Фрагмент для ознакомления
1
Содержание
Введение 3
Глава I. Основные подходы к формированию познавательных универсальных учебных действий у младших школьников. 7
1.1 Понятие познавательных универсальных учебных действий (УДД) 7
1.2 Особенности формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников 12
1.3 Содержание формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников в рамках учебного предмета «Математика» 20
Выводы по I главе 28
Глава II. Организация работы по формированию познавательных УУД на уроках математики в начальной школе 30
2.1 Выявление уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий 30
2.2 Мероприятия по развитию уровня познавательных универсальных учебных действий 32
2.3 Анализ уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий по итогам проведённых мероприятий 42
Выводы по II главе 43
Заключение 45
Список литературы 50
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы. Современное общество ставит перед общеобразовательной школой новые задачи: формирования опыта самостоятельной деятельности учащихся и формирование целостной системы универсальных учебных действий. Именно начальное образование закладывает систему учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат.
Важнейшим приоритетом начального общего образования становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром через формирование универсальных учебных действий (познавательные, познавательные, личностные и коммуникативные), которые должны стать базой для овладения ключевыми компетенциями, «составляющими основу умения учиться.
Объектами итогового контроля и аттестации являются:
личностные результаты (готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к познанию, личностных качеств, системы ценностей);
метапредметные результаты (освоение учащимися универсальных учебных действий и умения учиться);
предметные результаты (усвоение знаний, умений и навыков - ЗУН по предметам)
Проблема развития познавательной активности учащихся в условиях современной школы, формирование у них познавательных универсальных учебных действий имеет очень большое значение. Учебный предмет «Математика» выступает как основа развития познавательных действий, в первую очередь логических, включая и знаково-символические, планирование (цепочки действий по задачам), систематизация и структурирование знаний, перевод с одного языка на другой, моделирование, индивидуальный подход существенных и несущественных условий, комбинирование данных, формирование элементов системного мышления, выработка вычислительных навыков, формирование общего приёма решения задач как универсального учебного действия. Особое значение данный предмет имеет для развития пространственных представлений, учащихся как базовых для становления пространственного воображения, мышления.
В связи с этим возникают следующие противоречия:
-между необходимостью приобретения знаний и умением самостоятельно добывать и перерабатывать информацию учащимися;
-между необходимостью формирования у учащихся познавательных универсальных учебных действий и недостаточной технологической проработкой этого процесса в условиях традиционного обучения.
На основании существующих противоречий возникает проблема выбора средств, методов и приёмов, способствующих формированию познавательных результатов обучения младших школьников.
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании условий для формирования познавательных универсальных учебных действий посредством применения, в учебном процессе системы упражнений развивающего характера, которые позволяют учащимся получить возможность самостоятельного и успешного продвижения в обучении.
Степень разработанности темы. Проблема формирования и развития познавательных интересов у обучающихся чрезмерно актуальна в данный момент для построения единой системы обучения детей с опорой на их самообразование, стремление к познанию нового и расширению кругозора. Данная задача — несомненно стоит перед каждым учителем. Изучением данной проблемы занимались такие ученые как: П.Я. Гальперин, Г.А. Цукерман, Л.А. Венгер, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и др. Существует концепция развития универсальных учебных действий (УУД), которая разработана на основе системно-деятельностного подхода (Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина). В ней раскрываются закономерности формирования УУД у детей на разных этапах возрастного развития. Кроме того, подходы формирования УУД рассматривались такими учеными как А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, O.A. Карабановой и др. Также важным аспектом, определяющим формирование познавательных УУД у младших школьников, является формирование умения учиться. Данным вопросом занимались многие психологи и педагоги (Ю.К. Бабанский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, А.К. Маркова, С.Л. Рубинштейн и др.). Они сделали вывод о том, что умение учиться предполагает овладение обобщенными способами действий (общеучебными умениями), обеспечивающими самостоятельное эффективное выполнение учебной деятельности.
Объект исследования - универсальные учебные действия младших школьников на уроках математики в начальной школе.
База исследования - Мурманская область, Терский р-он п. Умба СОШ № 4, 4 классы.
