показателем. Необходимо также учитывать и такие моменты, как кадровый и технологический потенциал, след, который оставила компания в своей общественной деятельности
Рисунок 5 – Связь аспектов устойчивого развития с главной стратегией фирмы [23]
Если мы посмотрим статью Лысякова В.Ф. «Методологические аспекты определения направлений устойчивого развития угольного предприятия», то заметим, что реализация стратегии развития нуждается в теоретическом обеспечении на всех уровнях (на уровне предприятия, отрасли, государства) [14].
Рисунок 6 – Взаимосвязи концепции устойчивого развития [22]
Салимова Т.А. в статье «Инструментарий оценки устойчивого развития организации» говорит, что понятие развития ассоциируется с корпоративной устойчивостью и способностью достигать успеха. Салимова отмечает, что стратегия развития организация связана с концепцией долгосрочной реализации целей и перспектив деятельности фирм, которые вступают на рынок в конкурентную борьбу. Это происходит на разных уровнях [18].
Компания должна иметь целью не только достижение устойчивого финансового результата, максимизацию прибыли и доходов. Но и приносить какой-то социальный эффект от своей деятельности, сохранять свои позиции на рынке путем планомерной борьбы с конкурентами и улучшения своих преимуществ и сильных сторон. Это покажет, насколько фирма удовлетворяет потребности своих потребителей.
Таким образом, анализ точек зрения различных авторов на понятие стратегии развития предприятия позволяет сделать вывод, что стратегия развития включает в себя помимо внутренних факторов предприятия, также и внешние условия и факторы.
Стратегия развития включает в себя экономические, экологические и социальные цели и действия [19, c.132].
Таким образом, стратегия развития не может идти вразрез от общественных институтов, государства в целом. Она учитывает интересы различных групп, а также социальный и экологический аспект своей деятельности. Цель данной стратегии заключается в обеспечении долгосрочного развития предприятия на рынке.
1.2.Основные направления развития современных организаций
Развитие бизнеса - это стратегия, используемая для поиска новых перспектив и их развития, чтобы способствовать росту бизнеса.
Согласно Forbes, развитие бизнеса - это “создание долгосрочной ценности для организации за счет клиентов, рынков и взаимоотношений”. Это упрощенное определение, и оно по-прежнему сталкивается с препятствием, связанным с попыткой охватить огромный спектр обязанностей, которые входят в данное понятие. Каждое усилие, направленное на развитие бизнеса, - это деятельность, которая помогает сделать бизнес лучше.
Рисунок 7 – Система управления развитием предприятия
Самый простой способ понять развитие бизнеса - это оценить, насколько эффективно он работает над улучшением всех своих отделов. Это помогает улучшить продажи и прибыль в перспективе. Когда дело доходит до развития продаж, больше внимания уделяется исследованию и выявлению потенциальных клиентов и продвижению их через процесс продаж для заключения сделки.
Развитие бизнеса включает в себя поиск новых способов роста и формирование партнерских отношений, которые могут помочь открыть двери для новых рынков и возможностей.
Развитие нового бизнеса означает, что существующая компания разрабатывает план по внедрению нового продукта или услуги в рамках новой бизнес-модели на относительно неизвестном рынке. Это согласуется с развитием бизнеса, потому что оно направлено на расширение и получение большего дохода для компании.
В отличие от развития бизнеса, развитие нового бизнеса выводит компанию за пределы ее зоны комфорта и пробует тактику, которую компания ранее не пробовала.
Сотрудники, которые работают в отделе разработки бизнеса, называются представителями по развитию бизнеса. Они работают практически со всеми подразделениями, поскольку они ищут и внедряют новые стратегии, цели, перспективы и тактику для компании. Поскольку они работают со многими людьми и обладают различными наборами навыков, они должны подходить к переговорам с определенным опытом.
Учитывая широкий круг обязанностей, невозможно перечислить все виды деятельности, которые идут на развитие бизнеса. Тем не менее, вот ключевые задачи:
-Изучение тенденций отрасли, истории компании, конкурентов и перспектив
-Отображение заинтересованных сторон
-Определение возможностей для роста
-Стратегии мозгового штурма
-Эксперименты с бизнесом
-Лидогенерация
-Квалификация персонала
-Межведомственное управление проектами
-Управление партнерством
-Анализ данных.
