Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы. В последние годы вопросы, касающиеся социальной и культурной роли пола – гендерные аспекты – находят всё больше внимания и значимости. Разделение общества по биологическому признаку является фундаментальным для формирования представлений о различном поведении феминных, андрогинных и маскулинных, где генетические факторы, анатомия и физиология играют первостепенную роль.
Культурные мифы и традиции всех народов несут идею полярных противоположностей между феминным и маскулинным началами. Эти представления глубоко укоренились в социальной структуре: от семейного устройства до армии, образования и общественных институтов. Однако биологические различия далеко не исчерпывают объяснение поведенческих особенностей; значительное влияние оказывает социокультурный контекст с его нормами и ожиданиями.
Гендерные предрассудки – это упрощённые, эмоционально окрашенные образы феминной и маскулинной сути, пронизывающие все аспекты личной жизни. Исследования Мэри Джекмен и Маргарет Сектер демонстрируют: гендерные стереотипы часто превосходят по силе воздействия расовые.
В современном обществе эти стереотипы воспринимаются как неоспоримые истины, формируя своего рода коллективное убеждение. Согласно Фрэнсису Джесу, они трансформируются в ценностные ориентиры и определяют идеалы "настоящей" маскулинности и феминности. В результате общепринятые нормы поведения становятся незыблемым стандартом.
Гендерные стереотипы активно формируют социальный статус феминных, андрогинных и маскулинных: укрепляя доминирование одной группы и способствуя дискриминации другой. Важнейшим направлением в гендерных исследованиях является осознание необходимости пересмотра этих устоявшихся представлений о ролях, которые поддерживают гендерное неравенство.
Актуальность изучения данной темы обусловлена необходимостью формирования критического гендерного сознания. Это требует корректировки устаревших стереотипов и их влияния на общество в целом и каждого индивида, подчеркивая важность комплексного анализа гендера как ключевого фактора социальной динамики.
В супружеских отношениях вопросы гендера становятся особенно важными. В современном обществе все еще существуют устойчивые стереотипы, согласно которым для феминных ролью приоритета являются семейные обязанности (например, мать и домохозяйка), в то время как профессиональная деятельность рассматривается как сугубо маскулинная сфера. Это порождает представление о том, что работа феминных имеет эмоциональный и обслуживающий характер, тогда как маскулинные занимаются творческой и руководящей деятельностью.
Следование этим социальным ожиданиям нередко приводит феминных к выбору профессий, соответствующих традиционным представлениям, что может игнорировать их личные склонности и интересы. Хотя значительных различий в развитии мозга феминных и маскулинных не существует, социальные ожидания явно влияют на поведение партнёров в браке.
Исследования гендерных стереотипов проводились рядом ученых, таких как У. Вайнека и Г. Тешфель. В настоящее время отечественная психология открыта для применения международного опыта, что способствует работе с партнёрами по улучшению адаптивных способностей через развитие самосознания и переосмысление личных ценностей.
Объект исследования: представления о супружеских конфликтах.
Предмет исследования: гендерные особенности представлений о супружеских конфликтах.
Гипотеза: Представления о супружеских конфликтах различаются в зависимости от гендерной идентичности супругов.
Феминные личности часто представляют супружеский конфликт как следствие эмоциональной дистанции или недостатка доверия. Они могут видеть конфликт как результат неразрешённых чувств и недостатка коммуникации. Для них важна эмоциональная близость, поэтому конфликт может быть воспринимаем как угроза связи и глубоким чувствам. В их представлении важно обсуждать проблемы открыто и искать эмоциональное разрешение, чтобы восстановить гармонию в отношениях.
Маскульные личности могут представлять супружеский конфликт как столкновение целей, территориальное соперничество или вопрос лидерства в отношения. Они могут склоняться к более рациональному и логическому подходу, рассматривая конфликт как вызов, который нужно решить. Для них важно находить решение проблемы и устанавливать справедливые правила, а не углубляться в эмоциональные аспекты. Конфликт может восприниматься как возможность для роста или укрепления позиций в паре.
Андрогинные личности, обладая чертами как феминности, так и маскульности, могут иметь более интегрированный подход к супружеским конфликтам. Они могут представлять конфликт как сложное взаимодействие эмоциональных и рациональных элементов, ценя как чувства, так и практическое решение проблем. В их представлении конфликт — это возможность для обеих сторон выразить себя и прийти к более глубокому взаимопониманию. Они могут обращаться к обоим аспектам — эмоциональному и логическому, чтобы найти гармонию.
