Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В исследованиях литературы с появлением многочисленных изданий романов Ф.М. Достоевского все больше становится интересна тема функции костюма в его романах. Существует огромное разнообразие историко-литературных трактовок как классических, так и актуально современных, порой даже резко радикальных. Мы поставили перед собой задачу выявить новые тенденции в литературном анализе костюмах и соотнести многочисленные труды на эту тему между собой. Исследование позволяет глубже понять не только художественные приемы, используемые в литературе, но и философские, культурные и социальные контексты, в которых они возникают. Это создает возможность для более глубокого анализа произведений, позволяя выявить их многослойность и значимость в контексте литературного процесса. В художественном мире писателя, насыщенном деталями ландшафта, пейзажа, интерьера и натюрморта, костюм занимает особое место. Это объясняется тем, что главным объектом изображения в литературе, начиная с древнейших времен, является человек, а костюм выступает его неотъемлемым атрибутом, не просто дополнением, а мощным инструментом характеристики, обладающим уникальной многофункциональностью и богатейшей семантикой. Он далеко выходит за рамки простого описания одежды.
Костюм, изображенный писателем, способен формировать пластический облик персонажа, акцентируя его позы, движения и даже эмоциональное состояние. Например, пышная, громоздкая одежда может свидетельствовать о богатстве и высокомерии, в то время как простая, скромная – о бедности или смирении. Однако это лишь поверхностный уровень интерпретации. Мастерство писателя заключается в том, чтобы через костюм раскрыть глубинный психологический портрет героя. Выбор ткани, цвет, фасон, аксессуары – все это не случайно и несет в себе определенную смысловую нагрузку.
Национальный колорит также играет значительную роль. Традиционные костюмы, национальные орнаменты и детали кроя позволяют писателю без лишних слов рассказать о происхождении персонажа, его культурных корнях и традициях. Например, вышивка на рубахе может указывать на специфический регион, а определенный вид головного убора – на социальный статус внутри этой культуры. Более того, костюм может служить маркером временных периодов. Мода, как известно, изменчива, и описание одежды персонажа дает читателю ясное представление о времени действия произведения.
Социальное и имущественное положение героя часто ярко отражается в его костюме. Роскошь тканей, драгоценные украшения, качество пошива – все это говорит о богатстве и принадлежности к высшим слоям общества. Напротив, изношенная одежда, заплаты и отсутствие аксессуаров могут указывать на бедность и низкий социальный статус. Даже малейшие детали, такие как обувь или перчатки, могут стать ключом к пониманию социального положения персонажа. Возраст героя также часто виден по его костюму. Детские одежды, молодежная мода и одежда пожилых людей имеют своё визуальное выражение и узнаваемы читателем. В литературе описание одежды может даже указывать на психологическое состояние персонажа. Например, чрезмерно яркая одежда может свидетельствовать о стремлении к самовыражению, а темные тона – о печали и депрессии. Таким образом, костюм в художественном произведении является не просто декоративным элементом, а мощным инструментом характеристики персонажа, способным рассказать о его происхождении, социальном положении, возрасте, и что особенно важно, раскрыть его внутренний мир и психологическое состояние. Мастерство писателя состоит в умении использовать этот инструмент для создания живых и запоминающихся образов.
Научной новизной станет для нас, прежде всего попытка найти в костюме нечто отражающее мировоззрение героев, классифицировать костюм как функцию, подчеркнуть роль костюма в передаче психологического портрета для лучшего исполнения художественного замысла. Актуальность нашей работы связана со значимостью творчества Достоевского для современной культуре, интересу современного литературоведения к проблеме изображения вещи в художественном произведении, а также с необходимостью совершенствовать методику изучения классической литературы, а школе.
Цель работы – рассмотреть функцию костюма как портретной детали в романах Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» и «Идиот». Для реализации этой цели нужно решить следующие задачи:
1. Рассмотреть, какие функции выполняют костюмы персонажей в литературном произведении и определить, какие из них реализуются в романах Достоевского.
