- Курсовая работа
- Дипломная работа
- Контрольная работа
- Реферат
- Отчет по практике
- Магистерская работа
- Статья
- Эссе
- Научно-исследовательская работа
- Доклад
- Глава диплома
- Ответы на билеты
- Презентация
- Решение задач
- Диссертация
- Доработка заказа клиента
- Аспирантский реферат
- Монография
- Дипломная работа MBA
- ВКР
- Компьютерный набор текста
- Речь к диплому
- Тезисный план
- Чертёж
- Диаграммы, таблицы
- ВАК
- Перевод
- Бизнес план
- Научная статья
- Рецензия
- Лабораторная работа
-
Оставьте заявку на Дипломную работу
-
Получите бесплатную консультацию по написанию
-
Сделайте заказ и скачайте результат на сайте
Развитие мелкой моторики у младших школьников с нарушением опорно-двигательного аппарата на уроках адаптивной физической культуры посредствам подвижных игр с мячом
- Готовые работы
- Дипломные работы
- Физическая культура (другое)
79 страниц
36 источников
Добавлена 06.08.2025 Опубликовано: studservis
15000 ₽
30000 ₽
Фрагмент для ознакомления 1
Глава 1. Теоретические аспекты развития младших школьников с нарушением опорно-двигательного аппарата. 6
1.1. Психолого - педагогические особенности учащихся младшего школьного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата 6
1.2. Анатомо - физиологические особенности учащихся младшего школьного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата 10
1.3. Характеристика нарушений опорно-двигательного аппарата 14
Глава 2. Методические аспекты развития мелкой моторики у младших школьников с нарушением опорно-двигательного аппарата средствами подвижных игр с мячом 18
2.1. Особенности двигательной сферы у учащихся младшего школьного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата 18
2.2. Понятие «мелкая моторика», значение и методы развития на уроках физической культуры 23
2.3. Подвижные игры с мячом как средство развития мелкой моторики у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, методики определения уровня развития мелкой моторики 27
Глава 3. Опытно-педагогическая работа по выявлению влияния средств подвижных игр с мячом на уровень развития мелкой моторики у учащихся младшего школьного возраста с нарушение опорно-двигательного аппарата на уроках адаптивной физической культуры……………………………………...37
3.1 Организация и методика исследования……………………………………..37
3.2 Анализ результатов исследования…………………………………………..48
Заключение 65
Список используемых источников 76
Приложение………………………………………………………………………80
Фрагмент для ознакомления 2
Правильное развитие мелкой моторики у ребенка существенно влияет на формирование сенсомоторной координации, то есть согласованного действия рук и глаз. Зрение играет ключевую роль в изучении окружающего мира и контроле движений, делая их более точными и совершенными. Глаза направляют руку, а руки, в свою очередь, помогают ребенку познавать окружающий мир через различные предметы, которые он касается и исследует.
С возрастом ребенок все активнее использует свои руки и пальцы для воплощения своих идей и желаний. Он строит, рисует, пишет, открывая для себя новые знания и навыки. Однако современные дети все чаще испытывают общее моторное отставание из-за слабого развития моторики, что может привести к трудностям с письмом и речью.
Актуальность нашей работы заключается в том, что подвижные игры являются благоприятным средством для развития мелкой моторики именно в младшем школьном возрасте, поскольку в этом возрасте дети находятся в стадии активного физического развития, готовы к обучению новым движениям и легко впитывают информацию через игровую деятельность, а у детей с заболеванием опорно-двигательного аппарата изначально сложилось трудность воспроизведения движений по образцу, нарушением темпа выполнения и пространственной организации движений. Развитие мелкой моторики важно уже на этапе детства, так как точные координированные движения будут необходимы в будущем для выполнения различных задач и действий. Учитывая все эти факторы, поддержка и развитие мелкой моторики у детей является важным аспектом их обучения и развития. Эти обстоятельства определяют актуальность выбранной темы исследования.
В настоящее время существует множество интересных и аналитических работ различных авторов, включая как ученых, так и преподавателей. Это позволило нам проанализировать и выделить наиболее важные аспекты по этому вопросу, а также систематизировать полученные данные.
Изучением данной проблемы занимались такие ученные как: А.В. Антакова-Фомина, М.И. Кольцова. П.С. Сековец, которые считали, что движения рук человека не детерминированы наследственно, а возникают в процессе воспитания и обучения в результате формирования ассоциативных связей между зрительными, двигательными и мышечными ощущениями при активном взаимодействии с окружающей средой [1, 34, 26].