Таким образом, представления о супружеском конфликте различаются в зависимости от того, какой тип личности доминирует, и это отражает их подход к отношениям и разрешению проблем.
Цель работы – исследовать гендерные особенности представлений о супружеских конфликтах в зрелом возрасте.
Задачи исследования:
-рассмотреть понятие и сущность социальных представлений;
-описать супружеские конфликты как объект социальных представлений;
-изучить гендерные аспекты социальных представлений;
-провести организацию и методы исследования;
-представить результаты исследования гендерных различий в представлении о супружеских конфликтах;
-предложить методические рекомендации по учету гендерных особенностей представлений о супружеских конфликтах в психологическом консультировании семейных пар зрелого возраста.
Методы исследования:
теоретический анализ литературы в области социальной психологии;
проведение бесед;
диагностический эксперимент (тестирование);
использование методов математической статистики, в частности, t-критерия Стъюдента.
Методики:
опросник «Характер взаимодействия супругов в конфликтных ситуациях» (Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман).
Опросник Сандра Бем.
Испытуемые: 25 супружеских пар, возраст супругов 40-60 лет, стаж семейной жизни не более 5 лет.
Практическая ценность данного исследования заключается в том, что полученные результаты помогают определить множество ключевых факторов, которые оказывают влияние на развитие супружеских отношений, а также на брачно-семейную адаптацию и совместимость партнёров. Выводы нашего исследования могут быть полезны в области семейного психологического консультирования, что позволит оказывать поддержку супругам в улучшении их адаптивных способностей и создании гармоничной семейной жизни.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы, а также приложений.
Глава 1. Теоретические основы исследования гендерных особенностей социальных представлений о супружеских конфликтах в зрелом возрасте
1.1 Понятие и сущность социальных представлений
Социальные представления представляют собой сложный когнитивный процесс, тесно связанный с множеством психических явлений, таких как память, убеждения, идеологии и верования. Многие из этих когнитивных аспектов остаются недостаточно исследованными и, вероятно, невозможно изучить в полном объеме, что усложняет понимание психических процессов.
Идеи Э. Дюркгейма и Л. Леви-Брюля легли в основу концепции социальных представлений, когда они использовали термин «коллективные представления». Дюркгейм подчеркивал, что «социальная жизнь полностью формируется из представлений», которые создают общественное сознание—нечто совершенно отличное от индивидуального, несмотря на то, что его носителями являются отдельные личности. Он объяснял отличие общественного сознания от индивидуального различиями в их элементах, при этом коллективные представления формируют восприятие себя и окружающего мира.[ Екимчик О.А., Григорова Т.П., Смирнова Н.С. Динамические аспекты близких (романтических) отношений и совладающее поведение партнеров // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2013. Т. 19. №3. С. 147]
Дюркгейм заметил, что для развития общества необходимо общественное сознание, которое объединяет людей и обеспечивает необходимую энергию для прогресса. Позже, Люсьен Леви-Брюль углубил эту идею, указывая на связь примитивного мышления и коллективных представлений.
В 1950-х годах Серж Московичи начал развивать теорию социальных представлений, предложив этот термин вместо «коллективные представления» в 1980 году. Он отметил, что в современном обществе, благодаря образованию, научные знания становятся более доступными, заменяя собой коллективные представления.
Социальные представления представляют собой сложные научные конструкции, которые объединяют множество образов и значений. Они выполняют функции ориентиров для людей, позволяя им интерпретировать и понимать происходящие события, а также справляться с неожиданными ситуациями.
Эти представления служат категориями, помогающими упорядочить различные явления, события и взаимодействия с другими людьми. По мнению Дениз Жодле, социальные представления представляют собой модель, в которой закреплены социальные знания, объясняющие повседневную реальность.[ Шуман С.Г., Шуман В.П. Семейные конфликты: причины, пути устранения. - Брест: Лаборатория «Практической психологии и педагогики», 2022. – С. 99]
Концепция "социального видения" зарождается из совокупности личных переживаний, знаний, приобретенных в образовании, традиционной логики воспитания и социальных связей. Это универсальные представления о мире, являющиеся инструментом адаптации для индивидов:
1. Когнитивная функция: структурируют понимание окружающей реальности.
2. Синтезирующая роль в усвоении новой информации и опыта.
3. Обеспечивают интерпретацию действительности сквозь фильтр общественных установок и ценностей.