2. Вычленить в романах Достоевского «Преступление и наказание» и «Идиот» описания костюмов персонажей и проанализировать их.
3. Сопоставить функции костюмов в романах «Преступление и наказание» и «Идиот».
4. Разработать тренировочные задания для новой версии ЕГЭ по литературе на материале эпизодов, в которых ключевую роль играют описания костюмов.
5. Сделать краткий обзор иллюстраций костюмов известных художников, помогающих в раскрытии образа.
Объектом исследование является романное творчество Достоевского. Предметом — функция костюма как портретной детали в романах писателя.
Материалом исследования стали романы «Преступление и наказание» и «Идиот».
Новизна работы обусловлена поставленными в ней задачами. Во-первых, в работе сопоставляется функция костюмов в романах «Преступление и наказание» и «Идиот», во-вторых, предлагаются тематические самостоятельно разработанные задания в формате ЕГЭ. Последний момент мы считаем особенно важным, так как формат заданий по литературе несколько изменился по сравнению с прошлым годом, а методических материалов, учитывающих эту ситуацию, пока создано недостаточно. В работе используются сравнительно-типологический и структурно-семантический методы.
Теоретической основой исследования послужили работы специалистов по творчеству Достоевского – Л.П. Гроссмана, В.К. Кантора, Т.А. Касаткиной, И.А. Есаулова, С.М. Соловьева и других, а также работы, посвященные семантике костюма в целом – В.В. Давыдовой, Р.М. Кирсановой, Р.В. Захаржевской. Работа имеет традиционную структуру. В первой главе с опорой на работы исследователей рассматриваются функции костюма в художественной литературе, во второй — анализируется роман «Преступление и наказание» в интересующем нас аспекте, в третьей идет речь о костюмах персонажей в романе «Идиот», четвертая глава носит методический характер. Проанализировав романы «Преступление и наказание» и «Идиот» с интересующей нас точки зрения, мы пришли к выводам, что основных функций у костюмов персонажей три: бытоописательная, характерологическая и сюжетообразующая (последняя функция представлена у Достоевского в меньшей степени). Одна и та же костюмная деталь может выполнять несколько функций. Например, драдедамовый платок Мармеладовых.
Обозначим замысел исследования, он родился из понимания, что внутренние противоречия, двойственность, и особенные психологические характеристики героев романов могут быть проанализированы с точки зрения сюжета, композиции, и идейного замысла.
В качестве гипотезы предположим, что функция и роль костюма в романах Ф.М. Достоевского могут быть глубоко соотнесены с характеристиками и поведением героев, а также с мировоззрением самого писателя.
Практическая значимость данной исследовательской работы состоит в том, чтобы расширить историко-литературный анализ как для преподавания в ВУЗах, так и для массового читателя, также для эффективного обучения и экзаменования в рамках системы ЕГЭ. Кроме того, в работе мы планируем дать возможность совершенствовать данную тему в будущем другим исследователям, так как считаем ее многомерной и неисчерпаемой. Возможно это исследование будет началом новых идей и свершений.
Степень изученности данной темы. Данную тему разрабатывали и написали свои труды такие выдающиеся ученые, как А.И. Белецкий, В.В. Виноградов, И.А. Виноградов, В.А. Воропаев, В.Ш. Кривонос, Т. Рыбальченко, В.Н. Топоров, П. Флоренский, А. Чернова и А.П. Чудаков. Эти исследователи внесли значительный вклад в изучение художественного текста и его элементов, что позволяет глубже понять природу художественного произведения. В частности, концепции А.П. Чудакова о художественном предмете как носителе качества всей художественной системы произведения являются особенно актуальными. Он подчеркивает, что художественный предмет не просто существует в рамках произведения, но и выполняет важную функцию, связывая различные элементы в единую целостность. Кроме того, Чудаков акцентирует внимание на специфике гоголевского предметного изображения, которое представляет собой уникальное сочетание живописной пластичности и стремления «проломиться сквозь стену вещей в надвещный мир». Это стремление позволяет увидеть через вещи нечто более глубокое и значительное, что ведет к открытию вневременной и общечеловеческой истины. Гоголь, как никто другой, умел создавать образы, которые не только отражали реальность, но и поднимали важные философские вопросы, заставляя читателя задуматься о вечных истинах. Важно отметить, что данная концепция находит поддержку в работах И.А. Есаулова, который подчеркивает значение аксиологических координат в осмыслении эстетической целостности текста. Это означает, что ценностные ориентации автора, его взгляды на мир и человека, влияют на восприятие произведения и его эстетическую значимость.
