Фрагмент для ознакомления
2
Введение
На рынке программного обеспечения огромное количество программных модулей, программных комплексов, CMS-систем, которые позволяют быстро и разработать, и внедрить веб-системы, включающие интернет-магазины. Но зачастую эти продукты платные, функционально отягощены, требуют специальных знаний и умений от разработчика. Поэтому многие компании при наличии условий стараются разрабатывать оригинальные продукты. Что позволяет накапливать опыт разработки, что обычно положительно сказывается в целом на развитии информационных технологий.
Предмет исследования –управление интернет-магазином косметики.
Цель работы – разработка информационной системы «Управление интернет-магазином косметики», которая позволит упростить работу сотрудников интернет-магазина.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
выполнить анализ предметной области;
разработать постановку задачи и определить требования к ИС;
обосновать выбор инструментальных средств для выполнения работы;
разработать функциональные подсистемы ИС;
выполнить проектирование информационного обеспечения;
разработать архитектуру ИС;
выполнить разработку БД;
разработать программное обеспечение для ИС;
подготовить документацию для ИС.
Для выполнения работы предлагается использовать:
программу Microsoft Visio для построения организационной структуры бек-офиса интернет-магазина, диаграмм функционирования бизнес-процессов, концептуально-инфологической модели БД, схем алгоритмов;
программу Ramus, методологию DFD для построения документооборота бек-офиса интернет-магазина, методологию IDEF0 для построения функциональных подсистем;
программу локального сервера XAMPP для разработки программного обеспечения ИС. Пакет XAMPP включает СУБД MySQL, язык программирования PHP, технологии для создания web-страниц HTML, CSS, JavaScript, фреймворк React js;
программу MySQL Workbench для построения физической модели БД.
Глава 1. Анализ предметной области
1.1. Описание предметной области
Информационная система (ИС) для управления интернет-магазином косметики — это комплекс автоматизированных процессов, позволяющий эффективно управлять всеми аспектами бизнеса, включая каталог товаров, обработку заказов, управление клиентами, логистику и маркетинговые активности.
Основные компоненты информационной системы:
управление каталогом товаров:
oдобавление и редактирование товаров: Возможность добавления новых продуктов, изменения описания, цен, изображения и характеристик;
oклассификация товаров: Категоризация по типам, брендам, размерам, цветам и другим атрибутам для удобства поиска;
oуправление запасами: Автоматизация отслеживания наличия товаров на складе, уведомление о необходимости пополнения.
обработка заказов:
oоформление заказа: упрощенный интерфейс для клиентов для выбора товаров, добавления в корзину и оформления заказа;
oстатус заказа: управление статусами (новый, в обработке, отправлен, доставлен) с автоматическими уведомлениями для клиентов;
oсистема возвратов: процесс обработки возвратов и обменов, включая формирование документов и внутренние отчеты.
управление клиентами (CRM):
oрегистрация и аутентификация клиентов: возможность создания учетных записей, авторизация и управление профилями;
oистория заказов: сохранение истории покупок для упрощенного повторного заказа и анализа предпочтений;
oкоммуникация с клиентами: система для ведения переписки, отправки рассылок и уведомлений о новостях, акциях и скидках.
логистика и управление поставками:
oуправление поставками: автоматизация процесса заказа товаров у поставщиков, отслеживание сроков поставки и состояния запасов;
oдоставка и курьерские службы: интеграция с курьерскими службами для обработки доставки и расчетов стоимости.
финансовый учет и отчетность:
oучет доходов и расходов: автоматизированный подсчет финансовых показателей, формирование отчетов о прибыльности;
oинтеграция с платёжными системами: обработка различных способов оплаты (карты, электронные деньги, банковские переводы).
маркетинг и аналитика:
oанализ данных и отчеты: инструменты для анализа продаж, поведения пользователей, эффективности рекламных кампаний;
oпрограммы лояльности: управление бонусными программами, скидками и акциями для удержания клиентов;
oSEO и контент-маркетинг: инструменты для управления контентом, метаданных и их оптимизации для поисковых систем.
административная панель:
oуправление пользователями: создание и управление учетными записями сотрудников с различными уровнями доступа (администраторы, менеджеры, сотрудники склада);
oнастройки системы: возможность настройки бизнес-процессов, шаблонов, уведомлений и других параметров.
1.2 Организационная структура интернет-магазина косметики
Организационная структура интернет-магазина зависит от количества продаж в день. При объеме продаж 10 – 15 заказов в день для нормального функционирования достаточно иметь 2-3 сотрудника. Каждый сотрудник при этом выполняет несколько функций. Функции бухгалтера, кадровика, юриста, специалиста в сфере информационных технологий могут быть переданы аутсорсинговым компаниям.
На рис. 1.1 представлена организационная структура для интернет-магазина с большим количеством заказов в день.