4. Служат как компас для навигации в социальных взаимодействиях.
Социальное видение, по Жодле, представляет собой особый тип мышления – не научное или мифическое, а специфически социально-практическое:
- Психологический механизм, отражающий и трансформирующий представление о мире.
- Аналог знака или символа с включением элементов индивидуального и коллективного творчества.
В контексте конкретной культуры, это форма мышления, ориентированная на коммуникацию, понимание и интерпретацию социальных явлений.
Для глубокого осмысления механизмов социальных представлений необходимо:
- Анализировать их структуру как систему процессов умственного воссоздания объектов (людей, предметов, событий).
- Признавать не полное отражение реальности: ни точной копии, ни идеала.
- Учитывать границу между социальным и психическим:
- Включать личный жизненный опыт индивида
- Анализировать особенности его психологического устройства
Таким образом, социальное видение – это динамический процесс, формирующий отношения к миру через синтез индивидуального опыта и коллективных представлений.[ Айвазова Д.Г. Семейное неблагополучие в зеркале психологии – Звенигород – С. 88]
Согласно Сержа Московичи, социальная репрезентация состоит из двух тесно переплетённых аспектов: перцептивного и семантического. Это придаёт ей характер формулы общественных понятий.
Соответственно, общественные представления образуют многоуровневую систему, интегрирующую визуальные образы с их глубинным значением для индивидов.
Понятие «общественное воображение» включает в себя образную совокупность, складывающуюся из множества интерпретаций и оценок (Леонтьев А.Н., Выготский Л.С.). Эти образы служат своего рода каркасом для ориентации личности в реальности, обеспечивая анализ ситуаций через призму категоризации и классификации явлений, а также функционируют как инструменты принятия решений.
В практическом плане общественные представления выступают как форма знания на основе повседневного опыта (социокультурный здравый смысл), направленная на понимание социальной среды и взаимодействие в ней.
Представление, согласно А.А. Реану, Н.В. Бордовской и С.И. Розуму (2002), определяется как психический процесс формирования обобщённых визуальных образов действительности. В этом процессе ключевую роль играет воображение: оно трансформирует информацию из прошлого опыта, синтезируя известные образы и создавая новые. При этом существенная связь устанавливается между представлениями и поведенческими реакциями (например, образ болезни может стимулировать поиск медицинской помощи).[ Климова С.В. Нормы любви в гендерной системе культуры: автореф. дис. ... дис. соц. наук. - Саратов, 2023. – С. 17]
Социальные аспекты формирования взглядов обуславливаются их многообразием: через специфические контексты, межличностные и групповые взаимодействия, культурно обусловленные рамки восприятия, а также через ценностный и идеологический ресурс связанных с социальной идентичностью элементов (Э. Дюркгейм, С. Московичи, Л.С. Выготский, К.Г Юнг, Ш. Блондель).
Философы и психологи рассуждают об образах как о врожденных категориях или же результатах индивидуального опыта и коллективном сознании (Карл Густав Юнг против Эмиля Дюркгейма, Шарль Блондель, М. Гальбвакс).
Образы выступают в роли хранителей духовной сущности культуры: они рождаются из многослойного опыта и служат инструментом для осмысления человеческого бытия. Их значимость неоспорима, особенно в формировании моральных ориентиров; однако, современное общество с его переизбытком информации (включая визуальную) привело к утрате многих традиционных образных символов и значений.
Анализ социальных представлений представляет собой синтез социопсихологических теорий и эмпирических изучений, направленных на выявление закономерностей обыденного сознания в обществе. В психологии данный процесс проходит через две фазы: французская школа С. Московичи с коллегами (исследующая социальные представления как культурно обусловленные конструкты) и изучение их как процесса мышления, где ключевую роль играет понятие «социальное представление» — заимствованное у Э. Дюркгейма.[ Воеводина Ю.С. Незарегистрированный брак как социальный механизм формирования брачно-семейных отношений в российском обществе: методология социологического анализа: автореф. дис. ... канд. соц. наук. - М., 2019. – С. 16]
Концепция социальных представлений стремится преодолеть примитивное, механистическое восприятие человеческой психики как набора врожденных или приобретенных реакций на внешние стимулы. В когнитивной психологии Ж. Пиаже психическая деятельность описывается как синтез процессов ассимиляции-применения внутренних структурных свойств индивидов к окружающей среде-и аккомодации-преобразования этих свойств в соответствии с условиями среды. Эта первоначальная теоретическая установка была полностью воспринята концепцией социальных представлений, которая отвергает жесткое разделение стимула и реакции, субъекта и объекта, рассматривая их как неразрывное целое, что порождает творческое «конструирование реальности».
