Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы. Современное общество ставит перед средними учебными заведениями новые задачи: формирование опыта самостоятельной деятельности учащихся и формирование интегрированной системы познавательной деятельности. Именно начальное образование задает систему педагогических и познавательных мотивов, способность принимать, сохранять, реализовывать образовательные цели, планировать, контролировать и оценивать образовательную деятельность и ее результаты.
Проблема развития познавательной активности учащихся В современной школе, формирования их познавательной активности имеет большое значение.
Предмет «Математика» служит основой для развития когнитивных действий, прежде всего логических, включая символические, плановые (цепочки действий для заданий), систематизации и структурирования знаний, перевода с одного языка на другой, моделирования, индивидуального подхода к существенным и несущественным условиям, объединения данных, формирования элементов системного мышления, развитие арифметических способностей, формирование общего метода решения проблем как универсального образовательного подхода.
Обучение математике является одной из важнейших частей образовательной программы для младших школьников. В этом возрасте дети формируют основы математических знаний и навыков, которые будут использовать в будущем. Познавательная деятельность играет ключевую роль в этом процессе, так как она позволяет детям активно участвовать в усвоении материала. Познавательная деятельность младших школьников в процессе обучения математике играет важную роль в формировании их математических навыков и понимания. Особенности детской психологии, такие как игровой подход, визуальное восприятие и конкретные задачи, должны быть учтены при планировании уроков и занятий математикой.
Младшие школьники обладают высокой игровой активностью. Познавательная деятельность в математике может быть организована в виде игр, что сделает обучение более увлекательным и эффективным. Дети в этом возрасте часто ориентируются на визуальные образы.
Степень разработанности темы. Проблемой формирования и развития познавательных интересов занимались такие ученые как: П.Я. Гальперин, Г.А. Цукерман, Л.А. Венгер, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и др. Существует концепция развития познавательной активности, которая разработана на основе системно-деятельностного подхода (Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина). В ней раскрываются закономерности формирования познавательной активности у детей на разных этапах возрастного развития. Кроме того, подходы формирования познавательной активности рассматривались такими учеными как А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, O.A. Карабановой и др.
Объект исследования - познавательная активность младших школьников на уроках математики в начальной школе.
Предмет исследования - особенности и условия формирования познавательной активности на уроках математики в начальной школе.
Цель работы: обеспечить положительную динамику при формировании познавательной активности учащихся младших школьников на уроках математики через использование заданий развивающего характера различных типов.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
1.изучить теоретический материал по формированию и развитию познавательной активности младших школьников;
2.выявить значение и особенности использования развивающих заданий для формирования и развития познавательной деятельности школьников;
3.создать условия для повышения активности обучающихся в области математики и способствовать реализации познавательной активности.
Методы исследования: теоретический анализ психологопедагогической литературы, практическое применение диагностических работ, опытно-экспериментальная работа, наблюдение, обобщение педагогического опыта.
Практическое значение работы: разработанные дидактические материалы на моделирование и комплекс диагностик в соответствии с критериями на измерение уровня познавательной активности, которая является основой познавательной деятельности, могут пригодиться учителям начальной школы и студентам в период прохождения педагогической практики.
Структура работы. Работа состоит из введения, основной части (две главы, шесть параграфов), заключения, списка использованных источников.
Глава I. Теоретические основы развития познавательной активности младших школьников на уроках математики.
1.1 Понятие «познавательная активность « младших школьников в психолого-педагогической литературе
Обеспечение высококачественного обучения каждого ученика и усвоение ими знаний в объеме, заданном Стандартом образования, дают возможность для дальнейшего развития личности ребенка и направления внимания детей на познание окружающего мира.
Особую важность на современном этапе данный вопрос получает на уровне начального школьного образования. Формирование познавательной деятельности обучающихся составляет фундамент основной деятельности младших школьников.
Важнейшим фактором в развитии познавательной деятельности является создание действенных и эффективных условий для формирования познавательных способностей младшего школьного возраста, их интеллекта, развитие круга творческих способностей и расширения кругозора.
Младший школьный возраст - это период активного развития и преобразования познавательных процессов, которые становятся более осознанными и произвольными. Учеников учат пробовать управлять основными психологическими процессами, такими как внимание, память и мышление.
Внимание детей привлекает деятельность, которая выходит за пределы их собственного опыта и вызывает интерес. Основное внимание младших школьников направлено на изучение других городов, других народов, а также их обычаи и традиции. На основе этого ребенок развивается как личность, у него расширяется кругозор.