Рисунок 8 - Кратко-, средне- и долгосрочные цели организации [22]
Стратегия развития включает в себя основные задачи и цели.
Эти цели ставятся в области краткосрочного, среднесрочного и долгосрочного периода, в течение которого компания собирается работать на рынке.
Рисунок 9 - Взаимосвязь миссии, целей и стратегии организации [23]
Весь спектр целей и задач любой сферы из любой сферы народного хозяйствования будет затрагивать так или иначе несколько направлений и областей:
1.финансы
2. продажи
3. персонал
4.производство.
На рисунке 10 показано дерево целей компании, которое и включает в себя основные элементы целей и задач, выполняемых современным предприятием как основные элементы стратегии развития.
Рисунок 10 - Дерево целей организации [22]
Деятельность по созданию стратегии бизнеса вращается вокруг реализации стратегии развития бизнеса.
Для того чтобы поставить ее наиболее четко и ясно перед предприятием, стратегия должна иметь некоторые характеристики и свойства в соответствии с подходом SMART [9, c.175]:
S – конкретность,
M – измеримость,
A – достижимость,
R – актуальность,
T – временная ограниченность.
Фрагмент для ознакомления
3
Бариленко В. И. Бизнес-анализ как важный вид консалтинговых услуг // РИСК: Ресурсы, Информация, Снабжение, Конкуренция. — № 4. — 2020. — С.202-207.
Бариленко В. И. и др. Основы бизнес — анализа: учебное пособие. / под ред. В. И. Бариленко. — М.: КНОРУС, 2019. — 272 с.
Баринов, В.А. Бизнес-планирование: Учебное пособие / В.А. Баринов. - М.: Форум, 2022. - 256 c.
Башкатова Ю.И. Управленческие решения/ учебник для студентов экономических специальностей. – М: Инфра-М, 2022. – 271 с.
Бердников В. Основы бизнес – анализа. – М.: КНОРУС, 2019. – 495 с.
Герчикова И.Н. Менеджмент организации. – М.: Юнити-Дана, 2021. – 162 с.
Горбунов, В.Л. Бизнес-планирование с оценкой рисков и эффективности проектов: Научно-практическое пособие / В.Л. Горбунов. - М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2020. - 248 c.
Дэвенпорт Т. Аналитика как конкурентное преимущество. Новая наука побеждать. – М.: Дашков и К, 2019. – 626 с.
Дубровин, И.А. Бизнес-планирование на предприятии: Учебник / И.А. Дубровин. - М.: Дашков и К, 2023. - 432 c.
Елиферов В.Г. Бизнес – процессы: регламентация и управление. – М.: Дашков и К, 2019. – 386 с.
Конрад К. Бизнес – анализ. – М.: Вильямс, 2021. – 576 с.
Каменски Х. Методы стратегического анализа.Доступ через http://ecsocman.hse.ru/data/2010/05/18/1214035316/2008-4-5.pdf
Michael E. Porter. The Five Competitive Forces that Shape Strategy. - Harvard Business Review, January, 2019. – 62 p.
Паклин Н., Орешков В. Бизнес-аналитика. От данных к знаниям. – М.: Дело, 2023. – 371 с.
Репин В.В. , Елиферов В.Г. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес-процессов. – М.: Юнити-Дана, 2019. – 419 с.
Савкина, Р.В. Планирование на предприятии: Учебник для бакалавров / Р.В. Савкина. - М.: Дашков и К, 2019. - 320 c.
Стрелкова, Л.В. Внутрифирменное планирование: Учебное пособие / Л.В. Стрелкова, Ю.А. Макушева. - М.: ЮНИТИ, 2021. - 367 c.
Учитель Ю. Г. SWOT-анализ и синтез – основа формирования стратегии организации. – М.: Юнити-Дана, 2019. – 275 с.
Шуляк П.Н. Финансы предприятия/П.Н. Шуляк. – М.: Дашков и К, 2020. – 502 с.
Чуев И.Н. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. – М.: Дашков и К, 2022. – 367 с.
Янковская, В.В. Планирование на предприятии: Учебник / В.В. Янковская. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2022. - 425 c.