ГЛАВА 1. ФУНКЦИИ КОСТЮМА В ЛИТЕРАТУРЕ
1.1. Проблема функции костюма в литературе
В литературе костюм представляет собой целый комплекс предметов, формирующих внешний облик человека. В этот комплекс входит одежда, включающая в себя белье, платье, чулки и пр., обувь, головные уборы и так называемые аксессуары или дополнения, к которым относятся перчатки, сумки, веера, часы, лорнеты, трости, украшения и пр., иногда оружие (как шпага - символ дворянского достоинства в XVIII веке, неотъемлемый от облика дворянина), косметика и прическа, к которой принадлежит сформированный (или несформированный) волосяной покров л/ лица и головы человека (волосы, усы, бакенбарды и бороды)".
В литературе XIX века, особенно в произведениях, воссоздающих атмосферу дворянских усадеб, встречается интересное слово – «пудромант» или «пудромантель», происходящее от немецкого «Pudermantel». Этот термин обозначал лёгкое, обычно довольно простое одеяние, предназначенное для защиты основной одежды от пудры, популярной среди знати, начиная с петровских времён. Интересно, что пудра, как косметическое средство, использовалась и ранее, ещё в эпоху Возрождения, но именно в петровскую эпоху её применение стало массовым явлением, породив необходимость в специальной защитной одежде. Пудроманты, как правило, изготавливались из тонких, лёгких тканей, часто светлых тонов, чтобы не отвлекать внимание от наряда под ним. Их крой был прост, часто напоминал халат или кимоно, чтобы обеспечить свободу движений и легко сниматься/надеваться. Не стоит забывать, что пудра в те времена, в отличие от современной, часто содержала свинцовые белила, что делало её использование потенциально опасным для здоровья. Поэтому пудромант служил не только защитой от загрязнения одежды, но и, в какой-то степени, защитой от прямого контакта с пудрой.
Однако немецкое слово «Pudermantel», хотя и запечатлелось в русской литературе благодаря таким авторам, как Иван Сергеевич Тургенев и Иван Иванович Панаев, чьи произведения пропитаны духом усадебной жизни и быта прошлых эпох, было вскоре вытеснено французским термином «peignoir» (пеньюар), более распространенным и дошедшим до наших дней. Французский язык в высшем свете Российской империи был распространён настолько, что многие французские слова и термины, касающиеся одежды, быстро интегрировались в русский лексикон.
Интересен тот факт, что использование в художественной литературе предметов гардероба, не соответствующих исторической эпохе, описываемой в произведении, является распространенным явлением. Авторы, часто опираясь на не вполне корректные или неполные исторические источники, допускают анахронизмы. Пример тому – упоминание у Николая Алексеевича Некрасова в «Жизни и приключениях Тихона Тростникова» (1843) бархатного лилового спенсера, достигающего талии. На самом деле, короткий спенсер, заканчивающийся под грудью, был модным мужским предметом одежды лишь в краткий период между 1799 и 1804 годами. Женщины носили более длинные варианты спенсеров, часто с подчеркнутой талией под грудью, что объяснялось влиянием "античной моды". Однако и женские спенсеры вышли из моды к концу 1820-х годов. Такие неточности свидетельствуют о том, как сложно авторам точно воссоздать быт и детали одежды минувших эпох, особенно опираясь на фрагментарные воспоминания или не всегда достоверные источники.