В данной концепции подчеркивается коллективный, социальный характер познавательной активности. Стереотипы, хотя и имеют социальное происхождение, отличаются от социальных представлений, которые не являются просто механическим отражением идей и ценностей извне, а представляют собой результат деятельности познающего субъекта в процессе общения.
Познание социальной жизни, независимо от его уровня, требует от человеческого мышления способности к абстракции, что ведет к формированию образа общества. Социально-политические знания отличаются своими источниками и сложностью верификации по сравнению с другими видами знаний, так как часто формируются в рамках идеологий и под влиянием политических течений. Кроме того, многие аспекты социальной информации трудны для проверки, и чем больше дистанция между объектом познания и личным опытом индивида, тем сложнее критически оценить полученные знания. Таким образом, многие представления об обществе усваиваются автоматически, что порождает социальные стереотипы, играющие значительную роль в социальной перцепции.[ Минайчева Н.В. Экология развода. Обобщение опыта психологического консультирования - Звенигород, 2020 –С. 328]
Фрагмент для ознакомления
3
1. Айвазова Д.Г. Семейное неблагополучие в зеркале психологии – Звенигород – 123 с.
2.Анурин В.Ф. Сексуальная революция: двойной стандарт // Социологические исследования. - 2020. - №9. - С. 88-95.
3.Ахмадеева Е.В. Виртуальное пространство как угроза психологической безопасности семьи // Вестник Башкирского университета. - 2022. - №1. - С. 242-247.
4.Бесаева А.Г. К проблеме семейных конфликтов (психологический аспект) // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 63-4. - С. 275-277.
5. Варфалви Л.В. Этико-психологические проблемы брачно-семейных отношений в условиях социализма: автореф. дис. ... канд. филос. наук. – СПб., 2020. - 15 с.
6.Воеводина Ю.С. Незарегистрированный брак как социальный механизм формирования брачно-семейных отношений в российском обществе: методология социологического анализа: автореф. дис. ... канд. соц. наук. - М., 2019. - 29 с.
7.Воронина Т.Д. Развод как социальный феномен в современной России: причины и последствия. Опыт регионального исследования // Вестник Томского государственного университета. - 2021. - №1. - С. 21-31.
8. Галяутдинова С.И., Ахмадеева Е.В. Понимание супружеской измены пользователями интернет-пространства // Вестник Башкирского университета. - 2023. - №3. - С. 906-911.
9. Голод С. Адюльтер: тенденции и нормы // Рубеж. Альманах социальных исследований. - 2022. - №5. С. - 158-165.
10. Голод С.И. Российские сексуальные стандарты и их трансформация (вторая половина ХХ столетия) // Журнал социологии и социальной антропологии. - 2020. - №2. - С. 139-153.
11. Григорьева Т.П. Деструктивная привязанность как специфическая категория привязанности во взрослом возрасте // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. - 2022. - №3. - С. 14-15.
12. Евграфова Ю.А. Ценности современной молодежи и установки на семью и деторождение // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. - 2022. - №28. С. - 12-16.
13. Екимчик О.А., Григорова Т.П., Смирнова Н.С. Динамические аспекты близких (романтических) отношений и совладающее поведение партнеров // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2013. Т. 19. №3. С. 144-150.
14. Екимчик О.А., Крюкова Т.Л. Феноменология совладания с одиночеством в романтических отношениях // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. - 2022. - №4. - С. 81-86.
15. Журавлева Е.А. Гендерные стереотипы мужчины в русских анекдотах // Мир науки, культуры, образования. - 2022. - №2. - С. 263-265.
16.Зубенко, Д. А. Гендер как фактор развития супружеских конфликтов // Молодой ученый. — 2019. — № 13 (251). — С. 258-259.
17.Карманова Т.М. Адаптация молодых супругов к условиям совместной жизни в разнонациональных семьях // Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2023. - № 34. - С. 10-14.
18. Климова С.В. Нормы любви в гендерной системе культуры: автореф. дис. ... дис. соц. наук. - Саратов, 2023. - 31 с.
19. Коляскина Е.А. Внебрачные связи и отношение к ним в русской деревне Алтая во второй половине - первой половине ХХ в. // Вестник Томского государственного университета. - 2023. - №373. - С. 96-103.
