Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Русский язык, а именно морфология, занимает одно из ведущих мест в гуманитарном цикле школьного образования, так как играет важную роль в жизни нашего общества и в формировании личности ребенка. Однако очевидно, что обучение предмету «Морфология» в школе требует серьезного внимания. Анализ состояния преподавания показывает, что школа не полностью обеспечивает функциональную грамотность учащихся, а также их орфографическую и пунктуационную грамотность; навыки и умения специализированной устной и письменной речи формируются недостаточно.
Формирование функциональной грамотности обучающихся является одним из приоритетных направлений в современной методике обучения русскому языку.
Ключевое понятие «функциональная грамотность» в психолого-педагогической литературе объясняется как способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.
Актуальность ВКР заключается в необходимости сформировать функциональную грамотность у обучающихся в процессе системного изучения раздела школьного курса русского языка «Морфология. Орфография» в 6 классе.
От качества усвоения знаний в области морфологии и орфографии зависит уровень сформированности умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся, овладение нормами русского литературного языка. Чтобы добиться правильности, точности, нужно изучать языковые нормы и много трудиться над их закреплением.
Актуальность исследования вызвана противоречием неизбежностью целевой установки на становление функциональной грамотности и педагогами, которые в силу своего наработанного навыка продолжают обучение, нацеленное на выстраивание главных познаний, умений и навыков.
Гипотеза исследования заключается в эффективности формировании грамотности при изучении морфологии: упражнения на анализ нормы и примеров ее нарушений; упражнения на усвоение языковых норм.
Цель исследования: установить уровень функциональной грамотности школьников на уроках русского языка.
Объект исследования: процесс формирования функциональной грамотности на уроках русского языка при изучении морфологии.
Предмет исследования: развитие функциональной грамотности на уроках русского языка у школьников.
Для достижения цели, необходимо решить следующие задачи:
1.уточнить теоретические подходы к раскрытию понятия «функциональная грамотность»;
2.систематизировать структуру и содержательно-смысловое наполнения функциональной грамотности;
3.проанализировать способы изучения морфологической нормы в 6 классе;
4.выявить опубликованные методики по диагностированию функциональной грамотности и разработать с учетом особенностей и возможностей класса упражнения;
5.составить анализ эффективности упражнений и методический рекомендации для учителей-словесников.
Методы исследования: анализ литературы с помощью синтеза и анализа, разработка упражнений по теме исследования.
Теоретическая значимость: труды методистов по вопросам методики формирования функциональной грамотности школьников при изучении морфологии, таких как Абдулаева О.А., Алексашина И.Ю., Киселев Ю.П., Юсуфова Л.О. и т.д.
Практическая значимость: методические рекомендации для учителей-словесников.
Структура работы состоит из введения, двух глав (теоретическая и практическая), выводы по главам, заключение и список используемой литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты формирования функциональной грамотности школьников при изучении морфологии
В данной части предоставлена информация о понятии функциональной грамотности, где затрагивают важность формирования ее у школьников, особенно в контексте подготовки к дальнейшему обучению и жизни в современном обществе, в своих трудах Абдулаева О.А., Алексашина И.Ю., Киселев Ю.П. и т.д.
Рассмотрение компонентов функциональной грамотности, на основе трудов Ашимова А.Ф., Юсуфова Л.О., Забродина Н.П. и т.д. Методы исследования морфологической нормы в 6 классе включают в себя приемы изучения и функциональные особенности.
1.1 Понятие функциональной грамотности
Первые знания по морфологии ученики получают в 5 классе по учебникам родного языка. В следующем, 6 классе, есть полноценный отдел морфологии. В учебнике родного языка для 6 класса большинство тем посвящено глагольным оборота, что является сложной задачей для учеников 6 класса. Особенно сложно читателю освоить темы глагольных форм.
Грамматика является частью науки о языке, она состоит из морфологии и синтаксиса. Обучение грамматике развивает у учеников навыки логического мышления и развивает культуру речи. Учащиеся знакомятся с нормами литературного языка через изучение грамматики.