Тесную связь развития мелкой моторики и развития мозга выделяли такие исследователи как Г. Е. Сухарева, М. С. Певзнер, Е. М. Мастюкова. Они говорили о том, что мелкая моторика является важной предпосылкой развития высших психических функций, таких как память, внимание, восприятие, эмоционально-волевая сфера ребенка. Отечественные ученые предполагают, что тренировку рук ребенка и его пальцев следует начинать еще на ранних этапах развития и подкреплять ее речевыми действиями [2].
Проблема исследования заключается в выявлении условий, при которых подвижные игры с мячом будут способствовать развитию мелкой моторики у младших школьников с нарушением опорно-двигательного аппарата на уроках физической культуры. Данная проблема глубоко и полно изучена в науке и представлена в специальной литературе.
Объект исследования: процесс развития мелкой моторики у младших школьников на занятиях физической культуры.
Предмет исследования: подвижные игры с мячом как средство развития мелкой моторики у младших школьников с нарушением опорно-двигательного аппарата на уроках физической культуры.
Цель исследования: выявить условия, при которых подвижные игры с мячом будут способствовать развитию мелкой моторики у младших школьников с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Задачи работы. Для достижения цели работы необходимо решить несколько задач:
- рассмотреть психолого-педагогические особенности учащихся младшего школьного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата;
- изучить анатомо-физиологические особенности учащихся младшего школьного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата;
- представить характеристику нарушений опорно-двигательного аппарата;
- выявить особенности двигательной сферы у учащихся младшего школьного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата;
- проанализировать понятие «мелкая моторика», значение и методы развития на уроках физической культуры;
- рассмотреть подвижные игры с мячом как средство развития мелкой моторики у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, методики определения уровня развития мелкой моторики;
- провести опытно-педагогическую работу по выявлению влияния средств подвижных игр с мячом на уровень развития мелкой моторики у учащихся младшего школьного возраста с нарушение опорно-двигательного аппарата на уроках адаптивной физической культуры.
Методы исследования:
- анализ научной и методической литературы по заявленной теме;
- обобщение;
- классификация;
- изложение.
Глава 1. Теоретические аспекты развития младших школьников с нарушением опорно-двигательного аппарата
1.1 Психолого-педагогические особенности учащихся младшего школьного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата
«Одним из заболеваний опорно-двигательного аппарата, является Детский церебральный паралич (ДЦП). При данном заболевании, поражены самые важные для человека функции – интеллект, речь, психика, движение. Степень тяжести двигательных нарушений варьирует в большом диапазоне – от грубейших двигательных нарушений до минимальных, таких, что у ряда детей стирается грань между детскими церебральными параличами и другими заболеваниями, также связанными с поражением головного мозга, но протекающими без параличей» [11].
Дети с детским церебральным параличом могут иметь различные особенности в функционировании внимания, мышления, памяти и воображения. Вот некоторые общие черты:
Внимание у детей с детским церебральным параличом может быть затруднено поддержание внимания из-за двигательных ограничений или проблем с координацией. Они могут быстро утомляться и терять концентрацию. Однако, с помощью специальных методик и подходов, внимание у них может быть улучшено.
Препятствия, возникающие при мыслительных процессах, могут быть выражены в сложности:
- при планировании;
- принятии решений;
- анализе информации, из-за возможных нарушений моторики и координации движений.
Однако, многие дети обладают хорошим интеллектом и способны к обучению.
Процесс запоминания информации может быть проблемным из-за нарушений двигательных функций и проблем с концентрацией. Однако, они могут использовать различные стратегии запоминания, такие как ассоциации или визуализацию, чтобы улучшить свою память [23,27].
Просматриваются и особенности развития воображения, из-за ограничений в двигательных навыках. Однако, они часто обладают креативным мышлением и способностью к творчеству, особенно если им предоставляются возможности для экспериментирования и самовыражения.
Важно помнить, что каждый ребенок с данным заболеванием уникален, и подход к развитию его когнитивных функций должен быть индивидуализированным и ориентированным на его потребности и способности.