Познавательный интерес носит поисковый характер. Под его влиянием у ребенка довольно часто возникают вопросы разного характера, ответы на которые он сам активно ищет. При поиске решения проблемы учебная деятельность у младшего школьника совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъём, радость от удачи и стремление завершить начатое дело. Познавательная деятельность положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на развитие у ребенка основных психических процессов (мышления, воображения, памяти, внимания), которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность.
Познавательный интерес - важное интегральное образование личности, образующееся в процессе жизнедеятельности человека, формируется в социальных условиях его существования. Познавательный интерес имеет сложную структуру, включающую интеллектуальные, эмоциональные, регулятивные психические процессы, объективные и субъективные связи человека с миром.
Познавательная активность - избирательная направленность личности на предметы и явления окружающей действительности. Направленность познавательной активности является постоянным стремлением к новым познаниям во всех ее представлениях. Систематически укрепляя и развивая, познавательная активность обучающихся становится основой положительного отношения к обучению и стремлению учиться.
Правильная педагогическая организация деятельности учащихся для развития познавательной активности при систематической и целенаправленной воспитательной работе может и должна стать устойчивой чертой личности школьника. Она также оказывает сильное влияние на его развитие. Познавательная активность выступает и как сильное средство мотивации обучения.
Самым сложным предметом в первые годы обучения в школе до сих пор остается математика. Это связано с тем, что у детей младшего школьного возраста ещё недостаточно развиты функции мыслительной деятельности (дифференциация, классификация, сравнение, анализ, обобщение, синтез). В связи с этим Н.П. Аникеева, З.М. Богуславская, Л.С. Выготский, М.В. Ипполитова, Е.В. Карпова, Р.С. Немов, Д.Б. Эльконин и многие другие отмечали, что успешному обучению в младшем школьном возрасте способствует высокий уровень развития познавательной активности.
В основе развития познавательной активности, по утверждению Н.В. Балабаевой, лежит преодоление ребенком противоречий между возможностями удовлетворения познавательных потребностей и их постоянным ростом.
А.А. Люблинская выделяет непосредственную познавательную активность или любознательность. Данный вид активности иногда встречается в младшем школьном возрасте. К характеристикам непосредственной познавательной активности относятся: непосредственный интерес к новым фактам, занимательным явлениям, связанные с этим вопросы к взрослым — педагогам и родителям; позитивное эмоциональное переживание, связанное с получением новой информации.
Низкий уровень развития познавательной активности младших школьников, Г.И. Щукиной представлены следующими характеристиками: неблагоприятный психологический климат; ориентация современной начальной школы предпочтительно на развитие познавательной активности обучающихся в классах с «повышенной мотивацией» и «одаренных детей» и отсутствием данной задачи по отношению к «обычным школьникам»; недостаточная личностная зрелость и профессиональная компетентность педагогов; деиндивидуализация образовательного процесса при переходе обучающихся из начальной школы в среднюю; ранней дифференциацией обучения, разделением обучающихся на классы «повышенного уровня», обычных классов и классов коррекции, характеризующихся изначально разными целями обучения и воспитания.
Для успешного существования в современном обществе человек должен обладать познавательными действиями, т. е. уметь ставить себе конкретную цель, планировать свою жизнь, прогнозировать возможные ситуации. Они включают целесообразование, планирование, контроль, коррекция, оценку, прогнозирование, саморегуляцию.
Для реализации всех тех функций, которые заключаются в познавательной активности, учитель должен обладать достаточными знаниями и определенной степенью подготовки. Формирование познавательной активности требует от учителя постановки учебной проблемы так, чтобы решение нельзя было сразу отыскать в учебнике, а лишь воспользоваться подсказками в виде иллюстраций, это должно отражаться и в структуре построения урока. В начале урока учеников необходимо настроить на работу, мотивировать к получению новых знаний. Последующая работа должна быть направлена на актуализацию ранее полученных знаний, необходимых для работы и фиксирования возникших в ходе работы затруднений. Проект решения сформулированной задачи учащиеся строят самостоятельно под руководством учителя[ Бурменская Г.В., Володарская И.А. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли. - М.: Просвещение, 2008. – С.47].
В соответствии с требованиями, которые в наше время общество ставит перед школой, обучение должно быть ориентированным на развитие продуктивного, творческого мышления, которое обеспечивает возможность самостоятельно приобретать новые знания, применять их в разнообразных условиях окружающей действительности. В значительной мере обеспечивает выполнение поставленных задач прикладная направленность курса математики.