Грамматика помогает увеличить словарный запас и коммуникативную грамотность учащихся. При обучении грамматике особое внимание следует уделять:
1.Овладению учащимися нормами литературного языка
2.Развитию речевой культуры учащихся
3.Повышению грамотности учащихся
4.Развитию у учащихся умения правильно делить слова на части, понимать структуру слова, составлять правильное предложение, создавать текст
5.Развитию творческого мышления учащихся
Современные исследователи считают, что функционально грамотная языковая личность начинает формироваться на этапе начального образования. Основой этого процесса является восприятие языка как эстетической и культурной ценности, а также способность учеников свободно применять свои языковые навыки во всех формах речевой деятельности [11].
Функциональная грамотность – это один из немногих ключевых показателей качества школьного образования, который учащиеся могут развить в процессе обучения. Она обусловливает возможность индивида управляться со типовыми жизненными ситуациями в различных областях жизни [4].
А.М. Новиков подчеркивает, что функциональная грамотность характеризуется как немаловажной и обязательной частью образования. Он полагает, что функциональная грамотность вплотную связана с адекватностью, которая вытеснила собой традиционное понимание квалификация [18].
Анализ нынешней общеобразовательной обстановки в теологическом, социально-экономическом и психолого-педагогическом концептах аргументирует пересмотр наполнения функциональной грамотности. Под функциональной грамотностью понимается «повышенный по степени становления общества и роста нужд индивидуальности уровень познаний и умений, нужный для равноправного и действенного участия индивида в экономической, политической, гражданской, общественной и культурной жизни своего общества и своей страны, для содействия их прогрессу и для собственного развития» [1].
Также, А.А. Леонтьев в одной из своих работ предоставил описание функциональной грамотности: «Если формальная грамотность — это владение навыками и умениями техники чтения, то функциональная грамотность — это способность человека свободно задействовать эти навыки для извлечения информации из реального текста — для его осмысления, сжатия, трансформации» [16].
По убеждению А. А. Леонтьева, функциональная неграмотность — это неурядица не педагогическая, а социокультурная. Базовая цель школы состоит в том, чтобы обучить выпускников генерировать свои собственные, насыщенные смыслом тексты, а не только обучить умениям читать и истолковать посторонние [10].
Функциональная грамотность включает в себя набор познавательных, эмоциональных и поведенческих навыков и умений, которые позволяют людям:
1.полноценно жить и работать как индивидуальности;
2.развивать свой потенциал;
3.принимать значимые и обоснованные решения;
4.эффективно взаимодействовать в обществе, учитывая окружающую среду и более широкие сообщества (локальные, национальные и глобальные), с целью улучшения качества своей жизни и жизни общества [там же].
Кроме этого, определение функциональной грамотности включает в себя восприимчивость учащихся использовать предметные знания и основополагающие навыки для принятия обыденных задач, способность структурно решать трудности различной степени в ситуациях, выходящих за рамки образовательного пространства.
Кроме того, под функциональной грамотностью понимается «способность индивида вступать во взаимоотношения с внешней средой и оптимально молниеносно освоиться и существовать в ней» [14].
Отметим еще трактовку определения от Н.Ф. Виноградова: «Функциональная грамотность характеризует собой базовый уровень образовательного наполнения, который подразумевается его концепцией. Без овладения этим показателем невозможно выполнить две ключевые функции: во-первых, обеспечить успешную адаптацию ребенка к изменяющимся условиям внешней среды; во-вторых, продолжить образовательный процесс» [28].
Выраженность функциональной грамотности ожидается у каждого ученика, независимо от местоположения образовательного учреждения, условий обучения и уровня индивидуального развития ребенка. Функциональная грамотность базируется на расширении и углублении практического опыта учащегося, и ее суть состоит не только в знаниях, но и в трех ключевых возможностях младшего школьника: применять полученные знания, приобретать новые знания и объективно оценивать свои знания и незнания, а также готовность к самообразованию [15].