Для грамотной организации психолого-педагогического сопровождения ребенка с узлом образовательного процесса, в задачи которого входит правильное выявление наиболее актуальных проблем его развития, своевременное оказание адресной помощи и динамическая оценка его эффективности, необходимо опираться на типологию, которая должна быть педагогически ориентированной. Рассмотрим несколько вариантов:
«Вариант 6.1. предназначен для учащихся с нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА), которые на момент поступления в школу достигли уровня развития, близкого к возрастному, и имеют положительный опыт общения со здоровыми сверстниками. Образовательная организация должна иметь условия для организации среды и рабочего места учащегося в соответствии с ограничениями его здоровья и обеспечивать выполнение коррекционной программы, соответствующей его особым образовательным потребностям» [15].
«Вариант 6.2. Рекомендуется для школьников, у которых выявлены признаки двигательных нарушений, легкой умственной отсталости. Вариант 6.3. предназначен для обучения детей с легкой умственной отсталостью в дополнение к двигательным расстройствам. Вариант 6.4. предназначен для обучения детей с тяжелыми множественными нарушениями развития» [29].
«В связи с этими особенностями, характерными для детей с двигательными расстройствами, педагогам предлагаются следующие рекомендации:
- сотрудничество. Установление тесного контакта между учителем и родителями и специалистами учебного заведения;
- готовность руки к письму. Следует учитывать, что акт письма формируется очень медленно. Выполнять специальные упражнения для расслабления и укрепления мышц рук во время занятий;
- независимость. Учитель должен определить место ребенка в классе таким образом, чтобы он мог свободно стоять или выходить из-за своего стола;
- рабочее место. Всего пространства на столе должно хватать для свободного манипулирования учебниками и учебными принадлежностями. Оно должно быть четко организовано, логически структурировано и понятно ребенку. Наличие специальных письменных принадлежностей, кладки и т.д.;
- удобная поза. Наблюдая за учеником, учитель должен определить, в каком положении ему удобнее выполнять письменную работу, как ему удобно реагировать: сидя или стоя;
- определение потенциала ребенка. Учитель должен варьировать объем и формы письменной работы, чтобы ребенок мог не отставать от темпов работы в классе, не переутомляться и иметь возможность развивать навыки обучения.
- работа с классной командой. Предварительная работа с детским коллективом этого класса необходима до прибытия ребенка с малышом в класс массового обучения;
- «Я хочу - я могу». При оценке результатов устного ответа, письменной работы и оценки знаний следует также учитывать особенности ребенка, связанные с его заболеванием» [16].
Адекватное интеллектуальное развитие у таких детей часто сочетается с неуверенностью в себе, ограниченной независимостью и повышенной внушаемостью. Личная незрелость проявляется в недостатке здравого смысла, плохой ориентации в повседневных и практических вопросах жизни. Учитель, обучающий ребенка с нуля в учебном заведении, должен быть для него опорой и проводником в полноценной школьной жизни.
Таким образом, можно сделать вывод, что психологи, врачи и учителя выделяют несколько психолого-педагогических особенностей в том числе: нарушение речи, потеря слуха, нарушение пространственной ориентации, неспособность распознавать и воспроизводить геометрические фигуры, собранные в единое целое, ошибки в графике, изображении букв и т. д. Числа, нарушения внимания и памяти, повышенная возбудимость, склонность к перепадам настроения, страхам, проявление психического инфантилизма, ограниченное общение, патологическое формирование личности. Дети с детским церебральным параличом могут иметь различные особенности в функционировании внимания, мышления, памяти и воображения. Вот некоторые общие черты. Внимание у детей с детским церебральным параличом может быть затруднено поддержание внимания из-за двигательных ограничений или проблем с координацией. Они могут быстро утомляться и терять концентрацию. Однако, с помощью специальных методик и подходов, внимание у них может быть улучшено. Препятствия, возникающие при мыслительных процессах, могут быть выражены в сложности: при планировании; принятии решений; анализе информации, из-за возможных нарушений моторики и координации движений. Однако, многие дети обладают хорошим интеллектом и способны к обучению. Процесс запоминания информации может быть проблемным из-за нарушений двигательных функций и проблем с концентрацией. Однако, они могут использовать различные стратегии запоминания, такие как ассоциации или визуализацию, чтобы улучшить свою память. Просматриваются и особенности развития воображения, из-за ограничений в двигательных навыках. Однако, они часто обладают креативным мышлением и способностью к творчеству, особенно если им предоставляются возможности для экспериментирования и самовыражения. Важно помнить, что каждый ребенок с данным заболеванием уникален, и подход к развитию его когнитивных функций должен быть индивидуализированным и ориентированным на его потребности и способности.