Одной из основных задач начальной школы является становление у учащихся целостного научного мировоззрения, формирование ключевых и предметных компетентностей на основе усвоения систем знаний о природе, человеке, обществе, культуре, производстве, овладение опытом практической и познавательной деятельности, ценностных отношений. Для реализации этой задачи используют разнообразные дидактические средства, среди которых-интеграция содержания и межпредметные связи.
В формировании содержания и организации процесса обучения в начальной школе наблюдается сочетание дифференцированного и интегрированного обучения. Первый преимущественно связан с учетом индивидуальных особенностей учащихся, с их познавательными характеристиками, второй - с обеспечением целостности восприятия учебного материала.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Асмолов А.Г. Как проектировать познавательная активностьв начальной школе. - М.: Просвещение, 2010.
2.Асмолов А.Г. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, О.А. Карабанова, Н.Г. Салмина, С.В. Молчанов- М.: Просвещение,2010.
3.Балк М. Б. Математика после уроков : пособие для учителей / М. Б. Балк, Г. Д. Балк. – М.: Просвещение, 1971. – 462 с.
4.Бессчетнова Л.А. Формирование познавательной активности на уроках к начальной школе.// Поволжский Педагогический Поиск. . 2015. № 2 (12)
5.Битянова, М.Р. Методические рекомендации к рабочей тетради Учимся учиться и действовать. Мониторинг метапредметных познавательной активности. - Самара : Учебная литература, ИД Федоров, 2013. - 96 с.
6.Бурменская Г.В., Володарская И.А. Как проектировать познавательная активностьв начальной школе: от действия к мысли. - М.: Просвещение, 2008. - 151 с.
7.Виленкин Н.Я. О путях совершенствования содержания преподавания школьного курса математики / Н.Я. Виленкин, Р.К. Таварткиладзе. - Тбилиси: Изд-во Тбил. Ун-та, 1985. - 356 с.
8.Виноградова Н.Ф. Беседы с учителем /Н.Ф. Виноградова, Л.Е. Журова. -М.: Вентана – Граф, 2012 .
9.Выготский Л.С. Мышление и речь. - М.: Педагогика, 1984.
10.Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Просвещение,1984.
11.Выготский, Л.С. Мышление и речь. - М. : АСТ, 2011. - 640 с.
12.Гельфман, Э. Г. Психодидактика школьного учебника, интеллектуальное воспитание учащихся / Э. Г. Гельфман, М. А. Холодная. - Спб.: Питер, 2007. - 384 с.
13.Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М.: Просвещение, 1996.
14.Дик, Н.Ф. 1000 олимпиадных заданий по математике в начальной школе. - Ростов-н/Д: Феникс, 2009. - 287 с.
15.Захарова Т. Г. Организация мероприятий по математике в школе //Карельский научный журнал. – 2018. – Т. 7. – №2(23). – С. 17-22.
16.Зобнина Г.А. Психолого-педагогические условия позитивного эмоционального климата в начальной школе. // Научные механизмы решения проблем инновационного развития. Сборник статей Международной научно-практической конференции. - Челябинск: РИО МЦИИ «ОМЕГА САЙНС», 2015.
17.Зуев, Д. Д. Термины и их определения / Д. Д. Зуев // Проблемы школьного учебника. - 1980. - Вып. 8. - С. 330-335.
18.Ильясов И.И. Система эвристических приемов решения задач. М.: Учебно-методический коллектор «Психология», 2001. 153 с
19.Истомина Н.Б. Методика обучения математике в начальной школе: развивающее обучение / Н.Б. Истомина. - Смоленск: Изд-во «Ассоциация XXI век», 2005. - 272 с.
20.Истомина, Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах: учеб. пос. для студ. средних и высших пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2000. - 288 с.
21.Карпенко А.В. Обучение младших школьников моделированию как способу учебно-познавательной деятельности: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / А.В. Карпенко. - Брянск, 2006. - 245 с.
22.Клаус Г. Кибернетика и философия / Г. Клаус. - М. и Л.: Иностранная литература, 1963. - 531 с.
23.Ковалева, Г.С. Планируемые результаты начального общего образования. - М. : Просвещение, 2009. - 120 с.