Р. Н. Бунеев дополняет анализируемое определение последующими концепциями: «Функционально грамотная личность – это человек:
1.вписывающийся в мире и функционирующий в соответствии с социальными парадигмами, ожиданиями и интересами, в особенности, обучающийся: сопоставлять и организовывать свои деяния с взаимодействиями разных людей, осознавать обстоятельства собственных действий в соответствии с целями, стоящими перед мирозданием в целом, намеренно действовать в границах норматива, подбирая эффективные условия;
2.способный быть самостоятельным в ситуации выбора и принятия решений;
3.умеющий отвечать за свои решения;
4.способный нести ответственность за себя, своих родных;
5.обладающий методами обучения и готовый к беспрестанной переквалификации;
6.владеющий комплексом компетенций, как первостепенных, так и по всевозможным отраслям знаний;
7.для которого поиск решения в необычной ситуации – привычное проявление;
8.легко адаптирующийся в любом этносе и умеющий интенсивно воздействовать на него;
9.осознающий, что жизнь среди индивидуумов – это поиск беспрерывных компромиссов и потребность выискивать всеобщие решения. Что кроме персонального убеждения, которое нужно оберегать и оспаривать, функционируют и иные, которые также приобретают равноправие на бытие;
10.прекрасно обладающий вербальной и невербальной речью как средствами взаимоотношения между индивидуумами;
11.владеющий новейшими информационными технологиями» [там же].
Со временем термин «функциональная грамотность» претерпел значительные изменения. Его значение стало восприниматься слишком широко, включая:
1.совокупность знаний и навыков, которые позволяют человеку уверенно действовать в материальной и социокультурной среде;
2.способ социальной ориентации, который связывает образование с разнообразной человеческой деятельностью;
3.уровень овладения определенными умениями и средствами для реализации жизненных планов, продолжения образования и профессионального роста в современных условиях.
По словам Р. Н. Бунеева, конечной целью обучения является формирование функционально грамотной личности, которая «способна использовать все знания, умения и навыки, приобретенные на протяжении жизни, для решения широкого спектра жизненных задач в различных сферах деятельности» [16].
Таким образом, с одной стороны, первоначальное значение термина «функциональная грамотность» было неправомерно расширено, охватывая все качества выпускника (от умения считать до готовности строить карьеру), с другой стороны, уровень функциональной грамотности сводится к набору утилитарных навыков, отражающих способности человека в контексте его адаптации к условиям микросоциума.
Функциональная грамотность, с одной стороны, является ключевым элементом в системе образования и существенно влияет на «передаточное отношение» в его самореализации, с другой – она лежит в основе «пизанского эффекта» в образовании.
Следовательно, школьник, обладающий функциональной грамотностью – это индивид, владеющий языком, понимающий его как ценностную и общекультурную значимость. Такой воспитанник способен уверенно использовать все виды речевой деятельности во всевозможных житейских ситуациях: получить информацию из первоисточника через чтение и слушание, передавать информацию в ходе взаимоотношения через говорение и письмо, а также формировать, анализировать и улучшать свои собственные вербальные сочинения.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Абдулаева, О.А., Алексашина, И.Ю., Киселев Ю.П. Формирование и оценка функциональной грамотности учащихся: - изд. «Каро» 2019. – 160 с.
2.Алгазина, Н.Н. Формирование орфографических навыков / Н.Н. Алгазина. – М., 2017. – 189 с.
3.Ашимова, А.Ф. и Юсуфова, Л.О. Приемы изучения морфологической нормы на уроках русского языка в 5-6 классах // CyberLeninka. - Вестник социально-педагогического института, 2019. – 40 с.
4.Балашова Е.С. Читательская грамотность как компонент функциональной грамотности // Достижения науки и образования. 2022. –2 с.
5.Баранов, М.Т. Выбор упражнений для формирования умений и навыков / М. Т. Баранов // Русский язык в школе, 1986. – 26 с.
6.Баранов, М.Т. Методика преподавания русского языка в школе: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.
7.Богданец, О. А. Характеристика понятия языковой функциональной грамотности младших школьников. – 2020. – 133 с.
8.Воителева, Т.М. Наблюдение над функциональными особенностями языковых средств в процессе изучения морфологии в школе // CyberLeninka, 2015. – 97 с.
9.Высотина, Е. В. Формирование коммуникативной функциональной грамотности у младших школьников при обучении русскому языку // Актуальные исследования. Международный научный журнал. - Хабаровск: Агентство перспективных научных исследований, 2024. – 56.
10.Гаврилова, И.В. Лингводидактические условия совершенствования орфографической грамотности учащихся 5-7 классов при изучении частей речи на морфематической основе: дис.. кан. педаг. наук. Чебоксары, 2005. – 196 с.
11.Горохова, Т.С., Беккер Н.В. Методические рекомендации Функциональная грамотность в контексте обновленных ФГОС НОО по русскому языку // Томской области: 2022. – 24 с.