20. Конина М.А. Феномен неограниченного сексуального поведения в современном обществе: патологические тенденции культуры или патология личности? // Консультативная психология и психотерапия. - 2023. - №2 (81). - С. 88-118.
21. Конина М.А., Холмогорова А.Б. Стратегии сексуального поведения в современной культуре // Культурно-историческая психология. - 2020. - №1. - С. 61-70.
22. Крюкова Т.Л., Ронч А.М. Детерминанты одиночества и совладания с ним в супружеских отношениях // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. - 2022. - №4. - С. 129-134.
23. Левкович В.П., Зуськова О.Э. Социально-психологический подход к изучению супружеских конфликтов // Психологический журнал. - 2022. - № 3. - С. 126-137.
24.Лефтеров В.А., Вакулич Т.М. Психологические особенности виктимного поведения женщин в ситуациях домашнего насилия // Психология и право. - 2023. - №2. - С. 33-43.
25.Луценко Е.Л. Сексуальная и любовная зависимость: феноменология, психофизиологическая основа, методы коррекции (обзор) // Вестник психофизиологии. - 2020. - №3. - С. 21-35.
26.Маленова А.Ю., Дружинина Ю.А. Гендерные особенности отношения к браку и семье представителей разных поколений // Вестник Омского университета. - 2020. - №1. - С. 39-49.
27. Матвеева К.С. Эволюция социальных представлений о гендерной идентичности // Вестник Тамбовского университета. - 2019. - №1 (69). - С. 170-177.
28. Медалева И.О. Гендерные особенности отношения супругов к измене на разных этапах развития семьи // Научные проблемы гуманитарных исследований. - 2021. - №11. - С. 57-63.
29.Минайчева Н.В. Экология развода. Обобщение опыта психологического консультирования - Звенигород, 2020 -1196 с.
30. Рудницкая Т.Ю. Проблемы семьи в светском и религиозном концептах: автореф. дис. ... канд. филос. наук. Пермь, 2010. - 31 с.
31. Свадьбина Т.В. Российская семья: быть или не быть? // Мир России – 2020 - №1. - С. 188-209.
32. Синельников А.Б., Дорохина О.В. Брак и развод в России с точки зрения формальных и неформальных социальных норм // Известия Саратовского университета. - 2022. - №3. - С. 21-28.
33. Смирнов Е.Р., Поварова А.Е. Институт брака и правовое положение женщины // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2023. - №3-1. - С. 332-335.
34. Смирнова Н.С. Аналитический обзор исследований неверности и измены в романтических отношениях // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. - 2023. - №1. - С. 17-12.
35. Соколова Ю.А. Гендерные особенности причин супружеских измен в современных семьях // Ученые записки Российского государственного социального университета. - 2022. - №7. - С. 148-154.
36. Соколюк Н.В. Гендерные отношения в сфере родительства: история и современность // Известия Дальневосточного федерального университета. - 2019. - №1. - С. 88-104.
37. Страхов А.М. Философская антропология эволюции образов пола и любви в отечественной культуре последний столетий: автореф. дис. ... докт. филос. наук. - Белгород, 2020. - 50 с.
38. Сысенко В.А. Супружеские конфликты. - М.: Мысль, 2020. - 173 с.
39.Терелецкова Е.В. Роль гендерного фактора в разводах: демографические и социальные аспекты: автореф. дис. . канд. соц. наук. - Уфа, 2022. - 24 с.
40. Харчев А.Г. Современная семья и ее проблемы. - Ереван: Айастан, 2022. - 271 с.
41.Христославенко, Е. Р. Супружеские конфликты и их влияние на психологический климат семьи // Молодой ученый. - 2023. - № 29 (476). - С. 118-120.
42.Шабаева А.В., Бендас Т.В. Возрастные, гендерные и этнические особенности лидерства в супружеских отношениях (на примере городских и сельских семей) // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2020. - №10. - С. 238-251.
43. Шипова Н.С. Совладание с переживанием измены в близких отношениях: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Кострома, 2020. - 26 с.
44. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. - М.: Апрель-Пресс, 2020. - 512 с.
45.Шуман С.Г., Шуман В.П. Семейные конфликты: причины, пути устранения. - Брест: Лаборатория «Практической психологии и педагогики», 2022. - 160 с.
46. Щучинов О.С., Казанцева С.К., Орехова Н.А. Сексуальная измена как фактор дестабилизации парных отношений // Вестник Удмуртского университета. - 2022. - №3. - С. 173-182.