Аналогичная ситуация наблюдается и с упоминанием плерезов в незаконченной повести Фёдора Михайловича Достоевского «Неточка Незванова» (1849). Плерез – это вид женского платья или верхней одежды, подробности кроя и популярности которого в конкретный период требуют дополнительного исследования. Однако само упоминание этого предмета в контексте произведения свидетельствует о стремлении Достоевского к точности деталей, даже если эти детали не всегда соответствуют исторической действительности. Важно понимать, что писатели – не историки, и их задача – создание живого и убедительного художественного образа, а не безупречно точное воспроизведение исторических фактов. Таким образом, анахронизмы в литературе могут служить дополнительным свидетельством сложности и многогранности процесса художественного воссоздания прошлого. Описания одежды в литературе XIX века являются не только источником информации об одежде той эпохи, но и отражают культурные и эстетические представления авторов, их видение мира и художественные приемы. Изучение таких деталей, даже с учетом возможных анахронизмов, позволяет глубоко погрузиться в атмосферу прошлого и понять его специфику.
Фрагмент для ознакомления
3
Справочная литература:
1.Ожегов, С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов [под ред. Н.Ю. Шведовой]. М.: Русский язык, 1985. 798 с.
2.Вахрушева,Т. В. Справочник школьника. 5-11 классы/ Т. В. Вахрушева— М.: АСТ-ПРЕСС, 2000. — 768 с.
3.Русские писатели. 1800-1917. Биографический словарь / под ред. П.А. Николаева. В 6 т. Т. 1 - М., 1989. 672 с. Т. 2 - М., 1992. 626 с. Т. 3 - М., 1994. 592 с. Т. 4 - М., 1999. 704 с. Т. 5.- М., 2007. 800 с.
Монографии:
4.Аксенова Е. Портрет / Е. Аксенова // Словарь литературоведческих терминов. М. : Просвещение, 1974. 512 с. С. 275276.
5. Ахшарумов, Н. Д. «Преступление и наказание», роман Ф. М. Достоевского / Н. Д. Ахшарумов // Всемирный труд. – 1867. – №3. – URL: http://lit.1september.ru/ (дата обращения:12.04.2021). – Текст: электронный
6.Бахтин, М. М. Проблемы поэтики Достоевского. - М., 1963.
7.Бердяев, Н. А. Миросозерцание Достоевского // Бердяев Н.А. О русских классиках. – М.: Высшая школа, 1993.
8.Деханова Ольга Алексеевна ХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ НЕОПРЯТНОСТИ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО И ЕГО СОВРЕМЕННИКОВ // ДМКФ. 2022. №2 (18). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/harakterologicheskie-funktsii-neopryatnosti-v-proizvedeniyah-f-m-dostoevskogo-i-ego-sovremennikov (дата обращения: 24.11.2024).
9.Достоевский, Ф. М. Полное собрание сочинений в 30 томах. – Л.: Наука, 1973-1974.
10.Гроссман, Л. П. Поэтика Достоевского / Л. П. Гроссман. – М. : ГАХН, 1925. – С. 188.
11.Ефимова, Л. В. Семиотика как знаковая система костюма [Электронный ресурс]. – URL:https://cyberleninka.ru/article/n/semiotika-kakznakov (дата обращения:12.04.2021). - Текст электронный.
12.Захаржевская, Р. В. История костюма: от античности до современности. – М.: РИПОЛ классик, 2005. – 288 с.
13.Злыднева, Н. В. Коды повседневности в славянской культуре: Еда и одежда: монография. – Санкт-Петербург: Алетейя, 2011. – 560 с.
14.Касаткина Т.А. О творящей природе слова. Онтологичность слова в творчестве Ф.М. Достоевского как основа "реализма в высшем смысле" / Т.А. Касаткина. – М.: ИМЛИ РАН, 2004. – 480 с.