12.Дейкина, А.Д. Аксиологическая методика преподавания русского языка: монография. М.: МПГУ. 2019. – 212 с.
13.Дейкина, А.Д. Обучение и воспитание на уроках русского языка. М.: Просвещение. 1990. – 176 с.
14. Дудорова, М. В. и Слаутина, М. В. Современный русский язык. Морфология: М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2014. – 68 с.
15.Забродина, Н. П. Читательская грамотность: пособие по развитию функциональной грамотности старшеклассников. – М.: Академия Минпросвещения России, 2021. – 80 с.
16. Ковцун, А. А. и Кохичко, А. Н. Научные подходы к понятию «функциональная грамотность» в педагогической теории и практике // Наука и школа, 2022. – 109 с.
17.Козлова, М. И. Повышение функциональной грамотности как необходимость современного образования. – Петрозаводск, 2020. – 125 с.
18.Леонтьев, А.А. От психологии чтения к психологии обучения чтению // Материалы 5‑й Международной научно-практической конференции: в 2 ч. — Ч. 1 / под ред. И.В. Усачевой. — М., 2002.
19.Николина, В.В. Современные тенденции развития образования // CyberLeninka, 2021. – 10 с.
20.Новиков А.М. Интеграция базового профессионального образования // Педагогика. 1996. – 10 с.
21.Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) /Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. — М.: Издательство ИКАР. 2009.
22.Павлова Л. А. Разработка цифровых образовательных ресурсов и применение в учебном процессе // kopilkaurokov.ru — URL: https://kopilkaurokov.ru/informatika/prochee/razrabotka_tsifrovykh_obrazovatelnykh_ resursov_i_primenenie_v_uchebnom_protsesse (дата обращения: 22.11.2024).
23.Разумовская, М.М. Методика обучения орфографии в школе. М.: Просвещение, 1996. – 207 с.
24.Романова, В. Ю. Современные средства обучения русскому языку: соответствие требованиям ФГОС НОО // CyberLeninka. - Педагогический журнал Башкортостана, 2018. – 62 с.
25.Современное русское письмо: графика, орфография, пунктуация: хрестоматия научных работ / С.В. Друговейко-Должанская, М. Б. Попов. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2019. – 532 с.
26.Творческие задания на уроках русского языка в 5-8 классах. / О. П. Косулина. - Мозырь: Белый Ветер, 2011. – 24 с.
27.Тлюстен Л. Ш. Морфологический и фонематический принципы русской орфографии // CyberLeninka. - Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология, 2011. – 6 с.
28.Юлмухаметова, А. С. Развитие функциональной грамотности учащихся на уроках русского языка и литературы с применением цифровых и интернет-технологий, 2024. – 2 с.
29.Юрикова О. И. Приемы формирования функциональной грамотности на уроках русского языка в начальной школе. – 2019. – 23 с.
30.Якиманская И.С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения // Вопросы психологии, 1995. - №2. – 25 с.
31.Янченко В.Д., Латфуллина Л.Г. и Скугаревская А.А. Скорая помощь по русскому языку 6 класс. Часть 1. М.: Просвещение, 2015. – 82 с.
32.Янченко В.Д., Латфуллина Л.Г. и Скугаревская А.А. Скорая помощь по русскому языку 6 класс. Часть 2. М.: Просвещение, 2015. – 81 с.
33.МЭШ URL: https://school.mos.ru/ (дата обращения: 22.11.2024).
34.LearningApps URL: https://learningapps.org/ (дата обращения: 22.11.2024).
35.Vinogradova N. F. Funktsionalnaya gramotnost mladshego shkolnika: k postanovke problemy. Nachalnoe obrazovanie, 2017, No. 3, – 8 p.
36.Tursunov U., Muhtorov J., Rahmatullayev Sh. Modern Uzbek literary language. T., 1992.
37.Roziqov O. v.b. Didactics of the native language. T.: Yangi asr avlodi, 2005.
38.Jamolkhonov H. Modern Uzbek language. T., 2005.
39.Nurmonov A. Selected works. Volume II, T .: Akademnashr, 2012.
40.Nurmonov A. Actual problems of the Uzbek language. Andijan,2012.
41.Shahobiddinova Sh.H. Morphology of the Uzbek language. Andijon, 2012.