Рис. 1.1 Организационная структура интернет-магазина
Интернет-магазин в данном случае имеет бек-офис, который возглавляет руководитель. Руководителю интернет-магазина подчиняются все подразделения. Его основные задачи:
создание условий для успешного выполнения всеми сотрудниками своих должностных обязанностей;
представление интересов интернет-магазина во внутренних и внешних отношениях;
эффективное распределение ресурсов, которое позволит успешно решать поставленные задачи;
разработка финансовой, организационной, кадровой и рыночной стратегий развития интернет-магазина;
принятие управленческих решений, которые должны привести к повышению эффективности функционирования интернет-магазина.
Отдел продаж решает следующие задачи:
установление связей и настройка деловых взаимоотношений с клиентами;
организация спроса и стимулирование сбыта;
проведение эффективной товарной и ценовой политики;
документационное обеспечение процесса продажи;
организация поставки продукции;
решение конфликтных ситуаций, при взаимодействии с клиентами.
координирование работы подразделений интернет-магазина.
К основным функциям бухгалтерии относятся:
учет основных средств и материалов;
учет труда и расчет заработной платы всех сотрудников;
учет затрат по основному виду деятельности компании;
учет финансовой деятельности и операций со всеми денежными средствами;
Отдел кадров подразделение, основная функция которого кадровый учет. Сотрудники отдела ведут кадровое делопроизводство и обеспечивают оформление трудовых отношений.
Основные функции отдела кадров:
подбор персонала необходимой квалификации на вакантные должности, который может быть внешним и внутренним;
выполнение оценки персонала;
проведение мероприятий для адаптации новых сотрудников на рабочих местах;
формирование штатного расписания;
внедрение в компании новых кадровых технологий, которые должны способствовать росту производительности труда;
ведение документооборота подразделения;
проведение мероприятий по повышению квалификации персонала компании.
Коммерческий отдел решает следующие задачи:
осуществляет взаимодействие с контрагентами;
контролирует выполнение продаж;
отслеживать выполнение договорных обязательств;
занимается продвижением сайта;
внедряет новые технологии, способствующие продвижению сайта в интернет-пространстве;
анализирует конъюнктуру рынка на товары интернет-магазина;
выполняет материальное и техническое снабжение.
Информационно-технический отдел (ИТ-отдел) является основным отделом бек-офиса и решает следующие задачи:
обеспечение работоспособности технических средств и программного обеспечения, необходимых для функционирования интернет-магазина;
обеспечение безопасного и надежного функционирования интернет-магазина;
разработка мероприятий по продвижению сайта интернет-магазина в интернет-пространстве и их выполнение;
разработка, внедрение и сопровождение новых программных продуктов в структурных подразделениях бек-офиса;
оказание консультативной и методической помощи сотрудникам.
Склад – логистическое звено, обеспечивающее взаимодействие отдела продаж и покупателя, поставщика товаров, коммерческий отдел и бухгалтерию.
Склад предназначен для:
хранения товаров интернет-магазина, которые обеспечивают выполнение заказов покупателей;
образования запасов товаров, необходимых для эффективного функционирования интернет-магазина;
образования ассортимента товаров интернет-магазина.
1.3 Анализ документооборота интернет-магазина косметики
Интернет-магазин (компания) при анализе документооборота рассматривается как совокупность бек-офиса и сайта, который является средством для взаимодействия с покупателями товаров интернет-магазина косметики. На рис. 1.2 приведена диаграмма внешнего документооборота.
Рис. 1.2 Внешний документооборот
Интернет-магазин взаимодействует с государственными органами, к которым относятся Социальный фонд России и Налоговая инспекция. В 2023 Пенсионный фонд России объединился с Фондом социального страхования и образовали Социальный фонд России. В Социальный фонд России компания отправляет кадровые отчеты по сотрудникам. В свою очередь Социальный фонд России в компанию направляет распоряжения и предписания, которые информирует руководство интернет-магазина и сотрудников отдела кадров о изменении форм отчетов, сроков сдачи отчетности и др.
В налоговую инспекцию сотрудники бухгалтерии направляют в установленные сроки налоговые декларации. Налоговая инспекция направляет так же, как и социальный фонд России распоряжения и предписания.
Еще одна организация, с которой взаимодействует интернет-магазин – банк, через который осуществляются взаиморасчеты с поставщиками, покупателями и с государственными органами (налоговая инспекция, Социальный фонд России).
Внешняя сущность «Покупатель» – имеет первостепенное значение для интернет-магазина. Покупатели являются основными потребителями товаров интернет-магазина. Покупатель выполняет заказ на приобретение товаров, выбор которых выполняется по каталогу, представленном на сайте интернет-магазина. Интернет-магазин формирует счет на оплату и направляет его покупателю. После выполнения оплаты сотрудники интернет-магазина получают уведомление и должны приступить к формированию заказа на складе, подготовке сопроводительной документации и отправке заказа покупателю.