Предмет исследования - особенности и условия формирования универсальных учебных действий на уроках математики в начальной школе.
Цель работы: обеспечить положительную динамику при формировании познавательных универсальных учебных действий учащихся младших школьников на уроках математики через использование заданий развивающего характера различных типов.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
1. изучить теоретический материал по формированию и развитию познавательных универсальных учебных действий младших школьников;
2. выявить значение и особенности использования развивающих заданий для формирования и развития познавательной деятельности школьников;
3. создать условия для повышения активности обучающихся в области математики и способствовать реализации познавательных универсальных учебных действий во внеурочной деятельности.
Теоретическая значимость состоит в расширенном изучении познавательных универсальных учебных действий младших школьников при преподавании математики в общеобразовательной школе.
Практическая значимость работы – в применении изучения и в динамической отработке познавательных универсальных учебных действий младших школьников при преподавании математики
Глава I. Основные подходы к формированию познавательных универсальных учебных действий у младших школьников.
1.1 Понятие познавательных универсальных учебных действий (УДД)
Современное общество требует от молодого поколения умения анализировать свои действия, устанавливать контакты для общения с другими людьми, а также развития логики и широкого кругозора. Школьнику за время обучения в школе, необходимо освоить универсальные учебные действия (УУД).
Под УУД мы будем понимать умение младших школьников учиться, а именно их способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем активной познавательной деятельности и приобретения нового социального опыта.
Формирование УУД у младших школьников предполагает совокупность действий, позволяющих ребенку самостоятельно приобретать новые знания, опыт действий, и что не менее важно, уметь организовывать этот процесс.
УУД позволяют реализовать целый ряд функций. Среди основных функций УУД можно выделить:
обеспечение возможности ребенка самостоятельно осуществлять деятельность учения, что включает в себя постановку учебных целей и задач, проектирование необходимых средств и способов их достижения, а также развитие самоконтроля собственной деятельности;
создание условий для гармоничного развития личности, её самореализации на основе готовности к непрерывному самообразованию;
обеспечение успешного усвоения знаний, умений, навыков и компетенций.
Выделяют четыре основных вида УУД: личностные, коммуникативные, познавательные, познавательные. Личностные УУД включают в себя ценностно-смысловую ориентацию учащихся, ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. При успешном усвоении младшим школьником данного комплекса УУД он сможет самостоятельно сформулировать ответ на вопрос «Что для меня учение», а также овладеет умением соотносить поступки и события, приобретет необходимые ему знания моральных норм и способность оценки нравственного аспекта поведения .
Овладение коммуникативными УУД подразумевает овладение младшими школьниками умения участвовать в коллективной деятельности, вступать и активно участвовать в диалоге, как с одноклассниками, так и с учителем, в результате чего появляется опыт четкого выражения собственных мыслей и умение аргументировано доказывать свою позицию.
Формирование познавательных УУД дает младшему школьнику возможность овладеть умением организовывать свою деятельность по постановке и решению поставленных учебных задач, планирования промежуточных целей и конечного результата, способность вносить необходимые коррективы в собственную деятельность.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: Приказ Министерство образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г., № 373, в ред. приказов от 22 сентября 2011г., № 2357
2. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. - М.: Просвещение, 2010.
3. Асмолов А.Г. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, О.А. Карабанова, Н.Г. Салмина, С.В. Молчанов- М.: Просвещение,2010.
4. Бессчетнова Л.А. Формирование познавательных УУД на уроках к начальной школе.// Поволжский Педагогический Поиск. . 2015. № 2 (12)
5. Битянова, М.Р. Методические рекомендации к рабочей тетради Учимся учиться и действовать. Мониторинг метапредметных универсальных учебных действий. - Самара : Учебная литература, ИД Федоров, 2013. - 96 с.
6. Бурменская Г.В., Володарская И.А. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли. - М.: Просвещение, 2008. - 151 с.
7. Виноградова Н.Ф. Беседы с учителем /Н.Ф. Виноградова, Л.Е. Журова. -М.: Вентана – Граф, 2012 .
8. Выготский Л.С. Мышление и речь. - М.: Педагогика, 1984.
9. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Просвещение,1984.