1.2 Анатомо-физиологические особенности учащихся младшего школьного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата
Дети младшего школьного возраста могут иметь различные нарушения опорно-двигательного аппарата, такие как сколиоз, плоскостопие, дисплазия тазобедренного сустава и другие. Эти нарушения могут сказываться на психоэмоциональном и физическом развитии ребенка.
Что касается набора веса у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, то он может быть как ускоренным, так и замедленным, в зависимости от характера нарушения. Например, дети с нарушениями, требующими ограничения физической активности, могут набирать вес быстрее из-за недостаточной физической нагрузки. С другой стороны, дети с нарушениями, препятствующими нормальной работе желудочно-кишечного тракта, могут испытывать затруднения в наборе веса.
Следует помнить, что для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата особенно важен комплексный подход к лечению, включающий физическую реабилитацию, коррекцию питания и мониторинг развития. Регулярные консультации с врачами-специалистами помогут оптимизировать процесс набора веса и обеспечить правильное физическое развитие ребенка [5].
Кроме того, рост детей младшего школьного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата также может быть замедленным или несоразмерным из-за деформаций костей или суставов. Например, у детей с диагностированным сколиозом или плоскостопием может наблюдаться искривление позвоночника или деформация стопы, что может препятствовать нормальному росту.
Для коррекции этого необходимо проводить систематическое лечение, регулярно посещать врачей-специалистов и следовать рекомендациям по физической активности. Физическая реабилитация, укрепляющие упражнения и специальные методики могут способствовать правильному формированию опорно-двигательного аппарата и помочь ребенку максимально полноценно развиваться.
Важно также обратить внимание на питание ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата. Правильный баланс питательных веществ, витаминов и минералов необходим для поддержания здоровья костей, суставов и мышц. Регулярная консультация с диетологом или врачом-педиатром поможет подобрать оптимальный рацион питания, учитывая индивидуальные особенности и потребности ребенка [5,11].
Следует помнить, что своевременное выявление и комплексное лечение нарушений опорно-двигательного аппарата в детском возрасте способствует улучшению качества жизни ребенка и его полноценному физическому развитию.
Число детей-инвалидов с врожденными или приобретенными нарушениями опорно-двигательного аппарата увеличивается с каждым годом. Учащиеся младшего школьного возраста данной категории, имеют свои анатомо-физиологические особенности, которые могут влиять на их обучение и развитие.
Нарушения опорно-двигательного аппарата вызваны плохим развитием скелетных мышц, хрящей, сухожилий и связок, что в дальнейшем может привести к травмам различной степени тяжести.
Одной из основных проблем, с которыми они сталкиваются, является нарушение моторики. Это может проявляться в слабой моторике рук или ног, нарушении координации движений, деформациях опорно-двигательного аппарата (например, сколиоз, плоскостопие и др.). У таких детей часто отмечается сниженная выносливость, слабость мышц, утомляемость при выполнении физических упражнений.
«Следует отметить, что костно-мышечная система детей младшего школьного возраста находится на начальной стадии формирования. Мышцы у детей слабые, особенно мышцы спины, поэтому они не могут долго удерживать тело в правильном положении, что приводит к очень неустойчивой осанке, поэтому у младших школьников легко возникает асимметричное положение головы. Осанка считается правильной, если плечи находятся на одном уровне, голова слегка приподнята, грудная клетка расправлена; горбун и голова образуют вертикальную линию. Причин, которые могут привести к неправильной осанке, много» [4].
«Неблагоприятные условия окружающей среды, социальные и гигиенические факторы оказывают негативное влияние на осанку - плохое освещение на рабочем месте, неудобная одежда и обувь, мебель, не соответствующая росту ребенка, низкая двигательная активность детей или монотонные физические упражнения. Кроме того, плоскостопие является частой причиной нарушений ОД у детей младшего школьного возраста - изменения стопы и ее суставов в результате мышечной и связочной слабости, которая снижает высоту свода и нарушает функцию «пружины» при ходьбе» [21].