15. Кирсанова, Р. М. Розовая ксандрейка и драдедамовый платок. Костюм – вещь и образ в русской литературе XIX века. Изд. 2-е. М.; Санкт-Петербург.:Родина; 2006. – 175 с.
16.Кудинская, Е. А. Халат как символ лености и
свободы в русской литературе ХIХ века // Литература: Прил. к газ. «Первое сентября». – 1998. Ноябрь (N44). – С.14-15.
17. Кулыгина, А.Г. Поэтика портрета в «Повестях Белкина» А.С. Пушкина: дис. на соискание ученой степени канд. филол. наук: 10.01.01. «Русская литература» / А.Г. Кулыгина. Нижний Новгород, 2008. 20 с.Лазареску, О. Г. Предметный мотив одежды русской литературе и фольклоре // Преподаватель XXI век. Часть 2. 2013. № 3. – С. 356-368.
18.Липская, В. М. Костюм в системе культуры (философско-культурологический анализ):автореф. дис. д-ра филос. наук. Санкт-Петербург, 2012. – 32 с.The scientific heritage No 38 (2019) 33
19.Лотман, Ю. М. Портрет // Лотман Ю. М. Статьи по семиотике культуры и искусства. СПб., 2002. (Серия «Мир искусств»). URL: http://philologos.narod.ru/lotman/portrait.htm (дата обращения: 12.04.2021). - Текст электронный.
20.Манкевич, И. А. «Литературные одежды» как текст: мотив, сюжет, функция // Сюжетология и сюжетография. 2013. № 2. – С. 12-17.
21.Писарев, Д. И. Борьба за жизнь / Д. И. Писарев //
22.Писарев Д. И. Собр. соч.: в 4 т. – Москва, 1956. – Т. 4.
23.Рыбальченко Т. Семантика одежды в поэзии И. Бродского // «Чернеть на белом, покуда белое есть.» Антиномии Иосифа Бродского: сб. статей. M., 2006. С. 102.
Публикации в периодических изданиях:
24.Богданова Ольга Алимовна «Образ чистой красоты» в романе Ф. М. Достоевского «Идиот» // Знание. Понимание. Умение. 2007. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obraz-chistoy-krasoty-v-romane-f-m-dostoevskogo-idiot (дата обращения: 23.11.2024).
25.Кузнецова Е. В. Неоднозначность образа Настасьи Филипповны в романе Ф. М. Достоевского «Идиот» // Наука и современность. 2015. №35. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/neodnoznachnost-obraza-nastasi-filippovny-v-romane-f-m-dostoevskogo-idiot (дата обращения: 23.11.2024).
26.Юрьева О.Ю. Узелок князя Мышкина: функция символической детали в романе Ф. М. Достоевского «Идиот» // Достоевский и мировая культура. Филологический журнал. 2019. № 4(8). С. 90-111 DOI 10.22455/2619-0311-2019-4-90-11
27.Нальгиева М. Х. ОБРАЗ ПАРФЕНА РОГОЖИНА В РОМАНЕ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО "ИДИОТ" // Вестник науки. 2021. №4 (37). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obraz-parfena-rogozhina-v-romane-f-m-dostoevskogo-idiot (дата обращения: 24.11.2024).
28.Степанян-Румянцева Елена Владимировна ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПОРТРЕТ: ОТ ПУШКИНА К ДОСТОЕВСКОМУ // ДМКФ. 2020. №4 (12). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/literaturnyy-portret-ot-pushkina-k-dostoevskomu (дата обращения: 16.11.2024).
29.
Электронные ресурсы:
24.https://smolgu.ru/files/doc/D212_254_01/disser/Pisareva.pdf
25.https://www.dissercat.com/content/kostyum-v-khudozhestvennom-mire-nv-gogolya-povestvovatelnye-tsikly-pisma
26.https://cyberleninka.ru/article/n/uzelok-knyazya-myshkina-funktsiya-simvolicheskoy-detali-v-romane-f-m-dostoevskogo-idiot/viewer
27.https://fedordostoevsky.ru/research/aesthetics-poetics/143/