10. Выготский, Л.С. Мышление и речь. - М. : АСТ, 2011. - 640 с.
11. Гельфман, Э. Г. Психодидактика школьного учебника, интеллектуальное воспитание учащихся / Э. Г. Гельфман, М. А. Холодная. - Спб.: Питер, 2007. - 384 с.
12. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М.: Просвещение, 1996.
13. Дик, Н.Ф. 1000 олимпиадных заданий по математике в начальной школе. - Ростов-н/Д: Феникс, 2009. - 287 с.
14. Зобнина Г.А. Психолого-педагогические условия позитивного эмоционального климата в начальной школе. // Научные механизмы решения проблем инновационного развития. Сборник статей Международной научно-практической конференции. - Челябинск: РИО МЦИИ «ОМЕГА САЙНС», 2015.
15. Зуев, Д. Д. Термины и их определения / Д. Д. Зуев // Проблемы школьного учебника. - 1980. - Вып. 8. - С. 330-335.
16. Истомина, Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах: учеб. пос. для студ. средних и высших пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2000. - 288 с.
17. Ковалева, Г.С. Планируемые результаты начального общего образования. - М. : Просвещение, 2009. - 120 с.
18. Кордина Н.Е. Виват, математика! Занимательные задачи и упражнения, - Волгоград: Учитель, 2012
19. Лурия А.Р. Сформированность универсального действияобщего приема решения задач /А.Р.Лурия, Л.С.Цветкова
20. Матвеева Е.И. Новые образовательные стандарты /Матвеева Е.И., Патрикеева И.Е. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2011.
21. Математика. 2 класс. Учеб. Для образоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1. / М. И. Моро, С. И. Волкова, С. В. Степанова, - 6-е изд. - М. : Просвещение, 2015. - 128 с.
22. Математика. 3 класс. Учеб. Для образоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2. / М. И. Моро, С. И. Волкова, С. В. Степанова, - 6-е изд. - М. : Просвещение, 2015. - 112 с.
23. Математика. 4 класс. Учеб. Для образоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1. / М. И. Моро, С. И. Волкова, С. В. Степанова, - 6-е изд. - М. : Просвещение, 2014. - 112 с.
24. Мендыгалиева, А.К. Методические приемы при обучении решению задач в начальной школе // Начальная школа плюс - До и После. - 2013. - №10.
25. Пиаже Ж. Построение числового эквивалента или взаимно-однозначного соответствия / Ж.Пиаже. –М.,1952.
26. Планируемые результаты. Система заданий. Математика 5-6 класс. / под ред. Ковалевой Г.С., Логиновой О.Б., - М.: Просвещение, 2013
27. Плешаков, А. А. Концепция учебно-методического комплекса «Школа России»: пособие для учителей общеобразоват. организаций / А. А. Плешаков, О. А. Железникова. - М.: Просвещение, 2013. - 64 с.
28. Подласый, И. П. Педагогика начальной школы: учебник / И. П. Подласый. - М.: Владос, 2008. - 474 с.
29. Пустовалова Е. В. Приёмы развития познавательных интересов на уроках математики / Е. В. Пустовалова, О. А. Шалимова // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV междунар. науч. конф. - Уфа: Лето, 2013
30. Рудницкая В.Н. Математика : программа : 1-4 классы. – М. : Вентана– Граф, 2012.
31. Рудницкая В.Н. Математика : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / В.Н.Рудницкая, Е.Э. Кочурова, О.А.Рыдзе.-М.: Вентана-Граф,2012.
32. Рудницкая В.Н. Математика: методика обучения. -М.: Вентана – Граф, 2012.
33. Рудницкая В.Н. математика: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / В.Н.Рудницкая, Е.Э. Кочурова, О.А.Рыдзе.-М.:Вентана-Граф,2012.
34. Сухомлинский В.А Сердце отдаю детям-К.: Радяньска школа,1973.
35. Фарков А.В. Школьные математические олимпиады – М.: ВАКО, 2014
36. Фридман Л. М. Психология детей и подростков: справочник для учителей и воспитателей. М.: Издательство Института психотерапии, 2004. 480 с.
37. Шейнина О.С. Математика. Занятия школьного кружка. – М., 2010