Таким образом, можно сделать вывод, что дети младшего школьного возраста могут иметь различные нарушения опорно-двигательного аппарата, такие как сколиоз, плоскостопие, дисплазия тазобедренного сустава и другие. Эти нарушения могут сказываться на психоэмоциональном и физическом развитии ребенка. Что касается набора веса у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, то он может быть как ускоренным, так и замедленным, в зависимости от характера нарушения. Например, дети с нарушениями, требующими ограничения физической активности, могут набирать вес быстрее из-за недостаточной физической нагрузки. С другой стороны, дети с нарушениями, препятствующими нормальной работе желудочно-кишечного тракта, могут испытывать затруднения в наборе веса. Следует помнить, что для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата особенно важен комплексный подход к лечению, включающий физическую реабилитацию, коррекцию питания и мониторинг развития. Регулярные консультации с врачами-специалистами помогут оптимизировать процесс набора веса и обеспечить правильное физическое развитие ребенка. Кроме того, рост детей младшего школьного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата также может быть замедленным или несоразмерным из-за деформаций костей или суставов. Например, у детей с диагностированным сколиозом или плоскостопием может наблюдаться искривление позвоночника или деформация стопы, что может препятствовать нормальному росту. Для коррекции этого необходимо проводить систематическое лечение, регулярно посещать врачей-специалистов и следовать рекомендациям по физической активности. Физическая реабилитация, укрепляющие упражнения и специальные методики могут способствовать правильному формированию опорно-двигательного аппарата и помочь ребенку максимально полноценно развиваться. Важно также обратить внимание на питание ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата. Правильный баланс питательных веществ, витаминов и минералов необходим для поддержания здоровья костей, суставов и мышц. Регулярная консультация с диетологом или врачом-педиатром поможет подобрать оптимальный рацион питания, учитывая индивидуальные особенности и потребности ребенка. Следует помнить, что своевременное выявление и комплексное лечение нарушений опорно-двигательного аппарата в детском возрасте способствует улучшению качества жизни ребенка и его полноценному физическому развитию.
1.3 Характеристика нарушений опорно-двигательного аппарата
Нарушения опорно-двигательного аппарата, представляют собой множество ограничений для здоровья детей, которые могут возникнуть в результате воздействия эндогенных и экзогенных факторов на организм ребенка. Данную нозологическую группу можно разделить на следующие подгруппы, по характеристике типичных нарушений:
1. Спинальное поражение опорно-двигательного аппарата.
Связано с повреждением спинного мозга или периферических нервов, что приводит к нарушению передачи сигналов от мозга к мышцам и обратно. Это может привести к параличу, нарушению чувствительности, расстройствам координации и другим проблемам движения.
2. Ампутационное поражение опорно-двигательного аппарата.
Связано с потерей конечности из-за травмы или болезни. После ампутации происходит значительное изменение в структуре и функции опорно-двигательного аппарата, что требует реабилитации и адаптации к новым условиям жизни.
3. Церебральное поражение опорно-двигательного аппарата.
Связано с повреждением мозга, что приводит к нарушениям двигательных функций, координации движений, равновесия и другим проблемам. Примерами церебральных поражений являются церебральный паралич, инсульты, травмы головы и другие заболевания мозга.
В отечественной практике чаще всего используется классификация Ксении Александровны Семеновой. Согласно этой классификации, выделяют следующие формы церебрального паралича:
1. Двойная гемиплегия.
2. Спастическая диплегия.
3. Гемипаретическая форма.
4. Гиперкинетическая форма.
В зависимости от тяжести двигательных нарушений различают три степени детского церебрального паралича:
- легкое завершение - физические недостатки позволяют им передвигаться, пользоваться транспортом, иметь хорошо развитые навыки самообслуживания;
- средний - дети частично нуждаются в помощи других, когда они переезжают и заботятся о себе;
- трудно - дети полностью зависят от других [2].