24.Кордина Н.Е. Виват, математика! Занимательные задачи и упражнения, - Волгоград: Учитель, 2012
25.Лабораторные и практические работы по методике преподавания математики : / Е. И. Лященко, К. В. Зобкова, Т. Ф. Кириченко и др. ; под ред Е. И. Лященко. – М. : Просвещение, 1988. -223 с.
26.Лаврентьев Г.В., Ефременкова О.В. Классификация математических учебных задач с личностно-развивающей функцией для построения операционного модуля // Педагог: Наука, технология, практика. 2001. № 2. С. 52-60.
27.Лурия А.Р. Сформированность универсального действияобщего приема решения задач /А.Р.Лурия, Л.С.Цветкова
28.Матвеева Е.И. Новые образовательные стандарты /Матвеева Е.И., Патрикеева И.Е. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2011.
29.Математика. 2 класс. Учеб. Для образоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1. / М. И. Моро, С. И. Волкова, С. В. Степанова, - 6-е изд. - М. : Просвещение, 2015. - 128 с.
30.Математика. 3 класс. Учеб. Для образоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2. / М. И. Моро, С. И. Волкова, С. В. Степанова, - 6-е изд. - М. : Просвещение, 2015. - 112 с.
31.Математика. 4 класс. Учеб. Для образоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1. / М. И. Моро, С. И. Волкова, С. В. Степанова, - 6-е изд. - М. : Просвещение, 2014. - 112 с.
32.Мельников О.И. Обучение дискретной математике / О.И. Мельников. - М.: Изд-во ЛКИ, 2008. - 224 с.
33.Мендыгалиева, А.К. Методические приемы при обучении решению задач в начальной школе // Начальная школа плюс - До и После. - 2013. - №10.
34.Методика и технология обучения математике. Курс лекций: пособие для вузов / под научн. ред. Н. Л. Стефановой, Н. С. Подходовой. – М. : Дрофа, 2005.-416 с.
35.Мордкович А.Г. Профессионально-педагогическая направленность специальной подготовки учителя математики в педагогическом институте: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.02 /Г. Мордкович. - М., 1986. - 355 с.
36.Новик И.А. Формирование методической культуры учителя математики в пединституте: дис.. д-ра пед. наук: 13.00.02/ И .А. Новик. - М., 1990. - 300 с.
37.Новик И.Б. Метод моделирования в современной науке / И.Б. Новик, Н.М. Мамедов. - М.: Знание, 1981. - 40 с.
38.Пиаже Ж. Построение числового эквивалента или взаимно-однозначного соответствия / Ж.Пиаже. –М.,1952.
39.Планируемые результаты. Система заданий. Математика 5-6 класс. / под ред. Ковалевой Г.С., Логиновой О.Б., - М.: Просвещение, 2013
40.Плешаков, А. А. Концепция учебно-методического комплекса «Школа России»: пособие для учителей общеобразоват. организаций / А. А. Плешаков, О. А. Железникова. - М.: Просвещение, 2013. - 64 с.
41.Подласый, И. П. Педагогика начальной школы: учебник / И. П. Подласый. - М.: Владос, 2008. - 474 с.
42.Пустовалова Е. В. Приёмы развития познавательных интересов на уроках математики / Е. В. Пустовалова, О. А. Шалимова // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV междунар. науч. конф. - Уфа: Лето, 2013
43.Рудницкая В.Н. Математика : программа : 1-4 классы. – М. : Вентана– Граф, 2012.
44.Рудницкая В.Н. Математика: методика обучения. -М.: Вентана – Граф, 2012.
45.Рудницкая В.Н. математика: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / В.Н.Рудницкая, Е.Э. Кочурова, О.А.Рыдзе.-М.:Вентана-Граф,2012.
46.Саранцев, Г. И. Методика обучения математике в средней школе : учебное пособие для студентов мат. спец, пед вузов и ун-ов. – М. : Просвещение, 2002. – 224 с.
47.Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. М.: Логос, 1999. 272 с.
48.Фарков А.В. Школьные математические олимпиады – М.: ВАКО, 2014
49.Фридман Л. М. Психология детей и подростков: справочник для учителей и воспитателей. М.: Издательство Института психотерапии, 2004. 480 с.
50.Фридман Л.М. Наглядность и моделирование в обучении / Л.М. Фридман. - М.: Знание, 1984. - 80 с.
51.Шейнина О.С. Математика. Занятия школьного кружка. – М., 2010 – 225 с.
52.Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин. - М.: Педагогика, 1989. - 554 с.