Интернет-магазин для эффективного функционирования должен иметь надежных поставщиков, с которыми устанавливаются договорные отношения. Сотрудники интернет-магазина составляют заявку на товары, используя каталоги поставщиков. Поставщик выставляет счет интернет-магазину, готовит всю сопроводительную документацию на товар и отправляет его.
На рис. 1.3 представлена диаграмма внутреннего документооборота, разработанная в нотации DFD. На диаграмме представлены сайт интернет-магазина и основные подразделения бек-офиса. Информация с сайт направляется для длительного хранения в БД интернет-магазина, которая используется всеми подразделениями для решения своих задач.
Фрагмент для ознакомления
3
1.MySQL. Справочник по языку: Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2005. – 432 с.
2.Алексеев, А.С. Введение в Web-дизайн. Учебное пособие. [Текст]/А.С.Алексеев. — М.: ДМК Пресс, 2019. — 184 c.
3.Аткинсон, Л. MySQL. Библиотека профессионала/ Л. Аткинсон. – М. : Издательский дом «Вильямс», 2002. – 619 с.
4.Бенкен, Е. PHP, MySQL, XML. Программирование для Интернета / Е. Бенкен. - М.: БХВ-Петербург, 2016. - 352 c.
5. Васильев, В.В. Практикум по WЕВ-технологиям [Текст]/В.В. Васильев. – М.: ФОРУМ, 2013. – 416 с.
6.Веллинг Л., Томсон Л. MySQL: Учебное пособие: Пер. с англ. – М.: Изд. Дом «Вильямс», 2005. – 304 с.
7.Веллинг, Л. Разработка веб-приложений с помощью PHP и MySQL / Люк Веллинг , Лора Томсон. - М.: Вильямс, 2013. - 848 c.
8.Вендров, А. М. CASE–технологии. Современные методы и средства проектирования информационных систем / А. М. Вендеров. – СПБ. : Питер, 2003. –258 с.
9.Гарретт Джесс. Веб-дизайн. Элементы опыта взаимодействия [Текст]/ Гарретт Джесс. — М.: Символ-Плюс, 2020. — 285 c.
10.Гарсиа–Молина, Г. Системы баз данных: полный курс / Г. Гарсиа –Молина, Д. Д. Ульмон, Д. Уидом. – М. : Вильямс, 2008. – 1088 с.
11.Голицына, О. Л. Информационные системы : учеб. пособие : рек. УМО/ О. Л. Голицына, Н. В. Максимов, И. И. Попов. – М. : Форум:Инфра – М, 2009. – 496 с.
12.Дакетт Д. HTML и CSS. Разработка и дизайн веб-сайтов. [Текст]/ Д. Дакетт. — М.: Эксмо, 2019. — 480 c.
13.Дейт, К. Дж. Введение в системы баз данных / К. Дж. Дейт. – Киев : Вильямс, 2010. – 846 с.
14.Дронов, Владимир РНР 5/6, MySQL 5/6 и Dreamweaver CS4. Разработка интерактивных Web-сайтов / Владимир Дронов. - М.: БХВ-Петербург, 2017. - 544 c.
15. Емельянова, Н. З. Проектирование информационных систем : Учебное пособие / Н. З. Емельянова, Т. Л. Партыка, И. И. Попов. – М. : Форум, 2013. – 432 c.
16.Климов, Александр JavaScript на примерах / Александр Климов. - М.: БХВ-Петербург, 2019. - 135 c.
17.Колисниченко, Денис PHP и MySQL. Разработка Web-приложений / Денис Колисниченко. - М.: БХВ-Петербург, 2013. - 560 c.
18.Макфарланд, Дэвид JavaScript. Подробное руководство / Дэвид Макфарланд. - М.: Эксмо, 2020. - 608 c.
19.Малков О. Б., Белимова Е. В. Проектирование баз данных с использованием CASE-технологии: Метод. указания. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2003. – 48 с.
20.Малков О.Б., Гегечкори Е.Т. Базы данных: Методические указания к выполнению лабораторных работ. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2007. – 112 с.
21.Мардан Азат, React быстро [Текст]/ Азат Мардан. – СПБ.:Manning. 2020. – 471 с.
22.Самоучитель MySQL 5 / М. В. Кузнецов, И. В. Симдянов – СПб: БХВ-Петербург, 2007. – 560 с.
23.Стефанов, С. React.js. Быстрый старт [Текст]/Стоян Стефанов. – СПБ.: Питер, 2016. – 381 с.
24. Штефен, Вальтер Создание приложений для Windows 8 с использованием HTML5 и JavaScript / Вальтер Штефен. - М.: ДМК Пресс, 2020. - 181 c.