Нарушения опорно-двигательного аппарата, представляют собой множество ограничений для здоровья детей, которые могут возникнуть в результате воздействия эндогенных и экзогенных факторов на организм ребенка. Данную нозологическую группу можно разделить на следующие подгруппы, по характеристике типичных нарушений: Спинальное поражение опорно-двигательного аппарата. Связано с повреждением спинного мозга или периферических нервов, что приводит к нарушению передачи сигналов от мозга к мышцам и обратно. Это может привести к параличу, нарушению чувствительности, расстройствам координации и другим проблемам движения. Ампутационное поражение опорно-двигательного аппарата. Связано с потерей конечности из-за травмы или болезни. После ампутации происходит значительное изменение в структуре и функции опорно-двигательного аппарата, что требует реабилитации и адаптации к новым условиям жизни. Церебральное поражение опорно-двигательного аппарата. Связано с повреждением мозга, что приводит к нарушениям двигательных функций, координации движений, равновесия и другим проблемам. Примерами церебральных поражений являются церебральный паралич, инсульты, травмы головы и другие заболевания мозга. Внешне они могут проявляться по-разному: деформация рук и/или ног, мышечная слабость, искривление конечностей, задержка роста конечностей и многое другое. Такие ограничения возникают по целому ряду причин. Это могут быть заболевания (детский церебральный паралич, генетические заболевания, поражения головного и/или спинного мозга, вызванные различными причинами на ранних стадиях внутриутробного развития, родов и т.д.), травмы, врожденные деформации опорно-двигательного аппарата. Основным ограничением детей с узлами является ограничение свободы передвижения, которые варьируются от легких – например, при едва заметной хромоте – до тяжелых, которые приводят к лежачему образу жизни. В зависимости от тяжести ограничения и медицинской и психолого-педагогической помощи дети по-разному адаптируются в обществе. Соответственно, они также нуждаются в различной степени поддержки со стороны учителя, как в обучении, так и в организации досуга. У некоторых детей развивается физическая и психологическая зависимость от взрослых. Без помощника им иногда бывает трудно управлять собой и передвигаться: садиться, вставать, собирать вещи, выходить на улицу и т. д. Согласно исследованиям, почти 90% детей с НОД - это дети с церебральным параличом. Термин «церебральный паралич» объединяет ряд синдромов, возникающих в связи с повреждением головного мозга. К основному симптому ДЦП у детей - двигательным расстройствам - в большинстве случаев присоединяются нарушения умственного развития, речи, слуха и зрения. У некоторых детей наблюдается судорожный синдром. В зависимости от тяжести двигательных нарушений различают три степени детского церебрального паралича: легкое завершение - физические недостатки позволяют им передвигаться, пользоваться транспортом, иметь хорошо развитые навыки самообслуживания; средний - дети частично нуждаются в помощи других, когда они переезжают и заботятся о себе; трудно - дети полностью зависят от других.
В данной главе были рассмотрены основные характеристики нарушений опорно-двигательного аппарата, такие как болезни суставов, травмы костей, деформации позвоночника и другие патологии. Важно помнить, что здоровье опорно-двигательной системы играет ключевую роль в обеспечении полноценной активности и качества жизни человека. Своевременная диагностика и лечение данных нарушений помогут сохранить и восстановить функциональность тела, предотвратить осложнения и улучшить общее самочувствие.
Фрагмент для ознакомления 3
2. Екжанова Е.А. Системный подход к разработке программы коррекционно-развивающего обучения детей с нарушениями интеллекта 45 [Текст] / Е.А.Екжанова, Е.А. Стребелева. — Дефектология Nº6, 1999 - 25- 34 с.
3. Адаптивное и физическое воспитание и спорт. / Под. ред. Д.П. Винника. — Киев.: Олимпийская литература. 2009.
4. Аксенова Л.И. и др. Специальная педагогика. — М.: Академия, 2001.
5. Бернштейн, Н. А. Физиология движений и активность / Н. П. Бернштейн; под ред. О.Г. Газенко. — Москва : Наука, 2001.
6. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук: игры и упражнения [Текст] / С.Е. Большакова. — М.: ТЦ Сфера, 2008. — 64 с
7. Бучацкая И.Н., Прянишникова О.А., Алексеева Н..А., Петров А.А. Коррекция и профилактика нарушений осанки у детей 8-9 лет с легкой степенью умственной отсталости на основе применения специально подобранных подвижных игр // Вестник спортивной науки. 2021. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/korrektsiya-i-profilaktika-narusheniy-osanki-u-detey-8-9-let-s-legkoy-stepenyu-umstvennoy-otstalosti-na-osnove-primeneniya (дата обращения: 25.02.2024).
8. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. — Санкт-Петербург : Союз, 2001. — С. 224.
9. Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики [Текст]: / А.Д. Гонеев. — М., 1999.
10. Гореева, Н. Коррекция развития мелкой моторики и осязания у детей с нарушением зрения / Н. Гореева // Дошкольное воспитание. — 2002. — №6.
11. Гросс Н. А. Физическая реабилитация детей с нарушениями функции опорно-двигательного аппарата / Н. А. Гросс. М.: «Советский спорт». 2000. — 224 с.
12. Евсеев С.П. Шапкова Л.В. Адаптивная физическая культура. — М.: Советский спорт, 2000.
13. Жукова, О. Развитие руки: просто, интересно, эффективно [Текст] / О. Жукова- Дошкольное воспитание Nº 11, — 06. — 14-17 с.
14. Ильин, Е. П. Психомоторная организация человека. Учебник для вузов / Е. П. Ильин. — Санкт-Петербург : Питер, 2003. - C. 384
15. Каптелин, И. О. Лечебная физкультура / И. О. Каптелин. — М. : Медицина, 2000. — С. 9.
16. Кольцова, М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка / М. М. Кольцова. — Москва : Просвещение, 2004. — C. 193
17. Комплексная профилактика заболеваний и реабилитация больных и инвалидов /Под. ред. В.А. Лисовский. С.П. Евсеев. — М.: Советский спорт, 2004.
18. Мирская Н.Б., Коломенская А.Н., Ляхович А.В., Самусенко И.Ю., Синякина А.Д. Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата школьников // ВСП. 2006. №S. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/profilaktika-narusheniy-oporno-dvigatelnogo-apparata-shkolnikov (дата обращения: 25.02.2024).
19. Морозова О.В. Ярошинская А.П. Учебно-методическое пособие Адаптивная Физическая Культура. — Астрахань: Сорокин Роман Васильевич, 2013.
20. Никольская Т.В., Баринова Г.В., Кузьменкова Т.Л. Методика профилактики и коррекции нарушения осанки у детей младшего школьного возраста // ТиПФК. 2022. №11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodika-profilaktiki-i-korrektsii-narusheniya-osanki-u-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta (дата обращения: 25.02.2024).
21. Петрова, В. Г., Белякова, И. В. Кто они, дети с отклонениями в развитии / В. Г. Петрова, И. В. Белякова. — 2-е изд. — Москва : Просвещение, 2000.
22. Попов С.Н. и др. Лечебная физическая культура. — М.: Академия, 2014.
23. Пузанов Б.П., Селиверстов В.И. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии [Текст] / Б.П. Пузанов, В.И. Селиверстов — М., 2002.
24. Ростомашвили Л.Н. Адаптивное физическое воспитание со сложными нарушениями развития. — М.: Советский спорт, 2009.
25. Светлова И. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук / И.Светлова. — М. АСТ, 2010. — 32-43с.
26. Сековец, Л. С. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения в процессе физического воспитания / Л. С. Сековец // Физическое воспитание детей с нарушением зрения. 2001. — № 2.
27. Сладкова Н.А. Организация физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в клубах инвалидов. — М.: Советский спорт, 2012.
28. Современные методики физической реабилитации детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата /Под.ред. Н.А. Гросс. — М.: Советский спорт, 2005.
29. Соколова Н.Г. Практическое руководство по детской лечебной физкультуре. — Ростов-на дону.: Феникс, 2010.
30. Специальная педагогика / Под ред. Н.М.Назаровой. — 2-е изд., — М., 2002.
31. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс.
32. Физическая реабилитация /Под.ред. С.Н. Попова. О.В. Козырева, Н. М. Малашенко. — М.: Академия, 2013.
33. Фищенко П. Я. Врождённая патология опорно-двигательного аппарата / П. Я. Фищенко и др. Д.: Медицина, 1972. — 180 с.
34. Фомина, Л. В. Стимуляция развития речи у детей раннего возраста путём тренировки движений пальцев рук / Л. В. Фомина // Тезисы докладов 24-го Всесоюзного совещания по проблемам ВНД, Москва: Академия, 2006.
35. Хрущев С.В. Врачебный контроль за физическим состоянием школьников. — М.: Медицина,1980.
36. Частные методики адаптивной физической культуры. /Под.ред. Л.В. Шапкова. — М.: Советский спорт, 2007.
Узнать стоимость работы
-
Дипломная работа
от 6000 рублей/ 3-21 дня/ от 6000 рублей/ 3-21 дня
-
Курсовая работа
1600/ от 1600 рублей / 1-7 дней
-
Реферат
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней
-
Контрольная работа
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Решение задач
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Бизнес план
2400/ от 2400 руб.
-
Аспирантский реферат
5000/ от 5000 рублей/ 2-10 дней
-
Эссе
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней